14.06.2012 4194

Потенциалы информационной образовательной среды военного вуза в формировании социальной грамотности курсантов

 

В теории воспитания сложились разнообразные подходы к управлению процессом развития и формирования личности. Основой им служат такие феномены действительности как возраст, индивидуальность, человеческая личность, деятельность, отношение, комплексность и др. Отсюда продуктивность и значимость деятельностного, отношенческого, системного, личностного и прочих подходов эмпирически была подтверждена самим ходом развития воспитательной практики.

Однако реалии современной жизни все более подводят исследователей к необходимости учитывать возрастающее значение среды в развитии детей и осуществлении самих вышеназванных подходов. Деятельностно опосредованное управление развитием личности неэффективно, если среда затрудняет саму эту деятельность. Воспитательная система дает сбои и даже разрушается, если она входит в противоречие со средой. Личностный, индивидуальный и прочие подходы теряют или утрачивают свою силу, если не берется в расчет социокультурный и природный контекст развития человека. Данное обстоятельство принимается во внимание существующими в воспитании подходами, нуждающимися в благоприятной среде для реализации своего потенциала.

В последние годы заметно возрос интерес исследователей к феномену среды в связи с проблемами социализации, социальной адаптации, подготовки социальных педагогов (Б.Н. Алмазов, В.Г. Бочарова, М.А. Галагузова, А.В. Мудрик, В.Д. Семенов, В.А. Сластенин и др.), духовного искания личностью смысла жизни (Ю.С. Бродский), этнопедагогики (Д.М. Абдуразакова, Г.Н. Волков), истории, теории и практики функционирования и развития воспитательных систем (В.А. Караковский, Л.И. Новикова, В.Д. Семенов и др.).

В итоге наращивались представления о среде как об условии или факторе, благоприятном или неблагоприятном в работе с детьми.

Многочисленные же попытки педагогов 20-30-х годов, а также современных авторов представить среду в качестве средства воспитания оказались технологически не проработанными в такой мере, чтобы служить руководством для педагогов-практиков.

Возникла парадоксальная ситуация, в которой прямая зависимость существующих подходов в воспитании от среды «уживается» с отсутствием ясных представлений о перспективах использования ее возможностей для усиления собственных позиций и расширения инструментальной базы педагогики.

Разрешить имеющееся противоречие между тенденцией полнее использовать возможности среды и отсутствием соответствующих руководств и призвана решить концепция средового подхода в воспитании. Средовой подход представляет способ организации среды и оптимизации ее влияния на личность и в этом смысле является условием реализации и важным дополнением к существующему инструментарию воспитательной системы. На уровне обыденного сознания средовой подход это подход к среде и со стороны среды к ребенку, детям. В научном плане он представляет собой теорию и технологию опосредованного управления (через среду) процессами формирования и развития личности. В инструментальном плане он являет собой систему действий субъекта управления со средой, направленных на превращение ее в средство диагностики, проектирования и продуцирования воспитательного результата. Словом, это способ познания и воспитания личности.

Средовой подход в воспитании - это новое явление, хотя и тесно связанное с историей развития педагогики как науки и особой отрасли социального управления (А.Т. Куракин).

В соответствии с металогикой, изучающей строение и свойства формально-логических систем (Н.И. Кондаков, Д.П. Горский), средовой подход в воспитании может быть охарактеризован со стороны структуры понятийного аппарата (синтактика), с позиции значения разрабатываемой версии подхода в целом и его частей (семантика), со стороны его практического использования (прагматика). В основе ключевых понятий и его схем лежат представления, почерпнутые не только из истории педагогики и современной теории воспитания, но и из ряда научных дисциплин, имеющих отношение к исследуемой проблеме. За основу Ю.С. Мануйловым берутся функционально-структурная и синергетическая модели управления.

Согласно первой модели путем подбора нужных параметров и «приготовления» соответствующей среды возможно управление процессами, происходящими в системе.

