10.06.2012 2310

Процедура проведения игр с противоречием

 

В процессе апробации методики была разработана специальная система занятий для развития творческой позиции в играх с противоречием и методика их проведения.

Задания предлагались в порядке усложнения творческих приемов, и предусматривали как работу в паре взрослый-ребенок, так и совместное творчество в паре ребенок-ребенок. Использовались также игровые задания на актуализацию у детей следующих механизмов творческого воображения:

- одушевление (одухотворение природы, одушевление вещей, очеловечивание животных);

- схематизация (предполагает минимизацию различий предметов и выявление черт сходства между ними, и состоит в соединении достаточно отдаленных в реальности качеств, свойств и частей предметов в целостное образование в рамках сюжетно-событийного контекста);

- акцентирование (связано с выделением и подчеркиванием определенных признаков образа, увеличению их «удельного веса» по сравнению с аналогичными признаками исходного материала);

- гиперболизация (предусматривает увеличение или уменьшение каких- либо качеств или свойств предметов, а также изменение характера их частей).

При проектировании игровых заданий использовался принцип проблемности, диалогичности и индивидуализации во взаимодействии игроков (как взрослого с ребенком, так и ребенка с ребенком). Для создания ситуации успешности и поддержания мотивации к продуктивной творческой деятельности было принято, что каждое занятие должно заканчиваться созданием конкретного творческого продукта (сказочной истории) - у каждого ребенка или у пары детей. При разработке методических указаний для воспитателей по выполнению игровых заданий с детьми мы исходили из необходимости без оценочного принятия взрослыми эмоциональных состояний и реакций детей, поддержки выдвинутых детьми идей, создания атмосферы психологической безопасности (Ярушина И.М., 2004).

Для подготовки проведения апробации воспитатель за несколько дней до начала занятий повторял с детьми сказки, которые нарисованы на карточках игры «Теремок сказок»: «Колобок», «Маша и Медведь», «Заячья избушка», «Красная шапочка», «Три поросенка», «Кот, Лиса и Петух». Дети слушали сказки, отвечали на вопросы воспитателя по сюжету и героям.

Взрослый показывает ребенку проблемно-противоречивую ситуацию (связанную с тем, что в сказке внезапно появляется новый герой) и способы преобразования сюжета старой сказки, основанные на перечисленных выше методах активизации творческого мышления. Ребенок должен сам придумать свой вариант преобразования, трансформации, синтеза нового героя и старой сказки. Он должен придумать новую сказочную историю, «отталкиваясь» именно от заложенного в картинке противоречия, и рассказать ее воспитателю. Очень важно, что его сказочную историю слышат все дети в малой группе. Таким образом, самые активные дети показывают пример творчества тем, кто пока робеет и стесняется рассказать свой вариант истории.

Воспитатель помогает ребенку встраивать изменения в содержание старой сказки и создавать новую историю с позиции заинтересованного слушателя. Он вопросами побуждает ребенка осознать ситуацию, когда в старой сказке появился новый герой (противоречие) и искать выход из положения: «чужой герой - что он может сделать в этой старой сказке?», «как помочь героям?», «надо его спасать?». Вопросы-уточнения: «как?», «почему?», побуждают автора раскрыть цели и мотивы героев, новые обстоятельства для их действий и посмотреть по-новому на возможности изменения сюжета старой сказки. Некоторым детям требуются вопросы - поддержки, побуждающие к продолжению истории: «а что было дальше?», «и что она сделала?», «куда пошел герой после этого?», которые помогают автору сделать следующий творческий шаг и увеличить событийность сказки.

На каждом занятии воспитатель предлагает выполнять игровые творческие задания, направленные на изменение первоначальной сказки с помощью одного какого-либо творческого приема. Таким образом, дети знакомятся со всеми вышеперечисленными различными творческими приемами и обучаются использовать их для сочинения новой сказочной истории. Задания предлагаются в порядке усложнения творческих приемов, и направлены как на работу в паре воспитатель-ребенок, так и на совместное творчество в паре ребенок-ребенок.

Приведем примеры игровых заданий на некоторых занятиях.

На вводном занятии происходит знакомство детей с игрой. Воспитатель знакомит их с карточками игры, героями, которые изображены на вкладышах, просит разложить на столе 12 карточек игры и все вкладыши. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки и вкладыши, показывает, что на каждой картинке есть два рисунка - с одной и второй стороны, а на вкладышах - два героя. Воспитатель начинает рассказывать любую из сказок. Дети должны найти все картинки, которые относятся к этой сказке, разложить их по порядку развития сюжета, найти и вложить в отверстия соответствующих героев сказки. Так дети складывают сказки, которые им рассказывает воспитатель.

