08.06.2012 5484

Состояние обучения русскому языку в образовательных учреждениях Ставропольского края

 

На этапе констатирующего эксперимента, в задачу которого входило изучение особенностей функционирования русского языка в образовательных учреждениях Ставрополья, анализировалась официальная информационно-справочная документация Министерства образования Ставропольского края. Обобщение официальных материалов такого характера позволяет определить стратегические позиции специалистов, оказывающих влияние на управление процессами обучения русскому языку. Так, для представления общей картины, отражающей специфику обучения русскому языку в образовательных учреждениях Ставропольского края, учитывалось мнение специалистов о том, что специфика Ставрополья обусловлена исторически сложившейся поликультурной социальной средой. Это, считают управленцы краевого уровня, обусловливает необходимость разработки особых подходов к организации учебного процесса и воспитательной работы в образовательных учреждениях, к выбору конкретных форм и методов развития духовного потенциала учащихся, к формированию толерантного отношения к людям других национальностей и религиозных убеждений.

В данных условиях важная государственная роль принадлежит русскому языку как консолидирующему, коммуникативному объединяющему фактору.

В поликультурной образовательной среде региона русский язык должен помогать личности осознать свои корни и тем самым определять то место, которое она занимает в мире, прививать человеку уважение к другим культурам, формировать многогранную картину мира и обеспечивать адаптацию в изменяющихся условиях существования.

Хорошо поставленная речь, высокая языковая культура учителя является не только важнейшей характеристикой образовательной среды, но и основой формирования культурного пространства образовательного учреждения.

«Русский язык», в отличие от других учебных предметов, не просто предмет изучения, средство обучения, он выступает главным условием межличностного диалога, воспитания общей культуры и личностного развития учащихся - представителей разных этносов, вероисповеданий. История Северного Кавказа определила без альтернативность русского языка в обеспечении мирного сосуществования, сотрудничества и прогрессивного развития всех этносов и культур региона.

В настоящее время обучение русскому языку в образовательных учреждениях края осуществляется в соответствии с Концепцией модернизации российского образования до 2010 года, Федеральной целевой программой «Русский язык» на 2001-2005 годы (постановление Правительства РФ от 27.06.2001 г. № 483), требованиями к обязательному минимуму содержания общего образования, Государственным образовательным стандартом по русскому языку.

Реализацию обязательного минимума содержания образования обеспечивают примерные программы общего образования, рекомендованные Министерством образования Российской Федерации.

Деятельность общеобразовательных учреждений по преподаванию русского языка регламентируется Базисным учебным планом РФ (1998 г.), его инвариантной частью области «Филология».

Согласно рекомендациям Министерства образования Ставропольского края, на региональный компонент отводится до 15 % учебного времени. В учебные планы школ включены факультативные занятия и спецкурсы «Культура речи», «Основы стилистики», «Риторика», «Теория и практика написания сочинений», «Живая этика», «Занимательная грамматика», «Фольклор народов Ставрополья», которые направлены на развитие коммуникативной компетентности обучающихся.

В образовательной практике используются: в начальной школе учебно-методические комплексы Л.В. Занкова, Д.В. Эльконина - В.В. Давыдова, «Школа 2000-2100», «Начальная школа XXI века»; в основной - учебники под редакцией Т.А. Ладыженской, В.В. Бабайцевой, М.М. Разумовской; в средней - под редакцией А.И. Власенкова, А.Д. Дейкиной, которые обеспечивают достаточную вариативность технологий обучения русскому языку.

В образовательных учреждениях края обучение учащихся русскому языку обеспечивают 3232 учителя. 93,7% из них имеют высшее образование, более трети имеют высшую квалификационную категорию. Только за три года (1997-2000 гг.) 577 учителей (или 17,8 %) аттестовано на высшую квалификационную категорию. В гг. Пятигорске - 32 %, Лермонтове - 31 %, Ставрополе - 37 %, в Труновском районе - 37 %, в Шпаковском - 22 %, Буденовском - 21 %, Петровском - 20 %.

