13.06.2012 3361

Категориальный анализ «отклоняющегося» и «нормативного» поведения в генезисе педагогической науки

 

Для современной науки понятие отклоняющегося поведение синонимично таким понятиям, как: неадекватное, искривленное, неправильное, неестественное, асоциальное поведение и др. В связи с этим необходимо сказать, что отклоняющееся поведение объединяет все эти понятия и характеристики, как нечто постоянное, устоявшееся, принятое в обществе поведение.

К формированию «нормативного» поведения детей и подростков должен стремиться любой социальный институт, который формирует и развивает личность. Исходя из этого, мы рассматриваем проблему отклоняющегося поведения учащихся как в истории педагогики, так и в современной педагогической мысли, выявляя характеристики, особенности и причины его возникновения.

С древнейших времен и до наших дней воспитание направляется на то, чтобы сформировать человека в соответствии с принятой в данном обществе и в данное время нормой. Достижение нормы - главная практическая цель любого воспитания. Воспитание достигло цели, когда воспитанник соответствует принятому образцу, становится носителем общепринятого стандарта жизни, деятельности, поведения.

Норма (от лат. normalys - установленное) - это нечто постоянно существующее и неизменное.

Нормальным обычно считается то, с чем соглашается большинство людей. Норма соответствует установленному образцу и является устоявшейся, образцовой, типичной, общепринятой - это её характеристики.

Человечество всегда волновал и волнует вопрос о том, что есть норма, что есть отклонение от нормы и где проходит граница между ними. Понятие нормы очень неопределенное, зыбкое, подвижное. В последнее время во всех сторонах жизни, в том числе и нравственной, произошло замещение прежних норм - новыми.

По мнению И.П. Подласого, норма - это правила общепринятого и ожидаемого поведения. В.П. Кащенко за нормальное признает среднее и, в то же время, наиболее часто встречающееся значение.

По мнению Л.C. Выготского, понятие нормы принадлежит к числу самых трудных и неопределенных научных представлений.

В действительности не существует никакой нормы, но встречается бесчисленное множество различных вариаций, уклонений от нее, и часто очень трудно сказать, где уклонение переходит те границы, за которыми уже начинается область ненормального. Таких границ не существует нигде, и в этом смысле норма представляет собой чисто отвлеченное понятие некоторой средней величины наиболее частых случаев и на деле встречается не в чистом виде, а всегда с некоторой примесью ненормальных форм. Поэтому никаких точных границ между нормальным и ненормальным поведением не существует.

Однако уклонения иногда достигают таких количественно внушительных размеров, что мы получаем право говорить о ненормальном поведении. Формы ненормального поведения могут встречаться и у нормальных людей, представляя собой временное и преходящее поведение, но могут встречаться у людей и как более продолжительные, далее постоянные формы их поведения.

Все ненормальные формы поведения с этой точки зрения могут быть разделены на следующие группы:

- кратковременные и случайные формы (обмолвки, описки, забывчивость, бред, опьянение и т.д.);

- длительные и стойкие состояния (неврозы, психозы, некоторые формы душевных заболеваний);

- постоянные пожизненные дефекты поведения.

Границы, которые отделяют нормальное от ненормального, очень тонки, и часто в обычное поведение бывают вкраплены психопатологические черты.

В повседневной жизни при оценке нормы часто пользуются собственными представлениями. Оценивая поведение других людей, чаще всего основываются на личных мнениях о хорошем и плохом. Существуют различные подходы к установлению нормы воспитания: исторический, социологический, статистический, практический. Но ни один из них не является бесспорным и надежным.

Общим подходом к установлению нормы является стандартизация. Это процедура выделения главных признаков и сведения их в итоговый документ - стандарт. В его основу должны быть заложены общечеловеческие ценности. Христианские заповеди - не укради, не убей, не обманывай, не нарушай слово, уважай старших и другое - безусловно, сохраняются и в наши дни. Естественное течение жизни дополнит их новыми особенностями, но основу сегодня, как и в прошлом, составят вечные и нерушимые ценности воспитания. Практика воспитания без боязни ошибиться должна опираться на них постоянно. Учитель, работающий с детьми, за норму воспитания должен взять формирование общечеловеческих ценностей: честности, вежливости, уважения к старшим, верности слову, уважения прав другого. Если они существенно нарушаются, то это и будет считаться отклонением от нормы или отклоняющимся поведением.

Проблема ценностей и норм привлекает все большее внимание педагогов. Свои мнения по данной проблеме высказали ведущие российские ученые Б.С. Гершунский, Н.Д. Никандров, М.В. Богуславский, И.И. Сиземская, Л.И. Новикова и другие.

