28.05.2012 10395

Человек как личность в педагогической концепции П. Ф. Каптерева

 

К началу XX в. в России сложилось несколько педагогических течений, различавшихся представлениями о целях, задачах, содержании и методах воспитания, что было обусловлено многообразием взглядов на природу и сущность человека. По-прежнему в официальной педагогике оставались наиболее влиятельными идеи православной религии, но их влияние на педагогику значительно ослабло. Все большую силу стали набирать педагогические воззрения, в своей основе опиравшиеся на естественнонаучные представления о человеке. Эта тенденция начала проявляться с середины XIX в. и постепенно усиливалась, что было связано с все возраставшим влиянием научно-материалистических идей на российскую культуру. В педагогическом творчестве Н. И. Пирогова и К. Д. Ушинского можно найти идеи естественнонаучного толка, которые затем в деятельности их последователей приобрели доминирующее значение.

Б. М. Бим-Бад среди различных педагогических течений, возникших в России в конце XIX - начале XX в., выделяет такие, как естественнонаучное, направление «опытников», социологическое, теологическое, а также синтетически-антропологическое. Все эти течения российской педагогики в качестве своей идейной основы использовали различные антропологические представления. «По преимуществу механическое и биологическое понимание человека лежало в основе естественнонаучного течения. «Опытники» исходили из руссоистско-толстовского понимания человека как носителя «изнутри разворачивающихся», спонтанных сущностных сил. Социологическое течение природу человека считало целиком производной от природы общества, а индивидуальное сознание - от «коллективного сознания». Теологическая педагогика провозгласила базой воспитания учение о человеке как об образе Божьем».

Среди всего многообразия направлений педагогики конца XIX - начала XX в. мы выделим одно, сторонники которого продолжали развивать идею К. Д. Ушинского о необходимости построения системного, синтетического педагогического мировоззрения, основанного на системных представлениях о человеке. Б.М. Бим-Бад называет это направление синтетически-антропологическим и характеризует его так: «Умозрительную дедукцию педагогических норм из аксиоматических систем оно сочетало с новыми процедурами схематизации знания, с опытно-экспериментальными методами. Оно отличалось широтой ориентации. По сравнению со всеми другими ответвлениями педагогики оно было наиболее результативным в конкретно-научном плане». Представители именно этого течения продолжили разработку идей педагогической антропологии в России.

Для мыслителей, разрабатывавших идеи синтетически - антропологического подхода, важными были представления о развивающейся и целостной природе человека. Понятие личности в рамках данного подхода становится одним из основных, так как в нем соединяются идеи целостности и развития. Представление о человеке как развивающейся и целостной личности приводит к идее также целостного, всестороннего изучения человека, которое должно лежать в основе педагогической деятельности и педагогических теорий. Сторонниками такого подхода в изучении человеческой природы и в обосновании педагогических идей были В. А. Вагнер, В. П. Вахтеров, В. М. Бехтерев, А. Ф. Лазурский, Н. Н. Ланге, П. Ф. Лесгафт, П. Ф. Каптерев.

П. Ф. Каптерев - один из наиболее ярких представителей рассматриваемого течения в российской педагогике. Он внес огромный вклад в теорию и практику воспитания и обучения: поставил важнейшие педагогические проблемы, такие как воспитание личности, влияние биологических и социальных факторов в процессе обучения и воспитания, сущность педагогического процесса, педагогический идеал и т.д. Заслугой П. Ф. Каптерева является создание первой истории российской педагогики.

Педагог ясно осознавал необходимость антропологического основания педагогической теории и практики. Он писал: «Педагогика есть прикладная наука; науки, с которыми она находится в наиболее тесной связи, и законы, которые она должна применять, суть науки о человеке. При физическом воспитании человека ей приходится иметь дело с анатомией и физиологией человека и гигиеной, при психическом воспитании - с психологией, логикой, наукой о нравственности и прекрасном».

