13.06.2012 16586

Характеристика и классификация форм девиаций в поведении старшеклассников

 

Необходимость формирования у подрастающей личности «нормативного» поведения отражена в ряде принципов Декларации о правах ребёнка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН.

Так, например, согласно принципу 2 «ребёнку законом и другими средствами должна быть обеспечена социальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путём и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребёнка».

В соответствии с принципами 4 и 5 «ребёнок должен пользоваться благом социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровый рост и развитие», «ребёнку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальный режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния».

Принцип 9 гласит, что «ребёнку ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию».

Поскольку ребёнок вследствие его умственной и физической незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения, появилась необходимость в его специальной охране. Это было отражено в Женевской декларации прав ребёнка 1924 г. и призвано во Всеобщей декларации прав человека, а также в уставах специализированных учреждений и международных организаций, занимающихся вопросами благополучия детей.

Всемирная ассамблея здравоохранения на XIII сессии в 1977 г. поставила перед правительствами всех стран основную социальную цель на период до конца XX столетия: достижение людьми планеты такого уровня здоровья, который позволит им вести продуктивный в социальном и экономическом плане образ жизни. Цель оказалась невыполнимой во всемирном масштабе. Нереальной она стала в нашей стране, поскольку с распадом СССР была разрушена и единая государственная профилактическая система, наступила политическая и экономическая нестабильность, появились концептуальные просчёты и, следовательно, методологические ошибки.

В последнее время злоупотребление школьниками алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами приобретает эпидемический характер. По данным Всемирной организации здравоохранения, суммарное количество больных, имеющих заболевания, вызываемые приёмом различных психологически активных веществ, за исключением курильщиков, составляет более 500 млн. человек.

Происходит неуклонное «омоложение» алкоголизма и наркомании. В России средний возраст начала употребления алкоголя среди мальчиков снизился до 12,5 лет, среди девочек - 12,9 лет; возраст приобщения к токсико- наркотическим веществам снизился до 14,2 лет среди мальчиков и 14,9 - среди девочек. За последние пять лет число больных наркоманией увеличилось в 19,3 раза, больных токсикоманией - в 15,7 раза. По существующим прогнозам, рост показателей, связанных с употреблением наркотических веществ, будет продолжаться до 2010 г.

По данным большинства социологических исследований и научных публикаций, в нашей стране 8% молодёжи употребляют наркотики, среди студенческой молодёжи этот показатель составляет 30 - 40%. За последние годы увеличилось количество учащейся молодёжи, употребляющей наркотики, злоупотребляющей алкоголем и пристрастившейся к курению. К основным причинам, негативно влияющим на состояние здоровья учащихся, нужно отнести снижение качества и уровня жизни, ухудшение условий учебной и досуговой деятельности, качества питания, экологической обстановки, увеличение стрессовых нагрузок и, как следствие, - нервно-психических расстройств.

На уровне личностных факторов, являющихся пусковым механизмом начала употребления психологически активных веществ и последующего злоупотребления ими, выделяются индивидуальная дисгармоничность, наследственная генетическая предрасположенность, врождённые аномалии характера, проявляющиеся в виде негативных аффективных и поведенческих расстройств. Немалый «вклад» в ухудшение здоровья детей и подростков вносит современная система воспитания и порой недостаточно обоснованные психофизические нагрузки, обусловленные существующей системой образования.

В младшем школьном возрасте возросло количество детей, занимающихся бродяжничеством, попрошайничеством. В настоящие время число детей данной категории превышает вдвое количество нищенствующих и бродяг в послереволюционный период.

Зафиксированы случаи самоубийства как в младшем, так и в старшем школьном возрасте. Имеет место быть детская и юношеская проституция, торговля сверстниками, воровство, жестокое унижение личности, сквернословие, табакокурение, употребление алкоголя, что не было присуще ранее. Возросло количество детей состоящих на внутришкольном учете и учёте в детской комнате милиции.

