07.06.2012 8213

Механизм правового регулирования стимулирования служебной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы

 

Правовые основы стимулирования служебной деятельности сотрудников УИС - это правовые источники, правовая природа и нормативно-правовое выражение процесса стимулирования сотрудников уголовно-исполнительной системы с целью активизации и увеличения эффективности их служебной деятельности.

Однако, на наш взгляд, ошибочно понятие правовых основ стимулирования служебной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы отождествлять только с теми нормативно-правовыми актами, в которых содержатся правовые нормы стимулирующего характера, так как простое перечисление декларированных норм, закрепляющих определенные стимулы к службе, не способно отразить всю сложность механизма правового воздействия и правового регулирования поведения сотрудников.

Рассмотрение правовых основ стимулирования служебной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы, по нашему мнению, необходимо осуществлять с использованием такого общетеоретического правового понятия, как механизм правового регулирования.

Механизм правового регулирования - это система юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях упорядочения общественных отношений, содействия удовлетворению интересов субъектов права.

Исходя из данного определения можно выделить признаки, характеризующие цель механизма правового регулирования, средства ее достижения и результативность.

Цель механизма правового регулирования - обеспечить упорядочение общественных отношений, гарантировать справедливое удовлетворение интересов субъектов. Это главный, содержательный признак, объясняющий значимость данной категории и показывающий, что роль механизма правового регулирования заключается в организации социальной жизни, осуществлении интересов людей. Механизм правового регулирования - специфический «канал», соединяющий интересы субъектов с ценностями и доводящий процесс управления до логического результата.

Механизм правового регулирования - организационное воздействие правовых средств, позволяющее в той или иной степени достигать поставленных целей, то есть результативности, эффективности. Как и любой иной управленческий процесс, правовое регулирование стремится к оптимизации, действенности правовой формы, в наибольшей мере создающей режим благоприятствования для развития полезных общественных отношений.

В свою очередь, правовое регулирование, в том числе связанное со стимулированием служебной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы, может осуществляться тремя способами регулирования, такими как:

1. дозволение - предоставление сотруднику уголовно-исполнительной системы возможности совершать определенные действия в собственных интересах (например, сотрудник имеет право на единовременное денежное вознаграждение по итогам календарного года);

2. обязывание - возложение на сотрудников необходимости совершать активные, указанные в нормативном акте действия (например, добросовестно выполнять свои служебные обязанности в течение календарного года);

3. запрещение - необходимость воздержания от конкретных действий (например, сотрудник не должен допускать упущений по службе и нарушений служебной дисциплины).

Следует различать понятия правового регулирования и правового воздействия.

Если правовое регулирование обычно определяют как осуществляемое всей системой юридических средств воздействия на общественные отношения с целью их упорядочения, то правовое воздействие - как взятый в единстве и многообразии весь процесс влияния права на социальную жизнь, сознание и поведение людей. Это означает, что вся нормативно-правовая база, связанная со стимулированием служебной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы, хотя и создана специально для правового регулирования отношений строго определенного круга субъектов - сотрудников УИС, однако воздействовать может на сознание и поведение большего круга людей. Так, определенная категория людей, не связанных с уголовно-исполнительной системой, зная правовой статус, условия и порядок прохождения службы в УИС, может быть мотивирована этими положениями на поступление на службу в органы и учреждения пенитенциарной системы.

Возвращаясь к механизму правового регулирования, связанного с вопросами стимулирования служебной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы, необходимо отметить, что ему присущи общеизвестные черты механизма правового регулирования, но его элементы имеют свою специфику.