Подготовку учителей словесников в крае осуществляют Ставропольский и Пятигорский лингвистический государственные университеты, Ставропольский государственный педагогический институт. В педагогическом колледже г. Железноводска готовят учителей русского языка для основной школы. При этом, например, в 2000-2002 годах из вузов и колледжа выпущено свыше 500 специалистов филологов, но только 208 из них работают в общеобразовательных учреждениях края, в том числе - 30 % в сельских школах Арзгирского, Левокумского, Георгиевского, Ипатовского, Грачевского, Предгорного и Красногвардейского районов.

Определенная работа по осуществлению непрерывного педагогического образования учителей русского языка проводится краевым институтом повышения квалификации работников образования. Так, за период с 2000 по 2003 г. около двух тысяч учителей прошли повышение профессиональной квалификации.

В связи с изменившейся в школах края демографической ситуацией, осуществляется дифференцированное обучение русскому языку детей нерусской национальности. В работе с детьми этой категории используется учебник «Русский язык» под редакцией А.Ф. Бойцовой и А.Д. Васильевой.

Анализ базовых знаний по русскому языку показал уровень качества знаний школьников. В среднем по краю в 2000 году он составил 48 %, (Ставрополь - 55 %, Кисловодск - 57 %, Туркменский район - 42 %), уровень обученности -96,7 % (Ставрополь - 97 %, Кисловодск - 99,1 %, Туркменский район - 94,8 %).

В рейтинге основных дисциплин учебного плана русский язык занимает третье место (в Российской Федерации - пятое). Важно отметить, что 15 % от числа выпускников школ края, награжденных по итогам 2001-2002 учебного года золотой медалью, составили учащиеся нерусской национальности.

Особое значение в повышении качества обучения русскому языку в образовательных учреждениях может иметь осуществление систематического контроля за выполнением практической и теоретической частей государственных образовательных программ по русскому языку, проведение постоянного внутри школьного мониторинга качества обучения школьников.

Не исчерпали своих образовательных возможностей и различные формы дополнительного образования детей. Примером могут служить ежегодно проводимые в образовательных учреждениях края литературные чтения, предметные недели и традиционно организуемые Дни Славянской письменности, Большие и малые Кирилло-Мефодиевские чтения.

Определенную роль играют школьные научные общества, созданные в г.г. Невинномысске, Ставрополе, Шпаковском, Кочубеевском, Новоалександровском районах, члены которых активно участвуют в научно-практических конференциях, проводимых «Малой академией наук» по современным проблемам лингвистики.

Значительный вклад в развитие образования в поликультурной среде Ставропольского края вносят высшие учебные заведения. Так, в Пятигорском государственном лингвистическом университете разрабатывается научная проблема «Поликультурное образование на Северном Кавказе», в рамках которой проводятся научные форумы различного уровня. В аспирантурах и докторантурах Ставропольского и Пятигорского университетов по специальности «Филология» в 2000 году обучалось 96 человек, из них 23 - это учителя русского языка общеобразовательных учреждений.

Вместе с тем в состоянии обучения русскому языку в образовательных учреждениях Ставропольского края в условиях поликультурной среды имеется ряд недостатков и нерешенных проблем.

Существует необходимость решения задачи формирования личности в образовательном пространстве Ставропольского края с учетом поли этничности и многоязычия, многообразия культур в качестве приоритетной.

Анализ проведенных Министерством образования края в 2000 году контрольных срезов по русскому языку, результатов репетиционных сочинений свидетельствует о том, что в крае сохраняется тенденция снижения грамотности учащихся - орфографической и пунктуационной. В ходе проверки краевой комиссией работ учащихся, претендентов на награждение золотой, серебряной медалями была снижена оценка за грамотность у 97 школьников. Наибольшее количество сниженных оценок было в работах учащихся Степновского, Ипатовского, Предгорного районов, гг. Кисловодска, Пятигорска.

В школах края в работе педагогов нередко нарушаются требования к устной и письменной речи учащихся. Положительно зарекомендовавшие себя «Нормы оценки знаний, умений, навыков учащихся по русскому языку» (1992 г.) учителями общеобразовательных дисциплин не всегда учитываются в работе по языковому и речевому развитию учащихся.

В практической деятельности органов управления образованием, руководителей общеобразовательных учреждений не используются возможности подготовительных классов для детей нерусской национальности в обучении русскому языку.

При комплектовании библиотечных фондов школ не учитываются произошедшие в социальной и образовательной сферах изменения. Библиотеки медленно пополняются классической литературой, словарями и справочниками.

