31.05.2012 7273

Причины трансформации мужской сущности

 

В настоящее время в научной литературе появляется немало монографий и статей, посвященных трансформации образа мужчины в современном обществе, кризисе маскулинности, изменению традиционной роли мужчины в семейной жизни.

Можно предположить, что зачастую трансформация мужского тендерного конструкта, трансформация мужской идентичности связана с попыткой женщин уравнять свои права с мужчинами, получить независимость во всех сферах общественной и семейной жизни, право выбирать и быть избранными. В настоящее время женщины наравне с мужчинами занимают руководящие посты в правительстве, в руководящих структурах власти, в силовых ведомствах, в профессиональном спорте, охоте, то есть женщины вторглись в истинно мужские сферы деятельности, в связи, с чем существенно понизился статус мужчин в обществе.

Таким образом, в связи с этим можно говорить о кризисе мужественности и трансформации образа мужчины в современной культуре.

Наиболее полно охарактеризовала уже ранее происходившие кризисы мужественности Э. Бадинтер. Она считает, что все кризисы возникали в странах с утончённой культурой, где женщины пользовались большей свободой. Бадинтер выделяет два периода кризиса мужественности:

- в XVII и XVIII веках во Франции и Англии;

- кризис мужественности на рубеже XIX и XX столетий в Соединённых Штатах Америки и странах Европы.

Кризис мужественности в XVII и XVIII веках во Франции и Англии возник в связи с пересмотром роли мужчин и понятия мужской сущности французскими Жеманницами.

«Жеманница - женщина эмансипированная, она предлагает феминистские способы удовлетворения своей тяги к свободе... Она ратует за новый идеал женщины, включающий и возможность её восхождения по социальной лестнице, и право на достоинство». Это и есть первое проявление французского феминизма.

Жеманницы полностью отрицают власть отца и мужа, они осуждают брак по сговору и материнство. Любовь, по их мнению, это чувство, которое испытывает именно мужчина к женщине, а не наоборот.

Эти правила приняли немногие мужчины - только жеманники, их было очень мало, но, тем не менее, они оказали очень большое влияние на феминизацию мужчин этого периода. «Они усвоили женоподобную утончённую моду - длинный парик, экстравагантные перья, брыжжи, мушки, духи, румяна...».

В Англии спор о мужской сущности принял значительно более яркий характер. «Понятие мужественности становится в этот период предметом жарких споров. Женщины не довольствуются утверждением равенства в желаниях и правах, они заявляют, что хотели бы видеть мужчин более нежными, более... женственными... Феминизированный мужчина, усвоивший женскую манеру поведения, вызывает сомнение, не гомосексуалист ли он. Подобная мысль, однако, не приходит в голову французу, когда он видит перед собой того же манника. «Новый» мужчина в эпоху английской Реставрации предстаёт в образе гомосексуалиста, такого же пустого, болтливого и очаровательного, как женщина».

Второй кризис мужественности - на рубеже XIX и XX столетий - затронул страны Европы и Соединённые Штаты Америки. Все эти страны пережили похожие экономические и социальные потрясения, в основе которых лежали новые реалии, связанные с индустриализацией и становлением демократии. Кроме того, женщины требовали предоставления им больших прав наравне с мужчинами, работы вне дома, получения высшего образования.

В связи с этим у мужчин возник страх перед феминизацией, перед тем, что им придется выполнять женскую работу. «Они (мужчины - авт.) видят в женщине «смертельную западню», призванную уничтожить их специфику».

Мужчины в этот период не находят «отдушины» в работе, где они могут реализовать свои маскулинные качества, потому что женщины стали работать уже на заводах, фабриках, заниматься тяжелой работой наравне с мужчинами. «От них (мужчин - авт.) больше не требуется ни сила, ни инициатива, ни воображение, чтобы заработать себе на жизнь».

Женщины становятся мужеподобными, они утрачивают свою женственность, нежность, мягкость, а у мужчин же, наоборот, эти качества начинают ярко проявляться. Наблюдается расцвет гомосексуализма и дендизма.

