13.06.2012 25503

Основные понятия страха и его функции

 

Первые попытки исследовать проблемы страха и причины его возникновения были предприняты еще в философии практически во всех ее научных школах и направлениях (Аристотель, Платон, М. Монтень, Г.Гоббс, Р.Декарт, Б.Спиноза, И.Кант, Л.Фейербах, Р.Банайский, С.Кьеркегор и др.). В зарубежной психологии проблемой страха занимались С.Холл, 1895; У.Джеймс, 1884; Д.Уотсон, 1920; З.Фрейд, 1913,1927; К.Изард, 1980; Дж.Грей, 1971; Дж.Боулби, 1973; Ф.Зимбардо, 1991; Ф.Риман, 1999; А.Фрейд, 1991, 1993; К.Хорни, 1993; Г.Эберлейн, 1981; П.Жане, 1984; Э.Фромм, 1992 и многие другие.

В отечественной психологии в изучение проблемы страха и причин его возникновения большой вклад был внесен И.М.Сеченовым, 1947; И.П.Павловым, 1952; Л.С.Выготским 1982; А.И.Захаровым, 1986, 1992, 1995, 1998; В.И.Гарбузовым, 1990, 1994; М.И.Буяновым, 1988; А.М.Прихожан, 1977, 1994; Н.Д.Левитовым, 1964, 1969; Б.И.Кочубей, Е.В.Новиковой, 1988; О.Кондашом, 1973,1981 и другими.

Благодаря большому количество исследований феномена тревожности и страха (С.Кьеркегор, 1993; З.Фрейд, 1936; О.Ранк, 2001; Д.Айке 2001; П.Тиллих, 2001; Н.Д.Левитов, 1969; Ч.Спилбергер, 1966; Ж.Нюттен, 1975; К.Изард, 2000; Х.Хекхаузен, 2001; К.Хорни, 1997; Ч.Рикрофт, 2001; Р.Мэй, 2001; Х.Айзенк, 2001 и др.). В отечественной психологии Ф.Б.Березин, 2001; А.М.Прихожан, 1987; В.М.Астапов, 1992; А.Т.Злобин, 1991; и др. можно было бы предположить, что явление, обозначенное этим термином, имеет четкое и общепринятое определение. Однако как в психиатрии, так и в психологии первое, с чем сталкивается современный исследователь, это разная трактовка понятия «страх».

Многозначность и семантическая неопределенность термина «страх» в психологии является следствием его использования в различных значениях. Это и гипотетическая, «промежуточная переменная», и временное психическое состояние, возникшее под воздействием стрессовых факторов, и фрустрация социальных потребностей, и свойство личности, которое дается через описание внутренних факторов и внешних характеристик при помощи родственных понятий, и мотивационный конфликт.

В соответствии с целями нашего исследования необходимо рассмотреть фундаментальные работы зарубежных и отечественных авторов, касающиеся теоретических и прикладных проблем тревоги и страха, которые помогли бы нам раскрыть особенности проявления страхов у студентов- медиков и студентов-педагогов, а также у врачей и педагогов со стажем работы более 10 лет.

В работах Дж.Уотсона (1920) страх - это фундаментальная, врожденная эмоция, стоящая в ряду первичных (гнев, любовь), появляющаяся с момента рождения. Одновременно с этим он определяет страх как специфический тип висцеральных реакций. Дальнейшее развитие страха, по его мнению, происходит на основе условных рефлексов. Такой приобретенный страх обладает значительной устойчивостью из-за неизвестности первичного раздражителя.

У.Джеймс (1884) рассматривал страх как одну из трех сильнейших эмоций наряду с радостью и гневом, а также как «онтогенетический ранний» инстинкт человека.

Уотсон и Райнер (1920) определяли страх или тревожность, как приобретенную мотивацию, которую описывали в терминах вторичного подкрепления.

З.Фрейд(1927) утверждал, что страх - аффективное состояние и прежде всего то, что можно почувствовать. Это ощущение носит характер неудовольствия. Этот автор различает страх реальный и страх невротический. Реальный страх есть биологическая реакция на опасность, он связан с рефлексом бегства, и его можно рассматривать как выражение инстинкта самосохранения. Невротический страх З.Фрейд определял как страх ожидания, как «беспредметную эмоциональную реакцию», источником которой являются сексуальные и агрессивные влечения, подавленные в детском возрасте. Невротический страх отличается от реального тем, что источник опасности первого страха находится скорее во внутреннем, чем во внешнем мире.

