31.05.2012 5669

Проблема движущих сил антропогенеза

 

Понятие сил используется в различных сферах научного знания, однако, лишь в физике имеется относительно чёткое представление о том, что они собой представляют (что такое силы). В то же время физики предельно суживают это понятие, сводя его к некоей количественной мере взаимодействия тел, результатом чего стала фактическая замена его на термин «взаимодействие» для различных разделов данной науки помимо механики.

Тем не менее, понятие сил сохраняет своё значение применительно к характеристике бытия, о чём может свидетельствовать повсеместность его применения в науке, искусстве, быту. В связи с этим обратим внимание на замечание В. Гейзенберга о роли и значительном потенциале широко используемых человечеством слов, имеющих большое смысловое поле.

Понятие сил, отражающее определённый круг явлений из совершенно различных сфер бытия, нуждается в отдельном исследовании. Здесь же необходимо дать его общую характеристику.

Движение является фундаментальным свойством материи. В ходе движения происходит взаимодействие различных частей материи, явлений, процессов. Сила - это характеристика любого взаимодействия, т.е. некий параметр взаимодействия. Таким образом, под силой (или силами) мы понимаем такую характеристику взаимодействия, которая определяет, задаёт движение, причём любое движение: как явное, так и потенциальное. Поэтому силы присутствуют везде и всегда.

Это означает, что понятие сил должно получить философское осмысление в качестве категории детерминизма как учения о всеобщей взаимообусловленности явлений. Исходными категориями детерминизма являются понятия связи и взаимодействия, но то и другое подразумевает наличие неких сил, благодаря которым связи и взаимодействия существуют и реализуются в определённые виды движения.

Таким образом, силы - это то, что пронизывает материю буквально на всех уровнях, что является её частью, но частью, так сказать, «нематериальной», потому что сила не есть предмет, она есть явление, которое проявляет себя только при взаимодействии, т.е. при наличии более одного объекта, являясь своеобразным канатом между предметами, явлениями, процессами. Силы выступают как некое натяжение между взаимодействующими объектами.

Отсюда и их важнейшие признаки: действенность и направленность. Сила всегда действенна, состояния покоя для неё не существует. Там, где что-то движется, действуют силы. Но где и ничего не движется, тоже действуют силы, просто они уравновешивают друг друга и тем самым скрыты. Стоит только чуть-чуть нарушиться равновесию, и тут же появляется вектор - направленность силы, сила проявила себя. (Заметим, что любое нарушение равновесия есть тоже результат взаимодействия, т.е. действия какой-то силы.). Благодаря действию сил мир существует: пребывает в покое или изменяется.

Действенность и направленность сохраняются в качестве важнейших атрибутов сил, о каких бы силах ни шла речь и применительно к какому явлению понятие сил бы не употреблялось. Возьмём, к примеру, такие явления, как сила воли, сила авторитета, сила привычки. В каждом из этих случаев сила обнаруживает себя в конкретных действиях: оказавшись в трудной ситуации, человек не растерялся, начал действовать энергично, осмысленно и т.д. - его сила воли проявила себя в данных действиях; в другом случае человек своим мнением или советом повлиял на поступки другого человека - сила авторитета проявила себя через конкретные поступки и действия; в третьем случае вопреки сложившейся ситуации человек действует не совсем адекватно, следуя привычному ходу вещей - в его действиях обнаружила себя сила привычки. В социальных движениях, направленных на преобразование в том или ином направлении разнообразных аспектов жизни людей, реализуют себя общественные силы. Можно видеть, какой аспект рассмотрения силы мы бы ни взяли - конкретно научный (физика, психология, социология, история и т.д.) или сугубо бытовой, сила всегда обнаруживает себя в действии и определённой направленности данных действий.

Вышесказанное показывает, что силы имеют непосредственное отношение к причинам разнообразных явлений. Силы сами выступают в качестве причин, ведь именно они приводят в движение разнообразные части бытия. При этом они придают движению направленность. Они и проявляют себя именно в направленности на что-то.

Какую область изучения природы мы ни возьмём, мы всегда обнаруживаем направленность как характеристику движения или развития любого явления. Это означает, что действует определённая сила (или силы). Например, в механике сила обозначается вектором (направлением), из сложений нескольких сил векторов образуется направление движения предмета (результирующая сила). В биологии поведение и развитие любой живой единицы складывается из многообразия внешних воздействий на неё, направления собственной активности и результатов деятельности внутренних процессов, суммирующая их сила и определяет ту или иную направленность дальнейшего движения. В обществе происходит аналогичным образом: путём взаимоуничтожения или наложения и усиления различных волевых устремлений людей и действующих на них внешних факторов формируется некая линия развития (личности, группы людей, народа и т.д.), в чём и проявляет себя окончательная суммирующая сила.

