07.02.2011 6625

Регистрационно-транспортное производство: понятие, сущность (статья)

 

Общие правовые основы государственной регистрации различных объектов, в том числе и общие требования к процедуре такой регистрации действующим федеральным законодательством не установлены. В этой связи в федеральном законодательстве отстстувует общее понятие государственной регистрации объектов, не определены основания и цели такой регистрации, общие требования к процедуре ее осуществления.

Общие правовые основы государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним федеральным законом также не определены. На необходимость осуществления такой регистрации указывается лишь в пункте 3 статьи 15 Федерального закона «О безопасности дорожного движения». Согласно указанной норме допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством РФ путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.

Общие положения о регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним установлены подзаконным нормативным правовым - Постановлением Правительства РФ № 938 от 12.08.1994 г. « О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации». Согласно указанного Постановления Правительства РФ государственная регистрация автомототранспортных средств и пицепов к ним осуществляется в целях обеспечения полноты их учета на территории Российской Федерации. В соответствии с абзацем 2 пункта 2 указанного нормативного правового акта подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ (далее- ГИБДД МВД РФ) осуществляют регистрацию автомотранпортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/ час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования.

Основным нормативным правовым актом, регламентирующим порядок осуществления государственной регистрации в органах ГИБДД МВД РФ автомототранспортных средств и прицепов к ним, являются Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, утвержденные приказом МВД России № 59 от 27.01.2003 г в редакции приказа МВД России № 1014 от 22.12.2003 г. (далее- Правила регистрации).

Согласно абзаца 2 пункта 1.1.указанных Правил регистрация транспортных средств осуществляется подразделениями Госавтоинспекции в целях обеспечения их государственного учета, надзора за соответствием конструкции, технического состояния и оборудования транспортных средств установленным требованиям безопасности, борьбы с преступлениями и другими правонарушениями, связанными с использованием транспортных средств, исполнения законодательства о военно-транспортной обязанности и налогового законодательства.

Таким образом, исходя из анализа перечисленных выше нормативных правовых актов, можно сделать вывод о том, что государственная регистрация автомототранспортных средств и прицепов к ним осуществляется в целях обеспечения:

а) их государственного учета;

б) надзора за соблюдением требований безопасности, предъявляемых к конструкции, техническому состоянию и оборудованию транспортных средств;

в) борьбы с правонарушениями, связанными с использованием транспортных средств, в частности, выявления похищенных и угнанных транспортных средств;

г) исполнения физическими и юридическими лицами возложенных на них законодательством обязанностей, связанных с эксплуатацией принадлежащих им транспортных средств, в частности налоговой и военно-транспортной.

При этом необходимо акцентировать внимание на том, что органами ГИБДД МВД РФ осуществляется государственная регистрация самих транспортных средств и прицепов к ним, а не регистрация сделок, совершаемых с ними, и прав владельцев этих транспортных средств и прицепов по владению, пользованию и распоряжению ими. На это обстоятельство указывалось в судебной практике, в частности в Постановлении Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15.01.2001 г по делу № Ф04/ 42-932/ А27-2000.

В то же время факт государственной регистрации транспортного средства или прицепа к нему в силу пункта 1 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1090 от 23.10.1993 г, является основанием для допуска этого транспортного средства или прицепа к эксплуатации. В этой связи государственная регистрация транспортного средства или прицепа к нему влечет возникновение у владельца данного транспортного средства или прицепа права на его эксплуатацию.

В ходе государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним регистрационными подразделениями ГИБДД МВД РФ осуществляется не только их документальный учет, но и производится проверка нахождения этих транспортных средств и прицепов, как объектов гражданских прав, в законном гражданском обороте, а также проверка соответствия их установленным требованиям безопасности по конструкции, техническому состоянию и оборудованию.

