26.05.2012 3668

Инновационные формы деятельности современных российских вузов в свете концепции медиокризации культуры

 

Материалом анализа служит одна из «горячих точек» вузовского образования - клубок проблем, поставленных деятельностью российских негосударственных высших учебных заведений, - проблем, знакомых не понаслышке. Поэтому здесь говорится в основном обо всей той реальности, с которой любому современному управленцу в сфере высшего образования приходится сталкиваться каждый день. Однако, чтобы не упустить из виду значимость сделанных прежде теоретических выводов для решения практических и даже узко прагматических проблем - таких, как проблема учета специфики платного («внебюджетного») образования и места в системе образования «коммерческого» высшего учебного заведения, специфики управления деятельностью такого вуза и организации управления образованием в негосударственном вузе. Здесь особое внимание уделено изменению целей и содержания образовательной деятельности негосударственных вузов в свете концепции минимизации образования; высказан ряд соображений о критериях эффективности деятельности вуза в условиях усложнения системы высшего образования и о возможном повышении общего уровня культуры («культурности») и образованности в связи с применением концепции минимизации культуры и образования.

В данном случае обосновываемый тезис в первом приближении может быть выражен примерно так: большинство из тех проблем современной российской высшей школы, которые внешне выглядят как результат всякого рода неурядиц нашей социальной жизни или, в лучшем случае, могут быть истолкованы как простое следствие переходного характера экономических процессов на пути стабилизации зависимого развития, в действительности представляют собой проявление стихийно складывающихся процессов медиокризации культуры.

Экономические преимущества негосударственных высших учебных заведений заключаются в (1) возможности гибко и быстро реагировать на запросы рынка труда; (2) более высокой заработной плате персонала и возможности дифференцировать ее в соответствии с квалификацией специалистов и их редкостью; (3) меньшему числу студентов, а значит, и возможности индивидуализированного подхода к оказанию образовательных услуг; (4) наличии своих оригинальных учебных планов, программ, методов обучения; (5) относительно высоких темпах развития материальной базы учебного процесса.

Вместе с тем и государственные высшие учебные заведения обладают рядом бесспорных преимуществ. К их числу справедливо относят: стабильный статус и, следовательно, более высокие гарантии завершения образования; наличие докторантуры и аспирантуры, обеспечивающих преемственность в подготовке кадров высшей квалификации; наличие собственных учебных зданий, общежитий, сложившейся инфраструктуры учебного и исследовательского процессов. Следствие этих преимуществ - высокий общественный авторитет государственных высших учебных заведений.

Вопрос о преимуществах государственных вузов можно считать ясным, по крайней мере, на фоне огромных трудностей роста и укрепления в социуме негосударственных образовательных структур. Следует сразу же пояснить поэтому, что ни кавалерийским наскоком, ни методом мозгового штурма проблемы взаимоотношения государственных и негосударственных структур в сфере высшего образования решить не удастся. Более того, в нашем случае подобного рода попытки были бы проявлением нелепого прожектёрства. Речь пойдет лишь об отдельных сторонах деятельности тех негосударственных вузов, деятельность которых настолько устоялась, стабилизировалась, что позволяет делать теоретические выводы из этой пока еще небогатой практики.

Поэтому в русле нашей общей социально-философской темы выделим лишь два момента, связанных с деятельностью негосударственных вузов. Первый из них связан с медиокризацией культуры и выстраиванием культурной вертикали. Второй - со статусом негосударственных вузов в качестве основного объекта применения методологии минимизации культуры и образования.

Всем известны сложности, обозначившиеся в работе высшей школы в связи с переходом к рыночным отношениям в обществе. Сокращение бюджетного финансирования вузов, отток интеллектуального потенциала вузов в коммерческую сферу, за рубеж в поисках достойного заработка, отказ от обязательного государственного распределения выпускников - вот, пожалуй, самые важные следствия этих перемен для системы высшего образования. Разгосударствление (признание автономности в некоторых аспектах и направлениях деятельности) высшего образования привело к возникновению платных форм обучения в государственных высших учебных заведениях и появлению новых типов образовательных учреждений, получивших название НОУ - негосударственные (или внебюджетные) образовательные учреждения. Устойчивая динамика роста негосударственных образовательных учреждений за последнее десятилетие, платного обучения в государственных образовательных учреждениях указывает на формирование нового типа социального института - института платного образования, от деятельности которого будет зависеть воспроизводство социально-экономической структуры будущего общества.

В современных условиях вуз платного образования занял определенную нишу в системе российской высшей школы. Ныне он представляет собой формирующийся демократический инновационный сектор системы высшего образования, наиболее полно отражающий образовательные потребности; отличающийся существенным образом в дидактическом, методическом, организационном и материально- техническом аспектах от сложившегося государственного сектора и удовлетворяющий образовательные запросы значительной части нового слоя общества, возникшего в результате социально-экономических преобразований в стране.

