10.02.2011 23610

Составы административных правонарушений, связанных с управлением водителем транспортным средством в состоянии опьянения (статья)

 

Правила дорожного движения в пункте 2.7 определяют, что водителю запрещается управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность дорожного движения.

У водителей, находящихся в состоянии опьянения, резко снижается реакция на поступающую информацию и на оценку факторов окружающей обстановки, нарушается координация движения, что приводит к совершению ошибок при управлении транспортным средством и нередко к дорожно-транспортным происшествиям. Пьяный водитель теряет способность правильно оценивать обстановку и выбирать верное решение в складывающейся дорожной ситуации. Одновременно такие водители проявляют лихачество и ведут транспортное средство с повышенной скоростью, совершают недозволенные обгоны, выезжают на полосы встречного движения и т.д., употребление спиртных напитков ведет к игнорированию элементарных мер предосторожности. Состояние опьянения уменьшает скорость реакции на зрительные и слуховые раздражители. Водитель даже в самой легкой степени опьянения не успевает своевременно приступить к выполнению того или иного действия, оценить более или менее неожиданную дорожную ситуацию и правильно на нее среагировать. Нарушает алкоголь и глубинное зрение – способность различать удаленность предметов, определять пространственное соотношение между соседствующими объектами. Резко меняется цветовосприятие, особенно красного и зеленого цветов. Водитель не сразу может перестроиться и приспособиться к искусственному освещению. А когда он выезжает из тоннеля, даже легкий дневной свет ослепляет его. Особенно велика опасность опьянения в ночное время, когда к неблагоприятному воздействию спиртного добавляется утомление, сонливость, а также ослепляющее воздействие фар встречных транспортных средств. Продолжительность такого ослепления у нетрезвых водителей в 1,5–3 раза превышает обычные показатели. У лиц, находящихся в состоянии опьянения, значительно сужается поле зрения, так как зрительное восприятие сосредоточивается лишь в узком конусе по направлению взгляда. Этот эффект опьянения, называется туннельным зрением.

Указанные нарушения проявляются из-за особенностей воздействия на человека этилового спирта, обладающего целым рядом эффектов. Ведущим среди них является действие на центральную нервную систему, кроме того, влияние сказывается на сердечно – сосудистой системе.

Эффекты, вызываемые при однократном приеме алкоголя и при его систематическом приеме, могут существенно различаться. По некоторым особенностям действия он близок к наркотическим анальгетикам и снотворным. Иными словами, этиловый спирт обладает многообразным фармакологическим и токсическим действием на нервную систему и другие системы организма человека. Кроме собственных эффектов алкоголя, его потребление может приводить в действие иные химические вещества и соединения, присутствующие в организме. Сложность физиологического действия алкоголя обусловлена индивидуальными особенностями и ситуационными влияниями. Это приводит к тому, что функциональные расстройства, появляющиеся после введения незначительного количества этанола, проявляются незначительно и имеют быстро проходящий характер, при введении больших дозировок отличается более специфический набор расстройств.

Наибольшей чувствительностью к этанолу отличаются системы, ответственные за оперативную переработку информации, память, моторные функции и эмоциональное реагирование. Ранимость названных функций значительно возрастает при дополнительных перегрузках. Эффекты алкоголя чаще всего выявляются тогда, когда перед индивидуумом встают задачи по выбору характера реагирования. В таких случаях объективно регистрируются сдвиги в интеллектуальной деятельности, снижение чувства опасности, утрата контроля за поведением.

Субъективное ощущение опьянения, влияние алкоголя и субъективные его проявления нельзя ставить в строгую параллель, это не одно и то же. Влияние алкоголя опережает субъективные ощущения опьянения и его внешние проявления. В некоторых случаях после приема небольшого количества алкоголя субъективных ощущений и клинических проявлений может не быть, а влияние будет налицо. Самым неточным образом оценивает свое состояние сам опьяненный. Нарушения под влиянием алкоголя и проявления опьянения в известной мере и до определенных пределов могут компенсироваться волей водителя, его напряжением внимания, стремлением казаться трезвым.

Поэтому многие водители считают, что алкоголь не оказывает на них никакого влияния в малых дозах. Анкетирование водителей транспортных средств показало, что около 40% водителей не считают управление транспортным средством в легкой степени опьянения опасным нарушением. Незнание водителями особенностей воздействия алкоголя на организм человека приводит к непониманию норм об ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения.

Иногда водители ошибочно полагают, что они в состоянии опьянения не попадут в дорожно-транспортное происшествие (ДТП), если двигаются по знакомому маршруту. Действительно, привычка водителя может уменьшать негативные эффекты алкоголя. Водитель, который едет на своей машине по знакомому маршруту, может и не попасть в ДТП, несмотря на потребление алкоголя. Однако если происходит что-то неожиданное, (кто-то перебегает дорогу), справиться с управлением не удается. Риск для водителя попасть в ДТП тот же, как и у неопытного водителя в той же степени опьянения.

Водитель становится потенциальным источником возникновения дорожно-транспортных происшествий, поэтому управление транспортными средствами водителями, находящимися в состоянии опьянения, представляет серьёзную угрозу для безопасности дорожного движения.

Статистика свидетельствует, что дорожно-транспортные происшествия (ДТП) по причине злоупотребления водителем, например, алкоголем имеют значительно более тяжкие последствия, чем ДТП, совершенные трезвыми водителями.

В России свыше трех четвертей всех ДТП связаны с нарушениями правил дорожного движения водителями транспортных средств. Практически в каждом шестом происшествии водитель находится в состоянии опьянения. До 2002 года по России отмечалось снижение уровня ДТП по вине водителей в состоянии опьянения. Однако тяжесть последствий таких ДТП продолжает оставаться одной из самых высоких.