В механизме правового регулирования стимулирования служебной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы можно выделить следующие элементы:

- нормы права по стимулированию сотрудников уголовно-исполнительной системы - устанавливающие модель поведения и стимулирующий эффект. Как отмечает А.А. Петров, «такие нормы являются основой для правового стимулирования, так как описывают признаки поведения и состояние субъектов стимулирующего правоотношения, вызывающего позитивные последствия». Остальные элементы механизма правового регулирования предусмотрены нормами права и носят поднормативный характер;

- юридические факты - это предусмотренные нормами права обстоятельства реальной жизни, влекущие наступление позитивных юридических последствий. Применение мер стимулирования обычно связано с добросовестным исполнением сотрудником своих функциональных обязанностей или высокими служебными показателями;

- правоотношение - с его помощью заложенные в стимулирующих правовых нормах модели поведения находят воплощение в поведении сотрудников и других сторон служебных правоотношений. Это взаимодействие наделенных правами и обязанностями сотрудника и органа (учреждения) уголовно-исполнительной системы, выступающего в качестве работодателя, урегулированное нормами права по стимулированию сотрудников. Они связаны с наличием норм права, наделяющих сотрудников и администрацию органа (учреждения) уголовно-исполнительной системы правами и обязанностями, с наступлением юридических фактов;

- акты реализации прав и обязанностей субъектами - это конкретные действия субъектов стимулирующих правоотношений, связанные с благоприятными для сторон последствиями и выполнением связанных с этим обязанностей. Это могут быть действия сотрудников и администрации органа (учреждения) уголовно-исполнительной системы, выступающего в качестве работодателя, в форме соблюдения (ненарушения установленных запретов), исполнения (выполнения обязанностей в отношении другой стороны) и использования (осуществления субъективных прав для получения благ);

- акты правоприменения используются при нарушении обязанностей сторонами стимулирующих правоотношений по наступлению благоприятных последствий или для реализации конкретных правовых норм по стимулированию сотрудников органов (учреждений) УИС.

Такие акты выносятся компетентным органом по разрешению юридического дела, в результате которого после выполнения всех регламентированных стадий рассмотрения выносится индивидуальный властный правоприменительный акт. Как отмечает А.А. Петров, «они необходимы в ситуации, когда работники и работодатели сами не могут реализовать свои права и обязанности, когда имеются споры». Акты применения права являются индивидуализированными властными предписаниями, направленными на регламентацию служебных отношений, связанных со стимулированием.

В качестве своеобразных дополнительных элементов механизма правового регулирования стимулирования сотрудников уголовно-исполнительной системы могут выступать акты официального толкования норм права, правосознание и режим законности, от которых в значительной степени зависит эффективность действия механизма правового регулирования вопросов, касающихся стимулирования сотрудников уголовно-исполнительной системы.

Итак, мы рассмотрели элементы правового регулирования стимулирования сотрудников уголовно-исполнительной системы. Основную роль в нем играют правовые нормы, без наличия которых невозможно представить правовое регулирование, в частности вопросов стимулирования сотрудников уголовно-исполнительной системы.

Нормы права характеризуются прежде всего тем, что содержатся в нормативно-правовых актах.

Как отмечает А.В. Малько, нормативно-правовой акт - это разновидность правового акта, принимаемого полномочным на то органом и содержащего правовые нормы, то есть предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение.

Нормативно-правовые акты делятся на законы и подзаконные акты. Попытаемся в основных чертах обозначить те нормативно-правовые акты, которые касаются вопросов стимулирования служебной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы.

Необходимо отметить, что из всех правовых норм особую значимость имеют нормы-принципы. Правовые нормы-принципы, касающиеся рассматриваемой нами проблемы, закрепляют правовые основы и исходные начала для конкретных норм права по стимулированию служебной деятельности сотрудников УИС.

Подобные правовые нормы-принципы характерны для нормативно-правовых актов, обладающих высшей юридической силой. На их основе или в их исполнение принимаются или издаются нормативно-правовые акты более низшего порядка, также обладающие определенной юридической силой, но вместе с тем не способные противоречить первым.

