31.05.2012 7460

Образы современного мужчины в отечественной культуре постсоветского периода

Рассмотрим образы современного мужчины в отечественной культуре постсоветского периода. В постсоветской России происходили сложные экономические и социокультурные процессы и изменения, и как следствие, происходит трансформация общественных образов и идеалов. Это связано с тем, что люди не успевают адаптироваться в быстро сменяющих друг друга реформах и экономических системах. И это вызвало агрессивную реакцию общества и периодические ценностные кризисы.

«Кардинальные экономические перемены 1992 года предполагают, что не государство, а каждый человек должен взять непосредственно на себя ответственность за благосостояние своё и своей семьи. Российские граждане получили возможность добровольно распоряжаться своими способностями и желанием к производительному и творческому труду. Таким образом, в настоящее время практически каждый трудоспособный человек поставлен перед необходимостью адаптироваться к новым для России социально-экономическим условиям, открывшим свободу выбора деятельности и источников дохода, свободу в поиске путей самореализации личности, а вместе с тем и проблему переопределения жизненных стратегий».

В связи с распадом Советского Союза произошли необратимые изменения в экономической, политической и социокультурной обстановке в современной России, что повлекло и изменение образов мужчин и женщин в культуре. На смену традиционно-советским культурным ценностям и образам комбайнёра, рабочего, металлурга, интеллигента пришли как новые образы, например, образ «нового русского», профессионала («белого воротничка»), так и остались, но в существенно изменённом виде традиционные русские образы - образ мужика, пьяницы и др. В связи с тем, что появляются образы, которые были незаслуженно забыты, можно сказать, что в современной России происходит духовное возрождение, которое нам видится в опоре на прошлые ценности отечественной и мировой культуры.

Мы стремимся уделить особое внимание следующим образам мужчин в культуре постсоветского периода: образу воина (российского офицера), образу «нового русского», образу интеллигента, образу профессионала, образу мужика и образу пьяницы и сделать обобщающие выводы о трансформации образа мужчины в современной культуре. Одним из первых и наиболее ярких образов мужчин постсоветского периода является образ «нового русского». «В широком смысле, «новые русские» могли означать русских постсоветской эпохи (то есть всё население Российской Федерации!), но на практике «новыми русскими» стали называть счастливчиков, для которых развал советской экономики дал «зелёный» свет для максимального (зло) - употребления создавшимися социоэкономическими возможностями» отмечают Е. Гощило и Н. Ажгихина.

Наиболее полное понятие образу «нового русского» дал И.Г. Яковенко: «Новые русские - понятие, возникшее для обозначения нового социального слоя, появившегося в России в конце перестройки, на фоне распада Советского общества и становления рыночной экономики. В самом общем смысле понятие «новые русские» вбирает в себя слой средних и крупных предпринимателей и крупный менеджмент. Отличительные черты новых русских - наличие «своего дела» (или высокооплачиваемой работы в крупной корпорации), высокий (по советским меркам немыслимый) уровень доходов и специфический, новорусский образ жизни».

Таким образом, можно сказать, что образ нового русского - это социокультурный и социоэкономический феномен. Понятие «новые русские» является собирательным образом и понятием, которое выражает социальную, экономическую и культурную реальность в сложившемся новом российском обществе. В начале 90-х годов XX века для значительной части населения «новые русские» стали объектом зависти и любопытства.

На сегодняшний день существует определённая классификация «новых русских», в основу которой положен хронологический принцип, представленный известным психологом П.Н. Шихаревым: «первую волну предпринимателей составляли в основном кооператоры и «теневики» - представители нелегального советского бизнеса, которые попросту вышли из подполья в процессе десоветизации. Вторая волна бизнесменов состояла из бывших комсомольских лидеров и тех, кто работал в молодёжных центрах. Большинство бизнесменов третьей волны составили бывшие директора и заместители директоров фабрик и заводов, то есть подреставрированная номенклатура, состоящая, по мнению Шихарева, из настоящих профессионалов, обладавших как знаниями, так и опытом, сопоставимым с опытом лучших выпускников западных бизнес-школ. Однако, в отличие от западных бизнесменов, предпочитающих иметь дело со своими соотечественниками, российские предприниматели быстро усвоили практику сотрудничества практически с любыми иностранными партнёрами».

