26.05.2012 16687

Философско-педагогическое учение П.Ф.Каптерева

 

Педагогическая антропология Петра Федоровича Каптерева (18491922 гг.) является примером построения системы воспитания на фундаменте тщательного изучения целостной природы человека, что приводит к важным теоретическим и ценным практическим результатам.

П.Ф.Каптерев критикует взгляд К.Д.Ушинского на педагогику как искусство и подчеркивает сложность и разнообразие ее научных предпосылок. Педагогика, по мнению ученого, опирается на данные психологии, физиологии, философии и других наук о человеке. Психологическое и физиологическое обоснование педагогики делает ее подлинно научной и дает возможность повысить эффективность воспитательного воздействия. Педагогика - прикладная наука, потому что она изучает не объективные факты, а предписывает, как надо воспитывать, опираясь на фундаментальные знания наук о человеке. Предметом педагогики является «изучение известных групп людей и отдельных лиц с особой, специальной точки зрения: каково их физическое и психическое состояние, какие стороны и свойства требуют у них особенной заботы и укрепления и какие из средств, выработанных предыдущим педагогическим опытом, могут быть с пользой употреблены в данном случае». Ученый утверждает, что педагогика как прикладная наука обще человечна, служит всему человечеству, а не отдельным группам или слоям общества.

Главную функцию педагогического процесса П.Ф.Каптерев видит во всестороннем усовершенствовании личности на почве ее органического самообразования в меру сил и способностей человека. По сравнению с взрослыми дети имеют физические и психические особенности и для успешного обучения «необходимо приспособить его к особенностям детской натуры, иначе учение будет бесплодно, нецелесообразно». Воспитание и обучение должно сообразовываться с индивидуальными особенностями детей. Образование станет эффективным, доказывает педагог, когда в основу его будут положены опирающиеся на науку представления о путях формирования человека, а обучение будет следовать за природным развитием человека.

«Вечным» вопросом педагогики является выяснение совершенства детской природы и необходимости либо невозможности воздействия на нее. П.Ф.Каптерев различает три ряда свойств детской природы: естественные (существующие независимо от влияний культуры), привитые культурой и частные, наследственные, отличающие природу ребенка от природы другого. Специфика первой группы возникает из общих свойств организма и перемен в связи с возрастом. Ученый отмечает, что каждый возраст имеет свои особенности, которые являются общими качествами натуры человека, и все свойства возрастов есть необходимые результаты развития человеческого организма.

Второй ряд свойств детской природы является результатом положительного или отрицательного влияния на человека культуры. П.Ф.Каптерев считает, что педагогические влияния должны быть рассчитаны не на одно поколение, поскольку культурные свойства человека, создаваясь тысячелетиями, становятся второй природой человека. Наконец, «третья природа» слагается из наследственных свойств, она составляет особенности индивидуумов, а не масс человечества. Это свойства, полученные от родителей и составляющие характерные особенности семьи. Естественные и культурные (врожденные и приобретенные) свойства, по мнению ученого, дополняют друг друга, одни свойства отличают человека от животного, а вторые культурного человека - от некультурного. Мыслитель полагает, что человек по природе своей не имеет каких-то особых предрасположений к доброму или злому, а все таланты и способности прививаются ребенку путем воспитания, через воздействие внешнего мира. Особо он обращает внимание на способность человека, в отличие от животного, к бесконечному усовершенствованию своих душевных сил.

Основой воспитательных идеалов человека, по мнению П.Ф.Каптерева, является общественная жизнь людей. Только в обществе формируются цели и задачи жизнедеятельности человека, общество же выдвигает образовательный и воспитательный идеал педагогики. Но при этом понятие о совершенном идеальном человеке должно исходить из изучения свойств человеческой природы, из представлений, что может и чего не может человек. В самом педагогическом процессе должно быть два элемента - личный и общественный. Они взаимосвязаны и взаимодополняются. Первый опирается на антропологию и психологию, второй - на социологию.

