31.05.2012 69849

Основные концепции информационного общества

 

Важной отличительной особенностью современного этапа развития общества является все большая его информатизация, которая связана с обеспечением заинтересованных субъектов достоверными, исчерпывающими и своевременными знаниями во всех видах человеческой деятельности. Усложнение индустриального производства, социальной, экономической и политической жизни, изменение динамики процессов во всех сферах деятельности человека привели, с одной стороны, к росту потребностей в знаниях, а с другой - к созданию новых средств и способов удовлетворения этих потребностей.

Мы вошли в этап развития, когда информация стала одной из основных ценностей в жизни людей. Поэтому, прежде чем перейти к феномену информатизации современного общества представляется необходимым разобраться в понятии «информация». На данный момент существует множество сложных и противоречивых определений. Так, для экономистов информация - «это данные, просеянные для конкретных людей, проблем, целей и ситуаций». В рамках принятия решений информация - «все те сведения, знания, сообщения, которые помогают решать определенную задачу». С точки зрения кибернетики информация «уничтожает разнообразие, а уменьшение разнообразия является одним из основных методов регулирования и не потому, что при этом упрощается управляемая система, а потому что поведение системы становится более предсказуемым». Для семиотики информация - это «мера устранения неопределенности знания у получателя сообщения о состоянии объекта или о каком-то событии». В «Новейшем философском словаре» информация понимается как «одно из наиболее общих понятий науки, обозначающее некоторые сведения, совокупность каких-либо данных, знаний и т.п.». Обобщив вышеперечисленные дефиниции, мы будем понимать под информацией обмен сведениями (знаниями, духовными ценностями, моральными и правовыми нормами), передаваемыми устным, письменным или другим способом (с помощью условных сигналов, технических средств и т.д.) между людьми, человеком и машиной, машиной и машиной.

Бурное развитие компьютерной техники и информационных технологий послужило толчком к развитию общества, построенного на использовании различной информации во всех сферах жизни и профессиональной деятельности людей: в культуре, науке, образовании, экономике, здравоохранении, бытовой сфере. В таком обществе главным объектом управления становятся не материальные объекты, а символы, идеи, образы, интеллект, знания. Названные тенденции оказали влияние не только на социальные, но также на культурные и научные стороны развития современного общества. То есть, сложившаяся ситуация в культуре и обществе привела к изменениям и в философии культуры, к смене парадигмы исследования. Здесь мы имеем в виду тот факт, что современная пост неклассическая методология особое внимание уделяет смыслу и образу.

В настоящее время процесс информатизации охватил не только все развитые страны мирового сообщества, но и многие развивающиеся страны. Следовательно, становление информационного общества является закономерным этапом развития цивилизации, происходящим в результате воздействия современных информационных и телекоммуникационных технологий на культуру, социальную структуру, экономику, право, государство. Доминирующей тенденцией дальнейшего развития современной цивилизации является переход от индустриального общества к информационному, в котором объектами и результатами труда подавляющей части занятого населения станут информационные ресурсы и научные знания.

Проблема существования и бытия человека в полностью «технизированном» и «информатизированном» мире не могла не занимать философов уже в середине прошлого века, а для современных исследователей проблема информационного общества является одной из важнейших. Впервые о становлении информационного общества начали говорить в середине XX столетия американские технократы-футурологи Д. Белл, Н. Винер и другие. Норберт Винер, которого называют отцом «коммуникации» и «кибернетики», еще в конце 1940-х годов в своих трудах писал о «коммуникационном обществе», то есть обществе, основанном на коммуникации. Канадский исследователь Маршал Маклюэн в 1960-х годах писал о новом обществе как о «глобальной деревне», в которой информационные технологии будут выступать в качестве главного фактора, влияющего на формирование социально-экономической основы нового общества.