В соответствии со второй управленческой моделью классическая схема: «управляющее воздействие - желаемый результат» дополняется схемой «нелинейного, мягкого управления» (И. Пригожин), основывающегося на «поиске резонансных зон» и практике «топологически выверенного «укалывания» среды в нужное время и в нужном месте» (Е.Н. Князева). Тенденциями современной науки, в том числе педагогики, являются интеграция различных областей знания, использование широких языковых универсалий в сочетании со стремлением к употреблению однозначной лексики и технологичного, практико-ориентированного знания (Н.Д. Никандров, В.И. Слободчиков и др.).

Понятие «среда» достаточно распространено в педагогической литературе. Оно трактуется как окружающие человека природные и социальные условия.

Среда, с функциональной точки зрения, определяется Ю.С. Мануйловым как то, среди чего пребывает субъект, посредством чего формируется его образ жизни, что опосредует его развитие и осредняет личность. При этом осреднять - значит типизировать. Посредствовать - значит побуждать, помогать, позволять, порождать что - либо. Опосредовать означает преломлять, влиять в смысле облагораживать, обогащать, оздоравливать и пр.

Данная трактовка среды более адекватна подходу к ней как потенциальному средству воспитания, а не только условию этого процесса.

В своих исследованиях Ю.С. Мануйлов показывают, что подход «к среде», «от среды», «со стороны среды» к воспитаннику позволяет усовершенствовать практику целеполагания, планирования и осуществления воспитательных программ; создает условия для более полной реализации возможности других педагогических подходов; превращает педагогов в исследователей, субъектов смыслорождающей практики; сплачивает группы учителей различных школ в коллективы, работающие в единой логике, общающиеся на едином профессиональном языке; открывает перспективу использования среды с надлежащими значениями в качестве инструмента управления воспитательной системой, жизнь и смерть которой зависят от внутренних и внешних условий ее функционирования, то есть значительно повышает потенциалы образовательной деятельности.

В свою очередь, социальная среда в различных источниках трактуется как конкретное проявление общественных отношений, в которых развиваются конкретная личность, социальная общность.

Имеется множество различных классификаций проявлений социальной среды: по виду группы - семейная, учебная, общественная, трудовая, спортивная, военная и т. д.; по формирующему воздействию - детерминирующая, тренирующая, упражняющая, обучающая, воспитывающая, перевоспитывающая; по способу воздействия па форму сознания - правовая, нравственная, эстетическая, научная; по возрасту - сверстников, младших, старших; по отношению к среде - позитивная, безразличная (индифферентная), негативная; по социальной направленности - просоциальная, асоциальная; по степени контактов - непосредственная, апофезованная. В этом же ряду располагается и образовательная среда.

Под образовательной средой, вслед за А.В. Хуторским, мы будем понимать естественное или искусственно создаваемое социокультурное окружение ученика, включающее различные виды средств и содержания образования, способные обеспечивать его продуктивную деятельность. Это, в свою очередь, означает, что знания, умения и навыки - не вещественные предметы, которые можно передать. Они образуются в результате активности ученика, в ходе его собственной деятельности. Непередаваем также и опыт - эмпирическое познание действительности, осуществляемое тем, кому в конечном итоге и принадлежат результаты его деятельности: знания, умения, освоенные способы деятельности, образовательная продукция. Для того, чтобы этот процесс протекал успешно, по мнению автора, обучение этим знаниям и навыкам (в том числе и социальным) предполагает создание педагогом такой среды, которая была бы наиболее благоприятной для развития способностей обучающегося, обеспечивающей его самореализацию побуждающую к поиску.

Эта среда должна быть направлена на реализацию следующих прав и возможностей личности:

- право на выбор или выявление индивидуального смысла и целей в каждом учебном курсе, теме, уроке;

- право на самостоятельные трактовки фундаментальных понятий и категорий;

- право на составление индивидуальных образовательных программ по изучаемым курсам на четверть или год;

- право выбора индивидуального темпа обучения, форм и методов решения образовательных задач, способов контроля, рефлексии и самооценки своей деятельности на основе знания своих индивидуальных особенностей;

- индивидуальный отбор изучаемых предметов, творческих лабораторий и иных типов занятий из тех, которые в соответствии с базисным учебным планом определены школой в качестве предметов и занятий по выбору;

- превышение (опережение или углубление) осваиваемого содержания учебных курсов; индивидуальный выбор дополнительной тематики и творческих работ по предметам;

- право на индивидуальную картину мира и индивидуальные обоснованные позиции по каждой образовательной области.