В связи с этим необходимо отметить, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

10 декабря 1948 г. Генеральная ассамблея Организации Объединенных Наций провозгласила Всеобщую декларацию прав человека, где предусматривалось, что каждый человек как член общества имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях. Без какой-либо дискриминации имеет он право на равную оплату за равный труд. Работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи и дополняемое, при необходимости, средствами социального обеспечения. Человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, которые необходимы для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

Следуя этому положению, правовые нормы-принципы, касающиеся стимулирования служебной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы, можно найти и в Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными, принятых на I Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями 30 августа 1955 г. Уже в Предварительных замечаниях Правил оговаривается, что они «не имеют целью подробное описание образцовой системы пенитенциарных заведений, а предназначены лишь для того, чтобы на основе общепризнанных достижений современной мысли и с учетом основных элементов наиболее удовлетворительных в настоящее время систем изложить то, что обычно считается правильным с принципиальной и практической точек зрения в области обращения с заключенными и управления заведениями.

Принимая во внимание разнообразие юридических, социальных, экономических и географических условий, ясно, что не все эти правила можно применять повсеместно и одновременно. Они должны, однако, вызывать к жизни постоянное стремление к преодолению практических трудностей, стоящих на пути к их осуществлению, поскольку в общем и целом они отражают те минимальные условия, которые Организация Объединенных Наций считает приемлемыми.

С другой стороны, они охватывают поле деятельности, где мысль идет постоянно вперед. Они не имеют целью препятствовать проведению опытов и введению практики, совместных с изложенными в них принципами и направленных на достижение намеченных в них целей».

Таким образом, Минимальные стандартные правила обращения с заключенными призваны закрепить в себе общепризнанные принципы, имеющиеся в области обращения с заключенными и управления пенитенциарными заведениями, под которую как раз и попадают рассматриваемые нами вопросы стимулирования служебной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы.

В данном документе существует отдельное положение «Персонал заведений», в котором говорится, что «органы тюремного управления должны заботиться о тщательном отборе персонала всех категорий, ибо хорошая работа тюремных заведений зависит от добросовестности, гуманности, компетентности и личных качеств этих сотрудников.

Тюремная администрация должна неустанно прививать своим сотрудникам и общественности в целом убеждение в том, что она выполняет работу большого общественного значения. Для укрепления этого убеждения она должна использовать возможности общественной информации.

Для достижения указанных целей сотрудников тюремной администрации следует назначать на полное рабочее время в качестве специализированных работников тюремного управления, пользующихся статусом государственных служащих и имеющих уверенность в сохранении их в должности при условии их хорошего поведения, эффективности их работы и физической способности выполнять возлагаемые на них задачи. Их заработная плата должна устанавливаться с таким расчетом, чтобы привлекать и удерживать на этой работе способных заниматься ею мужчин и женщин. Принимая во внимание исключительно трудные условия данной работы, этим людям следует обеспечивать соответствующие льготы и условия труда.

Этот персонал должен быть достаточно образованным и развитым.

Перед поступлением на работу его нужно готовить к выполнению его общих и конкретных обязанностей, после чего от него нужно требовать сдачи экзаменов в теоретическом и практическом планах.

После поступления на работу и в ходе всей их дальнейшей деятельности эти сотрудники должны поддерживать и повышать свою квалификацию, проходя курсы подготовки без отрыва от работы, организуемые в подходящие промежутки времени.

Все сотрудники мест заключения всегда должны вести себя и выполнять свои обязанности так, чтобы служить примером для заключенных и завоевывать их уважение».

Проведя анализ указанных положений, необходимо отметить, что, учитывая специфику и сложность работы в пенитенциарной системе, в Правилах стимулированию сотрудников пенитенциарных учреждений отведена особая роль. Это проявляется в принципах как материального (достойная оплата труда и обеспечение соответствующих льгот), так и морального стимулирования (обеспечение необходимых условий труда и престижа подобного рода деятельности).

Большинство норм, декларированных в Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными, находят свое отражение во внутренней правовой системе Российской Федерации, в которой верховенствующая роль отводится Конституции Российской Федерации. Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, применяемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

Анализируя положения, составляющие ее содержание, можно отметить, что некоторые из них касаются и стимулирования труда сотрудников уголовно-исполнительной системы. В основном такие положения отражаются в правовых нормах-принципах. Так, в ст. 36 отмечается: «труд свободен.

Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск».

Таким образом, принципы и гарантии, содержащиеся в данной статье, уже своим наличием способствуют мотивации человека к труду, а в нашем случае - сотрудника к служебной деятельности.