Ученый приходит к выводу, что «педагогический идеал заключает в себе три рода элементов: личные или субъективные, народные или национальные и всенародные или общечеловеческие». В современном человеке соединены в одно целое органическая и общественная природа, а потому нельзя рассматривать его только как общественное существо (хороший семьянин, гражданин), либо как биологическую единицу. Воспитание должно развивать обе природы человека, а его принципами (сообразно с двумя природами человека) являются: всестороннее развитие общечеловеческих качеств, развитие и внимание к свойствам возрастов, возможное ослабление плохой наследственности, воспитание человека среди природы и среди общества.

Основой совершенствования человеческой природы П.Ф.Каптерев называет саморазвитие организма в процессе обучения и воспитания. Человеческой природе присущи задатки и хорошего и дурного, поэтому педагогический процесс не может пассивно следовать саморазвитию телесных и духовных качеств. «От воспитания и образования все ждут,- пишет русский ученый,- чтобы через них люди делались лучше, чем каковы они есть по своей природе, а не хуже или не оставались бы в том же положении». Поэтому воспитание и обучение должно активно содействовать развитию человека, усовершенствовать заложенное в нем от природы в трех направлениях: во-первых, устранять препятствия с пути естественного развития сил (отрицательная сторона); во-вторых, содействовать правильному развитию наличных способностей (положительная сторона); в-третьих, искоренять недостатки и насаждать ценные свойства (усовершенствовать в тесном смысле).

Отсюда следует, что «не передача важнейших культурных приобретений, а саморазвитие организма выражает сущность педагогического процесса, чья внешняя сторона - обучение - оказывает влияние на внутреннюю, т.е. на самодеятельность души». Таким образом, педагогический процесс заключает в себе две характерные черты: систематическая помощь саморазвитию организма и всестороннее усовершенствование личности. П.Ф.Каптерев отмечает, что именно И.Кант впервые подошел к природе человека с точки зрения ее развития и саморазвития.

Высшая цель воспитания у П.Ф.Каптерева в заключает в себе преимущественно общечеловеческие черты: им отводит он главное место, а не личным и национальным, также входящим в содержание педагогического идеала. Прежде всего, каждый воспитанник должен стать «добрым общественником», осознать обязанность и охоту работать с другими, такими же как «я». Совместная работа не означает отказа от своего «я» и личных интересов, а требует лишь их согласования, гармонии отдельных стремлений личностей.

Нравственность личности, по мнению ученого, является главной целью воспитания и назначением человека. Сущность же нравственности заключается в определении человеческих отношений, общественных и государственных. А нравственно образовываться - значит «познать истину людских отношений, их правильное течение, их вековечные твердые основы и изменяющиеся, применительно к местным и временным условиям, формы и виды; распространять и защищать свое нравственное мировоззрение, свои убеждения, осуществлять их в жизни». Отсюда первая задача нравственного воспитания - познание добра (истины), а интеллект, способность суждения выступают как необходимый элемент нравственности. Если у человека хотя бы немного развиты умственные способности, то он не может избежать размышления: действия и их результаты, определившие их мотивы, проходят перед его умственным взором, побуждая к сравнению и оценке. При помощи многочисленных анализов, обсуждений и сравнений, после многолетней практики, человек достигает того, что эгоистические желания и страсти уравновешиваются с общественными инстинктами и даже уступают им.

Моральное совершенствование всего человечества П.Ф. Каптерев, как и И. Кант, связывает с прогрессом науки и культуры, понимая под нравственностью определение и выяснение истины человеческих отношений, которое совершается постепенно, как приобретение и завоевание научных истин. Аргументация П.Ф. Каптерева проводится на общефилософском уровне и связана с пониманием общественного развития. Если под нравственностью понимать простую формулу: «будь добродетельным», то прогресс невозможен, считает мыслитель. «Но если под нравственностью понимать то, что следует понимать, т.е. определение и выяснение человеческих отношений, личных, общественных и государственных, то прогресс, несомненно, в нравственности будет, и прогресс весьма видный и существенный. Познание истины человеческих отношений разом не дается, но совершается постепенно, как приобретение и завоевание научных истин».