По нашему мнению, активный гомосексуализм является ничем иным, как утверждением мужчиной своей власти над другими (пассивными) мужчинами и, таким образом, подтверждением своих традиционно мужских качеств.

Единственным выходом из этого кризиса могло стать разделение границ и обязанностей мужчин и женщин, выполнение их первоначальных, традиционных качеств, функций и ролей. «Для того чтобы мужчины смогли вновь обрести мужественность, необходимо, считает Э. Бадинтер, чтобы женщины вернулись на своё природой уготовленное им место. Лишь восстановление границ между полами излечит мужчин от их тревог, связанных с определением своей сущности». Кризис мужественности также затронул и Соединённые Штаты Америки. Происходит европеизация Америки, что ассоциируется с феминизацией культуры, а следовательно, и американского мужчины.

Но, как известно, американская культура была по преимуществу патриархальной. Культ ковбоя, бесстрашного шерифа символизировали гипермаскулинные качества: силу, бесстрашие, отвагу, натиск, любовь к риску, жёсткость, жестокость и т.д.

Э. Фромм так определял патриархальную культуру: «Патриархальная культура - культура, в которой мужчины определённо должны господствовать над женщинами, чтобы быть сильнейшим полом».

Американские женщины продолжают бороться за эмансипацию. Они создают свои клубы, общества и организации, находят себе работу за пределами дома, мало времени уделяют домашнему хозяйству и семье, отказываются подчиняться мужу, требуют своего активного участия в общественной жизни, право голоса.

Американские мужчины как ответ на гипертрофированную эмансипацию обвинили женщин «в эгоизме, в намеренном уродовании собственного пола, в том, что они забыли о доме и поставила под угрозу существование семьи. Этих женщин стали обзывать «третьим полом», или «мужеподобными лесбиянками»«.

Мужчины были коренным образом не согласны с предложением женщин уравнять все права, стереть границы между полами. Ложное предположение о том, что равенство тождественно идентичности, является одной из причин специфического явления в нашей культуре - уменьшения, стирания различий между полами. Женщины пытаются вести себя, как мужчины, а мужчины, соответственно, - как женщины, и различие между мужским и женским, между мужчиной и женщиной постепенно исчезает»

Ещё один кризис мужественности можно отнести ко второй половине XX века в СССР. Его можно назвать как кризис маскулинности «шестидесятников».

По мнению Е.А. Здравомысловой, «в позднесоветском дискурсе «кризис маскулинности» - это метафора, за которой скрывается признание социальной болезни общества. Невозможность исполнения традиционных мужских ролей, связанная с ограничениями либеральных прав (собственности, политических свобод, свободы совести), имплицитно считается причиной разрушения истиной мужественности».

Здравомыслова считает, что последствия кризиса маскулинности развиваются в двух направлениях:

- экономические последствия;

- социальные последствия.

«В качестве экономических последствий называлось, в частности, неэффективное использование мужской рабочей силы. К числу социальных последствий были отнесены кризис семейных отношений, показателем которого был рост числа разводов»

Все кризисы мужественности завершались в связи с войнами, когда мужчины брали в руки оружие и доказывали свою мужественность на поле боя.

В настоящее время, по нашему мнению, выделяется ещё один кризис мужественности, который можно отнести к концу XX - началу XXI веков.

Здесь можно выделить три основных причины трансформации образа мужчины в современной культуре:

- биологические;

- социокультурные;

- психологические;

Биологические причины трансформации мужественности.

Представители биологической школы Б.Ц. Урланис и В.Л. Геодакян пытаются объяснить причины трансформации мужчин с биологической и медицинской точек зрения и увязывают этот процесс с повышенной смертностью мужчин, подверженностью новым заболеваниям. Они сделали попытку доказать, что мужчины являются «слабым полом».