«Новые русские», появившиеся из бывших спекулянтов, комсомольских и номенклатурных работников сделали определённый шаг в развитии и возрождении экономики в России. Основными характеристиками образа «нового русского» может стать энергичность, готовность идти на риск, организаторские способности и другие черты, присущие образу нового человека постсоветской России.

Этот социально-экономический слой через 8-10 лет стал называться экономической элитой, узаконившей свой бизнес, и отсюда же вытекает образ олигарха. Как известно, «олигархия» - слово греческого происхождения и обозначает власть или правление немногих. Хотя первоначально, в работах Аристотеля, олигархия всегда противопоставлялась аристократии, как её крайняя и неблагоприятная форма. Аристократия предполагает управление ограниченного или небольшого числа людей, работа которых направлена на благо общества. А олигархия, как правило, хотя и предполагает управление небольшого количества, но уже не для всеобщего блага, а для своей собственной выгоды. В настоящее время олигархами называют людей, имеющих огромнейшие финансовые возможности, захватывающие власть и произвольно распоряжающиеся ей. Таким образом, можно сказать, что олигархи - это группа влиятельных представителей бизнеса, сконцентрировавшая в своих руках наиболее крупные монополистические предприятия. Они вплотную приблизились к власти и оказывают большое влияние на политическую и экономическую жизнь государства.

И.Г. Яковенко считает, что при внимательном рассмотрении обнаруживается связь образа нового русского с традиционными для России персонажами. «Прежде всего, за спиной «нового русского» стоит многовековая традиция русского мещанства. Это российский обыватель (к какому бы сословию он не принадлежал), твёрдо стоящий на земле, имеющий вкус к хорошей жизни, ценящий благосостояние, уют и удобства. Он при всех обстоятельствах, при любой власти обустраивает свой быт, стремится обеспечить семью, детей, ближайшую родню всем необходимым и по своим базовым жизненным устремлениям предшествует «новому русскому. С другой стороны, в образе «нового русского» узнаётся традиционный русский разбойник, вольный казак, золотодобытчик, сорящий шальными деньгами, обменивающий презренный металл на шумный восторг и одобрение товарищей».

Кроме вышеизложенных образов, для большинства людей синонимом образа «нового русского» является образ бандита и мошенника, т.е. образ нового русского тесно связан с криминалитетом. Кроме того, эти образы оказывают существенное влияние на социализацию мальчиков. Это одна точка зрения.

Другая, противоположная точка зрения, связана с тем, что «новые русские» зачастую предпочитают заниматься бизнесом с западными партнёрами, и это накладывает на них определённые обязанности (знание иностранного языка, этикета, они должны быть культурными, разносторонне развитыми, чтобы могли поддержать разговор), которые заставили «новых русских» встать на путь самосовершенствования. Новые русские стараются получить высшее (и большинство из новых русских имеет высшее образование, хотя во многих анекдотах и рассказах «новые русские» предстают в виде неграмотных людей с низким уровнем культуры) и послевузовское образование, своих детей отправляют учиться в престижные университеты России и Запада. Большое внимание они уделяют искусству и культуре, посещают театры, ходят на выставки и на концерты и т.д. Кроме того, новые русские активно занимаются благотворительностью. Они финансируют различные научные проекты и конференции, выделяют деньги на культуру, искусство и образование, оказывают помощь детским домам и т.д.

«Субкультура «новых русских» весьма динамична, ориентирована на западные стандарты потребления, легко ассимилируют любые технические новшества и новые удобства. В целом слой новых русских ориентирован на западную массовую культуру и образ жизни среднего класса западных стран» Мы позволим себе не согласиться с данным высказыванием И.Г. Яковенко.

Приведём только несколько отличительных примеров образа жизни нового русского и представителя среднего класса из западных стран. Во-первых, в отличие от западноевропейского мужчины новые русские посещают элитные клубы, некоторые из которых даже исключили членство женщин. В этих клубах с роскошной обстановкой и дорогим обслуживанием можно познакомиться со знаменитостями театра, кино или эстрады, выпить бокал шампанского и побеседовать с известными политиками и т.д. Одним из таких клубов является Английский клуб в Москве. Его членами стали известные в России представители бизнеса, искусства, политики и т.д. Ежегодный взнос составляет 7000 американских долларов. Благодаря некоторым политикам, которые являются почётными членами клуба, «Английский клуб был определён как общественная организация Москвы, получившая право принимать официальных лиц иностранных государств».

