10.02.2011 10981

Дорожно-транспортное надзорное производство (статья)

 

В соответствии с частью 2 статьи 30 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» государственный надзор и контроль в области безопасности дорожного движения осуществляется в целях обеспечения соблюдения законодательства РФ и законодательства субъектов РФ, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения.

В соответствии с пунктом 11 Положения о государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, утвержденного Указом Президента РФ № 711 от 15.06.1998 г. на ГИБДД возлагаются обязанности по осуществлению контроля за соблюдением правил дорожного движения. а также нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, которыми устанавливаются требования:

к проектированию, строительству, реконструкции дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, линий городского электрического транспорта;

к эксплуатационному состоянию и ремонту автомобильных дорог, дорожных сооружений, железнодорождных переездов, а также к установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения;

к конструкции и техническому состоянию находящихся в эксплуатации автомототранспортных средств, прицепов к ним и предметов их дополнительного оборудования;

к изменению конструкции зарегистрированных в Государственной инспекции автомототранспортных средств и прицепов к ним;

к перевозкам в пределах компетенции Государственной инспекции тяжеловесных, опасных и крупногабаритных грузов.

Анализ приведенных выше положений нормативных правовых актов, регулирующих деятельность ГИБДД МВД РФ, показывает, что предметом административного надзора, осуществляемого этим органом, является установление соответствия:

а) деятельности физических и юридических лиц в области проектирования, строительства, реконструкции, эксплуатации и ремонта дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, линий городского электрического транспорта, установки и эксплуатации технических средств организации дорожного движения;

б) конструкции и технического состояния находящихся в эксплуатации авитомототранспортных средств и прицепов к ним, предметов их дополнительного оборудования;

требованиям, установленным нормативными правовыми актами в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

Соответственно административно-надзорная деятельность органов ГИБДД осуществляется по указанным выше двум направлениям. В ходе этой деятельности разрешаются индивидуальные юридические дела, связанные с проведением проверок соблюдения физическими и юридическими лицами требований к обеспечению безопасности дорожного движения, установленных соответствующими нормативными правовыми актами. Такие индивидуальные юридические дела будут именоваться нами далее дорожно-транспортными надзорными делами.

Под дорожно-транспортным надзорным делом, с нашей точки зрения, следует понимать возникший у органа ГИБДД МВД РФ, отнесенный к его ведению и подлежащий разрешению вопрос о соответствии деятельности (действий) индивидуально определенного физического или юридического лица требованиям, предъявляемым к обеспечению безопасности дорожного движения, установленным соответствующими нормативными правовыми актами.

Урегулированная административно-процессуальными нормами деятельность органов ГИБДД МВД РФ по разрешению подведомственных им дорожно-транспортных надзорных дел может быть охарактеризована как дорожно-транспортное надзорное производство.

Исходя из особенностей предмета административного надзора, можно выделить две категории дел, разрешаемых органами ГИБДД МВД РФ в ходе дорожно-транспортного надзорного производства:

а) дела о проверке соответствия деятельности индивидуально определенных физических и юридических лиц в области проектирования, строительства, реконструкции, эксплуатации и ремонта дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, линий городского электрического транспорта, установки и эксплуатации технических средств организации дорожного движения требованиям, предъявляемым к обеспечению безопасности дорожного движения;

б) дела о проверке соответствия конструкции и технического состояния эксплуатируемых индивидуально определенными физическими и юридическими лицами автомототранспортных средств, прицепов к ним и предметов их дополнительного оборудования требованиям, предъявляемым к обеспечению безопасности дорожного движения.

Соответственно представляется возможным выделить и два вида дорожно-транспортного надзорного производства:

1. Производство по разрешению дел, связанных с осуществлением дорожного надзора- дорожно-надзорное производство.

2. Производство по разрешению дел, связанных с осуществлением технического надзора- технико-надзорное производство.

Общие правовые основы осуществления органами ГИБДД дорожно-транспортного надзорного производства действующим законодательством не установлены. Процедура разрешения органами ГИБДД МВД РФ подведомственных им указанных выше двух категорий дорожно-транспортных надзорных дел устанавливается в настоящее время нормативными правовыми актами МВД России. Анализ указанных нормативных правовых актов показывает, что несмотря на имеющиеся в процедуре разрешения выделенных нами двух категорий дел различия, общая схема этих двух административных производств едина. В частности, общая процедура разрешения обеих категорий дорожно-транспортных надзорных дел включает в себя следующие стадии:

1. Возбуждение дорожно-транспортного надзорного дела. В зависимости от вида дела оно может возбуждаться посредством принятия органом ГИБДД решения о проведении проверки физического или юридического лица либо посредством остановки транспортного средства, либо посредством обращения собственника транспортного средства в орган ГИБДД для проведения технического осмотра этого транспортного средства.