В системе нормативно-правовых актов после Конституции Российской Федерации наибольшей силой обладают общефедеральные законы.

Следующим по значимости нормативно-правовым актом в сфере закрепления принципов стимулирования служебной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы по праву можно назвать Трудовой кодекс Российской Федерации. Данный нормативно-правовой акт призван для установления государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создания благоприятных условий труда, защиты прав и интересов работников и работодателей. Хотя специфика службы в уголовно-исполнительной системе учитывается прежде всего в специальных нормативно-правовых актах, регулирующих специальные условия данного вида деятельности, но основываются они фактически на тех принципах, которые заложены в Трудовом кодексе Российской Федерации. Так, на сотрудников уголовно-исполнительной системы распространяется установленная законодательством Российской Федерации о труде продолжительность рабочего времени. А для того, чтобы в необходимых случаях стимулировать сотрудника, когда он привлекается к выполнению служебных обязанностей сверхустановленного времени, а также в ночное время, в выходные и праздничные дни, предусматривается выплата компенсации в порядке, установленном трудовым законодательством Российской Федерации.

На основе норм-принципов, а также в их исполнение принимаются или издаются нормативно-правовые акты, содержащие конкретные нормы по стимулированию служебной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы (устанавливающие модель поведения и стимулирующий эффект).

Подобные нормы имеются во множестве нормативно-правовых актах, касающихся порядка и условий прохождения службы в уголовно-исполнительной системе. Среди таких нормативно-правовых актов имеются как законы, так и подзаконные акты.

Основными документами, долгое время регулирующими порядок и условия прохождения службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, являются Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.

Правовые нормы стимулирующего характера в Законе Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» содержатся в гл. IV «Права и обязанности работников уголовно-исполнительной системы» и гл. VI «Правовая защита и социальная поддержка работников уголовно-исполнительной системы». Положительным моментом данного Закона является то, что ст. 24 дает определение, что к работникам уголовно-исполнительной системы относятся лица, имеющие специальные звания сотрудников уголовно-исполнительной системы, рабочие и служащие учреждений, исполняющих наказания, объединений учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, предприятий учреждений, исполняющих наказания, федерального органа уголовно-исполнительной системы и его территориальных органов, а также следственных изоляторов, предприятий, научно-исследовательских, проектных, лечебных, учебных и иных учреждений, входящих в уголовно-исполнительную систему.

Что касается Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, то его действие распространено на сотрудников органов внутренних дел, переходящих на службу в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы России, а также на лиц, вновь поступающих на службу в указанные учреждения и органы.

В ст. 2 указанного Положения закрепляются принципы службы в уголовно-исполнительной системе, которые говорят, что служба в уголовно-исполнительной системе строится в соответствии с принципами законности, уважения и соблюдения прав и свобод личности и гражданина, гуманизма, гласности, подконтрольности и подотчетности сотрудников уголовно-исполнительной системы соответствующим органам государственной власти и управления, соблюдения служебной дисциплины, справедливого вознаграждения за труд, продвижения по службе по результатам труда с учетом способностей и квалификации.

Кроме принципов в Положении о службе в органах внутренних дел Российской Федерации также широко используются правовые нормы, призванные стимулировать служебную деятельность сотрудников. Их можно встретить прежде всего в порядке приема и перемещения по службе сотрудников УИС, в порядке присвоения им специальных званий рядового и начальствующего состава уголовно-исполнительной системы, служебной дисциплине, условиях службы. Они могут применяться в качестве конкретных мер как материального и морального поощрения, так и дисциплинарного взыскания.

Среди законодательных актов, принятых в период реформирования УИС, необходимо отметить Федеральный закон «О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)». Данный Закон устанавливает денежное довольствие сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, то есть позволяет наглядно показать каждому сотруднику, на какие денежные выплаты и компенсации он может рассчитывать, проходя службу в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы. В данном случае подобная наглядность, на наш взгляд, весьма благоприятна для служебной активности сотрудников.

