27.05.2012 2495

Судьба человека: Логика самоорганизации

 

Философско-антропологический аспект анализа сориентирован на исследование судьбы человека как сочетания ее стратегии и тактики.

П.А. Флоренский писал: «Пространственная реальность, с которой мы имеем дело, трехмерна, и все, что в пространстве, - тоже трехмерно. Время - троичная природа времени: прошлое, настоящее, будущее. Если так, то через пространство и время все ознаменовано числом три, и троичность есть наиболее общая; характеристика бытия. Отдельная личность опять-таки построена троично, ибо у нее три направления жизнедеятельности - телесная, душевная и духовная - и каждое психическое ее движение трояко по качеству, так содержит отношение к уму, к воле и к чувству. Жизнь разума в своем диалектическом движении пульсирует ритмом тезиса, антитезиса и синтеза, и закон трех моментов диалектического развития относится не только к; разуму, но и к чувству, и к воле. Отсюда понятно, что всякое произведение разума, чувства и воли человеческой, в которой не изглажен искусственно диалектический ритм его возникновения, само неизбежно запечатлено троичным делением. Трихотомия как пример аргументации; как манера классификации, как начало системы слишком распространена, чтобы можно было считать ее за нечто случайное».

Первые сигналы о зарождении нового способа мышления, о необходимости «троичного» функционального анализа процессов эволюции, можно наблюдать при попытках развить и усовершенствовать старый диалектический метод. Первые: указания на необходимость триалектического анализа живых систем мы находим в работах посвященных диалектике. Так, М.Н: Матвеев пишет в «Диалектике самоорганизации предбиологических систем»: «Только при единстве трех главных факторов эволюции - внутренних, внешних и метавнешних, - возможно ее длительное развертывание. При отсутствии хотя бы одного из них эволюция: осуществляться не будет. Там; где отсутствует достаточное разнообразие условий, где нет постоянной перегруппировки  компонентов: и все новых и новых взаимодействий: между ними, процесс самозатухает».

Важно отметить, что в триалектической парадигме наблюдается одинаковость «равноправность» трех начал, т.е. в пространственно-временной ситуации любое из начал может быть первичным.

Так, Б.А. Астафьев пишет: «Любая эволюционирующая система жизни - это триада; или» троичная система. В основе своей она бинарно-разно полюсная, ассиметрично-равновесная, находящаяся в информационно - организующей обратной связи с бесчисленным множеством   разно уровневых живых систем... Вся Вселенная имеет бинарное строение: Материя - Энергия, а Вакуум Вселенной; является третьим компонентом и источником энергии... В этой троичной системе любой из составных элементов можно в математической форме представить в качестве третьего; управляющего компонента, т.е. оказывающего влияние на всю систему в целом и: находящегося в сотворческом; единстве и противоречии с любым другим компонентом, также входящим в состав этой троичной системы». Основные выводы, которые можно сделать из теории Б.А. Астафьева, это: принцип троичности, обеспечивающий сферный характер жизни Вселенной; каждый компонент троичной системы может быть представлен в качестве управляющего компонента.

Переход от диалектики к триалектике представляется новым шагом на пути к более адекватному отражению действительности, учитывающему возрастание роли случайности и целесообразности в мировых процессах, связанному с укоренением синергетического подхода в науке и философии.

По нашему мнению, основные принципы синергетики и парадигма нелинейности открывают новые перспективы осмысления судьбы. Человек как диссипативная система, имеющая множество путей и целей развития, на определенных стадиях эволюции оказывается в кризисных ситуациях, в состоянии неустойчивости, выбора или точках бифуркации. В такие переломные моменты малое случайное воздействие - флуктуация - может привести к существенным изменениям, повлиять на выбор поведения системы, на  ее дальнейшую судьбу. Для нахождения  относительно устойчивого состояния (аттрактора) необходимо привлечь весь прошлый опыт и не только собственный. Аттрактор характеризуется тем, что система, способная преодолевать накопившуюся «социальную энтропию» и вести созидательную деятельность, может эволюционировать к новой форме самоорганизации. Поэтому может быть осуществлен глубокий анализ ценностно-смысловой структуры судьбы человека, взаимосвязь основных измерений человеческой судьбы, как жизненного пространства личности. Исследовать судьбу в качестве состояния, процесса, информации, ценности то есть показать, что по своей природе судьба триалектична. В сфере космопланетарной реальности, в гармонии и противоречивости «рождается» диалектичная судьба, на базе которой, реализуется триалектичный потенциал, то есть смысловая перегруппировка социально-структурного времени, так же факторов, оказывающих влияние в определенный момент жизни человека.