Обобщённо рассматривает данный вопрос педагог-практик В.А. Кара- ковский. Его набор ценностей - человек («абсолютная ценность»), семья, труд, знания, культура, отечество, земля, мир. Овладение этими ценностями должно составлять сердцевину воспитания современных школьников. Общечеловеческие ценности ставятся выше национальных, поскольку они признаются подавляющим большинством людей во всех странах мира. Это всегда является актуальным для российской школы, в том числе и в условиях современных рыночных преобразований. Выводы многих исследований показывают, что в условиях интенсивного обмена между странами усиливаются космополитические тенденции, способствующие снижению национальных чувств, стиранию национальных особенностей.

Современная наука выделяет уровни формирования требований к воспитанию. Их несколько: методологический, политический, административный, педагогический, социальный, корпоративный. На методологическом уровне нормы выводятся из общечеловеческих ценностей, идеалов и целей воспитания. На политическом уровне требования к воспитанию формируются в программных документах перспективного развития общества, его экономики, социальной сферы. В общих чертах задаются требования к воспитанности, образованности, уровню развития людей, способных поддерживать и воплощать в жизнь намерения политиков, руководства страны. Административные нормы конкретизируют намерения политиков, воплощая их в социальный заказ - государственные документы, законы и положения. На педагогическом уровне происходит преобразование общих положений в практически выполнимые задачи. Создается теоретическая и технологическая поддержка для их реализации, решение проблемы переводится в практическую плоскость. Общество чутко реагирует на происходящие изменения и в свою очередь корректирует социальный заказ на воспитание. Под давлением общественности цели, задачи, нормы пересматриваются, уточняются.

Нормативное поведение, по нашему мнению, - это поведение человека, соответствующее установленным в том или ином обществе законам и правилам, берущим свое начало из философии, религии и культуры.

Исходя из вышесказанного, норма поведения есть то, что поддерживается большинством людей. В основе нормального поведения современного школьника должно быть соблюдение общечеловеческих требований, христианских заповедей. Не воруй, не обижай младших, уважай старших, не лги, будь верен данному слову, выполняй свои обязанности, чти своих родителей, будь готов выполнить долг перед людьми и страной - вот вечный набор ценностей, на которые должен ориентироваться воспитатель. Несоблюдение ребенком этих норм рассматривается нами как отклонение.

История становления человеческого общества свидетельствует, что на ранних этапах своего развития, в силу неразвитости производительных сил, низкого уровня культуры, нравственных и духовных ценностей отношение к людям с отклонениями в поведении было нетерпимым.

В условиях первобытного строя при воспитании подрастающего поколения главное внимание уделялось подготовке его к жизни: умению переносить лишения, боль, проявлять выносливость, терпение.

Мыслители Древней Греции и Древнего Рима оставили нам в наследство большое количество жизненных правил и полезных истин, направленных на формирование нравственно и физически здоровой личности. Эти наставления можно встретить в трудах Демокрита (ок. 470 г. до н.э.), Эпикура (341 - 270 г.г. до н.э.), Сенеки (ок.4 г. до н.э. - 65 г. н.э.), Эпиктета (ок. 50 - 140 г.г. н.э.), Марка Аврелия (121 - 180 г.г. н.э.) и др.

В рабовладельческой Древней Греции выделялись особые системы воспитания: спартанская и афинская и исповедовался культ силы, выносливости, культ человеческого тела. Всякие отклонения в физическом, психическом, интеллектуальном развитии были недопустимы. Дети, имеющие различные отклонения, считались нежелательными, поэтому их умерщвляли по решению старейшин (сбрасывали в пропасть Тойпет). В Древнем Риме таких детей топили, руководствуясь правилами «Об отделении негодного от здорового».

В данный период в философии утверждается мысль возможности обучить человека добродетелям. За основу берутся идеи Платона (427 - 347 до н.э.): «Душа человека состоит из разумной, волевой и чувствительной частей. Идеи познать могут только те, у кого развита разумная часть души. Задача воспитания - научить человека передавать потомству добродетели и таким образом укрепить разумную часть души. А главной целью всей жизни наставника провозглашается благоразумие и справедливость».

Квинтилиан Марк Фабий (96 - 53 г.г. до н.э.), древнеримский теоретик ораторского искусства, философ и педагог выделяет основные идеи, которые до сих пор остаются в педагогике центральными: «...при воспитании необходимо учитывать индивидуальные особенности ребёнка, не соглашаться с телесными наказаниями, а для этого учителя должны быть широко образованными и высоконравственными людьми, любящими детей».

