21.05.2012 11718

Взаимосвязь патриотизма и национальных интересов в современной социокультурной реальности

 

Политическое понимание нации позволяет избежать крайностей узко-этнической трактовки данного феномена. Понимание нации как исторически сложного, объединенного социокультурными связями и организованного в государственную социальную общность явления, в дальнейшем будет положено в определение национальных интересов.

Одним из важнейших условий формирования патриотического сознания человека является осознание национальных ценностей и интересов и последующая реализация их в патриотической деятельности. Мышление в категории национальных интересов выступает фактором воспроизводства и формирования нации. Формирование концепции национальных интересов является критерием становления нации.

Российское общество переживает период формирования системы национальных ценностей и интересов. По признанию многих исследователей едва ли можно говорить о наличии более или менее ясного понимания того, что подразумевается под национальными интересами России. Действенные методы согласования разрозненных, подчас диаметрально противоположных интересов и чаяний различных групп населения, а также пути последовательной консолидации интересов еще не выработаны. Продолжающаяся не первый год дискуссия о национальных интересах России по-прежнему характеризуется разнообразием идейных подходов и ценностных ориентаций. Данное обстоятельство увеличивает риск подмены коренных национальных интересов целями и задачами элитарных политических и экономических группировок. При слабом гражданском обществе национальные интересы часто подменяются интересами бюрократии.

Современная Россия переживает непростой исторический период, сопровождающийся кардинальными социокультурными сдвигами и трансформациями. Страна постепенно начинает преодолевать негативные последствия распада СССР и исправлять просчеты, допущенные во время «радикальных реформ» 1990-х гг. Вместе с тем, наряду с позитивными изменениями последних лет, в ряде сфер жизни российского общества по-прежнему наблюдаются кризисные явления. Они усугубляются идейным и ценностным вакуумом, образовавшимся на месте былых установок и доктрин. Консервация подобного состояния не только затруднит переход к восходящей фазе развития, но и чревата невосполнимой утратой многих отличительных черт российской цивилизации, прежде всего ее духовности. В сложившихся условиях особую важность приобретает процесс выработки ориентиров поступательного развития страны, формирования отвечающей реалиям повестки дня российского общества. Последнее не сможет развиваться, если не определит для себя систему ценностей, не осознает свои базовые потребности и интересы и не сформулирует четкую стратегию их защиты и реализации.

Как показывает мировой и российский опыт, такого рода ориентирами, исходящими из учета потребностей и ценностей национального сообщества, чаще всего становятся национальные интересы - многогранный и многоаспектный феномен, представляющий собой неотъемлемую часть социокультурной реальности. При анализе заявленной проблемы, наиболее важными представляются следующие вопросы: каков генезис национальных интересов, кто является их носителем, каков механизм их согласований.

Национальные интересы относятся к сфере целеполагания исторического субъекта. Специфика интереса состоит именно в том, что он выражает субъективную природу его носителей, т.е. способность избирательно относиться как к сложившимся условиям, так и к своему предполагаемому будущему, способность считать одни объекты своими ценностями и отказываться от других без ущерба для собственного развития. И потребности, и ценности являются органичными составляющими структуры интересов различных социальных субъектов, образуют их содержание, обуславливают направленность. В контексте антропологического подхода необходимо также подчеркнуть диалектическое единство объективных и субъективных составляющих национальных интересов.

(Интерес от лат. Interest - важное, имеет значение) - реальные причины действий национальных общностей и составляющих их структуру элементов (классов, социальных групп, слоев, отдельных индивидов). Национальные интересы формируются в результате осознания народом, каждым отдельным человеком своих социально значимых потребностей и проявляются в форме побуждений, мотивов, идей, определяющих его социальное поведение, деятельность. Интересы различных групп и индивидов внутри национальной общности могут не совпадать и даже быть противоположными друг другу, что связано с различием по положению в системе общественного производства, месту и роли в общественной жизни. Поэтому национальные интересы образуются на основе интересов представителей народа, общества в целом, составляющих его групп, но не сводятся к ним, к их сумме. В процессе взаимодействия элементов структуры национальной общности происходит формирование национальных интересов народа как целого, в которых отражены не любые, а наиболее общие, коренные, сходные признаки его устремлений, желаний, ценностей, места народа в системе национальных общностей, в структуре политических, экономических и культурных отношений с представителями иных народов, государств и т. п.

