10.02.2011 8119

Досмотр в системе административно-предупредительных мер (статья)

 

В системе административно-правовых мер предупреждения выделяется самостоятельная группа административно-предупредительных мер, охватываемых одним термином «досмотр».

Важной теоретической проблемой, относящейся к юридической сущности досмотра как административно-предупредительной меры, на наш взгляд, являются отграничение его от досмотра как меры административно-процессуального обеспечения и классификация видов досмотра. Досмотру как разновидности мер административного предупреждения присущи характерные черты последних. Обращаясь к исследованию проблемы определения места досмотра в системе административно-предупредительных мер, необходимо отметить, что в науке административного права к настоящему времени пока не сложился единый подход к определению места досмотра как административно-предупредительной меры в системе мер административного принуждения. Об этом свидетельствуют определения, предложенные многими авторами, обращавшимися к проблематике административно-предупредительных мер.

Так, исследуя административно-предупредительные меры, Т.И. Козырева отмечает, что они «… применяются в целях предупреждения правонарушений, наступления вредных последствий, обеспечения общественной безопасности». В приведенном определении внимание акцентировано на целях административно-предупредительных мер. При этом автором не выделены основания, порядок и субъекты применения указанных мер.

Аналогичный подход к формулированию понятия административно-предупредительных мер демонстрирует Ю.М. Козлов, который утверждает, что «… административно-предупредительные меры применяются в целях предупреждения возможных правонарушений или обеспечения общественной безопасности при стихийных бедствиях и несчастных случаях».

Близки к приведенным определениям и дефиниции, сформулированные А.Е. Луневым и Р.С. Павловским.

Так, А.Е. Лунев под административно-предупредительными мерами понимает меры, которые «… применяются в целях предупреждения правонарушений, уклонения от выполнения юридических или иных обязанностей перед обществом, обеспечения общественной безопасности путем предупреждения последствий стихийных бедствий или принятия мер к ограничению их распространения, борьбе с ними».

Р.С. Павловский считает, что «…административно-предупредите-льные меры отличаются профилактической направленностью, используются с целью предупреждения правонарушений, создания условий для выполнения общеобязательных правил, обеспечения общественной безопасности, борьбы со стихийными бедствиями, эпидемиями или эпизоотиями».

В приведенных определениях акцент делается на целях административно-предупредительных мер. Однако указанные авторы выделяют еще одну их цель – предупреждение уклонения от выполнения обязанностей. Основания, субъекты и порядок применения административно-предупредительных мер по-прежнему не нашли отражения в сформулированных определениях.

Четко выражает одно из условий применения административно-предупредительных мер, в том числе досмотра, А.В. Серегин, который вполне резонно отмечает, что «… меры административного предупреждения применяются при отсутствии конкретного нарушения, совершенного данным лицом, в целях охраны жизни и здоровья людей, интересов общества и государства, а также предупреждения правонарушений». Данная дефиниция не противоречит ранее приведенным определениям, она обогащена новым, важным, на наш взгляд, обстоятельством - отсутствием какого бы то ни было правонарушения.

Иной подход к рассмотрению административно-предупредительных мер демонстрируют А.П. Клюшниченко и П.Т. Василенков.

Так, А.П. Клюшниченко выделяет главную особенность этой разновидности мер административного принуждения, которой является «… их четко выраженный профилактический характер, что позволяет использовать эту разновидность средств административного воздействия для предупреждения правонарушений, обеспечения общественной безопасности в особых условиях, когда интересам общества создается известная угроза».

П.Т. Василенков считает, что «административно-предупредительные меры применяются в целях охраны государственных и общественных интересов и безопасности граждан как средство предотвращения возможных нежелательных последствий либо правонарушений». Указанная особенность характерна для досмотра, который как мера административно-правового предупреждения проводится уполномоченными должностными лицами, в том числе сотрудниками милиции, в первую очередь, в целях обеспечения безопасности личности.