В СССР впервые обратил внимание на повышенную смертность и попытался выяснить причины сокращения средней продолжительности жизни мужчин Б.Ц. Урланис в публикации «Берегите мужчин», получившей широкий общественный резонанс ещё в 1970-е годы. По мнению Б.Ц. Урланиса, мужской пол обладает «индексом мужской сверх смертности». Это связано с тем, что коэффициент смертности мужского пола превышает коэффициент смертности женского на равных возрастных промежутках жизнедеятельности.

Б.Ц. Урланис выделяет несколько причин сверх смертности мужчин:

- наибольшее количество случаев насильственной смерти среди молодых мужчин, чем у женщин;

- несчастные случаи, являющиеся главной причиной смерти мужчин во многих возрастных группах, особенно среди молодёжи, связанные с увлечением мотоциклами, автомобилями, занятием экстремальными видами спорта и т.д.;

- преждевременное старение мужского организма, которое является не физиологическим, а патологическим;

- повышенная мертворождаемость мальчиков в сравнении с девочками и смертность мальчиков до одного года;

- увлечение мужчин вредными привычками: алкоголизмом, курением, неумеренностью в еде.

Приведённые причины сверх смертности мужчин говорят о том, что наблюдается явно угрожающая тенденция превалирования мужской смертности над женской и сокращение средней продолжительности жизни мужчин относительно женщин.

Так, средняя продолжительность жизни мужчин в СССР в 1968-1971 годах составляла 64,5 года, а женщин - 73,5: следовательно, мужчины жили на 9 лет меньше женщин.

А в современной России этот разрыв увеличился до 12,5 лет. Мужчины живут в среднем 59,9 лет, а женщины - 72,4 года. Таким образом, за 30 лет разрыв в средней продолжительность жизни мужчин и женщин увеличился на 3,5 года (с 9 до 12,5 лет).

В связи с этим следует отметить, что средняя продолжительность жизни мужчин в середине-конце 80-х годов XX века была намного выше, чем к концу XX началу XXI веков. По нашему мнению, это связано, во-первых, с определёнными результатами антиалкогольной кампании, инициированной М.С. Горбачёвым, когда резко сократился выпуск алкогольной продукции и в несколько раз выросли на неё цены, снизилось потребление алкоголя. Также временно снизилось потребление суррогатной водки, употребление которой во многих случаях заканчивалось летальным исходом. Во-вторых, активизировалась спортивная пропаганда и пропаганда здорового образа жизни. На заводах, фабриках и предприятиях регулярно проводились спортивные мероприятия, которые способствовали «внедрению физической культуры в массы». Было множество спортивных объединений, клубов и кружков, где дети и взрослые могли повышать уровень физического развития. Всё это способствовало укреплению здоровья населения.

Б. Урланис утверждал, что настало время, когда охрану материнства надо дополнить охраной отцовства. Мужчины должны стать предметом особой заботы специальных лечебно-профилактических учреждений. Необходимо создать наряду с женскими консультациями мужские, которые будут способствовать повышению продолжительности жизни мужчин в нашей стране.

В мужских консультациях должна быть развёрнута работа по сплошной диспансеризации мужчин старше сорока пяти лет. Это так называемая первичная профилактика, назначение которой - предупреждение заболевания среди здоровых людей, тех, кто ни на что не жалуется и к врачу не обращается. Как отмечает Б. Урланис, современная структура причин смерти мужчин старше сорока пяти лет характеризуется преобладанием хронических болезней, требующих для своего успешного лечения раннего распознавания.

В отличие от России в США созданы кризисные центры и общественные организации для мужчин, основной целью которых является оказание им психологической, юридической, социальной и медицинской помощи. Именно в таких организациях мужчины могут реализовать свои истинно маскулинные качества. Среди таких организаций могут быть общества охотников, различные спортивные сообщества и клубы, клубы по интересам (автолюбителей, филателистов, нумизматов и т.д.), где мужчины могут обсуждать свои проблемы, не боясь быть непонятыми.

Другим представителем биологической школы в изучении мужчин и мужских проблем является В.А. Геодакян.