Исследования в этой области породили огромное количество разнообразных названий и определений нового общества, о которых говорит У. Дайзард в своей статье «Наступление информационного века»: «Стремление выразить сущность нового информационного века вылилось в целый калейдоскоп определений. Дж. Лихтхайм говорит о пост буржуазном обществе, Р. Дарендорф – пост капиталистическом, А. Этциони - постмодернистском, К. Боулдинг – пост цивилизационном, Г. Кан – пост экономическом, С. Алстром – пост протестантском, Р. Сейденберг – пост историческом, Р. Барнет вносит в этот калейдоскоп прагматическую нотку, предлагая термин «пост нефтяное общество». Большинство этих эпитетов восходят к понятию «постиндустриальное общество», популяризованному десятилетие тому назад (60 - 70-е гг. XX века - выделено мной - ЕМ) гарвардским социологом Д. Беллом. Общая приставка этих терминов отдает каким-то осенним чувством увядания, свойственным нашему веку, - ощущением конца». Действительно, все предложенные названия имеют латинскую приставку «пост-», то есть «после», как будто их создатели ожидают какого-то всемирного катаклизма, глобального переворота в сознании людей, после которого вдруг начнется новая эра, новая эпоха, возникнет новое общество. Именно поэтому было очень важно найти принципиально новое название, одновременно показывающее преемственность и принципиальную новизну грядущего общества. Таким названием стало «информационное общество», о котором говорит Элвин Тоффлер в книге «Третья-волна». Хотя исследователь и не дал дефиниции этому понятию, он определил его описательно, через перечисление элементов, которые являются радикально новыми для сегодняшней жизни и коренным образом изменят жизнь нынешнего или ближайшего поколения. «Третья волна» несет с собой подлинно новый образ жизни, основанный на диверсифицированных, возобновляемых источниках энергии; на методах производства, которые делают устаревшими большинство фабричных сборочных линий; на новой «не нуклеарной» семье; на новом институте, который мог бы быть назван «электронным коттеджем»; на радикально преобразованных школах и корпорациях будущего.

Определение понятию «информационное общество» было дано в конце 60-х - начале 70-х гг. XX века. Однако авторство этого термина различными современными исследователями приписывается разным ученым: так, Э.Г. Соловьев пишет, что «термин «информационное общество» предложен японским теоретиком К. Коямой», а Л.Д. Рейман отмечает, что «авторство термина принадлежит Ю. Хаяши, профессору Токийского технологического института, а также ряду организаций, работавших на японское правительство. В отчете этих организаций за 1969 - 1971 гг. информационное общество определяется как общество, в котором процесс компьютеризации дает людям доступ к надежным источникам информации, избавляет их от рутинной работы, обеспечивает высокий уровень автоматизации производства». В научный оборот термин «информационное общество», фактически одновременно в США и Японии, ввели в начале 1960-х гг. Ф. Маклупа и Т. Умясао. Теория «информационного общества» развивалась и такими авторами, как Т. Стоуньер, И. Масуда, П. Дракер, М. Кастельс и др. В той или иной мере она получила поддержку тех исследователей, которые акцентировали внимание не столько на процессе собственно информационных технологий, сколько на становлении технологического, или технетронного (technetronic - от греч. techne) общества, или же обозначали современный социум, отталкиваясь от возросшей и постоянно возрастающей роли знаний, как «the knowledgeable society», «knowledge society» или «knowledge-value society».

Один из основоположников концепции «информационного общества» (иначе называемого «постиндустриальным обществом») Д. Белл выделил его характерные признаки. В своей работе «Социальные рамки информационного общества» он определяет сущность нового общества через изменения, происходящие в обществе настоящем, тем самым, выделяя и подчеркивая именно те признаки, которые будут отличать «послереволюционное» общество от сегодняшнего. «В наступающем столетии решающее значение для экономической и социальной жизни, для способов производства знания, а также для характера трудовой деятельности человека приобретет становление нового социального уклада, зиждущегося на телекоммуникациях. Революция в организации и обработке информации и знаний, в которой центральную роль играет компьютер, развертывается одновременно со становлением постиндустриального общества. Три аспекта постиндустриального общества особенно важны для понимания телекоммуникационной революции: 1) переход от индустриального к сервисному обществу; 2) решающее значение кодифицированного теоретического знания для осуществления технологических инноваций; 3) превращение новой «интеллектуальной технологии» в ключевой инструмент системного анализа и теории принятия решений».