2. Проведение органом ГИБДД проверки соблюдения физическим или юридическим лицом требований, предъявляемых соответствующими нормативными правовыми актами к обеспечению безопасности дорожного движения;

3. Оформление результатов проверки и принятие решения по делу.

Рассмотрим далее отдельные выделенные нами виды дорожно-транспортного надзорного производства, осуществляемого органами ГИБДД МВД РФ.

1. Дорожно-надзорное производство.

Общие требования к организации и осуществлению дорожного надзора установлены Наставлением по службе дорожной инспекции и организации движения ГИБДД МВД РФ, утвержденным приказом МВД РФ № 410 от 08.06.1999 года (далее-Наставление).

В соответствии с пунктом 1 Наставления этот нормативный правовой акт определяет порядок осуществления контроля со стороны службы дорожной инспекции и организации движения ГИБДД МВД РФ (ДИиОД) за соблюдением правил, нормативов и стандартов при проектировании, строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов.

Анализ положений Наставления показывает, что указанный контроль может осуществляться органами ГИБДД двумя способами:

а) посредством рассмотрения и согласования проектов (проектной документации) и схем организации движения транспортных средств и участия в работе комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов;

б) посредством проведения комплексных, специальных и контрольных проверок дорог, улиц, дорожных сооружений и железнодорожных переездов.

Первый способ контроля применяется органами ГИБДД в процессе выполнения так называемых разрешительных функций, то есть при выдаче физическим и юридическим лицам специальных разрешений на выполнение работ по проектированию дорог и дорожных сооружений в виде согласования соответствуюшей проектной документации, а также при приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов. Поскольку выдача специальных разрешений, в том числе посредством согласования документации, и выдача разрешений на пуск в эксплуатацию законченных строительством объектов, осуществляются органами ГИБДД в рамках разрешительного производства, то и контрольные мероприятия проводятся этими органами также в рамках разрешительного, а не надзорно-транспортного производства. Действия по контролю являются в указанных случаях составной частью разрешительной деятельности органов ГИБДД и поэтому осуществляются в ходе разрешительного производства. Специальное административно-надзорное производство в этих случаях не возбуждается.

С учетом указанного нами обстоятельства в рамках специального дорожно-надзорного производства, органами ГИБДД осуществляется контроль посредством проведения комплексных, специальных и контрольных проверок. Дорожно-надзорное производство возбуждается только в тех случаях, когда требуется проведение указанных видов проверок деятельности индивидуально определенных физических и юридических лиц в области эксплуатации дорог, улиц, дорожных сооружений и железнодорожных переездов.

К сожалению, процедура осуществления дорожно-транспортного производства в Наставлении по службе дорожной инспекции и организации движения ГИБДД МВД РФ урегулирована крайне недостаточно и фрагментарно. Данный нормативный правовой акт содержит в основном материальные административно-правовые нормы, определяющие обязанности и права службы ДИиОД по осуществлению дорожного надзора. Имеющиеся в указанном акте в небольшом количестве административно-процессуальные нормы не способны полноценно урегулировать процедуру осуществления службой ДИиОД дорожного надзора.

Несмотря на указанное обстоятельство, анализ содержащихся в Наставлении административно-процессуальных норм позволяет выделить и охарактеризовать стадии дорожно-надзорного производства.

1. Возбуждение дорожно-надзорного производства.

Данное производство возбуждается на основании решения компетентного административного органа о проведении комплексной, специальной или контрольной проверки дорог и улиц, железнодорожных переездов, иных объектов. Наставление не определяет конкретно, какие именно административные органы и в каком порядке принимают решения о проведении указанных проверок. В частности, пункты 10.2.1.1. и 10.2.1.2. устанавливают, что комплексная проверка дорог и улиц проводится один раз в год в весенне-летний период с 1 апреля по 1 июля комиссией, назначаемой соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления по инициативе и на основании предложений органов ГИБДД.

