28.05.2012 3474

Проблема смысла жизни в русской академической философии и педагогике

 

Школа академической (православно-теистической) философии сформировалась в России к середине XIX в. Ее представители, являвшиеся питомцами духовных академий (Ф. А. Голубинский, С. С. Гогоцкий, В. И. Несмелов, П. Д. Юркевич и многие другие), разрабатывали философскую проблематику, связанную, прежде всего, с вопросами веры. В своих философских построениях они исходили из православной богословской традиции, в то же время, используя и критически усваивая достижения западной философии. Как отмечает В. В. Зеньковский, именно академическая философия представляет собой первую серьезную попытку создания национально-своеобразной, оригинальной русской философии.

Ряд «вечных» педагогических вопросов также был освещен в трудах академических философов. Самой яркой фигурой среди них, на наш взгляд, является П. Д. Юркевич.

В антропологии П. Д. Юркевича поставлена одна важная проблема, решение которой имеет прямое отношение к его педагогике, - вопрос о смысле человеческого существования, назначении человека. Мыслитель формулирует эту проблему так: «Что же именно сообщает внутреннее, самобытное достоинство человеческому существованию?» Философ исследует то, как понимается обычно смысл человеческого существования. Он выявляет две точки зрения: согласно одной из них, назначение человека состоит в достижении счастья, согласно другой - в добродетели. Под счастьем понимают и отсутствие страданий, и удовлетворение всех нужд, и постоянное благополучие. Добродетель же подразумевает действия в соответствии с идеалами, силу духа, умение подчинить свои желания и потребности долгу. «Счастье есть всякое довольство, добродетель - внутреннее достоинство. Нормой счастья служат изменчивые нужды; нормой добродетели - постоянные идеи».

П. Д. Юркевич показывает, что стремление к счастью не может само по себе наполнить жизнь человека смыслом. Он приводит несколько аргументов в пользу этого утверждения. Прежде всего, счастье для одного человека часто оборачивается несчастьем для другого. Индивидуальное, личное счастье другого человека всегда угрожает нашему существованию; эгоизм одного неизбежно ущемляет права и возможности другого. В силу этого люди не могут быть одинаково счастливы, если под счастьем понимать полное удовлетворение потребностей каждого, а значит, и стремится к этому не следует, не это составляет смысл человеческого существования. Другой аргумент состоит в том, что счастье, возникающее в результате удовлетворения потребностей и желаний, мимолетно: чаще всего оно возникает как ощущение избавления от неудовлетворенности каких-то потребностей. Но вслед за их удовлетворением довольно быстро возникают новые, пока еще неудовлетворенные потребности, что вновь повергает человека в состояние печали и тревоги. «Жалобы на ничтожество жизни, на ее пустоту и на невыносимые страдания, как будто составляющие самое существо этой жизни, раздаются впервые в те исторические эпохи, когда изнеженное и нравственно ослабевшее поколение ищет удобств, наслаждений, счастья как высшего блага жизни...». Погоня за призрачным счастьем превращается в несчастье, так как полна тревог и постоянно сопровождается разочарованиями. Рано или поздно человек, стремящийся к такому счастью, понимает, что, может быть, он и приобрел весь мир, но душу свою сгубил. И это повергает его в отчаяние, делает несчастным. Это неизбежно приводит человека к мысли, что целью жизни должно быть нечто иное, отличающееся от простого стремления к счастью как удовлетворению потребностей. Этой целью может быть достижение добродетели. «Мудрость и добродетель - самые древние нравоучители считали за цель и основание, за содержание и форму достойной человеческой личности».

В разные исторические эпохи и у разных народов понимание добродетели различно. Но П. Д. Юркевич отмечает тот общий смысл, который чаще всего вкладывают в понятие добродетели: великодушие, самоотвержение, повиновение закону и уважение прав других людей, верность долгу и мужество при его исполнении, справедливость и бескорыстная любовь. Христианство углубляет представление о добродетели, включая в это понятие идеалы любви и святости. Но сами по себе добродетели не наполняют смыслом жизнь человека. Они лишь средства для достижения истинной цели его существования. «Посредством веры и любви решается он искать в воле Божией того, в чем заключается настоящее благо, высшая обязанность и назначение человека».

Источником всех добродетелей человека, его опорой и надежным ориентиром среди меняющейся реальности, когда человеку изменяют его силы, таланты, дарование и само счастье, является вера в Бога и любовь к нему. В этом человек должен оставаться верен самому себе, это дает ему возможность сносить все тяготы жизни, прощать людей, как бы эгоистичны и неблагодарны они ни были, позволяет бороться с собственными страстями и несовершенствами. «Вера побеждает мир и, наоборот, сердце без веры побеждается миром, - личность делается тем, что угодно будет сделать из нее случайному потоку обстоятельств».