Важным для нашего анализа педагогической антропологии является то, что П. Ф. Каптерев рассматривает человека как саморазвивающийся организм. Использование понятия «организм» говорит о том, что педагог основывался на естественнонаучных представлениях о человеке, в рамках которых человеческая природа мыслилась как одно из проявлений органической природы, возникшее в результате биологической эволюции, как один из организмов в цепи этой эволюции. В системе антропологических представлений П. Ф. Каптерева человек - это развивающийся организм. Общеизвестно, что идея развития становится одной из основополагающих культурных детерминант во второй половине XIX в. П. Ф. Каптерев воспринял эту идею, творчески преломив ее.

По представлениям педагога, развитие человеческого организма - это саморазвитие, идущее очень сложно, трудно, со всевозможными отклонениями и преодолением различных препятствий. «Человеческий организм, - писал П. Ф. Каптерев, - саморазвиваясь, проявляет присушие ему свойства без всякого различия в отношении их качества, столько же хорошие, как и дурные. Человеческий организм сложен, представляет собой совокупность многих свойств. Коренные его общечеловеческие свойства изменены культурными влияниями; свойства отдаленных предков сохраняются у потомков в силу наследственности, причем ближайшая наследственность у каждого человека бывает своя, особенная. Вследствие этого люди по складу своего физического и душевного организма бывают столь же различны, как по выражению чертами своего лица и всей внешней фигуре... Эти своеобразные черты и проявляются в развитии организма, безотносительно к их качеству, т.е. дурные наравне с хорошими... Поэтому каждый человек, прежде всего и больше всего таков, каков он есть по своей природе». Таким образом, человеческая природа - это саморазвивающийся процесс, имеющий собственные законы и особенности, которые обусловлены как наследственностью, так и социально-культурными факторами.

П. Ф. Каптерев критикует наиболее распространенную в педагогике того времени точку зрения, согласно которой в процессе воспитания определяющую роль играют социальные, внешние факторы, а значит, путем воспитания и обучения из ребенка можно вылепить все, что угодно. Согласно П. Ф. Каптереву, «подобные предположения совершенно ошибочны: дети суть саморазвивающиеся организмы, следующие в процессе саморазвития органическим законам. Прежде всего, и больше всего, человек есть то, что получается от процесса саморазвития». Отсюда и одно из главных требований, предъявляемых педагогике, - необходимость знаний о природе человека, об особенностях развития организма ребенка, об основных закономерностях формирования его тела и души, а, следовательно, необходимость изучения этих закономерностей.

Интересна постановка проблемы биологических и социальных факторов в развитии и воспитании ребенка в системе педагогических воззрений П.Ф. Каптерева. Он, с одной стороны, признает доминирующее значение врожденных особенностей в развитии ребенка, обусловленных природными факторами, особенно наследственностью, а с другой - придает большое значение социокультурным условиям воспитания и обучения. «Влияние общества на строение и деятельность личности громадно. Без языка, без религии, без общественно-государственного быта, без нравственности - что такое личность?». П. Ф. Каптерев признает, что особенно важную роль играет общество, народ, класс в формировании педагогического идеала, того представления о человеке, которым должен руководствоваться педагог в своей деятельности. Педагог в своих размышлениях о соотношении природного и социального в развитии ребенка предвосхитил создание многофакторной модели развития человека, которая в настоящее время является господствующей в психологии и педагогике.

Для П. Ф. Каптерева характерна научная оценка телесной и духовной природы человека. Опираясь на современные ему исследования в медицине и психологии, он делает вывод о несовершенстве, слабости человеческой природы, о тенденции вырождения, которая нарастает в процессе развития человеческого рода, что выражается в физической слабости человека, усиливающихся психических отклонениях, ослаблении нравственного и эстетического чувства. Но это знание о человеке не должно останавливать усилия по совершенствованию человеческой природы.