Таким образом, закладывается ориентировочная основа для выполнения будущих творческих заданий.

На первом занятии мы впервые ставим ребенка в творческую позицию - просим его дать свою версию необычной, противоречивой ситуации (чужой герой в сказке). Воспитатель показывает детям творческий прием «наоборот», побуждает их к эмпатии как приему эмоционального восприятия нового сюжета.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям выбрать какую-нибудь одну карточку из «Теремка сказок» (чтобы у всех была одинаковая картинка), и вложить в отверстие вкладыш с нужным героем. После этого предлагает перевернуть на другую сторону вкладыш с героем («наоборот»). Таким образом, в сказку попадет чужой герой. Воспитатель знакомит детей с творческим приемом «эмпатия» при обыгрывании появления в сказочном сюжете «чужого» героя. Он предлагает детям войти в состояние переживания того, что видит, слышит, чувствует чужой герой в сказке (прием «эмпатия»). Воспитатель помогает ребенку придумать, обосновать появление «чужого» героя в сюжетной картинке с помощью вопросов. Он спрашивает, обращает внимание детей на то, что видит или слышит герой, что он чувствует, на возможные совместные действия разных героев, на добрые поступки и возможную помощь.

Поскольку на первом занятии некоторым детям трудно принять ситуацию «противоречие», можно предложить им следующее игровое задание: - Дети, попробуйте вставлять в отверстие всех героев подряд. Нужно найти самые смешные варианты. Расскажите нам, что вам понравилось больше всего.

Таким образом, воспитатель вводит в занятие творческий прием Дж. Родари «бином фантазии». Он позволяет снять у детей закрепощение перед незнакомой ситуацией, воспитывает чувство юмора, развивает словесное творчество детей путем возможности быстрого варьирования сказочных сюжетов.

На втором занятии ребенок продолжает знакомиться с противоречиями, но уже не в одной карточке, а во всех карточках одной из сказок. Он учится развивать навыки оценки и описания игровой ситуацию с различных сторон с помощью опорных вопросов, использовать для придумывания сказочного сюжета творческие приемы «наоборот» и «бином фантазии».

Ход игры: Положите на стол перед каждым ребенком все карточки и все клетки - вкладыши с героями. Предложите детям собрать любую сказку из тех, которые есть на картинках «Теремка сказок». После того как дети правильно положили все картинки и вставили вкладыши с героями сказки, предложите в первой картинке перевернуть вкладыш с героем на обратную сторону (творческий прием «наоборот»).

На первой картинке окажется «чужой герой» в сказке («бином фантазии»). Ребенок должен придумать, как вписать этого героя в старую сказочную историю.

Приведем опорные, уточняющие вопросы, которые помогут ребенку придумать, обосновать появление «чужого» героя в сюжетной картинке: Назови, какие герои собрались вместе в нашей сказке. Что и кого увидел в этой сказке новый герой (пусть ребенок опишет картинку - героев, предметы, природу, пору года)? Что он делает в этой сказке (бежит, идет, сидит, плачет и т.д.)? Что он чувствует (радость или испуг, печаль или гнев)? Расскажи, что делают другие герои на картинке? Может ли новый герой помочь тем, кто живет в этой сказке? Как он может это сделать? Какие хорошие дела они могут сделать вместе?

После того как дети ответили по очереди на вопросы воспитателя, она просит каждого из их рассказать свою сказочную историю про появление «чужого героя» в известной сказке.

На третьем занятии ребенок сам становится героем сказки.

Воспитатель продолжает развивать эмоциональную отзывчивость детей на сюжет сказки, использовать прием фантазирования «эмпатия». Для игры каждому ребенку нужен один полный комплект «Теремка сказок».

Ход игры: Воспитатель предлагает детям выбрать любую карточку из лежащих на столе (с закрытыми глазами). Открыв глаза, дети должны найти все вкладыши, которые по форме и размеру подойдут к этой карточке, и составить из них вертикальный ряд - положить сверху вниз под карточкой. Затем воспитатель предлагает каждому ребенку:

- А теперь выбери на вкладышах того героя, кем бы тебе хотелось быть, и войди в сказку. Представь себе, что ты - герой!

Ребенок должен просто взять «своего героя» и вложить в отверстие карточки. А потом - придумать сказку про свое путешествие, свои приключения в этой сказке. Начинать нужно с создания нового, забавного сюжета только по одной картинке - которую он выбрал. Однако в последующем ребенок должен добавлять для развития приключений своего героя другие сюжеты-картинки.

После того как ребенок придумает новую сказочную историю про себя-героя, спросите:

- А кем из оставшихся в ряду вкладышей героев ты хочешь быть?