Истинной же цель человеческого существования является обожение, проявление в человеке образа Божия. П. Д. Юркевич вслед за православным богословием так формулирует эту цель: «Человек призван проявить в себе образ Божий делами мудрости, правды, любви и святости. Этими чертами бессмертия он должен запечатлеть свое ничтожное, земное существование. Он должен быть совершенен, как совершен его Отец Небесный; он должен содействовать водворению между людьми царства Божия, которое есть правда, радость и мир». Путь обожения труден, он заключается в борьбе с невежеством и страстями человека, в преодолении его греховной природы. Сущность человеческой жизни состоит в соблюдении заповедей Бога, это то, что наполняет смыслом эту жизнь, придает ей целеустремленность. Дух, который служит Богу, является источником счастья и свободы человека.

Таким образом, ни добродетель как следование идеалу, ни счастье как удовлетворение разнообразных потребностей не могут, согласно П. Д. Юркевичу, придать смысл человеческому существованию, определить цель его жизни. Лишь стремление приблизиться к Богу через нравственное совершенствование, через постепенное «совлечение» своей греховной природы, следование путем обожения, воплощение в своей личности образа Божия могут осветить жизнь человека смыслом и придать ей целесообразность.

В. И. Несмелое также размышлял над религиозным и философским обоснованием смысла жизни. В русле христианской антропологии лежит, предпринятое им в статье «Вопрос о смысле жизни в учении новозаветного откровения» (1895), философское решение проблемы смысла жизни.

Свои размышления о смысле жизни он начинает с рассуждений о положении человека в мире. Человек как единственное в мире существо, способное изменить действительность в своих целях, преобразовал весь земной мир и стал его царем. Но это господствующее положение, это превосходство не сделало человека счастливым. Он затратил огромные усилия, «пролил целое море крови и слез» в своем стремлении к счастью. Но чем настойчивее и упорнее он к нему стремился, тем шире оказывалась пропасть между действительным положением человека и его представлениями о счастливой жизни. «Продвигаясь постепенно вперед в развитии культуры и цивилизации, люди на самом деле чувствуют себя не счастливее, а наоборот несчастнее своих предков». Это несоответствие между представлением о счастье и реальной жизнью человека заставляет его постоянно задавать вопрос: в, чем же благо жизни или же что такое счастье?

Философия издавна занималась поисками ответа на этот вопрос. Существуют три различных варианта ответа на него. Первый ответ заключается в указании на удовольствие как на источник счастья, второй предполагает, что счастье человека - в достижении личной или общественной пользы, а третий указывает на добродетель как источник счастливой жизни.. В. И. Несмелов последовательно анализирует каждый из этих ответов и приходит к выводу, что счастье само по себе не может быть смыслом человеческого существования. Принцип блага сменился в поисках смысла жизни принципом разума. Древнегреческие мыслители, исходившие из этого принципа, полагали, что осмысленная жизнь - это разумная, мудрая жизнь, когда человек «свободно избегает всяких пороков и свободно овладевает всякими добродетелями». Однако русский философ полагает, что древние мыслители лишь стремились к отысканию разумной, осмысленной жизни, но достичь ее не смогли. И только христианство нашло действительное решение вопроса о смысле жизни.

В. И. Несмелое дает исторический очерк поиска смысла жизни. Сначала, когда человеческая жизнь сводилась к животной борьбе за существование и человеку с трудом удавалось поддерживать ее, цель жизни виделась лишь в отыскании средств для выживания, и простое отсутствие страданий ощущалось как счастье. Постепенно, с развитием цивилизации, освобождаясь от тяжелых условий существования, люди стали стремиться к наслаждению, удовольствию и в этом видели смысл своей жизни. Он критикует эвдемонизм, показывая, как достижение удовольствия небольшой частью людей приносит страдания всем другим, а значит и обессмысливает их жизнь, так как смысл видится в счастье. До появления христианства философия и религия не в состоянии были дать удовлетворительного ответа на вопрос о смысле человеческого существования. Все ответы на этот вопрос сводились либо к утверждению, что достижение удовольствия есть цель жизни человека, либо к поискам разумных оснований для человеческого существования, либо к отрицанию смысла жизни.