Наличие условий другого порядка (культурных факторов) позволяет не столь пессимистично оценивать перспективы развития человека. «...Кто же допускает влияние культуры в целом на человеческую природу, тот допустит и влияние педагогического процесса на усовершенствование личности. Точно определить, до какого предела может простираться влияние воспитания и культуры на усовершенствование человеческой личности, в настоящее время невозможно за недостатком знаний даже по некоторым капитальным вопросам». Общество, культура оказывают через процесс воспитания огромное влияние на развитие отдельного человека и человеческого рода в целом. Поэтому П. Ф. Каптерев достаточно оптимистично смотрит на перспективу будущего человека и педагогики. «...Педагогика - естественная союзница тех философских и научных учений, которые дают основания рассматривать человеческий организм как изменчивый, подлежащий усовершенствованию во всех отношениях, причем культура понимается в своей сущности как добро, а не зло; педагогический процесс имеет своей целью создание идеального человека и человечества, и вся педагогия может быть рассматриваема с известной точки зрения как приготовительница лучшего будущего, смотрящая постоянно вперед».

Таким образом, П.Ф. Каптерев трактует человеческую природу как целостный, саморазвивающийся организм, проходящий в своем развитии периоды трудного, противоречивого роста, имеющий как плохие, так и хорошие склонности, обусловленные как его собственной природой, наследственностью, так и культурой, в условиях которой идет его развитие.

Особенностью антропологических воззрений П. Ф. Каптерева является то, что он придает большое значение не только телесной природе человека, но и видит в нем, прежде всего, личность. Для педагога личность - это совокупность духовных сил человека. Понятие личности ребенка становится одним из основных понятий педагогики П. Ф. Каптерева. «Человек есть человек, т.е. физически - духовный организм, и как таковой и должен быть воспитываем..., телу телесное, духу духовное, сообразно с их естественными требованиями и запросами. Угнетать одну сторону человека другой не подобает: та и другая сторона равноценны, своеобразны и в то же время неразрывно связаны между собой, сильно влияют одна на другую, и их благополучие и совершенство деятельности взаимно обусловлены: одна без другой правильно развиваться и процветать не может. Следовательно, подчинения одной стороны другой не должно быть, а должна быть гармония».

Понятие гармоничного развития как цели воспитания является также важным в системе педагогических взглядов П. Ф. Каптерева. По его мнению, не верно понимать гармоничное развитие как равное развитие всех сторон организма, ведь равенство «сил и энергии органов чуждо нашей природе: мы по самой натуре - существа неравные, и уравнять наши свойства, слабые вытянуть, а сильные подрезать решительно невозможно... Очевидно, гармония развития может быть понимаема лишь в смысле не равного развития сил, а объединенного, связного развития, представляющее нечто целое при неравенстве сил, в котором одно - главное, а другое - второстепенное и подчиненное, одно - сильное, другое - слабое, но соединенное, связанное, прилаженное одно к другому...». Гармония развития, так понимаемая, - это развитие иерархически организованного целого, в котором отдельные сферы обусловливают существование и функционирование этого целого, взаимосвязаны и взаимообусловлены. Таким предстает для П. Ф. Каптерева идеальный процесс развития ребенка.

Для того чтобы в процессе воспитания шло гармоничное развитие тела и духа, необходимо знание о различных сферах человеческого существа, его телесной и психической природе. «Нужно определить, в каком соотношении должны быть развиты телесные и духовные силы человека, и в какой пропорций - отдельные физические органы и духовные процессы». По мнению П.Ф. Каптерева, это очень трудная и сложная психолого-педагогическая проблема. И эта проблема - соотношения и соответствия физического, душевного и духовного развития ребенка - не решена до сих пор, по-прежнему она является одной из самых острых проблем как психологии, так и педагогики. При попытках решения данной проблемы П. Ф. Каптерев приходит к выводу, что «желаемая гармония устанавливается с помощью нравственного элемента: он делает музыку, т.е. дает тон всему развитию, все объединяет. Высшая цель воспитания указывается в воспитании нравственном, все же прочее должно подчиняться этой наивысшей цели». П. Ф. Каптерев не сомневается в важности физического и интеллектуального воспитания, но нравственное он ставит во главу угла как способное придать гармоничность всему процессу формирования ребенка.