Требуется модернизация педагогических подходов и технологий преподавания русского языка с учетом качества поликультурной среды.

Целостный анализ качества обучения русскому языку позволил прийти к выводу о необходимости научной разработки комплекса мер по организационному, ресурсному и научно-методическому обеспечению обучения русскому языку как государственному.

На этапе констатирующего эксперимента не оставались без внимания аналитические материалы городов и районов Ставропольского края, поступающие как отчетно-справочные документы в адрес Министерства образования Ставропольского края.

В качестве примера представим информацию о преподавании русского языка в общеобразовательных учреждениях Шпаковского района (по состоянию на 1 сентября 2001 года).

В Шпаковском районе преподавание русского языка осуществляется в соответствии с нормативно-методическими документами МО РФ и Ставропольского края.

Работая в течение ряда лет над проблемой «Личностно-ориентированный подход к обучению русскому языку», учителя района на своих уроках формируют у учащихся лингвистическую и коммуникативную компетенцию, решая конкретные познавательные и практические задачи. Например, формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского языка литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся. В системе ведется работа над комплексным анализом текста.

В школах района работают 123 учителя русского языка и литературы. 95% - с высшим образованием, 9% имеют высшую квалификационную категорию, 22% - 1 категорию, 8% - вторую. 38% учителей русского языка и литературы награждены значком «Отличник народного просвещения РФ», «Почетный работник общего образования РФ». Достаточно высокий профессиональный уровень учителей русского языка и литературы позволяет решать проблемы преподавания русского языка на современном уровне. Опыт работы таких учителей, как Авраменко Н.И., Зиминой Г.В. (школа № 2), Задоркиной Л.А. (школа № 3), Середа Т.В., Тарасенко Л.И. (школа № 4), Романовой Н.А., Димитровой Н.Е. (школа № 5), Уваровой М.Д. (школа № 8), Савиной Н.Е. (школа № 13), Микиташенко Т.И. (школа № 15), Черкашиной Н.А., Кошмановой Н.Н. (школа № 19) обобщен в районе и известен, используется в практической деятельности молодыми специалистами.

Обучение русскому языку ведется как в традиционных классах, так и в классах углубленного изучения русского языка и литературы. В школах № 4, № 2, № 5, № 1 преподавание профильных предметов осуществляют опытные учителя по программам углубленного изучения дисциплин. В школе № 4 имеются классы с ранней профилизацией детей. Наряду с преподаванием русского языка и литературы углубленно изучаются мировая художественная культура, второй иностранный язык, факультативы лингвистической направленности. В 2000-01 учебном году дополнительное образование по области «Филология» в частности, по русскому языку, представлено такими дисциплинами, как культура речи (школа № 4), современная литература (школа № 1), клуб одаренных детей (школа № 1 - литература, русский яз.), теория и практика сочинений различных жанров (школы № 3, 20, 5, 10), русская словесность (школа № 3), риторика (школы № 2, 23), сочинения различных жанров (школа № 15), веселая грамматика (школа № 10), речевой этикет (школы № 9, 22). Кроме того, в научных обществах, которые созданы в большинстве школ, одаренные дети получают возможность под руководством опытных учителей вести исследовательскую работу по различным вопросам языкознания.

С учащимися, испытывающими трудности в обучении русскому языку, ведется индивидуальная работа - до35% всех часов, отведенных на индивидуальное обучение, отдано учителям русского языка.

Преподавание русского языка в районе ведется по учебникам, рекомендованным МО РФ и СК.

Приводим данные, отражающие в процентном соотношении обеспеченность учащихся учебниками русского языка по отдельным классам. Во многих школах начата и ведется работа по внедрению новых учебных комплектов под редакцией М. М. Разумовской (школы № 1, 2, 13, 16, 8, 14, 11 и др.). Методическим кабинетом отдела образования проводится целенаправленная систематическая работа с учителями русского языка по изучению учебника, его методического аппарата. Следует отметить, что районным методкабинетом и отделом образования уделяется большое внимание повышению профессионального роста учителей этого предмета. Курсовую подготовку в 2000-01 году прошли 43 человека. Формы методической работы с учителями разнообразны: методические семинары-практикумы, заседания метод-совета, межшкольные интеллектуальные игры, олимпиады, постоянно действующий клуб молодых учителей, индивидуальные консультации педагогов. Ведется работа по созданию в каждой школе банка тестовых контрольных и проверочных работ. Ежегодно проводятся конференции, круглые столы. Так, в 1999 году была проведена конференция к 200-летию А.С. Пушкина, в феврале 2000 г. - конференция «Формирование адаптивной образовательной среды средствами дополнительного образования», где был представлен опыт учителей русского языка и литературы по организации внеклассной работы по предметам образовательной области «Филология».