В целом Д. Белл определяет постиндустриальное общество как общество, в котором производство как дискретный и постоянно возобновляющийся процесс сменяется непрерывным воздействием на окружающую среду, а каждая сфера человеческой деятельности оказывается тесно связана со всеми другими. В этих условиях основным ресурсом становится информация, приоритет переходит от полуквалифицированных работников к инженерам и ученым, дальнейшее совершенствование знаний человека о мире происходит, в первую очередь, на базе применения абстрактных моделей и системного анализа, центральное значение приобретает кодификация теоретического знания, а важнейшей задачей становится перспективное прогнозирование хозяйственных и социальных процессов.

Как видим, Д. Белл в своих работах называет новое общество постиндустриальным, а не информационным. Более того, в предисловии к изданию книги «Грядущее постиндустриальное общество» 1976 года исследователь пишет: «...я отверг искушение обозначить этот зарождающийся социум каким-либо термином вроде «общество услуг», «информационное общество» или «общество знания». Даже если все соответствующие признаки имеются в наличии, подобные понятия либо односторонни, либо порождены модным поветрием и ради него искажают суть явления». Но уже в предисловии к русскому изданию 1999 года он все-таки называет современное общество - информационным обществом, а наступающий век - постиндустриальной, или информационной эрой.

Большое значение для определения понятия «информационное общество» имеют размышления Т. Стоуньера. В статье «Информационное богатство: профиль постиндустриальной экономики» автор дает развернутую характеристику понятия «информация», демонстрируя принципиальное отличие последней от иных видов социальных и экономических ценностей. Тем самым он обосновывает идею об исключительности наступающей стадии в развитии общества и неизбежности кардинального перелома в истории с ее наступлением. Т. Стоуньер пишет: «...инструменты и машины, будучи овеществленным трудом, суть в то же время овеществленная информация. Эта идея справедлива по отношению к капиталу, земле и любому другому фактору экономики, в котором овеществлен труд. Нет ни одного способа производительного приложения труда, который в то же самое время не был бы приложением информации. Более того, информацию, подобно капиталу, можно накапливать и хранить для будущего использования. В постиндустриальном обществе национальные информационные ресурсы суть его основная экономическая ценность, его самый большой потенциальный источник богатства». По мнению Т. Стоуньера, существует три основных способа, которыми страна может увеличить свое национальное богатство: 1) постоянное накопление капитала 2) военные захваты и территориальные приращения, 3) использование новой технологии, переводящей «нересурсы» в ресурсы. В силу высокого уровня развития технологии в постиндустриальной экономике перевод не ресурсов в ресурсы стал основным принципом создания нового богатства.

Одной из наиболее разработанных философских концепций информационного общества является теория японского ученого Й. Масуды. Основные принципы построения грядущего общества представлены в его книге «Информационное общество как постиндустриальное общество». (The Information Society as Postmdustrial Society). Фундаментом нового общества, по мнению автора, станет компьютерная технология, главная функция которой видится им в значительном усилении умственного труда человека. Информационно - технологическая революция будет быстро превращаться в новую производственную силу и сделает возможным массовое производство когнитивной и систематизированной информации, новых технологий и знания. Потенциальным рынком станет «граница познанного», возрастет возможность решения насущных проблем и развитие сотрудничества. Ведущей отраслью экономики станет интеллектуальное производство, продукция которого будет аккумулироваться и распространятся с помощью новых телекоммуникационных технологий.