И предложите ребенку сочинить про себя-второго героя новую историю, и т.д. Важно, чтобы ребенок почувствовал: даже в одной и той же карточке-сюжете он может совершать различные поступки, если он будет представлять себя разным героем.

Продолжайте спрашивать, обращать внимание ребенка на то, что видит или слышит герой, что он чувствует, на возможные совместные действия разных героев, на добрые поступки и помощь:

- Ответь на вопросы: Кто я? Что и кого я вижу? Что я слышу? Что я чувствую? Что я делаю?

- Можешь ли ты помочь тем, кто живет в этой сказке? Как ты можешь это сделать?

- Что делают другие герои на картинке?

- Могут ли стать твоими друзьями те герои, которые оказались на одной картинке? Что ты сделаешь, чтобы вы подружились?

- Что они могут сделать вместе с тобой - новым героем (спасти, убежать, накормить и т. д.)?

- Какие новые хорошие дела вы можете сделать вместе?

- Куда ты потом пошел бы и с какими героями?

В следующий раз, играя в эту игру, ребенок, конечно, выберет новую карточку. И герои, к ней подходящие (по форме отверстия), будут другими, и соответственно изменятся возможные сюжеты, связанные с тем, что ребенок в карточку войдет в образе другого нового героя. Таким образом, ребенку все время надо будет перевоплощаться - но не просто в «старого известного» героя сказки, а придумывать новый образ, новый характер и поступки для героя.

На четвертом занятии ребенок впервые должен принять на себя творческую позицию в отношении ко всей сказке: придумать и рассказать свою собственную оригинальную сказочную историю, используя в качестве опоры эмоционально значимого для него в данный момент героя. На этом занятии воспитатель вводит новый творческий прием «путешествие героя по сказкам», который был предложен Дж. Родари, и закрепляет использование приема «эмпатия» и опорных вопросов.

Ход игры: Воспитатель предлагает каждому ребенку разложить перед собой все вкладыши (пока без карточек), выбрать одного героя, который ему сейчас нравится, и собрать перед собой все вкладыши, на которых этот герой нарисован. После этого ребенку предлагается игровое задание: «а теперь возьми все карточки и выбери такие, в которые можно эти вкладыши вставить по форме и размеру. Сейчас твой герой отправится в приключение по чужим для него сказкам! Рассмотри внимательно, что нарисовано на карточках, и переверни их той стороной, на которой будут «чужие» для твоего героя сюжеты. Придумай историю о том, как твой герой путешествует по этим сказкам, и расскажи ее нам».

На пятом занятии ребенок проявляет свою творческую позицию, рассказывая сказку от имени какого-то предмета или второстепенного героя. На этом занятии воспитатель вводит новые творческие приемы - «другая точка зрения» и «оживление», и закрепляет использование эмпатии.

Ход игры: Положите на стол перед каждым ребенком все карточки и все клетки - вкладыши с героями. Предложите детям собрать одну сказку (общую для всех). После того как дети правильно положили все картинки и вставили вкладыши с героями сказки, предложите каждому ребенку:

- выбрать один из объектов на картинках сказки (предмет, героя, часть окружающего

- мира), определить и назвать его свойства, признаки.

- произнести «волшебные слова»: «Я - тот-то (имя объекта)», и прикоснуться рукой к картинке - «войти в сказку».

- назвать эмоциональное состояние, характер своего объекта, что он видит, слышит, чувствует, делает в этой сказочной ситуации.

- обсудите с детьми, как относится «объект» к другим героям, предметам, событиям в данной сказке: что для него важно, что неприятно, что его радует, что он хочет.

Предложите ребенку назвать своего героя «Я - тот-то...», и рассказать известную сказку от первого лица, от имени «Я - тот-то...» выражая его отношение к героям, предметам и происходящим событиям, используя междометия, мимику, жесты и другие средства интонационной выразительности речи.

«Предмет-рассказчик» должен выражать свои эмоции, свое отношение, и, может быть, даже вмешаться в ход событий!

Это занятие можно проводить по другому. После того как дети найдут все карточки из сказки и положат в них нужные вкладыши с героями, воспитатель сам произносит волшебные слова:

- Дайте слово... (И называет какой-то предмет (или его часть) - для каждого ребенка разный).

Каждый ребенок должен рассказать сказку от имени этого предмета, описать что «как бы» видит, слышит и чувствует этот предмет, когда перед ним разворачиваются события сказки.

На шестом занятии расширяется возможность детей занять творческую позицию - они должны дать свои авторские версии включения в старую сказку уже нескольких новых героев (творческий прием «объединение»). Для игры каждой подгруппе нужен один полный комплект «Теремка сказок».

