10.06.2012 3782

Особенности творческих проявлений дошкольника

 

Жизнь ребенка проходит не в решении абстрактных задач, а в общении с другими людьми и в проживании образов и сюжетов. Это возраст игры и сказки, когда реальные и воображаемые события не отделены непроходимой стеной, и воображаемые события переживаются как реальное (Выготский Л.С., Дьяченко О.М., Смирнова Е.О. и др.). Эта особенность дошкольников предполагает включенность любого метода работы с детьми в ведущую деятельность - игру и в значимые для ребенка реальности, имеющие личностный смысл.

Игра дошкольника в наибольшей степени отражает наиболее значимый эмоциональный и социальный план жизнедеятельности ребенка. В дошкольном возрасте игра и продуктивные виды деятельности являются теми ведущими деятельностями, через которые ребенок постигает окружающий предметный мир и мир отношений, присваивает культурно выработанные образцы. Через ведущую деятельность развиваются все психические функции: восприятие, мышление, речь, воображение и т.д., личностные качества, эмоционально-волевая, мотивационно-потребностные сферы. Именно в дошкольном детстве через эмоциональную включенность в окружающую действительность закладываются ценностные, нравственные основы, а это в свою очередь оказывает решающее влияние на мотивационную структуру личности, на то, какие мотивы будут ведущими, доминирующими, а значит и какую направленность приобретет личность.

Согласно положению А.В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития, жизнь ребенка может быть полноценной при условии, что он чувствует себя не «опекаемым», а «созидателем». В течение дошкольного возраста происходит развитие сюжетосложения - важнейшей составляющей сюжетно-ролевой игры. Роль игры, сюжетосложения в интеллектуальном развитии дошкольника, условия усвоения ребенком показанного ему взрослым построения сюжета игры, согласования их замыслов изучали Н.С. Пантина, И.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. Замысел как индикатор детского творчества выделяет также Л.А. Шураковская.

Связывают с творчеством игру и литературно-художественную деятельность дошкольника Е.О. Смирнова и О.В.Гударева, Эльконин Б.Д.. Игра и творчество имеют сходные свойства, такие как: игра - творческий процесс (Давыдов В.В., 1992), в игре закладываются качества, присущие творческому человеку (Никитин Б.П., 1990). Наиболее ярко проступают субъектность ребенка, его «авторские» устремления в играх-драматизациях и режиссерских играх. В них, в отличие от сюжетно-ролевых игр, дети не просто моделируют смысловые основания деятельности взрослых (Эльконин Д.Б., 1978), а силой воображения переконструируют их, таким путем зондируя свою собственную жизненную перспективу - ближайшую и более отдаленную. В.Т. Кудрявцев и Г.К. Уразалиева полагают, что «субъект - это тот, кто способен авторизовать деятельность, включиться в ее проектирование и построение как целого, задать свое видение ее образа и образца».

Игра для ребенка - особая форма моделирования отношений между взрослыми, она в большей степени отражает эмоциональный и социальный план. С помощью игры ребенок в первую очередь овладевает социальными отношениями, усваивает социальные нормы и учится владеть собой (произвольность). Именно в этой форме детской деятельности возникают и развиваются такие базовые качества личности, как творческая активность, инициативность, умственные и познавательные способности. М. Андерсон пишет что «дети отдают предпочтение свободе, неопределенности, безграничной вариативности, неожиданности и неизвестности в игре, делая ее посредником в своей встрече с семьей, культурой и мирозданием».

Мы придерживаемся научного положения, сформулированного Б.М. Тепловым, Б.Г. Ананьевым, С.Л. Рубинштейном и другими учеными о том, что все способности к конкретной деятельности формируются и развиваются в этой деятельности. А.А. Бодалев обращает внимание на то, что «дошкольное детство человека, если оно «инструментировано» взрослыми таким образом, что развивает познавательную активность ребенка, на доступном для него уровне не только обеспечивает овладение нужными для повседневной жизни умениями и навыками, развивает привычку к будничному трудовому усилию, но и поощряет через игру, посильный труд и другие занятия достижение еще не встречавшегося в его практике результата, оно оказывается важной ступенькой к его последующему успешному движению к вершине развития в качестве субъекта деятельности».

Таким образом, представляется важным определить психологические условия развития творческих способностей детей, в условиях специально созданного в соответствии с современными научно обоснованными психолого-педагогическими концепциями создания предметной развивающей среды индивидуального творческого пространства ребенка.

 

АВТОР: Козырева Н.А.