В Западной Европе в период раннего и позднего средневековья (V - XV вв.) уничтожалось все, что не соответствовало канонам церкви. Инквизиция расправлялась не только со свободомыслием, но и детьми со слабым здоровьем в широком смысле этого слова. Церковь называла этих детей «детьми дьявола», бросала их в тюрьмы, подвергала пыткам, сжигала на костре.

Для эпохи Возрождения характерна гуманистическая нравственность воспитания. Объект человеческого сознания - ценность человека, как высшее культурное и нравственное развитие человеческих способностей в эстетически законченной форме в сочетании с мягкостью и человечностью. В Западной Европе шла борьба взглядов на природу человека, его психическую деятельность между религиозной схоластикой, мистическими «демонологическими» теориями и гуманистическими идеями возвеличивания человеческого разума, страдания и милосердия к человеческим порокам, к недостаткам, к психическим и физическим аномалиям. В это же время зарождались гуманистические тенденции в области медицины, когда врачи посещали монастыри и тюрьмы, вели наблюдение за людьми неадекватного поведения, пытаясь осмыслить и оценить это психическое состояние человека.

В эпоху Просвещения вопрос о возможности нравственного и физического совершенствования стал практически вопросом формирования личности. Стройную педагогическую систему, прогрессивную и актуальную до сих пор, создал выдающийся чешский педагог Ян Амос Коменский (1592 - 1670 г.г.). Он обосновал необходимость неразрывного единства воспитания и обучения, воспитания и развития личности. Насилие, принуждение, телесные наказания он считал недопустимыми. Педагогические принципы целесообразности и природосообразности предполагают изучение педагогами законов духовной жизни и согласование с ними всех педагогических воздействий, а система нравственного воспитания должна учитывать три группы нравственных черт личности (помимо религиозных): гуманистические, жизненно практические, правила культурного поведения.

Впервые с педагогической точки зрения Ян Амос Коменский рассмотрел взаимосвязь интеллектуального развития ребенка и его поведения. Он выделил шесть типов детей, отличающихся друг от друга степенью умственного развития и особенностями характера. Он считал, что ученики с острым умом и стремлениями к знаниям, но необузданные и упрямые, которые с трудом поддаются педагогическому воздействию - все они имеют право на обучение, Я.А. Коменский глубоко был убежден в животворящей силе образования, в преобразующей силе воспитания, какая бы аномалия в развитии и поведении ребенка ни существовала.

Л.H. Толстой (1828 - 1910) призывал творчески подходить к воспитанию, он считал, что педагог должен быть экспериментатором. Огромное значение в воспитании имеет такое личностное качество, как любовь к ребёнку, но для настоящего педагога важны профессиональные знания, и лишь тот, кто соединяет в себе любовь к своему делу и к ученикам, будет совершенным учителем. Л.H. Толстой указывает также на необходимость соблюдения педагогической культуры общения. «Слово - дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно служить вражде и ненависти. Берегись от такого слова, которое разъединяет людей».

В.Г. Белинский (1811-1848) и А.И. Герцен (1812 - 1880) - сторонники гармоничного развития личности (умственного, нравственного, этического) с учётом прирождённых задатков. Цель воспитания (умственного, нравственного, эстетического) - формирование свободной личности с учётом прирождённых задатков, формирование свободной личности в духе «общечеловеческой нравственности».

«Основной задачей воспитания, - писал в своём знаменитом научном трактате «Человек как предмет воспитания» К.Д. Ушинский, - должна стать подготовка человека к жизни. Требования умственного развития, морального, нравственного и физического здоровья, эстетического совершенства».

Моральный облик учителя, его собственный пример самовоспитания и саморазвития, всестороннее внимательное отношение к ученику, подкреплённое научной подготовкой, - наиглавнейшие условия правильного и единственно верного воспитания.

Воспитание должно опираться на родной язык, национальное своеобразие народа, его нравственные ценности. Необходимо использовать опыт педагогов других стран, но не слепо копировать его. Цель - развитие гармоничной личности, в которой едино умственное, моральное, нравственное, физическое, эстетическое начала.

Плеяда русских великих педагогов поддерживает и развивает идеи К.Д. Ушинского, - это Н.Б. Бунаков, П.Ф. Каптерев, В.Д. Семёнов.

Вопросам укрепления нравственности у школьников уделяют пристальное внимание А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский. Они пропагандировали возрождение гуманного, уважительного отношения к ребёнку. Высокое требование соблюдения моральных норм, прежде всего педагогом - вот главный метод воспитания.