Среди определений административно-предупредительных мер, сформулированных в последние годы, на наш взгляд, наиболее точной является дефиниция А.П. Коренева. По его мнению, «… под мерами административного предупреждения понимаются способы и средства, направленные на предупреждение правонарушений и недопущение их отрицательных, вредных последствий, а также на предотвращение наступления обстоятельств, угрожающих жизни и безопасности граждан или нормальной деятельности государственных органов, предприятий, учреждений и организаций».

Положительным в данном определении следует признать указание на функции административно-предупредительных мер и достаточно четкое обозначение объектов, чьи интересы и права охраняются посредством административно-предупредительных мер. В то же время в рассматриваемом примере отсутствует указание на субъекты, которые применяют эти меры, а также основания их применения.

Как видим, взгляды многих авторов на юридическую природу административно-предупредительных мер в отечественной административно-правовой литературе не отличаются единством. Административно-предупредительные меры - сложное административно-правовое явление, характеризующееся комплексом присущих ему признаков (основных черт) содержания. Определение места досмотра, применяемого сотрудниками милиции, в системе административно-предупредительных мер возможно лишь на основе обобщения его признаков при непременном учете изменений, происходящих в обществе.

С нашей точки зрения, досмотру как административно-предупредительной мере свойственны следующие основные черты, обобщая которые, можно сформулировать определение понятия данного административно-правового явления.

1. Досмотр как мера административного предупреждения, применяемая милицией, закрепляется в диспозициях административно-правовых норм.

Досмотр существует реально и широко применяется сотрудниками милиции в своей деятельности. Очевидно, что он должен быть нормативно обусловлен, т.е. предусмотрен структурными элементами административно-правовых норм, причем не гипотезами административно-правовых норм, в которых формулируются обстоятельства (юридические факты), при наступлении коих данные нормы реализуются, а диспозициями или санкциями.

В отношении последних в юридической литературе встречаются различные позиции. Так, Н.С. Малеин и И.А. Галаган включают административно-предупредительные меры в объем санкций норм права. И.И. Веремеенко, А.П. Коренев, Ю.С. Рябов и Н.В. Макарейко, напротив, полагают, что место этих мер в диспозиции.

Существующие определения понятия санкции сводятся к тому, что санкция нормы административного права представляет собой указание на меры административного воздействия, применяемые к нарушителю правила, сформулированного в норме. Следовательно, цели досмотра как меры принуждения, предусмотренные санкциями административно-правовых норм, ограничиваются лишь сферой борьбы с правонарушениями, а санкция в случае ее применения так или иначе всегда является мерой административной ответственности. Поэтому справедливо замечание А.П. Коренева о том, что «… административно-предупредительные меры … не могут быть отнесены к санкциям, ибо они не связаны с совершением правонарушения».

Мы не согласны с мнением авторов, утверждающих, что все меры государственного принуждения охватываются объемом санкции, а полагаем, что досмотр как административно-предупредительная мера может содержаться лишь в диспозиции административно-правовой нормы.

2. Досмотр как мера административного предупреждения реализуется милицией в действиях и операциях уполномоченных представителей.

Проведенные в последние годы научные исследования показывают, что административно-правовые меры, с функциональной точки зрения, выступают в форме действий, осуществляемых государством (его представителями). Следовательно, полагаем, что досмотр, проводимый в порядке административного предупреждения, как разновидность административно-правовых мер правомерно также рассматривать через призму действий представителей государства.

Правоприменительная деятельность может осуществляться как отдельным действием, так и несколькими взаимосвязанными между собой операциями.

Примером простого действия может служить наружный досмотр (согласно Уставу патрульно-постовой службы милиции - осмотр). Сотрудник милиции, проводя руками по поверхности одежды задержанного, используя осязание, определяет наличие или отсутствие под его одеждой предметов, которые могут быть применены в качестве оружия. Из ряда последовательных операций состоит досмотр транспортного средства, проводимый на стационарных постах дорожно-патрульной службы, или в любом другом месте, например при проведении спецоперации «Вихрь-Антитеррор».