По утверждению M. Кагана «саморазвитие культуры и искусства имеет специфику, отличающую этот процесс от чисто природных процессов. Чтобы ее учесть, обратим внимание на то, что человечество в своей истории выступает в трех ипостасях - как природное и общественное образование, как творец и одновременно продукт своей материальной и духовной культуры. Иными словами, его место находится на пересечении объемов бытия феноменов природы, общества и культуры. История культуры обнаруживает действия в ней тех же законов, которые синергетика вскрыла в. физических процессах - переход от одного уровня организованности к другому, более высокому, через рассогласование упорядоченных определенным - образом элементов культуры возникающей неупорядоченностью, через нарастание энтропии в меняющихся состояниях системы, или, говоря языком классической философии и эстетики; в чередовании состояний гармонии и хаоса, из которого вырастает новая гармония».

Неравновесная термодинамика по сравнению с классической: равновесной обладает целым рядом преимуществ, которые позволяют по-иному взглянуть на структуру Судьбы; вместе с тем независимые исследования ее приводят к ряду результатов, предвосхищающих то (или близких к тому), что было вскрыто в пределах неравновесной термодинамики. Прежде всего, в обеих областях не только поставлена под сомнение идея механистического детерминизма («пандетерминизм», претендующий на предельно полное восстановление как будущего, так ш прошлого при предельно, полном знании всех условий состояния Вселенной в данной временной точке, и мифопоэтческий образ, неотвратимой судьбы, абсолютно точно программирующей и предопределяющей; будущее), но и более точно) проведена демаркационная линия между сферами детерминизма и индетерминизма. Другой шаг связан с пересмотром понятия времени, которое из рамки превращается в фактор (в современной; термодинамике - из параметра в оператор), и обнаруживает принципиальную дифференциацию: оно не только обратимо; как в традиционных концепциях Судьбы; предполагающих замкнутое пространство и «равновесную» ситуацию, но и необратимо; в первом случае нет зависимости от направления времени, во втором именно направление времени определяет характер процесса и всю ситуацию. В биологических, социальных системах, в истории, в сфере духа необратимое время «и; открытое пространство играют особую роль. Они и составляют особенность этих систем.

По нашему мнению, есть все: основания для» того, чтобы исследовать, судьбу человека с позиции синергетики. Потому как, именно такими системами - неустойчивыми, открытыми, диссипативными; - является человек и общество, так как в судьбе присутствует неустойчивость, существует самоподобие между человеком и судьбой (фрактальность судьбы). Вообще, представляет интерес и тот момент, что развитие биосистем обладает свойством фрактальности, т.е. самоподобия, самоповтора. Так, Лейбниц в своем учении; монадах фактически размышлял о фракталах. В монадологии отписал»... в наименьшей; части материи существует целый мир творений; живых существ, животных, энтелехий, душ... Всякую часть материи можно представить наподобие сада, полного растений; и пруда; полного рыб. Но каждая ветвь растения; каждый член животного, каждая капля его соков есть опять такой же сад или такой же пруд». Фрактальный подход все шире распространяется в научных исследованиях. В основе этого понятия содержится одна важная идеализация действительности: фрактальные объекты самоподобны... эта идеализация... на порядок увеличивает глубину нашего математического описания природы. Фрактал - нелинейная структура; сохраняющая самоподобие при неограниченном изменении масштаба. Ключевым здесь является свойство нелинейности; фракталы позволяют по-новому подойти к миру и человеку. Так, в «Синергетической; алгебре гармонии» рассматривается принцип глобальной гармоничности, который может быть основан, исходя из синергетических механизмов в диссипативных процессах перехода хаос - порядок, порядок - хаос. Благодаря этому возможны связь частотных спектров мега - и микромасштабов, наличие гомологических октавных рядов в структурных спектрах Вселенной; в том случае если глобальный; процесс эволюции понимать как процесс погружения в динамический хаос и выхода из него. Октавный принцип, золотое сечение, ритмокаскады: соединяют воедино не только локальные доступные нашему наблюдению области, но пронизывают реальность значительно больших пространственно-временных масштабов. Когда промежуточные эволюционные звенья уже не существуют, они наследуют коммуникационные коды и обеспечивают «узнавание» реальности и конструктивный диалог с ней: Именно глобальный гармонический принцип «вписывает» нас в Универсум, наделяя способностью к коэволюции с ним, допуская к безднам информации прошлого, соединяя ритмокаскадными нитями с ныне живущим, отличая искусственное от природного. Вселенная не линейна, человек как монада тоже представляет нелинейную биосистему, в которую так же «встроен» геном как голографический компьютер).