Ход игры: Попросите детей сначала разложить на столе все вкладыши с героями.

- В какие группы можно объединить героев? По каким признакам (назовите их)? Соберите вкладыши с героями, которых можно объединить в одну группу, и положите их на стол слева. А теперь соберите вкладыши с героями, которых можно объединить в другую группу, и положите их на стол справа.

Действуя таким образом, дети должны образовать на столе несколько групп из вкладышей, дать названия этим группам. А затем предложите им выбрать одну любую из собранных групп героев, и вместе придумать новую сказку, используя любые карточки «Теремка сказок». В новой сказке должны участвовать все герои этой группы!

Затем дети могут рассказать свою новую сказку товарищам, выбрав себе роль одного из героев.

Дети могут придумать много вариантов объединения героев по разным признакам. В качестве «основания для классификации» в этой игре можно брать как признаки «стандартной» классификации (люди, животные, герои одной сказки), так и признаки эмоционального состояния, характеров, действий (герои добрые, хитрые, хвостатые, голодные, держащие что-то в руках-лапах, есть одежда и т.д.). Можно устроить соревнование - какая из подгрупп детей придумает больше «оснований» для объединения!

На этом занятии у дошкольников также актуализируется механизм творческого воображения «схематизация», который предполагает минимизацию различий предметов и выявление черт сходства между ними.

Детям придется решать еще одну трудную задачу - как объединить не только героев, но и как объединить разные варианты новой сказки про них, которые предложат дети в подгруппе. Если дети не смогут договориться об одном варианте для подгруппы, можно предложить ребенку, имеющему особое творческое мнение, составить свою сказку (взять для этого другой комплект «Теремка сказок»). Каждый выбор ребенка - это ЕГО выбор, и он имеет право попробовать - а как сложится его сказка в этом случае, какой она будет, если он выберет иной вариант, чем дети его подгруппы. Когда дети будут рассказывать свои сказки товарищам (индивидуальную и созданную коллективным творчеством подгруппы детей) - воспитатель не должен акцентировать внимания детей на том, чья сказка (индивидуальная или коллективная) получилась интереснее, забавнее или сложнее и скучнее. Дети должны понять, что иметь собственное творческое мнение - это совершенно нормально.

На седьмом занятии ребенок проявляет свою творческую позицию, включая нескольких «чужих героев» в новую сказочную историю (закрепляет творческий прием «объединение»).

Ход игры: Воспитатель предлагает каждому ребенку разложить перед собой три карточки (общие для всех), и найти все вкладыши, которые по форме и размеру подойдут к этим карточкам. Ребенок должен составить из них ряды - положить сверху вниз под карточками с аналогичной формой. После детям предлагается: а теперь просто вложи в отверстия карточек первый ряд вкладышей и посмотри, что у тебя получится? Надо придумать новую сказочную историю и рассказать ее нам.

После выполнения этого задания воспитатель предлагает вложить второй (позже - и третий) ряд вкладышей, и снова просит ребенка придумать новую сказочную историю. Поскольку у каждого ребенка будут одни и те же три исходные карточки, но ряды героев будут разными, то детям интересно будет попробовать самим и услышать от друзей - как можно придумать разные истории, просто вкладывая ряды с героями, что также будет способствовать развитию вариативности творческого мышления детей.

На этом занятии воспитатель вводит новые творческие приемы - «бином фантазии» и «творческое комбинирование», которые были описаны Дж. Родари, и закрепляет использование опорных вопросов.

На восьмом занятии дети проявляют свою творческую позицию в составе коллектива, отправляя героя в путешествие по времени (творческий прием «Прошлое-настоящее-будущее»). Они учится определять и преобразовывать причинно-следственные связи, изменения свойств и признаков объектов по времени.

На подгруппу нужен только один комплект «Теремка сказок».

Ход игры: Воспитатель выкладывает на стол перед детьми все вкладыши.

- Давайте выберем героя, который сегодня будет путешествовать на Машине времени (дети должны договориться об одном герое и положить один вкладыш с ним перед собой).

- Машина времени находится сейчас в настоящем. А что происходит сейчас с нашим героем?

- Дети должны сказать, какие действия в настоящем совершает герой, найти соответствующую карточку и положить перед собой.

- А теперь Машина времени отправляется в прошлое. На сколько часов, дней, лет герой отправится в прошлое? Что происходит с нашим героем в прошлом?

- Предложите детям определить и назвать те свойства, признаки героя, которые изменяются со временем. Дети должны договориться, на какой временной срок в прошлое отправляется герой, что с ним происходило в прошлом, найти соответствующую карточку (если к тем событиям, которые они придумают, есть карточка) и положить перед собой.