Итак, силы действуют везде и всюду. Мы можем говорить об огромном разнообразии сил, действующих как в неживой, так и в живой природе, а также в человеческом обществе, и действие их разнонаправленно. Проявляются они при взаимодействии, но соприкасаться и взаимодействовать могут только такие явления, которые имеют точки соприкосновения. Таким образом, в огромном множестве проявлений сил можно выделить своего рода плоскости или уровни в рамках, которых действуют определённые силы. Поскольку силы характеризуются направленностью, в результате суммирования различных сил одной плоскости появляется суммирующая сила, которая взаимодействует уже с другой суммирующей силой иной плоскости или сама является одной из сил следующего уровня взаимодействия. В результате суммирования данных сил появляется новая суммирующая сила, которая выходит на следующий уровень взаимодействия, и т.д. Эта «работа» происходит в мире постоянно, чем и определяется его состояние в целом и отдельных его явлений: статичное (уравновешенное) или движение (изменение).

Предметом нашего исследования являются движущие силы. Рассмотрим, в чём их особенность. Ярче это можно увидеть на живой природе.

Живое вещество в определённой мере обособлено от окружающей среды. Его задача - прежде всего, сохранить себя. В данном случае суммирование многообразных сил, действующих в различных плоскостях, имеющих отношение к существованию данной особи, приводит к появлению силы, направленной не на конкретный материальный объект, а на достижение изменения состояния в определённом отношении, т.е. сила начинает направлять некий процесс взаимодействия нескольких составляющих. Появляется сила, направленная на силу (или силы) и придающая последней определённый характер.

Сила, направляющая другие силы, и есть движущая сила. Движущие силы действуют также и в мире неживой природы, и в человеческом обществе. Можно дать следующее определение движущих сил, сформулировав их ключевые признаки.

Движущие силы - это такие суммирующие силы, которые, во-первых, определяют движение не явлений и предметов мира, а задают направленность действию других сил (это силы, направляющие силы, направляющие процессы); во-вторых, действуют в течение значительного отрезка времени (т.е. они не кратковременны, но и имеют ограниченность во времени, следовательно, они достаточно устойчивы в своей активности направленного воздействия, движущие силы имеют такое «строение» (мы полагаем, в разных случаях различное, хотя не исключена и некая общая черта), которое при постоянно действующих многообразных суммирующих силах в природе и соответственно постоянно меняющих ситуацию неизменно приводит на определённом промежутке времени к стабильности направленности некоего движения); в-третьих, приводят к качественным преобразованиям, которые и есть результат данной стабильной направленности и в то же время фиксируют момент прекращения данной направленности либо изменения её самой.

Таким образом, движущие силы связаны не просто с движением и взаимодействием, как любая сила вообще, а с развитием - определённым образом направленным движением, включающим качественные преобразования единиц материи.

Движущие силы всегда действуют на стыке «плоскостей», т.е. это всегда суммирующие силы, свойственные достаточно сложным частям материи.

Какое же место среди причин может быть отведено движущим силам?

В зависимости от характера воздействия применительно к процессам развития можно выделить следующие три вида причин.

I. Закономерности. Закономерность - систематически повторяющаяся связь явлений, определяемая наличием условий для её осуществления. При этом взаимосвязь участвующих в закономерности явлений может быть весьма сложной и опосредованной. Характер действия - постоянно повторяющийся, охватывает строго определённый круг единиц материи, действует в определённых рамках: необходимо сохранение основы (некоего исходного состояния), что и позволяет существовать закономерностям. При этом происходит качественное преобразование и движение носит необратимый характер.

Закономерности можно условно обозначить «абстрактными» причинами, поскольку они придают развитию направленность, линию; это своего рода коридор, задающий определённый диапазон возможных изменений. Закономерности осуществляются, когда для них складываются соответствующие условия, при этом нет временных рамок и существует определённая вариабельность при их реализации. Поэтому мы и назвали их абстрактными причинами, т.е. причинами в возможности осуществления того или иного хода событий.

II. Причинно-следственные связи. Это непосредственные, конкретные, «контактирующие» причины. Они реализуют определённый конкретный вариант в рамках возможного диапазона различных изменений, определяемых закономерностью, направляющей развитие того или иного явления или их комплекса. Причинно-следственные отношения могут отражать также какие-то разовые взаимодействия, вызванные случайными факторами и не связанные с закономерностями.

Их характерная черта в однозначности взаимодействия, исключающей вариативность. Например, закон выступает разновидностью таких отношений причинности, поскольку представляет собой некое сочетание явлений, всегда наступающих при определённых условиях. Зная закон и наблюдая наличие данных условий, можно однозначно предсказать ход событий. Эта однозначность несколько нарушается в социальной действительности, поскольку здесь вмешивается фактор свободы воли действующих в истории субъектов. Учитывая также процессуальную природу общественного бытия, возможно, более уместным будет вести речь о закономерностях, а не о законах применительно к общественной природе.

Но причинно-следственные отношения, конечно, не исчерпываются действием законов, ведь существуют ещё конкретные причины, приводящие к складыванию необходимых условий для вступления закона в силу, а также и после того, как его действие завершится и наступает следствие, которое также может вызвать к жизни целый спектр возможных изменений.