В связи с проблемой механизма действия судьбы; как устройства «суммирующе-интегрирующего», до веденого до предела, в точке которого происходит некий взрыв всей; казалось бы; равновесно-устойчивой ситуации, естественно, вырисовывается та конструкция, что лежит в основе теории катаетроф. Всякое событие во внешнем мире может быть описано как «элементарная катастрофа», то есть как результат конфликта режимов; в пространстве - времени, то есть скачкообразные, взрывоподобные изменения, возникающие в виде внезапного ответа системы на постоянное, плавное, незаметное изменение внешних условий. Поэтому судьбоносная ситуация и есть бифуркационный процесс в жизни человека. По мнению В.Г. Буданова; «состояния неустойчивости, выбора принято называть точками бифуркаций; они непременны в любой ситуации рождения нового качества и характеризуют рубеж между новым и старым. Значимость точек бифуркации еще и в том, что только в них можно не силовым, информационным способом, т.е. сколь угодно - слабыми воздействиями, повлиять на выбор поведения системы, на» ее судьбу».

Так, Н.Н. Моисеев пишет: «Бифуркационные переходы - это типичные явления, быстрой коренной перестройки характера развития системы. И чем, сложнее система, тем больше в ней возникает бифуркационных переходов». Поэтому можно говорить о том, что точки бифуркации - это «точки» соприкосновения человека с судьбой. И чем разностороннее личность и многообразнее ее жизнь, тем больше судьбоносных ситуаций. Бифуркация в системе происходит в том случае, если состояние среды находится в неустойчивости, в возбужденном; критическом состоянии. Тогда малое случайное воздействие – флуктуация - может привести к существенному результату. Следовательно, в трактовке синергетики случайность есть творческое, конструктивное начало. Таким образом, с помощью синергетического подхода возможен переход от «бытия к событию, событию; от существования к становлению, осуществлению в сложных эволюционирующих структурах старого и нового; от, представлений о стабильности и устойчивом развитии к представлениям о нестабильности и метастабильности, оберегаемом и самоподдерживаемом развитии; от образов порядка к образам хаоса, генерирующего новые упорядоченные структуры; от самоподдерживающихся систем к быстрой; эволюции через нелинейную положительную обратную связь; от эволюции к коэволюции, взаимосвязной эволюции сложных систем; от независимости и; обособленности к связности, когерентности автономного; от размерности к соразмерности, фрактальному самоподобию образований и структуры мира. Ю.М. Лотман, рассуждая о бифуркационном походе к истории человека, пишет: «История представляется перед нами не как клубок, разматываемый  в бесконечную нить, а как лавина саморазвивающегося живого вещества. В ней противоборствуют механизмы возрастания энтропии и, следовательно, растущего ограничения выбора, сведение альтернативных ситуаций к информационному нулю, с одной стороны, и постепенного увеличения «перекрестков», альтернативы, моментов выбора пути, моментов, когда нельзя предсказать, куда потечет дальнейшее развитие. Здесь вступают в действие интеллект и личность человека, осуществляющего выбор... это моменты бифуркации по Пригожину. Следовательно; интеллект человека не только пассивно отражает в не лежащую реальность, но и является активным фактор ом исторической и космической жизни... история - не однолинейный процесс, а многофакторный поток. Когда достигается точка бифуркации, движение как бы останавливается в раздумье над выбором пути... в этот момент в историческом 5 процессе в действие вступают интеллектуальные способности человека, дающие ему возможность осуществлять выбор. Как бы ни были бессильны, при «нормальном» течении истории эти факторы, они оказываются решающими в момент, когда система задумалась перед выбором. Но, вмешиваясь в общий ход, они сразу же придают его изменениям обратимый характер».

