10.02.2011 7006

Дорожно-транспортное разрешительное производство (статья)

 

В соответствии с подпунктами «а», «н», «п», «ф» пункта 11, подпунктом «ч» пункта 12 Положения о ГИБДД МВД РФ, утвержденного Указом Президента РФ № 711 от 15.06.1998 г. органы ГИБДД выполняют следующие разрешительные функции:

а) осуществляют согласование в установленном порядке проектной документации на строительство (реконструкцию) и ремонт дорог и дорожных сооружений, проектов организации дорожного движения в городах и на автомобильных дорогах;

б) осуществляют согласование распространения наружной рекламы в полосе отвода и придорожной полосе автомобильных дорог, в населенных пунктах, а также согласование размещения объектов дорожного сервиса в пределах придорожных полос федеральных автомобильных дорог;

в) выдают соответствующие заключения на открытие маршрутов регулярного движения общественного транспорта;

г) выдают разрешения на оборудование автотранспортных средств специальными световыми и звуковыми сигналами, условными опознавательными знаками;

д) выдают разрешения на участие в дорожном движении тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств, а также транспортных средств, перевозящих опасные грузы.

Порядок осуществления органами ГИБДД указанных разрешительных функций регламентируется соответствующими положениями Наставления по службе дорожной инспекции и организации движения ГИБДД МВД РФ, утвержденного Приказом МВД РФ от 08.06.1999г. № 410, и Наставления по техническому надзору ГИБДД МВД РФ, утвержденного Приказом МВД РФ от 07.12.2000 г. № 1240.

Реализация органами ГИБДД указанных выше разрешительных функций осуществляется в рамках соответствующего административного производства, которое может быть условно названо дорожно-транспортным разрешительным производством.

Дорожно-транспортное разрешительное производство, с нашей точки зрения, представляет собой урегулированную административно-процессуальными нормами деятельность органов ГИБДД МВД РФ по разрешению подведомственных им индиивдуальных юридических дел, связанных с выдачей физическим и юридическим лицам специальных разрешений на совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности в сфере дорожного движения (далее- дорожно-транспортные разрешительные дела)

В ходе рассматриваемого производства разрешаются следующие категории дорожно-транспортных разрешительных дел:

а) дела о согласовании проектной документации на строительство

(реконструкцию) и ремонт дорог и дорожных сооружений, проектов и схем организации дорожного движения в городах и на автомобильных дорогах;

б) дела о согласовании распространения наружной рекламы в полосе отвода и придорожной полосе автомобильных дорог и в населенных пунктах;

в) дела о согласовании размещения объектов дорожного сервиса в пределах придорожных полос автомобильных дорог;

г) дела о выдаче специальных пропусков, предоставляющих право на движение тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств и о согласовании маршрутов движения транспортных средств, перевозящих опасные грузы;

д) дела о выдаче заключений на открытие маршрутов регулярного движения общественного транспорта;

е) дела о выдаче разрешений на оборудование автотранспортных средств специальными световыми и звуковыми сигналами, условными опознавательными знаками;

С учетом указанных категорий дорожно-транспортных разрешительных дел, разрешаемых органами ГИБДД, представляется возможным выделить и соответствующие виды дорожно-транспортного разрешительного производства. Рассмотрим каждое из этих производств.

1. Производство по согласованию проектной документации на строительство (реконструкцию) и ремонт дорог и дорожных сооружений, проектов и схем организации дорожного движения в городах и на автомобильных дорогах.

Порядок согласования органами ГИБДД указанной документации, проектов и схем организации дорожного движения установлен пунктами 8-9 Наставления по службе дорожной инспекции и организации движения.

Рассмотрим стадии производства по согласованию проектной документации, проектов и схем организации дорожного движения.

1. Возбуждение производства.