Управление транспортным средством в состоянии опьянения – достаточно латентное нарушение. По результатам изучения общественного мнения, проведенного ГУГИБДД МВД РФ около трети (32,3%) опрошенных водителей признают, что им часто или иногда приходилось управлять транспортом в состоянии алкогольного опьянения. По результатам других исследований, ни разу не управляли транспортным средством в состоянии опьянения 31, 2% водителей, иногда управляют – 34,7%, редко – 19,4%, часто – 3,8%. Таким образом, более половины водителей могут себе позволить управлять в состоянии опьянения, не рискуя быть замеченными. Анкетирование показало также, что около 50 % водителей садятся за руль в состоянии опьянения в исключительных, по их мнению, случаях, то есть ставят личные интересы выше интересов безопасности дорожного движения.

Представляется, что низкая выявляемость правонарушений не способствует реализации принципа неотвратимости ответственности. Непонимание водителями опасности нарушения только усугубляет ситуацию.

Ответственность за управление транспортным средством в состоянии опьянения предусмотрена в статье 12.8. КоАП РФ.

Правонарушения не существует, если нет посягательства на объект. В науке административного права так же, как и в уголовном праве различают общий, родовой и непосредственный объекты правонарушений. Общим объектом административного правонарушения в сфере дорожного движения являются общественные отношения, охраняемые административно-правовыми нормами. Под родовым объектом правонарушений в сфере дорожного движения авторы понимают порядок дорожного движения, его безопасность, общественную безопасность, нормальную работу автотранспорта в сфере движения и перевозок. Некоторые относят порядок дорожного движения, его безопасность к непосредственному объекту нарушений правил дорожного движения. М. И. Костылев предлагает рассматривать объект в зависимости от учета степени опьянения: если степень опьянения не учитывать, то родовым объектом нарушений является порядок управления, если степень опьянения учесть, то родовым объектом необходимо признать безопасность дорожного движения.

Анализ имеющихся точек зрения по поводу классификации правонарушений в сфере дорожного движения позволяет сделать вывод о том, что часть правонарушений (управление транспортным средством в состоянии опьянения, превышение установленной скорости движения) посягает на безопасность дорожного движения, то есть непосредственно ставят под угрозу жизнь и здоровье участников дорожного движения, их имущество.

Под безопасностью дорожного движения понимается такое состояние процесса дорожного движения, которое исключает возможность совершения дорожно-транспортных происшествий, ибо человек сохраняет возможность управления машиной по своей разумной воле, руководствуясь требованиями правил дорожного движения. Правонарушение же посягает на это состояние безопасности, так как водитель в состоянии опьянения не может контролировать процесс движения в полной мере.

По нашему мнению, родовым объектом правонарушений, связанных с состоянием опьянения водителя являются общественные отношения в сфере дорожного движения, характеризующиеся своим состоянием безопасности, то есть защищенностью участников дорожного движения (их жизни, здоровья, имущества) от дорожно-транспортных происшествий. Степень опьянения влияет на риск совершения дорожно-транспортного происшествия, но даже без ее учета объектом нельзя признать порядок управления. На него посягает правонарушение, предусмотренное статьей 12.26 КоАП РФ – невыполнение законного требования сотрудника милиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

Содержание объективной стороны состава административного правонарушения составляют противоправное деяние, в отдельных случаях его общественно вредные последствия и причинная связь между деянием и наступившими последствиями. Управление транспортным средством в состоянии опьянения – формальный состав, последствий в виде материального вреда нет. Но связь деяния с объектом правонарушения имеется, так как изменения в охраняемых общественных отношениях происходят, то есть причинная связь налицо.

Эти изменения в объекте – нарушение состояния безопасности участников дорожного движения. Безопасное состояние объекта нарушается, когда нарушение правил и норм приводит к потере контроля за функционированием техники или состоянием веществ, способных причинить вред, возникает реальная угроза причинения вреда. На дальнейшее развитие событий лицо, создавшее угрозу причинения вреда, повлиять уже не может. Угроза – завершенный момент действия, его результат, но в то же время и полноценное последствие, выступающее в качестве признака состава. Она занимает свое место в пространстве и во времени, обладает качественной определенностью – наличием неконтролируемых сил, способных причинить вред.

Таким образом, последствием правонарушений, связанных с состоянием опьянения водителей транспортных средств, является угроза причинения вреда жизни, здоровью, имуществу участников дорожного движения. Поэтому ответственность водителя наступает независимо от места, времени совершения правонарушения.

Согласно ч. 1 ст.12.8 КоАП РФ противоправное деяние (действие) участника дорожного движения – это управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения.

Анализ имеющихся точек зрения авторов по поводу содержания понятия «управление транспортным средством», позволил сделать вывод, что под управлением транспортным средством следует понимать осуществление водителем, находящимся внутри транспортного средства, таких действий с рычагами управления, в результате которых это транспортное средство начало перемещаться с места стоянки или остановки, вне зависимости от расстояния перемещения, то есть управление начинается с момента движения транспортного средства. Такие подготовительные действия, как открывание дверей кабины, включение зажигания, включение двигателя не являются управлением транспортным средством (водитель, например, ждет кого-нибудь). Хотя некоторые авторы считают, что лицо реально управляет транспортным средством уже с момента включения двигателя, а не с момента начала движения, то есть готовое к движению, работающее транспортное средство уже представляет собой значительную общественную опасность. В связи с этим нахождение пьяного водителя в кабине автомобиля с включенным двигателем признается правонарушением. Действительно, за рубежом, например, в штате Вашингтон, действует Закон открытого сосуда. Водителю запрещено употреблять спиртные напитки в транспортном средстве, находящемся на шоссе, открывать спиртные напитки, переливать их в другие емкости. В перспективе, полагаем, возможно появление и такого состава правонарушения в КоАП РФ, что позволит дисциплинировать водителей.

