13.09.2010 9110

Как подготовить дошкольника к овладению грамотным письмом. Профилактика дизорфографии (Л.Г. Парамонова)

 

Вопрос о причине невероятной безграмотности более половины учащихся наших массовых школ неотступно занимал нас в течение многих лет. Трудно понять, почему одни ученики спокойно овладевают в школе грамотным письмом, тогда как для других это оказывается совершенно недоступным, несмотря ни на какие усилия со стороны педагогов и родителей. Эти учащиеся бесконечно, порой в течение многих лет, пишут дополнительные диктовки, буквально без конца работают над ошибками, занимаются с репетиторами - и все это оказывается впустую!

Сейчас, в результате многолетнего общения с сотнями неуспевающих по русскому языку учащихся, стало совершенно ясно, что самая основная, буквально глобальная причина школьной неуспеваемости по названному предмету заключается в том, что многие дети (по данным специальных исследований, их 55,5%) приходят в школу, а значит и приступают к изучению грамматических правил, с недостаточно сформировавшейся устной речью. У них бедный словарный запас, они неправильно употребляют предлоги, приставки и окончания слов, дефектно произносят многие звуки. А поскольку письменная речь - это перенесение на бумагу речи устной, то она никак не может быть умнее и правильнее той устной речи, которой обладает каждый конкретный человек. Она может стать лишь хуже, безграмотнее его устной речи в том случае, если в годы учебы он не овладеет соответствующими грамматическими правилами, поскольку правильное произнесение и правильное написание одних и тех же слов - это совсем не одно и то же.

Иными словами, основная причина неуспеваемости многих учащихся по русскому языку кроется в том, что еще до прихода в школу у них не была сформирована та база, на которой в дальнейшем основывается усвоение всех грамматических правил и при отсутствии которой их усвоение становится невозможным. Что же подразумевается под такой базой?

Это, во-первых, достаточно богатый и правильно систематизированный словарный запас при правильном понимании ребенком смыслового значения слов и, во-вторых, устойчивое владение им грамматическими нормами языка в устной речи.

Богатый словарный запас и точное понимание смыслового значения слов позволяют учащимся быстро и правильно подбирать однокоренные проверочные слова, что необходимо для применения на практике большинства грамматических правил. Детям же с бедным словарным запасом подбирать и выбирать такие слова просто не из чего, поэтому даже хорошо выученные правила они, говоря словами родителей, «не умеют» применять на практике.

Наиболее быстрым путем обогащения словарного запаса и уточнения смыслового значения слов является путь вооружения ребенка навыками словообразования, то есть навыками образования одних слов от других, о чем и пойдет речь в первой части данной книги.

Вторая ее часть посвящена формированию у дошкольников грамматического строя устной речи.

При нормальном ходе речевого развития к началу школьного обучения у ребенка полностью заканчивается дограмматический период усвоения языка. Это значит, что свою устную речь он строит уже в полном соответствии с грамматическими нормами языка, хотя еще не имеет никакого понятия ни о частях речи, ни о падежах, предлогах и пр. В школе ему, по сути, останется лишь усвоить названия тех вещей, которыми он уже давно владеет на практике. Поэтому у таких детей обычно не возникает трудностей с усвоением правописания падежных окончаний, употребления предложных конструкций и пр. и грамматические правила спокойно ложатся на надежную и прочную базу правильно сформировавшейся устной речи.

Дети же с отставанием в речевом развитии начинают изучение грамматических правил в условиях незаконченного формирования устной речи, в которой неправильно употребляются многие грамматические формы и прежде всего окончания слов. Это резко затрудняет усвоение учащимися правил орфографии, поскольку в этот процесс постоянно вмешивается их далекая от совершенства устная речь. Например, во множественном числе родительного падежа в словах типа деревьев, стульев следует писать окончание -ьев, но если ребенок привык говорить стулов идеревов, то в большинстве случаев именно эта привычка неправильного выговора одерживает верх над изучаемыми им правилами правописания падежных окончаний. Более того, эти правила воспринимаются ребенком как нечто насильно навязываемое и совершенно ему непонятное... В подобных случаях у учащихся развивается, так называемая, дизорфография - они пишут как бы «вопреки» изучаемым в школе правилам орфографии.

Таким образом, при недостаточно сформированной устной речи - этой необходимой базы для овладения речью письменной - последняя в принципе не может стать полноценной, потому что вся изучаемая в школе теория будет находиться в постоянном противоречии с неправильной практикой устной речи учеников. А это значит, что если ребенку-дошкольнику не будет оказана необходимая помощь в формировании его устной речи, то он не сможет овладеть грамотным письмом. При этом упущения дошкольного возраста дают о себе знать на протяжении всех лет обучения в виде хронической неуспеваемости по русскому языку.

В целях облегчения усвоения детьми различных грамматических форм весь представленный в книге речевой материал имеет следующие особенности:

1) он подобран в строгой системе, позволяющей отработать с ребенком все типы окончаний имен существительных, имен прилагательных, а также основные формы глаголов;

2) в нем представлено много совершенно однотипных грамматических форм, поскольку для воспитания правильных и прочных речевых навыков у ребенка с отставанием в речевом развитии необходимо большое количество повторений;

3) материал представлен буквально «прозрачно», с четким выделением разных типов окончаний и других грамматических форм, что рассчитано как на фиксацию на них внимания родителей, так и на зрительное запоминание этих форм детьми школьного возраста;

4) почти весь речевой материал дан в зарифмованном виде, что дает возможность детям значительно легче усвоить правильные окончания слов: уже сама по себе рифма не позволит им выйти за пределы правильных форм. Например:

Нет ни бот, ни сапог, ни галош, Но без них я ведь тоже хорош?

Сюда просто «не влезут» формы типа ботов и галошев, однако именно эти неправильные окончания очень часто употребляются детьми.

В заключение следует еще раз напомнить о том, что только при условии достаточной сформированности у дошкольников всех сторон устной речи можно реально рассчитывать в дальнейшем на их нормальную успеваемость по русскому языку. До тех же пор, пока большинство детей будут и дальше продолжать поступать в школу с явным недоразвитием устной речи, проблему нынешней безграмотности большинства учащихся массовых школ не решить.

В целом книга содержит систематизированный и иллюстрированный речевой материал для занятий с детьми, который поможет родителям, воспитателям и логопедам дошкольных учреждений целенаправленно подготовить ребенка к успешному усвоению школьной программы по русскому языку и предупредить появление у него дизорфографии. Этот же материал может быть использован и в работе с детьми младшего школьного возраста, испытывающими трудности в усвоении грамматических правил

 

ПАРАМОНОВА Л.Г. КАК ПОДГОТОВИТЬ ДОШКОЛЬНИКА К ОВЛАДЕНИЮ ГРАМОТНЫМ ПИСЬМОМ. ПРОФИЛАКТИКА ДИЗОРФОГРАФИИ. - СПБ.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. - 224 С.

 

Пособие в формате .doc можно скачать здесь