Большая работа проделана в районе по празднованию 200-летия со времени издания «Слова о полку Игореве». Был проведен районный конкурс сочинений и большой праздник, на который приглашались преподаватели и студенты 2 курса филологического факультета СГУ. В связи с 5 0-летнем годовщины Декларации прав человека проводился районный молодежный эпистолярный конкурс сочинений, лучшие из которых печатались в районной газете «Наша жизнь». В ходе подготовки к празднованию 200-летия Даля были проведены педагогические чтения с целью изучения и пропаганды творчества В.И. Даля, в которых приняли участие 68 учителей русского языка Шпаковского района и 24 преподавателя из 19 районов края.

Методическое объединение учителей русского языка сотрудничает с писателями района и края. С 1997 года в школах района проводятся регулярные встречи с писателями и поэтами: Б. Тилининым, А. Градинаром, В. Нарыжной, Г. Баевым, В. Бутенко и др.

В целях изучения качества подготовки учащихся по русскому языку отделом образования ежегодно проводятся срезы по русскому языку в школах района. Так, в 2000-01 году были проведены контрольные срезы по русскому языку в 10 классах. Результаты следующие: обученность учащихся - 88%, качество - 50%. Хорошие результаты показали учащиеся средних школ № 10 -100; 59, № 13 - 91; 56, № 11 - 94; 47, № 10 - 95; 59, № 4 - 91; 70 и др. В классах углубленного изучения результаты в среднем по району - 95;71, что выше, чем в общеобразовательных классах, но ниже, чем прогнозировалось. На контроле остается вопрос преподавания русского языка в средних школах № 7, 6, 1, 8. В 1999-2000 году (годовые результаты) изучалось состояние преподавания русского языка. Результаты следующие: 11 класс - обученность 95%, качество 62%; в 9 классе - 92% и 58% соответственно.

В 2000-01 учебном году учителя русского языка приняли участие в проведении эксперимента по написанию итоговой работы по литературе в форме изложения с элементами сочинения. В эксперименте приняли участие 567 учащихся, 55% писали изложение, 45% - сочинение. Из 19 учителей, принявших участие в эксперименте, 15 имеют стаж работы свыше 15 лет. Результаты эксперимента в целом положительные.

Сравнительная характеристика отчетно-справочной информации позволила определить особенности осуществления дифференцированного подхода к слушателям курсов повышения квалификации. Например, пограничные с республиками Северного Кавказа районы Ставропольского края требуют более строгого учета специфики языковой политики этих районов. Так, анализируя особенности обучения русскому языку в школах Арзгирского района, специалисты отдела образования этого района отметили возрастающую роль гуманизации обучения русскому языку. При этом ими отмечалось следующее.

В районе работают 56 учителей, преподающие русский язык в общеобразовательных школах. 86% из них имеют высшее образование, 7% - н/высшее, 7% -среднее специальное.

Ежегодно растет качественный уровень педагогов: 82% имеют первую квалификационную категорию, 7% - высшую.

49 педагогов в 2000 году прошли краевые курсы повышения квалификации, 1 учитель в 2001 году курсы по линии Интернет-образования. 96% педагогов в течение 5 лет систематически обучаются на курсах повышения квалификации. 23% учителей русского языка имеют звание «Отличник народного просвещения», «Почетный работник общего образования РФ».

Нормативными документами, определяющими образовательную политику в области обучения русскому языку в настоящее время, являются:

- Федеральная целевая программа «Русский язык» на 2001-2005гг.

- Требования к обязательному минимуму содержания школьного образования.

- Примерные программы основного общего и полного среднего образования.

Методические письма «О преподавании русского языка в общеобразовательных учреждениях» МО РФ и МО Ставропольского края.