Обозначенные отличия между юридическими действиями и юридическими операциями важны не только для правовой теории, но и для правоприменительной практики милиции, ибо затушевывание юридических операций ведет к необоснованному упрощению юридической деятельности, к ошибкам со стороны сотрудников милиции и, в конечном счете, к недостижению правовых результатов при решении социальных проблем. Тесно связана с указанной характерной чертой досмотра, проводимого милицией, следующая его особенность.

3. Правовое регулирование действий и операций, составляющих процедуру досмотра, проводимого в целях административного предупреждения.

Правоохранительная деятельность по применению административно-предупредительных мер осуществляется в регламентированном административно-процессуальными нормами порядке, от которого во многом зависит степень эффективности реализации целей и функций административно-предупредительных мер, а также общее состояние законности в сфере государственного управления. «Демократический потенциал административно-процессуальных норм нужно использовать полнее, - предлагает Ю.А. Тихомиров, - особенно выявляя их социальную ориентацию на обеспечение прав всех участников государственного управления, на защиту прав граждан и в публичной сфере, и в частной». Это особенно важно при использовании принудительных мер.

В настоящее время в Российской Федерации действуют многочисленные нормативные правовые акты, закрепляющие процедуры применения различных административно-предупредительных мер. К ним относятся: законы Российской Федерации и ее субъектов, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, а также положения, приказы, инструкции и другие нормативные правовые акты органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Такое «глобальное» административно-процессуальное регулирование, по нашему мнению, едва ли можно признать удовлетворительным, особенно в части регламентации отдельных принудительных мер.

Анализ действующего законодательства позволяет утверждать, что в нем в настоящее время урегулированы лишь случаи проведения личного досмотра и досмотра вещей, находящихся при физическом лице, в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.

Закон о милиции, предоставляя право милиции при наличии достаточных данных о том, что лица, подозреваемые в совершении преступления или административного правонарушения имеют, при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества, производить личный досмотр этих лиц, досмотр их вещей, ручной клади и багажа, указывает на установление порядка проведения досмотра федеральным законом. Такой порядок установлен Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Соответственно, в законодательстве отсутствуют нормы, регулирующие личный досмотр и досмотр вещей, находящихся при физическом лице, проводимый с иными законными целями. К таким целям может быть отнесено исключение возможности вооруженного нападения на сотрудника милиции лица, задержанного по подозрению в совершении преступления и доставляемого в помещение милиции.

Также неурегулированным остается порядок досмотра транспортных средств. Закон о милиции предоставляет сотрудникам милиции право проводить досмотр транспортных средств при ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф, проведении карантинных мероприятий в случае эпидемий или эпизоотий, не определяя порядка выполнения операций по проведению досмотра.

Устав патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности, утвержденный приказом МВД России от 18 января 1993 г. № 17, лишь дублирует названные положения Закона о милиции, не конкретизируя порядок проведения досмотра.

Проблему недостаточной регламентации процедуры применения предупредительных мер ученые-административисты предлагают решить различными путями. Одни из них усматривают решение проблемы в принятии Административно-процессуального кодекса, в котором в частности должен быть специальный раздел, отведенный административно-предупредительным мерам.

Другие полагают, что необходимо предусмотреть отдельные главы относительно административно-предупредительных мер в нормативных актах об административной ответственности.

Третьи считают нужным принять нормативный правовой акт об административных мерах воздействия со специальным разделом относительно административно-предупредительных мер.

Четвертые, подчеркивая разнообразие исполнительно-распорядительной деятельности, предлагают провести систематизацию тематической направленности по отдельным административно-правовым институтам.