М.Миллер (1941, 1948) определял страх как безусловную реакцию вегетативной нервной системы на болевые стимулы. Он также считал, что страх является мотивацией или потребностью, которую можно приобрести в результате научения. Х.Хекхаузен (1986) ту же самую реакцию называл условной.

Ф.Риман (1999) и О.Маурер (1960) трактовали страх как реальный сигнал, предупреждающий о приближающейся угрозе и мотивирующий защитные реакции. Позже О.Маурер пришел к выводу, что чувство страха является единственной движущей силой поведения человека на уровне «Я».

Ч.Спилбергер (1966), давая процессуальное определение страха, отмечает, что страх есть процесс, включающий эмоциональную реакцию, связанную с антиципацией определенного ущерба вследствие реальной объективной опасности, присутствующей во внешнем окружении.

В более поздних работах исследователи также относят страх к одной из фундаментальных эмоций (К. Изард, 1980; JI.A. Рабинович, 1974; А. Б.Олынанникова, 1983).

К.Изард (1980) определяет страх как наиболее опасную из всех эмоций. Интенсивный страх приводит даже к смерти: животные, и человек могут быть испуганы буквально до смерти. Но при этом страх играет и позитивную роль: он может служить предупреждающим сигналом и изменять направление мысли и поведение. Далее автор указывает на тот факт, что с эволюционно - биологической точки зрения страх может усиливать социальные связи, включая бегство за помощью и коллективную защиту.

В отечественной психологии чаще встречается трактовка страха как эмоционального состояния. Н.И.Конюхов (1996) определяет страх как психическое состояние, связанное с выраженным проявлением астенических чувств в ситуациях угрозы биологическому и социальному состоянию индивида и направленное на источник действительной или воображаемой опасности.

Как эмоциональное состояние страх интерпретируют и другие отечественные исследователи (Н.Д.Левитов, 1964, 1969; А.И.Захаров, 1986, 1995; О.А.Черникова, 1979; и др.).

Если страх проявляется постоянно, человек каждый раз находит повод для опасения и все это становится неотъемлемым признаком его жизни, то можно говорить об устойчивом страхе как личностном свойстве (А.И.Захаров, 1986, 1995; В.И.Гарбузов, 1990; М.И.Буянов, 1976; и др.). Личностно обусловленный страх предопределен характером человека; его повышенной мнительностью и способен появляться в новой обстановке или при контакте с незнакомыми людьми. Ситуативно и личностно обусловленные страхи часто смешиваются и дополняют друг друга

Ф.Б.Березин (2001) определяет страх как конкретизированную тревогу, которая создает у субъекта представление о том, что угроза может быть устранена с помощью определенных действий.

Среди родственных понятию страха явлений рассматривают испуг, опасение, боязнь, тревогу, фобии, невротический страх, аффективный страх в виде ужаса и паники (З.Фрейд. 1913, 1927, В.С.Дерябин, 1974, Ф.Б. Березин,1976, А.И. Захаров, 1986, 1995 и др.).

Особый интерес в психологии эмоций вызывает вопрос о соотношении таких состояний как страх и стресс. Н.И.Наенко (1976) полагает, что страх обусловливают стрессовые состояния. Основатель концепции стресса Ганс Селье (1982) связывал с этим понятием любое достаточно сильное и длительное воздействие на организм, включающее в себя активацию определенных гуморальных систем.

Распространяя представление о стрессе как об общем адаптационном синдроме на всю сферу жизнедеятельности человека, Г.Селье сформулировал следующие положения:

- стресс - это не просто нервное напряжение;

- стресс не всегда результат повреждения;

- не следует пытаться избегать стресс (к тому же это невозможно).

Любая активность приводит в действие механизм стресса, который несет функцию адаптации к возникающей трудности, какой бы она ни была (Г.Селье, 1960).