Всё это крайне негативно сказывается на интеллектуальном развитии учащихся: 13% отстают от среднего уровня развития, 25% испытывают затруднения и не могут полностью освоить программу общеобразовательной школы.

Подростков, чье поведение отклоняется от принятых в обществе правил, норм поведения, называют трудными или трудновоспитуемыми.

Под трудновоспитуемостью понимается сопротивление педагогическим воздействиям, которое может быть обусловлено самыми разнообразными причинами, связанными с усвоением некоторых социальных программ, знаний, навыков, требований и норм в процессе целенаправленного обучения и воспитания.

Трудновоспитуемость подростков и старшеклассников, несоблюдение ими норм и правил, установленных в обществе, в науке рассматривается через явление, которое называется девиация.

Девиация (отклонение) является одной из сторон явления изменчивости, которое присуще как человеку, так и окружающему его миру. Изменчивость в социальной сфере всегда связана с деятельностью и выражается в поведении человека, которое представляет взаимодействие его с окружающей средой, опосредованное внешней и внутренней активностью старшеклассника. Поведение может быть нормальное и отклоняющееся.

Нормальное поведение старшего школьника и подростка полагает взаимодействие его с микросоциумом, адекватно отвечающее потребностям и возможностям его развития и социализации. Если окружение ребенка способно своевременно и адекватно реагировать на те или иные особенности старшеклассника, то его поведение всегда (или почти всегда) будет нормальным.

Отсюда отклоняющееся поведение может быть охарактеризовано как взаимодействие школьника с микросоциумом, нарушающее его развитие и социализацию вследствие отсутствия адекватного учета средой особенностей его индивидуальности и проявляющееся в поведенческом противодействии установленным нравственным и правовым общественным нормам.

Отклоняющееся поведение является одним из проявлений социальной дезадаптации. Говоря о подростково - юношеской дезадаптации, необходимо уточнить категории школьников, которые подвержены этому процессу:

- дети школьного возраста, не посещающие школу (в нашей стране их около 7%, т.е. примерно 1,5 миллиона);

- сироты, общее число которых превысило 500 000;

- социальные сироты; действительность такова, что в силу ограниченности мест в детских домах, дети месяцами ждут очереди для помещения их в детский дом, живя с родителями, лишенными родительских прав, не имея нормальной еды, одежды, подвергаясь физическому, психическому, сексуальному насилию;

- подростки и юноши, употребляющие наркотики и токсические средства;

- старшеклассники сексуально распущенного поведения;

- старшие школьники, совершившие противоправные действия; по официальным данным, их число среди детей и подростков растет в два раза быстрее, чем среди взрослых.

Необходимость в регулировании поведения людей всегда будет оставаться актуальной, так как существует неразрешимое противоречие между потребностями человека и возможностями их удовлетворения. Стремление к удовлетворению материальных или духовных потребностей является тем внутренним мотивом, который побуждает людей с недостаточно развитой социальной ориентацией к поступкам и действиям, не соответствующим общепринятым нормам поведения. Также факторами отклоняющегося поведения могут стать психологическая невосприимчивость личности к установленным обществом социальным нормам или генетическая предопределенность отклонения.

В зависимости от типа нарушаемой нормы отклоняющееся поведение классифицируется по следующим характеристикам:

- видам преступления (уголовные, административные) и аморальным поступкам (пьянство, проституция);

- уровню или масштабности отклонения, когда принято говорить об индивидуальном или массовом отклонении;

- внутренней структуре отклонения, когда отклонение связывают с принадлежностью к той или иной социальной группе, половозрастными особенностями;

- ориентированности отклонения на внешнюю среду (семейные ссоры, насильственные преступления и др.) или на самого себя (суицид, алкоголизм и др.).