- А теперь Машина времени отправляется в будущее. На сколько часов, дней, лет герой отправится в будущее? Что будет происходить с нашим героем в будущем?

Предложите детям определить и назвать те свойства, признаки героя, которые будут изменены в будущем. Можно также выбрать неживой объект, который будет вместе с героем совершать «путешествия во времени», и обсуждать - какие с ним происходят изменения во времени. После завершения всех путешествий дети должны рассказать связную историю про фантастические перемещения героя в «прошлом - настоящем-будущем».

В этой игре детям придется все время договариваться - в какой сказке окажется герой в своих путешествиях (некоторые дети захотят играть индивидуально, и это их право). Может быть, фантазия детей вообще выведет их за пределы событий, нарисованных на карточках «Теремка сказок». Воспитатель должен положительно принимать любые фантазии детей. Можно поощрять их рассказывать подробности (изменился ли рост героя, его одежда, предметы), конкретные моменты из жизни героя.

На девятом занятии ребенок проявляет свою творческую позицию, создавая историю-загадку для своего друга.

Ход игры: Воспитатель предлагает каждому ребенку разложить перед собой все карточки и вкладыши, загадать любого героя, и подобрать из имеющихся 24 картинок 5-6 сюжетов таким образом, чтобы из них придумать новое сказочное «путешествие для своего героя». Вкладыши с этим героем он должен вложить в отверстия карточек обратной стороной (т.е. ребенок должен спрятать героя, которого он отправил в это приключение), и предъявить все свои карточки другу для разгадки. На этом занятии дети играют парами - каждый составляет для друга историю-загадку, и соответственно, разгадывает составленную для него историю. Разгаданную историю ребенок рассказывает другу, а тот оценивает - правильно или неправильно друг угадал спрятанного героя, и чья история интереснее - первоначально задуманная или та, что придумал его друг.

На этом занятии воспитатель вводит новый творческий прием «путешествие героя по сказкам», и закрепляет использование творческих приемов - «наоборот» и «эмпатия».

На десятом занятии ребенок проявляет свою творческую позицию, создавая историю-загадку в сотворчестве с другом. На этом занятии воспитатель вводит новый творческий прием «динамичность» (ТРИЗ), и закрепляет использование творческих приемов Дж. Родари «бином фантазии» и «творческое комбинирования».

Ход игры: Воспитатель берет себе все 12 карточек, а ребенку отдает все сложенные в непрозрачный мешочек вкладыши.

- Давай сочинять сказку по очереди! Я показываю тебе картинку, а ты нащупываешь в мешочке нужную по форме и размеру «клетку», берешь и вставляешь ее в отверстие карточки, и придумываешь сказочный эпизод.

- Потом ты называешь мне форму и размер любой «клетки», которую найдешь в своем мешочке, я нахожу подходящую к ней карточку, и тоже сочиняю сказочный эпизод. Так мы будем вместе сочинять новую сказку - меняясь ролями при каждом ходе.

После того, как эту игру воспитатель покажет с одним ребенком, далее дети вместе придумывают общую сказку в парах.

На одиннадцатом занятии ребенок проявляет свою творческую позицию, наделяя двух одинаковых героев разными чертами характера. Воспитатель вводит новый творческий прием «копирование» (ТРИЗ), и закрепляет использование творческого приема «объединение».

Ход игры: Воспитатель предлагает каждому ребенку собрать картинки из любой сказки, и вложить в отверстия вкладыши с необходимыми героями. «А теперь представь себе, что в этой сказке действуют два одинаковых главных героя (например, два Волка, два Колобка, две Красные Шапочки и т.д.). Но они одинаковые только внешне, а вообще у «второго» другой характер, чем у «первого» главного героя, да и цель у него может не совпадать с целью первого героя. Ты сам можешь выбрать для него любой характер, любую цель. Придумай новую «старую сказку», в которой действуют два одинаковых героя. Какие у них будут отношения между собой, что они будут делать? Расскажи нам свою историю».

Поскольку у детей будет одна и та же исходная сказка, то им интересно будет услышать, какие разные истории придумают друзья про разных одинаковых героев. Это будет способствовать развитию вариативности их творческого мышления.

На двенадцатом занятии ребенок проявляет свою творческую активность, пользуясь творческим приемом «Динамичность».

Ход игры:

- Предложите детям выбрать несколько объектов на одной картинке «Теремка сказок» (предмет, героя, часть окружающего мира), определить и назвать их свойства – живые - неживые, подвижные-неподвижные. Выбрать те объекты, которые они будут изменять.

- Пригласите Волшебника Замри-Отомри, который делает предметы подвижными или неподвижными, когда прикоснется волшебной палочкой к картинке.

