11.06.2012 2676

Приемы обучения студентов релевантным особенностям общеамериканского произношения на спецкурсе

 

Согласно предложенной нами учебной модели, на первом этапе должно происходить обучение в основном фонологическим особенностям и норме языка. Навыки и умения, которые при этом формируются, составляют сопоставительную и фонологическую способности.

Развитие сопоставительной способности необходимо при обучении GA, поскольку овладение обще американским произношением происходит на базе сформированных навыков и умений RP, что предполагает становление приемов интонационной разметки фразы, составление акцентной структуры слов, а также транскрибирования. Навыки и умения сопоставительной способности являются базой для развития фонологической способности. Фонологическая способность предполагает формирование фонологических навыков и умений GA, социокультурных знаний, навыков и умений употребления интонационных моделей, что косвенно включает знание как фонетико-фонологического уровня языка, так и знание особенностей лексического (эквивалентная лексика АЕ и BE) и грамматического (эквивалентные грамматические структуры GA и RP) уровней.

Рассмотрим взаимосвязанное развитие сопоставительной и фонологической способностей.

Заметим, что сопоставительная способность предполагает сопоставление не только между GA и RP, но и особенностей произношения GA и RP и родного языка. Так, нами определена следующая последовательность формирования навыков и умений сопоставительной и фонологической способностей:

- формирование навыков и умений определения сходств и различий между GA и RP, что предполагает способность сопоставлять фонетико-фонологические особенности GA, RP и родного языков;

- формирование навыков и умений интонационной разметки фразы в соответствии с особенностями GA и сравнение их с особенностями RP и родного языка;

- формирование навыков и умений составления акцентного типа слов GA и сопоставление с акцентным типом слов RP;

- формирование навыков и умений транскрибирования в соответствии с особенностями GA и сравнение с особенностями RP.

Необходимость формирования произносительных навыков и умений GA вызвана тем, что студенты четыре семестра изучали BE и, соответственно, RP. В процессе работы по формированию навыков и умений произношения GA на основе просодических характеристик следует придерживаться временной последовательности обучения в соответствии с дидактическим методом, т.е. от интонации и словесного ударения к артикуляции звуков, или прямого алгоритма на первом этапе обучения, в то время как дальнейшее овладение произношением на втором этапе предполагает взаимодействие прямого и обратного алгоритмов. Так, особое место на первом этапе обучения студентов должны занимать упражнения на выявление сходств и отличий на фонетическом уровне между GA и RP.

При последовательном обучении от «интонации к артикуляции» используются упражнения на запись интонационной разметки фразы, произнесенной согласно нормам GA и RP, а также упражнения на применение транскрипции. Интонационная разметка и транскрипция дают возможность сравнивать фонетико-фонологические особенности GA, RP и родного языков. Основанием применения транскрипции в качестве приема обучения фонологическим особенностям языка служит то, что для каждой фонемы американского варианта английского языка существуют такая же или похожая фонема британского английского и близкая фонема в русском языке.

Примеры упражнений на формирование релевантных произносительных навыков и умений GA на основе просодических характеристик:

- Вам предложены интонационные разметки фраз согласно фонологическим особенностям GA и RP. Сравните их и выделите общие моменты:

Come and see те tomorrow.

GA RP cделайте самостоятельно интонационную разметку фраз Do you like it?, Really? согласно фонологическим особенностям GA и RP, Сравните полученные разметки.

Прослушайте внимательно отрывок текста/диалога:

Im only two miles out from Tanyas hotel when I see a sign no large than a loaf of bread. Cafe, it says - and an arrow points to what looks luke a warehouse, immensely attractive when its 40 degrees outside. Its dark and quiet, and for my pleasure the owner hits both the light and the music/1 have a tomato salad and tea while listening to the disco hit «J Need a Superhero Lover». When my eyes adjust to the 25-watt bulb, I see that the walls are covered with Formica and shower curtains - all the easier, I imagine, to hose off after a boisterous wing-ding.

На каком варианте английского он прозвучал? По каким особенностям произношения вы это определили?