Итак, закономерности создают диапазон возможностей, а причинно-следственные отношения действуют непосредственно на объекты природы, реализуя тот или иной вариант.

Например, в истории развития европейских народов в эпоху нового и новейшего времени сложилась закономерность, связанная со следованием за периодами наибольшей свободы периодов, характеризующихся господством авторитарных режимов (Англия, Франция, Германия, Россия). Однако приход каждый раз в каждой конкретной стране жёстких режимов связан с различными обстоятельствами и происходил в разные периоды времени, в одной стране повторяясь чаще, в другой реже. Именно причинно-следственные взаимосвязи реализовывали каждый конкретный вариант осуществления данной закономерности, придавая ему неповторимое историческое своеобразие. Только анализируя причинно-следственные связи, исследователь может прогнозировать события, опираясь, в том числе и на знание закономерностей.

Аналогичным образом происходит и в области естественных наук: физический закон приводится в действие конкретными причинами. Следовательно, закономерности носят общий, абстрактный характер, они выступают в роли «правил», упорядочивающих течение событий, ход вещей в мире, придавая ему гармонию. А непосредственные причины - причинно-следственные отношения имеют конкретный характер, материальный. Это явная, «видимая» связь явлений, вещей, это многообразие мира, позволяющее не смотря на существование закономерностей, непреложно и обязательно действующих, явлениям по- разному проявлять себя, иметь индивидуальность. Это придаёт красоту, яркость миру и служит залогом его дальнейшего движения.

Закономерность - это связь явлений, опосредованная множеством непосредственных причинно-следственных отношений. Это связь, которая тоже может быть названа причиной наступления какого-либо явления, но при этом необходимо фиксирование определённых условий. Таким образом, причинно-следственные связи и закономерности взаимодействуют в процессе развития, взаимо дополняют друг друга, выполняя одновременно и другие функции: закономерности сужают многообразие в мире, «формулируют» определённые «правила», задают некую направленность, упорядоченность развёртыванию различных сфер бытия, а причинно-следственные связи способствуют расширению многообразия в мире, создают его пестроту и многоликость, вариативность в зависимости от конкретных условий в проявлении закономерностей.

В ряде случаев исследователи задаются вопросом, почему начинают действовать именно данные конкретные причины, а не иные из некоторого числа возможных? Здесь свою роль играют факторы.

III. Факторы (или движущие силы). В литературе по антропогенезу чаще используется термин «факторы». Это, образно говоря, причины - инициаторы, переводящие действие «абстрактных» причин в конкретные. Это явления, превращающие реализацию того или иного варианта событий из возможности в действительность. Они существенны в определённого рода процессах, характеризующихся прежде всего значительной сложностью и большим охватом явлений. В случае развёртывания закономерностей они являются своеобразными «мостами», которые позволяют вступить в действие причинно-следственным связям в том или ином возможном направлении в рамках реализации закономерностей. Отметим, что в простых случаях причинно-следственных отношений исследователи обычно не задаются вопросом о факторах рассматриваемого процесса. Факторы становятся проблемой, когда речь идёт о сложных, многосторонних, в силу чего малопонятных явлениях, в происхождении которых разобраться весьма трудно. Возьмём, к примеру, такие явления, как возникновение первых цивилизаций, становление государств, периодические перестройки биосферы планеты или появление крупных подразделений в филогенезе. Казалось бы, во всех этих случаях фиксируются определённые закономерности, более или менее в каждом конкретном случае исследованы непосредственные связи и взаимовлияния (причинно-следственные отношения), но вопросы о факторах, т.е. причинах, инициирующих данные процессы, обеспечивая качественный скачок в развитии, весьма затруднительны и по-прежнему являются открытыми, несмотря на многообразие гипотез.

Таким образом, вопрос о факторах, или движущих силах, оказывается, весьма существенным для разрешения целой группы вопросов в познании. Факторы переводят возможность, создаваемую закономерностью в действительность, благодаря тому, что инициируют, как бы «запускают» комплексы определённых причинно-следственных отношений, которые и начинают непосредственно реализовывать данную возможность.

Особо следует выделить такие процессы, в ходе которых происходит становление новых общих правил, формирование новых закономерностей, когда в мире происходит радикальное обновление, структурная перестройка. Здесь факторы не ограничиваются ролью катализатора, инициирующего тот или иной процесс, ибо в ходе таких процессов происходит глобальная перестройка бытия, происходит не реализация ещё одной возможности в рамках действующей закономерности, а нарушение прежних «правил», нарушение прежних закономерностей и формирование новых. В котле происходящего в ходе этих процессов идёт обновление самого бытия. Привычные и возможные причинно-следственные отношения здесь не действуют (за исключением, видимо, минимального набора наиболее общих принципов, отражающих более глобальную закономерность), наоборот, должны сформироваться новые причинно-следственные отношения, соответствующие новым закономерностям, также формирующимся в ходе данного процесса.