Отклоняющееся поведение имеет сложную природу, обусловленную самыми разнообразными факторами, находящимися в сложном взаимодействии и взаимовлиянии. Мы уже рассматривали, что человеческое развитие обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды, воспитания, собственной практической деятельности человека.

Можно выделить основные факторы, обусловливающие девиантное поведение несовершеннолетних.

1. Биологические факторы выражаются в существовании неблагоприятных физиологических или анатомических особенностей организма ребенка, затрудняющих его социальную адаптацию. Причем здесь речь идет, конечно, не о специальных генах, фатально обусловливающих девиантное поведение, а лишь о тех факторах, которые наряду с социально-педагогической коррекцией требуют также и медицинской. К ним относятся:

- генетические, которые передаются по наследству. Это могут быть нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, телесные пороки, повреждения нервной системы. Данные поражения дети приобретают, как правило, еще во время беременности матери в силу неполноценного и неправильного питания, употребления ею алкогольных напитков, курения; заболеваний матери (физические и психические травмы во время беременности, хронические и соматические инфекционные заболевания, черепно-мозговые и психические травмы, венерические заболевания); влияния наследственных заболеваний, а особенно наследственности, отягощенной алкоголизмом;

- психофизиологические, связанные с влиянием на организм человека психофизиологических нагрузок, конфликтных ситуаций, химического состава окружающей среды, новых видов энергии, приводящих к различным соматическим, аллергическим, токсическим заболеваниям;

- физиологические, включающие в себя дефекты речи, внешнюю непривлекательность, недостатки конституционно-соматического склада человека, которые в большинстве случаев вызывают негативное отношение со стороны окружающих, что приводит к искажению системы межличностных отношений ребенка в среде сверстников, коллективе.

2. Психологические факторы, в которые включаются наличие у ребенка психопатологии или акцентуации (чрезмерное усиление) отдельных черт характера. Эти отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающих неадекватные реакции подростка. Школьники с явно выраженной психопатией, которая является отклонением от норм психического здоровья человека, нуждаются в помощи психиатров.

Школьники с акцентуированными чертами характера, что является крайним вариантом психической нормы, чрезвычайно уязвимы для различных психологических воздействий и нуждаются, как правило, в социально-медицинской реабилитации наряду с мерами воспитательного характера.

В каждый период развития школьника формируются некоторые психические качества, черты личности и характера. У старшего подростка наблюдается два процесса развития психики: либо отчуждение от той социальной среды, где он живет, либо приобщение. Если в семье подросток чувствует недостаток родительской ласки, любви, внимания, то защитным механизмом в этом случае будет выступать отчуждение. Проявлениями такого отчуждения могут быть невротические реакции, нарушение общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость и холодность, повышенная уязвимость, обусловленные психическими заболеваниями выраженного или пограничного характера, отставанием или задержкой психического развития, разными психическими патологиями.

Характерологические подростковые реакции, такие как отказ, протест, группирование, являются, как правило, следствием эмоционально зависимых, дисгармоничных семейных отношений.

В случае не сформированности системы нравственных ценностей подростка сфера его интересов начинает принимать преимущественно корыстную, насильственную, паразитическую или потребительскую направленность. Для таких подростков характерен инфантилизм, примитивность в суждениях, преобладание развлекательных интересов.

Эгоцентрическая позиция старшего подростка с демонстрацией пренебрежительного отношения к существующим нормам и правам другого человека приводит к «отрицательному лидерству», навязыванию физически более слабым сверстникам системы их «порабощения», браваде криминальным поведением, оправдыванию своих действий внешними обстоятельствами, низкой ответственностью за свое поведение.

3. Социально-педагогические факторы выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в основе которых лежат половозрастные и индивидуальные особенности развития детей, приводящих к отклонениям в ранней социализации ребенка в период детства с накоплением негативного опыта; в стойкой школьной неуспешности ребенка с разрывом связей со школой (педагогическая запущенность), ведущей к несформированности у старшего подростка познавательных мотивов, интересов и школьных навыков. Такие дети, как правило, изначально бывают плохо подготовлены к школе, негативно относятся к домашним заданиям, выражают безразличие к школьным оценкам, что говорит о их учебной дезадаптации.