Во-вторых, новые русские для престижа предпочитают, как правило, очень дорогие иномарки. И у них, конечно же, не одна машина. Западноевропейские же мужчины чаще всего предпочитают недорогие и удобные легковые машины или семейные микроавтобусы.

В-третьих, новые русские могут позволить себе несколько раз в год отдыхать на дорогих европейских курортах и жить в пятизвёздочных отелях, на выходные также могут слетать за рубеж. Западноевропейские мужчины из среднего класса не могут позволить себе столь дорогого отдыха, и отдыхать предпочитают в недорогих отелях.

В-четвёртых, у западноевропейских мужчин нет частной охраны, потому что у них попросту нечего воровать, и их жизни не грозит никакая особая опасность (кроме, разумеется обычных воров, грабителей и т.д).

В-пятых, новые русские, в отличие от западноевропейцев, имеют намного больше денег и могут позволить себе очень многое (и дорогие покупки, и отдых, и дорогие машины, и шикарные рестораны). Кроме того, никакой западноевропейский мужчина не сможет позволить себе «купить» футбольную команду, и т.д.

Однако, как отмечает И.Г. Яковенко, «в последние годы понятие «новый русский» звучит реже. В культуре чувствуется некоторая усталость от образа «нового русского»... Явление, скрывающееся под образом «нового русского», утратило яркость новизны и постепенно переходит в разряд освоенных реалий современной жизни. Эпическая эпоха, когда, казалось, можно было в одночасье разбогатеть, ушла в прошлое. Меняется и предпринимательская среда. Идёт формирование зрелых форм социальности и культуры рыночного общества. Класс предпринимателей очищается от случайных людей. Вчерашние «новые русские» утрачивают признаки поражающего воображение дива, становятся солидными и привычным элементом социокультурного пейзажа».

Необходимо отметить, что без понимания образа «нового русского» невозможно полностью обрисовать картину образа мужчины постсоветского периода, поскольку, по мнению Е. Гощило и Н. Ажгихиной, «ценности «новых русских», возросшие на неолиберальных идеях, неотделимы также и от понятия «новой маскулинности». Несмотря на активное вхождение женщин в структуры бизнеса, доминируют в этой сфере исключительно мужчины, и потребителями новорусской идеологии также являются мужчины. Идеи, проповедуемые большинством журналов, рассчитаны на представителей «нового класса», подчёркивают важность «мужского характера» и «мужского подхода», пропагандируют физическую и духовную силу, решительность, агрессивность, напор. Женщине в этом мире (хотя для удачливых коллег-женщин и делаются исключения) уготовлена роль умной подруги, украшения жизни или награды за успех. Массовая культура, ориентированная на «новых русских», также предполагает, прежде всего, потребителя-мужчину».

Таким образом, можно сделать вывод, что в современном российском обществе считается, что бизнес является исключительно мужским делом, а женщине лучше всего быть подругой бизнесмена и не вмешиваться в его финансовый мир.

Но в основном образ «нового русского» оказался знаковым для своего времени и необходимым для полноценного понимания образа мужчины России в постсоветский период.

Как известно, появление одних образов, новых, чаще всего нивелирует другие образы, которые были и актуальны ранее и которые были идеальным предметом для подражания. И в связи с этим «рождение и укрепление «новых русских» совпало с другим, не менее значимым процессом. А именно, с растворением и постепенным исчезновением с авансцены такой социальной группы, как советская интеллигенция. Исчезновение как физическое (вчерашние интеллигенты пополняют и ряды «новых русских», и малообеспеченных, и маргиналов), так и символическое. Интеллигенция больше не владеет думами населения, не является «совестью народа» и законодательницей вкусов и предпочтений. Утратила значение энергичная на протяжении десятилетий связка интеллигенции и власти, в которой интеллигенция играла роль вчерашнего оппозиционера». В связи с этим мы и рассмотрим следующий образ мужчины постсоветского периода - интеллигента.

Интеллигент - человек, профессионально занимающийся умственным и творческим трудом, а также развитием и распространением массовой культуры.

Представления об образе интеллигента в советский и постсоветский периоды значительно изменились. Причиной процесса изменения является коренная ломка в социально-политической, философской, культурной, нравственной и эстетической областях жизни целого народа. В.Г. Белинский писал, что «у всякого народа своя история, а в истории свои критические моменты, по которым можно судить о силе и величии его духа».