Но основание этих документов на методическом объединении учителей русского языка (2001 год) были определены узловые проблемы обновления и создания целостной системы филологического образования:

Корректировка и координация целей, задач и содержания языкового образования (особое внимание уделяется обеспечению содержательной согласованности, преемственности, устранению дублирования и перегруженности второстепенным материалом, переориентация «знание центристской» системы преподавания на «культуросообразную» систему).

- Пересмотр методики преподавания, выработка единых подходов к предмету русский язык, таких как коммуникативно-деятельностный, функциональный, текстоориентированный, культуроведческий.

- Использование новых педагогических технологий.

В районе программа «Русский язык» реализуется двумя учебно-методическими комплектами: под редакцией Н.М. Шанского, Т.А. Ладыженской, М.Т.Баранова, под редакцией В.В. Бабайцевой. На третьей ступени реализуется программа под редакцией А.И. Власенкова.

Национальный состав учащихся следующий: 24% учащихся составляют представители нерусской национальности (2001-02 учебный год), в 2002-03 учебном году - 28% учащихся, в том числе даргинцы - 15%, кумыки - 2%, туркмены - 1,6%, аварцы - 1,4%, чеченцы - 1,8%, армяне - 1,4% и т.д.). В этой связи на районном методическом совете решен вопрос об увеличении количества часов, отводимых на изучение предмета «Русский язык», о переработке программы и корректировке примерного планирования уроков русского языка.

Отделом образования координируются усилия педагогических коллективов по осуществлению единого режима культуры речи и грамотного письма во всех сферах жизнедеятельности учебного заведения. На районных заседаниях МО большое внимание уделяется изучению и внедрению инновационных технологий по проблемам «Текстоориентированный и этнокультуроведческий подход в преподавании русского языка», «Преподавание русского языка в современных условиях».

Вопрос о состоянии преподавания русского языка стоит на контроле в отделе образования. Ежегодно даются срезы 5-7-9 классов в начале, середине, конце года.

Как свидетельствует анализ результатов, самыми частотными орфографическими ошибками являются:

- проверяемые гласные и согласные в корне слов: ошибаются от 20 до 30% учащихся;

- орфограммы в глаголах: от 15 до 25% учащихся:

- НЕ с различными частями речи - 20% учащихся.

Среди пунктуационных ошибок (25% учащихся допускают ошибки):

- знаки препинания в сложноподчиненном предложении;

- при однородных членах и т.д.

Причина ошибок, по мнению специалистов отдела образования, в недостаточном внимании учителей к организации самостоятельной работы, практикумов по графическому комментированию изученных орфограмм и пунктограмм, являющимся базовым умением при обучении самоконтролю.

Среди положительных тенденций современных уроков русского языка следует отметить: диалоговость в обучении, что достигается четкой проблемной формулировкой вопросов, заданий, которые предполагают столкновение мнений, активное участие в обсуждении, в решениях проблемы («Как вы думаете, почему... ? Сравните, сопоставьте... В чем сходство (отличие...?»). Рациональная организация труда учащихся, их самостоятельной деятельности на разных этапах урока, выполнение практико-ориентированньх заданий обеспечиваются осознанным и прочным освоением материала, комплексным анализом текстов, текстсориентированным обучением, отбором таких текстов, которые усиливают внимание к точности, красоте и выразительности речи, что помогает в осмыслении богатства языка, роли средств выразительности, в воспитании культуры речи. Отбор дидактического материала, в том числе нравственно-этического, культурологического, краеведческого характера способствует развитию словарного запаса учащихся, формирует представления о нравственных гуманистических ценностях.

Технология «Педагогика сотрудничества» реализуется учителями русского языка СОШ №1 с. Арзгир, СОШ №11 а. Башанта, технология интенсивного обучения - СОШ №5 с. Новоромановское, технология уровневой дифференциации - СОШ №7 п. Чограйский, СОШ №9 с. Родниковское, смешанной дифференциации СОШ №1 с. Арзгир, уровневой дифференциации на основе обязательных результатов - СОШ №6 с. Серафимовское, коллективный способ обучения - СОШ №11 а. Башанта, личностно-ориентированное развитие СОШ №3 с.Арзгир.

Общий фон состояния процесса обучения русскому языку в Ставропольском крае требует анализа деятельности учителей русского языка школ города Ставрополя. Остановимся подробнее на информационно-аналитических материалах г. Ставрополя.