Такие процессы достаточно редки. К ним можно отнести первые мгновения в образовании Вселенной, заложившие основные принципы её дальнейшей эволюции, происхождение жизни, становление Человечества. Процессы радикального обновления бытия, как можно их назвать, заметно отличаются от многообразных в природе процессов развития, потому что в их ходе происходит как раз прерывание цепи развития и формирование новой основы, принципиально новой реальности, которая, именно в силу того, что она есть новая основа, обладает потенциалом развития, т.е. последовательного преобразования в разнообразные формы.

Сформулируем четыре особенности процессов радикального обновления бытия.

Первая. Наличие специфических условий, а значит некоей пред истории. Устройство мира показывает, что наряду с появившейся новой сферой бытия сохраняются и продолжают своё развитие прежние сферы. Новая реальность как будто надстраивается над предшествующими, сосуществует с ними, более того, не может без них существовать. В то же время, прежде чем зарождается новая сфера существования, непосредственно предшествующая ей сфера развёртывается в своём развитии, так сказать, в полную силу, реализуясь в многочисленных формах, но не исчерпывая тем не менее своих возможностей. В ходе этого развёртывания прежняя основа достигает такого состояния, которое предполагает своего рода инверсию, т.е. переворот, возврат назад, позволяющий за счёт этого возвращения к истокам создать новый сплав, новую, обновлённую реальность. Таким образом, предшествующая основа в своём развитии достигает рубежа, требующего и готового к обновлению реальности. То, что нам известно несколько таких процессов, имеющих между собой определённую зависимость, говорит о том, что этот процесс отражает глобальную закономерность. Когда данный рубеж подходит, начинаются процессы, подготавливающие радикальную перестройку бытия. Эти процессы в совокупности и есть момент, который мы называем наличием специфических условий, они и есть пред история.

Вторая. Начинается процесс с появления некоего новшества, меняющего привычную наличную ситуацию. Новая ситуация, в соответствии с характером новшества, включает ряд прежде известных и определённым образом функционировавших процессов, вызывая к жизни их скрытые возможности и «заставляя» их иначе функционировать. Всё это вместе составляет теперь новую целостность, которая обладает внутренним потенциалом дальнейшего движения в необычном для предыдущего развития направлении.

Таким образом, в данном процессе происходит взаимодействие ряда явлений. Эти явления существуют сами по себе и ценны именно как самостоятельно существующие, они вписаны в некую развивающуюся систему, часть которой каждый из них составляет. Обсуждаемый процесс начинается, когда эти явления оказываются в условиях, требующих от них «работать» иначе, не в обычном для них режиме. Они попадают в ситуацию, в которой эти явления уже не есть те же явления, которыми они вступили в данный процесс. Эти явления теперь вписаны в новую целостность, и как части этой новой целостности они функционируют по-другому, используя, на первых порах, тот диапазон возможностей, который в них заложен и благодаря которому они и оказались способными войти в эту новую целостность.

Теперь эти явления участвуют в создании нового явления. Но следует подчеркнуть нюанс - не они, взаимодействуя, созидают эту новую целостность, а они участвуют в процессе созидания. Это незначительное, на первый взгляд, различие, однако, весьма существенно, потому что речь идёт не о совокупности некоторых стабильных явлений, которые объединились, по взаимодействовали и создали что-то новое, состоящее из этих же, только преобразованных, вещей. Процесс радикального обновления бытия есть сложнейший, весьма своеобразный процесс, который, конечно, включает и преобразование ряда исходных компонентов в новые, но данные преобразования составляют часть единого процесса. У каждого из включившихся в данный процесс явлений свой путь: постепенное исчерпание возможностей нового функционирования и исчезновение; «снятие» новым явлением, более широкая сфера действия, которого как бы накрывает диапазон действия прежнего, «снятого» явления, или этот диапазон делится и теперь реализуется несколькими новыми явлениями, которые и «снимают» прежнее явление; наконец, возможно и преобразование прежнего явления в новое, - но путь этот зависит от целостности, в которую они включены и которая претерпевает своё становление.

Эта много линейность, многомерность, содержащая целый ряд направлений и линий становления, часть которых становится тесно увязанной с общей основной направленностью самого процесса, есть третья особенность процессов радикального обновления.

Четвёртая. Процесс радикального обновления должен иметь некоторый этап, завершающий его и означающий появление новой сферы бытия. Этот момент завершает многовекторность, много линейность движения, происходит появление некоей новой основы, вобравшей в себя те явления, которые проходили процесс становления. Однако теперь эти явления становятся свойствами, качествами новой сферы бытия, каждое из них не может существовать самостоятельно, вне проявления одновременно и других свойств. На данном этапе происходит окончательное оформление параметров и закономерностей, которые теперь будут присущи новой реальности и определять её дальнейшее развитие.

Последняя мысль ещё раз подчёркивает, что происходящее в ходе процессов радикального обновления имеет совершенно уникальный характер: формируются не только основополагающие принципы дальнейшего развёртывания новой формы бытия, одновременно в скрытом («виртуальном») виде закладываются ключевые закономерности, которые лишь в дальнейшем смогут «направлять» развитие по определённым линиям. Рассмотрим этот момент подробнее.

