28.05.2012 9458

Смысл жизни и цели воспитания в педагогических воззрениях Н.И. Пирогова

 

Первым отечественным педагогом, прямо утверждавшим в своем творчестве идею необходимости воспитания прежде всего человека, был Н. И. Пирогов, выдающийся врач и мыслитель, значительную часть своей жизни посвятивший педагогике. Он был организатором педагогической деятельности, а также теоретиком в области педагогической науки.

В 1856 г. увидела свет статья Н. И. Пирогова под названием «Вопросы жизни», которая стала своеобразной программой развития педагогической антропологии в России. В ней излагались основные идеи о содержании, целях, задачах воспитания в свете представлений о человеке. Статья имела сильный общественный резонанс. Вспыхнула дискуссия в прессе, на нее откликнулись педагоги и общественные деятели. По сути дела, публикация этой статьи явилась поворотным пунктом в развитии отечественной педагогики, так как с этого момента в России стало набирать силу педагогическое движение 60 - 70-х гг. Вопросы воспитания и образования становятся одними из основных в обществе, начинается признание социальной значимости педагогической деятельности.

Примечателен эпиграф, предпосланный статье: «- К чему Вы готовите вашего сына? - Быть человеком, - отвечал я... Правда это или нет?».

В нем сформулирована проблема, которой и посвящена статья: проблема цели воспитания, его содержания в связи с вопросами о сущности человеческой природы, о смысле жизни человека.

Н. И. Пирогов выдвинул идею воспитания в первую очередь человека. При этом он опирался на представление о высшей ценности личности: «Личность одинаково неприкосновенна и в ребенке, и во взрослом». При таком взгляде на ребенка и сущность воспитания, естественно, напрашивается мысль о необходимости изучения личности ребенка, закономерностей развития его внутреннего мира, т.е. идея необходимости изучения психики ребенка. Н. И. Пирогов - один из первых педагогов, поставивший задачу всестороннего изучения ребенка, его физических, психических, духовных особенностей.

Н. И. Пирогов приходит к мысли, что в определении целей воспитания очень важным является вопрос о смысле и цели человеческого существования. Стремление человека найти решение этого вопроса есть проявление его духа, его истинной сущности. «В самых грубых заблуждениях языческой древности, основанных всегда на известных нравственно-религиозных началах и убеждениях, проявляется все-таки самый существенный атрибут духовной натуры человека – стремление разрешить вопрос жизни о цели бытия».

Н. И. Пирогов полагает, что без решения вопроса о смысле человеческого бытия невозможно понимание смысла воспитания и образования, постановка целей педагогической деятельности и следование им. Поэтому он придает такое значение этой проблеме и в своей статье пытается разрешить ее.

Педагог пишет, что многие люди даже не задаются мыслью о смысле своего существования и, тем не менее, счастливы и довольны своей жизнью. Причина этого в том, что одни из них «получили от природы жалкую привилегию на идиотизм», а другие просто живут по инерции, ни о чем особенно не задумываясь. Конечно, ни тех, ни других, как бы много их ни было, нельзя причислять к существам, ведущим действительно человеческий образ жизни. Человеку свойственны беспокойные поиски цели своего существования.

Н. И. Пирогов указывает на то, что человечеству уже раскрыт смысл жизни и ее предопределение: «Учение Спасителя, разрушив хаос нравственного произвола, указало человечеству прямой путь, определило и цель, и средоточие житейских стремлений. Найдя в Откровении самый главный вопрос - «О цели нашего бытия» - разрешенным, казалось бы, человечество ничего другого не должно делать, как следовать с убеждением и верой по определенной стезе». Педагог полагает, что христианство является основой всякого воспитания, христианские истины делают осмысленным наше существование, а значит, задают цель и смысл педагогической деятельности, христианское Откровение придает истинное направление жизненному пути человека: «...вспомним еще раз, что мы христиане и, следовательно, главной основой нашего воспитания служит и должно служить Откровение. Все мы, с раннего детства, не напрасно же ознакомлены с мыслью о загробной жизни, все мы не напрасно же должны считать настоящее приготовлением к будущему». Видимо, даже в то время, когда в России христианство являлось частью государственной идеологии, была необходимость в напоминании, что христианские истины - «альфа и омега» всякого воспитания.

Но, несмотря на то, что во времена Н. И. Пирогова религиозное воспитание было общепризнанной основой всякого другого воспитания и общество являлось действительно религиозным, большинство людей чисто механически усваивало христианское мировоззрение и в своей реальной жизни редко ему следовало. «Выступая из школы в свет, что находим мы, воспитанные в духе христианского учения? Мы видим то же самое разделение общества на толпы... Мы видим, что самая огромная толпа следует бессознательно, по силе инерции, толчку, данному ей в известном направлении». И вопрос о смысле существования вновь встает перед каждым мыслящим человеком, не способным жить по инерции.

Н. И. Пирогов дает обстоятельный анализ существующих точек зрения на цель жизни. Он выделяет восемь взглядов, восемь попыток решения проблемы смысла человеческого существования. Часть из них носит открыто гедонистический характер: не надо терзать себя размышлениями о смысле жизни, счастье у вас под рукой, все делается к лучшему и т.д. «Можно, думая, потерять аппетит и сон. Время же нужно для трудов и наслаждений. Аппетит для наслаждений и трудов. Сон опять для трудов и наслаждений. Труды и наслаждения для счастья». Другие попытки решения вопроса о цели существования сугубо практические: об убеждениях не спорят, каждый спасается на свой лад, главное - получение выгоды всегда и везде, при любых обстоятельствах, важно не плыть против течения и со всеми ладить, счастье достигается в результате целенаправленных усилий, и это, в своем роде, искусство.

