08.06.2012 2395

Теоретический анализ педагогических условий оптимизации информационной подготовки студентов педагогических вузов в научно-методической литературе

 

Анализ проработанных первоисточников позволил установить несколько взаимосвязанных аспектов исследуемой проблемы, имеющих первостепенное значение для данной НИР:

- во-первых - свершившийся факт постоянно прогрессирующей информатизации отечественной науки, социума и всех сфер интеллектуальной деятельности и материального производства практически без исключения;

- во-вторых - интенсивное проникновение НИТ в систему отечественного образования всех уровней;

- в-третьих - наблюдается тенденция к расширению и углублению этого процесса в русле позитивной динамики.

Вместе с тем, терминологический анализ используемых понятий выявил их разное смысловое толкование, доходящее до противоречий, которые свидетельствуют о продолжающемся становлении информатизации, как отрасли научного знания; затрудняют учебный процесс и требуют дальнейшего развития педагогического тезауруса.

Перейдем к последовательному изложению и соответствующему анализу базовых понятий из области информатики, имеющих непосредственное отношение к образовательному процессу. В качестве таковых рассмотрим следующие из них: информация, информатизация, информационная подготовка, информационные процессы, информатизация образования, технология, информационная технология, новая информационная технология, средства новых информационных технологий, информационная культура, информационные технологии обучения. Перейдем к последующему изложению имеющихся сведений по данным как отечественных, так и зарубежных исследователей.

Термин «информация» происходит от латинского information - разъяснение, изложение, осведомленность. Большой энциклопедический словарь рассматривает информацию в историческом ракурсе: первоначально - как сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способами (с помощью условных сигналов, ручных или технических средств); с середины XX в. - как общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматическими устройствами; обмен сигналами в животном и растительном мире.

В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова, вышедшем в 1961г., слово «информация» истолковывалось как «сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего - ни будь».

В технике это понятие включает в себя все сведения, являющиеся объектом хранения, передачи и преобразования. Так, например, известный английский исследователь К. Шеннон предложил в 1948 году математическую теорию измерения информации, согласно которой она определялась как «уменьшение неопределенности, то есть информация - это сведения, которыми снимают существовавшую до их получения неопределенность». Согласно этой трактовке, если сообщение не снимает неопределенности, то оно не содержит информации; если же оно позволяет более определенно знать предмет, то в нем содержится информация. По Кондакову Н.И., информация - не уменьшение неопределенности, а характеристика разнообразия, т.е. информация - это «воспроизведение разнообразия одного объекта в другом объекте в результате их взаимодействия».

Касаясь этого определения, Б.Ф. Ломов и исследователи его научной школы пишут: «Наиболее общее понятие информации рядом других ученых отмечается как «отраженное разнообразие». Оно рассматривается как в количественном, так и в качественном аспектах. Если для анализа первого из них имеются математические методы оценки конкретного объема информации, то для второго делаются еще только первые шаги. В частности, качественная сторона понятия информация предполагает изучение, по крайней мере, семантического (смыслового) и прагматического (ценностного) свойства информации».

Основоположник кибернетики Н. Винер в 1958 г. является автором следующего определения: «Информация - это обозначение содержания (сигналов), полученного из внешнего мира в процессе нашего приспосабливания к нему наших чувств». Кроме того, он связывает понятие информации с процессами сознания человека: «...мозг не выделяет мысль, как «печень выделяет желчь», как утверждали прежние материалисты, и не выделяет ее в виде энергии, подобно мышцам. Информация есть информация, а не материя и энергия».

Другие авторы подчеркивают и иные, с их точки зрения, существенные признаки этого понятия. Так, например, В.А. Полушкин считает, что «наиболее существенным, с точки зрения изучения информационных процессов, является то, что в процессе воздействия свойства, признаки, качества одного объекта отображаются другим объектом путем изменения своего состояния» Иными словами, «Информация - это содержание связи между взаимодействующими материальными объектами, проявляющееся в изменении состояний этих объектов».

Перечисленные нами определения информатики не исчерпывают сведений, имеющихся в следующих первоисточниках.

Информатизация по трактовке А.П. Ершова - «это система следующих взаимосвязанных процессов:

- информационного - обособления и представления всей социально значимой информации в форме, доступной для хранения, обработки и передачи электронными средствами;

- познавательного - формирования и сохранения целостной информационной модели мира, позволяющей обществу осуществлять упреждающее динамическое регулирование своего развития на всех уровнях: от индивидуальной деятельности до функционирования общечеловеческих институтов;

- материального - строительства глобальной инфраструктуры электронных средств хранения, обработки и передачи информации».