Частные науки стремятся, прежде всего, за разнообразием увидеть повторяемость, вскрыть законы и закономерности, «управляющие» миром. При этом исследователи не задаются вопросом, откуда взялись эти закономерности и законы, их выявляют и затем используют в преобразовательной деятельности. Да и наблюдения или практическая деятельность людей не дают ответа на этот вопрос. Явление появилось - и вместе с ним уже налицо некие закономерности, направляющие его дальнейшее развитие: появление млекопитающих, возникновение новых экологических систем, усложнение в ходе исторического развития структуры общества и смена традиционного общества новыми типами - индустриальным, информационным означает уже и наличие соответствующих им закономерностей развития, процесс становления этих закономерностей не фиксируется, не выделяется - он просто-напросто отсутствует, закономерности как будто уже существовали и лишь проявляются в определённый момент.

Активно обсуждаемый сейчас в науке антропный принцип как раз и выводит исследователей на вопрос «рождения» самих закономерностей: удивительно тонкая подгонка ключевых констант нашей Вселенной, обеспечивающая существование жизни, в том числе разумной её формы в виде Человечества, озадачивает учёных и заставляет пристальнее всматриваться в тот процесс, который формировал это уникальное сочетание.

Процесс происхождения жизни и становление Человечества сопоставимы по существу происходившего в их ходе с процессом рождения Вселенной. Поэтому появление на планете людей является необычным, экстраординарным явлением, не вписывающимся в разряд «рядового» события появления всего лишь ещё одного вида в ряду животных.

Сущность человека уникальна, причём эта уникальность с трудом поддаётся определению. Физически человек просто до удивления близок животным, особенно современным антропоидам /горилла, шимпанзе/. Если говорить о социальной организации людей, то и здесь налицо схожесть: социальная организация людей зиждется на тех же принципах /инвариантах, по Ю.М. Плюснину/, что и у животных: территориальное поведение, семейное поведение, «общее» поведение в сообществе. И, тем не менее, при всех этих общих с животными признаках человек резко противопоставляется им, что проявляется в его образе жизни и деятельности. Человек такой же, как все животные, и в то же время он совершенно не такой.

Таким образом, первое, что следует сказать об антропогенезе - это то, что в результате данного процесса на планете появилость уникальное существо, и уникальное не в той мере, в какой уникален и единственен любой другой вид животных; уникальность этого вида такова, что может быть противопоставлена всем прочим вместе взятым видам, существующим на Земле. Мы вправе говорить о появлении Человечества как глобального явления, связанного с возникновением принципиально новой - социокультурной формы бытия, подразумевающей особую роль разума.

Какой бы огромной ни казалась пропасть, отделяющая современное Человечество от разрозненных первобытных общин эпохи палеолита, их объединяет набор характеристик, обусловивших невиданный скачок в развитии, совершённый людьми за доли мгновения их существования в рамках эволюции планеты, не говоря уже о Вселенной. Открытия и изобретения, совершённые древними людьми, - шлифовка камня, создание лодки, переход к земледелию и скотоводству, изобретение лука, использование глины, обработка железа, создание письменности по грандиозности значительно превышают современные, а ведь происходили они в совсем иных условиях существования наших предков. Разумная форма бытия развивается по своим собственным законам, это новая реальность, космический масштаб которой люди только теперь начинают осознавать и появление её связано с процессом радикального обновления бытия.

Понимание сути того, что происходило в данных процессах, помогает понять роль, которую в них играют движущие силы (факторы). Уникальность процессов и отсутствие в силу этого заранее существующих «правил» их протекания означает, что факторы процесса как раз и становятся силой, направляющей его. Таким образом, движущие силы обретают едва ли не центральную роль, преобразовывая исходные составляющие и направляя это преобразование так, что вместо исходных составляющих является нечто новое, к ним не сводимое. В данном случае движущие силы - это не факторы-инициаторы (этого недостаточно), здесь движущие силы - основа самого процесса радикального обновления бытия. Вместе с завершением процесса становления новой реальности исчезают и его движущие силы.

Итак, можно выделить два вида факторов в зависимости от функции, которую они выполняют: факторы-инициаторы - это кратковременные явления, действующие в начале процесса, они могут иметь внешний характер по отношению к самому инициируемому процессу, и второй вид - движущие силы как основа процесса радикального обновления бытия. Во втором случае более уместно использовать вместо слова «факторы» его синоним «движущие силы», поскольку последний более отражает саму суть их воздействия на процесс: движущие силы появляются вместе с процессом, направляют его и исчезают только с завершением последнего. Это означает, что они являются его частью, и направленность процесса определяется прежде всего им самим: то, что происходит по мере развёртывания процесса, есть результат действия его движущих сил и одновременно источник их формирования. Движущие силы становятся неотделимы от содержания самого процесса. Следовательно, говоря о движущих сила антропогенеза, нужно обратиться к тем специфическим явлениям, которые происходили на всём его протяжении.