2. Проведение проверки соблюдения физическим или юридическим лицом требований, предъявляемых нормативными правовыми актами к обеспечению безопасности дорожного движения.

Наставление не регламентирует процедуру (порядок, последовательность) проведения комплексных, специальных и контрольных проверок. В данном нормативном правовом акте отсутствуют и нормы, определяющие формы и методы проведения указанных проверок. Названный нормативный правовой акт определяет лишь перечень вопросов, на которые необходимо обращать внимание при проведении проверки соответствующего вида.

3. Принятие решения по результатам проведенной проверки.

В соответствии с положениями Наставления по результатам комплексной и специальной проверки составляется акт, форма которого утверждена Приказом МВД РФ и прилагается к Наставлению.

На основании акта проверки компетентным должностным лицом органа ГИБДД принимается решение об устранении выявленных в ходе проверки нарушений требований безопасности дорожного движения, оформляемое в виде письменного предписания, которое направляется в адрес соответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, организаций, эксплуатирующих дороги, дорожные сооружения и железнодорожные переезды. Типовая форма предписания утверждена Приказом МВД РФ и прилагается к Наставлению. Вместе с тем Наставление не указывает на то, какие именно должностные лица ГИБДД вправе принимать решения по результатам проведенных проверок и выдавать предписания. Не регламентирована Наставлением и процедура рассмотрения акта и других материалов проверки.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в настоящее время дорожно-надзорное производство действующим Наставлением в значительной степени не урегулировано и в целях обеспечения полного правового регулирования этого производства, приведения его в соответствие с требованиями Федерального закона « О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» необходимо дополнить данный нормативный правовой акт соответствующими административно-процессуальными нормами.

В частности представляется необходимым внести в Наставление следующие дополнения.

1. Необходимо установить процедуру возбуждения дорожно-надзорного дела, в частности, определить какие именно должностные лица вправе принимать решения о проведении проверки соответствующего вида, каким образом оформляется это решение (приказом, распоряжением и т.п.) и как доводится до сведения проверяемого лица. На наш взгляд, следует установить общие требования к официально-документальной форме решения о проведении проверки. В частности, в решении должны быть указаны предусмотренные нормативными правовыми актами основания для проведения проверки соответствующего вида, вопросы, по которым будет проводиться проверка, сроки (период) ее проведения и должностные лица, которым поручается провести эту проверку.

2. В Наставлении необходимо установить порядок проведения проверки соответствующего вида. В частности, следует перечислить действия, которые могут быть совершены проверяющими должностными лицами при проведении проверки соответствующего вида (осмотр объекта, осмотр и изъятие документов, истребование письменных объяснений от руководителя и иных работников проверяемой организации и т.п.), определить последовательность их совершения, указать на права и обязанности лица

(его представителя), в отношении которого проводится проверка.

3. В Наставление необходимо ввести нормы, регламентирующие порядок определения результатов проверки соответствующего вида. В частности, следует определить требования, предъявляемые к содержанию и оформлению акта проверки, установить порядок и сроки ознакомления проверяемого лица (его представителя) с актом проверки и представления им своих замечаний и объяснений по данному акту, а также порядок и сроки рассмотрения компетентным должностным лицом органа ГИБДД представленных замечаний.

4. В Наставлении необходимо установить общие требования к подготовке и оформлению предписания об устранении выявленных в ходе проверки нарушений положений нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения. В частности, следует указать сроки подготовки предписания, определить общие требования к его содержанию, установить порядок и сроки вручения (направления) предписания руководителю организации, в отношении которой проводилась проверка.

2. Технико-надзорное производство.

Общие правовые основы технико-надзорного производства установлены Наставлением по техническому надзору ГИБДД МВД РФ, утвержденным Приказом МВД РФ № 1240 от 07.12.2000 года (далее- Наставление), и Правилами проведения государственного технического осмотра транспортных средств ГИБДД МВД РФ, утвержденными Приказом МВД РФ № 190 от 15.03.1999 года (далее- Правила).

В соответствии с пунктом 1 Наставления ГИБДД МВД РФ осуществляет технический надзор за соблюдением всеми физическими и юридическими лицами требований нормативных правовых актов, предъявляемых к конструкции и техническому состоянию автомототранспортных средств и прицепов к ним, предметов их дополнительного оборудования.