Озвучьте диалог согласно произносительным особенностям GA:

It л been a long day! Sightseeing is exciting hut tiring.

Didn t you use Tourmobile?

1 sure did. But walking was the best part of it.

You must be tired.

What should I do tomorrow?

Tomorrow... Getting around by metro may be best for you.

You don 7 call it the «subway»?

Wushingtonians call it the Metrorail, the Metro for short.

Произнесите слова customarily, necessarily, ordinarily, dictionary, laboratory, aristocratic, gesticulation, соблюдая акцентный тип, артикуляционные особенности GA. Сравните с RP.

Итак, развитие сопоставительной способности предполагает сравнение фонетико-фонологических особенностей двух вариантов английского языка - АЕ и BE. Овладение социокультурными особенностями произношения GA происходит на всех этапах обучения. Важность социокультурных особенностей выражается в том, что один и тот же мелодический контур в RP и GA может выражать противоположные эмоции, а владение правильным произношением характеризует уровень образованности говорящего. Развитие фонологической способности предусматривает формирование фонологических навыков и умений, а также предполагает ознакомление с произносительной нормой GA.

Поскольку отработка релевантных произносительных навыков и умений GA происходит во взаимосвязи с основными видами речевой деятельности, что, в свою очередь, предполагает наличие фонетических, лексических и грамматических навыков и умений, то можно говорить о взаимодействии всех уровней языковой системы АЕ при обучении произношению GA на основе просодических характеристик. Заметим, что формирование фонологических навыков и умений предполагает знакомство с произносительной нормой GA. Из этого следует, что на первом этапе обучения происходит формирование фонологических и нормативных навыков и умений, что соответствует основному способу исследования, предполагающему учет закономерностей познания, где движение знаний от изучения абстрактных явлений фонетико- фонологической системы языка предопределяет движение знаний от изучения конкретных явлений. Напомним, что фонологическая способность является шагом к развитию фонетической способности.

Так, примерами упражнений, направленных на формирование фонологических навыков и умений, могут быть следующие:

- Какой тип американского произношения (обще американский, восточно-американский, южноамериканский) представлен в следующем звучащем тексте?

Что общего в интонационных разметках фразы, сделанной согласно системно-структурным особенностям GA и RP.

Какому варианту английского языка принадлежит следующая структура интонационной разметки фразы?

Сделайте интонационную разметку фразы, произнесенной актером/диктором/учителем согласно особенностям С А.

Согласно двум интонационным разметкам одной и той же фразы, сделанным в соответствии с интонационными особенностями GA и RP, проследите движение мелодического контура, фразового ударения и ритма. В чем структурная особенность данных разметок?

Прослушайте фразу, произнесенную в GA и PR. Переведите ее и сделайте интонационную разметку данной фразы согласно системно - структурным особенностям GA, RP и родного языка. Сравните их.

Перед вами структурная разметка эмоционально-нейтральных контуров, сделанная с учетом особенностей GA. Как разметки данных эмоционально-нейтральных контуров выглядят в RP?

Прослушайте звукозапись фразы и скажите, к какому типу речи (эмоционально-нейтральной, эмоционально-оживленной, эмоционально - окрашенной) она может относиться в АЕ и BE. По каким системно - структурным признакам вы это определили? Что можно сказать о социокультурном статусе диктора, произносящего данные фразы?

Сравните акцептные типы одного и того же слова в GA и RP. В чем состоит особенность каждого? Есть ли между ними общие моменты?

Постарайтесь определить место главного и второстепенного ударения у предложенных слов в АЕ и BE.

Произнесите следующие слова в соответствии с особенностями GA и RP, обращая внимание на ударение.

Соотнесите транскрипцию и написание слова в АЕ и BE, оцените, насколько они совпадают/отличаются.

Прослушайте звукозапись слов, произнесенных в GA и RP. Поднимите руку, когда услышите ретрофлексию.

Прослушайте звукозапись, где диктор произносит вперемежку звуки GA и RP. Услышав звуки GA, поднимите руку.

Сравните артикуляционные особенности следующих звуков в GA и RP.