Однако все авторы признают, что нельзя привлекать к ответственности водителей, которые будучи в нетрезвом состоянии вручную катили по дороге неисправный мотороллер или сидели в кабине стоящего неработающего транспортного средства, выполняли какую-либо работу непосредственно возле транспортного средства (заправка горючего, ремонт и т. д.).

Если рассматривать ч.2 ст. 12.8 КоАП РФ, то под передачей управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения, имеется в виду передача управления лицом, имеющим право управления транспортным средством (это может быть владелец транспортного средства или лицо, имеющее доверенность на управление транспортным средством) либо не имеющим такового (владелец транспортного средства), лицу, находящемуся в состоянии опьянения, независимо от того, имеет ли оно право управления транспортным средством или нет.

Правонарушение считается законченным, когда лицо, которому передано управление, привело в движение транспортное средство, то есть начало управлять им. Соответственно, такие действия, как устное разрешение управлять транспортным средством, то есть освобождение места водителя нельзя квалифицировать как правонарушение. Авторы считают, что для данного правонарушения не имеет значения, управляют ли другие лица транспортным средством в отсутствии водителя или в присутствии его. Главное, нарушение происходит с его ведома. Однако это не совсем верно, так как доказать, что лицо знало об управлении транспортным средством другим лицом, не находясь рядом, очень сложно. Поэтому вести речь о нарушении можно тогда, когда все лица находились в одном транспортном средстве.

Важнейшим признаком объективной стороны составов правонарушений, связанных с состоянием опьянения водителей транспортных средств является понятие “состояние опьянения” водителя. В КоАП не дается детального определения термина “состояние опьянения” водителя. По нашему мнению, управление транспортным средством водителем в состоянии опьянения – это управление в состоянии алкогольного, наркотического или токсикоманического опьянения, так как под “состоянием опьянения” в медицине понимается:

1. Алкогольное опьянение – развернутый синдром воздействия алкоголя на организм, его возникновение свидетельствует о выраженном нарушении способности индивидуума контролировать свое поведение в обычных условиях, что может быть связано как с количеством принятого алкоголя, так и с индивидуальной чувствительностью к нему. Синдром алкогольного опьянения включает в себя патологические изменения в психической сфере и поведении, расстройства в системе вегетативно – сосудистой регуляции, двигательные нарушения, запах алкоголя изо рта и положительные химические реакции на этиловый спирт.

В последнее время среди ученых и практиков ведется дискуссия о возможности установления в России предельно допустимой концентрации алкоголя в крови водителя. На данный момент такой концентрации в России не установлено, поэтому ответственность водителя наступает даже при незначительном употреблении алкоголя.

В большинстве зарубежных стран управление транспортным средством под воздействием алкоголя не запрещается, а лишь ограничивается количественно уровнем или степенью концентрации алкоголя в крови водителя. Влияние различных доз алкоголя на водительские способности человека и, как следствие, на вероятность совершения ДТП определено, по мнению зарубежных специалистов, достаточно чётко. Это дало основание для широкой поддержки идеи о том, что максимально разрешаемый уровень содержания алкоголя не должен превышать 0,5 грамм в расчёте на 1000 см3 или 1 литр крови (г/л). В Европейском союзе в настоящее время обсуждается возможность введения единого для всех государств-членов максимально разрешаемого уровня 0,5г/л.

В Венгрии, Румынии, Словакии, Японии водителям вообще запрещено употребление алкоголя. В Болгарии, Латвии, Турции, Югославии Австрии, Бельгии, Германии, Дании, Франции, Испании уровень содержания алкоголя в крови водителя не должен превышать 0,5 г/л; в Великобритании, Италии, Швейцарии – 0,8 г/л; в Швеции, Польше – 0,2 г/л; а в Испании – 0,3 г/л – максимально разрешенный уровень содержания алкоголя в крови для водителей грузовых и пассажирских (более 9 чел.) транспортных средств, автомобилей скорой помощи и пожарной охраны.

Таким образом, в большинстве стран уровень допустимого содержания алкоголя в крови водителя составляет 0,5 г/л.

Для молодых водителей устанавливаются другие границы, так как они не имеют достаточного водительского стажа, чтобы справиться с управлением в состоянии опьянения. Повышение концентрации алкоголя (на 0,2 г/л) свыше нормы для 16-20-летних представляет больший риск, чем для взрослых. Неопытность молодых водителей рассматривается как одна из важнейших причин ДТП среди водителей 16-20 лет, даже если они не употребляли алкоголь.

Национальная Служба Безопасности Дорожного движения США (The National Highway Traffic Safety Administration (NHTSA) активно участвует в продвижении законов, предусматривающих возраст 21 год, с которого действует норма, разрешающая водителю иметь определенную концентрацию алкоголя в крови водителя. Такие законы, устанавливающие границу 0,2 г/л или ниже для молодых водителей ("zero tolerance law") приняты в 29 штатах в целях предотвращения ДТП. Проанализированы данные о ДТП в тех штатах, где действовали такие законы не меньше года. ДТП с участием молодых водителей стало меньше на 16 процентов.

Многие авторы высказываются против установления в России допустимого уровня концентрации алкоголя в крови. Эксперты считают, что более правильной и объективной точки зрения следует считать ту, согласно которой невозможно устанавливать какие-то “границы”. Руль автомашины не может быть доверен водителю, который принял любое количество алкоголя, даже незначительное. При минимальном содержании алкоголя в крови при отсутствии субъективных ощущений опьянения и его объективных проявлений, у человека уже наблюдаются нарушения. «Нельзя российскому водителю разрешать иметь 0,5 промилле алкоголя в крови, у него будет обязательно 5,0». В. И. Жулев выступает и против дифференциации ответственности в зависимости от степени опьянения, считая, что интересы безопасности движения однозначно диктуют необходимость предупреждения случаев управления транспортом в состоянии опьянения независимо от его степени.

