10.06.2012 25055

Подходы к пониманию и исследованию творчества в отечественной и зарубежной литературе

 

Определение понятия «творчество» является одним из самых сложных вопросов психологии. Данный термин крайне неоднозначно трактуется в различных монографиях, статьях. В широком смысле понятие «творчество» охватывает и социально-историческую обусловленность, и значение, и ценность продуктов творчества, и влияние традиций на творческую деятельность, и взаимодействие школ и направлений, и организацию, и прогнозирование творческой деятельности и т. д.

В настоящее время достаточно полно исследованы общие теоретические проблемы психологии творчества (Брушлинский А.В., Пономарев Я.А., Рубинштейн С.Л., Тихомиров О.К. и др.). Творчество является одной из фундаментальных категорий психологии. В определении творчества наблюдаются три подхода: гнесеологический, аксиологический и объединяющий их целостный.

Первый определяет творчество как поиск способов решения нестандартной задачи в условиях неопределенности (Асмолов А.Г., Поддьяков Н.Н.).

Второй подход ориентируется на культурологическую парадигму, фокусирующую личность человека в целом и рассматривающую творчество как прорыв человека в неизвестное будущее на основе проникновения в глубины собственной экзистенции или как поток развития, постигаемый с помощью интуиции (Ясперс К., Бергсон А.). Личность творца исследовали представители описательной психологии К. А. Абульханова-Славская, В.И. Андреев, Ю.Б.Гатанов; представители психоанализа З.Фрейд и К.Юнг, а также Б.Г. Ананьев, Ф. Баррон, В.И. Мясищев, Э.Фромм, П.М. Якобсон.

Внутри третьего подхода - целостного - можно выделить взгляды на творчество как на систему взаимоотношений личности и мира (Выготский Л.С., Леонтьев А.Н.). В.В. Давыдов определял акт творчества как реальное преобразование предметной действительности, культуры и самого себя.

Вместе с тем, несмотря на многообразие трактовок, в определениях творчества можно выделить общие существенные черты: во всех случаях речь идет о создании чего-то нового, оригинального. Однако в самом понятии нового требуется уточнение. Бытует мнение, что новое следует трактовать как новое для данного субъекта, а не в общечеловеческом смысле. Известна и другая трактовка этого понятия: новизна («оригинальность») рассматривается не в индивидуальном, а в социальном смысле, т.е. продукт творчества соотносится не с теми знаниями, которые имелись у человека до начала творческой деятельности, а с продуктами деятельности других людей.

В представленных выше трактовках феномен творчества определяется через его продукт. Существует также ряд определений творчества, которые акцентируют внимание на качествах мышления творческой личности. Обобщая различные определения творчества, Р. Холмен пишет: «Творчество представляет собой сплав восприятий, осуществленный новым способом (Маккелланд), способность находить новые связи (Кюби), возникновение новых отношений (Роджерс), появление новых сочинений (Меррей), предрасположение совершать и создавать новшества (Лассауэль), деятельность ума, приводящую к новым прозрениям (Жерар), трансформацию опыта в новую организацию (Тейлор), воображение новых констелляций значений (Гизелин)».

Дж. Гилфордом (1950) введены понятия «дивергентное мышление» и «креативность», которые психологами с 1950г. стали употребляться как синонимы. Он указывает, что «творческий потенциал может быть определен как совокупность способностей и других черт, которые содействуют успешному творческому мышлению». В основе его концепции лежит принципиальное различие между двумя типами мыслительных операций: конвергенцией и дивергенцией. Дж. Гилфорд считал операцию дивергенции основой креативности, которую объяснял как тип мышления, идущего в различных направлениях. Основные признаки дивергентного мышления таковы: способность видеть проблему; генерализованная чувствительность, чуткость к восприятию дефектов, недостающих элементов, к дисгармонии (обостренная реакция на них); дивергентность мышления (разнообразие вариантов); гибкость мышления (переключаемость на разные задачи); быстрота, количество идей в единицу времени; богатство фантазии; развитое творческое воображение.

Концепцию Дж. Гилфорда развивал Е.П. Торренс. Под креативностью Е.П. Торренс также понимает способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях и др. Он разработал для выявления показателей креативности батарею тестов, которые позволяют определить «субъективную креативность» деятельности личности безотносительно к объективной новизне и значимости ее результатов.

Психологические аспекты творческого процесса и креативности изучали также Б.Г. Ананьев, Р. Арнхейм, Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, В.Н. Дружинин, А.Н. Леонтьев, А.Н. Лук, А. Маслоу, Я.А. Пономарев, К. Роджерс, С. Л. Рубинштейн, Р. Стернберг, В.С. Юркевич и др.

Креативность (творческость) - это понятие включает в себя два взаимосвязанных аспекта: как деятельность по созданию продукта, получению нового результата (Кудрявцев Т.В., Рубинштейн С. Л., Ярошевский М.Г. и др.) и как процесс достижения результата, в котором реализуются потребности и способности, происходит саморазвитие личности (Выготский Л.С.). Изучаются также связи креативности с различными сферами личности: мотивационно-смысловой, эмоциональной (Дружинин В.Н., Барышникова Е.Л., Блинова Л.Ф.) и влияние средовых факторов на ее развитие (Дружинин В.Н., Семилеткина М.С.). Как реализацию человеком собственной индивидуальности, как личностную характеристику, но не как набор личностных черт понимает «творческость» Е.Л. Яковлева. По ее мнению, характеристики творческости процессуальны: она развертывается в процессе субъектно-субъектного взаимодействия и всегда адресована другому человеку.