Таким образом, государственная регистрация автомототранспортных средств (далее-транспортных средств) и прицепов к ним может быть определена как официальное подтверждение от имени государства факта учета и допуска к эксплуатации по автомобильным дорогам общего пользования транспортного средства или прицепа к нему, отвечающего установленным требованиям безопасности к его конструкции, техническому состоянию и оборудованию и находящегося в качестве объекта гражданских прав в законном обороте.

Государственная регистрация транспортных средств и прицепов к ним органами ГИБДД МВД РФ осуществляется посредством специального административного производства, которое относится к числу регистрационных производств. В рамках данного производства органами ГИБДД МВД РФ разрешаются индивидуальные дела, связанные с государственной регистрацией транспортных средств и прицепов к ним, которые могут быть названы регистрационно-транспортными делами. Определим понятие регистрационно-транспортного дела.

Регистрационно-транспортное дело- это возникший у индивидуально определенного физического или юридического лица вопрос, связанный с государственной регистрацией принадлежащего ему на праве собственности или владения транспортного средства или прицепа к нему (далее- транспортного средства), снятием его с регистрационного учета, изменением регистрационных данных на него либо с выдачей необходимых документов и регистрационных знаков на это транспортное средство, подлежащий разрешению уполномоченным на то органом ГИБДД МВД РФ.

В зависимости от содержания вопросов,связанных с государственной регистрацией транспортных средств и с учетом положений пункта 1.2. Правил регистрации представляется возможным выделить следующие виды регистрационно-транспортных дел:

а) дела о регистрации транспортных средств, в том числе временной;

б) дела об изменении регистрационных данных на транспортные средства;

в) дела о снятии транспортных средств с регистрационного учета;

г) дела о выдаче регистрационных знаков «Транзит»;

д) дела о выдаче дубликатов регистрационных документов на транспортные средства взамен утраченных, непригодных для использования или не соответствующих установленным образцам либо взамен документов, срок действия которых истек;

е) дела о выдаче регистрационных знаков транспортных средств взамен утраченных, непригодных для использования или не соответствующих государственным стандартам РФ;

ж) дела о выдаче документов (актов технического осмотра) на транспортные средства и номерные агрегаты транспортных средств.

Производство по регистрации транспортных средств (регистрационно-транспортное производство) представляется возможным определить как урегулированную административно-процессуальными нормами деятельность уполномоченных на то органов ГИБДД МВД РФ (далее- регистрационные подразделения) по разрешению подведомственных им регистрационно-транспортных дел.

Процедура разрешения регистрационными подразделениями регистрационно-транспортных дел подробно регламентируется названными выше Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД РФ (далее- Правила).

Анализ процедуры разрешения регистрационно-транспортных дел, предусмотренной Правилами позволяет выделить в рассматриваемом производстве следующие стадии:

а) возбуждение регистрационно-транспортного дела;

б) подготовка к принятию решения по регистрационно-транспортному делу;

в) принятие решения по регистрационно-транспортному делу;

г) обжалование решения, принятого по регистрационно-транспортному делу.

Необходимо отметить, что в тексте Правил указанные стадии не выделены в качестве отдельных разделов и нормы, регламентирующие порядок совершения регистрационных действий, не систематизированы по этим стадиям. Это обстоятельство затрудняет установление логической последовательности действий должностных лиц регистрационных подразделений при разрешении ими регистрационно-транспортных дел.

Далее рассмотрим каждую из обозначенных стадий производства отдельно.

1. Возбуждение регистрационно-транспортного дела.

Правила не предусматривают особую процедуру возбуждения регистрационно-транспортного дела. С нашей точки зрения, регистрационно-транспортное дело следует считать возбужденным с момента принятия уполномоченным должностным лицом регистрационного подразделения заявления, иных документов, перечень которых предусмотрен пунктом 35 Правил, и транспортного средства, необходимых для совершения соответствующих регистрационных действий. Факт принятия должностным лицом регистрационного подразделения представленных заявителем заявления и иных документов, то есть факт возбуждения регистрационно-транспортного дела, согласно Правилам не требует письменного подтверждения. В частности, Правила не предусматривают выдачу заявителю расписки в получении документов. Вместе с тем в соответствии с пунктом 36.1. Правил в случае, когда для совершения регистрационных действий требуется проведение дополнительной проверки заявителю выдаются копии принятых от него документов, удостоверяющих право собственности на транспортное средство, с внесенными в них записями о принятии оригиналов указанных документов, указанием даты и времени принятия решения по заявлению. В этом случае выдача заявителю копий представленных им документов с соответствующими отметками должностного лица регистриационного подразделения будет являться официально-документальным подтверждением возбуждения регистрационно-транспортного дела.