С развитием платности образования в стране сформировался рынок образовательных услуг, усиливший конкуренцию между различными типами высших учебных заведений в привлечении потребителя этих услуг и вместе с тем актуализировал полезность создания конкурентной среды для развития каждого отдельного вуза в современных условиях. Грядущая демографическая ситуация, введение государством госзаказа на подготовку специалистов обострит существующую конкуренцию между учебными заведениями еще более, так как они должны будут завоевывать право набирать своих слушателей - потребителей образовательных услуг. Несомненно, в этих условиях конкуренции качество подготовки специалистов будет ведущим критерием образовательной деятельности современного российского вуза.

Вуз как элемент образовательной системы представляет собой, как известно, особую разновидность социокультурного института, роль которого возрастает по мере движения общества по пути цивилизации. Мера развития человека, уровень культуры и духовности в обществе, темпы экономического, научно-технического, социально-политического прогресса, эффективность управления обществом во многом зависят именно от социально-образовательной политики государства и качества подготовки специалистов. Социальное назначение института высшего образования состоит в удовлетворении, с одной стороны, потребности общества в субъектах труда высшей квалификации, а с другой, - в удовлетворении потребностей индивидов в овладении определенным спектром и уровнем знаний. Вряд ли сегодня нужно доказывать особое, исключительное место и значение института образования для жизнедеятельности и прогресса общества. Между тем, сложившийся огромный разрыв между достигнутыми большими возможностями современной науки, культуры и информатики и их реализацией в жизни всего общества, может быть успешно преодолен только на основе расширения и повышения уровня качества системы образования, как в отдельной стране, так и в мировом масштабе.

Одной из главных задач для современного вуза оказывается создание организационно-управленческого механизма, способного отвечать изменяющимся условиям современной экономики, обеспечивать высококачественное образование, способствовать тому, чтобы выпускники оказались конкурентоспособными на рынке труда.

Образование в вузе одновременно имеет практическое и символическое значение. Процесс образования в вузе состоит не только в подготовке квалифицированных специалистов в определенной профессиональной сфере, но он оказывает и значительное влияние на статус человека в обществе. Кроме того, уровень образования способствует продвижению вверх по социальной лестнице вследствие восходящей мобильности.

Однако общественные процессы могут оказывать и обратное воздействие на социальный статус. Речь идет о тех случаях, когда достижение высокой ступени образования не соответствует роду выбранной человеком профессиональной деятельности: человек может иметь высокий уровень образования, но не иметь достойную своей профессии работу или занимать малую должность, но при этом получать хорошую заработную плату. Диплом специалиста становится символом социального статуса, и в этом находит отражение косвенный, символический аспект образования. Следовательно, образование в вузе одновременно имеет практическое и символическое значение.

Исторически подтверждено: образование - одна из приоритетных ценностей жизни общества, определяющая его развитие. Приняв за основу развития личности в вузе устойчивый процесс успешной социализации, можно уточнить: целью образовательной деятельности вуза является развитие качества обучения, которое напрямую зависит от эффективных образовательных технологий, методов обучения как способов достижения знаний; от кадрового потенциала, профессионализма профессорско-преподавательского состава и научной деятельности вуза как решающего условия развития деятельности вуза.

В течение последних лет, с середины 80-х гг. (1985 г.), Россия, как известно, прошла два принципиально различных этапа социально- экономических и политических преобразований. Первый этап, получивший название «перестройка», имел своей целью модернизировать, видоизменить, облагородить, гуманизировать прежнее общество, но при этом сохранить то, что получило условное название «развитого социализма».

Сегодня мы находимся в преддверии третьего этапа, характеризующегося тем, что общество вырабатывает разумную жизнеспособную модель социального благополучия развивающегося будущего и на основе консолидации основных социальных сил, прикладывает максимум энергии для реализации этой модели. Образовательная система в этом контексте не исключение. Сегодня каждое образовательное учреждение свободно в выборе и разработке собственной концепции развития образовательной деятельности, восстанавливающей социальную функцию вуза.

В нынешней ситуации каждый вуз вынужден не только обеспечивать собственное выживание в новых экономических условиях путем завоевания своего слушателя, но и собственное развитие. В прошлом каждый советский вуз был частью единого народнохозяйственного комплекса и действовал в соответствии с организационными правилами, близкими к принципам работы обычного государственного предприятия, встроенного в систему планового хозяйства. Если предприятие выполняло утвержденные вышестоящим министерством или главком производственный и финансовый планы, то вуз по аналогичным планам осуществлял прием студентов и выпуск специалистов, проводя обучение в соответствии с государственными учебными планами. Вузы находились в государственной собственности.

Теоретическое понимание того, что высшие учебные заведения не могут существовать в рыночной экономике без поддержки со стороны государства, не означает реализации этого принципа на практике. Признание приоритета образования, его значимости в интеллектуальном, культурном и экономическом развитии общества, которое закреплено в Указе №1 Президента Российской Федерации от 11 июля 1991 г. «О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР» и затем подтверждено в Законе РФ «Об образовании» (1992 г.), а также в Законе РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996 г.) является в определенной степени чисто формальным актом и носит больше декларативный характер, поскольку не имеет под собой существующей финансовой поддержки. Это подтверждается, например, в Обращении участников съезда Российского союза ректоров к Президенту, Правительству и Парламенту Российской Федерации, политическим партиям и движениям, научной и педагогической общественности, в котором указывается, что система высшего образования подвергается неоправданным экономическим испытаниям, ставящим под вопрос ее выживание.