Уделяя особое внимание трансформации человеческих ценностей в глобальном информационном обществе, Й. Масуда предполагает, что оно будет бесклассовым и бесконфликтным, говорит о том, что это будет общество согласия с небольшим правительством и государственным аппаратом. Он пишет, что в отличие от индустриального общества, характерной ценностью которого является потребление товаров, информационное общество выдвигает в качестве характерной ценности время.

Свою концепцию информационного общества выдвинул П. Дракер в книге «Пост капиталистическое общество». Ядром его учения является идея преодоления традиционного капитализма, причем основными признаками происходящего сдвига считаются переход от индустриального хозяйства к экономической системе, основанной на знаниях и информации, преодоление капиталистической частной собственности, формирование новой системы ценностей современного человека и трансформация национального государства под воздействием процессов глобализации экономики и социума. Современная эпоха, по мнению П. Дракера, представляет собой время радикальной перестройки, когда с развитием новых информационно-телекоммуникационных технологий человечество получило реальный шанс преобразовать капиталистическое общество в общество, основанное на знаниях.

Профессор социологии Калифорнийского университета, исследователь новых технологий Мануэль Кастельс считает, что новый мир зародился приблизительно в конце 1960-х - середине 1970-х гг., в историческом совпадении трех независимых процессов: революции информационных технологий; кризиса как капитализма, так и этатизма, с их последующей реструктуризацией; расцвета культурных социальных движений, таких, как либертарианизм, борьба за права человека, феминизм, защита окружающей среды. Взаимодействие между этими процессами и спровоцированные ими реакции создали новую доминирующую социальную структуру, сетевое общество; новую экономику – информациональную глобальную и новую культуру - культуру реальной виртуальности. Тем не менее, М. Кастельс отмечает, что на закате XX века информациональное общество; в своих исторически разнообразных проявлениях еще только складывается.

В книге «Возникновение сетевого общества» исследователь теоретически обосновывает понятие «информационное общество». М. Кастельс предлагает свой вариант термина, а именно: «информациональное общество» (informational society), мотивируя это предложение аналогией с понятием «индустриальное общество», в терминологическом названии которого суффиксально подчеркивается мысль о его индустриальной, а не какой-либо иной основе. Элементы индустрии могут быть и имеются в обществах разного типа, рассуждает он, но только то общество следует считать индустриальным, фундаментом которого является всестороннее развитие индустрии, влияющее и на культуру, и на характер общественного бытия, и на сознание в целом. По мнению М. Кастельса, информациональное общество отличается от индустриального тем, что оно стремится не к производству товарной массы из всех доступных сырьевых источников, а к богатству знаний, черпаемых из информационных ресурсов, в целях максимального использования высокоразвитой техники для удовлетворения запросов ее пользователей. Если «индустриализм ориентирован на экономический рост, то есть на максимальный выпуск продукции», то «информационализм направлен на накопление знаний и к более высоким уровням сложности обработки информации».

М. Кастельс затрагивает не только технологический и экономический аспекты, но и более широкие факторы, влияющие на современное общество: урбанизм, демографию и т.д. Говоря об информационном обществе, исследователь имеет в виду так называемые взаимоотношения «человек - Сеть» («индивидуализм-всеобщность»), к которым и обращается в своей монографии «Информационная эпоха. Экономика, общество и культура»: «Как объединить новые технологии и коллективную память, универсальную науку и общинную культуру, страсти и разум - И действительно, как И почему мы наблюдаем во всем мире противоположную тенденцию, а именно увеличение дистанции между глобализацией и идентичностью, между Сетью и «Я»».