Количественно - качественный анализ данного определения показывает, что информатизация представляет собой сложную многокомпонентную замкнутую систему, которую, в соответствии с теорией Л. Эйлера - Д. Хайса можно представить в виде кольцеобразной модели.

Из нее видно следующее. Помимо трех взаимосвязанных компонентов, каждый из которых несет свои четко ограниченные функциональные нагрузки как интеллектуального (информация и познание), так и материального характера, оказались упущенными две важнейших составляющие, которые имеют особое значение в учебно - воспитательном вузовском процессе. Здесь имеется в виду эмоциональное и воспитательное воздействие на обучаемых и других участников образовательного процесса. Это тем более важно, поскольку электронные носители, хотя и обладают известными уникальными возможностями в эмоционально - воспитательном аспекте требую своей дальнейшей разработки.

Анализ развития информатизации как отрасли науки и широкой практики передовых в экономическом отношении стран показывает, что соответствующая подготовка этих кадров в высшей школе является ключевым фактором ускорения развития экономики и социокультурной сферы. Учитывая все углубляющуюся и расширяющуюся тенденцию, свидетельствующую о том, что происходит постепенная интеграция отечественного обучения в мировую образовательную систему, было принято решение об интенсификации информатизации, в частности, как подготовки педагогических кадров, так и соответствующего материального оснащения на местах.

Учитывая исключительную значимость предлагаемого плана модернизации отечественного образования до 2010 г. не только для общества и страны в целом, но и для каждого обучаемого в частности, представим ее наиболее значимые ключевые фрагменты, имеющие принципиальное значение для нашего исследования.

В частности, в нем отмечено, что «устаревшее и перегруженное содержание школьного образования не обеспечивает выпускникам общеобразовательной школы фундаментальных знаний, важнейших составляющих стандарта образования наступившего века: математики и информатики (включая умения вести поиск и отбор информации), русского и иностранных языков, базовых социальных и гуманитарных дисциплин (экономики, истории и права). Профессиональное образование, в свою очередь, еще не способно в должной мере решить проблему «кадрового голода», обусловленного новыми требованиями к уровню квалификации работников. В то же время многие выпускники учреждений профессионального образования не могут найти себе работу, определиться в современной экономической жизни. В условиях экономического расслоения общества все эти недостатки системы образования усугубились неравным доступом к качественному образованию в зависимости от доходов семьи». Кроме того, по-видимому, будет предусмотрен обязательный экзамен по информационным технологиям за курс средней школы.

С педагогической точки зрения, фундаментальное значение имеет следующий документ общегосударственной значимости - программа развития системы непрерывного педагогического образования на 2001 - 2010 гг. Его основная идея посвящена созданию информационной среды в России и повышению уровня информационной грамотности ее граждан: «В последние годы предприняты определенные шаги по созданию и развитию информационной среды в учреждениях системы непрерывного педагогического образования, повышению информационной грамотности педагогов. Достичь этого удалось в результате подготовки учителей по специальности «Информатика», включения в федеральный блок общих математических и естественнонаучных дисциплин государственных образовательных стандартов педагогического образования курсов по информатике, информационным технологиям обучения, разработке научно методического сопровождения этих предметов, пополнения компьютерного парка и расширения программного обеспечения его в педагогических образовательных учреждениях. До сих пор состояние технических средств и программного обеспечения учреждений системы педагогического образования не полностью отвечает уровню требований, необходимых для выполнения задач, стоящих перед учителем в условиях информационной цивилизации».

Как одно из направлений дальнейшего совершенствования системы непрерывного педагогического образования, в ней указано развитие материально-технической базы и научно-методического сопровождения, обеспечивающих повышение уровня информационной культуры в системе непрерывного педагогического образования; стимулирование разработки и внедрения новых информационных технологий в процесс подготовки педагогических кадров, управления и функционирования системы непрерывного педагогического образования, что в приемлемой форме было учтено в ходе НИР и апробации полученных результатов.

Помимо двух процитированных документов, особое значение (в рамках системы образования) имеет федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды на 2001 - 2005 годы» от 29 декабря 2000 г. № Пр. - 2582, цели, которой состоят в: 1) повышении качества российского образования на основе использования новых информационных технологий; 2) предоставление условий для обеспечения равных возможностей всем гражданам России на получение образования всех уровней и ступеней.