В силу пункта 5.1. Наставления основными функциями технического надзора являются:

- контроль за конструкцией транспортных средств при их производстве и сертификации;

- контроль за конструкцией транспортных средств при выдаче организациям-изготовителям транспортных средств бланков паспортов транспортных средств и паспортов шасси транспортных средств;

- контроль за конструкцией и техническим состоянием транспортных средств, находящихся в эксплуатации;

- контроль за соблюдением требований нормативных правовых актов юридическими лицами- собственниками транспортных средств.

Контроль за конструкцией транспортных средств при их производстве и сертификации, а также при выдаче организациям-изготовителям бланков паспортов транспортных средств и паспортов шасси транспортных средств осуществляется органами ГИБДД в рамках разрешительного, а не надзорного производства, поскольку соответствующие контрольные действия производятся в процессе выдачи соответствующих разрешений на эксплуатацию автомототранспортных средств. Кроме того контроль органов ГИБДД за конструкцией и техническим состоянием транспортных средств, находящихся в эксплуатации, при совершении в отношении этих транспортных средств регистрационных действий осуществляется в рамках регистрационно-транспортного производства.

Таким образом, специальное технико-надзорное производство возбуждается только в случаях:

а) остановки находящихся в движении транспортных средств, в отношении которых проводится проверка;

б) проведения государственного технического осмотра транспортных средств;

в) проведения проверок деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, участвующих в проверке технического состояния транспортных средств, а также имеющих в собственности 50 и более единиц транспортных средств в городах, 25 и более единиц- в сельских населенных пунктах.

Рассмотрим особенности осуществления органами ГИБДД технико-надзорного производства в каждом из названных выше случаях.

1. Технико-надзорное производство, осуществляемое в отношении транспортных средств, находящихся в движении.

Рассмотрим данное производство по стадиям.

Рассматриваемое производство возбуждается должностными лицами ГИБДД при несении службы на стационарных постах ДПС посредством остановки находящихся в движении автомототранспортных средств.

Пункт 16.2. Наставления определяет исчерпывающий перечень оснований для остановки транспортного средств в целях осуществления контроля за его конструкцией и техническим состоянием. К числу таких оснований указанной нормой отнесены:

а) отсутствие в правом нижнем углу ветрового стекла автомобиля действующего талона о прохождении государственного технического осмотра;

б) наличие в предусмотренных местах транспортных средств нестандартных, нечитаемых или установленных с нарушениями Правил дорожного движения РФ государственных регистрационных знаков, а равно их отсутствие;

в) наличие неисправностей и условий, предусмотренных Правилами дорожного движения РФ и Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств.

При наличии хотя бы одного из указанных оснований должностным лицом ГИБДД производится остановка транспортного средства и соответственно возбуждается технико-надзорное производство.

На второй после возбуждения дела стадии рассматриваемого производства должностными лицами ГИБДД производится проверка конструкции и технического состояния остановленного транспортного средства. Проверка производится посредством изучения документов на транспортное средство и проведения его осмотра. Требования, предъявляемые к осмотру транспортного средства, установлены пунктами 14.3.1. и 14.3.2. Наставления.

На третьей стадии производства должностное лицо ГИБДД, осуществившее проверку остановленного транспортного средства, определяет результаты этой проверки и по ее итогам принимает соответствующее решение. Наставление не устанавливает порядок официально-документального оформления результатов проверки документов и осмотра остановленного транспортного средства. Пункт 14.4. Наставления указывает на то, что результаты контроля за конструкцией и техническим состоянием транспортных средств при надзоре за дорожным движением оформляются в порядке, установленном Наставлением по работе дорожно-патрульной службы ГИБДД МВД РФ, утвержденным Приказом МВД РФ № 297 от 20.04.1999 года. Однако данный нормативный правовой акт не содержит соответствующей нормы.

С нашей точки зрения, официально-документальное оформление результатов проверки остановленного транспортного средства может производиться следующим образом.

1) Если в результате осмотра транспортного средства не обнаружено никаких нарушений установленных нормативными правовыми актами требований, предъявляемых к его конструкции и техническому состоянию, должностным лицом ГИБДД, проводившим проверку составляется соответствующий акт проверки установленной формы, в котором указывается на отсутствие нарушений. В этом случае должностное лицо ГИБДД принимает решение о разрешении дальнейшей эксплуатации остановленного им транспортного средства.