Учебная дезадаптация школьника проходит в своем развитии следующие стадии:

- учебной декомпенсации - состояние школьника, характеризующееся возникновением затруднений в изучении одного или нескольких предметов при сохранении общего интереса к школе;

- школьной дезадаптации - состояния школьника, когда наряду с возрастающими трудностями в обучении на первый план выступают нарушения поведения, выраженные в виде конфликтов с педагогами, одноклассниками, пропусками занятий;

- социальной дезадаптации - состояния старшеклассника, когда отмечается полная утрата интереса к учебе, пребыванию в школьном коллективе, уход в асоциальные компании, увлечение спиртными напитками, наркотиками;

- криминализации среды свободного времяпрепровождения. Так, например, отчисление из школы детей 15-летнего возраста, что позволяется законом «Об образовании», выбрасывает детей на улицу, где они не могут легально трудоустроиться. Принимая во внимание, что такие дети, как правило, из малообеспеченных семей, можно с уверенностью утверждать, что основные и реальные способы добывания средств существования у них будут носить криминальный характер.

Важным фактором отклонений в психосоциальном развитии школьника - является неблагополучие семьи. Следует выделить определенные стили семейных взаимоотношений, ведущих к формированию асоциального поведения несовершеннолетних:

- дисгармоничный стиль внутрисемейных отношений, сочетающий в себе, с одной стороны; потворство желаниям ребенка, гиперопеку, а с другой - провоцирование школьника на конфликтные ситуации; или характеризующийся утверждением в семье двойной морали: для семьи - одни правила поведения, для общества - совершенно другие;

- нестабильный, конфликтный стиль воспитательных влияний в неполной семье, в ситуации развода, длительного раздельного проживания подростков и родителей;

- асоциальный стиль отношений в дезорганизованной семье с систематическим употреблением алкоголя, наркотиков, аморальным образом жизни, криминальным поведением родителей, проявлениями маломотивированной «семейной жестокости» и насилия.

Жестоким обращением (оскорблением, пренебрежением) называют широкий спектр действий, наносящих вред ребенку со стороны людей, которые его опекают или заботятся о нем. Эти действия включают мучения, физическое, эмоциональное, сексуальное насилие, повторяющиеся неоправданные наказания или ограничения, влекущие физический ущерб для подростка.

Жестокому обращению подростки подвергаются в семье, на улице, в школе, детских домах, больницах и других детских учреждениях. Тип реагирования подростков на жестокое обращение зависит от возраста, черт его личности, социального опыта.

4. Социально-экономические факторы включают социальное неравенство; расслоение общества на богатых и бедных; обнищание значительной массы населения, ограничение социально приемлемых способов получения достойного заработка; безработицу; инфляцию и, как следствие, социальную напряженность.

5. Морально-этические факторы проявляются, с одной стороны, в низком морально-нравственном уровне современного общества, разрушении ценностей, в первую очередь, духовных, в утверждении психологии «вещизма», падения нравов; с другой - в нейтральном отношении общества к проявлениям девиантного поведения. Не удивительно, что следствием равнодушия общества, например, к проблемам детского алкоголизма или проституции, являются пренебрежительное отношение ребенка к семье, школе, государству, безделье, бродяжничество, формирование молодежных банд, агрессивное отношение к другим людям, употребление спиртных напитков, наркотиков, кражи, драки, убийства, попытки суицида.