Ее основные задачи:

- Создание, распространение и внедрение в учебный процесс современных электронных учебных материалов, их интеграция с традиционными учебными пособиями, а также разработка средств поддержки и сопровождения. Обеспечение качества, стандартизация и сертификация средств информационных технологий учебного назначения.

- Создание и развитие нормативной базы единой образовательной информационной среды.

- Подготовка педагогических, административных и инженерно-технических кадров образовательных учреждений, способных использовать в учебном процессе новейшие информационные технологии.

Обеспечение образовательных учреждений средствами вычислительной техники, современными электронными учебными материалами, а также средствами доступа к глобальным информационным ресурсам.

В решении Коллегии Минобразования России от 24.04.2001 № 9/2, обсуждавшей проект федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды на 2001-2005 годы», отмечается, что «сложившееся состояние оснащенности общеобразовательных учреждений приводит к определенной изолированности учащихся, создает неравные условия для получения качественного образования. В результате общеобразовательная школа не имеет возможности использовать информационные ресурсы, наработанные в системе высшего образования, и оказывается не в состоянии выполнять свою главную социальную функцию - предоставление равных образовательных возможностей для каждого учащегося.

В целом широкому распространению современных информационных технологий в российских образовательных учреждениях мешает устаревшая и слабая материальная база информатизации образования; крайне недостаточное количество в Интернете русскоязычных образовательных ресурсов; неподготовленность педагогических кадров к использованию информационных и коммуникационных технологий».

Сравнительный анализ тех установок, которые заложены в данной программе и практического состояния дела в образовательных учреждениях на местах свидетельствует о том, что реализация проекта компьютеризации сельских школ получила позитивную динамику, начиная с 2001 года. Это можно рассматривать как первый этап реализации широкомасштабной комплексной федеральной целевой программы, которая в настоящее время подготовлена по поручению Президента и Председателя Правительства РФ. Из всех наиболее актуальных документов, в которых ярко выражено целеполагание для дальнейшего развития общеобразовательных учреждений особое значение имеет вышеуказанная Президентская программа, основными задачами которой являются:

- разработка и тиражирование современных электронных средств обучения, интеграция их с традиционными учебными пособиями, организация электронных библиотек обучающих средств и обеспечение доступа к размещенным в них образовательным ресурсам, организация системы доставки электронных учебно-методических материалов, дистанционного обучения и консультирования учащихся учебных заведений различного уровня;

- создание новых образовательных программ на основе информационных технологий, развитие сети электронных библиотек, модернизация и развитие существующей сетевой инфраструктуры и др. При этом одной из важных организационных задач является обеспечение доступа к ресурсам высшего образования всей сферы образования;

- создание системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических, административных и инженерно-технических кадров образовательных учреждений в области телекоммуникационных средств и новых информационных технологий;

- обеспечение образовательных учреждений средствами вычислительной техники, современными электронными средствами обучения, а также средствами доступа к глобальным информационным ресурсам;

- создание телекоммуникационной образовательной сети;

- создание региональных сервисных служб;

- учет образовательных информационных ресурсов. Сопоставление ведущих идей выше представленных резюме основополагающих документов, позволяет заключить следующее:

- Все перечисленные проблемы следует решать в достаточно короткие сроки.

- Для достижения поставленных целей, необходимо использовать весь арсенал как имеющихся, так и скрытых до настоящего времени ресурсов нашей страны.

Тщательно скорректировать организационно - методические и другие мероприятия в области государственной информационной политики в рамках национальной доктрины образования и всемерной глобализации процессов информатизации Российского общества.

Следующим, ключевым понятием для нашей НИР, выполняющим роль базовых опорных точек, является понятие о информационных процессах как таковых. Последнее наиболее важно в связи с тем, что они пронизывают все сферы нашего общества, однако мы будем акцентировать его место в системе образования.

Информационные процессы (сбор, обработка и передача информации) всегда играли важную роль в науке, технике и жизни общества. В ходе эволюции человечества просматривается устойчивая тенденция к автоматизации этих процессов, хотя их внутренне содержание, по существу, остается неизменным.

Информационная подготовка - это умение человека выбрать нужную информацию из всего многообразия окружающего его, его способность быстро и качественно обработать информацию с использованием доступных ему средств новых информационных технологий, сделать необходимые выводы и результаты проделанной работы сделать, если это не приводит к нарушению авторского права исследователя, достоянием общественности.