Данное производство возбуждается посредством принятия соответствующим органом ГИБДД- Службой ДИиОД к рассмотрению и согласованию проектной документации на строительство (реконструкцию) и ремонт дорог и дорожных сооружений. А также проектов и схем организации движения. Наставление не указывает прямо на то, какие именно лица вправе представлять в орган ГИБДД соответствующую документацию. По смыслу положений пункта 8 Наставления проектная документация представляется для согласования проектной организацией, подготовившей эту документацию. Предствляемая для согласования проектная документация должна быть удостоверена соответствующей записью лица, ответственного за проект (главного инженера проекта, главного архитектора проекта, управляющего проектом и других). Процедура принятия проектной докуметации для согласования Наставлением не регламентируется.

2. Рассмотрение проектной документации, проекта (схемы) организации движения).

На этой стадии должностные лица службы ДИиОД рассматривают проектную документацию на строительство (реконструкцию) или ремонт дорог и дорожных сооружений, проект (схему) организации движения. В ходе рассмотрения документации (проекта, схемы) производится проверка соответствия их требованиям, предъявляемым нормативными правовыми актами к обеспечению безопасности дорожного движения. Наставление не устанавливает срок рассмотрения представленной проектной документации.

3. Принятие решения по делу.

По результатам рассмотрения представленной проектной документации, проекта (схемы) организации движения соответствующий орган ГИБДД вправе принять одно из следующих решений:

а) согласовать проектную документацию, проект (схему) организации движения;

б) отказать в согласовании проектной документации, проекта (схемы) организации движения.

В случае принятия решения о согласовании проектной документации, проекта (схемы) организации движения должнотсным лицом ГИБДД деляется соответствующая запись в журнале согласования проектной документации, типовая форма которого утверждена в качестве приложения к Наставлению.

В случае возникновения у органа ГИБДД разногласий с проектной организацией этим органом принимается решение об отказе в согласовании проектной документации, проекта (схемы) организации движения. О причинах отказа в выдаче положительного заключения орган ГИБДД, принявший такое решение, обязан письменно уведомить вышестоящий орган ГИБДД и заказчика проектной документации (проекта, схемы).

В целях совершенствования процедуры согласования органами ГИБДД проектной документации, проектов (схем) организации движения представляется необходимым внести в Наставление по службе дорожной инспекции и организации движения следующие дополнения:

1) Определить какие именно лица (организации, государственные органы или органы местного самоуправления) вправе обращаться в орган ГИБДД для согласования проектной документации, проекта (схемы) организации дорожного движения.

2) Предусмотреть и утвердить официально-документальную форму обращения в орган ГИБДД для согласования проектной документации, проекта (схемы) организации движения, например форму заявления, заявки.

3) Установить общий порядок принятия органом ГИБДД проектной документации, проектов (схем) организации движения от заказчиков

(проектных организаций). При этом следует предусмотреть процедуру официально-документального подтверждения принятия документации, в частности выдачу заказчику расписки или иного официального документа.

4) Установить срок рассмотрения органом ГИБДД представленной для согласования проектной документации, проекта (схемы) организации движения и принятия решения по делу.

5) Определить основания для отказа в согласовании проектной документации, проекта (схемы) организации движения, форму решения о таком отказе, порядок и сроки доведения этого решения до заказчика (проектной организации), условия, порядок и сроки повторного обращения заказчика (проектной организации) в орган ГИБДД.

2. Производство по согласованию распространения наружной рекламы в полосе отвода и придорожной полосе автомобильных дорог, а также в населенных пунктах.

Порядок согласования органами ГИБДД разрешений на распространение наружной рекламы установлен пунктом 16 Наставления по службе дорожной инспекции и организации движения.

Проанализируем стадии рассматриваемого производства.

1. Возбуждение производства.

Производство по согласованию распространения наружной рекламы возбуждается органом ГИБДД на основании заявления рекламораспространителя или рекламодателя и прилагаемых к нему документов. Пункт 16.3. Наставления устанавливает исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены заявителем в орган ГИБДД для согласования распространения наружной рекламы. При этом Наставление не определяет порядок и официально-документальное оформление принятия органом ГИБДД заявления и иных документов от рекламораспространителя или рекламодателя, а также основания для отказа в принятии документов.