В.А. Геодакян выделяет два потока информации - генеративный и экологический. Генеративный (передача генетической информации из прошлого в будущее) он связывает с женским полом (консервативным), а экологический (информация от среды, из настоящего в будущее) - с мужским (оперативным). В связи с этим у мужчин и у женщин по-разному происходит адаптация в меняющихся условиях. Женщины приспосабливаются к ситуации, а мужчины выходят из неё, находя новое решение. Мужчины берутся за новые, требующие поиска неординарные задачи, а женщины доводят решение знакомых задач до совершенства.

Приписывая женскому полу консервативную миссию, а мужскому - оперативную, теория связывает эти параметры популяции с условиями среды и эволюционной пластичностью вида.

В стабильной (оптимальной) среде, когда нет необходимости ничего менять, сильны консервативные тенденции и эволюционная пластичность минимальна. В движущей (экстремальной) среде, когда требуется повысить пластичность, усиливаются оперативные тенденции.

У женского пола более широкая норма реакции, которая позволяет ему (полу) за счёт модификационной пластичности покинуть зоны отбора, сохранить и передать потомству весь спектр исходных генотипов.

У мужчин же узкая норма реакции заставляет его (пол) остаться в зонах элиминаций и подвергнуться интенсивному отбору. Поэтому мужской пол передаёт следующему поколению только узкую часть исходного спектра генотипов, максимально соответствующую условиям среды в данный момент.

Геодакян пишет о том, что мужчины всегда и везде первыми осваивали все профессии, виды спорта. Но мужской пол обладает авангардной ролью не только в освоении различных видов деятельности, но и в подверженности различным заболеваниям и мутациям.

Кроме того, мужской пол чаще подвержен «новым» болезням, или, как их называют, болезнями века, цивилизации, урбанизации: атеросклерозу, раку, шизофрении, СПИДу, а также социальным порокам: алкоголизму, курению, наркомании, азартным играм, преступности и т.д.

Но у мужчин преобладают творческие способности, пространственное воображение, абстрактное мышление, юмор. Выдающиеся учёные, композиторы, художники, писатели, режиссёры в основном мужчины, а среди женщин же много исполнителей.

Таким образом, исходя из выше изложенного, приходим к выводу, что средняя продолжительность жизни мужчин намного меньше средней продолжительности жизни женщин. Это обусловлено не только увлечением мужчин вредными привычками и более частыми несчастными случаями, но и тем, что мужской пол является наиболее подверженным воздействию различных неблагоприятных условий как внешних, так и внутренних. Мужскому полу приписывают оперативную миссию - постижение нового, любознательность, агрессивность и другие качества, которые относятся к внешней деятельности, к среде. Можно констатировать, что природа на мужском поле ставит свои опыты в подверженности различным новым заболеваниям, мутациям, а женский пол, наоборот, совершенствует. Представители биологической школы считают, что мужчин необходимо защищать не только от внешних воздействий окружающей среды, но и от самих себя. Они считают, что именно мужской пол, а не женский является «слабым».

Социокультурные причины трансформации мужественности. Одной из основных социокультурных причин трансформации мужчины в современном российском обществе можно считать феминизацию образа мужчины и трансформацию настоящей мужественности. И в первую очередь это связано с тем, что «социальная несвобода (мужчин - авт.) усугублялась глобальной феминизацией институтов социализации и персонифицировалась в доминантных женских образах...

В детском саду и в школе главные властные фигуры - опять-таки женщины. В официальных подростковых и юношеских организациях (пионерская организация, комсомол) тон задавали девочки.

Мальчики и юноши находили отдушину только в неформальных уличных компаниях и группах, где власть и символы были исключительно мужскими. Многие такие группы в России, как и на Западе, подчёркнуто мизогинны.

После женитьбы молодому мужчине приходится иметь дело с любящей, заботливой, но часто доминантной женой, которая, как некогда его мама, лучше него самого знает, как планировать семейный бюджет и что нужно для дома и для семьи».

