Организационно-методические и управленческие аспекты психолого-педагогического сопровождения педагогов и старшеклассников с девиациями в поведении в современной общеобразовательной школе
Эффективное функционирование любой системы, в том числе и педагогической, возможно только при рационально организованном управлении системой, руководстве ею.
Любое общеобразовательное учреждение возглавляет директор - его лицо и душа. На нем лежит моральная и профессиональная ответственность за все, что делается в школе, как чувствуют себя в нем педагоги и школьники. Руководить коллективом педагогов - постоянно создавать такие условия, чтобы каждый член школьно-педагогического коллектива хотел и мог самым наилучшим образом, с большим желанием выполнять свои обязанности в общей деятельности и чтобы его деятельность приносила ему эмоциональное удовлетворение (Л.М. Фридман).
Директор школы не только руководитель, но и воспитатель педагогического коллектива. Педагогический коллектив - сложное социально-педагогическое явление. Его формирование имеет свои трудности, поскольку речь идет об объединении людей с уже сложившимися взглядами, оценками, стереотипами мышления, личностными качествами. Мастерство руководителя проявляется в сплочении коллектива на решение стоящих перед школой задач, при этом не подавляя индивидуальности каждого, а всячески поощряя самостоятельность и инициативу.
Каждый управленческий акт, проявляясь в своих специфических формах и методах, должен быть проникнут педагогической целесообразностью, прогрессивными идеями современной образовательной системы, пониманием роли и значения общего образования в развитии и становлении современного общества.
В последние годы в теории и практике управления образовательными системами большое внимание уделяется созданию и работе с «командами» внутри педагогического коллектива. Одной из таких «команд» является служба сопровождения старшеклассников, у которых проявляются девиантные формы поведения.
Многоаспектные исследования организации процесса сопровождения таких школьников показывают, что результативность сопровождения во многом зависит от «команды» специалистов, их профессионализма и компетентности, умения работать в коллективе, личных качеств.
По классификации А.К. Колеченко процесс сопровождения может быть:
непосредственным (прямым);
опосредованным (косвенным).
Под прямым сопровождением А.К. Колеченко понимает непосредственное взаимодействие сопровождающего с сопровождаемым. Под косвенным сопровождением автор понимает опосредованное влияние сопровождающих на сопровождаемых. Это влияние во многом зависит от того, какая «команда» сопровождающих работает, как они взаимодействуют друг с другом, как организован процесс управления этой «командой».
Эффективные команды не возникают сами по себе, они создаются целенаправленно, и управление ими в современной общеобразовательной школе должно строиться на смешанной основе. Системный подход предполагает сознательное и планомерное управление. Устанавливаются связи между сферами управления, выдвигается главная цель, затем в соответствии с ней формируются частные промежуточные цели, ставятся задачи, продумываются пути и сроки их решения, распределяются силы, выделяются средства, организуется работа, осуществляется контроль. Схематически системный подход можно представить в виде следующей цепочки: цель - ресурсы - план - решение – реализация - контроль.
Существует несколько теорий и моделей, рассматривающих процесс формирования и развития «команды». Во всех предлагаемых моделях управляет созданием «команды», сопровождает ее становление и развитие руководитель учреждения - директор общеобразовательного учреждения. В управленческом аспекте - это «ведущий сопровождающий». Одной из наиболее приемлемых и практически оправданных моделей является модель Такманна.
Кратко раскроем содержание управления (сопровождения) «командой» на каждом этапе.
Казалось бы, зачем этот этап в становлении «команды» - все хорошо знают друг друга, знают профессиональные и личностные качества каждого члена создаваемой команды, т.к. работают в одном образовательном учреждении. Речь идет не о формальном знакомстве, а о постановке единой цели команды, принципах и правилах реализации этой цели; определении своего места в выполнении целей команды; статусных отношениях в команде и роли каждого специалиста.
Основная особенность этого этапа - «осознание». Осознание своего членства в команде, осознание общекомандных целей и задач.
В контексте идеологии сопровождения - это осознание необходимости работы в новой логике, в новой структуре. Переход от индивидуальной работы в области своих профессиональных знаний к командно-профессиональной работе в области мультидисциплинарных (комплексных) знаний.
II этап. Конфликт.
Это «штормовой» этап развития команды и один из самых трудных. Обмен мнениями неизбежно приводит к поляризации различных точек зрения и сопротивлению отдельных членов команды установленным на первом этапе статусным отношениям и нормам. В «команде» сопровождающих этот этап часто выливается в «сопротивление» опытных педагогов малоопытным психологам, часто не имеющим достаточную теоретическую подготовку и опыт работы с проблемами старшеклассника с девиациями в поведении и их родителями. Между членами команды возникают затруднения коммуникативного характера, эмоции, которые первоначально скрывались, выплескиваются наружу.