В ходе работы над КоАП РФ в проекте были предложены положения о количественном закреплении степени концентрации алкоголя в крови (0,2 г/л), однако позже от этого отказались. В ходе исследования выяснилось, что 80 % опрошенных водителей посчитали необходимым законодательно установить максимально разрешенный уровень содержания алкоголя в крови водителя, как в зарубежных странах, и привлекать к ответственности за его превышение. Среди сотрудников ГИБДД «за» оказались 5 %, «против» – 86%, остальные затруднились с ответом. Такие полярные мнения показывают, что водители и сотрудники ГИБДД по-разному относятся к вопросам ответственности. С одной стороны, водители плохо представляют, какое влияние на организм оказывает алкоголь, но с другой, учет мнения водителей (в разумных пределах) позволит повысить эффективность норм, предусматривающих ответственность за управление транспортными средствами в состоянии опьянения.

Попробуем определить, какое влияние могут оказывать те или иные концентрации алкоголя в крови на безопасность дорожного движения. Степень изменения функций водителя находится в предметной зависимости от концентрации алкоголя в крови. У большинства водителей уже при уровне 0,3 – 0,5 промилле алкоголя (минимальная доза для констатации степени опьянения) снижается острота восприятия и осторожность, также способность правильно определять дистанцию и интервалы движения. По мере увеличения дозы алкоголя отклонение от нормального поведения возрастает, что проявляется в расстройстве координации движений, снижении внимания и чувства самоконтроля, уменьшении собранности, рассудительности действий, понижение способности правильно ориентироваться в окружающей дорожной обстановке, нарушение способности правильно воспринимать звуковые и световые сигналы и адекватно реагировать на них и т.п.. Исследования, проведенные в различных странах, свидетельствуют о том, что при содержании в крови водителя алкоголя на уровне 0,3 – 0,9 промилле вероятность ДТП увеличивается в 7 раз, при 1,0-1,4 – в 31 раз, при более чем в 1,5 промилле – в 128 раз. По другим данным, риск ДТП возрастает пропорционально увеличению концентрации алкоголя, но чем сложнее дорожная ситуация, тем меньшая концентрация алкоголя может привести к ДТП. По сравнению с водителями, которые не употребляли алкоголь, риск ДТП возрастает для водителей с концентрацией 0,2-0,4 г/л – в 1,4 раза; для водителей с концентрацией 0,5-0,9– в 11,1 раза; 1,0-1,4 – в 48 раз; больше 1,5 – в 380 раз.

Сведения медицинских экспертов говорят о зависимости совершения ДТП от уровня содержания алкоголя в крови: при автопроисшествиях концентрация алкоголя в крови встречаются в следующих случаях: менее 0,8 г/л - в 35,5%, в пределах от 0,8-1,6 г/л - в 36, 6 % и более 1,60 г/л - в 25,9% случаев. Содержание алкоголя в крови выше 1,50 г/л находили почти исключительно у погибших при автомобильных авариях.

По данным зарубежных исследователей, низкие концентрации алкоголя в крови не опасны для вождения автотранспорта и поэтому введено понятие о нижней границе содержания алкоголя в крови для возможности вождения автотранспорта; одни исследователи рекомендуют содержание алкоголя в крови 0,4-0,6 г/л, другие исследователи - более высокие значения - 0,6-0,7-0,8 г/л. При содержании алкоголя 0,6 г/л способности к вождению снижаются на 25-30 % и прогрессивно снижаются при повышении концентрации алкоголя в крови.

В иностранной прессе высказывается мнение о границах относительной и абсолютной невозможности вождения автотранспорта любым человеком. Границей относительной невозможности вождения автотранспорта принято содержание алкоголя в крови 1,00 г/л, а абсолютной - 1,50 г/л и близкие к ним значения.

Установлено, что, начиная с содержания алкоголя в крови 1,50 г/л и выше, нарушения моторных, сенсорных способностей идет примерно параллельно с повышением уровня алкоголя в крови, независимо от степени привыкания к алкоголю и ряда внешних и внутренних причин.

Некоторые исследователи рекомендуют устанавливать специальные границы невозможности вождения автомашин тех или иных марок (грузовых, легковых машин с прицепами, скоростных и пр.) для мотоциклов, велосипедистов и свои “границы” для пешеходов.

Полагаем, что установление предельно допустимых концентраций алкоголя в крови водителя в России необходимо. Изученная нами сводная ориентировочная схема соотношения концентрации алкоголя в крови и проявлений опьянения, позволила сделать вывод, что до 0,20 г/л содержание алкоголя в крови (иногда называемое авторами “физиологическое” или повышенное “физиологическое” содержание алкоголя в крови) может повышаться и без приема алкоголя, после приема большого количества бродящего винограда и некоторых фруктов, пищевых средств и быть при некоторых состояниях организма. В некоторых случаях подобное содержание вызвано употреблением алкоголя, но лицо полагает, что уже не находится в состоянии опьянения. Такие ситуации возможны, когда после сильного опьянения по истечении определенного времени лицо принимает небольшое количество алкоголя, вызвав повышение содержания его в крови. Лицо не считает себя виновным, так как не могло предвидеть особенности реакции организма после предшествующей алкогольной интоксикации. Соответственно наказание водителя будет несправедливым. Если же и при столь малом содержании алкоголя врач выявит нарушения функционального состояния, требующие отстранения от работ с источниками повышенной опасности, то возможно привлечение лица к ответственности по другой статье (предложенной нами статье 12.38. КоАП РФ).