Очевидно, что в процессах радикального обновления движущие силы должны характеризоваться определённым отличительным свойством, которое связано с особым качеством данных процессов.

Рассмотрим специфику движущих сил процессов радикального обновления, опираясь на анализ действующих в живой природе суммирующих сил.

Вернёмся к характеристике движущих сил как сил вообще. Движущая сила - это всегда суммирующая сила, причём, суммирующая по отношению к силам соприкасающихся «плоскостей», которые сами по себе также суммирующие по отношению к другим силам.

Силы характеризуют внутренние и внешние взаимодействия по отношению к дискретным единицам материи, а также внутренние и внешние взаимодействия друг с другом (отметим, что по отношению к любой единице материи можно выделить внутренние и внешние силы). Состояние любой материальной единицы в каждый конкретный момент определяется суммированием внешних и внутренних сил. Таким образом, в основе формирования движущих сил лежит противоречие, и они в любой момент своего существования и проявления содержат в себе эту внутреннюю противоречивость, являющуюся источником их постоянной действенности. Дискретные же единицы материи могут быть выделены любого уровня в зависимости от рассматриваемого явления.

Исходной эволюционирующей единицей материи в нашем случае будут ископаемые антропоиды. Их существование определялось взаимодействием как внутренних суммирующих сил, так и внешних. Во внутренних суммирующих силах шло взаимодействие в таких «плоскостях», как особенности физиологического строения особей, уровень развития их психики, специфика функционирования сообщества. В каждой «плоскости» действие различных векторов суммировалось между собой и с учётом определённого воздействия суммирующих сил других двух «плоскостей». В свою очередь, этот внутренний вектор силы, суммирующий все три «плоскости», приходил во взаимодействие с суммирующей силой, направленной извне - из окружающей среды. Эта внешняя сила, в свою очередь, суммировала силы во внешних по отношению к ископаемым антропоидам «плоскостях»: географические, геологические, климатические особенности, своеобразие животного, растительного миров.

Взаимодействие этих двух суммирующих сил: внешней и внутренней определяло характер, силу и направленность движущей силы развития ископаемых человекообразных приматов.

Когда речь идёт о движущих силах в эволюции животных, то характер внутренней силы материальной единицы уместно обозначить словом «активность». Активность выделяют как свойство жизни наряду с другими её отличиями от неживого вещества, подразумевая под нею активную приспособительную реакцию на окружающую среду.

Для проблемы движущих сил в эволюции живого вещества удобнее придать этому понятию более широкое содержание, куда, например, может быть включен, верно, подмеченный Э.С. Бауэром Принцип устойчивого неравновесия: «Все и только живые системы никогда не бывают в равновесии и исполняют за счёт своей свободной энергии постоянную работу против равновесия, требуемого законами физики и химии при существующих внешних условиях».

Данный принцип включает неравновесность живых систем, наличие вследствие этого в них запасов энергии, использование этой энергии для повышения работоспособности системы (данные положения, сформулированные Э. Бауэром в тридцатые годы, подтверждаются современными исследованиями.

Внутренние процессы и собственная активность живых систем тесно взаимосвязаны. Принцип Э. Бауэра как раз и объясняет их единство: физический смысл происходящих в живом организме процессов в том, чтобы увеличить работоспособность системы, но повышение работоспособности бессмысленно (не нужно) без её расходования. Следовательно, повышение работоспособности внутренних систем организма, как и самого организма, необходимо только в том случае, если будет постоянным расход энергии, т.е., другими словами, если организм (живое вещество) будет постоянно (или как можно чаще) проявлять внешнюю активность.

Активность отражает и такие свойства живого, как изменчивость и высокая пластичность, приспособляемость к различным условиям существования, в связи с которыми находится и экспансия - постоянный захват новых жизненных пространств. Это приводит к тому, что в течение поколений живые организмы могут приспособиться жить в таких условиях, которые были гибельны для прежних поколений. Исследования свидетельствуют, что некоторые бактерии могут жить в чисто минеральной среде, другие в разнообразных химических средах: с большим количеством борной, серной кислот.

Проявлением активности является многообразие способов существования живых организмов /анаэробные организмы; прокариоты; в воде, воздухе, на земле и т.д./, огромное количество видов, много ярусность жизни. Жизнь обладает особой способностью к размножению путём матричной конвариантной редупликации, позволяющей создавать огромное количество подобных (даже очень сложных) организмов вместо уничтоженных или для завоевания новых пространств, а неизбежность изменений в ходе редупликации позволяет активно приспосабливаться вновь возникающим организмам к изменившимся условиям существования. Благодаря этим свойствам жизнь способна само восстановиться.

Всё это многообразие характеристик живого можно охватить понятием активность. Активность живых организмов есть их неотъемлемое свойство, не привнесённое откуда-то и не зависящее от чего-либо, это есть сама сущность живой материи. Степень выраженности активности в каждом конкретном случае и есть уравновешивающая внутренняя сила.