Кроме того, мужчины всё чаще выполняют пассивную, преимущественно сидячую работу. От них уже не требуется никакой инициативы, никакого новаторства, но они и сами не хотят «высовываться», потому что гораздо проще выполнять те поручения, которые даёт начальник, так как нередко инициатива оказывается наказуемой, и за неё необходимо нести ответственность.

Это и есть ещё одна причина трансформации образа мужчины в современной культуре, её можно назвать страхом перед неспособностью или невозможностью мужчины брать на себя ответственность за принятие важных решений.

Изменение социокультурной роли мужчины напрямую связано с теми требованиями, которые предъявляет к нему женщина, так как от мужчины сейчас требуется выполнение двух противоположных ролей: сильного, настойчивого, волевого, грубоватого и мужественного «мачо», с одной стороны, и мягкого, чувственного, утончённого, воспитанного, интеллигентного партнёра и друга - с другой. Таким образом, современный мужчина должен быть гармонично развитым, самодостаточным другом и партнёром. Но одновременно такое сочетание разнородных начал и качеств создаёт условия для развития тендерного конфликта.

Ещё одним следствием трансформации образа мужчины является мужская проституция, которая берёт своё начало с глубокой древности. Во многих исторических литературных памятниках упоминается о мужской проституции в Древней Греции, о священной храмовой проституции.

Мужская проституция распространена и в настоящее время. В ней выделяют два вида: гетеросексуальную и гомосексуальную.

Мужскую проституцию можно классифицировать по пяти основным типам:

- Туалетная крыса. Как правило, бисексуал. Промышляет в мужских туалетах, ориентируется в основном на приезжих.

- Отельный. Вызывается в гостиничные номера через швейцаров или горничных. У него чётко обозначена специализация: активный гомосексуал, пассивный, или гетеросексуал. Специализация отельного проститута требует от него высокой квалификации и «профессионализма», поэтому он является «специалистом» в какой-то одной сфере.

- Ресторанный. Как и коллеги-женщины, постоянно «приписан» к определённому ресторану или клубу. Они часто выступают в роли так называемых «платных танцоров»

- Банный лист. Работает в бане (банщик, массажист, парикмахер). Он является штатным сотрудником бани (но существует ещё и резерв для особых случаев). У него также существует узкая специализация. Среди таких бань есть как универсальные, так и чаще всего имеющие строго ограниченную сексуальную ориентацию.

- Бордельеро. Обслуживает персонал в мужских борделях или в специальных отделениях женских борделей»

Мужская проституция явно противоречит всем правилам, нормам и устоям патриархального общества, а также маскулинным канонам поведения, потому что мужчина, «настоящий мужчина» должен быть только властным, сильным, мужественным гетеросексуалом. Кроме безнравственности, мужская проституция (впрочем, как и женская проституция) несёт в себе не только огромную социокультурную угрозу, но и угрозу морального разложения общества, заболеваниями ВИЧ - инфекциями и СПИДом.

Еще одной причиной изменения социальной роли мужчины в обществе является феномен феминизма (точнее сказать, «крайний» феминизм или даже мужененавистничество). Последовательницы этих воззрений, борясь за свои права, пытаются различными путями вытеснить мужчин из их традиционно мужских сфер деятельности. Они стремятся уравнять все права как в социальной и культурной сферах жизнедеятельности, так и в семейной сфере.

На современном этапе развития общества такой попыткой может являться отпуск по уходу за ребёнком для мужчин, который наравне с женским отпуском предусмотрен Кодексом Законов о Труде Российской Федерации (КЗоТ РФ) в статье 167. В КЗоТе говорится о том, что «... отпуск по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет может быть использован полностью либо по частям также отцом ребёнка...».

Таким образом, мужчина может вполне официально брать отпуск по уходу за ребёнком при условии, что мать ребёнка не использует данного отпуска и не получает ежемесячного пособия. За мужчиной сохраняется его рабочее место и та же должность, которую он занимал перед отпуском.

Однако в настоящее время отпуск по уходу за ребёнком мужчинами попросту не используется, потому что они боятся быть похожими на женщин, и, таким образом, срабатывает так называемая «норма анти женственности (The Antifemininity Norm)».