В общеобразовательных учреждениях города совершенствуется образовательный процесс обучения русскому языку и литературе на основе использования нового поколения учебно-методической литературы. Учителя образовательных учреждений города, реализуя принцип вариативности, работают по следующим программам.

Необходимость гуманитарного образования возрастает. В 35 % общеобразовательных учреждений города Ставрополя на третьей образовательной ступени открыты классы гуманитарного профиля (№№ 2, 3, 4, 6, 11, 14, 15, 21, 25, 26, 30, 34, 35). В муниципальном образовательном учреждении лингвистической гимназии № 24 ведется преподавание русского языка по учебно-методическом комплексу под редакцией В. В. Бабайцевой (для углубленного изучения русского языка) с делением гимназических классов на подгруппы на уроках русского языка в рамках краевой экспериментальной площадки «Образовательные стандарты гимназии с лингвистическим уклоном».

Педагоги муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 2 в рамках краевой экспериментальной площадки «Лингвометодические и психолого-педагогические условия разработки и реализации национально-регионального компонента в обучении русскому языку и русской речи учащихся общеобразовательной школы» работают над созданием системы обучения русскому языку, которая основывается на дидактическом языковом материале, отражающем русскую национальную культуру общения, традиции межнациональной дружбы народов России.

Профильное обучение русскому языку осуществляется в муниципальных образовательных учреждениях средних образовательных школ № 3, 21; лицее № 17; гимназиях № 25, 30; - литературе - средней образовательной школе № 35, в гимназиях № 9, 25, 30, что составляет 12, 5 % и 10 % соответственно.

С целью проверки наличия базовых знаний по русскому языку и литературе и контроля за качеством преподавания ежегодно проводятся входные, промежуточные и итоговые срезы, результаты которых приведены ниже.

Во всех общеобразовательных учреждениях города Ставрополя в программы предметов по области «Филология» введен региональный компонент в соответствии с программой «Литература Ставрополья».

В 45 % общеобразовательных учреждениях города ведутся следующие факультативные занятия и спецкурсы: «Литература Ставрополья», «Декабристы на Кавказе», «Русская критика и публицистика 19 и 20 веков», «Литература Англии и США», «Современная зарубежная литература», «Русская словесность», «Теория и практика сочинений разных жанров», «Культура речи», «Теория литературы», «Основы редактирования текста», «Стилистика», «Риторика».

На повышение уровня обучения школьников оказывают влияние различные формы дополнительного образования. Управлением образования проводятся такие мероприятия, как городской праздник «Мой Пушкин», акции «Напиши письмо ветерану Великой Отечественной войны», «Письмо матери», которые способствуют выявлению юных дарований в области искусства, развитию их творческих способностей, поиску новых форм по развитию детского творчества и научно-исследовательской деятельности в области литературы, краеведения.

Традиционным стало проведение ежегодных конкурсов юных поэтов, писателей и сочинений, посвященных Дню города.

Основой языковой политики в области образования является стратегия сохранения и упрочения позиций русского языка как государственного. С этой целью в городе ведется большая работа по сохранению духовного, научного и культурного достояния России. Ежегодно в городе Ставрополе отмечаются Дни Славянской письменности. В рамках этого праздника проводятся «Диалоги о языке», Большие и Малые Кирилло-Мефодиевские чтения с привлечением преподавателей и аспирантов высших учебных заведений города, учителей и учащихся образовательных учреждений.

Одним из направлений в работе управления образования города Ставрополя с учителями явилось повышение их профессионального уровня, совершенствования преподавания русского языка и литературы. С целью оказания методической помощи учителям русского языка и литературы были организованы с участием преподавателей Ставропольского государственного университета семинары «Региональный компонент в программах по литературе и русскому языку», «Лингвистический анализ текста», «Периодизация литературного процесса XX века».

В 2000-01 учебном году в общеобразовательных учреждениях города Ставрополя работал 361 учитель русского языка и литературы.