В структуре системы высшего и послевузовского профессионального образования ведущее место отводится содержанию образовательного процесса. В условиях автономности высших учебных заведений, академической свободы педагогических работников излагать учебный предмет по своему усмотрению, большей самостоятельности студентов, в определении содержания учебы, ведущая роль в поддержании высокого качественного уровня высшего и послевузовского профессионального образования, как отмечено в статье 4, принадлежит государственным образовательным стандартам и образовательным программам.

Основное назначение государственных образовательных стандартов высшего и послевузовского профессионального образования состоит в том, чтобы определить контуры федерального образовательного пространства, которое должно быть единым для всей нашей страны. Решая эту задачу, образовательные стандарты устанавливают общие требования к основным образовательным программам. Они определяют обязательный минимум их содержания и сроки их освоения. Образовательные стандарты содержат обязательные требования к условиям реализации образовательных программ, в том числе к учебной производственной практике и итоговой аттестации выпускников, с помощью государственных образовательных стандартов определяется максимальный объем учебной нагрузки обучающихся.

Выступая в качестве общего регулирующего начала, гарантируя необходимый качественный уровень образования, государственные образовательные стандарты создают возможности для включения российской высшей школы в мировое культурно-образовательное пространство, для международного признания и установления эквивалентности документов о высшем профессиональном образовании, полученных в России и иностранных государствах.

Вторым важнейшим компонентом в структуре системы высшего и послевузовского профессионального образования, как говорится в статье 5, являются высшие учебные заведения и образовательные учреждения дополнительного профессионального образования. Основная их задача - реализация образовательных программ, организация образовательного процесса, обучение и воспитание обучающихся. Они имеют статус юридического лица, действуют в соответствии с лицензией на основании «Типового положения об образовательных учреждениях высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) РФ», «Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов» и собственного Устава.

Российская высшая школа характеризуется многообразием вузов. Классификация их осуществляется по признакам, характеризующим совокупность реализуемых образовательно-профессиональных и научных программ. Вуз как социальный институт, создавая социально значимое благо - образование, аккумулирует значительные по объему трудовые, материальные и финансовые ресурсы общества. По численности занятых трудовых ресурсов он находится на уровне трудоемких отраслей промышленности, а по удельному весу занятого квалифицированного труда превосходит любую отрасль материального производства.

Конечно, специфику института высшего образования составляет то, что, осуществляя подготовку высококвалифицированных кадров для отраслей народного хозяйства, он воспроизводит свой научно-кадровый потенциал. Но помимо этой экономико-инфраструктурной роли вуз реализует еще более важную - культурную - роль. Совместно с другими образовательными учреждениями вуз обеспечивает образовательный уровень населения. Основой его повышения выступает увеличение численности студентов в вузах, которая, являясь одним из главных социальных показателей, влияет на политическое, социальное и экономическое развитие общества. Именно эта деятельность и была в данном исследовании предметом особых забот. Теперь предстоит отдать отчет в том, что эту свою культурную роль система образования может сыграть полноценно, лишь расширяя состав и качественно преобразуя образовательную деятельность. Основой этих преобразований становится деятельность негосударственных вузов. Этот социальный заказ действовал как подспудная сила, определяющая лицо современного российского образования. Проявлением этого направления развития стало то обстоятельство, что численность студентов негосударственных вузов демонстрировала медленную, но устойчивую тенденцию роста, что явилось, безусловно, результатом сокращения бюджетного финансирования вузов и тех общих неблагоприятных и непривычных условиях функционирования, в которых оказалась высшая школа на начальных этапах социально-экономических реформ в стране.

Основная роль в росте численности студентов государственных вузов принадлежит платным формам обучения. Ежегодные темпы роста платности в государственных вузах намного превосходят темпы роста числа студентов в негосударственных вузах. Естественно - ведь система платного обучения в государственных вузах вводится как бы «на всем готовом» и не нуждается в значительных организационных преобразованиях своей основы. Как правило, материально-техническая база и профессорско-преподавательский состав в государственных вузах уже подготовлены к образовательной деятельности на платной основе. В случае же создания негосударственных вузов или открытия в них новых отделений и специальностей, возникающие при этом задачи выходят далеко за рамки организационных мероприятий и управленческих решений. Напротив, в этом случае проблемы материально-технической базы и кадров приобретают решающее значение. Конечно, их решение требует куда больше затрат физических и материальных ресурсов, которые по вполне понятным причинам не могут носить одномоментный характер.

Возникнув в начале 90-х годов, негосударственный сектор высшей школы заявил о себе взлетом инициативы и творчества, готовностью к экспериментам и инновациям. В силу своего гибкого отношения к направлениям подготовки кадров негосударственные вузы заняли свою нишу на рынке образовательных услуг. Прошедшие годы многое откорректировали и расставили по своим местам. Несомненно, многие платные вузы доказали жизнеспособность и перспективность нового сектора высшего образования, позволили сделать безоговорочный вывод о том, что такой сектор возник не в стороне от столбовой дороги развития образования, не как случайный зигзаг в процессе демократизации высшей школы, а как веление времени, как закономерный результат социально- экономических и политических преобразований в обществе. Их ускоренное развитие стало неизбежным не только в связи с поисками путей выхода из кризиса, в котором государственная система высшего образования оказалась. Они утверждались в ходе становления рыночных отношений в стране, возникновения рынка образовательных услуг, объективно потребовавшего создания разнообразных образовательных структур и конкуренции между ними.