Мы поддерживаем последнюю из приведенных точек зрения. Объективные закономерности государственного управления (разнообразие управленческих отношений, широкий круг субъектов, характер конкретных индивидуальных дел и др.) не представляют возможности урегулировать порядок применения административно-предупредительных мер в одном нормативном правовом акте. В то же время нужно отметить, что целенаправленная тематическая работа по систематизации рассматриваемых мер законодательно необходима.

Исследователи предлагают систематизацию административно-предупредительных мер проводить, исходя из трехступенной системы нормативно-правовых блоков.

Во-первых, из федерального закона, устанавливающего задачи, принципы, цели, функции административно-предупредительных мер; административно-правовой статус субъектов применения административно-предупредительных мер; понятие административно-предупредительных мер и их виды; основания применения административно-предупредительных мер; виды и особенности административно-предупредительных производств; процессуальные гарантии участников административно-предупредительных производств.

Во-вторых, из нормативных правовых актов, регламентирующих применение отдельных видов административно-предупредительных мер.

В-третьих, из нормативных правовых актов, содержащих отдельные нормы, которые должны регламентировать вопросы применения административно-предупредительных мер.

В этой связи актуальна задача по совершенствованию не столько законотворческой, сколько подзаконной правотворческой деятельности, в процессе которой разрабатываются и принимаются инструкции, рекомендации и иные нормативные правовые акты, устанавливающие порядок осуществления действий и операций.

Данное предложение не должно расцениваться как призыв к увеличению числа подзаконных актов в административно-правовом регулировании, поскольку оно направлено на создание подробно регламентированного механизма реализации закона, установившего предупредительную меру административного принуждения - досмотр.

4. Досмотр как мера административного предупреждения, применяемая милицией, имеет исключительно принудительный характер.

Вопрос об отнесении тех или иных административно-предупредительных мер к принудительным либо непринудительным должен решаться через определение обязанности субъекта претерпеть применяемую меру. Субъект, подвергаемый досмотру, подвластен лицу, осуществляющему эту меру административного предупреждения. В данной ситуации происходит отрицание воли подвластного и утверждение воли властвующего, осуществляется внешнее воздействие на поведение подвластного.

Следует отметить, что отдельные административно-предупредительные меры, осуществляемые уполномоченными органами, не являются принудительными, например предполетный досмотр, проводимый сотрудниками милиции совместно с сотрудниками службы авиационной безопасности (если пассажир отказывается от прохождения предполетного досмотра, то договор перевозки в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации, считается расторгнутым. При этом действующий закон не предусматривает принудительного проведения досмотра пассажира, отказавшегося от прохождения досмотра).

5. Досмотр применяется в целях предупреждения правонарушений, объективно-противоправных деяний, недопущения их отрицательных последствий, а также предотвращения наступления обстоятельств, угрожающих безопасности личности или нормальной деятельности государственных и муниципальных органов, организаций различных организационно-правовых форм.

Цель как философская категория означает предвосхищение в сознании результата, на достижение которого направлены действия. Следовательно, под целями досмотра как меры предупреждения в самом общем виде необходимо понимать тe конечные результаты, которые государство стремится достигнуть при помощи их применения. Вместе с тем этимология слова «предупреждение» указывает на ближайшую и определяющую цель любых предупредительных действий, оно толкуется как «предупредить, предварить, упредить». Таким образом, предупреждение означает опережение, недопущение чего-либо.

В рассмотренных выше определениях административно-предупредительных мер выделяются две их цели: предупреждение правонарушений и недопущение обстоятельств, угрожающих общественной безопасности. Однако анализ условий применения досмотра дает основание для выделения еще одной цели - обеспечения безопасности личности.

Сотрудник милиции, пресекший административное правонарушение, априори не имеющее предметов посягательства и совершенное без использования каких-либо предметов, прежде чем осуществить доставление и задержание лица за совершение указанного административного правонарушения, проводит досмотр этого лица. Данный досмотр не связан с обнаружением предметов посягательства и орудий правонарушения. Его целями являются исключение возможности вооруженного нападения на сотрудника милиции со стороны задержанного в процессе доставления, а также воспрепятствование созданию условий для побега последнего.