Можно также предположить, что в России отпуск по уходу за ребёнком для мужчин в ближайшее время не представляется возможным и реальным в силу традиций, социокультурных установок, предрассудков и боязни феминизации мужчины, хотя в отдельных случаях встречаются исключения из правил, например, если мужчина в силу каких-то обстоятельств сам воспитывает ребёнка.

Ещё одним феноменом современности можно назвать однополые браки. Поскольку современное российское общество считается гомофобным, то различные сексуальные отклонения у мужчин и у женщин считаются аномальными. Но во многих европейских странах правительство пытается легализовать гомосексуальные браки. Впервые однополые браки легализовали в Голландии в 2001 году. По голландским законам гомосексуальные пары имеют те же права, что и гетеросексуальные, в том числе право на усыновление детей. А в Финляндии, Великобритании, Бельгии такой закон собираются принять в ближайшее время, но всё же будет сделана немаловажная и существенная оговорка: в отличие от законов Голландии гомосексуальным парам не будет дано право на усыновление детей. Представители христианских конфессий России высказались против заключения однополых браков. Православный священник, который согласился бы обвенчать однополых партнёров, может быть лишён своего сана. Так обвенчалась гомосексуальная пара, и священника в Нижнем Новгороде, обвенчавшего гомосексуальную пару, лишили сана. Здесь можно говорить об интолерантном отношении к такого рода взаимоотношениям, поскольку гендерология включает в себя не только мужские и женские исследования, но и занимается исследованием людей нетрадиционной сексуальной ориентации.

В 2002-2003 годах нами было проведено исследование, связанное с изучением трансформации традиционного образа мужчины, с целью выявления тенденции в изменении социальных ролей мужчин России в постсоветский период и основных причин трансформации мужской сущности. В ходе исследования было проведено массовое анкетирование в г. Ставрополе. Общий объём выборки составил 802 человека, (из них 372 мужчины и 430 женщин), выборка квотная репрезентативная по полу и возрасту. Респондентам был предложен опросник, состоящий из 21 вопроса, кроме вопросов, содержащих общие сведения о респондентах (6 вопросов). Из них 17 закрытых вопроса и 4 - открытого типа.

Значительное большинство респондентов (всего 580 человек, из них 76,8% женщин и 67,7% мужчин) считают, что в настоящий исторический период происходит трансформация образа мужчины, и это связано:

- с политической и экономической обстановкой в стране - (184 человека, из них 22% женщин и 23,9% мужчин);

- с социальной не востребованностью (90 человек, из них 11,9% женщин и 10,5% мужчин) и с европеизацией образа мужчины, которая включает в себя социальное равенство без чёткого разграничения семейных функций - (90 человек, из них 21,6% женщин и 9,9% мужчин);

- низкая заработная плата - (88 человек, из них 11,9% женщин и 10,5% мужчин).

В связи с этим можно говорить о социально-экономических причинах, способствовавших изменению социокультурной роли мужчины в обществе. Неспособность или нежелание мужчины найти высокооплачиваемую работу, неспособность выполнять свои исторические функции добытчика и кормильца вынуждает идти на заработки женщину.

А социальная не востребованность и, как следствие, безработица сказываются на мужчинах следующим образом:

- мужчины теряют своё главенствующее положение в семье как добытчик и кормилец - (397 человек, из них 49,3% женщин и 49,7% мужчин);

- состояние безработицы приводит к пьянству (и другим вредным привычкам) - (229 человек, из них 29% женщин, 27,9% мужчин);

- мужчины утрачивают способность работать по ранее выбранной специальности - (112 человек, из них 14% женщин, 14% мужчин).

Таким образом, если мужчины, оставшиеся без работы, теряют доминантное положение в семье и прибегают ещё к употреблению алкоголя, постепенно деградируют и через некоторое время становятся недееспособными.