Осознание национальных интересов осуществляется в ходе непрерывного процесса сравнения, сопоставления положения народа с положением других национальных общностей. Национальные интересы составляют фундамент, ядро национального самосознания и всегда направлены на сохранение или изменение исторически сложившегося своеобразия, особенностей жизненного уклада, характера и видов деятельности народа. Тем самым интересы в дальнейшем будут рассматриваться нами как совокупность причинно-обусловленных потребностей и неотъемлемых ценностей того или иного субъекта. Понятие национальных интересов находится в отношениях совместимости с понятием национальная идея. Национальные интересы не есть механическая совокупность частных групповых интересов социальных субъектов, это взаимосвязанное, самоорганизующееся целое. Национальные интересы - это и идейный срез и социальная практика.

Сфера национальных интересов включает как представления о национальных интересах, так и социокультурные механизмы их формулирования, согласования, реализации и постоянной коррекции.

Национальные интересы имеют сложную внутреннюю структуру. Ее объективную сторону составляет социально-экономическое и политическое положение национальных общностей в системе их реальных внутренних и внешних связей и отношений. Субъективную - идеальные побуждения и действия, отражающие достигнутый уровень национального самосознания.

Они различаются:

- по степени общности их проявления - общенациональные, внутринациональные, классовые и групповые, индивидуальные;

- по направленности - экономические, политические, духовные;

- по уровню осознания - стихийно проявляющиеся, либо действующие на основе принципов научной идеологии;

- по отношению к направленности общественного развития - прогрессивные, консервативные, реакционные.

В американском словаре национальный интерес рассматривается как понятие безопасности и благосостояния государства, используемое в осуществлении внешней политики. Подход с позиций национальных интересов во внешней политике требует «реалистического» решения международных проблем, базирующегося на использовании силы, исходящего из моральных принципов и ценностей. Конфликты национальных интересов в системе государств разрешаются посредством дипломатических усилий, международного права, международных организаций или, в конечном счете, войной. Исторически доктрина национального интереса начала обосновываться в шестнадцатом столетии Николо Макиавелли, который считал, что безопасность и национальная выгода являются постоянными заботами в государственной деятельности.

Национальные интересы - это основное ядро ценностей, которое нация - государство и каждый отдельный ее представитель бережет и стремится защитить любой ценой, то есть религиозные, культурные, расовые, этнические или экономические верования философского и практического характера.

Древнегреческий философ Фукидид отмечал, что идентичность интересов является самой надежной связью, как между государствами, так и между людьми. Президент США Джордж Вашингтон, откликаясь на форму лорда Солсбери о том, что «единственной связью, укрепляющий союз является отсутствие конфликтующих интересов», заявлял: «Даже небольшое знакомство с человеческой природой убеждает нас, что для большей части человечества интерес - это руководящий принцип и что почти все люди находятся под его влиянием. Иногда мотивы общественной добродетели побуждают людей к поведению, лишенному интереса. Однако это не обеспечит существенных предпосылок для соблюдения чистых требований и обязанностей при исполнении социального долга... Ни одно учреждение, построенное без учета этих непререкаемых максим, не сможет добиться успеха». Макс Вебер рассматривает национальный интерес как сумму частных индивидуальных интересов - «материальных и идеальных»... Для некоторых современных исследователей национальных интересов, особенно для Г. Моргентау, национальный интерес, попросту говоря, то, что нация говорит, проводя «четкое различие между желаемым и действительным - между тем, что желаемо везде и во все времена и что возможно в конкретных обстоятельствах места и времени».