Исторически конкретные явления образа русского интеллигента - это вера в русский народ, вера в его будущее, вера в то, что народ добьётся для себя счастья, величия, национальной гордости, неисчерпаемые интеллектуальные, творческие возможности. Важно, чтобы эти возможности были востребованы.

В настоящее время мы всё чаще и чаще видим образ интеллигента, униженного властью, и это унижение приобретает хронический характер, хотя его подвижническая жизнь заслуживает уважения и преклонения, социальной востребованности и более высокой заработной платы.

Образ русского интеллигента конца XX века постепенно уходит, растворяясь в различных сферах общественной жизни. Но мы должны гордиться тем, что эта интеллигенция, заложившая великие непреходящие традиции добра, справедливости, гуманизма, была и пока ещё есть. Она должна обладать способностью защитить себя словом, убеждением, разумом, защитить многонациональную и многострадальную российскую культуру. Для образа мужчины-интеллигента есть «великий мир, где мысль становится делом, а высокое чувствование - подвигом. Это мир непрерывной работы, нескончаемого делания и становления».

Для образа мужчины-интеллигента важнее вера в правду его Родины, в правду жизни, в правду века, а не голые философские рассуждения, как бы умны они ни были.

Мы уже отмечали, что для мужчины-интеллигента характерно столкновение с серьёзными жизненными проблемами. Для него важно соотношение таланта и нравственности. Его характеризует честность, скромность и мужественность, прямота и преданность идее, глубинное патриотическое чувство, созидание как нравственно-философское понятие. Это приобретает для него смысл борьбы за осознание личной ответственности каждого перед Историей.

Особо следует выделить мономана - человека, одержимого одной научной идеей, страстью научных поисков. Однако ему небезразличны социально - нравственные вопросы: проблема поколений, научной и гражданской совести, истинно научного подвига.

На пороге третьего тысячелетия появился новый образ российского интеллигента, так называемое новое поколение. Оно должно быть активнее, решительнее своих предшественников, должно быть реальной силой, способной противостоять суровой действительности.

Таким образом, в современной России постсоветского периода образ интеллигента утрачивает свою актуальность и значимость, несмотря на то, что он внёс большой вклад в развитие науки и культуры.

Следующий образ, который мы рассмотрим, является наиболее популярным и важным для понимания традиционного образа мужчины в современной отечественной культуре - образ воина (российского офицера) и его трансформацию.

Армия всегда выполняла важнейшую социокультурную и духовно- нравственную функцию в государстве. В общественном сознании она представлялась священной, сильной духом. Служба в армии была священным и почётным долгом мужчины. Офицерство всегда рассматривалось как цвет нации, элита, причём ещё с дореволюционных времён. Офицеры воспринимались как носители лучших традиций российского общества и армии, традиций боевых, трудовых и морально-этических.

Офицеры - это самые подготовленные в военном отношении люди. Успех выполнения боевой задачи находится в прямой зависимости от уровня личной профессиональной подготовленности офицера как военного специалиста.

Значительную роль российские офицеры должны играть в сохранении традиций Вооруженных Сил Российской Федерации. К основным из них относится добросовестное выполнение воинского долга, любовь к своей части, почитание Боевого Знамени, взаимовыручка и взаимопомощь. Одной из значимых задач российского офицера является воспитание у подчинённых чувства долга и ответственности за выполнение своих обязанностей - таковы устоявшиеся образы офицерства в российской культуре.

Профессия офицера требует умения подчинять своей воле людей и мобилизовать их на выполнение трудных задач, глубоко анализировать боевую обстановку, предвидя ход событий, в любых условиях и в ограниченное время принимать ответственные решения, проявлять инициативу, идти на разумный риск. Российский офицер должен сочетать в себе высокую политическую сознательность с хорошей профессиональной подготовкой, способность квалифицированно решать вопросы военного дела, с умением владеть современными методами управления. Общественное мнение и сегодня предъявляет исключительно высокую планку к образу офицера, несмотря на значительно изменившееся отношение к армии.

В настоящее время обязанности российского офицера многогранны и безграничны. Кроме традиционных функций - воспитание личного состава, поддержание высокой воинской дисциплины, внутреннего порядка в части, проведение регулярных занятий с личным составом по тактической, технической подготовке, патриотическому воспитанию, изучению Устава ВС РФ и т.д. - он должен заниматься и самосовершенствованием, повышением своего научного, нравственно-культурного и морального статуса. Повышение высокого уровня образованности, профессиональной подготовки, компетентности и общей культуры является важнейшим условием возрождения интеллигентности офицерского состава Российской армии.