Таким образом, стресс есть естественный и необходимый компонент любой деятельности, представляющий собой систему напряжений, которая возникает в результате взаимодействия мотивов деятельности, с одной стороны, и условий и средств деятельности - с другой.

Из психологических концепций стресса в отличие от биологических (трактовка стресса как особо напряженного состояния организма, по существу, стресс-реакция на неблагоприятные воздействия окружающей среды) несомненный интерес представляет понимание стресса Ч.Д.Спилбергом как процесса.

В этой интерпретации под стрессом понимается совокупность внешних воздействий (стресс-факторов), которые воспринимаются личностью как чрезмерные требования и создают угрозу ее самоуважению, самооценке, что вызывает соответствующую эмоциональную реакцию (состояние тревоги) различной интенсивности. В обзоре исследований феномена тревоги Филлипс, Мартин и Майерс отмечают, что важным пунктом теоретического сходства исследований тревоги является положение о том, что тревога вызывается той или иной формой стресса.

Тревога в мире человеческих переживаний - явление столь распространенное и имеет столько разных оттенков, что ученые с особой осторожностью решаются на попытку ее объяснения.

Рассматривая концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги, Ч.Д.Спилбергер термин «тревога « использует для описания неприятного по своей окраске эмоционального состояния или внутреннего условия, которое характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий, а с физиологической стороны - активацией автономной нервной системы. Состояние тревоги (СТ) возникает, когда индивид воспринимает определенный раздражитель или ситуацию как несущие в себе актуально или потенциально элементы опасности, угрозы, вреда. Состояние тревоги может варьироваться по интенсивности и изменяться во времени как функция уровня стресса, которому подвергается индивид.

Термин «тревога» также используется Ч.Д.Спилбергером для обозначения относительно устойчивых индивидуальных различий в склонности индивида испытывать это состояние, в этом случае тревожность означает черту личности и личностную тревожность (Л.Т.).

По мнению Ч.Д.Спилберга, индивиды с высоким уровнем тревожности более подвержены влиянию стресса и склонны переживать состояние тревоги большей интенсивности и значительно чаще, чем индивиды с низким уровнем тревожности.

Разделение тревоги как состояния и как свойства отчетливо выражено и в работах Кэттела Р. и Шейерса И. (Cattell R.B., Scheier I.H., 1961), Ч.Д.Спилбергера (1983).

Наибольшая сложность в психологии эмоций возникает при разведении понятий «страх» и «тревога». Одним из критериев различия этих понятий считается наличие или отсутствие предмета переживания. Согласно этой точке зрения, страх в отличие от тревоги имеет определенный объект, и этот объект можно определить для себя, проанализировать. Тревога же - это переживание смутной, неопределенной, безобъектной угрозы (С.Кьеркегор, 1993; З.Фрейд, 1913; К.Ясперс, 1948; Д.Боулби, 1973; Ч.Д.Спилбергер, 1976; А.И.Захаров, 1986; и др.).

Ч.Д.Спилбергер, давая процессуальное определение страха и тревоги, утверждал, что определяющей характеристикой страха является то, что интенсивность эмоциональной реакции пропорциональна величине опасности, вызывающей ее.

Термин «тревога» традиционно используется для описания эмоциональной реакции, которая обычно рассматривается как беспредметная, потому что стимулы или условия, порождающие ее, неизвестны. Особенностью тревоги является то, что интенсивность эмоциональной реакции на стрессовую ситуацию непропорциональна, она выше величины объективной опасности. Таким образом, понятие страха и тревоги относятся к эмоциональным реакциям или состояниям, которые вызываются различными процессами.

Рассмотрение страха как эмоции, отличной от тревоги, позволит нам проанализировать специфическое влияние страха на когнитивные процессы и поведенческие акты, а также изучить особенности его взаимодействия с другими эмоциями.

По К. Изарду (1980), страх складывается из определенных и вполне специфических физиологических изменений, экспрессивного поведения и специфического переживания, проистекающего из ожидания угрозы или опасности. У маленьких детей, так же, как и у животных, ощущение угрозы или опасности сопряжено с физическим дискомфортом, с неблагополучием физического «Я»; страх, как реакция на угрозу у них - это боязнь физического повреждения.