В настоящее время рынок образовательных услуг в стране насыщен разнообразными вузами. Министр общего и профессионального образования РФ Филиппов В.М. отметил, что с учетом роста вузов и обучающихся в них студентов, теперь в России 246 студентов высших учебных заведений приходятся на 10 тыс. человек. Это является наивысшим показателем за все годы существования как России, так и Советского Союза.

Не все новые вузы прошли испытание временем, не все их руководители сумели доказать свое право называться высшими учебными заведениями. Но те, чье руководство осознало свое социальное предназначение: функциональные обязанности и ответственность перед обществом - сегодня прочно занимают собственную нишу в образовательной системе. Это можно расценивать как несомненную победу. Однако народная мудрость гласит: «нельзя победить единожды и навсегда».

Сегодня, когда не все бюджетные образовательные учреждения отличаются высоким уровнем подготовки специалистов, деятельность принципиально новой сферы образования, активной к организационным и технологическим новшествам, требует критического осмысления. Процесс институциализации платного образования на всем постсоветском пространстве, набирая темпы, оказывает возрастающее влияние на обновление образовательной системы страны в целом, способствуя демократизации высшей школы, разрушению монополии на высшее образование, созданию конкурентных отношений и тем самым оживлению деятельности вузов.

При этом за последние два года интенсивный рост не бюджетных вузов во всех регионах практически приостановился, в то же время платных форм образования в государственных вузах продолжается. Более того, имеют место факты закрытия или приостановления деятельности негосударственных вузов со стороны государственных органов. Тенденция эта оценивается и лидерами частных вузов, и представителями государственных структур как позитивная. «Государственные органы готовы поддерживать негосударственный сектор системы образования. Они доказали свое право на жизнь, а многие успели завоевать высокий авторитет. Так что шекспировский вопрос о том, «быть или не быть», сегодня не стоит. Но именно поэтому так важно не допускать авантюрных проектов, ибо никто не способен нанести больший вред частным вузам, чем те их них, которые не заботятся о своей репутации, о перспективах платного образования и дискредитируют систему высшей школы страны».

Иными словами, государственная поддержка платному образованию не только декларируется, но и гарантируется, однако, при условии их государственного подхода к выполнению своих функциональных обязанностей - предоставления высокого качества образования. Именно эта сторона деятельности платных вузов беспокоит государство в наибольшей степени, так как современное качественное образование востребовано изменениями, происходящими в современном мире, требующие новых концептуальных подходов к жизни, к человеку, к образованию. Высшее образование перестает работать только для удовлетворения потребностей производства, его высшей целью становится человек, его интересы, потребности и устремления.

Основанием приостановления роста новых и закрытия ряда существующих вузов, не отвечающих государственным требованиям в образовательной деятельности, являются снижающие качество обучения факторы в деятельности данных учреждений. Такими факторами являются: отсутствие в большинстве случаев собственных учебных площадей, штатного научно-педагогического состава и советов по защите диссертаций, библиотек и библиотечного фонда, существенно влияющие на уровень подготовки специалистов высшей квалификации и как следствие этого - низкий социальный статус выпускников подобных вузов. К тому же, отсутствует информация о негосударственных вузах относительно их ориентации на прибыль: многие их них рассматривают себя как коммерческие структуры, а значит, ставят своей целью деятельности получение прибыли и стараются реализовать ее за счет массовости набора обучающихся при отсутствии оптимальных факторов образовательного процесса.

Именно с отмеченными выше трудностями и связан факт огромного различия в численности студентов в них по сравнению с государственными вузами.

Статистические данные по негосударственным вузам не дают четкого представления их деятельности по многоуровневой подготовке. По выборке из 39 ведущих вузов платного образования Московского региона 28 (72%) из них имеют программы только бакалавреата, 3 вуза (9%) - программы магистр, 8 вузов (20,5%) - бакалавреата и специалиста. Анализ послевузовской подготовки в 205 аккредитованных вузах негосударственного сектора показал, что только из них 25 вузов имеют советы по защите диссертаций, аспирантуры открыты в 41 вузе и только в двух имеется докторантура.

Необходимость в качественно новой системе образования всегда возникает в условиях углубления и нарастания кризиса в обществе и появления новых социальных групп - основных носителей социокультурной практики и инновационных процессов. При этом специфика социально-экономических и политических перемен, происходящих в последние годы в российском обществе, состоит в том, что качественные изменения социокультурной ситуации в стране привели с одной стороны, к возрастанию значимости и активности личности, а с другой - к разрушению прежней системы ценностей. Другими словами, в новых условиях реформирования системы образования предполагает учет минимум двух фундаментальных принципов, характеризующих новую социально-культурную ситуацию. Один из их связан с признанием права личности на свободное самоопределение и выбор в сфере образовательных услуг. В этом плане новая ситуация существенно отличается от предшествующей, когда общество ограничивало возможности выбора и удовлетворения потребностей в получении высшего образования путем жесткого ограничения численности приема в вузы (советская система высшего образования). В новых условиях общество не может и не должно ограничивать конституционное право граждан на получение высшего образования. Именно с учетом реализации этого принципа связано появление и рост численности платных вузов в стране.

