26.05.2012 18404

«Философия образования» С.И. Гессена

 

Главной проблемой философско-педагогической концепции Сергея Иосифовича Гессена (1887-1950 гг.) является обоснование сущности человека и его совершенствования в культуре и в воспитании на основе философских идей и внутренних закономерностей развития человека. К проблеме формирования человека С.И. Гессен подходит с позиций аксиологии, выявления «вечных» и «абсолютных» ценностей образования и культуры и признания личности как высшей цели деятельности. Русский мыслитель понимает образование как раскрытие и оформление «внутреннего человека», духовное созревание личности, формирование им собственного «Я» на основе законов морали. «Педагогическая система Гессена - личностно-ориентированная, т.е. личность, ее индивидуальность и неповторимость рассматриваются в меж индивидуальных и коллективных взаимодействиях, в широком социальном и историческом контексте».

Вслед за немецкими философами неокантианского направления С.И. Гессен подразделяет науки на «чистые», теоретические, и практические, нормотворческие. Он полагает, что педагогика как прикладная наука «не о сущем, а о должном», устанавливает «правила, или нормы нашей деятельности»248. Педагогика - это наука об искусстве педагогической деятельности и она должна базироваться на знании законов бытия, определяемых точными науками - психологией, физиологией, философией. Подчеркивая большое значение психологических и физиологических знаний для построения педагогических норм, С.И.Гессен считает, что стремление «экспериментальной педагогики» ограничиться этим для создания научного фундамента воспитания недостаточно. В труде «Основы педагогики» он показывает «практическую мощь философии» и доказывает, что «самые отвлеченные философские вопросы имеют практическое жизненное значение, что пренебрежение философским знанием мстит за себя в жизни не менее, чем игнорирование законов природы».

Цели образования, по С.И.Гессену, связаны с целями жизни данного общества и определяются его культурой, а педагогика выступает как прикладная философия культуры и должна выражать содержание культурной жизни человека и его эпохи. В культуре философ выделяет три слоя: образованность, гражданственность и цивилизацию, тесно связанные между собой. Образованность в этом случае выявляет «духовное» содержание культуры и включает науку, искусство, нравственность и религию. Эти ценностные слои изучаются различными отделами философии и, соответственно, «каждой философской дисциплине соответствует особый отдел педагогики в виде как бы прикладной ее части: логике - теория научного образования..; этике - теория нравственного образования; эстетике - теория художественного образования и т.д.». Так, в исследовании С.И.Гессена наметилось движение мысли от философских абстракций к педагогике, от умозрений к педагогической реальности.

С.И.Гессен рассматривает образование как процесс приобщения человека (изначально «природного человека») к культурным ценностям науки, искусства, религии, нравственности, права, экономики. Эти культурные ценности ценны сами по себе, они являются «целями-заданиями, т. е. задачами высшего порядка, неисчерпаемыми по самому существу своему и открывающими для стремящегося к ним человечества путь бесконечного развития». В этом движении заключается, по С.И.Гессену, залог непрерывных достижений личности и бесконечного развития человечества. Каждое новое поколение, усвоив готовое культурное содержание предыдущего поколения, продолжает его и вырабатывает свое собственное новое содержание культуры. Тем самым образование способствует становлению индивидуальной культуры личности и культурному прогрессу всего человечества. И если по отношению к народу культура есть совокупность неисчерпаемых целей-заданий, то «по отношению к индивиду образование есть неисчерпаемое задание. Образование по существу своему не может быть никогда завершено».

Становление личности для С.И. Гессена - это работа над осуществлением целей-заданий, но для своего движения к индивидуальности личность должна задаваться не сиюминутными, а «сверхличными» задачами. «Могущество индивидуальности» коренится не в ней самой, не в природной мощи ее психофизического организма, но в тех духовных ценностях, которыми проникаются тело и душа человека в процессе его образования и которые просвечивают в них как задания его творческих устремлений»,- полагает философ. Это относится и к личности отдельного человека, и к «коллективной личности народа», национальная мощь которого растет в мере его творчества над общими всему человечеству заданиями культуры. Таким образом, личность и общественность выступают как две стороны единого образовательного процесса как процесса духовного совершенствования человечества.