Парадигма самоорганизации влечет за собой, как показывают И. Пригожин и И. Стенгерс, новый диалог человеках природой, она приводит также к новому диалогу человека с самим собой и с другими людьми. Нелинейная ситуация, ситуация бифуркации путей эволюции или состояния; неустойчивости нелинейной среды, чувствительности ее к малым воздействиям связаны с неопределенностью и возможностью выбора. Осуществляя выбор дальнейшего; пути, субъект ориентируется на один из собственных, определяемых внутренними свойствами среды путей эволюции и вместе с тем на свои ценностные предпочтения. Он выбирает наиболее благоприятный для себя путь, который в то же время является одним из реализуемых в данной среде путей. Синергетику поэтому можно рассматривать как оптимистический способ овладения нелинейной ситуацией (как обеспечить самоуправляемое и само поддерживаемое развитие).

В методологии синергетики, содержательный блок составляет принцип становления, утверждающий, что главная форма бытия - не ставшее, а становящееся, не покой, а движение, не завершенные, вечные, устойчиво - целостные формы, а переходные, промежуточные, временные, эфемерно - дробные образования. Становление выражается через две свои крайности - хаос и порядок. Хаос - основа сложности, случайности, творения - разрушения, конструкции - деконструкции. Порядок - основа простоты, необходимости, закона, красоты, гармонии.

Взаимодействие образов хаоса и порядка раскрывает нам:

а) образ времени как темпа становления, как процесса возникновения- исчезновения, как периодической смены дискретно-упорядоченных структур «кашей» хаотической материи;

б) образ субъекта, переходящего из потенции в актуальность по мере усложнения форм бытия;

в) образ свободы как возможности для субъекта всего - мыслимого и немыслимого, явного и тайного, выразимого и невыразимого, как радостного чувства принципиальной достижимости чего угодно, желания вечной жизни.

Итак, синергетика основывается на четырех принципах:

- Нелинейность означает сохранение аддитивности в процессе развития представляемых систем. Любое явление понимается как момент эволюции, как процесс движения по полю развития.

- Неустойчивость означает не сохранение «близости» состояний системы в процессе ее эволюции.

- Открытость означает признание обмена системы веществом, энергией, информацией с окружающей средой и, следовательно, признание системы, как состоящей из элементов, связанных структурой.

- Подчинение означает, что функционирование и развитие системы определяются процессами в ее подсистеме при возникновение иерархии масштабов времени. Это принцип «самоупрощения» системы, т.е. сведения ее динамического описания к малому числу параметров порядка;

К описанным четырем принципам добавляются принципы, специфические для той или иной; области. Так для; человека может быть введен принцип трансценденции (или самоактуализации) он означает способность человека переступать границы: между природным, опытным и вне природным, выходить за рамки любого возможного опыта.

По нашему мнению, одним из самых важных вопросов, который необходимо рассмотреть в свете синергетики,- это вопрос о будущем, его предсказуемости-непредсказуемости. Так, в синергетике изменяется представление о будущем. Будущее открыто, оно неоднозначно, что подтверждает не замкнутость стратегии судьбы человека. Но в то же время в нелинейной среде скрыт, предшествует как непроявленное спектр «целей» развития, будущих возможных структур. Не любой произвольный путь эволюции реализуем в данной среде, но только определенный набор эволюционных путей. И этот спектр «целей» определяется исключительно внутренними, собственными свойствами открытой нелинейной среды (человека в жизненном пространстве). Будущее не открыто в виде спектра пред детерминированных возможностей.

В синергетической парадигме возникает одно из наиболее парадоксальных представлений - представление о влиянии будущего, или конечной причинности. Будущее детерминирует настоящее, оно оказывает влияние сейчас, в некотором смысле оно существует в настоящем. А.Н. Уайтхед считает, что «благодаря строению настоящего субъекта будущее будет воплощать его и воспроизводить схемы его активности. Однако будущие индивидуальные события не существуют. Единственной непосредственной реальностью является структура настоящего субъекта, которая осуществляет необходимость собственного объективного бессмертия, выход за пределы непосредственности самоформирования. Это объективное бессмертие оказывается прочной основой будущего вместе с его схемами последующего воспроизводства».