Отсутствие такого значения в КоАП РФ влечет недоразумения в правоприменительной практике. Учитывая, что картина опьянения может проявляться в зависимости от индивидуальных особенностей человека, врачи вынуждены иногда давать такое заключение: «Установлен факт употребления алкоголя, признаков опьянения не выявлено». Это примерно, 15% водителей от количества лиц, у которых установлено алкогольное опьянение. Юристам сложно понять смысл заключения, означающего, что нет картины опьянения, хотя нарушения водительских способностей все же присутствуют. Фактически лицо освобождается от ответственности. Ориентируясь на определенную границу можно исключить такие случаи.

Конечно, установление любых пределов – это компромисс с водителями, но он необходим, так как позволит дифференцировать ответственность и сосредоточить внимание на наказании действительно опасных нарушителей, упростить процедуру доказывания по делам.

2. Наркотическое опьянение (одурманивание), токсикоманическое опьянение. В последние годы за рубежом большое внимание уделяется изучению риска, связанного с управлением транспортными средствами водителями под воздействием наркотических препаратов. Опасность управления транспортными средствами после приёма наркотических препаратов признана очевидной. Как было определено, в различных государствах Европейского союза от 1 до 2% водителей употребляют запрещённые наркотические средства. Среди взрослого населения в среднем до 10% водителей управляют автомобилем, находясь под воздействием предписанных по медицинским показаниям наркотических препаратов.

В связи с недостаточной изученностью вопроса о влиянии различных наркотиков на способность человека управлять транспортным средством, количественные ограничения на их употребление водителем за рубежом не приняты. В настоящее время во многих странах (Австрия, Великобритания, Нидерланды, Франция, Швейцария и др.) отсутствуют специальные законодательные нормы об ответственности водителя за управление транспортным средством в состоянии наркотического опьянения. В основном в этих государствах в законах о дорожном движении существует единое положение о запрещении управления транспортным средством под воздействием алкоголя и наркотиков (иногда ещё и иных психотропных веществ).

В 1998г. в Германии, в 1999г. в Бельгии были приняты законы, в соответствии с которыми правонарушением является сам факт наличия наркотиков в крови водителя. И в той, и в другой стране определён перечень наркотических веществ, употребление которых водителю запрещено.

Современной наркоситуации в России присущи такие устойчивые негативные тенденции, как ежегодное увеличение числа потребителей наркотических средств и психотропных веществ. На учете в органах здравоохранения состоит более 400 тыс. человек, а по экспертным оценкам количество потребителей наркотиков достигло 3 млн. человек, снижается средний возраст начала потребления наркотических средств до 14 лет. В 2002 году в городе Перми среди водителей, управлявших транспортным средством в состоянии опьянения по результатам медицинского освидетельствования в наркотическом опьянении оказалось около 10 % водителей от числа водителей в состоянии опьянения, причем эта цифра с 1999 года выросла в два раза. В состоянии токсикоманического опьянения водители задерживаются крайне редко.

Анализ нормативных актов, действующих в этой сфере, позволил сделать вывод, что существующий порядок не обеспечивает исключения из процесса дорожного движения лиц, имеющих медицинские противопоказания для осуществления деятельности, связанной с источником повышенной опасности. В соответствии с Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, установлено, что если лицу поставлен один из диагнозов «алкоголизм», «наркомания» или «токсикомания», то это является противопоказанием для осуществления деятельности, связанной с управлением транспортным средством. Однако обязательное психиатрическое освидетельствование работников, осуществляющих отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности, проводится врачебной комиссией на основании выданного работодателем направления, то есть речь идет только о наемных работниках, чья деятельность связана с управлением транспортным средством. Остальные же водители получают справку, что не состоят на учете в органах здравоохранения, то есть не имеют диагнозов, препятствующих получению ими прав. Так как самого освидетельствования не проводится, лицо может быть больно алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, но не состоять на учете. Установить диагноз возможно в случае добровольного обращения лица, либо по решению суда.

В остальных случаях, даже если лицо задерживается в состоянии наркотического, токсического опьянения, оснований для установления диагноза нет. Так, лицо, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно больно наркоманией, находится в состоянии наркотического опьянения либо потребило наркотическое средство или психотропное вещество без назначения врача, может быть направлено на медицинское освидетельствование, для этого судьи, прокуроры, следователи, органы дознания выносят постановление. В случае установления факта потребления наркотических средств нет оснований обязывать его периодически являться для наблюдения в медицинское учреждение, без чего диагноз не может быть установлен. А ведь это лицо может иметь право на управление транспортным средством и просто необходимо контролировать его дальнейшее состояние. Тем более непонятен тот факт, когда водитель транспортного средства задерживается в состоянии наркотического опьянения и в дальнейшем не принимается никаких мер, кроме постановки его на учет («группа риска»). Еще одной проблемой является то, что в КоАП РФ не идет речи о конкретном виде опьянения, поэтому врачи в акте не указывают, что опьянение вызвано наркотическими средствами, и это затрудняет ведение учета лиц.

Информация о лицах, допустивших немедицинское потребление наркотических, токсикоманических, средств может поступать и из других лечебно-профилактических учреждений, по извещениям «Скорой помощи», что позволяет пополнять учет по «группе риска». Ведение учета должно иметь логическое продолжение – необходимо наблюдать за этими лицами, то есть обязывать являться на периодические осмотры, если они осуществляют отдельные виды профессиональной деятельности, в том числе деятельность, связанную с источником повышенной опасности (целесообразно иметь доступ к базам ГИБДД, чтобы выявить водителей транспортных средств). Полагаем, в случае выявления признаков психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, гражданин должен направляться врачом на освидетельствование после наблюдения за его состоянием в течение установленного срока. Подобное положение должно содержаться в Законе РФ от 2 июля 1992 г. (в ред. от 10 января 2003 г.) «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».