Христианство открыло людям то, что они потеряли истинный смысл жизни. Все то, что им казалось важным и значительным - материальные блага, наслаждения и удовольствия, не имеет подлинной ценности. Истинный смысл жизни человека состоит в достижении вечной, совершенной, неземной жизни. Его земное существование является лишь средством для достижения этой истинной цели. Таким образом, смысл человеческой жизни лежит за пределами его земного существования. «Христианство говорит человеку, что он затем именно и явился в мир, чтобы сделаться ему небожителем».

Жизнь и смерть Иисуса Христа, по мысли В.И.Несмелова, показали всем жившим тогда людям, в чем истинное предназначение человека. Воскресение Христа, одухотворение его плоти - это есть конечная, высшая цель, которая доступна всякому, кто уверует в нее и в своем земном развитии достигнет святости.

В. И. Несмелов придает огромное значение новозаветному откровению для усвоения смысла жизни каждым человеком. Христос - это не просто мудрый учитель, до него таких учителей было достаточно, а «идеал живой и животворящий, могущий притягательно действовать на человеческие души и перерождать их». Личность Христа осуществила истинный смысл жизни как приобщение к жизни вечной. Вера в новую жизнь и придает смысл человеческому существованию. Евангелие говорит человеку: жизнь дана тебе для того, чтобы приготовить себя к вечному существованию; твои жестокие страдания - тот путь, которым достигается Царство Небесное.

Человек, усвоивший эту проповедь, осознает временность своего земного существования. И тогда для него действительно все земные блг1га перестают быть целью жизни, теряют свою ценность. Добродетель также теряет свою само ценность и перестает быть целью как таковой, а превращается лишь в средство достижения небесного блаженства. Так высший смысл человеческой жизни - достижение новой, неземной, вечной жизни - примиряет в человеке его стремление к удовольствию и стремление к совершенству.

Но философ прекрасно понимает, что в своей реальной, действительной жизни человек постоянно встречает препятствия на пути достижения идеальной цели своего существования. В самом человеке, в силу изначальной противоречивости его природы, сталкиваются два принципа: принцип блага и принцип смысла жизни, идеал и действительность. И в зависимости от того, какой принцип оказывается господствующим, жизнь человека складывается различным образом.

В том случае, если человек все-таки желает осуществить свое высшее предназначение, ему приходится вступать в тяжелую борьбу с той частью своего существа, которая стремится достичь простых земных благ, удовлетворить требования наличной жизни. И борьба эта должна вестись человеком до самой последней минуты его пребывания на земле.

Таким образом, осознание и осуществление высшего смысла человеческого существования даются человеку мучительно трудно, в борьбе с самим собой. У В. И. Несмелова тема смысла жизни связана с вопросом о свободе человека. Осознание смысла жизни как достижение иного мира, совершенной, вечной жизни делает человека по-настоящему свободным, потому что «оно ставит человека выше наличного мира и тем самым оно освобождает его от подчинения мировому закону борьбы за наличную жизнь». Христианство освобождает человека от призрака счастья как достижения материального благополучия или удовольствия. Вместо этого он получает высшую свободу выразить в мире образ Божий, осуществить живую идею Божественного разума, воплотить идеал подлинной человечности.

Понимание смысла своего существования как достижения Царства Божьего позволяет человеку осознать необходимость изменения своей эмпирической природы. В. И. Несмелов постоянно подчеркивает важность собственных усилий человека для раскрытия высшего смысла своего существования. А это возможно, при условии веры в возможность его достижения через долгий и трудный процесс богоуподобления.

Философ оставляет за человеком право жить в соответствии, с какими угодно целями, и даже без них. Но в этом случае он вряд ли достоин звания человека. Неосмысленная жизнь - это скорее жизнь животного, а не человека. «Человек должен жить не потому, что его мать на свет родила, а потому, что он имеет особое значение в мире». В. И. Несмелов полагает, что истинное назначение человека можно понять и осмыслить только на пути к христианству.

Размышления В. И. Несмелова над «загадкой человека», проблемами смысла его жизни до сих пор представляют исследовательский интерес. Хотя они и не выходят за рамки православного богословия, однако решаемые в русле христианской антропологии, составляют яркую страницу философских исканий русской мысли второй половины XIX - начала XX в.

Таким образом, в христианской антропологии мы находим ответы на вопросы о смысле человеческого бытия, цели существования человека. Различные варианты решения этих вопросов задают вполне определенные цели для педагогики, которая возникает и развивается в рамках православной традиции в России XIX - XX вв.

 

АВТОР: Петрунина Т.А.