Взгляд на человека как на целостный, саморазвивающийся организм, стремящийся в своем развитии к состоянию гармоничного соотношения всех его частей, влечет за собой и представление о целях и задачах воспитания. П. Ф. Каптерев полагает, что воспитание - это процесс, сопровождающий естественный ход развития ребенка. Развивающаяся природа человека требует, чтобы воспитание и обучение также носили процессуальный, развивающийся характер. Поэтому он вводит понятие «педагогический процесс» и делает его основным в своей педагогической системе. Рассматривая педагогическую деятельность как нечто развивающееся и изменяющееся, он размышляет над целями, задачами, методами, средствами педагогического процесса. П. Ф. Каптерев следующим образом определяет сущность педагогического процесса: это «...есть систематическая помощь саморазвитию организма и всестороннее усовершенствование личности в мере ее сил и сообразно социальному идеалу... Короче сущность воспитания и образования может быть определена так: педагогический процесс есть всестороннее усовершенствование личности на почве ее органического саморазвития и в мере ее сил сообразно социальному идеалу». При таком понимании сущности воспитания и обучения учитываются три важных фактора: естественные, природные особенности ребенка, социальный идеал (представление данного общества об идеальном состоянии человека) и самовоспитание как необходимое условие усовершенствования такого идеального состояния.

В человеке изначально заложена возможность совершенствования, стремления к некоторому гармоничному состоянию, а это является залогом необходимости и успешности воспитания. «В широком смысле усовершаемость и воспитание сопряжены. Где невозможно усовершенствование, там педагогу нечего и делать... Усовершенствование же имеет три направления:

- устранение препятствий с пути естественного развития сия (отрицательная сторона);

- прямое положительное содействие правильному развитию наличных способностей (положительная сторона);

- искоренение недостатков и насаждение ценных свойств (усовершенствование в тесном смысле)».

Таким образом, перед педагогом стоят три задачи, решение которых может привести к достижению основной цели воспитания: создание условий для нормального физического и психического саморазвития ребенка путем устранения неблагоприятных факторов; содействие развитию положительных сторон и качеств личности ребенка; исправление отрицательных ее сторон и привитие положительных свойств. Две последние задачи служат для совершенствования главного в ребенке - его личности. «...Оставаясь в известных пределах служителем саморазвития организма, педагог вынужден взять на себя другую, труднейшую задачу - усовершенствование личности, должен стремиться сделать ее краше, лучше, гармоничнее».

П. Ф. Каптерев анализирует воспитание с точки зрения развития личности. Он полагает, что совершенствование личности должно основываться на «самодеятельных упражнениях, развиваемых организмом в силу, присущей ему самобытности», т.е. при учете особенностей ребенка и при его деятельном участии, имеет «индивидуально-общественный характер», т.е. сочетает в себе индивидуальные особенности и социально- культурные факторы. Таким образом, развитие личности ребенка, как одна из основных педагогических задач, должно осуществляться самим ребенком в теснейшем взаимодействии с педагогом, который должен быть в состоянии создать все необходимые условия для этого развития. Здесь вновь звучит тема саморазвития человека как основы всякого воспитания и обучения. Саморазвивающаяся личность, находящаяся в процессе постоянного рос-та, - вот «предмет» приложения усилий педагога. Такой взгляд на сущность развития человека и его воспитание удивительно созвучен идеям современной гуманистической психологии и педагогики.

Для педагогической антропологии интересны размышления П. Ф. Каптерева о педагогическом идеале. Он считает, что педагогический процесс как усовершенствование личности всегда осуществляется в соответствии с некоторым педагогическим идеалом. Педагог подробно анализирует природу и формирование педагогического идеала: с одной стороны, несомненно, педагог должен быть идеалом для своих воспитанников или, по крайней мере, передать им свои представления об идеале человека, но, с другой стороны, этот личный идеал не может быть идеалом обязательным и общепринятым в данном обществе, а значит, не может выступать в качестве педагогического идеала. Решение этого противоречия П. Ф. Каптерев видит в следующем: «...мы можем утверждать, что каждый личный идеал в известной мере есть непременно общественный идеал и именно народный, составленный в духе той национальности, к которой принадлежит автор идеала». Действительно, идеалы - всегда продукт общекультурный, они создаются конкретным социумом, а затем в процессе воспитания привносятся в сознание отдельного человека. В то же время есть общечеловеческие идеалы. П. Ф. Каптерев отчетливо понимает эту двойственность любого педагогического идеала: сочетание национальных особенностей и общечеловеческих представлений. Он пишет: «Личные педагогические идеалы, развиваясь на почве народных, могут принимать в своем развитии два главных направления: более узкое и более широкое. В первом направлении национально-личный педагогический идеал будет иметь склонность превратиться в сословный, а второй - в общечеловеческий».