- Предложите детям обсудить - какие новые свойства у объектов возникли, где они будут жить, как действовать, что с ними может произойти в связи с новыми свойствами в новой сказочной истории.

- Выявите проблемные ситуации, которые возникнут в новой сказке, и обсудите способы их решения (перечислите те творческие приемы, которые дети уже знают, и попробуйте применить их к решению проблемы).

- Предложите детям придумать и рассказать новую сказку про динамичные - статичные объекты.

На тринадцатом занятии дети проявляют свою творческую позицию в коллективном творчестве, используя любые известны им творческие приемы и морфологическую таблицу. На группу нужен один набор карточек и вкладышей «Теремка сказок».

Ход игры: Воспитатель предлагает детям:

- Сказки мы с вами уже придумывали, а вот новых героев - нет. Давайте все вместе подарим «сказочному лесу» новых героев. Вы их придумаете и нарисуете.

- Что у нас будет за Герой - человек, животное, рыба, птица, насекомое? Может быть, он из растительного мира (цветок, шишка, хвоя, береза)? Или новый Герой - это неживой объект (камень, ключ от дома, корзинка и т.д.)? Или это будет пока вообще не существующий в нашем мире Герой?

Воспитатель предлагает далее детям распределиться по подгруппам - в зависимости от того, какого именно героя хочет придумывать ребенок. Потом продолжает задавать опорные вопросы, предлагая отвечать на них всем детям подгруппы, принимая одно решение. Как вы его назовете? Где он живет? Как он выглядит? Как он двигается? Что он кушает?

Какие у него цели? Какие препятствия мешают ему достичь цели? Есть ли у него враги, которые мешают ему в достижении цели? Какой у него (нее) характер? Кто его друзья?

Молодцы, ребята. Вот видите, как много новых Героев для новых сказок у нас получилось. Мы обязательно придумаем для каждого из них свою сказку.

Воспитатель уточняет и обобщает ответы детей, вносит свои предложения. Придуманные детьми характеристики героев записывает в следующей морфологической таблице:

После заполнения таблицы воспитатель предлагает детям придумать для нового героя сказку с помощью любых изученных творческих приемов. На этом занятии у дошкольников можно актуализировать механизм творческого воображения «гиперболизация» (увеличить или уменьшить какие-либо качества или свойства предметов, героев). Можно предложить детям вернуться в Прошлое этого Героя (подобрать карточки из сказок «Теремка сказок», по которым он путешествовал), а потом - отправиться в его Будущее.

Эта игра коллективная, однако, некоторые дети могут захотеть придумывать и рисовать героя самостоятельно. Надо дать возможность им проявить такую инициативу, поскольку не все способны к такой сложной работе в одиночку. Воспитатель помогает детям рисовать, и собирает рисунки детей в Музей Новых Сказочных Героев, который можно создать в группе.

На четырнадцатом занятии ребенок проявляет свою творческую позицию, сочетая творческие приемы «наоборот» и «обратить вред в пользу». Воспитатель учит детей выделять свойства, действия сказочных героев, заменять их на противоположные; описывать характеры героев по их поступкам, преобразовывать поступки сказочных героев по типовым приемам фантазирования, составлять сказку в составе коллектива на основе изменений. Перед детьми должен лежать полный комплект карточек и вкладышей «Теремка сказок».

Ход игры: Воспитатель предлагает детям сначала назвать любого героя, который совершает в сказках нехорошие поступки, найти все вкладыши с эти героем и положить их на стол. Обсудите с детьми, какие качества характера проявляет этой герой в нехороших поступках. А есть ли у этого героя хоть какие-то хорошие качества? После обсуждения скажите:

- Сегодня у этого героя необычный день - «все наоборот». У него не получается ни один нехороший поступок, зато получаются любые добрые дела и поступки. Вот он оправился в свое путешествие по сказочному лесу, и что же у него получилось? Возьмите любые карточки, и составьте для героя новую сказочную историю про «день добрых поступков».

Предложите детям рассказать новую сказку про «день добрых поступков» своим товарищам.

В этой игре дети учатся выделять противоположности в качествах характера, противоречия. Поразмышляйте вместе с детьми, какие качества характера должен преодолеть в себе герой, чтобы совершить хороший поступок (например, кому-то помочь). Неиспользуемые хорошие качества характера (которые можно найти у любого героя) - это ресурс для совершения им хороших поступков, для разрешения противоречия «герой не может совершать хорошие поступки, потому что он плохой, и он должен их совершать, потому что сегодня день хороших поступков». А какие препятствия герой может преодолеть, используя свои прежние, не очень хорошие свойства характера? Именно в преодолении препятствий будет заключаться использование плохих качеств характера героя в хороших целях, т.е. вред обратится в пользу.