Различие между прошлым и будущим и, следовательно, необратимость могут входить в описание системы только в том случае, если система ведет себя достаточно случайным образом. Что такое стрела времени в детерминистическом описании природы, в чем ее смысл. Если будущее каким- то образом содержится в настоящем, в котором заключено и прошлое, то что, собственно, означает стрела времени. Стрела времени является проявлением того факта, что будущее не задано. И. Пригожин; пишет: «Усиление нелинейности приводит к увеличению вариантов будущего развития. На: сильно нелинейной среде появляется более разветвленное поле путей в будущее. С точки зрения синергетики будущее - это не Гavenir (то, что будет завтра), ales futuribles (одно из; возможных будущих состояний). Усиление нелинейности среды расширяет спектр возможностей, спектр будущих состояний; Кроме того, возрастание нелинейности приводит к увеличению способов объединения простых структур в сложные, а значит, и возможностей построения более сложных формообразований, организаций и структур».

Интересны для нашего исследования взгляды В.И. Каширина, потому как синергетика используется для описания; социальных систем, рассмотрения проблемы случайности и необходимости, а также для исследования форм: социального самосознания. По мнению В.И. Каширина, «случайность - это флуктуации (малые воздействия «на входе» системы, дающие, как правило, большие последствия). Необходимость - бифуркация (взрыв, коренной поворот, скачок). Конкретные состояния реальности (скажем, того же социального самосознания) порождаются случайностями в виде флуктуаций; Необходимость же проявляет себя лишь в длительной временной перспективе. Необходимость в своем собственном; значении зависит от случайностей и есть следствие. Необходимость в своей: собственной функции: сама определяет случайности и есть причина... Малое случайное воздействие - флуктуация может привести к существенному результату. Следовательно, в трактовке синергетики случайность есть творческое, конструктивное начало. Она строит мир. Ибо она способна сыграть роль той силы, которая выводит систему на аттрактор - относительно устойчивое состояние, одну из собственных структур системы, внутреннюю тенденцию ее самоорганизации». При такой оценки роли случайности в бифуркационных процессах резко меняется значение необходимости. И. Пригожин и И. Стенгерс отмечают, что «траектория, по которой эволюционирует система... характеризуется чередованием устойчивых: областей, где доминируют детерминистические законы, и неустойчивых областей вблизи точек бифуркации, где перед системой открывается возможность выбора одного из нескольких вариантов будущего... Эта смесь необходимости и случайности и создает «историю» системы».

Таким образом, необходимость не может играть определяющей роли в изменении состояний, особенно в общественных явлениях. Принцип детерминизма в рамках «каналов эволюции» общественных систем перестает быть решающим, неадекватно объясняет истоки их развития. Можно сказать, что выбор решает дальнейшую судьбу. Здесь малые случайные воздействия могут иметь большие последствия. Каждый человек рано или поздно оказывается в такой ситуации. Путеводной звездой, по мнению В.И. Каширина, является система ценностей. «Системы ценностей всегда противостоят дестабилизирующим эффектам флуктуации, которые порождаются самой социальной системой, это и придает процессу в целом черты необратимости непредсказуемости».

В.И. Каширин рассматривает проблему резонансности, самострессирование как показатель готовности системы к коренному изменению, так для социальных систем - это способность к творчеству, самопознания, самосовершенствованию в переломные моменты. «Управляющее воздействие на процесс формирования культуры самосознания может быть эффективным только тогда, когда оно согласованно с внутренними свойствами субъекта, т.е. является резонансным. Роль «запускающей» может сыграть и внутренняя причина - самострессирование социального самосознания. Такое самострессирование происходит в периоды нарушения социальной симметрии между историческим, актуальным и прожективным самосознанием, а следовательно, между ценностями-объектами и ценностями-нормами. Эти периоды отражают готовность субъекта к творческому акту изменения своего бытия, т.е. к саморазвитию, самосовершенствованию. Наступает период переоценки  ценностей. При этом самострессирование является резонансным - демонстрируется уровень согласования, соответствия».

Мы в праве придерживаться мнения; что в моменты наибольшего обострения противоречий, в сознании и самосознании возникает понимание необходимости изменения ценностных и смысложизненных ориентаций, убеждений; Жизненная ситуация, отражающая социокультурную реальность, оказывает давление на сложившиеся константы личности. В самосознании возникает стрессовая ситуация - самострессирование, результатом которого является самотворческий акт изменения глубинных свойств, их приведения в соответствие (полное или частичное) с реальной ситуацией, формируются новые качества: Такое: самострессирование - это прорыв к: самопознанию. На этом этапе самопознания человеку начинает преподноситься более сложное очертание конструкции судьбы. Оно представляет собой результат некоего проецирования процесса самопознания и самоидентификации на образ судьбы: процессуальность, динамичность, «эволюционность» (последовательность элементов, порождающих противоречия) готовы стать существенными характеристиками судьбы «в ее «новом» понимании «новым» человеком, параллельно познающим себя». Поэтому процесс самотворчества, самоорганизации - это процесс разрешения противоречий между фундаментальными глубинными свойствами человека и гибкими формами ситуационного поведения.