Нравственное воспитание, по мнению П.Ф.Каптерева, решает те же задачи, что и умственное образование: познание истины и ее осуществление. Ученый отмечает, что «наука, и вместе умственное образование, есть искание и познание истины, а нравственность, и вместе нравственное образование, есть искание и установление правды Истина есть теоретическая правда, а правда - практическая истина. Вместе то и другое составляют образовательный процесс в его полноте». В результате педагогика становится важнейшим фактором как индивидуального, так и общественного развития: «педагогический процесс имеет своей целью создание идеального человека и человечества, и вся педагогия может быть рассматриваема с известной точки зрения, как приготовительница лучшего будущего, смотрящая постоянно вперед, в будущее, хотя при этом никогда, ни на один момент не теряющая из виду настоящего, которое по естественному порядку служит опорой и основанием будущего».

Доказывая взаимообусловленный характер соотношения умственного и нравственного образования как источник раскрытия в человеке всех способностей и свойств, П.Ф.Каптерев указывает на целостность личности, на тесную связь всех психических явлений и невозможность определения какой-либо грани между умственным развитием человека и всеми другими сторонами его развития. Предмет воспитания - человек есть цельная единая личность, «действуя на одну сторону которой неизбежно, больше или меньше, влияешь на всю личность». Развитие ума в то же время влияет на воспитание личности, а развитие чувствований и воли затрагивает и ум. Таково исходное положение П.Ф. Каптерева, выраженное им в формуле: «Обучение есть непосредственное воспитание ума и опосредованное воспитание всего человека».

Русский мыслитель продолжает обоснование принципа воспитывающего и развивающего обучения, называя главным в обучении не накопление всевозможных знаний и поглощение громадного фактического материала, а нравственное воспитание, общее умственное развитие, любовь к мышлению и труду. Отстаивая высокую роль научного образования, которое он считает главным средством общего развития личности, ученый указывает, что главным условием его плодотворности может служить только высоконравственное содержание педагогического процесса. Методы обучения, как и содержание уроков, должны будить собственную мысль учащихся, развивать самостоятельность в учебной работе, вызывать интерес к науке.

В образовательном процессе достигается соединение задач развития ума (формального образования) и овладения знаниями (материального образования) при изучении, прежде всего, антропологических и социально-исторических знаний, проясняющих отношение личности к обществу и природу самой личности. Математика, астрономия, химия и подобные им знания тоже несут заряд нравственного воздействия, хотя, на первый взгляд, лежат далеко от нравственности. П.Ф.Каптерев утверждает, что всякий урок в школе «может и должен быть так поставлен, чтобы в некоторой степени, хотя бы и небольшой, содействовал нравственному развитию учащихся», поскольку каждому предмету свойственна нравственно-воспитательная и образовательная сила.