Водителей, управлявших транспортным средством в состоянии наркотического опьянения, необходимо ставить на учет как группу риска и наблюдать в течение определенного периода, а затем решать вопрос об установлении соответствующего диагноза с последующим прекращением действия права управления транспортным средством. Иначе получается замкнутый круг: при получении права на управление транспортным средством лицо не проходит обследования, и даже когда лицо попадает в группу риска, нет оснований наблюдать за его состоянием и установить диагноз. Необходимо ждать добровольного волеизъявления либо решения суда о принудительном лечении.

Статья 28 Закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 10.01.2003 г.) к основаниям прекращения действия права на управление транспортными средствами относит ухудшение здоровья водителя, препятствующее безопасному управлению транспортными средствами, подтвержденное медицинским заключением. Представляется, что медицинская комиссия при установлении соответствующего диагноза должна информировать уполномоченный орган. Процедура прекращения действия права на управление транспортными средствами не предусмотрена, поэтому необходимо внести изменения в Закон «О безопасности дорожного движения», предусмотрев в нем следующее положение: «Медицинское заключение об ухудшении здоровья водителя, препятствующему безопасному управлению транспортными средствами, подлежит рассмотрению судьей, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, влекущих применение в качестве одной из санкций лишение права на управление транспортными средствами». Наличие разработанных процессуальных норм позволит вести речь о самостоятельном производстве по делам о прекращении действия права на управление транспортными средствами.

Незаслуженно забыты положения об организации подразделениями ГИБДД профилактической работы по предупреждению распространения наркомании и токсикомании среди водительского состава, об анализе состояния аварийности, связанной с наркотическим опьянением участников дорожного движения, о работе по выявлению потребителей наркотиков среди водителей, о ведении списочного учета таких водителей. Ведение учета водителей, в отношении которых может последовать направление материалов в суд для прекращения права управления, целесообразно также и в ГИБДД.

Субъектом правонарушений, предусмотренных статьями 12.8 и 12.26 КоАП РФ, является водитель транспортного средства. Но прежде всего это гражданин РФ, лицо без гражданства или иностранный гражданин, не пользующийся дипломатическим иммунитетом, достигший 16 – летнего возраста, вменяемый. Необходимо отметить, что военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов, несут ответственность за нарушение правил дорожного движения на общих основаниях (Статья 2.5 КоАП). Существуют ограничения на привлечение некоторых лиц к ответственности, налагаемой в судебном порядке.

На основании Правил дорожного движения водителем признается “лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо, а также обучающий вождению”, то есть лицо может и не иметь права на управление транспортным средством, но все равно будет считаться водителем. Под транспортным средством понимается “устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем”.

Для субъективной стороны рассматриваемых составов характерно то, что правонарушение, предусмотренное ч.1 статьи 12.8, характеризуется умышленной виной, а часть 2 – как умыслом, так и неосторожностью (водитель мог не знать, что передает управление лицу, находящемуся в состоянии опьянения), так как диспозиция части 2 не содержит такого квалифицирующего признака, как заведомость передачи управления. Хотя ответственность во втором случае должна быть предусмотрена меньшая, целесообразно предусмотреть самостоятельное деяние – передача управления лицу, заведомо находящемуся в состоянии опьянения.

Не образуют состава правонарушения действия водителя, если он передает управление лицу под воздействием насилия или угрозы его применения, когда водитель вынужден передать управление, например, сотруднику милиции, а также при самовольном завладении транспортным средством лицом в состоянии опьянения.

Форма вины водителя в состоянии опьянения определяется характером отношения к созданию угрозы безопасности дорожного движения: лицо осознает опасность правонарушения и допускает создание угрозы безопасности дорожного движения либо относится к этому безразлично.

Таким образом, можно предложить следующее определение понятия «управление транспортным средством водителем в состоянии опьянения» – это управление транспортным средством водителем в состоянии алкогольного (то есть с превышением допустимой концентрации алкоголя в крови 0,2 г/л), наркотического или токсикоманического опьянения.

В статье 12.32 КоАП предусмотрена ответственность за допуск к управлению транспортным средством водителя, находящегося в состоянии опьянения.

Субъектами рассматриваемого правонарушения являются должностные лица, ответственные за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств.

Появление в нормативных актах специальных требований к должностным лицам и, соответственно, санкций за невыполнение указанных требований, обусловлено необходимостью обеспечения безопасности дорожного движения при эксплуатации транспортных средств, управляемых наемными работниками. Владельцами транспортных средств в условиях рыночной экономики выступают как государственные, так и муниципальные транспортные предприятия, частные предприниматели, осуществляющие перевозочную деятельность. На эти предприятия возлагаются обязанности по осуществлению мероприятий, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения.

На основании Закона «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим в дорожно - транспортных происшествиях.

Организация обязана обеспечить контроль за состоянием здоровья водителей, не допускать к управлению транспортными средствами лиц, находящихся в состоянии опьянения или в болезненном состоянии, для чего необходимо организовать проведение предрейсовых, межрейсовых и послерейсовых (в зависимости от условий работы) медицинских осмотров водителей транспортных средств в порядке, определяемом Министерством здравоохранения Российской Федерации; обеспечить учет и анализ данных медосмотров водителей с целью выявления водителей склонных к злоупотреблению алкогольными напитками, употребляющих наркотические средства, страдающих хроническими заболеваниями. Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом является наличие в штате юридического лица должностных лиц, ответственных за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедших в установленном порядке аттестацию на право занятия соответствующей должности.

Однако во многих автохозяйствах водители допускаются к выполнению перевозок без прохождения ежедневного медосмотра. Низкий контроль со стороны администрации предприятий и предпринимателей за соблюдением водителями трудовой и транспортной дисциплины, формальное проведение или отсутствие предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей приводит к снижению уровня безопасности перевозок.