Наше утверждение проистекает из толкования ключевого термина технология (греч. techne - мастерство + logos - учение) - мастерство (искусство) делать вещи. В процессе индустриализации это понятие приобрело более емкое социально - ориентированное определение как совокупности знаний о способах и средствах проведения производственных процессов, при которых происходит качественное изменение обрабатываемых объектов.

Последнее подтверждается определением технологии, по М. Маркову: «Это способ реализации людьми конкретного сложного процесса путем разделения его на систему последовательных взаимосвязанных процедур и операций, которые выполняются более или менее однозначно и имеют целью достижения высокой эффективности. Под процедурой понимается набор действий (операций), посредством которых осуществляется тот или иной главный процесс (или его отдельный этап), выражающий суть конкретной технологии, а операция - это непосредственное практическое решение задачи в рамках данной процедуры, т.е. однородная логически неделимая часть конкретного процесса».

Логика исследования потребовала от нас опоры на дедуктивный метод, суть которого заключалась в том, что значение отдельных ключевых терминов «информация» и «технология» потребовало нового осмысления в случае их совместного использования.

Анализ первоисточников показал, что достаточно приемлемой является формулировка, представленная ниже как результат синтеза информации, имеющейся в следующих работах.

Данная трактовка характеризуется как компактная, емкая и масштабная. Это следует из того факта, что она включает в себя систему методического обеспечения, производственный и материальный аспекты, основополагающую идею системной связи в виде технологической цепочки и остальные аспекты.

Под информационной технологией будем понимать совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распространение и отображение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса, а также повышения их надежности и оперативности.

При анализе соответствующей литературы обращает на себя внимание широкое использование словосочетания новая информационная технология (НИТ), которую Н.В. Макарова определяет как «информационная технология на базе персональных компьютеров, компьютерных сетей и средств связи, для которых характерно наличие «дружественной» среды работы пользователя». Под термином «дружественная» понимается общение в системе «пользователь - ПК» как антипод «агрессивное».

Известный специалист в области информатизации, И.В. Роберт, определяет как средства НИТ: программно-аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, кроме того средства и системы информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передачи информации. К СНИТ можно отнести: ПЭВМ, ЭВМ, локальные вычислительные сети, средства манипулирования текстовой и графической информацией, средства архивного хранения больших объемов информации, другое периферийное оборудование современных ЭВМ; средства и устройства манипулирования аудиовизуальной информацией (на базе технологий мультимедиа и систем «виртуальной реальности»); современные средства связи; языки программирования, трансляторы, компиляторы, операционные системы, пакеты прикладных программ и др.».

Если же их использовать вместе с материалами, которые обеспечивают их педагогически целесообразное использование (учебно-методические, нормативные и др. документы и материалы), они будут являться уже средствами информатизации конкретной отрасли - образования.

На данном этапе использование НИТ в образовании реализуется по нескольким направлениям (разнообразное моделирование, поливариативная презентация данных, автоматическая систематизация требуемой информации, дидактические тренажеры и контролеры, уже известные и широко используемые телекоммуникации в разнообразных формах и вариантах и т.д.).

В рамках новых информационных технологий разрабатываются конкретные программные и технические средства, причем эти разработки могут идти параллельно в различных вузах и, очень часто дублирую друг друга.

Несмотря на вышеизложенное и очевидные успехи в рассматриваемой области, существует проблема, которую можно условно назвать «компьютерная дидактика». Ее ведущей идеей нам представляется сопоставление двух достаточно отличающихся педагогических систем:

- Традиционная образовательная практика в рамках «человек - человек» (например, широко распространенный случай индивидуальной консультации учителя или вузовского преподавателя).

- Иной вариант «человек - машина».

- «Человек - машина - человек».

Практика показывает, что, несмотря на очевидное преимущество внедрения НИТ в образование существуют не до конца решенные и осмысленные проблемы. Так, например, при массовом тестировании были выявлены несоответствия реального уровня знаний тестируемых с количественными показателями машинного контроля. Последующий анализ случаев с противоречивыми результатами вскрыл влияние таких факторов, как: психологический дискомфорт обучаемых, не учет валеологических проблем и других случаев тяжелых жизненных ситуаций.

В контексте нашего исследования мы опирались на понятие «информационные технологии обучения» (ИТО). Они определяются нами на основе синтеза ряда трактовок, имеющих общую смысловую нагрузку - это «отрасль дидактики (так называемая «компьютерная дидактика»), занимающуюся изучением планомерно и сознательно организованного процесса обучения и усвоения знаний, в котором находят применение средства информатизации образования».

Тщательный библиографический поиск, включая Internet, показал, что никаких доступных методических разработок или иной педагогической литературы на этот счет нами не обнаружено.