С точки зрения антропологического подхода в интересах проявляются могущественные стимулы, движущие силы человеческой деятельности. Крупнейшие мыслители в истории человечества подчеркивали их существенное значение. «Если физический мир подчинен закону движения, то мир духовный не менее подчинен закону интереса. На земле интерес есть - всесильный волшебник, изменяющий в глазах существ вид всякого предмета», - писал К. Гельвеций, призывая к гармоничному сочетанию интересов. Анализируя проблему национальных интересов, Гегель отмечал: «Ближайшее рассмотрение истории убеждает нас в том, что действия людей вытекают из их потребностей, их страстей, их интересов... и лишь они играют главную роль». Интересы и побуждения пронизывают буквально все сферы человеческого бытия и сознания. Существенным преобразующим стимулом деятельности людей является национальное самосознание, от глубины и зрелости которого зависят эффективность деятельности народа, его благосостояние, поддержание достоинства. Ряд философов обращали внимание на важность органического единства и взаимопроникновения национальных чувств, практических дел, концентрированных волевых усилий. Ф.Шеллинг справедливо отмечал, что сущность сознания - это та воля, которая за ним стоит и проявляется в стремлении «превратить объект из такого, какой он есть, в такой, каким он должен быть». Воля есть сила, конституирующая «все сознание».

Интересы нации - это интересы ее сбережения, прогрессивного и динамичного развития, отраженные в сознании личности и представляющие стимул ее деятельности. Необходимость настойчивой всесторонней защиты и выдвижения российских национальных интересов и ценностей глубоко обосновывали патриотически-настроенные отечественные ученые, религиозные деятели, политики, писатели от Сергия Радонежского, Александра Невского до Ивана Ильина и митрополита Иоанна Санкт-Петербургского. Исследователем российского народа в различных сферах жизнедеятельности, был М. Ломоносов. Патриотизм М. Ломоносова отчетливо проявился в его «Письме о размножении и сохранении российского народа», направленном И. И. Шувалову (1761 г.). «...Все оные, по разным временам замеченные порознь мысли подведены быть могут, как мне кажется, под следующие главы:

- О размножении и сохранении российского народа.

- Об истреблении праздности.

- Об исправлении нравов и о большем народа просвещении.

- Об исправлении земледелия.

- Об исправлении и размножении ремесленных дел и художеств.

- О лучших пользах купечества.

- О лучшей государственной экономии.

- О сохранении военного искусства во время долговременного мира.

Сии так важные главы требуют глубокого рассуждения, долговременного в государственных делах искусства к изъяснению и предосторожной силы к произведению в действо». В этой записке содержатся основательные методологические соображения для разработки комплексной системы национальных интересов российского народа.

Представляют в данном контексте интерес и труды П. Ковалевского, так, например, формулируя программу национального воспитания, ученый писал: «Великая задача наших педагогов настойчиво культивировать в русских детях их русские национальные черты и устранять все, что будет их увлекать на почву космополитизма...». Действительно, без воспитания и развития чувства национального самосознания, чувства патриотизма у самих граждан не может быть сформировано осознание национальных интересов и ценностей. Важно культивировать в воспитательной работе, более того в культурном, государственном строительстве общенациональные черты. В этом видится возможность успешной реализации национальных интересов российского народа.

Национальные ценности и интересы имеют определенный социокультурный и политический контекст. В этом отношении Гегель утверждал, что: « Государственный строй - дело состояния этого внутреннего духа. Он служит почвой; ни на земле, ни на небесах нет силы, которая могла бы противостоять праву духа».

Учитывая мысли Гегеля применительно к российской специфике, И. Ильин подчеркивал, что государственный строй - «это не одежда», которую народ может в любой момент сбросить, чтобы надеть другую; это есть скорее органически-прирожденное ему «строение тела», это его костяк...».

Занимался мыслитель проблемой национальных интересов и в аспекте укрепления независимости Отечества.

«...Русское дело может делаться только русскими руками и не должно делаться по иностранной указке, - писал Иван Ильин, - ибо иностранная указка всегда ограничит, исказит или даже погубит национальный интерес».

Один из важнейших национальных интересов заключается в том, чтобы беречь и охранять свою территорию. «Русская национальная территория добыта кровью и трудом, волею и духом... Русский человек должен знать и любить просторы своей страны: ее жителей, ее богатства, ее климат, ее возможности так, как человек знает свое тело, так, как музыкант любит свой инструмент; так как крестьянин знает и любит свою землю».

Система национальных интересов российского народа сложна, ее можно подразделить на подсистемы и элементы различной природы (демографические, физические, экономические, территориальные, психологические, социокультурные, технические, исторические и т. д.).