2. Рассмотрение органом ГИБДД дела о согласовании распространения наружной рекламы.

В ходе рассмотрения представленной для согласования документации орган ГИБДД устанавливает соответствие размещения наружной рекламы требованиям нормативных правовых актов и технических норм, действующих в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.

3. Принятие органом ГИБДД решения по делу.

По результатам рассмотрения дела о согласовании размещения наружной рекламы органом ГИБДД может быть принято одно из следующих решений:

а) о согласовании размещения наружной рекламы;

б) об отказе в согласовании размещения наружной рекламы.

Следует отметить, что Наставление не определяет перечень оснований для принятии решения об отказе в согласовании размещения наружной рекламы.

Принятое по делу решение оформляется должностным лицом ГИБДД в виде соответствующей записи в журнале согласований размещения наружной рекламы, типовая форма которого утверждена в приложении к Наставлению.

При этом Наставление не определяет порядок и срок уведомления заявителя о принятом по делу решении, условия и срок повторного обращения заявителя в орган ГИБДД в случае отказа ему в согласовании размещения наружной рекламы.

В целях совершенствования процедуры разрешения дел о согласовании размещения наружной рекламы представляется необходимым внести в Наставление следующие дополнения:

1) Предусмотреть процедуру принятия органом ГИБДД от рекламораспространителя или рекламодателя заявления и прилагаемых к нему документов, в частности определить официально-документальную форму принятия указанных документов (оформление расписки и т.п.).

2) Установить срок рассмотрения органом ГИБДД представленных для согласования документов и принятия решения по делу.

3) Определить исчерпывающий перечень оснований для принятия органом ГИБДД решения об отказе в согласовании размещения наружной рекламы.

4) Установить порядок и срок письменного уведомления заявителя о принятом по делу решении, определить условия и срок повторного обращения заявителя в орган ГИБДД в случае отказа ему в согласовании размещения наружной рекламы.

3. Производство по согласованию размещения объектов дорожного сервиса в пределах придорожных полос автомобильных дорог.

Порядок согласования размещения объектов дорожного сервиса установлен пунктом 19 Наставления по службе дорожной инспекции и организации движения. При этом нормы пункта 19 Наставления не регулируют саму процедуру такого согласования. В соответствии с пунктом 19.1. Наставления размещение объектов дорожного сервиса в пределах придорожных полос федеральных автомобильных дорог осуществляется на основании Правил установления и использования придорожных полос автомобильных дорог общего пользования, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1420 от 01.12.1998 г. Согласно пункта 19.4. Наставления правила размещения объектов дорожного сервиса в полосах отвода и придорожных полосах дорог общего пользования субъектов РФ, ведомственных и частных автомобильных дорог и «красных линиях» улиц устанавливаются органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 16 названных выше Правил установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования для согласования размещения какого-либо объекта в пределах придорожных полос лицо, имеющее намерение получить для этих целей в пользование земельный участок или разместить объект на ранее выделенном ему земельном участке, должно представить в соответствующие органы, в том числе в орган ГИБДД технический план участка с нанесенным на него объектом и чертежи этого объекта. В силу указанной нормы Правил согласование предоставления земельного участка или размещения объекта в придорожной полосе либо мотивированный отказ в согласовании оформляются в месячный срок с даты получения документов от заявителя.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 22 указанных Правил органы ГИБДД в пределах своей компетенции рассматривают материалы, связанные с предоставлением земельных участков или размещением объектов в пределах придорожных полос, согласовывают эти материалы или дают мотивированный отказ в их согласовании.