Другой принцип реформирования системы высшего образования связан с вновь формирующейся системой ценностей. Именно с этим связаны многие объективные и субъективные трудности реформирования. Это, действительно, фундаментальная проблема социокультурных изменений. Не только сложным бюрократическим структурам, но и отдельным людям трудно войти без потерь в еще не устоявшуюся социокультурную ситуацию. Видимо, в первую очередь именно с этим связан тот разнобой, разноголосица и противоречивость, которые наблюдаются в последние годы в отдельных мерах и решениях руководства, как высшего образования, так и отдельных вузов. Между тем, при всех «за» и «против», рост хозяйственной активности, коммерческого начала, равно как и формирование множественности источников финансирования, и появление конкуренции на рынке образовательных услуг - все это непременные атрибуты новой социокультурной ситуации.

Сегодня плюрализм форм и подходов в образовательной деятельности становится нормой общественной жизни и массового сознания. Усложняющаяся структура гражданского общества и социальное расслоение порождают серьезные различия в потребностях и дифференциацию спроса на образование. В этих условиях, вузовская система вынуждена учитывать многообразие и различие общественных групп и интересов, обуславливающих в обществе плюрализм социокультурных подходов и личных позиций. Важной организационной предпосылкой возможности такого учета является взаимодополнительность государственного и негосударственного секторов высшего образования, а также разнообразие образовательных структур.

Все сказанное о платном и негосударственном высшем образовании дает возможность оценить и понять общесоциальную роль связанных с ним преобразований в обществе. И тем не менее действительное значение этих инновационных форм будет понято недостаточно, если не будет учтена конкретная культурная роль новой ситуации в российском высшем образовании, связанной с появлением платного и, особенно, негосударственного высшего образования. Напомним поэтому об основных идеях применительно к высшему образованию в связи с культурной вертикалью. Отчетливое деление мира на центр и периферию и одновременно переход России на почву зависимого развития определяет жесткие условия образовательной и культурной политики: забыв об утопическом глобализме, нельзя упускать из виду процессы глобализации, которые сказываются на культуре таким образом, что появляется возможность выстроить единую культурную шкалу, вертикальное измерение культуры, которое связано с образовательной константой. В современном мире можно, абстрагируясь от любезных мультикультуралистам моментов уникальности каждой культуры в ее особенностях, строить систему показателей культурного развития, обращаясь в основном лишь к замерам образовательного уровня. Осуществление этих замеров дает в руки руководства образовательным процессом мощное средство ориентировки в образовательном и культурном пространстве.

«Поход за дипломами» по сходной цене - временное уродливое явление первых стадий деятельности в условиях зависимого развития. Но в дальнейшем прояснится и высокая миссия современного негосударственного вуза, пришедшего со своими представительствами и филиалами в отдаленнейшие уголки страны. Ориентируясь на гибкий образовательный и культурный минимум (одним словом, осуществляя минимизацию культуры), представленный государственными стандартами, работник негосударственного вуза формирует всей своей деятельностью слой будущих интеллигентов на уровне поселения и поселенческой общности. Тем самым будет подниматься до усредненного общий уровень культуры. Этот подъем к средним для данного региона значениям показателей культуры мы имели в виду, говоря о медиокризации культуры. Таким образом, значение этой культуртрегерской миссии современного деятеля негосударственных вузов трудно переоценить.

Однако столь серьезная общекультурная роль налагает столь же суровую ответственность на руководителей - функционеров этой деятельности. Перед лицом столь серьезных задач недопустим непрофессионализм и дилетантизм в области управления современным негосударственным вузом. Вот почему столь важно разобраться поначалу чисто теоретически в том, каким критериям отвечает деятельность современного российского негосударственного вуза, что в состоянии придать стабильность этой деятельности и как добиться реализации обозначенной выше культурной функции, которая по праву принадлежит ныне негосударственному вузу в обществе.

Организационно-штатная структура вуза, определяемая указанными и другими целями и задачами, включает необходимые для его нормального функционирования учебно-научные, научные и обеспечивающие подразделения, управление которыми представляет собой сложный и многогранный процесс. Являясь системообразующим элементом единой системы образования страны, современный вуз не только охватывает весь спектр направлений деятельности по реализации государственной политики в сфере образования, но является узлом пересечения как позитивных, так и негативных тенденций в развитии российского государства вообще и образования в частности.

Особенно рельефно проявляются ныне две противоречивые тенденции: с одной стороны, стремление вуза реализовать свой потенциал на основании закрепленного статуса автономности, то есть предоставления определенной степени свободы образовательной деятельности, с другой - реформирование профессионального образования путем государственного администрирования и регулирования, выражающихся в контроле деятельности вузов, обусловленном едиными государственными стандартами; директивным определением качественных и количественных параметров деятельности вуза. Эти тенденции оказывают существенное влияние на все стороны деятельности вуза, определяя в каждый конкретный период социального времени вектор его развития, выводящий данное учебное заведение на новый, более высокий уровень.