Роль руководителя (сопровождающего) - помочь команде преодолеть этот кризис и в плане развития взаимоотношений в команде, распределения ролей, и в плане прояснения позиций каждого, уточнения командных задач.
Этот этап называют также нормативным. Его главная отличительная черта - развитие сотрудничества, а основная цель - создание благоприятного микроклимата в работе команды. Это наиболее результативный этап в работе команды. Члены ко- k манды начинают понимать, что ее успех становится возможным только при объединении индивидуальных возможностей каждого специалиста, его ресурсов. Команда сопровождающих говорит «на одном языке», определяя проблемы ребенка и пути их коррекции. Особенно заметны результаты сотрудничества при подготовке и проведении консилиумов. Команда состоялась!
IV этап. Результативная работа.
Уже само название этапа подчеркивает, что самый результативный этап работы команды - этап достижения реальных результатов. Сложной, трудной, но весьма важной задачей руководителя современной общеобразовательной школы (сопровождающего команду) является развитие у членов команды (специалистов службы педагогического сопровождения) рефлексивной деятельности. Работа специалиста - это творческая деятельность; он не возможен без самоанализа проделан- ^ ных шагов, без оценки получаемых результатов в сравнении с поставленными задачами, без соответствующей коррекции и задач, и путей их реализации.
В контексте логики сопровождения этот этап правильнее назвать этапом перехода на более высокий уровень командной работы: подведение итогов; переосмысление целей и задач с позиций проделанной работы; отбор наиболее целесообразных и результативных техник и методик сопровождения старшеклассников с проявлением девиантного поведения.
Эффективность команды зависит от многих взаимосвязанных факторов. Это и четко сформулированные реальные цели, и хороший микроклимат в команде, совместимость ее членов, и создание возможностей для профессионального роста специалистов. Но, прежде всего - это эффективное руководство командой, сопровождение каждого ее специалиста и «команды сопровождающих» как целостного коллектива единомышленников. Основной задачей сопровождения «команды сопровождающих» является организация взаимодействия специалистов. Как показали исследования Н.Н. Федоровой, можно выделить объективные (окружающая ситуация) и субъективные (личностные качества субъектов взаимодействия) факторы успешного взаимодействия. В технологии организации взаимодействия специалистов службы сопровождения можно выделить следующие компоненты:
1. Создание службы сопровождения старшеклассника как организационной структуры школы:
- определение целей и задач;
- определение состава;
- назначение руководителя;
- утверждение основных направлений работы;
- согласование и утверждение режима работы.
2. Формирование профессиональных организационных и субординационных отношений между субъектами службы сопровождения; организация динамических связей между специалистами в процессе работы.
3. Создание и поддерживание в коллективе сопровождающих атмосферы всеобщей заинтересованности в результатах труда; взаимопонимания и взаимного уважения к профессиональным и личностным качествам коллег.
4. Создание условий для результативного труда «команды», исходя из профессиональных требований к работе каждого специалиста.
5. Обучение специалистов в новой логике взаимодействия; в методологии комплексности и мультидисциплинарности в решении проблем старшего школьника и его семьи.
6. Внесение корректив в работу команды, необходимых для повышения результативности.
Руководитель современной общеобразовательной школы и службы сопровождения в нем должен обладать «административной» установкой (А. Файоль), быть компетентным не только в области управления, но и в области школьной педагогики, психологии, медицины для успешной организации взаимодействия специалистов друг с другом, специалистов и других участников воспитательного процесса (воспитателей, родителей).
Комплексное сопровождение развития старшеклассника с девиантным поведением предполагает реализацию принципа мультидисциплинарности не только в диагностике и коррекции развития школьника, но и мультидисциплинарность «команды» специалистов службы педагогического сопровождения. Ведущие роли в этой «команде» принадлежат педагогу (в широком понимании этой профессии: педагог-дефектолог; воспитатель, социальный педагог, педагог дополнительного образования и др.) и психологу. А поэтому от грамотного профессионального ь взаимодействия практического психолога с педагогическим коллективом во многом зависит эффективность работы службы педагогического сопровождения старшеклассников, проявляющих девиантные формы поведения.
В образовательном учреждении главным лицом всегда будет педагог. Его профессиональное мастерство, эрудиция, культура являются решающими факторами в результативности работы по развитию индивидуальности человека и « субъективного начала в нем, наиболее полному раскрытию индивидуальности школьника. В системе педагогического сопровождения педагог является одним из главных «сопровождающих»: он реализует рекомендации консилиума в повседневной работе со старшим школьником.
Таким образом, педагог - один из субъектов сопровождения девиантного школьника.
Однако очень часто педагог сталкивается с проблемами, которые не может решить самостоятельно. Проведенные исследования показали, что от 47 до 70% (Гонеев А.Д.) педагогов испытывают трудности в воспитательной и коррекционной работе со старшими школьниками, которые имеют отклонения в развитии и поведении и проявляют девиантные формы поведения. Педагоги часто не умеют установить контакт со школьником, наладить доверительные отношения с ним. Им трудно управлять воспитательной ситуацией, у них замедленная реакция при принятии решений.