При принятии заявления и иных документов от заявителя соответствующее должностное лицо обязано осуществить предварительную проверку всех представленных документов с целью установления соответствия их по форме и содержанию требованиям, предусмотренным Правилами.

По смыслу пункта 55 Правил уполномоченное должностное лицо регистрационного подразделения вправе не принять от заявителя заявление и иные документы, то есть отказать в возбуждении регистрационно-транспортного дела, в следующих случаях:

а) представление не всех предусмотренных Правилами документов, необходимых для совершения соответствующих регистрационных действий;

б) представление документов, не соответствующих по форме и (или) по содержанию требованиям, установленным Правилами, например, документов, не содержащих необходимых данных о транспортном средстве, документов, исполненных карандашом или имеющих подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и неоговоренные исправления;

в) представление заявления и иных документов не уполномоченным на то лицом, в частности лицом, не являющимся собственником или владельцем транспортного средства, представителем собственника или владельца, не имеющим соответствующей доверенности, либо действующим на основании доверенности, оформленной с нарушением установленного порядка.

г) непредставление транспортного средства, в отношении которого должны совершаться регистрационные действия, за исключением случаев, когда в соответствии с подпунктом «е» пункта 35 Правил вместо транспортного средства возможно представление актов его технического осмотра, выданных в установленном порядке.

Правила не предусматривают письменного оформления отказа в принятии заявления и иных документов, представленных заявителем для совершения регистрационных действий с транспортным средством, а соответственно и в возбуждении регистрационно-транспортного дела. Следовательно, такой отказ допускается в устной форме.

После принятия уполномоченным должностным лицом регистрационного подразделения заявления и иных документов, необходимых для совершения регистрационных действий, то есть после возбуждения регистрационно-транспортного дела, завершается первая стадия производства и происходит переход ко второй его стадии- подготовке к регистрации транспортного средства или прицепа к нему.

2. Подготовка к принятию решения по регистрационно-транспортному делу.

Данная стадия является центральной и основной в рассматриваемом производстве. На этой стадии уполномоченными должностными лицами регистрирующего органа совершаются в определенной последовательности действия, направленные на обеспечение подготовки к совершению акта регистрации (снятия с регистрационного учета) транспортного средства. Эти действия сводятся главным образом к проверке представленных заявителем документов на транспортное средство, документов, удостоверяющих личность собственника или владельца этого транспортного средства, обследованию самого транспортного средства в целях установления законности нахождения его в гражданском обороте.

В рамках рассматриваемой стадии представляется возможным выделить два основных этапа подготовки решения по регистрационно-транспортному делу:

1. Проверка представленных для совершения регистрационных действий документов (документальная проверка);

2. Осмотр представленного для совершения регистрационных действий транспортного средства.

На этапе документальной проверки уполномоченные должностные лица регистрационного подразделения последовательно совершают следующие основные действия.

1. Установление личности собственника или владельца транспортного средства, представленного для совершения регистрационных действий. Личность собственника или владельца транспортного средства устанавливается на основании соответствующих документов, удостоверяющих личность гражданина, в частности паспорта.

2. Проверка собственника или владельца транспортного средства в установленном порядке по централизованному учету лиц, объявленных в федеральный розыск, по оперативно-справочным, розыскным и криминальным учетам, а также в случае необходимости по учетным данным подразделений паспортно-визовой службы органов внутренних дел.