Н. Бердяев правильно вскрыл антиномичность России, российского народа. И система осознания потребностей, реализации национальных интересов России должна быть так сконструирована, чтобы эти противоречия являлись источником развития, возрождения народов России. «Диалектика есть изучение противоречия в самой сущности предметов». Национальные интересы формируются в результате осознания народом своих общественно значимых потребностей и проявляются в социальной действительности в виде побуждений, распространении и росте популярности общенациональной идеи, в отношении к другим народам. Национальные интересы охватывают и духовные, и материальные ценности, общественные идеалы. Они составляют фундамент, ядро национального самосознания и всегда направлены на сохранение основ историко-культурного своеобразия, самобытных особенностей традиционного уклада, характера и видов деятельности народа.

Именно потребности, интересы, можно без преувеличения сказать, буквально пронизывают все сферы жизнедеятельности российского общества: экономику, политику, идеологию, быт, жилищный вопрос, семейные отношения, торговлю, отношение к Boiy, социальные группы. Интересы охватывают внутренний мир человека, его индивидуальное бытие и сознание. Миллионы россиян пострадали и страдают от ущемления своих национальных интересов. Это вызывает чувство протеста, претворяется в массовые коллективные акции. На этом примере видно, как потребности, интересы, проходя через бытие, сознание индивида, оказывают серьезное воздействие на настроение и поведение личности, профессиональных, социальных групп людей.

Проблеме формирования и реализации национальных интересов посвящено много работ, издаваемых в США. Как отмечается в политологическом словаре, изданном в США, система интересов нации охватывает основное ядро ценностей религиозных, культурных, расовых, этнических, экономических; верований философского и практического характера, которые необходимо защитить, любой ценой.

 Профессор С. Хантингтон выступает как против попыток распространения американской модели развития в остальном мире. «В последние годы, - пишет он, - западные политики и идеологи убеждали себя и других в том, что культура Запада должна быть культурой человечества. Эта концепция распространялась в двух формах. Во-первых, имеет хождение тезис о «кока-кола колонизации». Его сторонники заявляют, что западная, и особенно американская народная культура, охватывает мир: американские продукты питания, одежда, поп-музыка, кино и потребительские товары все с большим энтузиазмом принимаются народами всех континентов. Вторая точка зрения имеет дело с теорией модернизации. Сторонники этой концепции заявляют, что Запад не только ведет мир к современному обществу. Более того, народы, принадлежащие к другим цивилизациям, модернизируясь, одновременно вестернизируются, отказываясь от своих традиционных ценностей, институтов и обычаев, принимая взамен все это от Запада. Оба указанных варианта образа создающегося будто бы гомогенного, универсального Западного мира являются в различной степени дезориентирующими, дерзкими, фальшивыми и опасными».

Вывод же делается следующей: «Если Северная Америка и Европа возродят нравственную жизнь, основанную на их культурной общности, и разовьют более тесные формы экономической и политической интеграции в дополнение к сотрудничеству в интересах безопасности в рамках НАТО, то они смогут генерировать третью европейско-американскую фазу западного изобилия влияния... Интересы США будут более интенсивно продвинуты, если Америка станет проводить атлантическую политику тесного сотрудничества со своими европейскими партнерами, что обеспечит защиту и продвижение интересов, ценностей и культуры драгоценной и уникальной цивилизации, в которую партнеры совместно входят».

Между тем россияне не менее заинтересованы в достижении своего национального единства. Его необходимость обусловлена уроками исторического развития страны. Так, известный социолог Макс Вебер рассматривал национальный интерес как сумму интересов соотечественников. «Национальное начало является естественной и могущественной объединительной силой для общественных групп... вернейший запас внутренней сплоченности». Анализируя процессы культурной и социальной унификации в России и в странах Восточной Европы, Роберт Стоун, известный американский писатель, автор наиболее заметного в литературе первой половины 90-х годов социально - психологического и философского романа «Свалочный остров», писал: «Теперь и Восток, и Запад, все мы оказались в одном обесцвеченном, устремившемся в погоню за «баксами» мире. История не просто повторяется в фарсовом варианте, согласно знаменитой фразе Маркса, а полностью обессмысливается».