Опираясь на эти философские основания, русский ученый анализирует теорию нравственного, правового и научного образования. Каждую из них он рассматривает как диалектическое единство противоборствующих точек зрения. В образовании человека он учитывает внешние (социальные) и внутренние (психофизические) факторы, но приоритет отдает мотивационно - деятельностному началу самой личности.

Анализируя теории свободного воспитания Ж.Ж. Руссо и Л.Н. Толстого, С.И. Гессен указывает, что «отменить принуждение над ребенком возможно не путем простого его упразднения, всегда по необходимости частного, а путем воспитания в ребенке внутренней силы личности и свободы, которая могла бы сопротивляться всякому принуждению, откуда бы оно ни шло». Он верно подметил, что у Ж.Ж. Руссо и Л.Н. Толстого свобода и принуждение исключают друг друга, не могут существовать вместе. Однако принуждение, если оно не абсолютизируется,- закономерный элемент воспитания, уничтожить который должна сама личность человека по мере возрастания в ней степени свободы.

С.И. Гессен диалектически подходит к решению проблемы соотношения свободы и принуждения в воспитании, отмечая, что «принуждение может быть действительно отменено только самой растущей личностью человека, свобода есть не факт, а цель, не данность, а задание воспитания». Принуждение есть факт жизни, созданный не людьми, а природой человека, рождающегося не свободным, а рабом принуждения. «Человек рождается рабом окружающей его действительности-отмечает философ,- и освобождение от власти бытия есть только задание жизни и, в частности, образования... Пронизать принуждение, этот неизбежный факт воспитания, свободой как его существенной целью - вот подлинная задача воспитания». Для С.И. Гессена анализ проблем свободы и принуждения (дисциплины) в теориях Ж.Ж. Руссо и Л.Н. Толстого послужил отправной точкой для исследования проблем личности и, в частности, целей нравственного образования на современном философском уровне.

По определению С.И. Гессена, дисциплина «есть организованное принуждение, организованное не только в том смысле, что она сама есть нечто упорядоченное, но и упорядочивающее, имеющее своей целью организацию».

Дисциплина связана с понятием работы и труда и означает умение согласовывать свои способности с определенными требованиями. В этом смысле в дисциплине с неизбежностью существует свобода; лишенная свободы дисциплина разрушает себя, превращая человека в бездушный механизм. Таким образом, дисциплина «возможна через нечто иное, чем она сама - через свободу как высшее просвечивающее в ней начало».

Свобода предполагает созидание нового, прокладывание новых, ранее не существовавших путей и, в отличие от произвольных поступков, свободные действия предполагают некоторую внутреннюю последовательность и неуклонность. Свобода для человека - это как бы линия поведения, она не столько факт жизни, сколько долг, задание, «закон, который личность сама себе положила» (И.Кант). Последнее утверждение служит для С.И. Гессена основанием в определении личности, которая есть не что иное как «дело рук самого человека, продукт его самовоспитания». Понятие личности отлично от темперамента и других психофизических особенностей человека, личность определяется работой над «сверхличными задачами», созидается «творчеством, направленным на осуществление сверхличных целей науки, искусства, права, религии, хозяйства, и измеряется совокупностью сотворенного человеком в направлении этих заданий культуры».

Человек как личность и внешняя культура, по С.И. Гессену, имеют различные направления своего существования: личность центростремительна, внешняя культура - центробежно. Равновесие между ними нарушается в силу постоянного роста культуры, которая начинает подавлять личность. Ряд философов (киники, Ж.Ж.Руссо, Л.Н.Толстой и др.) для установления гармонии между личностью и культурой отрицали внешнюю культуру во имя нравственной внутренней культуры и свободы. Другие мыслители ратовали за постоянное и последовательное развитие нравственности, за нравственное образование, синтезирующее принуждение и свободу. Это путь систематического усиления центростремительной силы личности, путь роста внутренней свободы ее. Эта точка зрения наблюдалась у И.Канта, Н.И.Пирогова, разделяет ее и С.И.Гессен, предлагая свой вариант нравственного воспитания личности.