В настоящее время широко применяется термин «творческая активность», который разными авторами определяется по-разному, и вопрос о сущности творческой активности остается открытым. Различные подходы к этому понятию обусловлены тем, что она, являясь сложным образованием, выступает и рассматривается авторами под различными углами зрения: со стороны субъекта деятельности - как предпосылка и результат развития личности; со стороны деятельности - как цель, средство и результат деятельности, ее качественная характеристика. И.С. Якиманская рассматривает творческую активность как системообразующее качество личности, условие реализации себя как личности на всех этапах онтогенеза. В.А. Петровский, М.И. Данилов, М.И. Махмутов, Т.И. Шамова определяют ее как установку на преобразующие и поисковые способы деятельности, как характеристику деятельности, которая проявляется в интенсивности, напряженности деятельности, своеобразии используемых мыслительных операций, результативности, эстетической ценности усвоенных знаний. Причем творческая активность проявляется, прежде всего, в творческой деятельности, когда человек преобразует, творчески изменяет усвоенный социальный опыт в соответствии с собственными представлениями о действительности.

Путям изучения творческой деятельности посвятили свои работы Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, П.Я. Пономарев, Д.Б. Эльконин и др. Некоторые исследователи определяют творчество как проявление креативности (общей творческой способности), выраженной в потенциальной (творческий потенциал) или в актуальной (творческая активность) форме Дж. Гилфорд (1950, 1967), М.В. Копосова, В.Г. Рындак.

В отечественной психологии подходы к изучению вопросов воспитания, формирования творческой способности разрабатывали В.А. Артемьева, Е.И. Исаев, Н.С. Лейтес, А.М. Матюшкин, А.А. Мелик-Пашаев, Л.М. Митина, В.А. Моляко, З.Н. Новлянская, Л.Ф. Обухова, Н.Н. Поддьяков, Ю.А. Полуянов, И. Пуфаль-Струзик, В.Э. Чудновский, Е.Л. Яковлева и др.

Проблема развития творческих способностей в настоящее время продолжает развивается в следующих направлениях.

В первом направлении творческие способности определяются уровнем интеллектуального развития (Лейтес Н.С., Поддьяков Н.Н., Венгер Л.А., Дьяченко О.М., Кудрявцев В.Т., Тихомиров О.К., Веракса Н.Е.). Н.Н. Поддьяков, исследуя творческие способности, выделяет в качестве основного их структурного компонента проблемность мышления, которая выражается в открытости ребенка новому, в поиске несоответствий и противоречий, в собственной постановке вопросов и проблем. Методами исследования творческих способностей являются проблемные ситуации.

Во втором направлении творческие способности понимаются как креативность, как «обнаружение нового в постановке и решении проблем». Эта позиция восходит к ранее изложенным подходам Дж. Гилфорда, Е.П. Торренса (Матюшкин А.М., Щебланова Е.И.). А.М. Матюшкин в своей концепции одаренности говорит о том, что «процесс поиска и исследования (8-12 лет) приобретает форму решения проблемы, обнаружения скрытых, явно не заданных элементов и отношений... Решение такой «нерешаемой» проблемы и составляет акт творчества». Обратим внимание на то, что данное определение относится к детям до 8 лет. Иными словами, решение проблемной ситуации рассматривается здесь как конечный этап творчества.

В третьем направлении творческие способности определяются как общие способности по преобразованию прежнего опыта. В данном направлении творчество противопоставляется деятельности, и особый акцент ставится на активности бессознательного. Я.А. Пономарев определяет механизм творчества как взаимодействие активного доминирующего бессознательного с пассивным, субдоминантным сознанием. В четвертом направлении творческие способности понимаются как интегральное качество личности, объединяющие интеллектуальный и личностный компоненты (Богоявленская Д.Б., Шадриков В.Д.). Концепцию Д.Б. Богоявленской отличает понимание творческих способностей как способности к развитию деятельности по инициативе субъекта. Она выделяет единицу творчества «интеллектуальную активность» (интеллектуальную инициативу). Творческие способности оцениваются по способности ребенка «выходить за рамки требуемого», по проявлению интеллектуальной активности в деятельности.

Проблема творческих способностей в качестве основы творческого потенциала личности рассматривалась многими исследователями в разных странах мира. До настоящего времени нет единства в определении и содержании понятия «творческий потенциал», что связано с отсутствием единой теоретической концепции. А.М.Матюшкин определяет «творческий потенциал» как интегративное личностное свойство, выражающееся в отношении (позиции, установке, направленности) человека к творчеству. Н.Б. Шумакова подчеркивает, что творческий потенциал - это системное качество, подразумевающее исследовательскую активность человека. Н.В. Кузьмина связывает творческий потенциал с понятием «энергопотенциал человека». В настоящее время эта проблема в теории творчества остается неразрешенной, и процесс поиска истины продолжается.

Однако, несмотря на нерешенность многих теоретических проблем в области психологии творчества, выявление и «выращивание» творческих личностей является проблемой общесоциального значения. Как отмечает К.Тейлор, «творческая деятельность оказывает огромное внимание не только на научный прогресс, но и на все общество в целом, а те государства, которые сумеют лучше всего опознать творческие личности, развивать их и создавать для них самые благоприятные условия, будут иметь большие преимущества». С.Смит писал: «наиболее необходимым и ценным товаром в нашем мире сегодня являются творческие способности». А.Осборн утверждает, что история цивилизации - это, по существу, «отчет о человеческой творческой способности, а воображение является краеугольным камнем человеческих усилий, покоривших мир». В работах американских исследователей подчеркивается, что особенно важным является изучение творческого подхода в условиях резких перемен в общественной жизни, ибо творческий подход позволяет преодолеть всевозможные трудности, наметить новые неожиданные цели, обеспечить большую свободу выбора, и, следовательно, большую свободу в действиях.

 

АВТОР: Козырева Н.А.