Упражнения на формирование нормативных произносительных навыков и умений:

Прослушайте текст/диалог, определите, на каком варианте английского он прозвучал, человеку какой профессии может принадлежать услышанный тип произношения? Воспроизведите его по памяти, соблюдая культуру произношения GA.

Прочитайте следующие предложения два раза, соблюдая нормы произношения британского и американского вариантов английского языка,

Прослушайте текст/диалог в GA. Оцените, насколько верно употреблены в нем интонационные модели согласно социокультурным особенностям GA. Постарайтесь исправить ошибку (если такая присутcmвует).

Прочитайте выразительно отрывок текста/диалога в GA, соблюдая нормы и социокультурные особенности произношения американского варианта английского языка. Сделайте интонационную разметку предложений согласно американскому и британскому вариантам английского языка.

Трансформируйте предложенные фразы так, чтобы они соответствовали грамматической норме АЕ, определите, на какие слова будет падать фразовое ударение.

Замените выделенные слова во фразах, соответствующие норме BE, эквивалентами слов из АЕ, проследите изменения в интонационном оформлении фразы.

Расставьте ударения в словах согласно нормам GA и RP.

Прослушайте слова, запишите их в два столбика согласно орфографическим нормам АЕ и BE.

Заполните пропуски в словах недостающими буквами, согласно нормам АЕ.

Протранскрибируйте слова в соответствии с произносительными нормами GA и RP.

Прочитайте слова, соблюдая артикуляционные особенности GA.

Итак, первый этап коммуникативно-ориентированного обучения

студентов педагогически значимым особенностям произношения GA характеризуется ознакомлением с фонологическими особенностями, произносительной нормой американского варианта английского языка и социокультурными особенностями употребления интонационных моделей GA. На первом этапе обучения произношению у студентов происходит развитие в основном сопоставительной способности, что является предпосылкой для развития фонологической способности. Используемые при этом упражнения для формирования навыков и умений произношения GA на основе просодических характеристик направлены на развитие сопоставительной и фонологической способностей. Сопоставительная и фонологическая способности развиваются в процессе обучения основным видам речевой деятельности. Педагогически значимые произносительные навыки и умения GA формируются от общего к частному или от интонации и словесного ударения к артикуляции звуков, что соответствует прямому алгоритму.

Второй этап обучения студентов произносительным особенностям американского английского В соответствии с учебной моделью коммуникативно - ориентированного обучения студентов педагогически значимым особенностям произношения GA на основе просодических характеристик, на втором этапе обучения происходит как дальнейшее формирование фонологических и фонетических навыков и умений, так и формирование фонетических навыков и умений. При этом должны быть развиты фонетическая и педагогическая способности.

Так, второй этап коммуникативно-ориентированного, профессионально-направленного обучения студентов релевантным особенностям произношения GA ориентирован на развитие фонетической способности, что предполагает дальнейшее знакомство с социокультурными особенностями обще американского произношения и способствует формированию фонетических навыков и умений GA от общего к частному и наоборот, т.е. предусматривает взаимодействие прямого и обратного алгоритмов. Фонетическая способность предопределяет развитие педагогической способности, для которой характерно владение основными видами речевой деятельности на АЕ и, соответственно, произношением GA. Также педагогическая способность предполагает наличие у учителя иностранного языка знаний психологических особенностей школьников при обучении их АЕ и, в том числе, произношению GA, лингвистических знаний и знаний методики обучения школьников.

Приведем образцы упражнений, направленных на развитие указанных компонентов иноязычной коммуникативной профессиональной способности.

Фонологическая способность направлена на формирование фонетических навыков и умений и на дальнейшее изучение социокультурных особенностей произношения GA.

Развитие фонетической способности является последним шагом к развитию педагогической способности. Мы уже отмечали, что для педагогической способности студентов характерно владение основными видами речевой деятельности на АЕ и, соответственно, произношением GA. Представляется, что данный момент должен отразиться в системе упражнений.