Можно помочь детям советом - предложите им сначала отложить в сторону те карточки, на которых кто-то нуждается в помощи. И потом уже можно выбирать, придумывать - в какие именно из этих ситуаций может вмешаться герой в «день добрых поступков». Обратите внимание на то, что для того чтобы история не стала скучной, у героя должны быть какие-то препятствия, которые ему придется преодолевать. Эти препятствия вы можете задавать сами по ходу сюжета, а можете предложить придумать их детям из другой подгруппы (дети очень любят придумывать препятствия для кого-то другого).

На этом занятии у дошкольников актуализируется механизм творческого воображения «акцентирование», которое связано с выделением и подчеркиванием определенных признаков образа, увеличению их «удельного веса» по сравнению с аналогичными признаками исходного образа.

Пятнадцатое занятие посвящено организации процесса коллективного творчества детей всей группы. Воспитатель развивает пространственное воображение и мышление детей, учит составлять пространственную схему сказки, использовать типовые приемы фантазирования «предварительное действие», «динамичность» и «эмпатия» для составления и драматизации сказки в составе коллектива. Перед детьми должны лежать два полных комплекта карточек и вкладышей «Теремка сказок».

Ход игры: Положите на стол все карточки. Предложите десяти детям выбрать себе одного героя и взять вкладыши с ним в руки. Другие дети должны взять в руки по одной карточке.

- Ребята, вы знаете, что герои всех сказок живут в одном сказочном лесу. На картинках нарисованы домики, в которых живут сказочные герои. На них нарисованы леса и поля, тропинки-дороги между ними. Давайте составим на ковре из карточек «карту сказочного леса» для всех сказок. Придумайте, где, в каком месте леса живет каждый герой, и положите там карточку с его домиком. Где живут Поросята? А где живет бабушка Красной Шапочки? Где находится домик Медведя? Вы можете располагать карточки так, как хотите.

Дети, у которых есть вкладыш с героем и карточка с его домиком, обсуждают, где этот домик расположить на ковре. После того как картинки с домиками разложены, герои становятся возле них. И между домиками начинают раскладывать свои карточки те дети, на картинках которых есть просто лес, тропинки.

По жребию выбирают ведущего - ребенка, который решит, какую сказку сейчас будут разыгрывать дети, выберет детей на необходимые в сказке роли, и будет ее рассказывать.

- Проснувшись утром, герои начинают действовать в своей сказке. Расскажи историю про один сказочный день - как начиналось утро, куда и к кому ходили герои сказки, чем закончились их встречи. Возьми вкладыши, и начинай рассказывать любую из сказок, какую ты хочешь. Герой, про которого ты рассказываешь, должен эти действия делать «на самом деле» - идти от кого-то и куда-то, с кем-то встречаться и разговаривать. Когда герои встречаются возле какой-либо карточки, клади на «место их встречи» вкладыши, на которых они нарисованы. Герои могут задавать друг другу любые вопросы (не только такие, как положено в их сказке).

Ведущий ребенок рассказывает сказку только в то время, когда герои уже поговорили и разошлись (он не имеет право вмешиваться в их диалог). Но если у героев появился новый поворот сюжета старой сказки, то ведущий должен в своем последующем рассказе их поддержать, и сразу по ходу действия предложить развитие этого сюжета. То есть и герои, и ведущий должны слушать друг друга и развивать творческие находки каждого из участников представления.

Сложность игры заключается еще и в том, что ребенок-герой, даже зная - куда именно он должен идти «по сказке», должен выбрать свой путь в реальности - именно на этой «карте». И путь его (а вариантов пути очень много, и нет только одного - единственно правильного!) будет лежать мимо домиков других героев, которые, возможно, в его сказке не участвуют, или должны вступить в свою игру позже. Что будет делать герой - обойдет эти домики стороной, или поздоровается с героями, будет о чем-то разговаривать? Может быть, в этом диалоге у детей родится новый сюжет сказки? Дети не просто механически повторяют известные им сказки, а действительно их переживают, при встрече героев «лицом к лицу» на тропинках они ведут необычные диалоги, наделяют своих героев новыми чертами характера.

Игра позволяет детям учиться ориентироваться в пространстве, запоминать расположение домиков, тропинок, по которым должен пройти герой. Ведущий ребенок может подсказывать герою (например, Лисе), что домик Зайчика - справа, а Петушка - прямо по тропинке. Кстати, не на этой ли тропинке Лиса встретилась с Колобком?

