08.06.2012 6502

Принципы обучения с использованием НИТ, способствующие повышению уровня информационной подготовки студентов

 

Историко-педагогический анализ показал, что традиционно принципами обучения (дидактическими принципами) принято называть положения, выражающие зависимость между целями подготовки специалистов с высшим образованием и закономерностями, направляющими практику обучения в вузе. Учеными в области дидактики (СИ. Архангельским, Ю.К. Бабанским, В.А. Сластениным и др.) они рассматриваются «как рекомендации, направляющие педагогическую деятельность и учебный процесс в целом, как способы достижения педагогических целей с учетом закономерностей и условий протекания учебно-воспитательного процесса, как система общих и принципиально важных ориентиров, которые определяют содержание, методы, организацию обучения и способы анализа его результатов».

Дидактические принципы выступают в качестве ориентировочной основы преподавания. Дидактика опирается, главным образом, на следующие принципы обучения: научности, системности, связи теории с практикой, сознательности обучения, единства конкретного и абстрактного, доступности, прочности знаний, соединения индивидуального и коллективного. Все эти принципы взаимосвязаны и взаимозависимы, дополняют друг друга. В практике обучения они находят применение в виде правил, методов и форм организации и проведения учебной работы. В принципах обучения заключен исторический и педагогический опыт, общественный смысл, они выражают картину состояния процесса обучения».

Принципы обучения определяют подготовку специалистов через дидактическую систему, в которой они выступают как единое целое, отражая некоторую концепцию. Каждый ученый в области дидактики высшей школы считает нужным изложить свою систему принципов обучения, пытаясь найти ответы на вопросы: для чего, как и чему учить. Исследования, проведенные М.Г. Гаруновым, показывают, что можно выделить группы стратегических принципов обучения в высшей школе, синтезирующих все существующие принципы. Сюда относятся:

- ориентированность высшего образования на развитие личности будущего специалиста;

- соответствия содержания вузовского образования современным и прогнозируемым тенденциям развития науки (техники) и производства (технологий);

- оптимального сочетания общих, групповых и индивидуальных форм и способов организации учебного процесса в вузе;

- рационального применения современных методов и средств обучения на различных этапах подготовки будущих учителей;

- соответствия результатов их подготовки требованиям, которые предъявляются конкретной сферой их профессиональной деятельности, обеспечения их конкурентно способности и мобильности.

Общие принципы полностью применимы к системе обучения с использованием информационных технологий. Их применение способствует оптимизации информационной подготовки студентов. Однако, по нашему мнению, их традиционная систематика требует дополнения и детализации в рамках развития так называемой «компьютерной дидактики». Как справедливо отмечает Ю.К. Бабанский, «даже для дидактических принципов в традиционной системе образования, вполне естественен, т.к. они не являются раз и навсегда установленными догмами, они синтезируют в себя достижения современной дидактики и обновляются под их влиянием».

Ретроспективный анализ структуры и содержательного наполнения принципов обучения (по данным Ю.Г. Фокина), показал, что «декларативность, отсутствие доказательной основы; субъективность группирования и ранжирования принципов; отсутствие взаимосвязанности и взаимообусловленности, кроме того, разное истолкование, проводимое многочисленными авторами - дидактами, делает их по большей степени декларациями, которые можно понимать и использовать по-разному или вообще не использовать. Поэтому целесообразно, по его мнению, заменить столь неопределенные ориентиры в качестве которых выступают принципы, более конкретными утверждениями, а стремление декларировать в качестве ведущих ориентиров лишь общие принципы дидактики - это всего-навсего дань традиции».