С. Кьеркегор в своей работе «Страх и трепет»(1993) также особо выделял фундаментальные различия между тревогой и страхом: при страхе человек движется в одном направлении, прочь от объекта, которого боится; при тревоге же существует продолжительный внутренний конфликт и амбивалентное отношение к объекту. Кьеркегор С. всегда настаивал на том, что, хотя тревога на стадии размышления о ней насыщена более определенным содержанием, чем на предыдущей стадии, ее содержание никогда нельзя полностью отнести к конкретным предметам, поскольку она отражает внутреннее состояние конфликта.

К. Гольдштейн соглашается с С.Керкегором, З.Фрейдом и другими в том, что тревогу следует отличать от страха, поскольку у страха есть свой объект, тогда как тревога - смутное, неопределенное ощущение (1939).

При страхе внимание человека ограничено объектом, силы организма мобилизуются для борьбы; человек имеет возможность убежать от объекта, так как объект занимает определенное положение в пространстве. При тревоге же попытки бежать обычно провоцируют неразумное поведение, так как человек не связывает тревогу с каким-либо определенным местом в пространстве, и потому не знает, куда бежать. Как пишет К. Гольдштейн: «При страхе существует соответствующая защитная реакция. Тело, как можно видеть, напрягается, а внимание полностью сосредоточивается на определенном участке среды» (1939, с. 293).

«При тревоге, напротив, наблюдается бессмысленное неистовство, лицо неподвижно или перекошено, все это сопровождается отстранением от внешнего мира, эмоции глушатся, вследствие чего окружающее кажется чуждым, а любое взаимодействие с внешним миром, восприятие или действие, которое приносит пользу, отвергается'«. (1939, с.294). Отсюда можно сделать логичный вывод о том, что тревога должна проявлять себя как эмоция у которой нет объекта; эмоция, которая разрушает осознание взаимоотношения между «Я» и объектами окружающего мира.

З. Фрейд, разделяя страх и тревогу, отмечает, что последнее есть реакция на представленную угрозу, генерализованный, неопределенный и беспредметный страх, или состояние, вызываемое не наличием опасности, а отсутствием возможности ее избежать.

Некоторые исследователи рассматривали различие страха и тревоги с позиции первичности и вторичности. Р.Мэй (1950) трактует тревогу как первичную, более элементарную реакцию на угрозу по сравнению со страхом. Подобной точки зрения придерживается и Ф.Б.Березин (1976), который выделил шесть «трудных» состояний, сменяющих друг друга по мере возникновения и нарастания тревоги, при этом страх возникает на четвертой стадии в форме опредмеченной тревоги. В работах А.Кемпински (1977), Б.И.Кочубей, Е.В.Новиковой (1988) высказывается подобное мнение.

Существует также критерий разделения страха и тревоги с позиций социальности и биологичности. Г.Салливэн (1953) считал, что источником тревоги является значимый человек, а страх связан с возможностью депривации общих потребностей.

А.И.Захаров (1988), проводя различие между страхом и тревогой, отмечал, что тревога имеет социальные формы психического реагирования, а страх - инстинктивные.

Таким образом, можно отметить большие расхождения в интерпретации понятия «страх». Как отмечает В.К.Вилюнас (1979), это может быть объяснено терминологическими расхождениями, которые в какой-то мере заложены в повседневном языке (страх - эмоция, чувство, аффект, ощущение). С другой стороны, феноменология изучаемого явления не обладает отчетливо различимыми признаками, которые могли бы обеспечить его упорядочение. Существенной причиной неопределенности понятия «страх» стало также то обстоятельство, что концепции эмоций, в том числе и страха, создавались на разных языках и в разные эпохи, имеющие свои традиции в употреблении терминов.

В рамках нашей работы наиболее релевантными нам представляются следующие определения исследуемых явлений:

Страх - это временное эмоциональное состояние, которое возникает под воздействием стрессовых факторов и определенным образом влияет на все психические процессы.