Но активность каждой живой материальной единицы постоянно подвергается внешнему по отношению к ней давлению, связанному с ограниченностью ресурсов и условий существования (кислород, температура, вода, источники питания и др.). Эта внешняя сила стремится ограничить экспансию каждой материальной единицы также потому, что во внешнем окружении материальных единиц много, каждая из них, проявляя свою активность, воздействует ограничивающим моментом на данную материальную единицу. Кроме того, в эту внешнюю силу входят и те уравновешивающие отношения, которые сложились в данном биогеоценозе. Наконец, внешние воздействия для самого биогеоценоза (прежде всего, видимо, в форме воздействий неживой природы: геологические, климатические изменения, активность солнца и т.д.) также включаются в уравновешивающую силу внешнего для данной материальной единицы воздействия и усиливают ограничивающий характер внешних сил.

В результате взаимодействия внутренней силы (активность материальной единицы) и внешнего давления (стремящегося ограничить степень её проявления) формируется суммирующая сила, которая и есть движущая сила, определяющая направленность в развитии вида: либо он сохраняется, либо вытесняется и исчезает, либо изменяется и повышает свою активность.

В случае с процессом радикального обновления, в эту схему действия движущих сил привносится существенный новый момент: в ходе взаимодействия внутренних и внешних сил должна сложиться такая новая суммирующая сила, которая способна вывести внутреннюю активность на принципиально иное поле проявления, т.е. способна вывести данную материальную единицу из сферы действия прежних внешних сил в новую сферу действия иных внешних сил и соответственно изменить характер самой внутренней активности, внутренних сил.

Благодаря этому, направленность движущих сил процессов радикального обновления бытия приобретает особый характер - она становится не просто преобразующей, а созидающей принципиально новую реальность. Рассмотрим, каким образом новые движущие силы способны направлять действие других сил и как формируется у них эта созидающая направленность.

Когда речь идёт о движущих силах процесса радикального обновления, то это значит, что конечная суммирующая сила способна вывести внутреннюю активность в поле действия новых внешних сил. Попадая в иное поле проявления внутренняя активность начинает меняться, но и новое поле внешних сил также не задано изначально, оно также формируется вместе с изменениями, которые претерпевает внутренняя активность. Тем самым идёт одновременный процесс изменения внутренней активности (суммирующей силы) и внешней суммирующей силы (внешней среды), т.е. идёт процесс преобразования самих движущих сил. Этот процесс, конечно, не есть единовременный акт, он требует определённого, причём достаточно значительного, промежутка времени.

Поскольку вывод внутренней активности в иное поле действия внешних сил не означает уже готового наличия этого поля внешних сил, то объясняется такая особенность процессов радикального обновления бытия, как наличие некоего новшества, специфика которого в том, что ряд прежних процессов начинает функционировать в определённой мере иным образом, реализуя скрытые у них в прежних условиях возможности. Это новшество имеет двойственную природу - оно вполне соответствует наличным возможностям прежних суммирующих сил, и в то же время, оно открывает возможность их изменения. Для того, чтобы такое новшество появилось, требуется определённый период складывания условий (пред история), становится понятной ещё одна особенность процессов радикального обновления.

Поскольку обе (внутренняя и внешняя суммирующие) силы претерпевают преобразование на протяжении длительного периода времени, можно говорить о процессе становления и развития новых движущих сил (конечной суммирующей силы). Сами движущие силы, формирующие новую реальность, находятся в процессе становления, и новая реальность - субстрат действия данных движущих сил - также переживает период своего формирования. Таким образом, в природе разворачивается уникальный непредсказуемый процесс созидания нового.

Каким образом итоговая суммирующая сила действует (направляет) на другие силы, и прежде всего на внешнюю и внутреннюю? Новые формирующиеся движущие силы способствуют преобразованию прежде всего внешней среды, где теперь действует во многом ещё прежняя внутренняя активность (ведь суть этих движущих сил в том, что они выводят внутреннюю суммирующую силу в иное поле деятельности, т.е. во многом ещё прежняя внутренняя активность, сделав шаг из прежних рамок, сама начинает преобразовывать свою внешнюю среду). Новая внешняя среда заставляет изменяться и внутреннюю активность.

В этом процессе можно обнаружить несколько линий движения: во-первых, получив новую сферу деятельности, внутренняя активность, обладая стремлением к экспансии, начинает её интенсивно осваивать (это, во многом, видимо, и способствует интенсификации процесса, усилению его динамичности, скорости протекания изменений), во-вторых, одновременно идёт процесс адаптации к новой окружающей среде, которым сопровождается процесс экспансии, наконец, в-третьих, идёт процесс дальнейшего изменения этой новой среды. На последнем моменте остановимся подробнее.

Изменение окружающей среды также происходит в разных отношениях. Появление каждого нового вида некоторым образом изменяет данный биогеоценоз: вид, занимает определённую нишу в данном биогеоценозе и создаёт новые экологические цепи, при этом, возможно, вытесняя какие-то виды и заставляя измениться другие, поскольку усиливается конкуренция за источники питания. Но такой характер преобразования окружающей среды характерен для обычных процессов развития.