Совокупность известных принципов, по мнению Золотарева А.А., распределяется на три группы (при этом учебно-научно-методическая база учитывается отдельно):

- общие, включающие в себя принципы гуманизации обучения,

- научности, системности, развития;

- принципы, относящиеся к целям и содержанию обучения, (соответствия целей и содержания обучения государственным образовательным стандартам; генерализация; историзма; целостности и комплектности);

- принципы, охватывающие дидактический процесс и адекватную ему педагогическую систему с ее элементами (соответствия дидактического процесса закономерностям учения; ведущей роли теоретических знаний; единства образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения; стимуляции и мотивации положительного отношения обучающихся к учению; проблемности; соединения коллективной учебной работы с индивидуальным подходом в обучении; сочетание абстрактности мышления с наглядностью в обучении; сознательности, активности и самостоятельности обучающихся при руководящей роли преподавателя; системности и последовательности в обучении; доступности; прочности овладения содержанием обучения);

- в качестве дополнительного важного принципа формулируется принцип соответствия учебно-научной материальной базы (УНМБ) содержанию обучения и дидактической системе в целом. Под УНМБ понимается гибкая, адаптированная к задачам учебного процесса материально-техническая система, включающая учебные помещения, технические и программные средства обучения учебно-лабораторное оборудование и др. Этот принцип завершает логико - функциональную систему принципов интенсивного обучения и является материальной основой «компьютерной дидактики». Он выражает комплексный и завершенный характер требований условиям эффективного труда как преподавателей, так и обучающихся. Очень важно, чтобы база вуза в максимальной степени соответствовала специфике труда, определяемого содержанием обучения и характером дидактического процесса. Эффективна практическая реализация этого принципа возможна лишь в том случае, если создание учебно-научной материальной базы будет осуществляться на основе научно-педагогических требований, сочетающих как традиционные, так и инновационные НИТ и УНМБ.

Таким образом, анализ рассматриваемых процессов показывает, что этих уже хорошо известных структурированных и вполне обоснованных принципов может оказаться недостаточно. Отсюда следует, что проблемы структуры и содержания компьютерной дидактики требуют дальнейшего исследования.

Из общих принципов (применительно к вопросу нашего исследования) весьма значимым и объемным становится принцип гуманизации и гуманитаризации учебного процесса. Его сущность заключается в обращенности обучения и образовательного процесса в целом к человеку; в создании максимально благоприятных условий для овладения обучающимися социально накопленным опытом, заключенном в содержании обучения; освоения избранной профессии, для развития и проявления творческой индивидуальности, высоких гражданских, нравственных, интеллектуальных и физических качеств, которые обеспечивали бы ему социальную защищенность, безопасное и комфортное существование. Однако, в связи с тем, что традиционная система «человек - человек» заменяется системами «человек - машина» (студент - ПК) и «человек - машина - человек» (преподаватель - ПК - студент), что учебный процесс педагогики высшей школы и вузовская практика свидетельствует о том, что учебный процесс в этих системах заметно отличается дуг от друга и в ряде аспектов, сопровождается рядом известных трудностей.

Кроме того, мы считаем нужным кратко охарактеризовать некоторые принципы, которые будут реализованы студентами, вышедшими на педагогическую практику, при использовании НИТ. По мнению крупнейшего российского педагога Н. Ф. Талызиной дидактика высшей и средней школы, несмотря на кажущуюся схожесть, имеют специфичное отличие, т.к. ВУЗ готовит специалистов, а школа дает лишь общеобразовательную подготовку. В контексте сказанного, кратко проанализируем основополагающие принципы, которые касаются будущего учителя в системе: студент - практикант - учащиеся. К ним относятся следующие:

Целенаправленность. Педагогический процесс взаимодействия учителя с воспитанниками, или практикантов со школьниками становится эффективным лишь, когда обе стороны четко осознают свои цели и пути их достижения. НИТ же, в свою очередь, носят достаточно четкое целевое назначение, определяемое, прежде всего их содержанием (например, математическим, графическим), характером и сложностью материала, которые определяют возрастные рамки их применения, местом в процессе обучения или воспитания (будь то подготовка к восприятию нового материала, передача новой информации, иллюстрация, помощь в формировании общих представлений или системы понятий и суждений, закрепление, обобщение, проверка уровня полученных знаний или выработка умений или навыков).

