10.06.2012 3559

Понятие об аномальной личностной изменчивости

 

Психологический и клинический анализ конституционально-типологических основ личности позволил впервые приблизиться к индивидуальной психологии (Э. Кречмер, П.Б. Ганнушкин, О. Кербиков, Г.К. Ушаков), поставив вопрос о правомерности дихотомического подхода к проблеме «норма - патология» (И.В. Боев, 1979). Психологическая и психиатрическая практика, серия научных исследований в этой области подтвердили, что нет резкой грани между конституционально обусловленными личностно-типологическими характеристиками человека в норме и патологии, что существуют «переходы» от конституции в рамках нормы к вариационной изменчивости в рамках патологической конституции.

О.А. Ахвердова, И.В. Боев (1997, 1998) сформировали концепцию пограничной аномальной личности (ПАЛ), выделили статистически вероятностный регистр, располагающийся между психологической нормой - акцентуированными особенностями личности, т.е., диапазон крайних вариантов психологической нормы (К. Леонгард, А.Е. Личко), и различной степенью выраженности патологических конституций (Дени, Жане, Дюпре, Гауп, Гохе, А.В. Снежневский) и психопатий, как патологических психических конституций.

Психическое здоровье и психологическая гармоничность в рамках нормы обеспечивается и поддерживается адекватной взаимосвязью и взаимодействием личности, конституции и внешней среды (духовной, социальной, экологической). На уровне ПАЛ эта взаимосвязь, взаимодействие личностно - психологического единства, проявляется в виде фенотипической дисгармонической изменчивости от слабовыраженных девиаций до грубых аномалий, как в виде поведенческих стереотипов, так и в виде всего психического, личностного функционирования (психического склада), придавая неповторимое своеобразие, присущее конкретному личностному психотипу или же сглаживая, обедняя личностный рельеф.

Именно биотипологическая и личностно-типологическая изменчивость обуславливает трансформацию личности от психологической нормы к пограничной аномальной личности и далее к патологической психической конституции в виде психопатии. Именно выраженность вариационной конституциональной изменчивости ответственна за то, как будут преломляться внешние факторы, условия, через внутреннее (конституциональное) содержание личности, какой толерантностью будет обладать личность в отношении биологических, психологических и социальных патогенных стресс - соров. Жесткость, устойчивость личностно-конституциональных взаимосвязей, наконец, гармоничный личностно-конституциональный стереотип может в большей степени препятствовать формированию болезненного стереотипа, чем «рыхлые» взаимосвязи, слабый и/или дисгармоничный личностно-конституциональный стереотип, который в большей степени может способствовать становлению, «фиксации» патологического, приводя к нозологически обусловленному болезненному стереотипу.

Пограничная аномальная личность (ПАЛ) характеризуется взаимосочетанием черт характера и личности, которое определяет ведущие психотипологические особенности конкретного или смешанного психотипов, имеющих заметную конституциональную детерминированность. Взаимоотношение личностных и характерологических особенностей таково, что у представителей ПАЛ характерологические черты доминируют над личностными, что выражается формулой «хочу над надо». У акцентуантов аналогичное взаимоотношение определяется формулой преобладания «надо над хочу» и отсутствием ведущих психопатологических особенностей, свойственных конкретному или смешанному психотипам, что обеспечивает им хороший уровень социализации сам по себе этот факт подчеркивает надежность функционирования у акцентуантов индивидуального барьера психической и психологической адаптации и полноценность психобиологического резерва, что предполагает усиление конституционально - типологических компенсаторных механизмов, которые в свою очередь, укрепляют места наименьшего сопротивления в структуре характера, обеспечивая акцентуантам надежную и устойчивую адаптацию в социальной среде.

Функционирование индивидуального барьера психологической и психической адаптации психотипов ПАЛ отличается отсутствием стабильности, неполноценностью и дисгармоничностью психобиологического резерва личности, что объясняется наличием конституционально - типологической недостаточностью. Конституционально-типологическая недостаточность подразумевает слабость компенсаторных и адаптационных механизмов, которые не в состоянии постоянно укреплять места наименьшего сопротивления в личностно-характерологической структуре у представителей ПАЛ.

Диапазон нормы реакций у акцентуантов доказательно широк по результатам психофизиологических и антропологических исследований, что подтверждает гораздо меньшую конституционально-типологическую детерминированность вероятностных личностных аномалий. Акцентуанты в большей степени зависят от социально-средовых факторов, чем от конституциональных. В то же время у представителей ПАЛ диапазон нормы реакций значительно уже, с преимущественной зависимостью от конституционально-типологических факторов, а не от средовых.

Как отмечают психологи С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Б.С. Братусь и врачи В.П. Осипов, Г.К. Ушаков, А.Б. Смулевич, И.В. Боев, О.А. Ахвердова, личностные расстройства отождествляются с «патос», а личностная норма отождествляется с психологическим здоровьем.

Таким образом, психологическое здоровье правомерно рассматривать с позиций конституционально-психотипологической личностной изменчивости в рамках психологической нормы-акцентуации. Если у субъекта наблюдаются признаки аномальной личностной изменчивости в диапазонах конституционально-континуального пространства, которые выходят за пределы психологической нормы-акцентуации, когда осуществляется негативный дрейф в сторону диапазонов пограничной аномальной личности и психопатии, то психологическое состояние такого субъекта нельзя отождествлять с психологическим здоровьем. Психологическое состояние представителей диапазона ПАЛ следует рассматривать с позиций психического здоровья - предболезни - болезни, когда конституциональные механизмы компенсации и адаптации нуждаются в своевременной психологической помощи (И.В. Боев, О.А. Ахвердова, Н.Н. Ерошенко, 2002).

 

АВТОР: Коленкина В.В.