Упражнения на формирование фонетических навыков и умений:

Прослушайте звукозапись текста/диалога. На каком варианте английского языка она прозвучала? По каким особенностям вы это определили (фонетика: монотон, растянутость звучания, произнесение гласных, согласных, в т.ч. ретрофлексии; лексика; грамматика).

Прочитайте предложение, соблюдая интонационные особенности GA. Для какого типа предложения характерен предложенный порядок слов?

Прослушайте текст/диалог. Постарайтесь понять, о чем идет речь. Воспроизведите его по памяти, сохраняя фонетические особенности американского варианта английского языка (монотон, растянутость звучания, произнесение гласных и согласных, в т.ч. ретрофлексии).

Прослушайте текст в RP и с максимальной точностью воспроизведите его в GA.

Выпишите из прослушанного текста слова, характерные для АЕ, и используйте их для пересказа услышанного текста. При пересказе соблюдайте особенности произношения GA.

Перед вами диалог с пропущенными словами. Вставьте нужные слова, характерные для АЕ. Озвучьте диалог, соблюдая особенности произношения GA.

Прослушайте текст и найдите в нем слова, характерные для АЕ. Озвучьте их, соблюдая особенности GA.

Перед вами слова из BE. Дайте эквиваленты этих слов из АЕ и произнесите их, соблюдая особенности произношения GA.

Произнесите следующие слова, соблюдая их акцентный тип, характерный для GA. Сравните его с акцентным типом слов в RP.

Протранскрибируйте слова... в GA. Замените необходимые звуки так, чтобы произношение слов соответствовало RP.

Сравните положение артикуляционного аппарата при произнесении звука [...] в GA и RP.

Представьте, что вы диктор. Произнесите предложенные слова и фразы в GA, обращая внимание на социокультурные особенности обще американского произношения.

Составьте и произнесите предложение в соответствии с произношением GA согласно предложенной грамматической конструкции и интонационной разметке. Определите количество синтагм и место логического ударения.

Составьте свой диалог в соответствии с особенностями GA по аналогии с прослушанным в RP. Запишите его, внеся необходимые изменения, озвучьте его, соблюдая социокультурные особенности употребления интонационных моделей GA.

Без подготовки поговорите с другом на тему..., строя свои высказывания согласно особенностям АЕ и, соответственно, GA.

Прослушайте текст описательного характера, звучащий на АЕ. Постарайтесь понять его основное содержание и в паре с другом побеседуйте по содержанию текста без подготовки, строя свои высказывания согласно особенностям АЕ и, соответственно, GA.

Выразите свое отношение к прочитанному тексту/отрывку текста, строя свои высказывания на АЕ.

Прослушайте текст на АЕ, затрагивающий проблему... Обменяйтесь своими мнениями по данной проблеме, строя свои высказывания согласно особенностям АЕ и, соответственно, GA.

Передайте содержание видеофрагмента с опорой на предложенные слова из АЕ. Соблюдайте особенности произношения GA.

Фонетические навыки и умения, которые формируются на втором этапе обучения во взаимосвязи с основными видами речевой деятельности, направлены на осуществление речевого действия. На втором этапе коммуникативно-ориентированного, профессионально-направленного обучения студентов произношению GA на основе просодических характеристик формирование фонетических навыков и умений происходит как от общего к частному, так и наоборот, от частного к общему, что возможно благодаря взаимодействию двух противоположных алгоритмов. На втором этапе продолжается овладение студентами социокультурными особенностями произношения GA.

Итак, для второго этапа обучения студентов произношению GA на основе просодических характеристик характерно взаимодействие прямого и обратного алгоритмов обучения обще американскому произношению. На втором этапе коммуникативно-ориентированного обучения студентов релевантным особенностям произношения GA во взаимосвязи с основными видами речевой деятельности основное внимание уделяется развитию фонетической способности, предопределяющей развитие педагогической способности, которая заключается не только во владении всеми видами речевой деятельности на АЕ, нормой и социокультурными особенностями произношения GA, но и знанием психологических особенностей обучения школьников и методики обучения школьников произношению GA.

 

АВТОР: Кретинина Н.А.