Как видно из анализа приведенных норм, Правила установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования лишь в самом общем виде определяют порядок согласования размещения объектов дорожного сервиса. Сама процедура такого согласования Правилами не установлена. В частности, Правила не определяют процедуру принятия от заявителей документов на согласование, порядок официально-документального оформления решений, принимаемых по результатам рассмотрения представленной документации, и доведения этих решений до заявителей. Правила не содержат исчерпывающий перечень оснований для отказа в согласовании размещения объектов дорожного сервиса.

Представляется, что процедура согласования размещения объектов дорожного сервиса ГИБДД МВД РФ должна быть установлена непосредственно в Наставлении по службе дорожной инспекции и организации движения, которое является специальным нормативным правовым актом, регламентирующим деятельность этого правоохранительного органа. В этой связи представляется необходимым дополнить Наставление соответствующими административно-процессуальными нормами, определяющими процедуру принятия документов для согласования, виды решений, которые могут быть приняты органом ГИБДД по результатам рассмотрения документации, порядок их официально-документального оформления, основания для отказа в согласовании размещения объектов дорожного сервиса.

4. Производство по выдаче разрешений на участие в дорожном движении тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств, транспортных средств, перевозящих опасные игрузы и согласованию маршрутов их движения

Порядок выдачи органами ГИБДД разрешений на участие в дорожном движении тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств, транспортных средств, перевозящих опасные грузы, и согласования маршрутов их движения установлен пунктом 17 Наставления по службе дорожной инспекции и организации движения, пунктом 28 Наставления по техническому надзору ГИБДД МВД РФ, утвержденного Приказом МВД РФ № 1240 от 07.12.2000 г., пунктами 2.3. и 2.6. Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утвержденных Приказом Минтранса № 73 от 08.08.1995 г.

В соответствии с положениями указанных выше нормативных правовых актов органы ГИБДД в рамках рассматриваемого производства разрешают три категории дел:

а) дела о выдаче специальных пропусков, предоставляющих право на движение тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств;

б) дела о допуске транспортных средств к перевозке опасных грузов;

в) дела о согласовании маршрутов и определении особых условий движения транспортных средств, перевозящих опасные грузы.

Рассмотрим по стадиям особенности разрешения органами ГИБДД указанных категорий дел.

1. Производство по выдаче специальных пропусков, предоставляющих право на движение тяжеловесных т крупногабаритных транспортных средств.

1.1. Возбуждение производства.

Данное производство возбуждается на основании заявления перевозчика о выдаче специального пропуска. К заявлению должно быть приложено разрешение, выданное уполномоченным органом управления автомобильными дорогами.

1.2. Рассмотрение дела.

В соответствии с пунктом 17.1.1. Наставления дело о выдаче специального пропуска должно быть рассмотрено органом ГИБДД в 5-ти дневный срок со дня подачи перевозчиком заявления.

Как следует из анализа содержания пункта 17.1. Наставления, в ходе рассмотрения дела органом ГИБДД поизводится проверка соответствия полной массы транспортного средства техническим нормативам, установленным заводом-изготовителем, определяется необходимость и вид сопровождения транспортного средства, разрешается вопрос об оперативном и временном изменении организации движения.

1.3. Принятие решения по делу.

В соответствии с пунктом 17.1.2. Наставления при принятии решения о выдаче специального пропуска условия движения и номер специального пропуска заносятся в журнал учета перевозок груза тяжеловесным и (или) крупногабаритным транспортным средством, типовая форма которого утверждена в приложении к Наставлению.

Наставление не определяет перечень оснований для отказа в выдаче перевозчику специального пропуска и не устанавливает официально-документальную форму решения о таком отказе, порядок и срок доведения данного решения до сведения перевозчика.

Представляется необходимым внести в Наставление соответствующее дополнение.

2. Производство по допуску транспортных средств к перевозке опасных грузов.

В соответствии с положениями пункта 2.2. Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом органы ГИБДД выдают разрешения на международные перевозки опасных грузов по территории Российской Федерации, а также на перевозки особо опасных грузов.