Российский офицер всегда был высокообразованным, организованным и трудолюбивым. Идеальный образ российского офицера характеризуется основными качествами: патриотизмом, высокой общей культурой, верностью духовным традициям России, ответственностью, воинской честью, уважительным отношением к подчинённым и т.д.

Но, к сожалению, в современной армии происходит трансформация образа офицера в частности и института офицерства в общем. В первую очередь, это связано с падением общей культуры людей, дедовщиной, участившимися случаями суицида среди призывников и молодых солдат в армии, неуважительным отношением офицеров к солдатам, нередко с применением физической силы, что приводит к дезертирству, сопровождаемому кровопролитием. Как следствие, происходит резкое снижение авторитета военного человека в обществе и нежелание молодых людей служить в армии. В настоящее время профессия военного считается не престижной.

Подтверждением этого является наше социологическое исследование. На вопрос, «Какие профессии пользуются особой популярностью у современных мужчин?», большинство респондентов 425 человек, (из них 52,4% мужчин и 53,5% женщин) ответили, что, по их мнению, наиболее востребованная специальность - бизнесмен. Второй по популярности ответ - юрист. Так ответили 148 человек (из них 17,2% мужчин и 19,5% женщин). 72 человека (из них 8,6% мужчин и 9,3% женщин) ответили, что самая популярная специальность - программист.

Те же специальности, которые пользовались большой популярностью в советские времена, в настоящее время утратили популярность. Так, профессии военного, преподавателя и врача выбрали всего 21 человек. Ещё меньшей популярностью пользуется профессия дипломата (20 человек).

По результатам исследования становится ясным, что профессия военного в современном обществе не считается престижной. Если в советские времена почётной обязанностью гражданина была служба в армии, то в постсоветской России считается «долгом» любыми способами избежать службы в армии.

На вопрос - «Обязан ли, на Ваш взгляд, каждый мужчина служить в армии», результаты исследования показывают, что 352 респондента, (из них 44,4% мужчин, и 43,5% женщин) считают, что мужчина обязательно должен служить в армии. 192 человека, (из них 21,2% мужчин и 26,3% женщин) считают, что в России должна быть альтернативная служба в армии. Однако 190 человек, (из них 23,4% мужчин и 24% женщин) уверены, что мужчина не должен служить в армии.

Таким образом, респонденты по-прежнему считают, что мужчина должен служить в армии. Этой точки зрения в основном придерживаются и женщины, хотя среди них немало сторонников альтернативной службы в армии. Но мы всё же надеемся, что в России вскоре появится контрактная, профессиональная армия, где будет господствовать не дедовщина, а истинная дисциплина и порядок, где всё же возродится образ настоящего Офицера, где офицеры смогут реализовать свой профессиональный воинский долг.

Таким образом, профессия офицера - беспокойная профессия. Она для тех, кто видит в напряжённой, а зачатую связанной с риском и опасностью военной службой своё призвание, кто полон энергии и сил, творческого горения, кто способен выдержать длительные психологические и физические нагрузки и сохранять при этом высокую работоспособность, хладнокровие и решительность. Она для людей настойчивых, правдивых и честных, беспредельно преданных Родине и народу, стойких и убеждённых, готовых с оружием в руках до последнего дыхания отстаивать свободу и независимость своего Отечества.

Ещё один образ, - это образ профессионала.

За последние 10-15 лет образ профессионала значительно изменился. Если раньше говорилось о профессионале - рабочем (синий воротничок), то сейчас говорится об образе профессионала, работника офиса - «белом воротничке».

В связи с тем, что в России в постсоветский период происходят бурные экономические трансформации, наиболее востребованным становится образ высококвалифицированного профессионала. Поскольку профессионалы являются носителями новейших теоретических и практических знаний, умений и навыков, они необходимы во всех сферах жизнедеятельности общества.

По мнению Н.Ю. Волянюк, «Профессионал - характеристика человека, выражающаяся в его способности выйти за пределы собственной деятельности для её анализа, оценки и последующей организации. Ведущими понятиями для характеристики человека как профессионала становится «рефлексия» и «деятельностный способ существования». Профессионал есть результат самоактивности человека».