Сопоставление, сравнение положения российского народа с положением других наций - неотъемлемый компонент процесса осознания своих собственных национальных интересов. США имеют значительный опыт в обосновании и отстаивании своих национальных интересов и ценностей. Об этом так писала, например, Г. Литвинова: «Надо сказать, что американцы в своей массе большие патриоты. Они с симпатией и почтением относятся к государству, армии, национальным символам. Многие частные дома и машины украшены государственными флагами. Телепередачи нередко воспевают прекрасных, мужественных, справедливых американцев, хотя основное телевизионное время с его более чем 50-ю каналами забито преимущественно развлекательными пустышками и рекламой. В этом плане в последнее время мы торопимся не только догнать, но и перегнать Америку, что, как это ни прискорбно, удается. Во всяком случае, безнравственные американские телепередачи, пропагандирующие публичные дома и проституцию, транслируемые по Центральному и Московскому телевидению, в самой Америке можно увидеть только в ночное время, по платным каналам, недоступным, как правило, детям».

В этом плане заслуживает внимания работа президента США Теодора Рузвельта «Новый национализм», считающаяся «классической» в деле защиты ценностей американской демократии, этот труд помещен в установочном идеологическом сборнике «Основополагающие чтения демократии США». «Я требую, чтобы мы действовали в духе широкого и далеко идущего национализма, когда это касается всего нашего народа», - отмечал Т. Рузвельт. Сами же американские правящие круги на протяжении многих десятилетий были крайне озабочены состоянием своей национальной эффективности. О ней пространно рассуждал Т. Рузвельт в вышеупомянутой статье-докладе, отмечая, что именно национальная эффективность определит «поражение или успех США как нации в будущем». Эта эффективность в трактовке президента, - широкое, комплексное понятие, охватывающее не только использование природных ресурсов, человеческие судьбы, но и административные учреждения, а также другие сферы жизнедеятельности и институты. И главный рычаг, движущая сила в достижении национальной эффективности - это национализм. «Американский народ, - заявлял Теодор Рузвельт, - имеет право выступать за новый национализм, без которого мы не сможем решить новые проблемы. Новый национализм ставит общенациональные нужды выше групповых и личных».

В Американской энциклопедии национализм трактуется как «верность и приверженность к нации или стране, когда национальные интересы ставятся выше личных или групповых интересов». Как видим, национализм - это альтруистическая сила, противостоящая индивидуализму, эгоцентризму, а часто преступности и т. д. Составители энциклопедии социальных наук отождествляют национализм с «социальными и психологическими силами, которые зародились под действием уникальных культурных, исторических факторов для того, чтобы обеспечить единство, воодушевление в среде данного народа посредством культивирования чувства общей принадлежности к этим ценностям. Национализм объединяет народ, который обладает общими культурными, языковыми, расовыми, историческими или географическими чертами или опытом и который обеспечивает верность этой политической общности». Известный японский энциклопедический словарь объявляет национализмом всеобщую приверженность и верность своей нации.

В антропологическом контексте патриотизм органически связан с осознанием, реализацией и защитой национальных интересов. В США и ряде других стран в последнее десятилетие по этой теме издается значительное количество публикаций. В Вашингтоне выходит специальный ежеквартальник «Национальный интерес». В одной из статей американского ученого Дж. Керта «Великая стратегия Америки», помещенной в этом журнале, автор подразделяет интересы США на экономические, этнические и продвижение американского идеала: «Сегодняшняя международная система построена не на балансе сил, а на американской гегемонии, которая должна отстаиваться также активно, как и закреплялась». При этом автор считает включение в категорию интересов США национального идеала «специфической американской чертой». Однако с этим утверждением можно не согласиться - в России, например, есть свой идеал. Русская идея, глубоко разработанная в трудах наших крупнейших мыслителей Ф. Достоевского, В. Соловьева, Н. Бердяева, И. Ильина и других. Русская идея - квинтэссенция национальных интересов русского народа во всех областях внутренней и международной жизни, проявление все человечности, всемирной отзывчивости русской души.