В разных частях сказочного леса происходят свои события, и когда дети расположат карточки по-другому («отметят» карточками домики Поросят, избушку Медведя, Бабушки, Кота и др.), то и герои в сказочном лесу «встретятся» совсем по-другому - в ином порядке, после разных событий, и разговаривать они будут иначе!

По этим «сказочным встречам» можно поставить театрализованные сценки с участием всей группы детей, всем найдется роль - ведь в игре сразу шесть сказок! Такие совместные творческие игры украсят любой праздник.

Одно занятие постоянно проводилось в день рождения кого-либо из детей. На нем воспитатель развивал эмоциональную отзывчивость детей, навыки взаимодействия в коллективе при создании общего творческого продукта, учил моделированию сказочных сюжетов со случайным выбором начала сказки и героя.

Дети стоят кругом, в центре - именинник с мячиком. Перед детьми (на ковре) должен лежать полный комплект «Теремка сказок» - отдельно карточки, отдельно вкладыши.

Ход игры: Предложите детям сделать творческий подарок своему товарищу по группе:

- У Светы сегодня день рождения. Давайте придумаем и подарим ей новую сказку. Света мячиком будет выбирать двух детей. Один бросает мячик туда, где лежат карточки. Карточка, на которую мячик попал, становится первой в нашей сказке - подарке. Другой бросает мячик туда, где лежат вкладыши - и выбирает вкладыш с героем, который станет главным в нашей сказке. Они придумывают и рассказывают начало новой сказки по этой карточке. Затем Света мячиком выбирает двух других детей, они тоже мячиком выбирают карточку и вкладыш и продолжают новую сказку, добавляя туда свой сюжет с героем.

- С чего же все началось? Света выбрала Юлю и Никиту. Бросайте мячик, выбирайте карточку и вкладыш с героем, а рассказывайте нам начало новой истории.

В этой игре дети учатся использовать случайный выбор начала истории и героя. Мяч бросают по очереди и кладут карточки по одной в ряд, вставляя в них вкладыш с выбранным героем (можно вкладыш положить под карточку, если форма и размеры его отличаются от отверстия на карточке). При затруднении в связывании двух карточек воспитатель использует наводящие опорные вопросы, вносит свои идеи, помогает детям строить предложения.

Каждое занятие проводилось в течение недели в малой группе, состоящей из 4-6 детей. Таким образом, за неделю все дети в группе изучали материал занятия, а некоторые дети по их просьбе несколько раз участвовали в одном и том же занятии. Длительность одного занятия составляла 25-30 минут. На занятии каждому ребенку выдавался свой индивидуальный комплект игры, которым он мог пользоваться затем в течение дня.

Остановимся на структуре деятельности воспитателя. Задача воспитателя - установление равноправных отношений со-творчества в подгруппе дети-взрослый. Воспитатель помогает ребенку-автору встраивать изменения в содержание старой сказки и создавать новую историю с позиции заинтересованного слушателя. Структура деятельности воспитателя представляет собой систему эмоционально-когнитивной мотивирующей поддержки: вопросов и реплик, назначением которых является проблематизация, активизация и регуляция деятельности ребенка-автора новой истории (Кудрявцев В.Т. (1997), Кабачек О.Л. (2006)). Можно выделить следующие виды вопросов:

- Интонационно - эмоционально выраженное побуждение к проявлению собственной позиции: «это - твоя сказка, ты ее автор, и в своей сказке ты можешь делать все что захочешь», «вот молодец, ты сам решил эту сложную проблему - как спасти героя!» с целью эмоционального раскрепощения ребенка для свободного проявления собственного творчества.

- Эмоционально выраженные оценки: «вот молодец!», «надо же!», «ой, как здорово!» с целью эмоциональной поддержки автора и регулирования хода сказки

- Вопросы, побуждающие ребенка осознать ситуацию, когда в старой сказке появился новый герой (противоречие) и искать выход из положения: «чужой герой - что он может сделать в этой старой сказке?», «как помочь героям?», «надо его спасать?»

- Вопросы-уточнения: «как?», «почему?», побуждающие автора раскрыть цели и мотивы героев, новые обстоятельства для их действий и посмотреть по-новому на возможности изменения сюжета старой сказки

- Вопрос-поддержки, побуждающие ребенка к продолжению истории: «а что было дальше?», «и что она сделала?», «куда пошел герой после этого?», которые помогают автору сделать следующий шаг и увеличить событийность сказки.

Для проведения занятий, в ходе формирующего эксперименты были привлечены воспитатели, которые прошли курс обучения формированию творческой позиции детей в играх с противоречием на базе Могилевского ИПК и УМЦ «Учимся, играя» г. Москва.

 

АВТОР: Козырева Н.А.