Рассмотрение совокупности деятельности государства по управлению образованием, а также собственно образовательную деятельность учебных заведений различного типа позволяют представить жизнедеятельность вуза, во-первых, как процесс реализации комплекса многоуровневых управленческих воздействий на субъект образовательной системы и, во- вторых, как процесс функционирования образовательного учреждения, представляющего собой относительно самостоятельную организационную систему.

Деятельность в социально организованных социальных структурах - это, прежде всего деятельность субъектов управления по организации социального взаимодействия объектов управления в интересах достижения социально значимых общественных целей. В качестве субъектов и объектов управления в таких структурах как особым образом организованной совокупности человеческих индивидов (коллектив, учреждение, предприятие, учебное заведение и т.п.) выступают конкретные люди, индивиды. В зависимости от выполняемой социальной функции, иерархии организации, социальной роли они могут находиться на различных уровнях управления, в различных отношениях подчиненности. Однако, как с точки зрения деятельности по управлению структурными подразделениями (в нашем случае учебного заведения), эта деятельность имеет преимущественно индивидуально-личностный характер.

Жизнь любой социальной структуры регулируется посредством принятия большинством ее целей, задач, условий деятельности и общеобязательных правил, норм поведения, то есть принципов как фундаментальных оснований системы управления, представляющих собой обобщение и распространение этих положений на все сферы деятельности данной структуры. Теоретической основой деятельности по управлению социально-организационной системой является совокупность базовых принципов, опирающихся на законы, изучаемые различными науками об управлении. Принципы управления являются методологическим инструментом, позволяющим руководителю сознательно и целеустремленно воздействовать на управляемую систему. Отражая законы диалектики, обобщающие опыт человеческой цивилизации, принципы управления, то есть, применимы для воздействия на личность и оптимального управления любым социумом. В этом смысле они служат руководством к управлению любой социальной системой - ее структурой, методами и способами воздействия на коллектив, формируют мотивацию поведения его членов, учитывают особенности функционирования и цели системы, технологию и техническое оснащение управленческого труда.

Государственные и негосударственные вузы суть разные модели высшего образования не только по форме собственности. Альтернатива заключается прежде всего в том, что они имеют разные структуры управления и подчиненности: разные организационные и психолого- педагогические условия функционирования деятельности; разные возможности на рынке труда и отбора абитуриентов; разные количественные и качественные характеристики, которые позволяют говорить о поточном и индивидуальном подходах к подготовке специалистов. В чем в этом отношении конкретно проявляются главные сущностные различия между государственными и негосударственными вузами?

Во-первых, в их социальных функциях. Государственные учебные заведения выполняют заказ государства, находясь между требованиями общественной эффективности и необходимостью формирования полноценно развивающейся личности. Негосударственные - выполняют заказ общества, осуществляя права родителей, отдельных граждан и педагогическое право независимых субъектов образования, способствуя тем самым становлению гражданского общества. Платное образовательное заведение имеет большую свободу выбора, целей и задач, форм и методов деятельности. Государственные вузы работают по централизованным государственным программам, реализуя общегосударственную концепцию образования. Негосударственные вузы так же руководствуются требованиями Госстандарта по подготовке специалистов высшей квалификации, но при этом могут самостоятельно выполнять социальные функции экспериментального полигона, создавая авторские образовательные программы. Иными словами, платные вузы, осуществляя заказ общества, работают под контролем государства в части реализации общегосударственных требований подготовки специалистов, но самостоятельно, чаще инновационно, со значительным опережением ситуации на рынке труда. Несмотря на некоторые различия в социальных функциях, функция формирования интеллектуального потенциала общества выполняется и теми, и другими вузами, независимо от их форм собственности, способствуя решению задач, стоящих перед обществом и укрепляя позиции государства.

Во-вторых, в способах финансирования деятельности вузов. Следует отметить, что платные формы деятельности государственных и негосударственных вузов относятся к некоммерческому способу производства услуг, так как они призваны, прежде всего, предоставлять социальные услуги, содействовать развитию культуры, образования, осуществлять общественно-полезные цели. Государственные вузы находятся на полном государственном (бюджетном) финансировании и допускают платные формы обучения за счет внебюджетных поступлений. Негосударственные вузы функционируют за счет оплаты за обучение от физических лиц, различных организаций, предоставления разнообразных образовательных услуг, работы со спонсорами, с международными фондами. Постоянный поиск источников финансирования способствует расширению их контактов, укреплению взаимоотношений с финансовыми и предпринимательскими структурами, со всеми организациями, заинтересованными в получении высококлассных специалистов. В том, очевидна позитивная сторона их деятельности. Борьба за выживание, за обеспечение своего «места под солнцем» закаляет их борцовские качества, стимулирует стремление к высокому качеству обучения, к творческой, инновационной деятельности.