Национальные интересы, безопасность государства, потребности и ценности граждан США - вот стержень, вокруг которого концентрируются обществоведческие научные исследования. Так, по мнению профессора культуры США и политики Северо-Западного университета Г. Уиллса, президент Р. Рейган стремился к тому, «чтобы Америка стала символом веры для своих граждан». Некоторые видные американские ученые в своих заявлениях проявляли заботу о большинстве граждан, негодовали по поводу несправедливостей, обрушивающихся на простого человека, стремились к возрождению традиционных ценностей и обширных институтов нации. Например, Дж. Уоллес выступал против «тупоголовых бюрократов, которые крадут хлеб у трудовых людей, чтобы набить ими желудки бездельников». Нередко выражается восхищение в результате выдвижения интереса как движущего мотора, стимула в деле обеспечения процветания нации. Так, Уоллес всячески превозносил «прекрасный американский народ, живущий собственной жизнью, покупающий собственные дома, сам обучающий своих детей, работающих на собственных фермах».

Эти исследования, по нашему мнению, представляют интерес для определения национальных интересов и путей их реализации в условиях современного российского развития. Отстаивание национальных интересов и ценностей российской цивилизации - важный фактор успеха страны в служении интересам народа, их продвижении в процессе творческого взаимодействия и противоборства цивилизаций, культур, народов. Сохранение народа, сбережение и укрепление его здоровья, предотвращение депопуляции, поддержание его психологического здоровья на необходимом уровне - главнейший национальный интерес, отстаивать который должно государство. При анализе соотношения национальных интересов и государства целесообразно принять во внимание утверждение X. Ортега - и - Гассета о том, что решающую роль в появлении нации играет государство. Заботу об улучшении благосостояния своих граждан, без которого невозможно духовное здоровье и культурное возрождение также должно взять на себя государство, и курс этот должен отвечать как общинным, соборным традициям отечества, так и советской ментальности, сохраняющейся у значительной части россиян.

Мировой опыт показывает, что успешные страны основывают свою политику на учете особенностей своей цивилизации, исходят из них. В книге «Идеология и конкурентоспособность наций» на основе сравнительного анализа опыта развития девяти стран Европы, Азии, Америки делается вывод о том, что экономический успех любого народа зависит от учета национальных традиций, обычаев, идеалов. Если названные факторы игнорируются, то возникают противоречия, которые невозможно разрешить без ущерба для конкурентоспособности данной нации. И это заключение подтверждается опытом развития Японии, Южной Кореи, Китая, Индии, которые, заимствуя технические и научные достижения других стран, успешно идут своим национальным путем экономического развития.

В России же одной из главных проблем, тормозящих формирование общенационального консенсуса на основе осознанных национальных ценностей и интересов, является имущественное расслоение. Граждане России в условиях падения производства испытывают постоянную тревогу, неуверенность в завтрашнем дне. В то время как взаимосвязь свободы с материальным, политическим, моральным статусом гражданина очевидна. «Нельзя требовать чувства собственного достоинства от забитого, приниженного человека», - писал В. Строганов. Это утверждение подтверждается многочисленными примерами из социальной действительности постперестроечной России.

Органическая связь обеспечения прав человека с упорной защитой национальных интересов, распространением и пропагандой идеологии Американской мечты - уже давно характерная черта образа жизни, внутренней и внешней политики США. И этот опыт, на наш взгляд, заслуживает изучения и творческого использования в условиях России. В своей работе «Новый национализм» президент Т. Рузвельт анализирует различные аспекты указанного взаимодействия. По его словам, интересы американского народа «могут быть защищены лишь национальным правительством». «Цель правительства - благосостояние народа». Рузвельт пространно рассказывал о защите ценностей американской демократии, Американской Веры, подчеркивая при этом значимость «Нового национализма», противостоящего местничеству и сепаратизму, которые могут как-то ограничивать права граждан. «Новый национализм ставит национальные нужды выше групповой или личной выгоды, - подчеркивал президент. Первая проблема нашей нации - выработать правильный эталон хорошей гражданственности...». Обоснование взаимосвязи защиты национальных интересов с обеспечением прав человека для собственных граждан - лейтмотив множества публикаций.

Служение интересам своей нации, слияние с ней дают человеку права и силу, умножают могущество Отечества. «Сливая мою жизнь с жизнью моей Родины, я испытываю дух моего народа, - писал И. Ильин, - как безусловное благо и безусловную силу, как некую Божию ткань на земле и в то же время я отождествляю себя с этой силой добра: я чувствую, что я несом ею, что я силен ее силою, что я прав ее правотою, что я побеждаю ее победами; я становлюсь живым сосудом или живым органом моего Отечества, а в нем имею свое духовное гнездо». В этом плане весьма продуктивен был бы поиск согласования личных интересов с интересами всего народа.