6. Досмотр применяется милицией при наличии оснований, указанных в законе.

Досмотр как мера административного предупреждения может быть реализован сотрудниками милиции исключительно при наличии определенного основания (юридического факта). В административно-правовой литературе к числу таковых относят: факты совершения административных правонарушений; реальное предположение о возможном правонарушении или объективном противоправном деянии; предположение о наличии опасности, угрожающей интересам общества, жизни и здоровью людей.

Анализ действующего законодательства показывает, что основаниями проведения личного досмотра физического лица могут быть:

а) наличие достаточных данных о том, что лицо, в отношении которого имеются достаточные основания подозревать его в совершении преступления, имеет при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества;

б) наличие достаточных данных о том, что лицо, в отношении которого имеются достаточные основания подозревать его в совершении административного правонарушения, имеет при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества;

в) незаконное проникновение на охраняемые милицией территории и объекты;

г) попытка незаконного проникновения на охраняемые милицией территории и объекты.

Перечисленные основания используются и при применении досмотра вещей, принадлежащих указанным лицам. Кроме того, досмотру подвергаются вещи, посылки и передачи подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в местах содержания под стражей.

Несколько расширен перечень оснований, предусмотренных законодательством для применения досмотра транспортных средств.

Наряду с уже названными основаниями Закон о милиции предоставляет сотрудникам милиции право проводить досмотр транспортных средств при подозрении, что они используются в противоправных целях. Данное основание также указывает на неправомерное поведение, но не обязательно лица, управляющего транспортным средством. Кроме того, сотрудники милиции уполномочены на применение досмотра при необходимости (курсив наш. - А.М.)в ходе проведения по решению начальника органа внутренних дел мероприятий поликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф, проведения карантинных мероприятий в случае эпидемий или эпизоотий, пресечения массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи, организаций, а также при розыске совершивших побег осужденных и лиц, заключенных под стражу, преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений.

Как следует из проведенного анализа, наиболее распространенным основанием применения досмотра как административно-предупредительной меры является реальное предположение (презумпция) о возможном правонарушении или объективно-противоправном деянии. Такое основание позволяет применять досмотр до юридической констатации факта преступления или административного правонарушения.

Однако более всего подчеркивает своеобразие юридической природы досмотра, проводимого в качестве административно-предупредительной меры, неопределенное основание «при необходимости», поскольку оно дает возможность сотрудникам милиции применять досмотр не только без непосредственной связи с какими бы то ни было правонарушениями, но и фактически по усмотрению сотрудника милиции, участвующего в оцеплении (блокировании) участка местности. Закон указывает лишь условия – наличие решения начальника органа внутренних дел об оцеплении (блокировании) участка местности при: 1) ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф; 2) проведении карантинных мероприятий в случае эпидемий или эпизоотий; 3) пресечении массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи, организаций; 4) розыске совершивших побег осужденных и лиц, заключенных под стражу; 5) преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений. В настоящее время в других законах или иных нормативных актах нет четкого указания на основания применения досмотра, а также нет подробной регламентации порядка его применения.

Наличие подобных оснований в действующем законодательстве обусловлено, с одной стороны, необходимостью быстрого реагирования милиции на возможное противоправное поведение или на случаи наступления чрезвычайных обстоятельств, а с другой – предоставлением сотрудникам милиции широких дискреционных (усмотрительных) полномочий.

В соответствии с п. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». В этой связи представляется важным, чтобы все основания применения административно-предупредительных мер нашли свое закрепление в законе.