П.Ф.Каптерев отмечает, что дети в первые годы жизни не обладают четкими понятиями о совести, нравственном долге и стыде и потому их нельзя считать ни нравственными, ни безнравственными. Первоначальное сознание детей о допустимом и недопустимом далеко от нравственного сознания о долге; ребенок не имеет общих правил, которые руководили бы им в деятельности; он часто совсем не знает, почему одно ему дозволяется, а другое нет; он руководствуется в своих поступках не сознанием пользы или вреда, а приказами или советами окружающих; он не совершает запрещенных действий не по указанию совести, а из боязни наказания или нежелания огорчить своих родителей. Одобрение или порицание родителей для ребенка является живым воплощением нравственного закона. Поэтому симпатию ученый рассматривает как преддверие нравственности и ведущий фактор нравственного развития детей. «Симпатия важна тем, что делает ребенка общественным животным с первого дня жизни» и развитие ее, по наблюдениям П.Ф. Каптерева, происходит сначала в семье (к родителям, сестрам, братьям), затем распространяется на окружающий семью мир. Симпатия помогает альтруизму одержать победу над детским эгоизмом, в результате чего развивается нравственное чувство, формирование которого мыслитель также считает важной задачей нравственного воспитания. Воспитание в ребенке нравственности, по мнению П.Ф. Каптерева, самым тесным образом переплетено с обучением умению справляться с трудностями: способность к их преодолению зависит от нравственной силы личности. Для воспитания такой силы необходима система закаливания как физического, так и нравственного. Под нравственным закаливанием русский ученый понимает «развитие значительной душевной энергии и стойкости при самых неблагоприятных обстоятельствах, способность отказаться от разных, более или менее значительных удовольствий для достижения поставленной цели». Нравственное закаливание является добавлением к воспитанию, без него человек будет недостаточно полноценно подготовлен к жизни. Физическое закаливание педагог рассматривает как подготовительный этап к нравственному. Он рекомендует с возрастом увеличивать занятия упражнениями в движениях и выбирать подвижные игры с беганием, прыганьем, требующие ловкости и физической силы. Подобные тренировки предполагают значительный труд, упорство, настойчивость и в то же время развивают мужество и решительность.

Проблема соотношения свободы и обязательности в воспитании решается П.Ф.Каптеревым в русле идей И.Канта, как последовательное приучение ребенка пользоваться своей свободой. Русский ученый полагает, что ребенку должна быть предоставлена свобода сообразно его возрасту, что не исключает необходимого подчинения определенному порядку и правилам. Ребенку нужно учиться практике самообладания, искусству управлять своими мыслями и действиями согласно общему закону, приносить в жертву свои эгоистические капризы и свои прихоти долгу и обязанностям. Чтобы научить человека пользоваться своей свободой, необходимо определить круг деятельности, в которой ребенок действует самостоятельно. В то же время, обладая значительной долей свободы, человек обязан выполнять и ряд правил. Так приучение малышей к выполнению маленьких гигиенических и дисциплинарных обязанностей готовит детей к выполнению обязанностей вообще. Губительно сказывается на воспитании, по мнению П.Ф.Каптерева, усиленная регламентация действий ребенка в бытовом или интеллектуальном плане, поскольку человек не приучается распоряжаться собственным разумом. Если самодеятельность ребенка систематически подавляется, ему негде взять опыт борьбы, и, привыкнув действовать только по приказу, оставшись без «няньки», он не сможет проявить инициативу.

П.Ф. Каптерев пишет, что дети только тогда начнут понимать действительную необходимость требований дисциплины, когда будут сами участвовать в выработке дисциплинарных норм и контроле над их исполнением, когда для всех станет очевидным, что «дисциплина не есть хитрое изобретение учителей и начальства для угнетения учащихся и своего удобства, а есть жизненная необходимость, всем нужная и полезная». При совместной со старшими наставниками практике обсуждения школьных дел дети научаются постепенно анализировать и свои собственные поступки, что позволяет регулировать внутреннее самоуправление, которое педагог рассматривает высшей целью дисциплины. Он дает практические советы по введению самоуправления в школе и включению в него учащихся даже младших классов.