Таким образом, девиантное поведение предстает как нормальная реакция на ненормальные для старшеклассника или группы подростков условия (социальные или микросоциальные), в которых они оказались, и в то же время как язык общения с социумом, когда другие социально приемлемые способы общения исчерпали себя или недоступны. Прогрессирующая тенденция непрерывного роста различных проявлений девиантного поведения, их объективность и неизбежность ставят перед обществом, конкретной социальной службой и социальным педагогом в качестве основных задач поиск форм, методов и технологий работы с дезадаптированными подростками, концентрацию усилий общеобразовательной школы и общественных организаций, направленных как на реабилитацию подростка, так, что более необходимо, на предупреждение отклонений от социальных норм, т.е. устранение условий, прямо или опосредованно оказывающих отрицательное воздействие на поступки и действия несовершеннолетнего.

В настоящее время существует множество учебных заведений для детей и старших подростков с разнообразными видами отклонений в здоровье: службы, центры, приюты, исправительные колонии. Многие средние школы одним из приоритетных направлений выбирают профилактическую и коррекционную работу с детьми отклоняющегося поведения. Издается масса книг для педагогов, родителей и студентов, где раскрывается данная проблема, указываются разнообразные причины возникновения отклоняющегося поведения, даются алгоритмы предупреждения его, определяются пути профилактической деятельности. Средства массой информации, пусть не в большом объеме, информируют общество о падении нравственности, слабом здоровье, вспышке уголовных преступлений, пропагандируя тем самым «нормативное» поведение. Несмотря на то, что работа по решению данной проблемы ведётся, количество детей с разнообразными отклонениями - растет.

Отклонениями поведения от нормы, как показали проведённые отечественные и зарубежные исследования, называют также асоциальным, антисоциальным, расстроенным, неправильным, искривленным, испорченным, аддиктивным, девиантным (гиперактивным, демонстративным, протестным, агрессивным, инфантильным, конформным симптоматическим) деликвентным, антиправовым, уголовнонаказуемым. Все эти термины говорят об одном: поведение ребёнка или юноши не соответствует принятой норме, то есть, является отклоняющимся.

Отклоняющееся поведение - это поведение человека, не соответствующее общепринятым нормам определённого общества.

Проведя анализ многочисленной психолого - педагогической литературы, мы можем сделать вывод о том, что отклоняющееся поведение можно разделить на три группы по силе развития отклонений.

Самое популярное отклоняющееся поведение, носителем которого является большое количество людей, - это аддиктивное поведение.

Аддиктивное поведение (вредные привычки) - это поведение, выраженное проявлением привычек, наносящих вред в формировании и развитии личности.

По мнению Г.М. Коджаспировой, А.Ю. Коджаспирова, Е.С. Рапацевича, привычка - автоматизированное действие, выполнение которого в определённых условиях становится потребностью. Привычка формируется в процессе неоднократного выполнения действия на той стадии его освоения, когда при его выполнении уже не возникает каких-либо трудностей волевого или познавательного характера. При этом решающее значение приобретает вызываемое самим функционированием действия физическое и психическое самочувствие, окрашиваемое положительным эмоциональным тоном.

Образование многих привычек начинается в раннем детстве, причём большую роль играет подражание старшим. От их поведения в значимой степени зависит, какие привычки сформируются у ребёнка, а затем и старшего подростка. Привычки могут возникать в любой сфере деятельности и охватывать различные стороны поведения человека.

Следует различать полезные и вредные привычки. Жизненно важные, общественно ценные привычки облегчают формирование положительных черт личности, соблюдение правил поведения в общественной и личной жизни, отрицательные привычки - дезорганизуют поведение. Формирование полезных привычек и борьба с вредными является важнейшей задачей воспитания. Привычки, сложившиеся первыми, значительно влияют на формирование последующих - облегчают или затрудняют их воспитание. Поэтому очень важно начинать формирование полезных привычек уже в раннем возрасте.

Считаем, что вредные привычки, присущие учащимся старшего школьного возраста, можно классифицировать на следующие группы: индивидуальные, возрастные, школьные, бытовые. Каждая группа имеет разнообразные и многочисленные формы проявления.