Ио мнению, М. Кастельса, переход к информационному обществу накладывает особый отпечаток на структурирование регионального пространства - на смену иерархии территорий приходит так называемая «сетевая организация», то есть, сетевые структуры являются одновременно и средством и результатом глобализации общества. Основным противоречием (и соответственно движущей силой развития) формирующегося нового общества, основанного на сетевых структурах, является противоречие между глобализацией мира и самобытностью (идентичностью) конкретного сообщества. «Новая самобытность, устремленная в будущее, - подчеркивает Кастельс, - возникает не из былой самобытности гражданского общества, которой характеризовалась индустриальная эпоха, а из развития сегодняшней самобытности сопротивления». М. Кастельс приводит основные группы сообществ, которые, по его мнению, могут через самобытность сопротивления перейти к самобытности, устремленной в будущее (project identity) и тем самым способствовать преобразованию общества в целом. Это, прежде всего, религиозные, национальные и территориальные сообщества. Территориальная самобытность и рост ее общемировой активности ведет к возвращению на историческую сцену «города-государства» как характерной черты эпохи глобализации. Женские сообщества и экологические движения также имеют этот потенциал. Признаком соответствия этих сообществ архитектуре нового общества является их сетевая децентрализованная форма организации и самоорганизующаяся система информационного обмена внутри сообщества.

Также следует отметить, что учеными выдвигается проект «глобальной электронной цивилизации» на базе синтеза телевидения, компьютерной службы и энергетики - «телекомпьютерэнергетики» (Дж. Пелтон). Социальные и политические изменения рассматриваются в теории информационного общества как прямой, результат «микроэлектронной революции». Перспектива развития-демократии связывается с распространением информационной техники. Э. Тоффлер и Дж. Мартин отводят главную роль в этом телекоммуникационной «кабельной сети», которая обеспечит двустороннюю связь граждан с правительством, позволит учитывать их мнение при выработке политических решений.

За последние десятилетия к теме глобального информационного общества неоднократно обращались и отечественные ученые, которые разработали собственные определениями концепции нового общества. Так, А.И. Ракитов в работах конца 1980-х годов писал, что переход к информационному обществу предполагает превращение производства и использования услуг и знаний в важнейший продукт социальной деятельности, причем удельный вес знаний будет постоянно возрастать. Главной целью информационного общества является обеспечение правовых и социальных гарантий того, что каждый гражданин общества, находящийся в любом месте и в любое время, сможет получить всю необходимую ему для решения насущных проблем информацию. По мнению исследователя, основными критериями информационного общества могут служить количество и качество имеющейся в обработке информации, а также ее эффективная передача и переработка. Дополнительным критерием является доступность информации для каждого человека, которая достигается снижением ее стоимости в результате развития и своевременного внедрения новых телекоммуникационных технологий. Залогом успешного функционирования экономики постиндустриального общества станет ее информационный сектор, который выйдет на первые позиции по числу занятых в нем трудящихся. С учетом этого, развитие, прежде всего, данного сектора позволит значительно ускорить интеграцию отдельно взятой страны в глобальное информационное общество.

Исследователи Г.Л. Смолян и Д.С. Черешкин, в разработанной ими концепции, к основным признакам нового общества относят формирование единого информационного пространства и углубление процессов информационной и экономической интеграции стран и народов; становление и в дальнейшем доминирование в экономике стран, наиболее - далеко продвинувшихся на пути к информационному обществу, новых технологических укладов, базирующихся на массовом использовании сетевых информационных технологий, перспективных средств вычислительной техники и телекоммуникаций; повышение уровня образования за счет расширения возможностей систем информационного обмена на международном, национальном и региональном уровнях и, соответственно, повышение роли квалификации, профессионализма и способностей к творчеству как основных характеристик услуг труда Вместе с тем в концепции особое внимание уделяется вопросам информационной безопасности личности, общества и государства в складывающемся обществе и созданию эффективной системы обеспечения прав граждан и социальных институтов на свободное получение, распространение и использование информации.

Некоторые исследователи критически относятся к наступлению «информационного века». Так, по мнению доктора философских наук И.С. Мелюхина, последствия перехода к информационному обществу оказываются далеко не столь радужными, как они виделись несколько десятилетий назад, когда впервые заговорили о переходе к новому обществу как более высокой ступени развития человечества. Исследователь отмечает, что технологический детерминизм как концептуальная основа информационного общества привлекателен простотой и понятностью объяснения исторического процесса, однако он опасен тем, что им порождаются утопии и иллюзии по поводу осуществимости технологических проектов. Законы экономики, политики, социальной психологии вносят свои существенные коррективы в первоначальное видение информационного общества как «технотронного» общества. То, что технически реализуемо - далеко не всегда экономически выполнимо, социально приемлемо и политически оправдано.