3. Проверка документов, удостоверяющих право собственности на транспортное средство, номерной агретат и (или) паспорт транспортного средства, иных представленных заявителем документов с применением технических средств с целью установления их подлинности, а также соответствия требованиям законодательства РФ. Указанные документы проверяются также по централизованному (федеральному) учету утраченной, похищенной, распределенной, выбракованной специальной продукции, необходимой для допуска транспортных средств к частию в дорожном движении в порядке, установленном нормативными правовыми актами МВД России.

4. Установление факта оплаты заявителем предусмотренных нормативными правовыми актами платежей за выдачу и замену регистрационных документов, паспортов транспортных средств, государственных регистрационных знаков транспортных средств и другой специальной продукции, необходимой для допуска транспортных средств к участию в дорожном движении, выдаваемой регистрационными подразделениями. Данный факт устанавливается должностными лицами регистрационного подразделения посредством проверки наличия в представленных документах квитанций или платежных поручений об уплате соответствующих платежей.

После проведения указанных проверочных мероприятий в отношении представленных для совершения регистрационных действий документов, происходит переход к следующему этапу подготовки к принятию решения- осмотру транспортного средства.

На этапе осмотра представленного для совершения регистрационных действий транспортного средства уполномоченные должностные лица регистрационного подразделения производят следующие действия.

1. Визуальное обследование представленного транспортного средства, в ходе которого устанавливаются:

а) соответствие транспортного средства установленным нормативными правовыми актами требованиям, предъявляемым к безопасности конструкции транспортных средств;

б) подлинность номеров агрегатов и регистрационных знаков, соответствие их данным, указанным в документах, удостоверяющих право собственности на транспортное средство, номерной агрегат, регистрационных документах и (или) паспорте транспортного средства.

Правила не регламентируют процедуру осуществления осмотра транспортного средства, в частности, не содержат указания на то, какие именно действия должны производится сотрудниками регистрационного подразделения в ходе осмотра и какова последовательность совершения этих действий.

Результаты произведенного осмотра транспортного средства отмечаются в представленном заявителем заявлении (раздел «Служебные отметки Госавтоинспекции»).

2. Проверка представленного для производства регистрационных действий транспортного средства по централизованному (федеральному) учету разыскиваемых транспортных средств, а также на предмет снятия его с регистрационного учета по месту прежней регистрации.

Указанная проверка с учетом направления соответствующих запросов и получения на них ответов согласно пункта 6.4.1. Правил должна быть проведена не позднее чем в течение трех суток.

О результате проведенной проверки транспортного средства делаетрся соответствующая отметка в представленном собственником (владельце) этого транспортного средства заявлении.

По окончании осмотра и проверки транспортного средства завершается стадия подготовки к принятию решения по регистрационно-транспортному делу. Происходит переход к следующей стадии производства - принятию решения по регистрационно-транспортному делу.

3. Принятие решения по регистрационно-транспортному делу.

На этой стадии уполномоченное должностное лицо регистрационного подразделения рассматривает все представленные заявителем для совершения регистрационных действий документы с учетом отраженных в них результатов документальной проверки, осмотра и проверки транспортного средства и принимает решение по находящемуся в его производстве регистрационно-транспортному делу.

По делу может быть принято два вида решений:

а) об удовлетворении содержащегося в заявлении собственника или владельца транспортного средства требования о совершении в отношении этого транспортного средства определенного регистрационного действия;

б) об отказе в удовлетворении содержащегося в заявлении собственника или владельца транспортного средства требования о совершении в отношении этого транспортного средства определенного регистрационного действия.

В случае удовлетворения содержащегося в заявлении требования собственника или владельца транспортного средства в зависимости от вида разрешаемого на основании этого заявления регистрационно-транспортного дела по нему может быть принято одно из следующих решений:

а) о регистрации транспортного средства, в том числе временной;

б) об изменении регистрационных данных транспортного средства;

в) о снятии транспортного средства с регистрационного учета;

г) о выдаче регистрационных знаков «Транзит»;

д) о выдаче дубликатов регистрационных документов на транспортное средство;

е) о выдаче регистрационных знаков на транспортное средство;

ж) о выдаче документов на транспортное средство (актов технического осмотра, свидетельств на номерные агрегаты).