В-третьих, существенное отличие в деятельности платных вузов проявляется в повышенной ответственности за результаты своего труда. Несомненно, вуз платного образования имеет больше независимости в финансировании, следовательно, в творчестве, что объективно порождает повышенную степень ответственности перед обществом и государством, перед студентами и их родителями, перед собственным коллективом преподавателей и сотрудников вуза. Это требует постоянного напряжения, поиска оптимальных решений, совершенствования деятельности каждого члена вузовского коллектива и всего учебного заведения в целом.

Все сказанное об отличиях двух форм высших учебных заведений имеет далеко идущие этические следствия, позволяет отдать отчет в характере нравственных решений во вновь возникшей сфере социальных отношений. Собственно, этим и формируется зачаток новой культуры, с новыми целями, ценностями и идеалами. В частности, в современном негосударственном вузе такая ситуация объективно порождает специфический микроклимат, способствующий формированию высоких нравственных принципов и идеалов - атмосферы уважения, взаимопонимания, взаимопомощи, сотворчества, готовности управленческого, преподавательского коллектива и студентов работать на основе сотрудничества и партнерства.

Попробуем, не претендуя на полноту и окончательность определений, сформулировать в самой общей форме ряд принципиальных положений, связанных со складыванием новой морали в связи с деятельностью столь специфического института, каким является негосударственный вуз.

Первым таким принципом, видимо, должен стать принцип социальной обоснованности и законности принимаемых управленческих решений в вузе. Этот принцип требует, прежде всего, осознания учредителями и руководителями вуза главных конкретно-исторических задач развития страны, социальных целей образования и в связи с этим целесообразности создания данного вуза, его значимости для государства в целом и для конкретного региона. Только на основе этого принципа возможно определение специфической ниши данного учебного заведения в системе высшей школы, его стратегических и тактических задач, содержания образовательной деятельности, форм, методов учебно-воспитательного процесса. В первую очередь законодательные, нормативно-правовые, административные акты и документы должны лежать в основе практической деятельности всех субъектов управления учебным заведением, определить все сферы его жизнедеятельности. Безусловно, на сегодняшний день не все сферы отрегулированы в правовом отношении, есть определенные «вакуумы» в российском законодательстве. Их как раз и призваны заполнить руководители-управленцы, на которых по долгу служебной деятельности возложена ответственность за принимаемые решения и которые должны быть если не юридически обоснованными, то нравственно и социально оправданными, соизмеренными с перспективными и текущими (ситуационными) целями и задачами управления учебным заведением.

В соответствии с принципом социальной обоснованности и законности принимаемых управленческих решений в вузе при определении направлений своей деятельности управленцы могут опираться только на официальные документы и источники: Конституцию страны, законы, президентские указы и постановления правительства, нормативные документы министерства образования и науки. Независимо от личных политических и идеологических взглядов, позиций и планов управление вузом проводит только государственную и региональную политику в сфере образования.

Следующий принцип - принцип гуманизации процесса управления деятельностью вуза - базируется на уважении к личности всех участников учебного процесса, всех соприкасающихся с деятельностью учебного заведения. В соответствии с этим принципом человек рассматривается не как «фактор» реализации поставленных целей, а как конечная цель, во имя достижения которой вуз и существует как таковой. В то же время именно он является и важнейшим средством для достижения конечного результата образовательной деятельности. Отсюда главное условие успеха в работе вуза - индивидуализация образовательного процесса, отработки методов индивидуальной работы с лучшими студентами и с теми, кто нуждается в помощи и коррекции знаний, чтобы максимально раскрылись личностные качества и возможности каждого. Содержание и смысл требований данного принципа связаны с применением человеко-сообразных факторов, то есть учитывающих биосоциальную природу, творческую активность личности обучающегося, его способность к самообразованию и саморазвитию.

Сущность гуманизации процесса управления деятельностью вуза, таким образом, состоит в том, чтобы максимально обеспечить возможности студентов и слушателей строить отношения сотрудничества и партнерства со всеми руководителями и организаторами образовательной деятельности, способствовать превращению обучающихся из пассивного объекта в активного субъекта педагогических отношений.

Реализация социально-философской идеи антропоцентризма, перемещение человека в центр образовательного процесса вовсе не умаляет значения принципа единоначалия, роли и места управленцев различного уровня в организации руководства образовательной деятельностью студентов и слушателей. Сегодня меняются формы взаимоотношений и педагогического общения в вузе: на место авторитарного управления приходит педагогика сотрудничества, основанная на высокой степени доверия к обучающимся, сочетании твердого управления, контроля и демократизма, всемерного развертывания потенциала личности.

Этот принцип требует исполнения существующих законов и норм морали, уважения к народным традициям, психологической компетентности и интеллигентности руководителей всех вузовских подразделений, преподавателей, студентов, учебно-вспомогательного персонала. Он предполагает повседневную, доброжелательную работу с людьми, опору на их лучшие качества и учет их психологического состояния, постоянное стремление к созданию и поддержке стабильного комфортного микроклимата в коллективе, отказ от авторитарного стиля руководства вузом и его подразделениями. Между тем многие вузовские работники до сих пор не имеют опыта гуманистического общения, активного участия в управлении, не прониклись личной ответственностью за результаты коллективного труда. Отсюда сложности в решении многих задач, стоящих перед вузом. Стержневой линией реализации этого принципа должна стать педагогика партнерства, лежащая в основе образовательной деятельности каждого вуза. Успешная реализация этого принципа предполагает создание той уникальной атмосферы взаимопонимания и сотрудничества, формирующей коллектив единомышленников, работающих во имя единой идеи. Процесс формирования такого коллектива невозможен без стимулирования заинтересованности каждого в творческой деятельности, без создания максимальных условий для ее развития - в том числе путем материального и морального стимулирования творческого труда индивида во имя утверждения авторитета всего вузовского коллектива. На коллективистских началах активно формируется корпоративный патриотизм как верность вузовским идеалам и традициям.