Полная характеристика эмоции невозможна без анализа ее основных функций. Среди важнейших функций страха многие исследователи отмечают сигнальную (О.Маурер, 1939; Ф.Риман, 1999; Холл, 1912; К.Изард, 1980), приспособительно-адаптивную (У.Джеймс, 1884; В.Кэннон,1927; К.Ланге, 1885), когнитивную (Холл, 1912), и функцию следообразования (А.Н.Леонтьев, 1971,1975; А.Р.Лурия 1973).

Следует отметить мотивационную функцию страха. Рассматривая характер влияния страха и тревоги на деятельность, можно отметить, что в относительно простых для индивида ситуациях, они могут способствовать деятельности, а в сложных - мешать. При этом сложная ситуация может определяться как трудностью задания, так и усложнением условий его выполнения. Это было установлено в исследованиях в области спортивной психологии (О.А.Черникова, 1979; О.В.Дашкевич, 1985; Е.Р.Гильгард, 1967; В.Карольчак-Бернацкая, Е.Скишпек-Сивиньская,1973; и др.).

Среди социальных функций страха выделяют его воспитательное предназначение. В данном случае страх используют для подчинения индивида, для формирования у него определенных стереотипов поведения (Ушинский, 1950).

На первый, поверхностный взгляд страх дает человеку мало приятного: приносит ему огорчения, сковывает активность и даже может вызвать психосоматические болезни. Отмечая отрицательное значение страха для человека, многие авторы утверждают, что это значение проявляется гораздо более широко, чем положительное. Страх может держать человека в постоянном напряжении, порождать неуверенность в себе и не позволять личности реализоваться в полную силу.

Однако, как и все в природе, первоначально эмоция страха возникла в процессе эволюции как защита организма человека от всевозможных опасностей жизни. Страх - очень сильная эмоция, и она оказывает весьма заметное влияние на перцептивно-когнитивные процессы и поведение индивида. Когда человек испытывает страх, его внимание резко сужается, заостряясь на объекте или ситуации, сигнализирующей об опасности. Кроме того, страх ограничивает свободу поведения человека. Следует сказать, что в страхе человек перестает принадлежать себе, он движим одним-единственным стремлением - устранить угрозу, избежать опасности.

Тревожность, по мнению московского психолога Р.М.Грановской (1988), должна рассматриваться как реакция на неопределенную ситуацию, потенциально несущую в себе угрозу, опасность. Но слабая тревога играет роль мобилизирующего фактора, проявляясь в беспокойстве за исход дела, в этом случае она усиливает чувство ответственности, выступая дополнительным мотивирующим фактором (Грановская, 1988).

Итак, страх, во-первых, мобилизует силы человека для активной деятельности, что зачастую бывает необходимо в критической ситуации. Это происходит за счет выброса адреналина в кровь, и приводит к лучшему снабжению мышц кислородом и питательными веществами. Побледнение кожных покровов при испуге относят к побочным эффектам адреналина - кровь, необходимая в минуты опасности мышцам, отливает от кожи и желудка.

Во-вторых, страх способствует лучшему запоминанию опасных или неприятных событий. Впервые это было научно доказано в 1951 году Миллером Н. (Miller, 1948). Даже один раз пережитое субъектом состояние страха закрепляется в виде мотивации и, соответственно, в последующем будет оказывать влияние на поведение.

Третье важное значение страха - возможность действовать в условиях недостатка информации, когда ее не хватает для принятия всесторонне продуманного решения. Тогда стратегию поведения диктует страх.

Психолог Р.Грановская пишет по этому поводу: «...Эмоции обеспечивают человеку возможность приспособиться к существованию в информационно-неопределенной среде» (Грановская, 1988, С.25). Как считает П.В.Симонов (1990), эмоция страха развивается при недостатке сведений, необходимых для защиты. Именно в этом случае становится целесообразным реагирование на расширенный круг сигналов, полезность которых еще не известна (Симонов, 1990).

Подводя итоги анализу различных подходов к трактованию понятия и функций страха, следует еще раз отметить, что мы в своей работе рассматриваем его как эмоциональную реакцию, состояние и свойство личности в зависимости от продолжительности, силы и степени влияния на индивида в целом. Страх и тревогу мы рассматриваем как разные эмоциональные явления, которые имеют не только отрицательное, но и положительное значение.

 

АВТОР: Кузнецова Е.Н.