Содержание идеала постоянно меняется, дополняется, зависит от культуры народа, сочетания общечеловеческих и национальных элементов. Педагогический идеал того или иного народа всегда зависит от национального идеала, т.е. представлений об идеальном человеке, присущих данному народу. Развитие педагогического идеала, согласно П. Ф. Каптереву, определяется национальными идеалами и всегда идет от идеала сословного к идеалу общечеловеческому. П. Ф. Каптерев вступает в полемику с К. Д. Ушинским, считавшим народность основным качеством педагогики, определяющим все ее содержание, а, следовательно, отдававшим приоритет национальным идеалам.

П. Ф. Каптерев полагает, что есть довольно много общечеловеческого содержания в любой национальной педагогике, а значит, и возможен общечеловеческий педагогический идеал. «Основное заключение, к которому мы приходим, то, что превознесение народности превыше всего, ошибочно... Свобода, наука, просвещение выше народности: они вечны и всеобщи. В народности все меняется: и язык, и вера, и общественно-политический строй, и быт. В человечестве также все меняется, но основные его культурно-научные приобретения и идеи остаются теми же, если не вечно, то на весьма продолжительное время... Что такое человеческая личность? Это есть общие свойства человеческие, облеченные в одежду народности и обнаруживающиеся несколько особенным, индивидуальным образом...».

Педагог считает, что самое важное в личности является по своему характеру общечеловеческим, так как в людях гораздо больше общего, чем различного, поэтому педагогический идеал, при всем его национальном своеобразии, должен быть в своей основе общечеловеческим. И таким идеалом, согласно представлениям П. Ф. Каптерева, должен быть «добрый общественник». Педагог дает следующее определение педагогического идеала: «Идеал есть хотя и духовное, но живое и образное целое, воплощающее в себе желаемое и ожидаемое известным народом от своих сограждан, есть совокупность привлекательных ценных черт, есть совершенно определенная путеводная для жизни звезда».

У идеала есть несколько черт. Первая из них - «добрый общественник». Это общечеловеческое свойство. Оно прямо противоположно эгоизму и проявляется в способности жить и работать совместно с другими людьми. «Совместная с другими работа не обозначает отказа своего личного «Я» и отдельных личных интересов, а требует согласия, гармонии стремлений отдельных личностей». Для воспитания этого качества необходимо воспитывать у ребенка чувство товарищества в совместной деятельности, играх. Другое качество педагогического идеала - «сознание общественной культурной обязанности». Это ощущение своей ответственности перед прошлыми и будущими поколениями, чувство своей причастности к созиданию и охране своей культуры. Следующая черта - уважение своей собственной личности и личности другого. Осознание ценности личности лежит в основе этого качества. С этим связано право каждого человека на свободу и свободную деятельность. С последним правом тесно связано еще одно свойство доброго общественника - инициативность, способность к самодеятельности. «Общественник, входя в союз с другими общественниками, не теряет своей личности. Его «Я» гармонически сочетается с другими «Я», его личные интересы становятся в известной мере общественными, а общественные - его личными. Но его «Я», личная своеобразность и известная обособленность не пропадают».