Мы считаем, что образу мужчины-профессионала должны принадлежать следующие основные характеристики: высокая теоретическая и практическая подготовка, компетентность, самосовершенствование, высокая квалификация аккуратность, педантичность, усидчивость.

В современной России образ профессионала становится всё более привлекательным, и в связи с этим в последнее десятилетие всё больше людей пытаются получить высшее профессиональное и послевузовское образование. И как следствие, в высших учебных заведениях с каждым годом появляется всё больше новых специальностей.

Следовательно, образ мужчины-профессионала является востребованным в современном российском обществе. Профессионал - это тот человек, который является бесспорным специалистом в какой-либо сфере деятельности, который выполняет свою работу на высоком профессиональном уровне. По нашему мнению, профессионал должен обладать настойчивостью, целеустремлённостью, самосовершенствованием, силой воли и другими качествами, которые необходимы ему для достижения своей цели и доказательства своего профессионализма.

В современной российской культуре существует множество образов мужчин в культуре. В нашем исследовании мы рассмотрели и охарактеризовали типичные образы - среди них образы русских богатырей, джентльменов, ловеласов, мужчин-домохозяек, отцов-одиночек, новых русских и метросексуалов. В заключение мы рассмотрим ещё один образ, традиционно русский образ - образ мужика. Понятие «мужик» является не только характерологическим и поведенческим описанием образа мужчины, но ещё и универсальным обращением в традиционной русской мужской среде. По мнению О. Шабуровой, ««мужик» обязательно коррелирует с характеристиками этничности. Мужик - это значимая маркировка русскости. Мужик по определению русский. Конструкция «русский мужик» тавтологична. Взаимо определяемость этих понятий, их взаимообусловленность - важнейший аспект понимания этого образа. В других национальных культурах связь этнос - пол, конечно, также важна, имеет свою традицию развития, но такого воплощения в одном понятии почти нигде нет («джентльмен» - он, конечно, англичанин и мужчина, но...).

Образ мужика как для советской, так и для постсоветской России был неотъемлемой частью русской маскулинности, он всегда противопоставлялся образу «бабы». Образ русского мужика традиционно представляется грубым, малообразованным (а чаще вовсе без образования), часто пьяным, дебоширом и задирой. У мужиков есть свой лексикон, включающий ненормативную лексику, на котором они и общаются, и распознают «своих».

Русская баба чаще всего представлялась в образе крепкой, полной и мужественной женщины, которая «и в горящую избу войдёт, и коня на скоку остановит».

Противопоставление мужик-баба всегда было актуально для России, поскольку характер России - женский. Можно сказать, что в России всегда была мужская культура с женским лицом. И поэтому мужики всегда и при любых обстоятельствах пытались доказать свою мужественность. И проявлялось это нередко в употреблении алкоголя с последующей дракой, обладание бабой и т.д. По мнению О. Шарубовой, «худшими оскорблениями для мужика, которые могут быть озвучены в мужском сообществе, соответственно будут «баба», «пацан», «педик».

Образ мужика неразрывно связан с образом пьяницы. Однако и этот образ весьма разнообразен.

«Голь кабацкая» - нарицательный тип пьяниц, потерявших имя собственное, но занявших совершенно определённое место в культуре среди героев и трикстеров (трикстер - обманщик, ловкач, хитрец, озорник. Чаще всего используется в мифах - авт.). В этом образе «высокое» и «низкое», «сакральное» и «профанное», едва ли не отождествляясь, сосуществуют как единое целое, представляют собой определённый стиль поведения, в котором контрастируют, вызывая сильную реакцию, то униженная жалость, то восхищение».

В образе русского мужика выпивка является неотъемлемой частью, которая является связкой мужского сообщества. Выпивка - это не только форма объединения мужчин, но и способ доказательства своей состоятельности. И эта состоятельность ставится в один ряд с другими характеристиками, такими, как мужественность, сила, авторитарность и др. Настоящий мужик должен уметь пить, иначе он попросту не сможет быть членом маскулинного сообщества. Именно такая характеристика мужчины - «умение пить» - и является немаловажной составляющей частью русской маскулинности. По мнению О. Шабуровой, «ритуал мужской пьянки в России - это инициация, это церемония посвящения в «свои» («наше» - это мощная конструкция российской ментальности, активно отрабатываемая в потребительских стратегиях)....Человек, не способный выполнить эту задачу, оказывается за чертой мужского сообщества. Идеи мужской дружбы, единения в бою и труде, стадии взросления - всё отражается и реализуется в практиках русской пьянки. От ста грамм фронтовых до ритуала «обмывания» новых звёздочек у офицеров в сегодняшней жизни - традиция не исчезает, а только крепнет».