Нравственное образование, по мнению С.И.Гессена, есть развитие в человеке свободы, а значит личности и индивидуальности. Этот процесс нельзя ни ускорять преждевременным воспитанием, ни замедлять изоляцией человека от культуры. «Свобода и личность даются не сразу, но растут постепенно»,- утверждает С.И.Гессен, и так же постепенно и последовательно осуществляется цель нравственного образования в жизни человека.

В «Основах педагогики» русский философ, вслед за И.Кантом и П.Наторпом, применяет к образовательному процессу диалектическую триаду социализации и образования личности, в основе которой лежит нравственное созревание растущего индивида - ступени аномии, гетерономии и автономии.

Аномия - это ступень и теория дошкольного образования, где ведущими являются законы природы. Это естественное воспитание через игровую деятельность. Гетерономия - ступень воспитания, где действуют начала общественной жизни. На этом этапе решаются проблемы труда, учения, свободы, наказания, авторитета, самоуправления. Автономия - ступень свободного самообразования. Она не связана с внешними по отношению к морали целями и направлена на выработку у человека нравственных принципов. «Каждый из этих этапов Гессен наполняет конкретным теоретическим, историческим, этико-философским и практическим содержанием. Его нельзя обвинить в отрыве от социальной практики, как это обычно делается в отношении неокантианства. Ему не откажешь в глубоком философском осмыслении реалий жизни, политики, образования». Отдельный человек, как и человечество в целом, проходит стадии аномии, гетерономии и автономии, которые являются тремя ступенями образования: дошкольного, школьного и внешкольного.

Анализ первых лет жизни детей показывает, что они проходят преимущественно в игре, которая является для ребенка своеобразной деятельностью. Исходя из философского понимания игры, намеченного И.Кантом, С.И.Гессен дает следующее определение игры: «игра есть деятельность, в которой цель деятельности не вынесена за пределы самой деятельности, но в которой поэтому каждый момент ценен сам по себе».

Русский философ детально анализирует теорию игры Фридриха Фребеля, понимавшего игру как целостную деятельность, где проявляются инстинкты ребенка, которые позже будут развиваться по отдельности. «Каждая игра должна быть изучением природы, в ней должна развиваться арифметическая и геометрическая интуиция ребенка, одновременно она должна упражнять его речь, открывать ему красоту в природе и Бога в мире. Всякий материал для игры, как бы он ни был элементарен, должен удовлетворять всем этим сторонам человеческого духа». Наряду с положительными моментами, С.И.Гессен отмечает и недостатки фребелевского понимания игры: склонность к символизму, оторванность от жизни, игнорирование особенностей психофизической организации ребенка.

Рассматривая теорию воспитания дошкольников Марии Монтессори, русский ученый отмечает ограниченность ее позиции, которая «состоит именно в том, что она обосновывает свою систему исключительно на физиологии и психологии, пренебрегая совершенно философской стороной вопроса». Как философ, применяющий в своих педагогических исследованиях метод диалектики, С.И.Гессен не приемлет односторонность методов Ф.Фребеля и М.Монтессори. Он пишет: «Между обеими опасностями вырождения игры в забаву и в пассивное механическое упражнение должны мы провести воспитанника. Это и значит, что игра, оставаясь игрой, должна быть вся пронизана будущим уроком».

Период перехода от дошкольной ступени образования к школьной С.И.Гессен обозначает как переход от природы к праву, к периоду общественного принуждения. Поэтому в школе нравственное образование есть воспитание правового чувства и общественного сознания в человеке. Вместе с тем школьное гетерономное воспитание должно расцениваться и как переход к образованию и воспитанию автономному как свободному самоопределению человека, и от игры - к творчеству.

В «Основах педагогики» С.И.Гессен выступает как сторонник трудовой школы, идеи которой были намечены еще И.Г.Песталоцци. По мнению русского философа, трудовое образование, даже узкая практическая деятельность приобретают всеобъемлющее значение, представляя лишь часть «целокупной жизни» природы и человечества. В то время как профессиональное образование ориентировано на приобретение изолированных сведений и навыков, которые связаны между собой интересами потребителей этой профессии.