Особое внимание необходимо уделить вопросу, «какой тип устройства семьи, на Ваш взгляд, является наиболее приемлемым?» Респонденты ответили следующим образом:

- эгалитарная модель семьи - (513 человек, из них 77% женщин и 49% мужчин);

- патриархатная модель - (262 человека, из них 19% женщин и 48,4% мужчин);

- матриархатная модель - (20 человек).

Большинство респондентов как наиболее приемлемый выбрали эгалитарный тип устройства семьи, или биархат. Биархат в первую очередь представляет собой полное равенство во всех сферах жизнедеятельности. Мужчина и женщина должны наравне работать, совместно принимать все решения, воспитывать детей и т.д., потому что в современных российских условиях семья может существовать только благодаря взаимопомощи, взаимоподдержке и взаимопониманию. Первым шагом к биархату - к равенству и равноправию, должно быть освобождение мужчин от материального и финансового бремени.

На открытый вопрос, «какие социальные функции, на Ваш взгляд, должны выполнять мужчины и женщины? Объясните почему», большинство респондентов - (502 человека, из них 64,9% женщин и 60% мужчин) ответили, что мужчина и женщина должны выполнять исторически сложившиеся функции: мужчина должен быть защитником, кормильцем, добытчиком, а женщина - работать по дому! Такие функции являются исторически сложившимися в патриархатном обществе.

В результате 513 человек ответили, что биархат и эгалитарная модель семьи является наиболее приемлемой, но всё же патриархатные устоявшиеся каноны существуют и сейчас.

Лишь 107 человек (16,5% женщин и 9,7% мужчин) ответили, что мужчины и женщины должны выполнять равные функции.

В связи с новизной данного исследования мы не имеем возможности сравнить его с другими подобного рода исследованиями, поскольку на территории России такие исследования ещё не проводились.

Следовательно, можно сделать вывод, что современное российское общество ещё не готово принять европейский тип семейных отношений, потому что застаревшие стереотипы не позволяют выйти за рамки патриархатного общества, где мужчина должен и будет занимать главенствующее место и выполнять свои исторически сложившиеся функции.

Психологические причины трансформации мужчин.

Одной из основных психологических причин трансформации мужчин может служить изменение социальной тендерной роли, следствием которой может явиться мужской гендерно-ролевой стресс.

Мужской гендерно-ролевой стресс проявляется в тех ситуациях, когда мужчине сложно поддерживать стандарт мужской роли или когда обстоятельства требуют от него проявления женских моделей поведения (заботы, сопереживания и др.). Эти качества отсутствуют или запрещены мужской тендерной ролью. Это и является основной предпосылкой к формированию стресса.

«Мужской гендерно-ролевой стресс - это стресс, возникающий, когда мужчине трудно поддерживать стандарт традиционной мужской роли или он вынужден проявлять поведение, характерное для женской роли...».

Ещё одной причиной может являться гендерно-ролевой конфликт - психологическое состояние, проявляющееся в ситуациях, когда ригидные, сексистские или ограничивающие тендерные роли имеют негативные последствия или оказывают негативное влияние на человека и тех, кто с ним контактирует.

В настоящее время происходит трансформация мужской тендерной роли, и в первую очередь это связано с тем, что женщины пересматривают те основные мужские качества, которые были заложены любому мужчине с детства и формировались в процессе социализации. Мужчина должен быть сильным, волевым, смелым, однозначным и непоколебимым при принятии решений. Он не должен плакать и проявлять свои эмоции в присутствии людей, прощать измены и т.д.

Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время происходит изменение психологической роли мужчин. Это связано с тем, что «долгое время учёные считали, что мужчина более психологически здоров, если он соответствует традиционным представлениям о мужественности. Теперь всё большее распространение получает точка зрения, что мужская тендерная роль может быть источником тревоги и напряжения из-за того, что некоторые её аспекты дисфункциональны и противоречивы». Если мужчина выполняет «женские функции», такие, как воспитание детей, уборка квартиры, покупка продуктов и др., то его пренебрежительно называют «домохозяйкой». Поэтому мужчина всегда вынужден подтверждать свою мужественность, чтобы соответствовать всем признакам и качествам главы семьи.