Но в педагогический идеал входят, помимо общечеловеческих представлений об идеале человека, черты, обусловленные национальными особенностями данной культуры. У русского народа есть свой, национальный идеал. П. Ф. Каптерев полагает, что для русских «жизнь по совести, по Божьи, по душе вот истинно высокая жизнь, вот идеал, к осуществлению которого нужно стремиться». Совестливость, порядочность, человеческое достоинство являются свойствами, особенно ценимыми русскими. Соединение общечеловеческих представлений об идеальном состоянии человека с национальными особенностями русского менталитета дает тот педагогический идеал, который может служить ориентиром в педагогической деятельности.

Обращает на себя внимание то, что для П. Ф. Каптерева наиболее ценными качествами человека при его трактовке педагогического идеала являются  нравственные свойства личности, что вообще характерно для российской педагогики и культуры в целом. С этой особенностью взглядов педагога на содержание педагогического идеала связана его идея первостепенной важности нравственного воспитания: «Общественно-нравственное развитие есть одна из существенных сторон развития человека, составляет одну из насущнейших его потребностей». Нравственное воспитание, по мнению П. Ф. Каптерева, начинается с семьи, с воспитания уважения к личности ребенка, что приводит к выработке самоуважения и уважения личности других. Чувство собственного достоинства, знание прав и обязанностей свободной личности - вот основа нравственного воспитания детей.

С областью нравственного воспитания в соответствии с педагогическим идеалом теснейшим образом связана сфера религиозного воспитания. П. Ф. Каптерев полагает, что религия - одна из основ жизни народа. Именно в этой сфере вырабатываются идеалы и нравственные нормы. «Вторая основа народной жизни есть народная религия. В ней выражаются идеальные стремления народа; в ней народ отвлекается от своих будничных дел, ежедневных занятий и возносится в идеальный мир... Самое существенное в религии - отношение ее к нравственности, разуму и общий тон». Чаще всего национальный идеал формируется в лоне религиозных представлений народа, характер религии накладывает неизгладимый отпечаток на культуру народа и его идеалы. Педагогический идеал тоже в значительной мере зависит от господствующей религии.

В России большой период исторического развития педагогики (до эпохи Петра 1), по определению П. Ф. Каптерева, был церковным. Педагогика носила исключительно религиозный характер. Затем постепенно усиливаются элементы светского воспитания и образования, наступает иной период в развитии отечественной педагогики. Религиозное воспитание хотя и ослабевает, но продолжает играть важную роль в педагогической деятельности. У П. Ф. Каптерева есть интересные рассуждения о религиозном творчестве детей. Он полагает, что дети, как в области языка, так и в религиозной сфере способны на самостоятельную, оригинальную, творческую деятельность. У них возникают своеобразные религиозные представления, которые, к сожалению, довольно скоро исчезают под влиянием официальной «взрослой» религиозности, ее религиозных идей и представлений, принятых в данном обществе.

«Детское религиозное творчество замирает еще скорее, чем творчество детей в области языка, и в области религии, дети быстро приводятся к обычаям взрослых, так же погружаются в религиозные обряды и церемонии, так же начинают бояться всего этого в большинстве, как и взрослые». И в то же время педагог признает необходимость приобщения детей к общепринятой религии, благодаря чему происходит приобщение ребенка к национальной культуре, этическим нормам и идеалам, воспитывается свобода ума, радость и любовь для сердца, «глубокие внутренние возбуждения и идеальные призывы…».

Таким образом, П. Ф. Каптерев признает необходимость религиозного воспитания для создания и достижения педагогического идеала, как важнейшей составляющей педагогического процесса.

Сказанное выше позволяет утверждать, что П. Ф. Каптерев, несомненно, один из наиболее ярких представителей синтетическо-антропологического направления в российской педагогике конца XIX - начала XX в. Его представления о педагогической деятельности как творческом процессе, концентрация внимания на личности ребенка, признание ценности этой личности, постановка проблем физического и психического развития ребенка, педагогического, нравственного и религиозного воспитания были не просто новаторскими для того времени, а непреходящей ценностью. Эти идеи оказали большое влияние на российскую педагогическую традицию. Пришло время для их возрождения и использования в педагогической практике нашего времени.

 

АВТОР: Петрунина Т.А.