Изучая проблемы единой школы, С.И.Гессен обращает внимание на связь принципа обязательности школьного обучения и, следовательно, определенного принуждения и личной свободы. Они не противоречат друг другу, считает С.И. Гессен, особенно при либерализме: «свобода личности осуществляется здесь в виде принуждения к школе... Если даже нравственная свобода кроет в себе начало подчинения долгу, то тем паче правовая свобода не гнушается закономерного принуждения». Обязательность философ считает не абсолютной, она, например, не может распространяться на детский сад, поскольку игру ничем нельзя регламентировать. Свобода в школе должна проявляться в свободе учителя выбирать приемлемую для обучения программу и план обучения. В конечном итоге сочетание свободы и государственно-правового контроля приводит к созданию единой школы. «Единая школа оправдывается не только тем, что она созидает личность отдельного человека, проявляя по возможности все заложенные в ней способности, но и тем, что, созидая ее, она тем самым созидает и коллективную личность народа. Именно потому, что заданость той и другой не исчерпывается никакими достижениями». Но эту идею - создания единой школы - философ считает не осуществимой никогда сполна, так как она бесконечно разветвляется и дифференцируется. Автономия полностью реализует себя лишь на ступени свободного, нравственного самообразования. Отсюда и главная характеристика автономии - внутренняя свобода личности, когда фактическая линия поведения сливается с идеальной линией долженствования. Но это - идеал, бесконечное задание для самовоспитания.

Человек, по утверждению С. И. Гессена,- цельное существо. Подобно тому, как нравственное воспитание есть воспитание всего человека, а не только его воли, так и научное образование представляет собой воспитание человека в целом, а не одной только умственной способности. «Этот путь требует упорного напряжения воли, порыва фантазии, энтузиазма, он предполагает даже определенные навыки тела - одним словом весь человек в целом, а не только один его, в отдельности никогда впрочем, даже не существующий, ум должен быть материалом научного образования»,- пишет ученый.

В определении целей обучения С.И.Гессен не склоняется ни к формальному (классическому), ни к реальному образованию, полагая, что за антиномией этих двух педагогических теорий лежит гносеологическая антиномия рационализма и эмпиризма. Русский философ-неокантианец был приверженцем гносеологической линии «критицизма», выступающей против ограниченности, как эмпиризма, так и рационализма. Он разрабатывает и применяет критический метод для решения конкретных педагогических проблем, утверждая вслед за И.Кантом «критическую дидактику», сущностью которой выступает овладение методом науки. Философ считает, что от «простой передачи сведений усвоение метода научного знания отличается тем, что всякое отдельное знание передается здесь как бы не ради себя, а ради некоего более глубокого начала, лежащего позади того, что преподается, и его порождающего». Другими словами, факты, законы могут устареть или забыться, метод выше их; он не забывается и не устаревает. Он - «нить», которую дает учитель ученику в его путешествие в неизведанные дали науки.

Овладение методом, по С.И.Гессену, снимает противоположности эмпиризма и рационализма, формального и реального образования. Только метод воспитывает свободу мышления, поскольку ученик не получает его извне, а сам настраивает себя на овладение знаниями. Он и не вне ученика, т.е., объективен как предмет окружающего мира, и не субъективен, как нечто психическое (ум, чувство, память, внимание). Из каждой ветви научного знания необходимо выбрать такие факты, которые полнее других выявляют ее суть. Поэтому научно развитым человеком русский философ называет того, «кто приобщившись ко всем основным направлениям знания, впитал в себя тем самым терпимость и способность понимать научную работу человечества во всем многообразии ее проявлений».

Таким образом, философско-педагогическая концепция С.И.Гессена рассматривает образовательный процесс как процесс духовного созревания личности, развитие в человеке свободы и приобщения его к культурным ценностям. Тем самым русский мыслитель, по сути, продолжил и развил учение И.Канта о свободе и путях ее воспитания, конкретизировал общие положения «критической философии» применительно к образованию личности. С.И.Гессен был способен к реальному видению и обобщению педагогических явлений и теорий с точки зрения их философского исследования.

 

АВТОР: Кругликова Г.Г.