Рассматривая перечисленные особенности досмотра как меры административного предупреждения, применяемой милицией, можно сформулировать следующее определение: предупредительный досмотр - это урегулированные диспозициями норм административного права действия и операции принудительного характера сотрудников милиции, осуществляемые при наступлении обстоятельств, указанных в законе, применяемые в определенном административно-процессуальном порядке, по усмотрению сотрудников милиции, направленные на предупреждение правонарушений, объективно-противоправных деяний, недопущение их отрицательных последствий, а также предотвращение обстоятельств, угрожающих безопасности личности, общественной безопасности или нормальной деятельности государственных и муниципальных органов, предприятий, учреждений и общественных объединений.

Предложенное определение понятия досмотра как административно-предупредительной меры, разумеется, имеет научный характер. В то же время, как мы полагаем, данная научно-определительная конструкция может быть использована и в правотворческой деятельности органов государственной власти при разработке нормативных правовых актов, предусматривающих применение административно-предупредительных мер.

Исследование специфических особенностей досмотра как административно-предупредительной меры, его места в системе государственно-охранительных мер не может быть полным без рассмотрения его соотношения с иными административно-охранительными мерами. Анализ этой связи помогает выяснить объем изучаемого явления, т.е. установить, какие именно меры по проведению досмотра могут быть отнесены к административно-предупредительным мерам.

Рассмотрение проблемы соотношения досмотра как административно-предупредительной меры с досмотром в качестве меры административно-процессуального обеспечения вызвано двумя объединяющими их юридическую природу обстоятельствами.

Во-первых, они являются одноименными и весьма схожими как по характеру ограничений, так и по способу и форме осуществления. Например, аналогичны по форме и способу осуществления досмотр транспортного средства, проводимый в связи с оцеплением участка местности в рамках операции «Вихрь-Антитеррор» (как административно-предупредительная мера), и досмотр транспортного средства в связи с совершением дорожно-транспортного происшествия (как мера административно-процессуального обеспечения).

Во-вторых, и административно-предупредительные меры и меры административно-процессуального обеспечения являются принудительными. Это следует из классификации видов административного принуждения. Так, А.П. Коренев, приводя классификацию видов административного принуждения, относил к ним, наряду с мерами административного пресечения и административного взыскания, административно-предупредительные меры и меры административно-процессуального обеспечения.

Кроме того, административно-процессуальный досмотр в случаях его применения в отношении лиц, совершивших преступные деяния, так же, как и досмотр, проводимый как мера административного предупреждения, создает необходимые предпосылки для осуществления уголовно-процессуальной деятельности. Как правильно отмечает С.А. Шейфер, нередко путем личного досмотра лица, совершившего административное правонарушение, обнаруживаются материальные предметы (наркотики, запрещенные орудия лова, фальсифицированные продукты и т.п.), свидетельствующие о совершении преступления. Возможен и неожиданный результат: например, при досмотре лица, заподозренного в хранении наркотиков, обнаруживается огнестрельное оружие. Во всех подобных случаях результаты административной деятельности выступают как повод к возбуждению уголовного дела.

Отмеченные обстоятельства, на наш взгляд, обусловливают выяснение четких критериев, которые позволят отличить досмотр, проводимый в качестве административно-предупредительной меры от досмотра - меры административно-процессуального обеспечения.

Полагаем, основное отличие названных мер заключается в целях их применения. Досмотр, проводимый как административно-предупредительная, мера применяется в целях предупреждения правонарушений и недопущения обстоятельств, угрожающих безопасности личности и общественной безопасности. Предназначение досмотра как меры административно-процессуального обеспечения иное. Оно связано с обнаружением и пресечением правонарушений; установлением личности нарушителя; обнаружением, фиксированием и сохранением доказательств; обеспечением своевременного и правильного рассмотрения дел об административных правонарушениях и исполнением вынесенных постановлений.

Отличие, проводимое по цели, тесно связано с отличием в основаниях применения рассматриваемых мер. Для досмотра как меры административно-процессуального обеспечения таковым является административное правонарушение, причем как действительное, так и предполагаемое.