В случае процесса радикального обновления бытия характер изменения окружающей среды иной. Возьмём процесс появления на планете живого вещества: он сопровождался активным изменением косного вещества (термин В.И. Вернадского), т.е. только что возникшая живая материя начала тут же воздействовать на неживую, в недрах которой она возникла, соединяясь с ней и преобразовывая её таким образом, который позволил живому веществу завершить своё становление и начать длительный и многообразный процесс развёртывания (развития). В данном случае происходило не появление новых экологических цепочек или вытеснение каких-либо видов, а происходило коренное изменение самого косного вещества, которое, меняя свои формы, обеспечивало возможность дальнейшего формирования переживающего созидание живого вещества.

Аналогичные явления мы можем наблюдать и в процессе становления человечества. Как только в антропогенезе произошло первичное изменение и прежняя активность вышла в новую сферу проявления, древнейшие антропоиды начинают использовать предметы живой и неживой природы в новых целях, изменяют их, преобразовывая тем самым саму среду, в которой они теперь живут (сюда же отнесём и первые жилища, огонь и т.д., появившиеся позднее). В свою очередь эта новая среда всё более и более (по мере своего дальнейшего изменения) заставляет гоминид действовать по новому, т.е. проявлять иную внутреннюю активность. Таким образом, и внутренняя активность, и внешняя среда обретают некий процесс движения, направленность которого становится всё более и более определённой. Эта направленность как будто созидается сама в процессе движения (в ходе суммирования постоянно взаимодействующих внешней и внутренней сил) - в этом и проявляют себя движущие силы.

Обратим внимание на важный отличительный признак характера действия движущих сил процессов радикального обновления. Внутренняя активность взаимодействует с реальностью возникших до неё уровней бытия (а не с различными проявления своего уровня бытия, как в случае с появлением нового вида - т.е. в варианте развития уже имеющейся некоей основы). Новый уровень бытия, новая реальность созидается на основе уже проявившихся и развернувшихся в своём развитии реальностей. Эта новая реальность не есть надстройка над предшествующими уровнями, она есть часть мироздания, появившаяся закономерным путём в ходе его саморазвёртывания по мере того, как каждый этап этого само развёртывания достигает определённого рубежа (вспомним такую особенность процессов радикального обновления, как складывание условий для его начала). Поэтому новый уровень бытия, возникая, вбирает в себя часть предыдущих реальностей, без них не может существовать, но является при этом чем-то совершенно новым по сравнению с ними.

С завершением процесса и окончательным становлением новой реальности движущие силы также должны преобразоваться в закономерности, определяющие дальнейший процесс развития сформировавшейся в процессе радикального обновления новой основы бытия.

Говоря о движущих силах процессов радикального обновления, важно подчеркнуть, что сами они также, как и новая реальность, переживают процесс становления; сама новая будущая реальность ещё не существует, она созидается, субстрата, на который воздействуют движущие силы, по существу, ещё нет. Но в конце процесса эта реальность уже, так сказать, готова, а значит, должно завершиться и действие движущих сил. Таким образом, движущие силы должны претерпеть периоды своего становления, развёртывания и преобразования - и всё это только в рамках процесса радикального обновления бытия. Способность движущих сил придавать заданное направление действию внешней и внутренней суммирующим силам, а также общей суммирующей силе должна, появившись с первым актом антропогенеза, затем усиливаться, проявив себя на завершающем этапе уже совершенно категоричным образом и преобразуюсь одновременно в новые закономерности, которые будут далее определять развитие новой реальности. Применительно к антропогенезу это означает, что вариативность изменений на каждом последующем этапе антропогенеза должна всё время снижаться, пока, наконец, не останется только один возможный вариант, реализация которого и будет означать завершающий момент в становлении Человечества - рубеж, за которым начинается история.

Итак, движущие силы как основа процесса радикального обновления - это такой характер взаимодействия внешних и внутренних сил, результатом действия которого становится появление новой реальности бытия, развитие которой подчиняется новым, созданным в данном процессе закономерностям, проявляющимся в ходе уравновешивания теперь иных внешних и внутренних факторов. Но движущие силы, направляющие данный процесс, созидающие новую реальность, сами ведь не существовали до начала процесса, они также должны пройти определённый путь становления, и новые движущие силы, следовательно, появились не сразу, а создавались вместе с этой новой реальностью. Таким образом, вопрос о движущих силах как основе процессов радикального обновления осложнён рядом сопутствующих вопросов, и рассмотрение движущих сил антропогенеза неизбежно ставит вопрос об их становлении, развёртывании и замене при появлении нового явления на зародившиеся в ходе данного процесса новые закономерности и причинно-следственные отношения.

Итак, проведённый анализ проблемы движущих сил показал её сложность и многоаспектность. Выявленная зависимость особенностей движущих сил от характера направляемого ими процесса поставила задачу вскрытия сущности данного процесса и обнаружения тех путей, через которые эта зависимость могла осуществляться.

 

АВТОР: Нагорных Е.Е.