Гуманизация и гуманитаризация - при реализации этого принципа наиболее проявляется обращенность к личности субъектов педагогического взаимодействия, расширение их участия и сотрудничества в нем. НИТ расширяют возможность использования самых различных методов и приемов при работе с детьми с учетом их возраста, уровня развития и подготовленности. Современные ИТО делаю как учителя, так и учащихся активными участниками совместной деятельности, так как дают возможность проявить самостоятельность и творческую активность при разработке новых дидактических материалов, отработке и совершенствовании выполняемых работ и проектов, проведению контроля и т.д.

Культуросообразность. В процессе обучения и воспитания необходимо, прежде всего, знакомить подрастающее поколение с богатством культур и самобытностью тех народов, в окружении которых оно растет и развивается, с мировой культурой и ее неисчерпаемым потенциалом.

Связь с жизнью. Информационные технологии помогают создавать модели, имитирующие явления или ситуации окружающего нас мира, позволяют понять суть событий и вещей, окружающих детей и, если это возможно, сравнивать виртуальные объекты с практикой.

Природосообразность - воспитание и обучение учащихся в целом и в период педагогической практики, в частности, должны строиться в соответствии с природой и спецификой возрастных этапов их развития и индивидуальными возможностями каждого воспитанника. Для его реализации НИТ обладают большими ресурсными возможностями вплоть до создания индивидуальных программ обучения и интеллектуальных программ, которые следует адаптировать под особенности конкретных учеников.

Научность реализуется тогда, когда с помощью компьютерно-ориентированных технологий передаются установившиеся в науке теоретические знания и практические навыки и умения, демонстрируются самые существенные признаки и свойства изучаемых предметов в доступной для учащихся форме.

Принцип доступности заключается в соответствии содержания, методов, способов и приемов изложения материала возрастным и индивидуальным особенностям учащихся. Использование ИТ в данном случае призвано выступить оригинальным инструментом для облегчения усвоения учебного материала.

Принцип систематичности является, по сути дела, ни чем иным, как дидактически и методически обоснованной логической последовательностью изложения рассматриваемого учебного материала, способствующего усвоению ЗУН.

Теория и практика образовательного процесса показывает, что вышеизложенное усиливается использованием информационных технологий в образовании и при этом становятся более результативными такие принципы, как сознательности, активности и самодеятельности, которые характеризуют не усредненную, а творческую личность обучаемого, с их помощью учащиеся имеют возможность лучше разобраться в фактическом материале, явлениях и событиях, что активизирует познавательный интерес обучаемых, способствуют проявлению инициативы. Специфичным и ничем не компенсируемым достоинством ИТ является то, что можно практически каждый урок можно сделать проблемным, что отвечает высшим интересам образовательной практики в современной школе.

Творчество и инициатива воспитанников в сочетании с педагогическим руководством. Современные информационные технологии в большинстве своем ориентированы на развитие творческого потенциала не только учителей, но и учеников. Среди современных действующих и разрабатываемых в настоящее время программных продуктов, практически нет ориентированных лишь на формальное воспроизведение, о чем свидетельствуют работы Брановского Ю.С., Шапошниковой Т.Л., Полат Е.С.. И в той или иной степени, направлены на развивающее обучение.

Принцип наглядности является основополагающим из всех тех, которые известны дидактике. С точки зрения психологии восприятия учебного материала примерно 70 - 90 % учебной информации воспринимается обучаемыми через сенсорный видеоканал (Г.В. Зеленова, 2000). Последнее подкрепляется народной мудростью в виде широко используемой поговорки «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Многовековая практика учебного процесса показывает, что изучение некоторых предметов невозможно без наличия этого принципа (физика, биология, химия), к их числу в полной мере относится и информатика.