Основания применения предупредительного досмотра более разнообразны.

Прежде всего, он может так же, как и обеспечительный досмотр, применяться по факту действительного правонарушения, но, в отличие от последнего, его применение не создает условия для реализации иных видов административно-охранительных мер (например, для назначения и исполнения административных наказаний), хотя полностью исключить связь предупредительного досмотра с иными административно-охранительными мерами нельзя. Такая связь имеется, например, при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, когда административно-предупредительные меры применяются параллельно с другими административно-охранительными мерами.

Надо заметить, что предполагаемое правонарушение, несмотря на его существование только в сознании управомоченного субъекта, как основание характерно для применения обеих групп рассматриваемых мер.

Предупредительный досмотр применяется не только после совершения правонарушения и вынесения постановления соответствующим органом (должностным лицом), но и в результате событий, возникающих и происходящих без сознания и воли людей (землетрясения, пожары, эпидемии и т.д.). Что касается обеспечительного досмотра, то, как правильно отмечает В.Р. Кисин, «эти меры не могут применяться в связи с возникновением так называемых исключительных обстоятельств». Такое положение предопределяется их процессуальной природой. В то же время, если в результате исключительных обстоятельств (событий) установлен режим чрезвычайного положения, а характерные для него ограничения нарушаются, то в числе иных административно-процессуальных мер применяется и обеспечительный досмотр.

Наконец, характерным признаком основания для применения предупредительного досмотра, в отличие от обеспечительного, является отсутствие признаков состава правонарушения. Фактический состав связан с установлением ряда элементов (юридических фактов), при наличии которых только и может быть реализована та или иная мера административного принуждения. Например, для проведения предупредительного досмотра необходимы: во-первых, достаточные данные для предположения о том, что лицо совершило правонарушение; во-вторых, достаточные данные для предположения, что это лицо имеет при себе оружие, боеприпасы, наркотические вещества или другие запрещенные предметы. Для проведения обеспечительного досмотра необходимо лишь наличие факта правонарушения.

Следующим важным обстоятельством, позволяющим провести грань между административно-предупредительным досмотром и досмотром в порядке административно-процессуального обеспечения, является непосредственная связь последнего с производством по делам об административных правонарушениях.

Обеспечительный досмотр применяется исключительно в рамках названного производства. Это характеризуется тем, что он:

- во-первых, осуществляется по факту административного правонарушения;

- во-вторых, связан с этапами производства по делам об административных правонарушениях;

- в-третьих, затрагивает права и законные интересы лиц, участвующих в этом производстве;

- в-четвертых, создает необходимые организационные и доказательственные предпосылки для назначения административных наказаний в отношении правонарушителей;

- в-пятых, относится к разновидностям действий и операций, составляющих административно-юрисдикционную деятельность.

Напротив, административно-предупредительный досмотр - это действия и операции, осуществляемые независимо от особенностей как производства по делам об административных правонарушениях, так и уголовно-процессуальной деятельности. Их применение регламентировано комплексом административно-процессуальных норм.

Таким образом, несмотря на близость юридической природы досмотра как административно-предупредительной меры и меры административно-процессуального обеспечения, они не тождественны. Если первый выступает как самостоятельное административно-правовое явление, то второй в этом смысле зависим от других административно-охранительных средств и выполняет по отношению к ним вспомогательную функцию.

В то же время, если особенности досмотра как меры административно-процессуального обеспечения регламентированы совокупностью систематизированных процессуальных административно-правовых норм, порождающих, изменяющих либо прекращающих административно-процессуальные правоотношения, то особенности досмотра как административно-предупредительной меры урегулированы совокупностью несистематизированных как материальных, так и процессуальных административно-правовых норм, влекущих возникновение, изменение либо прекращение материальных административных правоотношений.

 

Автор: Мягков А.В.