Мыслитель описывает еще один взгляд на проблему смысла жизни (он называет его печальным): «Не хлопочите, лучшего ничего не придумаете. Новое это только то на свете, что хорошо было забыто... Зритель и комедиант поневоле, как ни бейтесь, лучшего не сделаете... Не зная, откуда взялись, вы умрете, не зная, зачем жили».

Таким образом, в реальности существует множество различных представлений о смысле жизни, которые противоречат друг другу.

Человек в процессе воспитания всегда усваивает какие-то, представления о смысле и цели существования. То, какими будут эти представления, согласно Н. И. Пирогову, зависит, прежде всего, от психического склада человека, а также от его социального окружения, влияния со стороны других людей.

Большинство людей просто принимают те цели, которые являются общепринятыми и соответствуют особенностям психики людей. Если человек от природы энергичен, активен, чувственен, то он склоняется к принятию в качестве цели жизни наслаждения, поиск чувственных удовольствий. Если у человека ум преобладает над инстинктами, рассудок над чувствами, а влияние со стороны взрослых в детстве давало образец благоразумия, то такой человек будет иметь практический склад натуры, он будет сторонником прагматического взгляда на цели жизни. Когда же воображение перевешивает трезвое мышление, мечтательность преобладает в характере, воспитание отгораживает человека от реальной жизни, то в представлениях о смысле жизни преобладает религиозный или «печальный» взгляд.

Так, по мнению Н. И. Пирогова, в зависимости от природных склонностей и характера воспитания, большинство людей выбирает то или иное принятое в обществе решение проблемы смысла жизни. Но есть люди, родившиеся с притязаниями на ум, чувство, нравственную волю. Как правило, они не принимают покорно все, что является общепринятым. Они ясно видят несоответствие между идеалами, провозглашенными обществом и реальной жизнью, между религиозно-нравственными устоями и повседневной практикой. Эти люди не смиряются с такого рода противоречиями, они всегда хотят что-то изменить. Н. И. Пирогов анализирует пути разрешения таких противоречий: «Или согласить нравственно-религиозные основы воспитания с настоящим направлением общества. Или переменить направление общества. Или, наконец, приготовить нас воспитанием к внутренней борьбе, неминуемой и роковой, доставив нам все, способы и всю энергию выдерживать неравный бой». Мыслитель полагает, что два первых пути не освободят общество и человека от тех противоречий.

Приспособление идеала к действительности, искажение святого и высокого в соответствии с потребностями этой действительности - это лицемерие, по мнению Н. И. Пирогова, на это способна только «упругая нравственность фарисеев и иезуитов». Изменение самого общества, его реального развития не под силу человеку, это есть дело промысла и времени.

Н. И. Пирогов считает, что остается только третий путь - воспитать человека. Целью этого воспитания должны быть не передача каких-то профессиональных знаний и умений, не воспитание «негоциантов, солдат, моряков, духовных пастырей или юристов», а воспитание личности, ее волевых и нравственных качеств, воспитание внутреннего человека. «Не спешите с вашей прикладной реальностью. Дайте созреть и окрепнуть внутреннему человеку; наружный успеет еще действовать: он, выходя позже, может быть, не так ловок..., но зато на него можно будет вернее положиться; он не за свое не возьмется», - пишет он.

Н. И. Пирогов был сторонником, как он сам это называл, «общечеловеческого» воспитания. Независимо от талантов и склонностей, каждый ребенок должен стать человеком в полном смысле этого слова. Для этого необходимо дать детям, прежде всего гуманитарное образование. Причем под гуманитарным знанием педагог понимает знание, необходимое для каждого человека, humanora, знания, которые передаются от поколения к поколению и остаются навсегда «светильниками на жизненном пути и древнего, и нового человека». С этим трудно не согласиться, так как именно гуманитарные науки позволяют воспитать личность, воздействовать на нравственные качества человека, образовывать не профессионала, а человека. Таким образом, поставленные цели воспитания требуют определенных условий: во-первых, ребенок должен иметь какие-то интеллектуальные задатки и способность чувствовать, «иметь от природы притязание на ум и чувство»; во-вторых, необходимо дать свободу для развития этих задатков; и третьим необходимым условием воспитания истинного человека является религиозное воспитание, которое дает нравственную основу личности, придает смысл ее существованию. Человек на протяжении всей своей жизни стоит перед вопросом - кто он такой? И единственный способ узнать - это заглянуть в свою душу, познать «внутреннего человека». Самосознание необходимо дня самовоспитания. «...Роясь в тайниках души, подстерегая все мгновения ее нравственной свободы, заставить ее решить вопросы жизни, вступив в борьбу с собою и с окружающими».

Таким образом, Н. И. Пирогов первым в отечественной педагогике связал проблему смысла человеческого существования и проблемы целей и задач педагогики, указал на связь между принятыми в обществе представлениями о человеке, цели его жизни и его сущности и содержанием педагогической деятельности.

 

АВТОР: Петрунина Т.А.