2) Если в результате осмотра транспортного средства обнаружены нарушения установленных нормативными правовыми актами требований нормативных правовых актов, предъявляемых к его конструкции или техническому состоянию, не образующие состав административного правонарушения, должностным лицом ГИБДД составляется акт проверки установленной формы, в котором указываются выявленные нарушения. В этом случае должностное лицо ГИБДД принимает решение о разрешении дальнейшей эксплуатации остановленного им транспортного средства. Представлется, что в указанных случаях должностным лицам ГИБДД следует предоставить право выдавать водителям (владельцам транспортных средств) письменные предписания об устранении в течение определенного срока выявленных в ходе осмотра нарушений требований, предъявляемых к конструкции и техническому состоянию транспортных средств. В этой связи в Наставление необходимо внести соответствующую норму.

3) Если в результате проверки документов и осмотра транспортного средства обнаружены нарушения установленных нормативными правовыми актами требований, предъявляемых к техническому состоянию транспортных средств, образующие составы административных правонарушений, предусмотренных пунктом 1 статьи 12.1. КоАП РФ- управление транспортным средством, не прошедшим государственного технического осмотра и пунктом 2 статьи 12.5. КоАП РФ - управление транспортным средством с заведомо неисправными тормозной системой, рулевым управлением или сцепным устройством (в составе поезда), должностным лицом ГИБДД принимается решение о возбуждении дела об административном правонарушении посредством составления протокола об административном правонарушении либо протокола о задержании транспортного средства и запрещении его эксплуатации в соответствии с требованиями статьи 27.13. КоАП РФ.

Нам представлется, что главу 27 Кодекса РФ об административных правонарушениях следует дополнить самостоятельной нормой, предусматривающей производство осмотра транспортного средства с составлением соответствующего протокола осмотра. Введение в КоАП указанной нормы обусловливается необходимостью официально-документального оформления результатов осмотра транспортного средства на предмет установления факта прохождения государственного технического осмотра, а также неисправностей, при наличии которых эксплуатация транспортных средств запрещается, то есть неисправностей тормозной системы, рулевого управления и сцепного устройства (в составе поезда). В случае обнаружения в ходе осмотра транспортного средства указанных неисправностей или установления факта эксплуатации транспортного средства, не прошедшего государственного технического осмотра, должностное лицо ГИБДД должно составить отдельный протокол осмотра транспортного средства и тем самым возбудить дело об административном правонарушении, предусмотренном пунктом 1 статьи 12.1 или пунктом 2 статьи 12.5. Кодекса РФ об административных правонарушениях.

2. Технико-надзорное производство, осуществляемое в ходе проведения государственного технического осмотра транспортных средств.

Правовые основы организации и проведения государственного технического осмотра транспортных средств установлены Положением о проведении государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним ГИБДД МВД РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 880 от 31.07.1998 г. и Правилами проведения государственного технического осмотра транспортных средств ГИБДД МВД РФ, утвержденными Приказом МВД РФ № 190 от 15.03.1999 г. (далее- Правила).

Указанные нормативные правовые акты достаточно полно регламентируют процедуру проведения государственного технического осмотра транспортных средств.

Рассмотрим стадии технико-надзорного производства, осуществляемого в ходе проведения государственного технического осмотра транспортных средств.

1. Возбуждение производства.

Рассматриваемое производство возбуждается по инициативе собственника транспортного средства (его представителя) посредством предстваления им необходимых документов и транспортного средства для осмотра в орган ГИБДД. Перечень документов, которые должны представляться в орган ГИБДД вместе с транспортным средством, определен пунктом 15 Правил.

Технико-надзорное производство считается возбужденным с момента принятия компетентным должностным лицом органа ГИБДД представленных для проведения государственного технического осмотра документов и транспортного средства.

Основания для отказа в проведении государственного технического осмотра, а соответственно в возбуждении технико-надзорного производства Правилами не определены. Очевидно, что такой отказ возможен в случае непредставления собственником транспортного средства (его представителем) какого-либо из документов, указанных в пункте 15 Правил, или самого транспортного средства.

2. Проведение осмотра транспортного средства.

Процедура осмотра транспортного средства регламентируется разделом 3 Правил. В соответствии с нормами данного раздела Правил осмотр транспортного средства состоит из двух этапов:

а) проверка представленных собственником транспортного средства (его представителем) документов;

б) проверка технического состояния транспортного средства посредством его осмотра с использованием средств технического диагностирования.