Они не умеют находить нестандартные приемы в решении воспитательных задач.
Педагогам нужна поддержка - «сопровождение» со стороны администрации, коллег и психологов. Следовательно, педагог является не только субъектом, но и объектом сопровождения.
Реально «сопровождение сопровождающего» заложено, прежде всего, в организации взаимодействия между управленцами, педагогами и психологами в совместно организованной деятельности по созданию благоприятных условий воспитания, коррекции и развития школьников в системе школы. В системе этого взаимодействия очень четко определяются цели и методы работы каждого субъекта сопровождения. В имеющейся психолого-педагогической литературе отмечается, что наряду с организацией взаимодействия между всеми субъектами сопровождающих существенную роль в эффективности коррекционно-развивающей работы со старшим школьником играет психологическое обеспечение педагогического процесса. Основным «сопровождающим» педагога в этой ситуации является психолог. Очень часто, однако, взаимопонимание «сопровождаемого» и «сопровождающего» осложняется. Педагог и психолог иногда говорят на разных «языках», т.к., сфера научно-психологического знания отчуждена от педагогической и психологической практики: часто педагоги в рекомендациях психологов не находят ответа на сущностно важные для себя вопросы: как поступать в той или иной реальной проблемной ситуации, на что должна быть направлена коррекционно-развивающая деятельность педагога в работе с конкретной поведенческой проблемой конкретного старшеклассника в конкретной ситуации его бытия. Педагоги порой проявляют психологическую «безграмотность»: не знают возрастных и психологических особенностей детей, психологии управления коллективом старшеклассников и группой и др.
Таким образом, «психолого - педагогическая некомпетентность» педагогов и «педагогическая малограмотность» психологов часто служат причиной их разговора на «разных» языках, что не способствует эффективности совместной работы в логике сопровождения.
Следовательно, еще одним направлением работы по повышению эффективности сопровождения будет:
- повышение психологической компетентности педагога;
- расширение знаний основ педагогики у психологов.
В литературе достаточно хорошо раскрыты направления такой работы через организацию семинаров, «круглых столов», дискуссий, курсов повышения квалификации и др. Нам же хочется особо подчеркнуть, что без взаимопонимания и «разговора» на понятном для всех языке не может состояться командная работа в идеологии сопровождения.
Психолог и педагог существенно различаются по своим профессиональным позициям. Однако эти различия не должны препятствовать их конструктивному сотрудничеству в психолого - педагогическом сопровождении старшего школьника с девиантным поведением.
В каждой из областей, составляющих профессиональную деятельность педагога, психолог может помочь педагогу в решении его проблем:
- поддержать в раскрытии индивидуальности педагога, не дать ему «потерять свое лицо», «устать от профессии педагога», что чревато для педагога нервными срывами;
- раскрыть «секреты» общения с большой и малой группой старшеклассников;
- найти свой стиль общения со старшеклассниками, соответствующий индивидуально-психологическим особенностям педагога, чтобы постоянный контроль над своим «правильным» поведением не привел к изматывающей усталости, частым головным болям и другим проблемам со здоровьем;
- помочь правильно выбирать коммуникативную позицию в общении с учащимися старших классов и их родителями;
- чувствовать ритмику разговора, владеть приемами «Я - сообщения», компромисса, индивидуализации педагогических воздействий и др.
Наиболее эффективными формами организации помощи педагогу являются педагогические тренинги и индивидуальные консультации. Педагогический тренинг направлен на развитие личностных и профессионально значимых качеств педагогов и формирование у них навыков эффективного взаимодействия с учащимися, их родителями; администрацией и коллегами по работе. Проводить его имеет право только сертифицированный специалист-тренер.
В обеспечении педагогического процесса, в построении системы индивидуального сопровождения педагога необходимо учитывать его возраст, педагогический стаж и особенности профессионально-педагогической деятельности (Н.В. Клюева).
Таким образом, психолог, сопровождая педагога, вместе с ним достигнет определенных результатов в работе: поможет улучшить самочувствие педагога и снять внутреннее напряжение, обсудить проблемные ситуации в работе и выработать эффективные способы их разрешения.
Профессионально-ориентированные, деловые взаимоотношения психолога и педагога могут быть углублены и окрашены эмоционально-личностными оттенками. Психолог должен стараться быть принятым в педагогическом коллективе, иметь со своими коллегами доброжелательные и достаточно доверительные отношения, видеть за «фасадом» профессионального поведения педагога «простого человека», с его личностными, семейными и социальными проблемами. Личность педагога - это «инструмент» его педагогической профессии, и, как всякий рабочий инструмент, он должен быть в порядке - ухоженным, отлаженным, сбалансированным.
АВТОР: Кураева Д.А.