04.06.2012 4657

Ж. Дюби и Р. Мадру: ментальность как система

 

Хотя неопределенность понятия ментальность у представителей школы «Анналов» и вызывала критику со стороны оппонентов, самим исследователям она открывала широкое поле для размышлений. В послевоенные десятилетия историки ментальности, восприняв основные идеи М. Блока и Л. Февра, сумели значительно усовершенствовать методические приемы в исследованиях ментальных структур, расширить предмет исследования.

Если М. Блок и Л. Февр очень осторожно пользовались понятием «ментальность», то их последователи послевоенного периода Р. Мандру и Ж. Дюби начали активно его применять, предпочтя другим близким понятиям типа «коллективного бессознательного», «коллективных представлений».

Принципиальный подход в изучении ментальности, заложенный этими двумя учеными, раскрыт в следующих словах Ж. Дюби: «Это система образов, представлений, которые в разных группах или странах, составляющих общественную формацию, сочетаются по-разному, но всегда лежат в основе представлений о мире и своем месте в этом мире и, следовательно, определяют поступки и поведение людей. Изучение этих не имеющих четких контуров и меняющихся с течением времени систем затруднительно, необходимые сведения приходится собирать по крохам в разных источниках. Но мы были убеждены, что все взаимоотношения внутри общества столь же непосредственно и закономерно зависят от подобной системы представлений (носителем которой является система образования), как и от экономических факторов. Вот почему мы предложили систематически изучать ментальность».

На наш взгляд, самой важной идей, заложенной в данном высказывании является то, что под ментальностью понимается система определенных образов, представлений. Поскольку это система, то и изучение ее должно быть систематизировано.

Еще Л. Февр предложил некоторую последовательность в изучении ментальности: «Сперва предстоит заняться изучением того, что обусловлено в человеке общественной средой: коллективной психологией. Затем надлежит выяснить, как влияет на человека его собственный организм, то есть разработать специальную психофизиологию. И, наконец, выяснить какое воздействие на человека оказывают индивидуальные особенности его физиологии, частные отклонения от нормы в конституции, непредвиденные случайности его общественной жизни, словом, разработать его дифференциальную психологию». Однако эта идея, опирающаяся на психологические исследования и ставившая результат исследования в зависимость от субъективных особенностей ученого, на практике так и не была реализована.

Идея системного изучения ментальности была более четко сформулирована и реализована учеником Л. Февра Робертом Мандру.

В отличие от социологов, которые при составлении проекта исследований заранее прогнозировали возможный результат в виде гипотезы, Р. Мандру не стремился предопределить будущий вывод. Реконструкция ментальности должна была проходить чисто эмпирическим путем, поскольку ее цель определялась следующим образом: «из мозаики разрозненных психологических признаков, социологических норм, профессиональных установок сложить картину коллективной психологии изучаемой эпохи (безотносительно к тому, что будет)». Хотя последние слова взяты в скобки и потому кажутся не столь существенными, однако, они представляют главный принцип осуществляемой системной реконструкции. Результат не подгоняется под какую-либо схему и потому становится более объективным. Такой подход наглядно проявился в исследованиях Ф. Арьеса о жизни ребенка в эпоху средневековья.

Р. Мандру предлагает воссоздать менталитет человека во всей полноте его детерминант и составляющих, последовательно проходя несколько этапов исследования, каждый из которых имеет свою фактологическую основу и обобщающую модель: «1. Условия материального существования («человек физический»); 2. Средства познания, в том числе, так называемый ментальный инструментарий («человек технический»); 3. Социальная среда (классовые и семейные отношения); 4. Повседневные занятия (включая профессиональную деятельность и развлечения); 5. Духовная деятельность (искусство, наука, религия); 6. Формы социального и духовного эскапизма (бродяжничество, мистика, самоубийства). Завершающим этапом реконструкции и синтезирующей характеристикой духовности выступает картина мира изучаемой эпохи».

Таким образом, процесс реконструкции идет от физиологического этапа до исследования духовности, а в итоге все соединяется вместе. Предложенная последовательность реконструкции ментальности показывает, что «ментальные установки культуры находятся в связи с нижележащими биологическим и психологическими уровнями регуляции активности и не могут быть поняты изолированно». Наличие взаимосвязи между уровнями ментальности позволяет говорить о наличии эпох в истории человечества, которые характеризуются неудовлетворенностью части потребностей человека, что приводит общество к поискам какой-либо замены. «Чем меньше возможностей у общества удовлетворить созданные им самим и природой потребности, тем шире манипуляции сознанием, разрыв между идеальным и реальным, распространение эрзацпотребностей, защитных механизмов, сферы индивидуального и коллективного иррационального, тем более напряжены усилия по регуляции социального поведения».

В своих исследованиях Р. Мандру активно использовал статистику. Хотя, на первый взгляд создается впечатление, что статистические данные ничего не могут сказать о чувствах, поведении людей прошлого. Однако «цифровые серии проявили недоступные без них модели поведения». В результате история ментальностей перестает опираться только на воображение исследователя и становится более объективной.

Ж. Дюби и Р. Мандру исходили также из допущения, что существует сходство в ментальных структурах в тех странах, которые можно отнести к одной и той общественной формации. Следовательно, формирование ментальности связано с социально-экомическим положением общества, что, в свою очередь, логически приводит к констатации различий в ментальности у разных общественных групп. «Мандру пытается проследить зависимость психологического облика личности от типа деятельности, от характера труда». Отсюда проистекают три вида ментальных установок, выделяемых Р.Мандру: Homo faber, Homo lucrans, Homo ludens (Человек - мастер, Человек наживающий и Человек играющий), которым соответствуют сельское хозяйство и ремесло, торговля, наука и искусство.