Принцип прочности как теоретических знаний, так и практических навыков и умений, имеет давнее историческое происхождение. Трудно представить себе ситуацию, когда учащиеся или студенты приходят на занятия не имея представления о том материале, который был изучен ими накануне. Отсюда следует, что творческие усилия не только школьных учителей, но и вузовских преподавателей должны быть направлены на усиление действия этого принципа. Последнее подтверждается тем, что все виды контроля (контрольные работы, тесы, экзамены, зачеты) есть не что иное, как различные способы проверки работы этого принципа.

Принцип действенности является показателем того, насколько осознанно обучаемые воспринимают учебный материал и какова педагогическая эффективность каждого занятия. С точки зрения использования математических методов в педагогике, в самом обобщенном виде можем утверждать следующее. Обще дидактический результат по конкретному предмету представляет собой сумму отдельных вкладов.

Влияние этого принципа подтверждено нами в ходе ОЭР.

Принцип коллективного характера обучения и воспитания в сочетании с развитием индивидуальных особенностей личности каждого учащегося. Этот принцип получил возможность реализации только теперь, когда ИТ активно используются во всех сферах, и в частности в общеобразовательной школе. Учащиеся имеют возможность выполнять индивидуальные задания при полноценной работе всего класса. При этом они могут выполнять автономную часть работы, а затем свести свои результаты и получить единый вывод. При этом ИТ занимают только им присущее место как средство сочетания коллективного, группового и индивидуального видов работы на уроке.

Особое место занимает экспрессивная составляющая обучения. Последнее очень важно в связи с тем, что обычная система «человек - человек» в значительной мере заменяется системой «человек - машина». Сравнение эмоционального состояния человека и машины представляется нам безосновательным. С другой стороны, виртуальная реальность предоставляет возможность создавать ситуации, например, проблемного характера, которые в определенной мере компенсируют эмоциональный фон, сопровождающий каждое полноценное занятие.

Существует оптимальная информационная емкость (объем, мера, количество) восприятия, превышение которой может привести к снижению качества усвоения учебного материала. Именно поэтому значительная часть информации останется вообще или частично не усвоенной. Вследствие чего, беспредельно увеличивать информационную насыщенность педагогического процесса нельзя. Кроме того, средства новых информационных технологий нужно использовать комплексно для достижения наилучших результатов в этом заключается сущность таких взаимосвязанных принципов, как принцип меры и принцип комплексного характера использования НИТ.

Эффективность информационно - технических средств обучения определяется их соответствием конкретным учебно-воспитательным целям, задачам, специфике учебного материала, формам и методам организации труда преподавателей и учащихся, материально - техническим условиям и возможностям, которые реально имеются в образовательных учреждениях.

Кратко охарактеризуем в виде последовательных информационных сверток те принципы обучения, которые характерны именно для педагогического процесса в вузе с использованием НИТ.

Принцип интерактивности состоит в том, что он отражает различные виды педагогической коммуникации, включающие не только контакты, студентов с преподавателями, опосредованных средствами НИТ, но и студентов между собой. Опыт и данные научной литературы показывают, что в процессе обучения интенсивность обмена информацией между студентами больше, чем между студентом и преподавателем. Поэтому для реализации в практике этого принципа, например, при проведении компьютерных телеконференций надо обязательно сообщать электронные адреса всем участникам учебного процесса.

Принцип стартовых знаний. Чтобы процесс обучения был достаточно эффективен, необходимы некоторые стартовые знания (начальный уровень подготовки потенциальных потребителей образовательных услуг) и аппаратно-техническое обеспечение. Каждый новый набор студентов отличается от предыдущего все большей дисперсией знаний, как по математике, так и по информатике. Причем по информатике начальный уровень будущих студентов совершенно различен. Проведя исследование в выбранной нами экспериментальной группе мы установили, что подавляющее большинство студентов изучали информатику на старых ПК, или изучали вообще только теорию - так называемый «без машинный» вариант освоения информатики. Проведение учебных занятий показало, что приходится учитывать, городскую или сельскую школу закончил будущий студент, какой учитель вел информатику в школе и каков был уровень его профессионализма, в течение скольких лет информатика изучалась, была ли возможность посещать дополнительные занятия по информатике, так как официальные часы, отводимые на данный предмет в школе составляли 1 час в неделю, а иногда даже в две недели, за редким исключением, и наконец, какова была МТБ конкретной школы.