По мнению ведущих специалистов СКИПКРО, к 2000 году активизировался процесс повышения квалификации учителей русского языка, претендующих на присвоение высшей квалификационной категории, что подтверждается документацией кафедры русского языка и литературы. Так, в протоколах заседания кафедры отмечено, что на 1 ноября 2000 года в крае работало 3295 учителей русского языка и литературы, каждый из которых 1 раз в 5 лет проходит курсовую переподготовку в рамках курсов повышения квалификации и проблемных курсов. В 2000-2001 учебном году прошли курсовую переподготовку более 500 чел., 250 человек сдали квалификационный экзамен (прошли аттестацию) и получили высшую категорию.

Курсы повышения квалификации традиционно включают работу по дисциплинам общекультурного блока (вопросы философии образования, права, информатики, культурологии и др.); психолого-педагогического блока (актуальные проблемы обучения и воспитания); предметного блока (вопросы теории, методики и практики преподавания русского языка и литературы в свете новейших образовательных концепций и технологий обучения); вариативного блока - спецкурсы по выбору. Курсы рассчитаны на 104 часа аудиторских занятий.

В курсовой работе освещаются следующие вопросы:

- Концепция модернизации Российского образования;

- Профильное обучение (филологические дисциплины);

- Единый государственный экзамен (ЕГЭ) как критерий управления качеством образования;

- Коммуникативная направленность в преподавании русского языка (обучение общению);

- Новая концепция филологического образования в школе;

- Новые технологии преподавания русского языка и литературы в школе;

- Федеральный и региональный компоненты в преподавании русского языка и литературы, их взаимосвязь;

Русский язык в культуроречевом аспекте и др. Проблемные курсы, рассчитанные на 72 часа и посвящаются конкретным научно-методическим проблемам:

- обновление содержания и методов обучения русскому языку и литературе в свете требований концепций модернизации Российского образования;

- обучение русскому языку и литературе в условиях профильного обучения;

- ЕГЭ как критерий управления качеством образования (на примере изучения предметов филологического цикла);

- лингвометодические аспекты преподавания основных курсов современного русского языка;

- методика обучения комплексному анализу художественного теста. Преподаватели кафедры принимают участие в августовских чтениях, конференциях и др., научно-методических мероприятиях по приглашению районов.

На кафедре ведется консультационная работа как по текущим учебно-методическим вопросам, так и по вопросам подготовки учителей словесников к квалификационным испытаниям (подбор литературы, написание рефератов и курсовых работ, обобщение опыта и системы работы и др.), а также по вопросам опытно-экспериментальной работы.

Расширение сферы филологического образования для детей и взрослых предусмотрено системой компьютеризации учреждений образования края, их научно-методическим обеспечением новыми информационными технологиями.

И, тем не менее, анализ профессиональной деятельности учителей русского языка свидетельствует о недостаточном уровне владения ими технологиями педагогического диагностирования. К такому выводу пришли члены Коллегии Министерства образования СК (декабрь 2000г.). Не противоречат этим выводам результаты эксперимента, в процессе которого определилась необходимость введения в методический аппарат исследования понятий диагностика, диагностирование, педагогическая диагностика, технологии педагогического диагностирования.

Основа трактовки этих терминов в исследовании определялась с учетом позиций Давыдовой Л.Н., Пятина В.А., И.П. Раченко, В.А. Сластенина и др. Под педагогической диагностикой В.А. Пятин предлагает понимать процесс, соответствующий условиям оптимального решения следующих педагогических задач:

- обеспечение реализации личностно-ориентированного образования;

- максимально реальное прогнозирование результатов профессиональной деятельности педагога, что должно получить подтверждение на этапе сопоставления полученных результатов с прогнозированными;

- сведение к минимуму педагогических ошибок в методиках дифференцированного подхода к учащимся;

- установление характера мотивации обучения личности;

- определение условий для саморазвития и творческой самореализации личности;

- оценивание уровня профессиональной компетентности и уровня развития профессиональной компетенций.

Диагностика педагогического процесса, как отмечал Б.П. Битинас и П.К. Голубев, выполняет конкретные функции:

- осуществление обратной связи на основе контроля педагогом результатов своих действий и действий учащихся;

- активное включение в естественные условия реальной школьной жизни в целях получения полной объективной информации об обучающемся;

- корректное и этически целесообразное использование выводов диагностического исследования;

- идентификация достигнутых результатов с идеальными, эталонными представлениями о результативности учебной деятельности школьника и профессиональной деятельности учителя;

- выявление специфики взаимоотношений учителя и учеников в процессе обучения и воспитания;

- определение перспективных путей развития субъектов образования через позитивный прогноз.