Из данного утверждения ясно, что слияние личных интересов с интересами своего народа, повышение уровня национального самосознания при опоре на завоевания предков, настойчивая защита национальных интересов - все это может дать россиянам реальные права человека, надежный материальный статус, чувство национальной гордости. Как отдельным индивидам, так и их объединениям в своем взаимодействии следует исходить как из собственных экономических интересов, так и из ценностей общенациональной идеи.

Рассмотрение проблемы национальных интересов не может быть полным без обращения к ее международному аспекту. Если в ранее речь шла об антропологических, идеологических, исторических, культурологических и иных аспектах темы, то здесь на первом плане оказываются географические факторы. Формулируя определение геополитики, известный немецкий теоретик К. Хаусхофер писал: «Геополитика есть наука об отношениях земли и политических процессов. Она зиждется на широком фундаменте географии, прежде всего географии политической, которая есть наука о политических организмах, о пространстве и их структуре... Геополитика становится искусством, именно искусством руководства практической политикой. Геополитика - это географический разум государства». По мнению сторонников этого направления в обществознании, для обеспечения процветания государства главную роль в выработке стратегии его развития должны играть не политические и идеологические пристрастия, а постоянно действующие факторы географического, пространственного положения страны.

Русские ученые, государственные деятели внесли основополагающий вклад в создание геополитики как науки. Например, Н. Я. Данилевский является первооткрывателем столь актуальной в наши дни теории локальных цивилизаций. Обращение к геополитическим проблемам можно найти также и в трудах Ф. Достоевского, К. Леонтьева, И. Сталина, И. Ильина, А. Снесарева и многих других. Глубоко и всесторонне анализировал данную проблему Ф. Достоевский. Хотелось бы обратить внимание, прежде всего на три аспекта этого анализа.

Во-первых, исходя из всечеловечности нашего национального идеала, христианских ценностей, необходимости культурного общения, Ф. Достоевский писал: «Нам от Европы никак нельзя отказаться. Европа нам второе Отечество. Я первый страстно исповедую это и всегда исповедовал. Европа нам почти так же всем дорога как Россия».

Во-вторых, Ф. М. Достоевский глубоко и убедительно критиковал шовинистическое, барски пренебрежительное отношение влиятельных кругов Запада к отечественным традициям и культуре. «И чего же мы достигли? Результатов странных: главное, все на нас в Европе смотрят с насмешкой, а на лучших и бесспорно умных русских в Европе смотрят с высокомерным снисхождением... Мы у них в пословицу вошли. И чем больше мы им в угоду презирали нашу национальность, тем более они презирали нас самих. Мы виляли перед ними, мы подобострастно исповедовали им наши «европейские» взгляды и убеждения, а они свысока нас не слушали и обыкновенно прибавляли с учтивой усмешкой, как бы желая поскорее отвязаться, что мы это все у них «не так поняли». Эти утверждения писателя представляются актуальными и в настоящее время.

Пропагандируя преимущества вхождения России в Европу, многие западные политики и стратеги склонны отрицать само наличие русской цивилизации с ее уникальной системой ценностей. По мнению ряда зарубежных ученых, на территории бывшего СССР образовался своего рода «вакуум», который стремятся заполнить как крупные, средние, так и небольшие государства. Новый импульс получила концепция «единой исламской цивилизации» и другие панисламские идеи. В сложившихся международных реалиях наиболее остро ощущается необходимость решительной и эффективной защиты национальных, государственных интересов России.

В данном контексте уместно обратиться к третьему выводу Ф. М. Достоевского, сделанному им при анализе дихотомии «Россия и Европа». «Стать русским, во-первых, и прежде всего. Стать русским значит перестать презирать народ свой. И как только европеец увидит, что мы начали уважать народ наш и национальность нашу, так тотчас же начнет, и он нас самих уважать. И действительно: чем сильнее и самостоятельнее развились бы мы в национальном духе нашем, тем сильнее и ближе отозвались бы европейской душе и, породнившись с нею, стали бы тотчас ей понятнее».