Правовые нормы, касающиеся стимулирования служебной деятельности сотрудников УИС содержатся также и в нормативных указах Президента Российской Федерации, особенностью которых является их опережающее издание по вопросам законодательно не урегулированным и требующим оперативного правового регулирования и по которым впоследствии могут быть приняты соответствующие федеральные законы.

Характерным примером этого можно назвать Указ Президента Российской Федерации «О ежемесячном денежном поощрении отдельных категорий военнослужащих и сотрудников, имеющих специальные звания», который устанавливает поощрительную ежемесячную выплату сотрудникам уголовно-исполнительной системы в размере одного оклада по занимаемой штатной должности.

Издание данного Указа было обусловлено ситуацией накаления социальной напряженности в стране, связанной с отменой некоторых натуральных льгот, в том числе касающихся служебной деятельности сотрудников УИС.

Вопросы денежной компенсации взамен имевшихся натуральных льгот на законодательном уровне не нашли своего должного закрепления и разъяснения порядка их выплаты, в связи с чем и появилась необходимость оперативного нормативно-правового вмешательства Президента Российской Федерации.

Анализируя нормативно-правовые акты, содержащие правовые нормы, стимулирующие сотрудников уголовно-исполнительной системы, можно отметить, что характерной чертой всей совокупности этих актов является отсутствие логической правовой схемы с четкой иерархией нормативно-правовых актов, позволяющей легко читать и понимать нормы, призванные стимулировать служебную деятельность сотрудников уголовно-исполнительной системы.

Множественность проводимых административных и финансовых реформ обусловила большое количество вносимых поправок и изменений в существовавшие нормативно-правовые акты.

Ранее указанные нормативно-правовые акты закрепляли в себе множество норм, касающихся гарантий и льгот сотрудников уголовно-исполнительной системы, и тем самым активно стимулировали их.

Однако процесс передачи уголовно-исполнительной системы России из ведения Министерства внутренних дел Российской Федерации в Министерство юстиции Российской Федерации, создание Федеральной службы исполнения наказаний, формирование единой системы государственной службы и статуса государственного служащего, к которому, возможно, в ближайшем будущем будут относиться сотрудники уголовно-исполнительной системы, а также так называемый процесс «монетизации» льгот, то есть замена натуральных льгот денежными компенсациями, внесли огромные изменения и дополнения в ранее существовавшие нормативные акты. И это не могло не сказаться на процессе стимулирования служебной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы, поскольку было внесено множество поправок и изменений в ранее действовавшие нормативно-правовые акты.

Так, только в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» изменения вносились уже одиннадцать раз (изменения от 15 июня 1996 г., 13 апреля, 21 июля 1998 г., 20 июня 2000 г., 9 марта 2001 г., 24 декабря 2002 г., 8, 23 декабря 2003 г., 5 марта, 29 июня, 22 августа 2004 г.), а в Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации - пять раз (изменения от 24 декабря 1993 г., 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 22 августа 2004 г., 1 апреля 2005 г.). В связи с этим многие положения, составляющие содержание названных нормативно-правовых актов и касающиеся изучаемых нами вопросов, утратили силу. Прежде всего, это были льготы, гарантии и компенсации, изначально предоставляемые сотрудникам уголовно-исполнительной системы с целью подтверждения сложности, опасности и вместе с тем ценности их служебной деятельности для государства.

Однако наряду с многочисленными изменениями было принято и издано еще большее количество новых нормативно-правовых актов.

Множественность нормативно-правовых актов, прямо или косвенно касающихся стимулирования сотрудников уголовно-исполнительной системы, отсутствие четкой логической схемы их построения, усложняют их понимание, тем самым уже психологически не способствуют эффективной мотивации сотрудника на добросовестное и инициативное поведение.

Таким образом, показав наличие правовых норм, касающихся стимулирования, необходимо отметить, что простое их декларирование не способно эффективно повлиять на служебную активность сотрудников.

Для того чтобы они были использованы, необходимо разъяснить механизм их применения, то есть каким образом закрепленные на бумаге правовые нормы материализуются и обретают возможность стимулирующего воздействия на поведение сотрудников УИС.

