13.06.2012 13948

Причины возникновения страхов

 

Одним из наиболее важных и сложных в проблеме страха является вопрос о причинах его возникновения.

В качестве причин страха С.Томкинс (Tomkins, 1963) называет драйвы, эмоции и когнитивные процессы. Драйв, по мнению Томкинса, приобретает психологическое значение тогда, когда его интенсивность достигает критического уровня, когда он сигнализирует человеку об остром физиологическом дефиците. В этих случаях драйв активирует эмоцию страха.

Любая эмоция может активировать страх по принципу эмоционального заражения. По мнению С.С.Томкинса, реакция испуга и возбуждения в силу сходства их нейрофизиологических механизмов с механизмами, лежащими в основе эмоции страха, часто являются активаторами последнего. С.С.Томкинс считает, что «внезапное и полное освобождение от длительного и интенсивного страха активирует радость, тогда как частичное освобождение вызывает возбуждение» (Tomkins, 1962, р.290).

Страх может быть результатом когнитивной оценки ситуации. Так, например, страх может быть вызван воспоминанием об определенном объекте, мысленным образом объекта или антиципацией определенной ситуации. Когнитивные процессы часто отражают не реальную, а вымышленную, в результате чего человек начинает бояться ситуаций, не представляющих реальной угрозы. Таким образом, человек, предмет или ситуация могут стать источником страха в результате: а) формирования гипотезы, б) ожидания вреда, в) непосредственного столкновения с воображаемым объектом страха. Рассуждая о роли биологии и опыта в активации страха психиатр Джон Боулби (Bowlby, 1969) говорит о естественных сигналах опасности: боль, одиночество, внезапное изменение стимуляции и стремительное приближение объекта. Автор так же рассматривает развитие эмоции страха как функцию качества привязанности ребенка к матери. Боль, первый и важный из естественных активаторов страха. Страх, вызванный ожиданием боли, чрезвычайно ускоряет процесс научения. Любой объект, событие или ситуация, связанные с переживанием боли, могут стать условными стимулами, повторная встреча с которыми напоминает индивиду о прошлой ошибке, о переживании боли (Дж.Боулби, 1969).

Многие исследователи (У.Джеймс, 1884; К.Ланге, 1885; Б.Кэннон, 1927; И.М.Сеченов, 1947; И.П.Павлов, 1952; Л.С.Выготский, 1982; В.С.Мерлин, 1986; П.В.Бундзен, 1967; Я.Рейковский, 1979; Я.Стреляу, 1982; и др.) в качестве основной причины рассматривали физиологические механизмы возникновения страхов.

Так, У.Джеймс считал, что страх, как и другие эмоции, возникает в результате ощущения физиологических изменений в собственном организме - «боимся, потому что дрожим» (1884). Подобной точки зрения придерживался и К.Ланге (1885). По теории Б.Кэннона (1927), психологическое переживание страха и физиологические реакции возникают одновременно.

Многие исследования были направлены на выявление участков мозга, участвующих в порождении эмоции страха (Busy, 1939; Gray, 1977).

Большой вклад в разрешение проблемы страха был внесен русскими физиологами И.М.Сеченовым (1947), И.П.Павловым (1952), В.М.Бехтеревым (1991) и др.. Так, согласно мнению И.М.Сеченова и И.П.Павлова, физиологической основой страха является сложная рефлекторная реакция организма на внутренние или внешние раздражители, представляющие истинную или мнимую опасность. Все состояния: страх, тревога, боязнь - являются, по мнению И.П.Павлова (1949), различными вариациями тормозного процесса.

П.В.Бундзен (1967) считал, что в механизмах возникновения страхов существенную роль играют нарушения процессов саморегуляции функционального состояния мозга.

Отто Ранк усматривает первопричину страха в родовом травматизме.

Акт рождения, по мнению автора - «настоящая травма, первичный шок». Появление на свет приносит индивиду первый страх, первый из числа множества других страхов, возникающих в течение жизни. Страх отделения от матери является общепризнанным в психоанализе расстройством, которое обнаруживается во всех неврозах.

З. Фрейд видит истоки, как детских, так и взрослых страхов в не нашедшем применения либидо, которое не может удерживаться в свободном состоянии и переводится в страх. Далее 3. Фрейд выделяет два источника происхождения страха: «один страх невольный, автоматический всякий раз экономически оправданный, если создалась ситуация опасности другой - продуцированный «Я», когда такая ситуация лишь угрожает, призванный для того, чтобы ее избежать». (1989, с.51). При этом и внешние и воображаемые опасности могут недооцениваться, переоцениваться или же оцениваться адекватно.

Наиболее распространенными из опасностей являются грозящие нам извне события, способные причинить ущерб или даже привести к смерти: дикое животное, молния или иные явления природы; но это также и те события, которые могут вызвать у нас какое-либо неприятное переживание, как-то: насмешка, голод и жажда, ситуация экзамена, наказание и многое другое. Фрейд подчеркивал, что в отношении этих опасностей возникает ощущение беспомощности, вызывающее чувство страха.

Фрейд также обратил внимание на опасности, угрожающие нам со стороны собственных влечений.

В последних по времени исследованиях в данном направлении было показано, что слабость нервных процессов является предрасполагающим фактором возникновения страха (Н.Н.Данилова, 1992; В.С.Мерлин, 1986; Я.Рейковский, 1979; Я.Стреляу, 1982; и др.).