По мнению А.В. Бузгалина, постиндустриальные технологии, доминирование творческой деятельности, новых ресурсов (неограниченно-открытых потребления знаний феноменов культуры), мотивов и ценностей (прежде всего связанных с самореализацией человека в деятельности-общении, ростом свободного времени как времени гармоничного развития человека) - все это проявление «заката» эпохи доминирования материального производства, общественной экономической формации. Этот процесс А.В. Бузгалин называет «глобальной гегемонией корпоративного капитала». Ее слагаемые: во-первых, тотальный, проникающий во все поры жизни человека рынок - тотальный рынок как пространство борьбы гигантских сетей; во-вторых, власть виртуального фиктивного финансового капитала, «живущего» в компьютерных сетях; в- третьих, целостное подчинение личности работника: творческий потенциал, талант, образование - вся жизнь человека-профессионала присваивается современной корпорацией; в-четвертых, монополизация первым миром ключевых ресурсов и экспорт грязных технологий, социальной «грязи» в третий и второй миры; в-пятых, глобальное политическое и идеологическое манипулирование, информационное и культурное давление.

Однако каким бы ни было отношение к «информационному веку» предотвратить его наступление не представляется возможным. Начиная с первой половины 90-х годов прошлого века, развитие национальной и глобальной информационной инфраструктуры становится стратегической целью США и европейских государств. В 1993 году на конференции Международного союза телекоммуникаций вице-президент США А. Гор говорил о глобальной информационной инфраструктуре. Она описывается им следующим образом: учебные заведения и преподаватели должны стать доступными всем студентам, вне зависимости от географических условий, расстояния и ресурсов; огромный потенциал искусства, литературы и науки становится доступен не только в библиотеках и музеях; медицинские и социальные услуги должны быть доступными в интерактивном режиме; каждый будет иметь возможность полноценно работать через электронные магистрали, обращаться в магазин, банк, получать государственную информацию прямо из своего дома; деловые структуры смогут обмениваться информацией электронным путем, снижая объем бумажного документооборота и улучшая качество услуг.

В июле 1994 года Комиссии Европейского сообщества приняла план действий «Европейский путь в информационное общество» (Europes Way to the Information Society. An Action Plan), который предусматривал четыре основных направления деятельности Европейского Союза: создание нормативно - правового пространства; развитие информационных и телекоммуникационных сетей, классификация основных услуг, стандартизация оборудования; изучение различных социальных и культурных аспектов информационного общества; пропаганда концепции формирования информационного общества среди населения с целью: заручиться общественной поддержкой. Во многих странах мира: Германии, Франции, Великобритании, Австрии, Чехии, Японии, Индии, странах Юго-Восточной Азии и других началась разработка и реализация национальных концепций развития информационного общества. В частности, в 1995 году Финляндия подготовила свою программу «Финский путь в информационное общество», в феврале 1996 года в правительство ФРГ была представлена программа действий «Путь Германии в информационное общество». В данных концепциях сформулированы основные задачи, решение которых приведет к развитию информационного общества: это необходимость улучшить условия для бизнеса с помощью эффективной и согласованной либерализации телекоммуникаций, создать необходимые условия для внедрения электронной торговли; обеспечить переход к обучению в течение всей жизни путем реализации инициативы «Обучение в информационном обществе»; установить правила построения информационного общества, которые должны затрагивать права на интеллектуальную собственность, защиту данных и тайну личной жизни, распространения информации вредного и незаконного содержания, а также проблемы налогообложения в электронной сфере.