При отсутствии законных оснований для удовлетворения содержащегося в заявлении собственника или владельца транспортного средства требования, уполномоченное должностное лицо регистрационного подразделения принимает решение об отказе в удовлетворении этого требования, а именно об отказе в совершении одного из перечисленных выше регистрационных действий.

Правила не требуют оформлять принимаемое по делу решение посредством вынесения уполномоченным должностным лицом какого-либо письменного акта (распоряжения, приказа и т.п.).

Но в то же время принимаемое по регистрационно-транспортному делу решение выражается в официально-документальной форме.

В частности, согласно пункта 70 Правил регистрации о произведенной регистрации, снятии с регистрационного учета транспортного средства, выдаче и приеме регистрационных документов, паспортов транспортных средств и иных документов, а также регистрационных знаков делается запись в реестре регистрации транспортных средств.

Следовательно, о результатах разрешения любого из указанных выше видов регистрационно-транспортных дел в случае принятия по нему положительного решения делается соответствующая запись в реестре регистрации транспортных средств.

Кроме того при принятии решения о регистрации транспортного средства на него заполняются карточки учета транспортных средств. О произведенной регистрации транспортного средства делается отметка в паспорте этого транспортного средства в установленном порядке.

После внесения в реестр регистрации транспортных средств соответствующей записи о принятом по регистрационно-транспортному делу решении, собственнику или владельцу транспортного средства либо его представителю выдаются соответствующие документы, а также регистрационные знаки, подтверждающие факт совершения регистрационного действия с этим транспортным средством.

В частности, в соответствии с пунктом 68 Правил регистрации на зарегистрированное в общем порядке транспортное средство выдаются свидетельство о регистрации транспортного средства, регистрационные знаки, паспорт транспортного средства. При принятии решений об изменении регистрационных данных транспортного средства, о снятии транспортного средства с регистрационного учета заявителям выдаются документы, предусмотренные разделами 4 и 5 Правил регистрации.

Таким образом, решение об удовлетворении содержащегося в заявлении собственника или владельца транспортного средства требования, принятое соответствующим регистрационным подразделением, официально-документально выражается в виде записи о произведенном регистрационном действии в реестре регистрации транспортных средств.

Анализ положений Правил регистрации позволяет сделать вывод о том, что соответствующие записи в реестре регистрации транспортных средств производятся лишь в случае принятия регистрационным подразделением положительного решения по заявленному в рамках регистрационно-транспортного дела требованию.

В этой связи в случае отказа регистрационного подразделения в принятии положительного решения по заявленному требованию запись о таком отказе в реестре регистрации транспортных средств не производится.

Правила регистрации не содержат исчерпывающего перечня оснований для принятия регистрационным подразделением решения об отказе в удовлетворении заявленного по регистрационно-транспортному делу требования, то есть об отказе в производстве соответствующего регистрационного действия.

Анализ положений Правил регистрации, содержащихся в разделах 1-2, позволяет выделить следующие общие основания для отказа регистрационного подразделения в удовлетворении требования заявителя о совершении определенного регистрационного действия в отношении принадлежащего ему транспортного средства:

а) непредставление заявителем необходимых для совершения соответствующего регистрационного действия документов;

б) отсутствие в представленных заявителем документах необходимых для совершения соответствующего регистрационного действия сведений;

в) представление заявителем документов, выполненных с нарушением требований, предусмотренных Правилами регистрации;

г) представление документов для совершения регистрационного действия не уполномоченным на то в установленном порядке лицом;

д) непредставление заявителем транспортного средства, в отношении которого должно производиться регистрационное действие, кроме случаев, когда в соответствии с Правилами регистрации допускается представление актов технического осмотра транспортных средств;

е) представление заявителем транспортного средства, которое в соответствии с Правилами регистрации не может быть принято к производству регистрационных действий;

ж) установление в результате проведенной проверки обстоятельств, свидетельствующих о незаконности нахождении транспортного средства в гражданском обороте, о противоправных действиях, совершенных собствеником или владельцем транспортного средства либо иными лицами в отношении этого транспортного средства.