Порядок выдачи органами ГИБДД указанных разрешений установлен пунктом 2.1. Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом (далее- Правила) и пунктом 28 Наставления по техническому надзору (далее- Наставление).

Рассмотрим стадии производства по допуску транспортных средств к перевозке опасных грузов.

2.1. Возбуждение производства.

Данное производство возбуждается органом ГИБДД на основании заявления собственника транспортного средства (его представителя) о выдаче свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов и прилагаемых к нему документов, перечень которых установлен пунктом 2.3.2. Правил и пунктом 28.4. Наставления.

2.2. Рассмотрение дела.

В ходе рассмотрения дела о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов органом ГИБДД исследуются представленные заявителем документы, осуществляется проверка соответствия конструкции, технического состояния и оборудования транспортного средства требованиям нормативных правовых актов, предъявляемым к транспортным средствам, перевозящим опасные грузы.

2.3. Принятие решения по делу.

В случае принятия органом ГИБДД решения о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов собственнику этого транспортного средства (его представителю) выдается соответствующее свидетельство, типовая форма которого утверждена в приложении к Правилам перевозки опасных грузов автомобильным транспортом.

В случае принятия органом ГИБДД решения об отказе в выдаче собственнику транспортного средства (его представителю) свидетельства о допуске этого транспортного средства к перевозке опасных грузов на заявлении делается запись о причине отказа.

Таким образом, решение органа ГИБДД о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов оформляется посредством выдачи его собственнику (представителю собственника) соответствующего свидетельства, а решение об отказе в допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов- посредством производства соответствующей записи на заявлении указанного лица.

3. Производство по согласованию маршрутов движения транспортных средств, перевозящих опасные грузы.

В силу пункта 2.6.2. Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утвержденных Приказом Минтранса РФ № 73 от 08.08.1995 г. выбранный перевозчиком маршрут перевозки опасных грузов подлежит обязательному согласованию в органах ГИБДД МВД РФ в следующих случаях:

а) при перевозке «особо опасных грузов»;

б) при перевозке опасных грузов, выполняемой в сложных дорожных условиях (по горной местности, при снегопаде и гололеде), в условиях недостаточной видимости (при тумане и т.п.);

в) при перевозке, выполняемой колонной более 3-х транспортных средств, следуемых от места отправления до места назначения.

Порядок согласования маршрута перевозки опасных грузов органами ГИБДД установлен пунктом 17.2. Наставления по службе дорожной инспекции и организации движения.

Рассмотрим стадии призводства по согласованию маршрутов движения транспортных средств, перевозящих опасные грузы.

2.1. Возбуждение производства.

Рассматриваемое производство возбуждается на основании обращения автотранспортной организации, которая должна представить в орган ГИБДД на согласование документы, перечисленные в пункте 17.2.3. Наставления, не менее чем за 10 суток до начала перевозки. Процедура принятия у заявителя документов для согласования Наставлением не регламентируется. Наставление также не предусматривает подачу автотранспортной организацией в орган ГИБДД соответствующего заявления. С нашей точки зрения, в данном нормативном правовом акте следует указать на необходимость представления в орган ГИБДД соответствующего заявления по установленной форме, к которому и должны прилагаться документы, перечисленные в пункте 17.2.3. Наставления.

2.2. Рассмотрение дела.

В ходе рассмотрения представленной для согласования маршрута перевозки опасных грузов документации орган ГИБДД в силу пункта 17.2.4. Наставления учитывает особенности схем организации дорожного движения, временное их изменение, эксплуатационное состояние автомобильных дорог, дорожных сооружений и железнодорожных переездов, определяет безопасную скорость перевозки опасного груза, решает вопрос о необходимости и виде сопровождения груза.

2.3. Приниятие решения по делу.