Возложение обязанности по организации предрейсового осмотра водителей на частных предпринимателей влечет для них определенные трудности. В штате не все имеют медицинского работника, поэтому приходится решать вопрос с обслуживанием в медицинском учреждении, при этом нужно учитывать, что предрейсовые осмотры водителей транспортных средств находятся в перечне работ и услуг, входящих в медицинскую деятельность, осуществляемую на основании лицензии. В действительности отметки об осмотре в медицинском учреждении проставляются на месяц.

Как показал анализ статистических данных, работа по выявлению правонарушений, предусмотренных статьей 12.32 КоАП РФ фактически не ведется, так как реально доказать вину соответствующего должностного лица не представляется возможным из-за разрыва во времени между выпуском водителя в рейс и моментом освидетельствования. Водитель может употребить алкогольный напиток и в пути следования. Дежурить же у ворот предприятий у сотрудников ГИБДД нет возможности, хотя, в принципе, проведение иногда таких рейдов было бы целесообразно. В ряде случаев возможно привлечение предприятий к ответственности за нарушение лицензионных требований (ч.3 ст.14.1 КоАП РФ).

Полагаем, следует внести изменения в статью 12.32 КоАП РФ, предусмотрев ответственность субъектов, осуществляющих перевозочную деятельность, за невыполнение обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения. Можно предложить следующую редакцию статьи 12.32 КоАП РФ:

«Статья 12.32 КоАП РФ. Невыполнение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения.

Невыполнение юридическими лицами и индивидуальные предприниматели, осуществляющими на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения –

Влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 50 минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц в размере от 100 до 500 минимальных размеров оплаты труда.»

Информация о привлечении к административной ответственности водителей-профессионалов за управление транспортным средством (в том числе личным) в состоянии опьянения должна поступать в лицензирующие органы для проведения в дальнейшем проверок этих предприятий. Целесообразно оказывать необходимую методическую помощь и, конечно, поощрять те предприятия, на которых нет нарушений. Государство могло бы оказать помощь мелким транспортным предприятиям в приобретении приборов для определения состояния опьянения водителей. В итоге затраты на их приобретение окупятся. Без содействия и надлежащего контроля государственных органов, организациям и предпринимателям проблему обеспечения безопасности дорожного движения не решить.

Таким образом, можно предложить следующее определение правонарушения, связанного с состоянием опьянения водителя транспортного средства – это управление водителем транспортным средством в состоянии алкогольного (то есть с превышением допустимой концентрации алкоголя в крови 0,2 г/л), наркотического или токсикоманического опьянения, а также невыполнение обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, могущее повлечь или повлекшее такое деяние.

Нарушения здоровья водителя проявляются и при управлении транспортными средствами в утомленном состоянии. Например, тот, кто несколько суток подряд спал всего по 4 часа, пребывает в состоянии, которое можно сравнить лишь с тяжелым похмельным синдромом, - как если бы уровень алкоголя в крови равнялся 0,5 промилле. Всего лишь одна бессонная ночь замедляет рефлексы человека так же, как 0,8 промилле алкоголя. К сожалению, пока еще не изобретен аппарат, который фиксировал бы, сколько часов спал шофер накануне. Человек, не спавший 17-19 часов, за рулем автомобиля так же опасен, как пьяный. Сон овладевает утомленным водителем настолько неодолимо, что он этого не замечает. На какое-то мгновение он впадает в забытье, во время которого продолжает управлять автомашиной, но с отключенным восприятием. Исследования показывают, что сон менее 6 часов в сутки ухудшает координацию движений, скорость реакций и принятия решений. Еще более серьезную угрозу представляют невыспавшиеся водители в темное время суток. В одной только Мексике половина всех автокатастроф происходит ночью. Из них больше трети связано с усталостью водителя.

Состояние здоровья водителя, по мнению ученых, оказывает значительное влияние на безопасность дорожного движения. Так, В. Миддендорф на основании исследования ряда групп водителей констатирует, что в группе из 600 человек, которые были виновны в совершении дорожно-транспортных происшествий, у 60% обнаружены признаки различных заболеваний, а в группе из 2500 водителей 35% не должны были управлять транспортными средствами из-за таких заболеваний, как сердечная недостаточность, прогрессирующий сахарный диабет, дальтонизм и т. п.. Социологический опрос водителей, проведенный Н. В. Якубенко, показал, что реально прошли медицинские комиссии в полном объеме не более 35-40% кандидатов в водители. Однако статистика, отражающая влияние состояния здоровья водителя на совершение ДТП, не ведется ни в одном государственном органе, что свидетельствует о недостаточной изученности этой проблемы в России. На несовершенство правового регулирования медицинских аспектов контроля за состоянием водителя указывает то, что водитель ни при каких обстоятельствах не несет ответственности за состояние собственного здоровья и наличие медицинских противопоказаний, поэтому целесообразно ввести в практику институт декларирования водителем состояния своего здоровья при прохождении медицинского освидетельствования. Представление заведомо недостоверных данных должно повлечь ответственность, и за рубежом такая практика уже существует. В некоторых странах действует положение, согласно которому проводится комплексное освидетельствование всех лиц, совершивших серьезные нарушения правил дорожного движения.

Влияние на безопасность дорожного движения оказывает употребление лекарственных препаратов за рулем. Многие лекарства угнетают центральную нервную систему, вызывают вялость и сонливость, нарушают координацию движений, снижают скорость принятия решений, что вызывает риск дорожно-транспортных происшествий. К таким препаратам относят нейролептики, которые тормозят работу центральной нервной системы, не нарушая сознания; антидепрессанты; транквилизаторы снижают способность концентрироваться и нарушают тонкие скоординированные движения; препараты лития при долгом использовании ослабляют концентрацию внимания; антигистаминные средства; препараты обладающие снотворным и седативным действием. Сочетание алкоголя с некоторыми лекарствами увеличивает риск ДТП. В сочетании с алкоголем сильнее влияют седативные препараты и транквилизаторы, антидепрессанты и антигистаминные препараты.