Создание атмосферы сотрудничества, корпоративности, преданности идее и традициям коллектива вуза, уверенности в его значимости, общественной полезности и перспективности дела - есть непреложное условие не только успешной деятельности, но и выживания в конкурентной среде.

Очень важен следующий принцип - принцип компетентности и профессионализма в процессе управления вузом. В современной социально - философской литературе последнего десятилетия содержится ряд плодотворных идей и подходов относительно профессионализма и оптимизации структуры подготовки педагогических кадров. Что касается управленческих аспектов деятельности современных образовательных учебных заведений, то они получили недостаточное отражение в современных социально-философских исследованиях. С точки зрения современных требований, это профессионалы по своему служебному и педагогическому предназначению, получившие специальную подготовку, имеющие соответствующее образование, опыт организаторской, управленческой и учебно-воспитательной деятельности в образовательных учреждениях. Однако реалии сегодняшнего дня таковы, что уровень профессиональной подготовленности к управленческой деятельности в вузах, соизмеренный со сложившимися в последние годы проблемами, возросшими задачами подготовки высококвалифицированных кадров, пока что не всегда отвечает требованиям современной действительности. Поэтому одним из главных требований принципа профессионализма является кардинальное повышение уровня компетентности всех субъектов управления деятельностью вуза. Для решения этой задачи необходимо существенно повысить качество их профессиональной подготовки к управленческой деятельности в вузе. Объективные обстоятельства современного образования, способствующие широкому внедрению в практику работы вузов инновационных и интенсивных обучающих технологий, усиливают потребность в повышении компетенции и профессионализма профессорско-преподавательского состава, так как меняется место и роль профессорско-преподавательского состава. Поэтому, повышение кадрового потенциала, компетенции и профессионализма работников образовательной сферы является актуальной проблемной областью управленческой сферы деятельности. Тем не менее, важно не только видеть трудности и противоречия в реализации требований принципа профессионализма и компетенции, но и предпринимать конструктивные меры и действия в этом важном направлении.

Практика показывает, что часто допускаются случаи игнорирования следующего принципа - принципа приоритетности решения образовательных задач в процессе управления деятельностью вуза. Вуз - сложная организационная система, в которой ее элементы выполняют строго отведенную им роль, решают целый спектр задач обеспечения жизнедеятельности образовательного учреждения в целом. Вместе с тем, в этом спектре реализуются цели и задачи, имеющие главное, доминирующее, определяющее значение в данный конкретно-исторический момент социального времени и в ближайшей перспективе. При ближайшем рассмотрении становится очевидным, что выделить приоритеты, сосредоточить на них главные усилия вузовских управленцев - далеко не простая проблема, поскольку каждая сфера, каждое структурное подразделение образовательного учреждения выполняет только ему присущую функцию, а недооценка или игнорирование этого чревато разбалансированием системы как целостности.

Как говорится, last but not least сформулируем принцип оптимизации управления деятельностью вуза. Данный принцип с социально - философской точки зрения предполагает такую парадигму управленческой деятельности, которая была бы направлена на достижение наилучших результатов образовательного процесса в вузе, а значит, максимизировала выполнение основных функций вуза. Максимизация показателей функционирования вуза - средство минимизации культуры, ее соответствия усредненным стандартам, отвечающим позиционированию на локусе культурной вертикали. Иными словами, оптимизация процесса управления деятельностью вуза - это приведение системы управления к состоянию наибольшей эффективности, которое обеспечивается соответствием планируемых целей профессиональной подготовки специалистов высшей квалификации, средств (интеллектуальных, педагогических, информационных, материальных, финансовых) и результатов этой деятельности.

Таким образом, речь идет о формировании такой оптимальной системы управления деятельностью вуза, которая бы, с одной стороны, максимизировала усилия всех субъектов управления на реализацию главной цели - подготовку высокопрофессиональных кадров, с другой - минимизировала психологические, нравственные, социальные, финансово - материальные издержки в жизнедеятельности вуза.

Однако все эти тактические цели и приемы имеют смысл, только если постоянно имеется в виду стратегическая цель деятельности такой образовательной структуры, какой является негосударственный вуз. Есть нечто символическое в том, что осознание культурных процессов, протекающих в современном, если так можно выразиться, глобализирующемся мире происходит одновременно с возникновением (едва ли не стихийным) таких форм культурной деятельности, которые вполне отвечают сути этих культурных процессов. Минимизация и медиокризация культуры в лице негосударственного вуза получает полигон для своей полноценной реализации.

 

АВТОР: Кормилицина О.В.