Среди внешних факторов, играющих значительную роль в возникновении страхов, многие исследователи рассматривают изменения в условиях жизни и в привычной деятельности, ломку «динамического стереотипа» (Н. Д. Левитов, 1969; И.П.Павлов, 1952; Е.В.Новикова, Б.И.Кочубей, 1988).

Ряд авторов, исследовавших особенности эмоциональных состояний людей, которые перенесли техногенные катастрофы, отмечают повышение у них уровня выраженности страхов и тревог (Р.Д.Лифтон, 1968; Ф.Д.Панер, 1976).

Эти наблюдения были подтверждены исследованиями, проводившихся в районах, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС. Было выявлено, что у людей, проживающих на данной территории, существует особая предрасположенность для появления страхов и тревог (А.И.Захаров, 1986, 1995; А.М.Прихожан, 1994).

Другие исследователи (А.И. Захаров, 1986, 1995; A.M. Прихожан, 1994, 1996; Б.И.Кочубей, 1988; и др.) отмечают необходимость рассмотрения личностных особенностей в качестве причин возникновения страхов. В самом общем виде страх условно делится на ситуативный и личностный. По мнению А.И.Захарова (2000), ситуативный страх возникает в необычной, крайне опасной или шокирующей человека обстановке, например при стихийном бедствии, нападении собаки и т.д. Часто он появляется в результате психического заражения паникой в группе людей, тревожных предчувствий со стороны членов семьи, тяжелых испытаний, конфликтов и жизненных неудач.

Личностно обусловленный страх предопределен характером человека, например его повышенной мнительностью, и способен появляться в новой обстановке или при контактах с незнакомыми людьми. Ситуативно и личностно обусловленные страхи часто смешиваются и дополняют друг друга. Ф.Риман (1999) среди факторов, влияющих на возникновение страхов, выделял индивидуальные особенности человека («особенности соматической и духовной конституции»), предрасположенность, наследственность, индивидуальные условия жизни, историю становления личности.

В своих исследованиях С.Б.Сарасон и К.Уолтер (1915) обнаружили связь страхов и тревог с таким качеством личности как зависимость. Е.В.Новикова и Б.И.Кочубей (1988) отмечают, что недостаточный уровень физиологической и интеллектуальной зрелости может быть причиной возникновения страхов.

А.С.Спиваковская (1988), А.И.Захаров (1986, 1995), В.И.Гарбузов (1977) в своих исследованиях связывают возможнось возникновения страхов с такими личностными свойствами, как эмоциональная чувствительность, мнительность, неудовлетворенность собой, тревожность и др.

Рассматривая вопрос о причинах страха, необходимо отметить и последствия, возникающие в результате действия данной эмоции. Многие исследователи отмечают возникновение различных хронических заболеваний и невротических расстройств, а также нарушение общего состояния здоровья, вызванных переживанием страха (Г.Эберлейн, 1981; О.С.Копина, Н.С.Жуковская 1972 и др.).

В результате действия страха могут возникнуть отрицательные качества личности, нарушения нравственной сферы, в частности, агрессивность, лицемерие, лживость, озлобленность, чрезмерная зависимостиь и т. п. (Г.Эберлейн, 1981; С.Холл, 1895; Н.Миллер; Е.Е.Соловцова, 1999).

Страх коренным образом меняет обычное поведение людей. Человек может оцепенеть или начать буйствовать, потерять дар речи или стать необычайно говорливым, проявить недюжинную силу или почувствовать необычайную слабость. При этом в каждой конкретной ситуации у него может быть несколько вариантов поведения, которые определяются его типом высшей нервной деятельности, выработанными рефлексами и жизненными установками.

Под воздействием страха могут произойти дезорганизация волевой регуляции деятельности (В.Н.Куликов, А.Г.Ковалев, 1997; М.В.Чумаков, 1993; К.И.Дьяченко, 1999) и снижение эффективности выполнения деятельности (Г.Эберлейн, 1981; Я.Рейковский; С.А.Озерова, 1999).

Последствия от пережитого страха могут сохраняться длительное время (И.П.Павлов, 1954), при этом вероятно возникновение явления иррадиации, т.е. тенденции к распространению страха на нерелевантные объекты (В.Н.Куликов, А.Г.Ковалев, 1997).

Сказанное выше, на наш взгляд, доказывает, что изучение проблемы страха и причин его возникновения является необходимым условием для принятия мер по сохранению психического здоровья человека и формированию устойчивой к страхам личности. В своем исследовании мы придерживаемся того мнения, что страх является не только отрицательной, но и положительной, необходимой эмоцией. В этой связи можно привести слова Тертуллиана: «Страх - основа безопасности».

Эрих Фромм (1941) отмечает, что страх подавляет и вытесняет все бессознательное, что несовместимо с господствующими в обществе нормами. М.К.Мамардашвили (2002) говорит, что страх - центральное понятие свободы. Свобода реализуется в преодолении страха и в самопознании как преодолении человеческой ограниченности.

Р.Хиггинс рассматривает связанный с пониманием конструктивный страх, как источник подлинной смелости. Отсутствие страха, поясняет известный философ, является одной из величайших наших опасностей. Нам необходим рациональный страх - позитивная сила, биологическая функция, необходимая для выживания. Он повышает бдительность, порождает настороженную готовность и избавляет нас от нереальных ожиданий и горьких разочарований. Он снижает опасность травмы, и опасность крайних мер противодействия в условиях кризиса.

 

АВТОР: Кузнецова Е.Н.