На первом этапе производится проверка водительского удостоверения, документов, подтверждающих право владения или пользования и (или) распоряжения транспортным средством и регистрационных документов на транспортное средство, а также талона о прохождении государственного технического осмотра, выданного собственнику транспортного средства (его представителю) при предыдущем осмотре.

На втором этапе проводится проверка технического состояния представленного для осмотра транспортного средства с использованием средств технического диагностирования на соответствие требованиям нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм, устанавливающих требования к конструкции и техническому состоянию находящихся в эксплуатации транспортных средств и предметов их дополнительного оборудования.

3. Оформление результатов осмотра транспортного средства и принятие решения по делу.

По окончании проверки конструкции и технического состояния представленного для осмотра транспортного средства в соответствии с пунктами 25 и 26 Правил оформляется диагностическая карта транспортного средства в трех экземплярах и акт технического осмотра транспортного средства в двух экземплярах либо акт государственного технического осмотра группы транспортных средств в трех экземплярах. Формы диагностической карты и актов технического осмотра утверждены Приказом МВД РФ и прилагаются к Правилам.

По смыслу положений раздела 4 Правил в случае соответствия конструкции и технического состояния представленного для осмотра транспортного средства требованиям, установленным нормативными правововыми актами, правилами, стандартами и техническими нормами, собственнику транспортного средства (его представителю) выдается талон о прохождении государственного технического осмотра. Такой талон по существу является официальным документом, разрешающим дальнейшую эксплуатацию транспортного средства до прохождения очередного государственного технического осмотра.

В соответствии с положениями абзаца 2 пункта 20 и абзаца 1 пункта 24 Правил в случае выявления на зарегистрированном транспортном средстве изменений конструкции, подлежащих внесению и не внесенных в регистрационные документы, а также в случае установления несоответствия технического состояния и оборудования транспортного средства хотя бы одному из требований безопасности дорожного движения эксплуатация такого транспортного средства запрещается.

Таким образом, при обнаружении в ходе осмотра транспортного средства указанных нарушений требований безопасности дорожного движения компетентное должностное лицо ГИБДД обязано принять решение о запрещении эксплуатации данного транспортного средства. Однако, при этом Правила не определяют, каким образом и в какой официально-документальной форме должно приниматься такое решение, как это решение должно исполняться. Очевидно, предполагается, что запрещение эксплуатации транспортного средства, подтверждается невыдачей собственнику этого транспортного средства (его представителю) талона о прохождеии государственного технического осмотра. Однако, с нашей точки зрения, этого явно недостаточно. Собственник транспортного средства может эксплуатировать его и при отсутствии у него талона о прохождении государственного технического осмотра, создавая при этом угрозу безопасности дорожного движения. В этой связи предлагается предусмотреть в Правилах следующий порядок запрещения эксплуатации транспортного средства по результатам его государственного технического осмотра.

В случае установления должностным лицом ГИБДД в ходе проведения государственного технического осмотра нарушений требований безопасности дорожного движения, предъявляемых к конструкции и техническому состоянию транспортного средства, собственнику транспортного средства (его представителю) выдается письменное предписание о запрещении эксплуатации транспортного средства до устранения обнаруженных нарушений. В таком предписании устанавливается срок устранения выявленных нарушений, который не должен превышать 20 дней. По истечении установленного для устранения нарушений срока транспортное средство должно быть представлено для повторного технического осмотра. Форму указанного предписания следует утвердить приказом МВД РФ в качестве приложения к Правилам.

3. Технико-надзорное производство, осуществляемое в ходе проведения проверок деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, участвующих в проверке технического состояния транспортных средств, а также юридических лиц, имеющих в собственности 50 и более единиц транспортных средств в городах, 25 и более единиц- в сельских населенных пунктах.

В соответствии с пунктом 15.4. Наставления по техническому надзору ГИБДД осуществляет контроль за качеством работ пунктов технического осмотра индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, участвующих в проверке технического состояния транспортных средств при государственном техническом осмотре. Указанный контроль осуществляется органами ГИБДД путем проведения ежедневных, плановых, внеплановых и контрольных проверок. Основания и сроки проведения перечисленных видов проверок определяются пунктами 15.4.1-15.4.4 Наставления

В соответствии с пунктами 17. 19 Наставления органами ГИБДД осуществляется контроль за соблюдением требований нормативных правовых актов юридическими лицами, имеющими в собственности 50 и более единиц транспортных средств в городах (25 и более единиц- в сельских населенных пунктах), зарегистрированных в ГИБДД. Такой контроль осуществляется посредством проведения проверок транспортных средств при выпуске их на линию, плановых и внеплановых проверок, контрольных проверок по выполнению ранее выданных предписаний.