В приведенных выводах изложены основополагающие принципы геостратегической политики России в отношении Запада. «Талантливая, проникнутая национальными интересами дипломатия всегда имеет возможность выбирать для себя наилучшее», - отмечал В. Строганов. Западная политика «разделяй и властвуй» в немалой степени способствовала разрушению СССР. Теперь существует реальная угроза целостности России. Бывший госсекретарь США Г. Киссинджер заявил: «Я предпочту в России хаос и гражданскую войну тенденции воссоединения ее народов в единое, крепкое, централизованное государство». А бывший советник президента США по вопросам национальной безопасности 3. Бжезинский выразился предельно кратко: «Россия будет раздроблена и под опекой».

Раскрывая международные интересы России, Иван Ильин высказывал пожелание, «чтобы Запад понял, что расчленение России создаст в мире вечный очаг гражданских войн, международных войн, брожений, взаимных международных интриг, смут и новых революций». Что может противопоставить Россия подобным планам и действиям со стороны своих геостратегических соперников? «Осуществление мировых задач России не может быть предоставлено произволу стихийных сил истории, - писал Н. Бердяев. - Необходимы творческие усилия национального разума и национальной воли».

Национальный интерес направлен на самоутверждение российского народа как общности, предотвращение его разобщенности. Анализ трудов отечественных мыслителей показывает важность всемерной защиты здоровья и благосостояния народа, умножения его численности, преодоления межэтнического противостояния, охраны российской территории, природных богатств, обычаев, традиций, ценностей национальной цивилизации и культуры, приумножения экономического, прежде всего производительного, промышленного, научно-технического потенциала, поддержания на должном уровне конкурентоспособности.

Интересы занимают центральное место в структуре субъективного фактора. Это важнейшая движущая сила общественного развития. Функционирование рационального уровня существования патриотизма невозможно без осознания национальных интересов. Национальный интерес выражает активное, творчески преобразующее отношение россиянина к событиям, происходящим в нашем Отечестве, и выражается в патриотической деятельности. У каждого гражданина есть свои потребности, нужды, проблемы, имеются планы повышения личного благосостояния, жизненного уровня семьи, родных и близких, но их успешная реализация невозможна в отрыве от реализации национальных интересов.

Национальные интересы представляют собой совокупность причинно обусловленных потребностей и неотъемлемых ценностей исторически сложившейся, объединенной социокультурными связями и организованной в государство социальной общности, удовлетворение и защита которых объективно необходима для развития последней, и возможны в полной мере, лишь благодаря осознанным совместным усилиям ее членов. Одной из важнейших характеристик национальных интересов является их осознанность.

В России еще не удалось обозначить векторы поступательного движения и задать систему ценностных ориентиров, выйти за рамки текущего переходного периода. Однако можно утверждать, что в систему национальных интересов и ценностей должны войти следующие компоненты: поддержание национального единства России; сохранение статуса субъекта, обладающего правом влияния на ход мировой политики; справедливое общественное устройство, способствующее обеспечению прав и свобод личности, принцип социальной справедливости, равные стартовые возможности, предотвращение крайней социальной дифференциации; национальное согласие, возможное при объединении большинства вокруг национальной идеи, включающей систему социокультурных приоритетов и духовных ценностей, а также определения ориентиров дальнейшего развития; незыблемость границ политического, экономического и духовного пространства России; защита цивилизационной идентичности, национальной самобытности, социокультурных ценностей, этно-социальных архетипов российского социума; органичность общественных и государственных интересов; культура, наука и образование представляют собой приоритеты всей национальной политики, именно они могут стать основой национального возрождения. Сохранение, возрождение и развитие отечественной культуры - обязательное условие успеха во всех остальных сферах жизни, важнейший способ общенациональной консолидации, возвращение России не только формального, но и заслуженного статуса великой державы, так как только культура обеспечивает идентичность нации, устойчивость социальных, нравственных, психологических характеристик страны и общества. Задачи любой общественной силы в области культуры - в сохранении (прежде всего) и в обеспечении функционирования высокой культуры, нетленных духовных ценностей - культурного национального наследия. Именно оно определяет место страны в мировой культуре.

 

АВТОР: Иванова С.Ю.