Из этого следует, что преподавание информатики во многом носит ситуативный характер и усложняется из-за необходимости учета целого ряда разносторонних и взаимосвязанных факторов, имеющих прямое отношение ко многим студентам из всей обследованной выборки. Подтверждением сказанного являются результаты заседания Коллегии от 24.04.2001 № 9/2. О проекте федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды на 2001-2005 годы: «В последние 8 лет поставки компьютерного оборудования в школу практически не осуществлялись. Некоторая работа в данном направлении проводилась в крупных городах и промышленных центрах, но это были разрозненные усилия и они не могли существенно повлиять на реальное положение дел в России. Сегодня один компьютер с современным интерфейсом приходится на 500 учащихся. Показательным для ситуации в целом является состояние информатизации сельских школ. Наконец 2000 года сельские школы лишь на 5% оснащены компьютерной техникой. Менее 2 % образовательных учреждений имеют в своем распоряжении средства сетевого взаимодействия и лишь 1,5 % образовательных учреждений имеют выход в глобальную сеть. На сегодняшний день менее 20% школ имеют в штате специалиста в области информатики, а на одного специалиста, которым чаще всего является учитель информатики, приходится примерно 1000 учащихся».

Принцип индивидуализации, для выполнения которого в реальном учебном процессе проводится входной и текущий контроль. Например, входной контроль позволяет в дальнейшем не только составить индивидуальный план учебы, но и провести дополнительную подготовку потребителя образовательных услуг в целях восполнения недостающих начальных знаний и умений, позволяющих успешно проходить обучение в вузе. Текущий контроль позволяет корректировать образовательную траекторию, что полностью соответствует требованиям педагогического мониторинга (А.И. Кукуев. 2002).

Принцип идентификации заключается в необходимости надежного контроля самостоятельности учения. Идентификация обучающихся является необходимой частью общих мероприятий. Контроль самостоятельности при выполнении тестов, рефератов и других контрольных мероприятий может достигаться, кроме очного контакта, с помощью различных технических средств и методических приемов, которые характерны для ПЭВМ.

Принцип педагогической целесообразности применения средств НИТ является ведущим в компьютерной дидактике и требует взвешенной педагогической оценки каждого этапа проектирования, создания, организации и проведения процесса обучения. Анализ литературы и реальная практика показывает, что некоторым образовательным учреждениям присуще увлечение средствами НИТ, особенно ИНТЕРНЕТОМ, часть сайтов которого не имеет никакого отношения ни к системе образования, ни к развитию позитивных образовательных интересов учащихся.

Тем не менее, средства НИТ, которые широко используются в разных системах и уровнях обучения, воздействуют на все ее компоненты: цели, решаемые задачи, содержание, методы, организационные формы и средства. Все это позволяет ставить и решать значительно более сложные и актуальные задачи педагогики и развития обучаемых, их интеллектуального, творческого потенциала, аналитического, критического мышления, самостоятельности в приобретении знаний, работе с различными источниками информации.

Из анализа рассмотренных первоисточников вытекает, что общенациональная система образования придерживается традиционных принципов дидактики, которые исторически укоренились и продолжают удерживать ведущие позиции, как в высшей, так и в средней школах.

С другой стороны, наблюдается массированно внедрение ИТ как в мировую, так и в отечественную образовательные системы, что подкреплено президентской программой и другими нормативными документами, при этом должны всемерно инициировать становление так называемой «компьютерной дидактики» и выделению и совершенствованию адекватных принципов.

 

АВТОР: Блинова Е.Е.