Азиатские концепции развития информационного общества, как правило, базируются на утверждении собственных ценностных ориентаций и стремлении разработать альтернативный западному подход к индустриализации и социальному развитию. В их основе лежат философские постулаты «сосуществования» и «сопроцветания», сотрудничества государства и рынка, попытка установить связь между культурными ценностями, свойственными конфуцианству, и происходящими социальными изменениями.

Следовательно, мы отмечаем, что информационное общество - это социологическая и футурологическая концепция, полагающая главным фактором общественного развития производство и использование научно-технической и другой информации. Информационное общество можно определить и как явление, «отражающее объективную тенденцию нового витка эволюции цивилизации, связанного с появлением новых информационных и телекоммуникационных технологий, новых потребностей и нового образа жизни». Также оно представляет собой цивилизацию, в основе развития и существования которой лежит особая нематериальная субстанция, условно именуемая «информацией», обладающая свойством взаимодействия как с духовным, так и с материальным миром человека. То есть, с одной стороны, информация формирует материальную среду жизни человека, выступая в роли инновационных технологий, компьютерных программ, телекоммуникационных протоколов и т.п., а с другой, служит основным средством межличностных взаимоотношений, постоянно возникая, видоизменяясь и трансформируясь в процессе перехода от одного человека к другому. Таким образом, информация одновременно определяет и социокультурную жизнь человеками его материальное бытие. В этом, по нашему мнению, состоит принципиальная новизна будущего общества.

Обобщая все вышесказанное, мы можем выделить ряд базовых признаков информационного общества и обозначить основные положения существующих концепций развития этого типа социальной организации, сочетающих в себе как культурфилософские, так и прикладные аспекты:

- рассмотрев подходы к трактовке понятия «информационное общество», мы отмечаем, что в настоящее время под ним понимается: во-первых, общество нового типа, формирующееся в результате новой глобальной социальной революции, основой которой является развитие и конвергенция информационных и коммуникационных технологий; во-вторых, общество знания, в котором главным условием благополучия каждого человека и каждого государства становится знание, полученное благодаря беспрепятственному доступу к информации и умение с ней работать; в-третьих, общество, которое, с одной стороны, способствует взаимопроникновению культур, а с другой, открывает каждому сообществу и человеку новые возможности для самоидентификации;

- становление нового общества связано с доминированием четвертого, информационного сектора экономики: капитал и труд как основа индустриального общества уступают место информации и знанию в информационном обществе. Таким образом, определяющим фактором общественной жизни в целом является теоретическое знание, вытесняющее ручной и механизированный труд. Экономические и социальные функции капитала переходят к информации. Ядром социальной организации становится «университет» как центр производства, переработки и накопления знания. Что касается промышленных корпораций, то они теряют свою главенствующую роль и вытесняются на производственную периферию;

- уровень знаний, а не собственность, становится определяющим фактором социальной дифференциации и социальной мобильности. Более существенной для социальной стратификации оказывается профессиональная, а не классовая структура. Деление на «имущих» и «неимущих» приобретает принципиально новый характер: привилегированный слой теперь образуют наиболее информированные члены общества. Очаг социальных конфликтов перемещается из экономической сферы в сферу культуры. Результатом борьбы и разрешения конфликтов в сфере культуры является развитие новых и упадок старых социальных институтов;

- инфраструктурой информационного общества является новая «интеллектуальная», а не «механическая» техника. Общество вступает в технологическую эру своего развития, когда социальные процессы становятся вполне прогнозируемыми и программируемыми.

Подобное «информационное общество», на наш взгляд, является рационализированной моделью той технологической утопии, которая активно насаждалась в западном обществе в середине XX века, но так до сих пор и не реализованна в полной мере на практике. Вместе с тем по целому ряду показателей человечество приблизилось к общепризнанным стандартам «информационного общества». В первую очередь речь идет о становлении глобальной информационной индустрии, которая переживает период технологической конвергенции, организационных слияний, законодательной либерализации, о роли знаний, информации в экономическом развитии, структурных сдвигах в занятости.

 

АВТОР: Молчанова Е.Н.