Таким образом, выпивка является неотъемлемой частью русской культуры, такой же, как игра в нарды или домино в гараже. Русские люди обычно «обмывают» новые покупки, какие - то значимые события в жизни и т.д. Даже научные конференции, семинары, защиты диссертаций не обходятся без банкетов.

Так же, по мнению А.Н. Власова, «образ «голи кабацкой» в богатырском эпосе, как следует полагать, рождён все же не исключительно в ритуале языческой культуры. Отголосок архаического пьянства можно обнаружить разве что в бытовом поведении носителей эпической традиции, и то перешедшим в сферу негативных социальных явлений современной жизни.

Как явление, «пьяницы» и «пьянство» имеет несколько другие генетические корни. Несомненно, тема пьянства, топос кабака, образ пьяницы родились в недрах книжной традиции и первоначально были окрашены в тона христианской дидактики. Древнерусские книжные тексты (слова, поучения, повести против пьянства) явились источником темы пьянства в народной устной и письменной литературе».

Все эти образы в той или иной степени присущи российским мужчинам. И можно отметить, что роль потребления алкоголя для России имеет большое значение, поскольку и российские офицеры, и интеллигенты, и «новые русские» бизнесмены свои удачи, победы или неприятности «заливают» водкой. «Современный российский бизнес до сих пор строится на этих же основаниях. Деловое пьянство символизирует не только сохранение ментальных структур и значимых жизненных практик. Оно через посвящение в «свои» выступает ритуалом доверия. Правовые основания российского бизнеса по-прежнему очень зыбки, требуется какая-то иная форма обеспечения надёжности связей, договорённостей - ею остаётся ритуал совместной выпивки (к тому же чаще всего это происходит в бане, что усиливает русскость этого ритуала)».

Таким образом, мы рассмотрели образы мужика и пьяницы и показали их сложную, неоднозначную связь. Кроме того, важно отметить, что ««мужик» является не только коммуникативным кодом, но и оценочной категорией. Когда говорят «Он мужик!» - сразу транслируется не вербализуемый, но всеми понимаемый набор смыслов и качеств, стоящих за этой оценкой. Иногда эта формула усиливается до характеристики «настоящий мужик». Но постепенно утверждающаяся самоценность категории «мужик» всё меньше требует предикатов».

Итак, мы рассмотрели основные образы мужчин постсоветского периода. Это образы воина (российского офицера), «нового русского», интеллигента, профессионала, мужика и пьяницы.

Мы рассмотрели изменение социальных ролей мужчин и женщин в современной российской семье и феномен отцовства, а также образы современного мужчины в отечественной культуре постсоветского периода и пришли к следующим выводам:

- Во-первых, трансформация социального образа мужчины в современной российской культуре связана, в первую очередь, с изменением социальной роли женщины в постсоветском обществе. Это, наряду с общемировыми тенденциями, определяется спецификой российских социальных трансформаций, существенно понизивших социальный статус видов деятельности мужчин, поддерживавших традиционные для российской и советской культуры образы маскулинности (воин, рабочий, металлург и др.), а также длительной стагнацией целых отраслей производства, обеспечивавших мужчинам высокий уровень доходов и укреплявших образ мужчины как главы семьи.

- Во-вторых, сохранение и определённое поддержание постсоветской культурой традиционных образов мужчины как активной, агрессивной и доминантной сущности и реальное положение мужчины в российском обществе постсоветского периода, которое представляет собой социокультурное противоречие, сможет привести и приводит к тендерному конфликту. Этот конфликт на уровне личностного бытия манифестирует не только в виде увеличивающегося числа разводов, но и нарастающей разницы в продолжительности жизни между российскими мужчинами и женщинами.

- В-третьих, наиболее перспективным и гармонизирующим тендерные противоречия в современном российском обществе может выступить образ мужчины-профессионала, деятельность которого, исходя из особенностей современного производства, требует таких качеств, как аккуратность, педантичность, усидчивость, при сохранении многих традиционно приписываемых патриархальной культурой качеств только мужчине - активность, креативность, логичность, упорство и т.д.

 

АВТОР: Орлянский С.А.