Выше перечисленные формы проявления вредных привычек могут трансформироваться из одной вышеуказанной группы в другую.

Следующий вид отклоняющегося поведения - административно наказуемое, антиправовое или девиантное поведение.

Девиантное поведение (от лат. deviation - отклонение) - один из типов отклоняющегося поведения, выраженное стремлением ухода от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством применения психотропных веществ или суицидальных действий, либо ухода из постоянного места жительства в бродяжничество, попрошайничество, проявление агрессии словесной или физической.

Мелкие правонарушения и административные наказания могут перерасти в уголовно-наказуемое, деликвентное поведение.

Деликвентное поведение - противоправные действия личности, влекущие за собой уголовную наказуемость.

Нельзя не заметить того, что любое из перечисленных отклонений может не иметь перехода от более мелких к более крупным, а возникнуть спонтанно. Данный факт имеет самый малочисленный процент, но имеет место быть.

Девиантное поведение в младшем школьном возрасте включает такие формы девиаций как грубость, сквернословие, унижение; неподчинение, критика взрослых; отрицательное отношение к учёбе, нарушение правил поведения в школе; хулиганство, драки; побеги из дома, бродяжничество; воровство; ранее начало половой жизни; раннее начало курения и употребления алкоголя; кибираддикция; детская проституция и др.

Формы девиантного поведения в старшем подростковом возрасте видоизменяются, это: грубость, сквернословие, унижение других; неподчинение, критика взрослых; отрицательное отношение к учёбе; хулиганство, драки, нанесение телесных повреждений; бродяжничество; кибираддикция, гемблинг; курение и употребление одурманивающих и психотропных веществ; алкоголизм; ранее начало половой жизни; воровство, вандализм, граффити; проституция и др.

Выше перечисленные виды и формы девиантного поведения имеют возможности развиваться и перейти в очень серьёзный тип отклоняющегося поведения такой, как деликвентное (уголовно наказуемое поведение).

К деликвентному поведению относятся такие формы отклонений как: вымогательство; кражи; хулиганство, разбой, массовые беспорядки; умышленное причинение вреда здоровью, побои, истязание, убийство; принуждение к действиям сексуального характера, изнасилование; вандализм; хранение, изготовление, перевозка, пересылка, приобретение, сбыт наркотических средств и психотропных веществ; клевета, оскорбление; доведение до самоубийства.

В младшем школьном возрасте носители деликвентного поведения встречаются крайне редко.

Психологи и педагоги отмечают такие типичные нарушения поведения в школьном возрасте как гиперактивное поведение (обусловленное, как уже было сказано, преимущественно нейродинамическими особенностями ребенка), а также демонстративное, протестное, агрессивное, инфантильное, конформное и симптоматическое поведение (в возникновении которых определяющими факторами являются условия обучения и развития, стиль взаимоотношений со взрослыми, особенности семейного воспитания).

Гиперактивное поведение. Гиперактивные школьники отличаются повышенной потребностью в движении. При блокировке этой потребности правилами поведения, нормами школьного распорядка у ребенка нарастает мышечное напряжение, ухудшается внимание, падает работоспособность, наступает утомление. Возникающая вслед за этим эмоциональная разрядка, которая является защитной физиологической реакцией организма на чрезмерное перенапряжение и выражается в неконтролируемом двигательном беспокойстве, расторможенности, квалифицируемых, как дисциплинарные проступки.

Демонстративное поведение. При демонстративном поведении происходит намеренное и осознанное нарушение принятых норм, правил поведения. Внутренне и внешне такое поведение адресовано взрослым.

Один из вариантов демонстративного поведения - детское кривляние. При помощи кривляния школьник на невербальном языке говорит взрослым: «Я делаю то, что вам не нравится».

Протестное поведение. Формы протестного поведения подростков - негативизм, строптивость, упрямство.