За рубежом примерный перечень таких препаратов существует, в аннотациях к препаратам делаются необходимые отметки. Представляется целесообразным закрепить такой перечень в официальном порядке и при изучении Правил дорожного движения доводить до водителей такую информацию.

Несмотря на запрет управлять транспортным средством под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность дорожного движения, ответственности за подобные действия не предусмотрено. В проекте КоАП РФ была сделана такая попытка, но позже от данных положений разработчики отказались. Полагаем, такая ситуация сложилась из-за отсутствия механизма привлечения к ответственности за подобные нарушения. Однако вести речь о полном отсутствии правовой базы нельзя. Методические указания о медицинском освидетельствовании для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения, утвержденные Минздравом СССР 2 сентября 1988 года предусматривают, что при проведении освидетельствования на состояние опьянения, необходимо выявлять нарушения функционального состояния, требующие отстранения от работ с источниками повышенной опасности.

Согласно данному документу, при освидетельствовании могут быть выявлены и другие, не обусловленные нетрезвым состоянием, расстройства здоровья, что является медицинским показанием для отстранения освидетельствуемого лица от деятельности, связанной с управлением источником повышенной опасности по состоянию здоровья.

В ходе обследования испытуемых нередко диагностируются синдромы, обусловленные предшествующим потреблением спиртных напитков, при которых, однако, этиловый спирт в организме не обнаруживается. Выявление признаков нарушения функций, которые предположительно могут быть обусловлены предшествующей алкогольной интоксикацией, но не являются строго специфичными и могут иметь место и при различных заболеваниях и состояниях, и своевременное отстранение освидетельствуемого от работы с источниками повышенной опасности имеет немаловажное профилактическое значение.

Как представляется, необходимо наделить сотрудников милиции правом отстранения от управления транспортным средством и направления на медицинское освидетельствование водителя при подозрении его в управлении транспортным средством с нарушениями функционального состояния здоровья, которые создают угрозу безопасности дорожного движения, внеся изменения в статью 27.12 КоАП РФ. Конечно, выявлять нарушения по внешним признакам смогут сотрудники ГИБДД, прошедшие определенную подготовку. Думается, попытки текущего контроля на первых порах вызовут неприятный «виток напряженности» во взаимоотношениях с водителями, но интересы обеспечения безопасности дорожного движения важнее.

Европейская Конвенция о международных последствиях лишения права управления транспортными средствами (ETS № 88), принятая 3 июня 1976 года в Брюсселе, предусматривает в приложении, что лишение права управления транспортным средством может применяться в случае совершения деяний, среди которых:

1. Управление транспортным средством:

a) в состоянии опьянения или под воздействием алкоголя;

б) под воздействием наркотиков или других веществ, оказывающих аналогичное воздействие;

в) в плохом физическом состоянии в результате чрезмерной усталости;

2. Отказ выполнить указание полицейского, связанное с дорожным движением.

Таким образом, уже давно была предпринята попытка привлечь внимание исследователей и практиков к проблеме здоровья водителей. Анкетирование, проведенное среди водителей и сотрудников ГИБДД, показало, что треть водителей и 57 % сотрудников считают управление транспортным средством под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии опасным. На наш взгляд, необходимо предусмотреть в КоАП РФ статью 12.38.:

«12.38. Управление транспортным средством водителем под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, создающем угрозу безопасности дорожного движения.

Управление транспортным средством водителем под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, создающем угрозу безопасности дорожного движения –

влечет наложение штрафа в размере от 10 до 20 минимальных размеров оплаты труда».

Обобщая вышесказанное, представляется возможным сделать следующие выводы:

1. Правонарушения, связанные с состоянием опьянения водителей транспортных средств, посягают на состояние безопасности дорожного движения. Алкоголь, наркотические средства обладают многообразным фармакологическим и токсическим действием на нервную систему и другие системы организма человека, что приводит к совершению ошибок при управлении транспортным средством и нередко к дорожно-транспортным происшествиям. Однако распространенность подобных нарушений свидетельствует о недостаточном понимании водителями их опасности. Правоприменительные органы пока не в состоянии выявлять нарушения в должной мере.

2. Установление предельно допустимых концентраций алкоголя в крови водителя в России, как в большинстве зарубежных стран, необходимо. Уровень 0,2 г/л, указывающий на несомненный факт приема алкоголя, вполне приемлем. Это позволит исключить ошибки при установлении состояния опьянения, дифференцировать ответственность, упростить процедуру доказывания по делам и сосредоточить внимание на наказании действительно опасных нарушителей. Так как степень изменения функций водителя находится в предметной зависимости от концентрации алкоголя в крови, необходимо дифференцировать ответственность водителя в зависимости от степени превышения допустимой концентрации алкоголя в крови.

Можно предложить следующее определение понятия «управление транспортным средством водителем в состоянии опьянения» – это управление транспортным средством водителем в состоянии алкогольного (то есть с превышением допустимой концентрации алкоголя в крови 0,2 г/л), наркотического или токсикоманического опьянения.

3. В случае выявления признаков психиатрических противопоказаний для осуществления деятельности, связанной с источником повышенной опасности у водителей, их необходимо ставить на учет в медицинском учреждении и наблюдать в течение определенного периода, а затем решать вопрос об установлении диагноза «алкоголизм», «наркомания» или «токсикомания» с последующим прекращением действия права управления транспортным средством.

4. Необходимо предусмотреть административную ответственность за управление транспортным средством под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, создающем угрозу безопасности дорожного движения.

5. Следует внести изменения в статью 12.32 КоАП РФ, предусмотрев более серьезную ответственность за невыполнение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения.

 

Автор: Иванова О.А.