Если М. Блок осторожно заявлял о некоторых общих изменениях ментальности на протяжении целых исторических периодов, то Ж. Дюби и Р. Мандру сумели доказать эту изменчивость на вполне конкретных временных отрезках, определить наиболее подверженные изменениям элементы ментальных структур, выявить причины этих изменений.

С точки зрения Р. Мандру, наибольшей динамичностью отличается «социальный универсум»: Именно в нем начинают, происходит изменения, которые затрагивают затем остальные элементы ментальности.

Эмпирическое выявление изменений в ментальности средневекового общества (Ж. Дюби) и периода нового времени (Р. Мандру) не позволяет согласиться с утверждением Ю. С. Семенова о том, что для представителей «Анналов» характерно утверждение истории без изменений, «то есть истории без истории». Ж. Дюби, применив концепцию Ф. Броделя о трех уровнях длительности, указывает на изменения в ментальности, сообразной их продолжительности. Первая группа изменений скоротечна и поверхностна. На этом уровне «формируются отношения между индивидом и группой «, определяющие взаимодействие между ними. Вторая группа - изменения средней продолжительности и затрагивает социальные группы в целом. «Как правило, речь идет о плавных, без резких рывков, трансформациях, согласующихся с движением общества в целом, с политическими, социальными и экономическими изменениями». Третья группа - это представления и модели поведения, не изменяющиеся со сменой поколений. «Совокупность этих структур придает каждой длительной фазе истории ее специфический колорит». Ж. Дюби полагает, что их изменения происходят в результате довольно быстрых, хотя и не заметных мутаций.

Установление изменчивости ментальности требовало выяснения вопроса о причинах этой изменчивости. Ж. Дюби и Р. Мандру считают причиной изменений в ментальных установках те катаклизмы, которые переживает общество. Для Дюби, к примеру, таким фактором может выступать знаменитая эпидемия чумы 1348 года. Ж. Дюби, как историк культуры, обращает внимание, что после нее наблюдается процесс обмирщения, европейцы помимо стремления к небесной жизни все активнее стремятся получить наслаждение в жизни на земле.

Для Р. Мандру главную роль играют социально-экономические кризисы. «Беспрецедентный по своей остроте социальный и экономический кризис, разразившийся в период от Колумба до Галилея, породил, по убеждению Мандру, кризис психологический. В обстановке этого кризиса происходила перегруппировка основных элементов цивилизации, возникали новые формы освоения мира, природы, складывались новые формы религиозного чувства и зарождался дух предпринимательства. Новые манеры чувствовать и способы осознания человеком самого себя можно понять только на этом фоне».

Ж. Дюби в своих исследованиях активно использовал марксистскую терминологию. Однако изучение ментальных установок приводит его к убеждению, что именно они, а не способ производства, играют главную роль в формировании общественного устройства. Ж. Дюби объясняет сущность феодального строя через ментальные установки. В качестве доминанты феодального строя Ж. Дюби указывает на понятие «служения», «считавшееся наипервейшим» в отношениях между людьми от простого слуги до короля. Уникальная сущность, вкладываемая в это понятие, не превращала «низшего в раба или холопа» и оставляла «место для развития личности». В конечном счете, Ж. Дюби высказывает идею о том, что «феодализм - это средневековый тип ментальности».

Таким образом, использование марксистской терминологии не означает, что Ж. Дюби исследует историю в рамках марксистской концепции. С его точки зрения именно ментальные установки, сложившиеся в средневековый период, определяют способ производства и характер общества в целом. Иначе говоря, сознание человека и его бессознательное формируют тот общественный порядок, в котором человек живет.

Общества обладают уникальностью в силу лежащих в их основе ментальных установок. Можно говорить о похожих, но не одинаковых формах собственности, похожих, но не одинаковых формах взаимоотношений между правящими и управляемыми, похожих, но не одинаковых взаимоотношениях внутри правящего класса.

Ментальные установки формируются во взаимосвязи с существующим реально экономическим, социальным, культурным окружением. Однако, Ж. Дюби обращает внимание, что зачастую общество живет не столько в соответствии с реальной обстановкой, «сколько в соответствии с тем образом или видением мира, который оно для себя создало». Ж. Дюби демонстрирует этот процесс на примере объединения знати и рыцарей в единую замкнутую группу под влиянием этики военной чести, присущей первоначально только рыцарству.

Ж. Дюби и Р. Мандру показывают диалогический характер отношений между индивидом и его социальным окружением. Не только социальное окружение формирует ментальные установки личности, но в отдельных случаях «реакция индивидумов изменяет среду». Поэтому история ментальностей должна быть не только социальной, но и биографической.

В результате научных разработок Р. Мандру и Ж. Дюби изучение ментальности приобретает черты систематических исследований. В ментальности выделяются структурные элементы, уровни и т.д. Хотя за ментальностью по-прежнему сохраняется такая черта как расплывчатость, отсутствие четких контуров. Однако на помощь историко-психологическим исследованиям приходят количественные исследования. В конечном счете, исследование ментальности становится более объективным. За самой ментальностью все больше закрепляется определяющая роль в формировании общественного устройства.

Это, тем не менее, не мешает учитывать при изучении самой ментальности влияния на ее формирование экономических, социальных, природных условий. В итоге исторический процесс предстает как результат взаимодействия ментальных установок общества и материальной жизни.

 

АВТОР: Сарпова О.В.