В исследуемых нами вопросах стимулирования служебной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы огромное значение имеют ведомственные нормативные акты (приказы, инструкции, положения и т. п.), которые являются подзаконными нормативно-правовыми актами. Они издаются Министерством юстиции Российской Федерации, Федеральной службой исполнения наказаний во исполнение правовых норм, содержащихся в федеральных законах, указах Президента Российской Федерации, постановлениях Правительства Российской Федерации и т. д.

Для подобных нормативных актов характерно то, что они должны в максимально возможной для понимания форме изложить тот порядок и условия, а также сам процесс применения имеющихся норм права, при которых будут сводиться к минимуму все «пробелы», «разночтения» и толкования норм права, которые могут возникнуть в процессе их практического применения.

Одним из важнейших подобных нормативных актов является Инструкция о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

Эта Инструкция в условиях известной нормативно-правовой неразберихе в сфере регулирования порядка и условий службы в уголовно-исполнительной системе позволяет хоть как-то единообразно использовать имеющиеся правовые нормы, которые по большей их части касаются субъектов других правоотношений - сотрудников органов внутренних дел.

Что касается материального стимулирования сотрудников уголовно-исполнительной системы, то здесь существенную роль в вопросах реализации существующих правовых норм играет Инструкция о дополнительных выплатах сотрудникам уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации. Данный документ описывает порядок и условия премирования сотрудников, выплаты им единовременного денежного вознаграждения за добросовестное исполнение служебных обязанностей по итогам календарного года, а также оказания сотрудникам уголовно-исполнительной системы материальной помощи.

Не менее важные вопросы морального стимулирования сотрудников уголовно-исполнительной системы нашли свое отражение в Положении о ведомственных наградах Министерства юстиции Российской Федерации, а также Инструкции о порядке награждения ведомственными наградами Министерства юстиции Российской Федерации.

Однако это всего лишь малая часть того многообразия ведомственных нормативных документов, которые призваны помочь реализовать имеющиеся правовые нормы в области стимулирования служебной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы.

Практически любая правовая норма должна отражаться и разъясняться в инструкциях, положениях, если это требует практика. Это способствует единообразному, слаженному применению и использованию законов и подзаконных актов всеми субъектами правовых отношений, повышает их ответственность и снижает возможность самовольного толкования тех норм поведения, которые необходимы государству и обществу в целом.

В связи этим необходимо обозначить еще один источник правовых норм, непосредственно затрагивающий вопросы стимулирования служебной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы, - локальные нормативные акты, издаваемые или принимаемые в пределах органа или учреждения в целях установления внутренних правил длительного действия, обязательных к исполнению сотрудниками данного органа или учреждения.

Что касается стимулирования служебной деятельности сотрудников, то в конкретных органах или учреждениях уголовно-исполнительной системы могут действовать, например, положения об оплате и стимулировании труда, о внутренних поощрениях и взысканиях, которые регулируют правоотношения по стимулированию сотрудников данного органа или учреждения. Наличие подобных локальных документов не только возможно, но и необходимо, поскольку позволяет в большей степени учесть характер и условия службы конкретного пенитенциарного учреждения, связав тем самым применение конкретных мер стимулирующего характера с требуемыми результатами служебной деятельности для получения большего стимулирующего эффекта.

Таким образом, мы попытались в общем виде обозначить нормативно-правовые акты, которые содержат правовые нормы по стимулированию служебной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы.

Возвращаясь к механизму правового регулирования, надо отметить, что декларирование правовых норм в нормативно-правовых актах не способно достичь достаточно сильного стимулирующего эффекта без их реализации.

Без воплощения правовых предписаний в жизнь нормы права мертвы, иначе говоря, они теряют свое социальное назначение. «Право ничто, - замечает Л.С. Явич, - если его положения не находят своей реализации в деятельности людей и их организаций, в общественных отношениях. Нельзя понять право, если отвлечься от механизма его реализации в жизни общества».