В 30-е годы особенно успешно развивалось социально-педагогическое направление социальной и коррекционно-реабилитационной работы, представленное такими талантливыми педагогами, как В.Н. Сорока - Росинский, А.С. Макаренко и С.Т. Шацкий.

Своей блестящей опытно-экспериментальной работой они, по сути дела, заложили и развили основные принципы, методы и содержание социальной педагогики, социальной работы с детьми и подростками, в том числе и трудными, где важнейшим фактором воспитательной и коррекционно-реабилитационной работы выступает созданная и организованная педагогом воспитывающая среда. При этом С.Т. Шацкий создавал такую среду в открытом социуме по месту жительства, а В.Н. Сорока - Росинский и А.С. Макаренко - в замкнутом социуме детской колонии.

Идеи В.А. Сухомлинского о человечности и гражданственности созвучны современности. Воспитание во имя счастья ребёнка - таков гуманистический смысл педагогических трудов В.А. Сухомлинского, а его практическая деятельность - убедительное доказательство тому, что без веры в ребёнка, без доверия к нему вся педагогическая премудрость, все методы и приёмы обучения и воспитания несостоятельны. Нравственность становится этической практикой тогда, когда «понятия о должном, о добре и зле, о моральных ценностях одухотворяются живой человеческой страстью учителя и учеников. Учителю необходимо соблюдать культуру общения, поскольку «слово - самый острый инструмент, которым учителя должны умело прикасаться к сердцам питомцев». Но «слово этического поучения» воспитателя будет восприниматься, если у педагога есть моральное право поучать, если «слово этического поучения созвучно вашему духовному миру, одухотворено вашими убеждениями, оно, как магнит, притягивает тех, кто усомнился в человеке, и вы становитесь для них опорой и путеводным огоньком».

В.А. Сухомлинского можно считать первым педагогом, который выделяет важную сторону педагогики - педагогическую этику. Он выводит её на уровень отдельной науки. В своей книге «Как воспитать настоящего человека» автор определяет предмет и задачи педагогической этики: формирование у подрастающего поколения нравственного сознания на основе организации нравственных отношений детей между собой и с педагогом, включая их в нравственную деятельность.

В конце 1980 -х годов в России возникает педагогика сотрудничества, вобравшая в себя опыт всей отечественной и мировой педагогики, плодотворные идеи философии, психологии, высказанные в разное время и по разным причинам широко не реализованные. Учитель строит отношения с учениками на основе взаимодействия, организации самодеятельности учащихся.

Ш.А. Амонашвили - теоретик и практик педагогики сотрудничества, его область - начальная школа, где у детей формируется сохраняющееся потом на долгие годы отношение ко многим жизненным ценностям, в том числе и к учению, и к школе, в связи с чем роль педагога существенно возрастает.

Ш.А. Амонашвили выводит три принципа педагогической деятельности, которые называет простыми истинами, так как «только нужно принять их за истину, пропитаться ими, строить на них свою деятельность».

Первый принцип представляет собой этическую категорию - любовь к ребёнку. Любовь облегчает воспитание, так как она есть единственная, добрая сила, доставляющая (приносящая) ребёнку гармонию души, стимулирующая его взросление, доброе отношение к окружающим. В противовес выступает категория «педагогическое зло», которая проявляется в грубости, давлении, ущемлении достоинства ребёнка младшего возраста.

Второй принцип - очеловечивание среды ребёнка. Здесь важно умение педагога «владеть искусством общения, чтобы в классе была установлена общая атмосфера взаимного доверия, любви, уважения, отзывчивости, взаимопомощи, сопереживания и сочувствия». Конечно, этим требованиям учитель должен в первую очередь отвечать сам.

Третий принцип - прожить в ребёнке своё детство. Глубокое изучение жизни ребёнка, движение его души, возможно только тогда, когда учитель познаёт ребёнка в самом себе.

Таким образом, проблема формирования нормативного поведения учащихся в педагогике рассматривается давно, но лишь сегодня, обретая реальные черты, становится новым направлением в педагогической науке. В своих трудах многие исследователи и учёные подчёркивали необходимость создания специальных условий для нормального развития личности. Новое педагогическое направление должно не только обеспечивать психическое, нравственное и физическое здоровье школьников, но и стать важным компонентом философского гуманистического образования.

По мнению многих исследователей, реализация идей гуманистической педагогики должна иметь дифференцированный и личностью ориентированный подход к формированию нормативной личности.

 

АВТОР: Кураева Д.А.