Относительно поведения в нелинейной ситуации Е.Н. Князева пишет: «Не субъект дает рецепты и управляет нелинейной ситуацией, а сама нелинейная ситуация, будь то природная ситуация, ситуация общения с другим человеком или с самим собой, как-то разрешается и в том числе строит самого субъекта. Нелинейное, творческое отношение к миру, таким, образом, означает открытие возможности сделать себя; творимым. Позволить нелинейной ситуации или другому человеку влиять на себя. Строить себя от другого. Похожий принцип находим у Поля Валери: «Творец - это тот, кто творим».

Таким образом, можно сделать вывод, что именно в непосредственной близости к динамическому равновесию - устойчивость, однородность, равновесие, когда в жизни человека «все идет своим чередом», в обыденности часто называют «жизнь полоса белая», происходит разрушение структур - «полоса черная» (черная не в смысле трагическая, а необъяснимая, «тайнопись судьбы»). Судьбоносное разрушение предполагает неустойчивость, разнородность, неравновесность, открытые системы и нелинейные соотношения, когда малый сигнал на входе способен спровоцировать непредсказуемо сильный отклик. Судьбоносная (синергетическая) ситуация - это «ситуация игры» с самой судьбой. Это экзистенциальная игра, которая» предполагает блуждание по полю многовариантных путей в будущее. Рассмотрим теперь саму триалектичную структуру судьбы. Триалектика, как новая когнитивная модель функционирования и развития целостностей, позволяет отразить тот факт, что сами целостности развиваются как объемные, а не плоскостные образования. В них всегда присутствует четвертая точка, находящаяся в четвертом измерении, четвертый член как некий единый принцип взаимодействия трех. Фигура модели поэтому принимает форму треугольной пирамиды, вписанной в сферическую поверхность. Такая модель, по мнению В.И. Каширина, дает возможность наглядно представить все без исключения известные сегодня науке целостности: (абсолютное) время, В - субъективное время психологическое «дленне»), С жизненное время индивида, Р - время социальной общности; структуру процесса образования действительности: А - необходимость, В - случайность, G - целесообразность, Р - действительность и т.д.

В такой трактовке понятий особенно прозрачно просматриваете смысл триалектики, значение взаимопереходов, смысловой перегруппировки факторов по значимости в пространственно-временной ситуации, между понятиями, образования триад и производных - четвертых членов. Например, в триаде понятий: «историческое», «актуальное» и «прожективное», их собственное значение как структура-состояние проявляется через определения «прошлое», «настоящее» и «будущее». Однако собственные функции в качестве структуры-процесса формируются в историческом как «настоящее плюс прошлое» (ретроспективный взгляд в историю), в актуальном - как; «прошлое плюс будущее» (идеалы, планы и перспективы также определяют наше настоящее, как и наша история), а в прожективном - как «настоящее, плюс будущее». В таком понимании четвертый член триады - пространственно- временная ситуация (ПВО) может быть представлена как всевозможные комбинации в сочетании собственных функций «исторического», «прожективного» и актуального», что имеет колоссальное методологическое значение для социологии, психологии, социальной психологии и других гуманитарных.

Аналогичными рассуждениями воспользуемся для анализа «триалектичной» судьбы человека, где пространственно-временная ситуация (четвертый член) и будет судьбоносной. Так, изображена внешняя структура, здесь мы, рассматриваем диалектику судьбы, как процесс реализации потенциала социоприродного и социокультурного бытия и взаимодействие с космопланетарной составляющей, где сфера представляет собой судьбу как проективное пространство человеческой жизни; а пространственно - временная ситуация будет представляться как самоорганизация или реализация триалектичного потенциала.