Принципы педагогического диагностирования представляются в соответствии со сложившейся в педагогической теории традицией и представляют системообразующие закономерности педагогического диагностирования как особого вида познания, а именно: принципы - целостности, главного звена, объективности, детерминизма, анализа и синтеза.

Реализация принципа целостности педагогического диагностирования связана с необходимостью представлять в полном объеме взаимосвязанность содержания, структурных компонентов и функциональной специфики использования традиционных и инновационных технологий и методик обучения. Принцип объективность педагогического диагностирования базируется на дидактическом принципе научности и содержании профессионально значимого требования к учителю использовать научный подход к оценке явлений, формулировке умозаключений при обязательности их проверки на соответствие научному знанию.

Включение главного и второстепенного, закономерного и случайного при диагностике педагогического процесса - условие принципа главного звена. Сущность этого принципа проявляется в его доминирующем влиянии на функционирование знаний учителей о традициях и тенденциях обучения русскому языку - в среде исторического и актуального времени. Функциональная грамотность учителя русского языка должны быть признаны одним из направлений развития системы последипломного образования. Этот процесс, как свидетельствуют ученые (Е.А. Быстрова, В.В. Сергеев, Я.С. Турбовский, В.М. Монахов и др.), сопровождается ростом профессиональной компетентности и моральных качеств личности специалиста. Не случайно в современной теории и методике профессионального образования определена установка на возвращение смысла получаемой информации, требующего интеграции науки и нравственных установок, синтеза картины мира и картины жизни.

Система принципов педагогической диагностики, по справедливому мнению В.А. Пятина, Л.Н. Давыдовой, А.П. Тряпициной не будет полной без включения в нее принципа анализа и синтеза. Умение видеть процесс обучения учителей на курсах повышения квалификации с позиций анализа всех его структурных компонентов в их взаимодействии, взаимовлиянии и взаимоотношениях должно быть сопряжено с пониманием их функционирования как целостного процесса, сформированного не на основе их суммарного включения, а на основе нового качества синтезированных в новое единство педагогических явлений. Другими словами, анализ и синтез, взаимопроникая в диагностический процесс, представляют основу направленной на получение объективной информации оценочной и корректировочной деятельности педагогического исследования. В целом, педагогическая диагностика является инструментом создания механизмов психолого-педагогической поддержки, прогнозирования и проектирования тенденций развития профессиональной деятельности педагога на этапе последипломного образования.

Последовательность системы действий учителя русского языка, повышающего свою квалификацию на курсах, в современной педагогике рассмотрено в связи с необходимостью формирования у учителя готовности к самоуправлению развитием личностно и профессионально значимых качеств. Очевидная необходимость определить последовательность системы действий педагога в конце XX века обусловила интерес ученых к разработке эффективного алгоритма педагогического диагностирования. В данном случае «под алгоритмом понимается оптимальный вариант решения итоговой задачи диагностирования в педагогическом процессе».

Логическую обоснованность диагноза, как считают Л.Н. Давыдова, В.А. Пятин, определяет алгоритмизированная система последовательных этапов:

- определение объекта, целей и задач педагогического диагностирования;

- выдвижение гипотезы и ее последующая проверка, планирование предстоящего диагностирования;

- выбор диагностических средств (критерии, уровни, методики);

- сбор информации о диагностируемом объекте (соотношение реального состояния с нормативно-оптимальным);

- обработка полученной информации, ее анализ, систематизация, классификация;

- синтез компонентов диагностируемого объекта в некоторое новое единство на основе анализа достоверной информации;

- прогнозирование перспектив дальнейшего развития объекта, обоснование и оценка педагогического диагноза;

- практическое применение педагогического диагноза. Осуществление коррекции по управлению педагогическим процессом с целью преобразования объекта.

Педагогическая диагностика как эффективный механизм преобразования процесса повышения квалификации учителей в современных условиях характеризуется органическим взаимодействием с процессом определения качества педагогической деятельности на всех этапах непрерывного образования, при чем - с позиций статусной роли, как учителя, так и ученика. Возникает необходимость включения в экспериментальную работу заданий, направленных на научную интерпретацию педагогического феномена качество.

 

АВТОР: Букреева И.В.