С развитием аппаратных и инструментальных программных средств ИТО открылись новые технические возможности для реализации соответствующих дидактических идей. Однако, как показывает анализ отечественных и зарубежных компьютерных систем учебного назначения, многие из них именно по своим дидактическим характеристикам не могут считаться даже удовлетворительными.

Для поддержки профессиональной подготовки в вузах необходимо также учитывать то, что образовательный процесс часто осложнен необходимостью быстрой и предметной ориентации в содержании конкретной предметной области, в пределах которой идет разработка с учетом специфики обучения.

Нами определены следующие основные информационные технологии, реализуемые в целях обучения и воспитания, содержание которых базируется на работу:

- создание информационных моделей широкого профиля (математических, демонстрационных, имитационных);

- взаимодействие с современным программным обеспечение, предметно - ориентированными программными средствами и системами;

- использование объектно-ориентированных программных средств и систем, предназначенных для развития личности обучаемого;

- работа с учебно-демонстрационным на базе ПК.

Обозначенные здесь информационные технологии уже реализуются или могут быть реализованы в дальнейшем в той или иной мере, в рамках практически любого общеобразовательного предмета. В курсе информатики они реализуются как основное средство, позволяющее перенести эти знания, умения во все предметные области.

С развитием и все расширяющейся географией НИТ в образование педагогические возможности компьютерной техники увеличиваются. Так, в работе Брановского Ю.С. освещены «возможности усовершенствования набора общих логических приемов мышления и набора специальных приемов, кроме того повышения эффективности методов обучения и внесения в учебный процесс новых познавательных средств».

По нашему мнению, исходя из критериев личностно-ориентированного обучения информационные технологии предоставляют весьма благоприятные условия для индивидуализации учебного процесса и внедрения в него элементов развития творческих и поисковых способностей учащихся.

Необходимо проанализировать общие задачи информационной подготовки студентов педагогических вузов, представленные в:

- обобщение и углубление теоретических знаний об основных понятиях и методах информатики как научной дисциплины;

- изучение и освоение основ и способов представления, хранения, обработки и передачи информации с применением компьютеров;

- формирование умений и навыков работы с информационными и телекоммуникационными технологиями;

- изучение и освоение методов и способов применения НИТ в профессиональной деятельности,

- освоение инструментальных средств педагогического менеджмента (знакомство с программами «Директор», «Расписание» и др. входящими в пакет программ АРМ (автоматизированное рабочее место) руководителя).

Несмотря на то, что в своей основе перечень представленных выше задач не противоречит основополагающим документам и ГОСам второго поколения, в ней оказались упущенными такие принципиально важные моменты, как:

- Прикладная сторона дисциплины (первая задача);

- Методические аспекты сбора информации (вторая задача);

- Полное отсутствие указаний на так называемую «компьютерную дидактику» и ее влияние на пользователей.

В рамках общеобразовательной школы, мы должны акцентировать следующее. До недавних пор, окончив ее, выпускник вступал в мир, меняющийся довольно медленно. Сегодняшний день требует дать школьникам такое образование, которое подготовит их к жизни в условиях информационного общества и меняющегося мира. В полной мере это относится к личной, и профессиональной сферам их жизнедеятельности. Поскольку компьютер и средства НИТ сегодня воспринимаются как неотъемлемая часть жизни, актуально поддержание этой развивающейся тенденции и в самом процессе образования. До недавнего времени немногое из того, что предполагалось в практике использования ЭВМ, имело сколько – ни будь прямое отношение к процессу обучения. Поэтому введение в отечественных школах изучения основ информатики и вычислительной техники надо считать лишь первым шагом к информатизации образования. В настоящее время информатика и информационные технологии должны активно использоваться в преподавании, изучении конкретных дисциплин и в управлении системами образования, как в городских, так и сельских образовательных учреждениях (ОУ).

В контексте нашего исследования особого рассмотрения требует информационная подготовка будущего учителя, а также использование НИТ как важного фактора оптимизации в системе высшего педагогического образования.

Таким образом, рассматриваемая нами проблема фактически состоит из двух проблем, имеющих общегосударственное значение. Первая из них связана с информатизацией школьного процесса образования. Вторая - с системой высшей школы Росси. Исключительно важным является тот факт, что они тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. Во многих аспектах указанные проблемы изучены недостаточно, а в области компьютерной дидактики имеются не до конца исследованные и еще не решенные проблемы.

 

АВТОР: Блинова Е.Е.