Большое внимание П.Ф.Каптерев уделяет разработке теории и методики детской игры, в которой проявляются и развиваются все психические процессы человека. По его мнению, игра - это «выражение самостоятельной деятельности организма». Особо ценными для нравственного воспитания педагог считает игры общественные, которые знакомят детей с существованием общих задач и целей, учат действовать сообща и подчинять личное желание общей задаче. Русский мыслитель отмечает важность перехода от игры (в особенности совместной) к деятельности (учебе и работе). Как необходимую составляющую и результат целенаправленного воспитания чувствований анализирует П.Ф.Каптерев нравственное чувство, дающее внутреннюю силу и детерминирующее поведение человека. В отличие от И.Канта, П.Ф.Каптерев уверен, что для нравственного совершенствования человека недостаточно осознания нравственного долга, нужно научить детей испытывать благожелательные чувствования к людям, прочно соединив их с поступками. Отсутствие их бывает вероятной причиной несоответствия между умственным образованием и нравственным развитием человека. «Нравственное чувство требует расширения кругозора человека, требует, чтобы человек думал не только о своем «я», но и о других, не возвышал бы своих интересов над интересами других. Человек нравственного настроения, конечно, объективнее, бесстрастнее эгоиста, его взгляд шире». Потому мотивами нравственной деятельности русский мыслитель называет жалость, сострадание, великодушие, чувство справедливости, любовь и т.п.

Кроме того, русский ученый говорит о необходимости развивать и укреплять настойчивость, упорство, инициативу, умение защищать свои взгляды и приводить их в жизнь, что отличает свободного гражданина и борца. Привитие гражданского самосознания, чувство гражданского долга воспитывает ответственность за народ и перед народом. «Венцом воспитания» педагог считает, когда соединяются воедино ум, знания и характер человека, его способность выполнять задуманное на деле.

Необходимым компонентом общего развития личности П.Ф.Каптерев называет эстетическое воспитание, подчеркивая его связь с умственным образованием и нравственным развитием. Он отмечает, что такое единение будет способствовать выработке у воспитанника разумного отношения к миру, которое означает осознание законов природы, общества, умение думать и действовать в сочетании с наслаждением красотой в природе и искусстве. Одновременно ученый отмечает важность включения детей в производительный совместный физический труд, в котором успех или неуспех дела зависит от согласованности людей между собой, а потому требует внимания к работам других и взаимной помощи. Таким образом, чтобы гармонизировать воспитательный процесс, необходимо, с точки зрения педагога, связывать нравственное развитие с умственным, эстетическим и трудовым воспитанием, дополняя тем самым общее становление личности.

Рассматривая вопрос религиозного воспитания, П.Ф.Каптерев приходит к выводу, что сущность религии очень отвлечена и потому требует определенной зрелости духовных сил человека. Поэтому детей сначала можно знакомить с обрядовой стороной религии, а затем, по мере развития их сил, объяснять значение религии в развитии человечества и давать материал для свободного религиозного развития, для личного понимания. Сущность религиозного образования, по П.Ф.Каптереву, заключается в нравственном воспитании: в определении жизненных стремлений личности, благотворной деятельности на пути к счастью всех людей.

Таким образом, антропологическое обоснование П.Ф.Каптеревым воспитания и образования ребенка, соответствующего его интересам и потребностям, способствовало продолжению и развитию традиций И.Канта, Н.И.Пирогова, К.Д.Ушинского в русской педагогике конца Х1Х - начала ХХ века. Учет философских достижений Запада и современной психологии, а также отход от двух общих основ воспитания - православия и народности, которым Н.И.Пирогов и К.Д.Ушинский придавали первостепенную важность,- сформировали воззрения П.Ф.Каптерева на идеал человека, свободный от религиозной нетерпимости и национальной исключительности.

В учении П.Ф.Каптерева, также как и Н.И.Пирогова, К.Д.Ушинского проявилась особенность русской педагогики - доказательство необходимости воспитания нравственного чувства, признание чувств как основы нравственности. Ценность и практическая польза данного взгляда заключается в открытии для людей нравственных ценностей как высшей потребности, а не только рассудочного долга. Продолжая разработку теории воспитывающего и развивающего обучения, П.Ф.Каптерев предложил категорию образовательного процесса, в границах которого развитие ума и развитие нравственности составляют единый процесс формирования целостной личности.

 

АВТОР: Кругликова Г.Г.