10.06.2012 1633

Модель создания новых развивающих игр с противоречием

 

Обобщая опыт создания авторской игры с противоречием, мы можем предложить модель создания новых игр подобного типа. Существуют следующие возможности для создания новых игр с противоречием для развития творческой позиции детей:

- Игру можно изготовить, основываясь на других сказках (например, белорусских, украинских или других русских народных сказках).

- При изготовлении игры можно использовать сказки только одного тематического содержания (например, только волшебные сказки, или сказки про зверей и др.).

- Можно разбить одну сказку на большее число эпизодов (до шести). В этом случае даже при сохранении общего числа сказок, участвующих в игре (6 сказок для 5-7 лет) у детей будет большее число наглядных опор, что повысит степень трудности заданий.

- Количество используемых сказок в одном комплекте игры тоже можно изменить.

- Можно изменить тематическое содержание карточек. Например, содержанием новых игр с противоречием могут быть экологические или экономические сюжеты. Перспективными направлениями для такой творческой работы являются также поло ролевое воспитание детей и воспитание здорового образа жизни.

- Можно изменить описания игровых заданий для детей: например, больше уделить внимания развитию эмоционального интеллекта.

Настольные игры позволяют не только предъявить некие визуальные стимулы-карточки по определенным игровым правилам. Можно организовать общение между играющими, обсуждение придуманных идей и групповую деятельность, ориентированную на достижение заданной цели.

Исходя из задачи развития творческой позиции детей в игровой экспериментальной деятельности можно предложить следующие обобщенные принципы создания игр с противоречием. Структура этих игр должна включать:

- наличие загадочного элемента - «пустоты», которая является основой для возникновения противоречия и побуждает ребенка заполнить эту «пустоту»;

- возможность для активного действия и экспериментирования (давать возможности для проявления исследовательского поведения на основе вариативности и обратимости действий с элементами игры). Для этого, в частности, вкладышей должно быть больше, чем карточек, что и создает возможность для выбора различных вариантов.

- возможность изменения ребенком образного содержания, элементов игры, ее структуры и правил по творческому замыслу ребенка;

- эмоционально-образное содержание на основе знакомой детям культурной реальности (необходим целостный комплекс используемых образов героев и изображений их эмоциональных характеристик);

- возможность обоснованно использовать некоторые методы активизации и развития творческого мышления в доступной для дошкольников форме.

Поскольку ребенок осознает свои операции только в меру неудачного приспособления, то все игровые задания нужно строить с учетом того, чтобы ребенок мог исправить неудачное приспособление. В игре должны быть заложены следующие возможности:

- Применяемое семиотическое средство - социальные образы или сказки, хорошо знакомые детям.

- Игровая ситуация должна содержать «тайну», которую ребенок должен распутать.

- Материал игры должен давать возможность развивать различные виды семиотической деятельности (замещение, схематизация, кодирование, моделирование.

- Задания по освоению новых видов семиотической деятельности должны быть построены системно с учетом ведущей деятельности ребенка - ролевой игры и наглядно-образного мышления.

- Материал игры должен давать возможность взрослому продуцировать во внешний план свои собственные семиотические приемы для дальнейшего распредмечивания и присвоения их ребенком.

Процесс создания конкретной авторской игры с противоречием, удовлетворяющей вышеприведенным принципам, состоит из следующих этапов:

- отбор известных детям определенного возраста сказок с небольшим числом эпизодов и разноплановыми героями, анализ конкретных образов сказочных героев и их возможных взаимодействий;

- создание устойчивых образно-эмоциональных комплексов из нескольких сказок, с взаимодополняющими ролевыми образами героев;

- прогнозирование новых вариантов сказочных эпизодов с возможностью разнопланового эмоционального взаимодействия героев;

- разработка игровых заданий с предметно-игровым содержанием на основе доступных для дошкольников методов активизации творческого мышления;

- конкретная конструктивная проработка игры, художественных образов, создание макета, рабочего образца игры;

- пилотная апробация рабочего образца игры - для отработки корректности данной игровой структуры;

- создание готового к изданию оригинал-макета. Изготовление опытных образцов игры и их апробация.

 

АВТОР: Козырева Н.А.