Большое значение для возрождения маскулинности и мужественности в России имеют военно-патриотические клубы и партии. Такие партии, общественные организации и движения основаны на «принципах Национального долга, Национальной идеологии и Русских Православных традиций» (из «основных положений» Всероссийского общественного патриотического Движения Русское Национальное Единство ВОПД РНЕ). Подобного рода организации используют патриотизм, мужественность, независимость, взаимо поддержку, братство и справедливость как социокультурные маяки, способные привлечь немало сторонников с противоречивыми политическими взглядами.

Военно-патриотические клубы и организации тесно содействуют с Министерством Обороны РФ, МВД. На их базе проводятся различные военно-спортивные соревнования, организуются спортивные секции. Мальчиков готовят к службе в армии, обучают различным единоборствам, стрельбе из различных видов оружия, прыжкам с парашюта. Проводятся встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, афганской и чеченской войн, воспитывая тем самым моральные, нравственные, патриотические и общекультурные чувства.

Большое значение также для мальчиков имеют занятия спортом, где они познают такие ценности, как соревновательность, сила воли, достижение победы любой ценой, т.е. культурно релевантные элементы мужественности.

Спорт является частью тендерных отношений. Большинство мужчин продолжают следить за спортивными событиями, обсуждать их и чувствовать свою принадлежность к этой сфере деятельности... Спорт как зрелище является важнейшим фактором, который поддерживает традиционную концепцию мужского превосходства, в последнее время оспариваемого женщинами.

По мнению М. Месснера, профессиональный спорт является для мужчин всех слоёв общества таким средством повышения социального статуса, который недоступен женщинам. Спорт, таким образом, служит мужским интересам, помогая создать и легализовать их доминирующее положение в обществе и по отношению к женщинам.

Таким образом, военно-патриотические движения и спортивные клубы способствуют воспитанию маскулинных качеств у мальчиков (сила, выносливость, соперничество, твёрдость характера и др.), развивают важнейшие личностные ориентации (сила воли, честность, справедливость, благородство, взаимопомощь и взаимоподдержка и др.). Только здесь мальчики могут реализовать свои мужские качества, почувствовать себя представителями Мужского пола в современном российском обществе.

Здесь мы выделили основные кризисы мужественности и причины трансформации образа мужчины в культуре. К основным кризисам мужественности можно отнести следующие: кризис мужественности в XVII и XVIII веках во Франции и Англии; кризис мужественности на рубеже XIX и XX столетий в Соединённых Штатах Америки и странах Европы; кризис мужественности второй половине XX века в СССР - кризис маскулинности «шестидесятников; кризис мужественности конца XX - начала XXI веков в России.

В настоящее время можно выделить три основных причины трансформации образа мужчины в современной культуре: биологические, социокультурные, психологические.

Таким образом, можно сделать вывод: во-первых, на протяжении всего развития человечества в отдельные кризисные периоды происходит трансформация традиционного образа мужчины в обществе, семье и культуре. Это связано с тем, что женщины, переосмысливая свою сущность, пытаются заниматься мужскими профессиями, выполнять мужские функции, следствием чего является маскулинизация образа женщины. Женщины, борясь за свои права, пытаются вытеснить мужчин из истинно-мужских сфер деятельности. В связи с этим происходит изменение социальной роли мужчин, следствием которой является феминизация образа мужчины, связанная с выполнением ими женских функций или нежеланием выполнять свои исторически сложившиеся функции.

Во-вторых, происходит трансформация мужской тендерной роли. Это связано с тем, что мужчины утрачивают свою идентичность и не пытаются её вернуть.

В-третьих, происходит снижение средней продолжительности жизни мужчин, связанной с «индексом мужской сверх смертности», подверженностью мужчин различным «новым» заболеваниям и мутациям, преждевременным старением мужского организма, связанным с увлечением мужчин вредными привычками и т.д.

 

АВТОР: Орлянский С.А.