Негативизм - это реакция ребенка не на содержание действия, а на само предложение, которое исходит от взрослых. Типичные проявления детского негативизма - это беспричинные слезы, грубость, дерзость или замкнутость, отчужденность, обидчивость. «Пассивный» негативизм выражается в молчаливом отказе выполнять поручения, требования взрослых. При «активном» негативизме дети производят действия, противоположные требуемым, стремятся во что бы то ни стало настоять на своем. Таким образом, негативизм - это часто результат неправильного воспитания, следствие протеста ребенка против насилия, совершаемого над ним.

Агрессивное поведение. Агрессивным называют целенаправленное разрушительное поведение. Реализуя агрессивное поведение, школьник противоречит нормам и правилам жизни людей в обществе, наносит вред «объектам нападения» (одушевленным и неодушевленным), причиняет физический ущерб людям и вызывает у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние психической напряженности, подавленность, страх).

Агрессивные действия подростка могут выступать в качестве средства достижения значимой для него цели; как способ психологической разрядки, замещения блокированной, неудовлетворенной потребности; как самоцель, удовлетворяющая потребность в самореализации и самоутверждении.

Агрессивность не обязательно проявляется в физических действиях. Некоторые дети склонны к вербальной агрессии (оскорбляют, дразнят, ругаются), за которой часто скрывается неудовлетворенная потребность в том, чтобы почувствовать себя сильным, или желание отыграться за собственные обиды.

Инфантильное поведение. Об инфантильном поведении говорят в том случае, когда в поведении ребенка сохраняются черты, присущие более раннему возрасту. Инфантильный ребенок предрасположен к карикатурным реакциям, которые высмеиваются сверстниками, вызывают у них ироническое отношение, что причиняет ребенку душевную боль.

Конформное поведение - конформное (от лат. conformis - подобный), полностью подчинено внешним условиям, требованиям других людей. Сверхдисциплинированные дети готовы беспрекословно слушаться взрослых и сверстников, слепо следовать за ними вопреки своим представлениям, здравому смыслу.

Симптоматическое поведение. Симптом - это признак болезни, какого- либо болезненного (разрушающего, негативного, тревожащего) явления. Как правило, симптоматическое поведение школьника - признак неблагополучия в его семье, в школе. Симптоматическое поведение превращается в закодированное сообщение, когда открытое обсуждение проблем со взрослыми невозможно. Симптоматическое поведение как и болезнь - своеобразный сигнал тревоги, который предупреждает, что сложившаяся ситуация далее невыносима для ребенка (например, рвота как отторжение неприятной, болезненной ситуации в школе).

Таким образом, симптоматическое поведение характеризуется несколькими признаками: нарушения поведения непроизвольны и не поддаются контролю со стороны подростка; нарушения поведения оказывают сильное влияние на других людей, и, наконец, такое поведение часто «закрепляется» окружающими.

В ходе проведённого нами исследования были обозначены общие причины возникновения отклоняющегося поведения у старших школьников,

которые мы соотнесли в три группы.

- эмоциональная напряжённость;

- неправильное воспитание;

- расстройство.

Остановимся на них более подробно.

Во всех случаях отклоняющегося поведения отмечается нарастание эмоциональной напряжённости. Оно характеризуется выходом за нормальные пределы чувств, эмоций, переживаний детей. Напряжённость ведёт к потере чувства реальности, снижению самоконтроля, неспособности правильно оценивать своё поведение. Под влиянием разбушевавшихся эмоций подросток, как и взрослый, перестаёт контролировать свои поступки, способен на безрассудные действия.

Кроме главной и всеобъемлющей причины - нарастания напряжённости жизни, вызывающей постоянную тревожность у людей и деформирующей их поведение, действуют факторы воспитательные. Отклоняющееся поведение почти всегда являются результатом неправильного воспитания. Неправильное воспитание - это и воспитание недостаточное (гипопротекцуальное), и воспитание чрезмерное (гиперпротекцуальное). Его характеризуют два основных стиля: тепличной опеки и холодной отверженности. При нормальном, взвешенном, сбалансированном воспитании, опирающемся на индивидуальность ребёнка, отклонений нет, и формируются люди с «нормативным» поведением.