Анализ внутренней структуры судьбы человека, учитывая темпоральный, гносеологический и аксиологический уровни существования Судьбы, где главным фактором самоорганизации является осознание связи времен, т.е. время целостности, себя (самопознание, самосовершенствование), поиска истины, будет зависеть от того какая грань жизненного пространства личности в данный момент доминирует, относительно смысло - жизненных ориентиров в пространственно-временной ситуации. Таким образом, диалектико-триалектическое виденье проблемы позволяет выстроить схему общих уровней судьбы человека, где в рассматриваемой модели взаимодействующие грани будут создавать сферу информационной судьбы бытия (диалектика судьбы человека: логика природы и логика истории), то есть реализовать биосоциальный цикл своей жизни, взаимодействуя с субъективно - смысловым (аксиологический и гносеологический) уровнем определяя судьбу как ценностно-смысловое бытие, как то, что, будучи «самим благом», устремляет к высшему и витально-инстинктивное приобретает культурный смысл, то есть это информация о том; как должен человек реализовать свое экзистенциальное назначение посредством свободы выбора во всем «спектре» деятельности по осуществлению закономерного биосоциального цикла жизни (реализация триалектичного потенциала) - праксеологичесий уровень. Создавая «сферу» информационной судьбы (в связи Прошлое - Настоящее - Будущее) в гуманитарном самосознании и таким образом, личность обретает самодетерминацию своей самореализации, что говорит о незавершенности и незамкнутости стратегии и тактики судьбы человека.

Правомерно подвести итоги на данном этапе исследования:

- Философско-антропологический подход к проблеме судьбы позволяет рассмотреть судьбу человека как феноменальное образование,. имеющую свою логику существования и развития, определить тенденцию диалектического взаимодействия природного и исторического в субъект-объектной реальности и выделить два направления в поле исследования: судьба человека как космопланетарная реальность и как реализация потенциала социоприродного и социокультурного бытия.

- Судьба человека как космопланетарная реальность характеризуется эволюционностью, процессом накопления информации и образования Памяти. В силу субъективности восприятия, память как основа общечеловеческого Разума проявляется в творческой активности личности, в специфике мировоззрения, миропонимания. Судьба как планетарная реальность имеет биосоциальную природу, что еще раз подтверждает не замкнутость стратегии судьбы. Судьба рассматриваемая в антропологическом ракурсе как процесс реализации потенциала социокультурного и социоприродного бытия человека - это то высшее начало, в ответ которому человек растет, постигая самого себя не как случайную данность, а как задачу.

Внешняя структура судьбы человека представляется как пирамида, грани которой - составляющие «диалектичной» судьбы» (судьба как процесс реализации потенциала социоприродного и социокультурного бытия и взаимодействие с космопланетарной; составляющей). Сфера есть проективное пространство человеческой жизни, а пространственно-временная ситуация; будет представляться: как самоорганизация, или реализация триалектичного потенциала. Во внутренней структуре судьбы человека главным фактором самоорганизации является; осознание связи времен, то есть время целостность. Поэтому судьба предстает как триада: интенциональность. - символичность - смысложизненные ценности, а судьба как процесс поиска истины (четвертый член) будет зависеть от того какая грань жизненного пространства личности в данный момент доминирует относительно смысложизненных ориентиров в пространственно-временной ситуации:

Синергетическое, диалектико-триалектическое виденье судьбы человека позволяет рассмотреть ее ценностно-смысловую структуру (сочетание внутренней и внешней структуры судьбы) и раскрыть сущность тактики.

Прагматическое назначение идеи судьбы в данном контексте - это направленность на возникающее целое (в процессе самострессирования системы или выхода; из динамического равновесия происходит выбор; ценностных ориентаций, создание установок, идеалов, образов; которые регулируют поведение в судьбоносной ситуации). Смысл скрытых установок селективный, то есть в: зависимости от интеллектуального и нравственного• уровня  развития  человека происходит выбор главного, чтобы организовать целое. Согласно синергетической модели, перед неопределенностью будущего, перед спектром возможностей активность, проявляющаяся в творческом мышлении; представляет собой самовырастание целого из частей; (самотворчество, судьботворчество) в результате самоусложнения этих частей (раскрытие и реализация потенциала социокультурного и социоприродного бытия человека). Человек и его судьба имеют гомеостатичный характер, так как диссипативные структуры, далекие от равновесия существуют пока в систему подается поток вещества и энергии. Судьба нужна человеку как цель - программа, посылающая корректирующие сигналы и позволяющая человеку «не сбиться с правильного курса».

 

АВТОР: Марченко Е.А.