Под реализацией права понимают претворение, воплощение предписаний юридических норм в жизнь путем правомерного поведения субъектов общественных отношений (государственных органов, должностных лиц, общественных организаций и граждан).

Реализация норм права, стимулирующих служебную деятельность сотрудников УИС всегда связана только с их правомерным поведением, то есть таким поведением, которое способствует правовым предписаниям. В одном случае это активные положительные действия, проявляющиеся в использовании предоставленного права или исполнении обязанности; в другом - это бездействие субъектов данных правоотношений, соблюдающих норму права путем воздержания от совершения противоправных действий.

Однако эти три формы непосредственной реализации норм права (соблюдение, исполнение и использование) иногда оказываются недостаточными для обеспечения полной реализации правовых норм, и в этом случае требуется вмешательство в этот процесс компетентных органов, наделенных государственно-властными полномочиями. Подобная форма реализации норм права называется применением.

Путем применения права государство в своей деятельности осуществляет две основные функции: а) организацию выполнения предписаний правовых норм, позитивное регулирование посредством индивидуальных актов; б) охрану и защиту права от нарушения.

Официальной формой и итогом выражения правоприменительной деятельности выступают акты применения права, представляющие собой официальное решение компетентного органа по конкретному юридическому делу, содержащее государственно-властное веление, выраженное в определенной форме и направленное на индивидуальное регулирование общественных отношений.

Что касается службы в уголовно-исполнительной системе, то ее специфика в основном базируется на принципах единоначалия руководителя. Это, в свою очередь, предполагает издание локальных руководящих приказов и распоряжений, которые должны выполнять все сотрудники данного подразделения уголовно-исполнительной системы.

Руководитель подразделения уголовно-исполнительной системы может издавать приказы и распоряжения как нормативно-правового, так и индивидуального характера. С позиций реализации норм права подобные документы как раз и будут локальными актами применения права.

В вопросах стимулирования служебной деятельности сотрудников УИС акты применения права в форме приказов руководителя органа или учреждения уголовно-исполнительной системы встречаются довольно часто. Подобные локальные правовые акты индивидуального характера издаются в подразделении уголовно-исполнительной системы всякий раз, когда необходимо поощрить, наложить взыскание, присвоить звание, установить размер надбавки или доплаты поименно конкретным сотрудникам данного органа или учреждения.

Необходимо отметить, что подобные акты применения права могут быть как в письменной, так и устной форме выражения. Так, ст. 39 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации устанавливает, что поощрения и дисциплинарные взыскания объявляются приказами. Благодарность, замечание, выговор могут быть объявлены устно. Взыскание, наложенное письменным приказом, не может быть снято в устной форме. Таким образом, в данном положении тонко подчеркивается приоритет письменных приказов и требовательность к их необходимому оформлению в соответствующих случаях.

Рассматривая вопросы правовых основ стимулирования служебной деятельности сотрудников УИС, нельзя не затронуть такое правовое средство регулирования служебных правоотношений, как контракт о службе в уголовно-исполнительной системе.

В соответствии со ст. 3 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации индивидуальный контракт о службе в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы, наряду с другими нормативными актами, составляет правовую основу службы в уголовно-исполнительной системе.

В механизме правового регулирования стимулирования сотрудников уголовно-исполнительной системы контракт о службе можно отнести к такому его элементу, как юридический факт. Это означает, что данный документ, помимо того, что он предусматривает взаимные права и обязанности сторон (сотрудник и Министерство юстиции Российской Федерации или Федеральная служба исполнения наказаний), касающиеся порядка и условий прохождения службы в уголовно-исполнительной системе, он вступает в действие с момента его подписания обеими сторонами.

Таким образом, момент заключения контракта является одновременно моментом возникновения специфичных правоотношений, связанных со службой в уголовно-исполнительной системе.

Чтобы заинтересовать и активизировать служебную деятельность сотрудника, в контракте оговаривается необходимость установления условий сотруднику для выполнения служебных обязанностей, своевременность предоставления денежного и вещевого довольствия, продовольственного обеспечения и медицинского обслуживания, а также иных, установленных нормативно-правовыми актами социальных и правовых льгот и компенсаций как для сотрудника, так и для членов его семьи.