Основания и сроки проведения перечисленных видов проверок юридических лиц установлены пунктами 21-23 Наставления

Рассмотрим стадии технико-надзорного производства, осуществляемого в ходе проверок деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

1. Возбуждение производства.

Рассматриваемое производство возбуждается при налиичи указанных в Наставлении оснований для проведения соответствующего вида проверки индивидуального предпринимателя или юридического лица. Однако при этом Наставление не устанавливают порядок принятия решений о проведении проверок соответствующего вида. Представляется, что в соответствии с требованиями статьи 7 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» в Наставлении необходимо установить какие именно должностные лица ГИБДД вправе назначать проведение проверки соответствующего вида и в форме какого именно официального документа (распоряжения, приказа и т.п.) должно выражаться решение о назначении проверки. В Наставлении следует определить требования, предъявляемые к содержанию и оформлению решения о назначении проверки.

2. Проведение проверки.

Процедура проведения проверок в отношении юридических лиц Наставлением не регламентируется. В частности, Наставление не содержат перечень действий, которые могут совершаться должностными лицами ГИБДД при проведении проверки соответствующего вида и не устанавливают последовательность совершения таких действий. В этой связи, с нашей точки зрения, в Наставлении необходимо определить перечень действий, которые могут совершаться проверяющими при проведении проверки соответствующего вида (осмотр транспортных средств, исследование документов, истребование объяснений от должностных лиц и индивидуальных предпринимателей и т.д.), установить последовательность их совершения, порядок официально-документального оформления. Кроме того следует установить права и обязанности должностных лиц, осуществляющих проверку, и права и обязанности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (их представителей), в отношении которых проводится проверка.

3. Оформление результатов проверки и принятие решения по делу.

В соответствии с положениями Наставления результаты проверок кроме ежедневных оформляются актами проверок. При этом требования к оформлению акта проверки установлены только в отношении актов проверок пунктов технического осмотра. В соответствии с пунктом 15.6. Наставления в акте проверки пункта технического осмотра указываются, кем она проведена, основание проведения проверки, место и время ее проведения, выявленные недостатки, а также сроки их устранения.

В соответствии с пунктами 21.4. и 24 Наставления результаты проверки транспортных средств при выпуске их на линию, а также результаты плановых, внеплановых и контрольных проверок офрмляются актами, составляемыми в произвольной форме.

С нашей точки зрения, в целях обеспечения единообразия надзорной практики органов ГИБДД в Наставлении необходимо предусмотреть общие требования к содержанию и оформлению акта проверки любого вида и в Приложении к Наставлению утвердить унифицированную форму такого акта.

В соответствии с пунктами 21.3., 21.4., 25 Наставления в случае выявления в ходе проверки нарушений нормативных правовых актов должностные лица ГИБДД вправе принять следующие решения:

а) В случае выявления нарушений при выпуске транспортных средств на линию принимается решение о запрещении эксплуатации транспортных средств и руководителю юридического лица или иному должностному лицу, ответственному за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, выдается письменное предписание об устранении выявленных нарушений;

б) В случае выявления нарушений при проведении плановых, внеплановых и контрольных проверок принимается решение о выдаче руководителю юридического лица или иному должностному лицу, ответственному за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, письменного предписания об устранении выявленных нарушений.

При этом Наставление не регламентирует процедуру запрещения эксплуатации транспортного средства. Представляется, что указание на запрещение эксплуатации транспортного средства до устранения выявленных нарушений нормативных правовых актов должно содержаться в предписании. Требования к содержанию и оформлению предписания также Наставлением не установлены. С нашей точки зрения, в Наставлении должны быть определены такие единые общие требования к содержанию и оформлению предписаний, выдаваемых по результатам проведенных проверок. Следует также утвердить в качестве приложения к Наставлению унифицированную форму предписания.

В случае установления в результате проведенной проверки в действиях (бездействии) индивидуального предпринимателя, юридического или должностного лица состава административного правонарушения должностным лицом ГИБДД возбуждается производство по делу об административном правонарушении посредством составления соответствующего протокола в порядке, предусмотренном КоАП РФ.

 

Автор: Сандалов Л.В.