При наличии перечисленных оснований регистрационное подразделение вправе отказать заявителю в совершении требуемого им регистрационного действия.

Как уже отмечалось выше, запись об отказе в совершении регистрационного действия не подлежит внесению в реестр регистрации транспортных средств.

Вместе с тем в соответствии с пунктом 57 Правил регистрации об отказе в производстве регистрационных действий  Госавтоинспекция обязана в порядке и сроки, установленные нормативными правовыми актами МВД России, мотивированно сообщить в письменной форме собственникам или владельцам транспортных средств с указанием причин отказа.

Таким образом, решение регистрационного подразделения об отказе в удовлетворении требования, содержащегося в заявлении собственника или владельца транспортного средства, то есть об отказе в совершении соответствующего регистрационного действия, должно быть оформлено в виде соответствующего письменного уведомления заявителя с указанием оснований принятия такого решения. Срок, в течение которого регистрационное подразделение должно направить в адрес заявителя такое уведомление Правилами регистрации не установлен.

В Правилах регистрации не содержится указания на то, возможно ли уведомление собственника или владельца транспортного средства либо их представителя, присутствующего при принятии решения в регистрационном подразделении, об отказе в удовлетворении его требования в устной форме. В этой связи очевидно, что письменное уведомление об отказе в совершении регистрационного действия должно выдаваться под роспись присутствующему в регистрационном подразделении собственнику или владельцу транспортного средства либо их представителю.

Решение, принятое по регистрационно-транспортному делу, может быть обжаловано собственником или владельцем транспортного средства. Обжалование решения образует самостоятельную стадию производства по регистрации транспортных средств.

4. Обжалование решения, принятого по регистрационно-транспортному делу.

Согласно пункта 21 Правил регистрации собственники и владельцы транспортных средств, считающие, что при совершении регистрационных действий ущемлены их права, вправе обжаловать действия либо бездействие сотрудников регистрационных подразделений вышесятощему должностному лицу либо прокурору и (или) в суд.

Таким образом, Правила регистрации допускают возможность обжалования не только итоговых решений, принимаемых регистрационными подразделениями, но и иные действия (бездействие) должностных лиц этих подразделений, совершаемые в ходе регистрационного производства.

Вместе с тем Правила регистрации не определяют процедуру, в частности порядок и сроки обжалования решений и действий (бездействия) должностных лиц регистрационных подразделений.

Подводя итоги произведенному анализу производства по регистрации транспортных средств, представляется необходимым обозначить наиболее актуальные проблемы в правовом регулировании этого производства и предложить возможные пути их решения.

Общий правовой анализ действующих Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД РФ показывает, что требуется дальнейшая систематизация норм, содержащихся в данном нормативном правовом акте. В частности, в Правилах отсутствует четкая систематизация содержащихся в них правовых норм по стадиям регистрационного производства. Так в разделе 1 «Общие положения» содержатся не только нормы, определяющие общие правовые основы регистрации транспортных средств, но и нормы, регламентирующие процедуру совершения определенных регистрационных действий, порядок оформления регистрационных документов. В разделе 2 Правил «Общий порядок проведения регистрации транспортных средств» содержатся как общие положения о регистрации, так и специальные нормы, регламентирующие особенности совершения отдельных видов регистрационных действий, а также процессуальные нормы, определяющие порядок докуменатального оформления завершенных производством регистрационных действий.

В целях систематизации содержащихся в Правилах регистрации правовых норм по стадиям регистрационного производства представляется необходимым структурировать данный нормативный правовой акт следующим образом.