Слабое здоровье - врожденного или приобретённого характера, связанная и не связанная с наследственность, с органическими нарушениями, по причине которой ребёнок не может быть таким, как все: учиться, выполнять спортивные нормативы, побеждать в конкурсах, играх, внешне походить на своих сверстников. Он либо лучше, либо хуже справляется с поставленными задачами. В основе его обычно лежат видимые причины и следствия. Обычно сначала возникает ситуация, не приемлемая для подростка, создающая для него определённые трудности и приводящая к переживаниям, обидам, ущемлению самолюбия. Она является стимулом, играет роль запускающего механизма. Когда стимул достигает критического порога, то вызывает ответную реакцию, с помощью которой школьник пытается снять, сбросить тягостные для него переживания.

Естественная реакция у каждого школьника своя. Она обусловлена прошлым опытом, сложностью самой ситуации, особенностями детского характера и темперамента, знанием выхода из ситуации, привычными формами реагирования. У детей характеры разные, различная манера их проявления, что и приводит к естественным разногласиям и даже конфликтам. И для того чтобы школьник сложился как личность, он должен самостоятельно и осмысленно преодолевать возникающие препятствия. Если таких препятствий слишком много, то подросток начинает их обходить, искать способы избавиться от слишком обременительных обязанностей. Тут и зарождается отклоняющееся поведение, вернее, отклоняющееся для взрослых, но естественное для подростка в возникшей ситуации.

Стоит отметить, что причины возникновения отклонений в поведении кроются также в таком факторе, как место проживания (географическое положение) определённой личности. По мнению И.П. Подласого школьник находится в центре девяти кругов (сама личность, дом (семья в которой он живет), улица, микрорайон, город, край, регион, страна, материк). При рассмотрении заявленной проблемы считаем необходимым подробно описать классификацию типов отклоняющегося поведения в старшем школьном возрасте. И.П. Подласый пишет, что легче найти ученика, который не совершал безнравственного поступка, чем найти такого, который совершил бы его только один раз.

Проявления отклоняющегося поведения настолько разнообразны, что учителю бывает очень трудно разглядеть за ними общие признаки.

Классификация - это выделенные по общему признаку и сведенные в систему виды отклоняющегося поведения вместе с причинами, их обусловливающими, типичными формами проявления. Из классификации выделяют характерные группы отклоняющегося поведения. После этого определяются общие формы, методы и методики профилактической и коррекционной работы. Установив принадлежность ученика к одной из групп отклоняющегося поведения, учитель получает рекомендации по диагностике, профилактике и коррекции его поведения, типичные для данной группы. На общих рекомендациях затем выстраиваются индивидуальные методики предупредительной работы.

К классификации отклоняющегося поведения старших школьников относятся:

- видимые наиболее характерные признаки отклонений в поведении;

- уровень (глубина) отклонений поведения;

- характер (содержание) отклоняющегося поведения;

- длительность (запущенность) отклонений в поведении;

- главные наследственные и характерологические причины, вызвавшие определенный тип отклоняющегося поведения;

- цели (направленность) нестандартного поведения;

- главные источники (причины) возникновения отклоняющегося поведения;

- эмоциональные состояния;

- особенности проявления отклонений в поведении;

- тип отклоняющегося поведения.

Педагог всегда должен видеть перед собой сложную и целостную картину отклоняющегося поведения, где легкие формы зачастую сменяются более тяжелыми. Если учитель по определяющему и сопутствующим признакам устанавливает принадлежность отклоняющегося поведения к одному из видов, то в дальнейшем он опирается на рекомендации по профилактике и коррекции этого вида отклонения.

 

АВТОР: Кураева Д.А.