В случае принятия органом ГИБДД решения о согласовании маршрута перевозки опасного груза делается соответствующая запись в журнале согласований маршрутов перевозки опасных грузов, типовая форма которого утверждена в приложении к Наставлению. При этом Наставление не определяет порядок и официально-документальную форму доведения решения о согласовании марштрута до сведения заявителя. Указанный нормативный правовой акт не определяет также перечень оснований для принятия органом ГИБДД решения об отказе в согласовании маршрута, порядок, официально-документальную форму и срок доведения такого решения до сведения заявителя.

В этой связи представляется необходимым внести в Наставление соответствующие дополнения.

5. Производство по согласованию открытия маршрутов регулярного движения общественного транспорта.

В соответствии с положениями пункта 18 Наставления по службе дорожной инспекции и организации движения органы ГИБДД принимают участие в работе комиссий, образуемых органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления для решения вопросов об открытии маршрутов регулярного движения общественного транспорта. Участвуя в работе указанных комиссий органы ГИБДД осуществляют согласование открытия маршрутов регулярного движения общественного транспорта.

В силу пункта 18.5. Наставления процедура согласования открытия маршрутов регулярного движения общественного транспорта аналогична процедуре согласования органами ГИБДД маршрутов перевозки опасных грузов, которая была рассмаотрена нами выше.

В связи с указанным обстоятельством рассматриваемое производство идентично по своей процедуре производству по согласованию маршрутов движения транспортных средств, перевозящих опасные грузы.

6. Производство по выдаче разрешений на оборудование автотранспортных средств специальными световыми и звуковыми сигналами, условными опознавательными знаками.

В соответствии с подпунктом «ф» пункта 11 Положения о ГИБДД МВД РФ, утвержденного Указом Президента РФ № 711 от 15.06.1998 г. и подпунктом «б» пункта 4 Постановления Правительства РФ № 35 от 23.01.2002 г. «Об особых государственных регистрационных знаках, используемых на транспортных средствах» на органы ГИБДД МВД РФ возложена обязанность выдавать разрешения на оборудование автотранспортных средств специальными световыми и звуковыми сигналами, условными опознавательными знаками.

Порядок выдачи органами ГИБДД разрешений на установку специальных сигналов на транспортные средства установлен Инструкцией о порядке выдачи разрешений на установку специальных сигналов на транспортные средства, утвержденной Приказом МВД РФ № 258 от 10.03.2000 г.

Рассмотрим стадии производства по выдаче разрешений на установку специальных сигналов на транспортные средства.

6.1. Возбуждение производства.

Рассматриваемое производство возбуждается органами ГИБДД на основании письменных заявок руководителей федеральных органов исполнительной власти и организаций, указанных в Перечне федеральных органов исполнительной власти и организаций, на транспортные средства которых разрешена установка специальных сигналов. Требования к содержанию и оформлению указанных заявок Инструкция не устанавливает.

6.2. Рассмотрение дела.

Инструкция не определяет порядок и срок рассмотрения органом ГИБДД заявки на выдачу разрешения на установку специальных сигналов на транспортное средство.

6.3. Принятие решения по делу.

В случае принятия органом ГИБДД решения о выдаче заявителю разрешения на установку на транспортном средстве специального сигнала в свидетельстве о регистрации этого транспортного средства делается соответствующая запись. Кроме того соответствующая запись делается в карточке учета транспортного средства, а при первичной регистрации транспортного средства- в реестре зарегистрированных транспортных средств.

Перечень оснований для принятия органом ГИБДД решения об отказе в выдаче заявителю разрешения на установку на транспортном средстве специального сигнала, а также порядок официально-документального оформлениия такого решения и доведения его до сведения заявителя Инструкцией не установлены.

В связи с наличием в Инструкции указанных пробелов представляется необходимым дополнить этот нормативный правовой акт соответствующими положениями, регламентирующими срок и порядок рассмотрения заявок, основания для принятия решения об отказе в выдаче разрешения, порядок и срок доведения этого решения до сведения заявителя.

 

Автор: Сандалов Л.В.