Раздел 1 Общие положения. В этот раздел следует включить нормы, определяющие понятие, задачи и цели государственной регистрации транспортных средств, общие принципы осуществления регистрационных действий. Следует определить исчерпывающий перечень регистрационно-трационно-транспортных дел (регистрационных действий), подведомственных регистрационным подразделениям ГИБДД МВД РФ. В данном разделе необходимо также установить систему органов ГИБДД МВД РФ- регистрационных подразделений, которые вправе совершать регистрационные действия, определить перечень должностных лиц регистрационных подразделений, участвующих в совершении регистрационных действий и их компетенцию по совершению тех или иных действий в ходе регистрационного производства. Особо следует выделить тех должностных лиц, которые вправе принимать решения о регистрации транспортных средств и об отказе в такой регистрации и вносить соответствующие записи в реестр регистрации транспортных средств. В рассматриваемом разделе необходимо, с нашей точки зрения, определить общие права и обязанности должностных лиц регистрационных подразделений, а также общие права и обязанности собственников или владельцев транспортных средств, их представителей в регистрационном производстве.

Раздел 2. Возбуждение производства по регистрации транспортных средств.

В данном разделе необходимо систематизировать нормы Правил регистрации, устанавливающие основания и порядок принятия регистрационными подразделениями заявлений и других документов, представляемых физическими и юридическими лицами для совершения регистрационных действий с принадлежащими им транспортными средствами. В частности, следует определить требования к заявлению, представляемому в регистрационное подразделение, перечень документов, прилагаемых к заявлению и необходимых для совершения того или иного регистрационного действия, требования, предъявляемые к содержанию и оформлению этих документов. Необходимо установить процедуру принятия заявления и прилагаемых к нему документов, в частности, предусмотреть выдачу заявителю расписки о принятии от него соответствующих документов с указанием их наименования и количества. Кроме того в данном разделе представляется необходимым определить исчерпывающий перечень оснований для отказа в принятии регистрационным подразделением заявления и других документов и предусмотреть процедуру такого отказа, в частности выдачу заявителю соответствующего документа с указанием оснований для отказа в возбуждении регистрационного производства.

Раздел 3. Подготовка к совершению регистрационных действий.

В этом разделе следует сосредоточить нормы, регламентирующие порядок проведения должностными лицами регистрационного подразделения проверки представленных по делу регистрационных и иных документов

(документальной проверки), процедуру производства осмотра транспортного средства.

В частности, необходимо, с нашей точки зрения, определить какие именно документы, имеющие отношение к транспортному средству, подлежат проверке, по каким вопросам проводится такая проверка, какие методы могут быть использованы сотрудниками регистрационного подразделения при проведении документальной проверки. Следует также установить последовательность действий сотрудников при проведении документальной проверки и порядок фиксации ее результатов.

Представляется необходимым определить процедуру проведения осмотра транспортного средства. В частности, по нашему мнению, следует указать на цели проведения осмотра, определить какие именно узлы и агрегаты транспортного средства подлежат такому осмотру, указать на методы, посредством которых может проводиться осмотр и установить последовательность действий сотрудников регистрационного подразделения по проведению осмотра транспортного средства. Требуется, с нашей точки зрения, установить порядок документальной фиксации результатов осмотра транспортного средства. В частности, результаты осмотра могут фиксироваться в специальном акте осмотра, формализованный бланк которого следует разработать для регистрационных подразделений. Представляется необходимым ввести норму, в соответствии с которой собственник или владелец транспортного средства либо уполномоченный им представитель вправе присутствовать при производстве осмотра транспортного средства, знакомиться с результатами этого осмотра, отраженными в акте осмотра, под роспись и делать в случае необходимости письменные замечания в этот акте.

Раздел 4. Совершение регистрационных действий и отказ в их совершении.

В этом разделе должны быть систематизированы нормы, определяющие порядок совершения и документальной фиксации должностными лицами регистрационных подразделений регистрационных действий, производимых в отношении транспортных средств, а также основания и порядок отказа в совершении таких действий.