В контракте предусматриваются юридические последствия, которые наступают в связи с невыполнением сторонами взятых на себя обязательств. Он заключается только в письменной форме, его условия не могут ухудшать служебное и социальное положение сотрудника уголовно-исполнительной системы, которое предусмотрено действующим законодательством.

Кроме того, порядок заключения контракта о службе в УИС предусматривается ст. 11 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, а форма контракта утверждена приказом Минюста России от 6 июня 2005 г. № 76.

Однако, анализируя практику заключения сотрудниками контрактов о службе в уголовно-исполнительной системе, необходимо отметить тот факт, что та форма и условия контракта, которые на сегодняшний день предусмотрены, не в силах реально стимулировать сотрудников УИС, поскольку оплата труда, права и обязанности, льготы и гарантии, а также все остальные факторы, способные существенно повлиять на служебную активность сотрудников, обозначаются в общих декларативных фразах, не несущих сильной мотивационной нагрузки. Подобное положение вещей приводит к тому, что индивидуальный контракт, изначально предусмотренный как одно из основных средств регулирования служебных отношений сотрудников уголовно-исполнительной системы, фактически их не регулирует.

В заключение необходимо сделать следующие выводы:

1. Как и любая деятельность, связанная с функционированием общества и государства, служебная деятельность сотрудников уголовно-исполнительной системы, а также ее стимулирование подлежит правовому регулированию.

2. Для того чтобы показать всю значимость, важность и вместе с тем сложность нормативно-правовой базы, на которой строится процесс стимулирования сотрудников уголовно-исполнительной системы, используются элементы механизма правового регулирования данного явления. Это не случайно, поскольку простое перечисление нормативно-правовых актов не в силах показать ту ситуацию и те проблемы, которые существуют в исследуемой нами тематике.

3.Процесс передачи уголовно-исполнительной системы из ведения Министерства внутренних дел Российской Федерации в Министерство юстиции Российской Федерации, создание Федеральной службы исполнения наказаний, формирование единой системы государственной службы и статуса государственного служащего, к которому, возможно, в ближайшем будущем будут относиться сотрудники уголовно-исполнительной системы, а также так называемый процесс «монетизации» льгот, то есть замена натуральных льгот сотрудников денежными компенсациями, внесли огромные изменения и дополнения в существовавшие нормативные акты, и это породило большое количество новых документов, которые внесли неясность в представления рядового сотрудника уголовно-исполнительной системы о своем правовом статусе, о тех гарантиях и возможностях, которые способны реально воздействовать на эффективность его служебной деятельности.

4. Сложность и запутанность нормативно-правовых актов, касающихся порядка и условий прохождения службы в уголовно-исполнительной системе, изначально, являются одной из причин влияющей на эффективность мотивации сотрудника на добросовестное и инициативное поведение.

5. Для существования эффективной системы стимулирования уголовно-исполнительной системы необходимо наличие нужных правовых норм, а также эффективного механизма из реализации и применения. Однако его совершенствование имеет существенное значение только при наличии четкой иерархии нормативно-правовых актов, касающихся условий и порядка прохождения службы в уголовно-исполнительной системе, построенной по логической правовой схеме, позволяющей не только легко читать, но и понимать правовые нормы, призванные стимулировать служебную деятельность сотрудников этой системы.

6. В настоящее время, на наш взгляд, совершенствование законных и подзаконных актов, прежде всего на федеральном уровне, позволит привести в порядок ведомственную нормативно-правовую базу, связанную с регулированием вопросов стимулирования служебной деятельности сотрудников УИС, что, в свою очередь, будет способствовать совершенствованию соответствующих локальных нормативных актов.

Все это в совокупности позволит более эффективно реализовывать и применять нормы по стимулированию служебной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы с тем, как рекомендуют Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, чтобы не только привлекать потенциальных сотрудников для службы в пенитенциарных органах и учреждениях, но и удерживать их в данной сфере деятельности государства.

 

Автор: Акчурин А.В.