Исходя из того, что в ходе регистрационного производства в отношении транспортных средств могут производиться регистрационные действия различных видов, исчерпывающий перечень которых определен в Разделе 1 Правил регистрации, представляется необходимым установить в данном разделе специальный порядок совершения и фиксации, а также основания и порядок отказа в совершении каждого из этих видов регистрационных действий. В этой связи нормы, регламентируюшие порядок совершения и фиксации, отказа в совершении каждого из видов регистрационных действий, должны быть объединены в соответствующие группы (подразделы) в рамках данного раздела Правил регистрации. В частности, в разделе 4 Правил регистрации можно выделить в соответствующие подразделы группы норм, регулирующие порядок совершения и фиксации общей регистрации транспортных средств, специальной регистрации транспортных средств, снятия транспортных средств с регистрационного учета, изменения регистрационных данных транспортных средств, выдачи (замены) регистрационных знаков «Транзит», выдачи дубликатов регистрационных документов и регистрационных знаков, основания и порядок отказа в совершении этих действий.

При этом в каждом из подразделов раздела 4 Правил регистрации должно быть определено существо совершаемого регистрационного действия и порядок его документальной фиксации. В частности, следует указать на то, в каких именно документах и каким образом производится запись (отметка) о совершении того или иного регистрационного действия, какие документы, а также в соответствующих случаях регистрационные знаки, и в каком порядке выдаются собственникам или владельцам транспортных средств либо их представителям.

В каждом из этих подразделов должен быть предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в совершении соответствующего регистрационного действия.

В отдельный заключительный подраздел Раздела 4 Правил регистрации следует включить нормы, определяющие общую процедуру отказа регистрационного подразделения в совершении требуемых собственниками или владельцами транспортных средств регистрационных действий.

В данном подразделе необходимо определить общие требования к документальному оформлению решения регистрационного подразделения об отказе в совершении регистрационного действия независимо от его вида.

Представляется, что решение об отказе в совершении соответствующего регистрационного действия должно оформляться в виде письменного уведомления собственника или владельца транспортного средства о таком отказе с указанием оснований для принятия данного решения. В случае присутствия собственника или владельца транспортного средства либо их представителя в регистрационном подразделении уведомление должно вручаться соответствующему лицу под роспись, а при отсутствии указанных лиц- направляться им по почте в срок, установленный в данном подразделе Правил регистрации. Возможна разработка унифицированного бланка уведомления для всех регистрационных подразделений ГИБДД МВД РФ.

Раздел 5. Обжалование действий (бездействия) и решений должностных лиц регистрационных подразделений.

В этом разделе Правил регистрации необходимо урегулировать процедуру обжалования собственниками и владельцами транспортных средств действий (бездействия), совершаемых должностными лицами регистрационных подразделений в ходе регистрационного производства, а также принимаемых ими решений о совершении регистрационных действий.

Прежде всего следует определить круг лиц, которые вправе обжаловать действия (бездействие) и решения должностных лиц регистрационных подразделений. К числу таких лиц, с нашей точки зрения, следует отнести собственников и владельцев транспортных средств, а также их представителей, действующих на основании выданных в установленном порядке доверенностей.

Далее необходимо установить общие требования к содержанию и оформлению жалобы, сроки подачи жалоб.

Также в этом разделе должен быть определен исчерпывающий перечень должностных лиц органов ГИБДД, имеющих право рассматривать жалобы, поданные в рамках регистрационного производства.

Следует установить срок рассмотрения жалоб и исчерпывающим образом определить виды решений, которые могут быть приняты указанными должностными лицами по результатам их рассмотрения, определить правовые последствия этих решений.

Перечисленные выше разделы, с нашей точки зрения, обязательно должны быть включены в Правила регистрации. С этой целью необходимо провести работу по систематизации и переработке норм, содержащихся в действующих Правилах регистрации, а также включить в соответствующие разделы этих Правил новые нормы. Проведение указанной работы позволит, по нашему мнению, еще более упорядочить деятельность регистрационных подразделений и обеспечить правовые гарантии соблюдения и защиты прав и законных интересов собственников и владельцев транспортных средств.

 

Автор: Сандалов Л.В.