Таким образом, в качестве основных потенциалов понимаемой образовательной среды можно выделить: наличие личностно-ориентированных смыслов, осознание собственной деятельности, неограниченность одним источником, а умение пользоваться многообразием информации.

На основе анализа и теоретического обобщения публикаций отечественных и зарубежных авторов, нашего представления о социальной грамотности мы пришли к выводу, что освоение определенного объема исходной социальной информации, овладение способами ее пополнения и обновления за счет самостоятельных действий, накопление опыта распоряжения ею в различных сферах деятельности, во взаимодействии с одной стороны, с другой стороны, все это, в свою очередь, требует такой системной организации образовательного процесса, при которой возможно многообразие вариантов как получения необходимых сведений, так и взаимодействий по их поводу. Как свидетельствуют материалы исследований П.В. Беспалова, Е.Н. Зайцевой, Г.К. Кречетникова, А.А. Ласковой, Е.В. Мельниковой, А.В. Мудрика, Д.В. Нестерова, Н.А. Пахомовой и других, огромная роль в этом принадлежит информационной образовательной среде.

Эти исследователи исходят из того, что в современном обществе человек стоит перед необходимостью осваивать большие объемы разного рода информации (учебной, бытовой, социальной), ставит практически каждого специалиста перед необходимостью осмысления потенциалов информационной образовательной среды и ее влияний на становление личности обучающего. Новые информационные технологии позволяют выполнять любые работы быстрее и продуктивнее. Внедрение компьютеров в жизнедеятельность человека значительно меняет образ мышления и характер работы большинства людей. Технологизация обучения, в свою очередь, способствует новому пониманию целей образования, рождает новые образовательные ценности, ориентирует на непрерывный процесс овладения и переработки знаний. Все это приводит многих ученых (Г.А. Бордовского, А.И. Бочкина, Н.В. Макарову и др.) к выводу о том, что уровень социального развития молодого человека, выпускника любого образовательного учреждения, его карьера, определяются степенью социальной грамотности и сформированностью у него информационной культуры.

Современное понятие информационной культуры представлено на основе целого ряда научных подходов: культурологического, социологического, аксиологического и некоторых других (А.А. Атаян, В.В. Брежнева, Г.А. Герцог, А.А. Гречихин, С.М. Кошошенко, Н.В. Лопатина, А.Л. Семенова и др.). Исходя из проведенного анализа можно подчеркнуть, во-первых, тот факт, что «информационная культура - это умение целенаправленно работать с информацией, использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы». Иными словами она предполагает знание теоретических вопросов информатики; умение и навыки практического использования информационных технологий для решения конкретных задач; представлений о системе морально-этических норм поведения человека в информационном обществе (Н.А. Пахомова).

Во-вторых, следует отметить, что информационная культура включает такие характеристики как:

- в интеллектуальной сфере - мышление (способность анализировать информационные ресурсы и выявлять их возможности в решении задач профессиональной деятельности; проявлять креативность, гибкость, критичность, системность, мобильность, оперативность мышления в ситуациях поиска, преобразования и трансформации необходимой информации); воображение, предвидение и прогнозирование, выражающиеся в способности соотносить цель деятельности с реальной информацией и возможностями ее преобразования и использования в конкретной профессиональной ситуации; саногенное мышление (способность, не боясь ошибок и просчетов, осуществлять свои рассуждения по поводу получения и использования информации и информационных технологий в профессиональной деятельности); знания информационных технологий, их возможностей в совершенствовании профессиональной деятельности и самосовершенствовании, знание психологии общения в реальном и виртуальном мире;

- в мотивационной сфере - мотивация развития информационной культуры (стремление овладеть новейшими информационными технологиями, применять их в своей деятельности для решения конкретных задач; стремление изучать передовой опыт в области информатизации образования и передавать собственный опыт другим, нацеленность на достижение высокого уровня информационной культуры, мотивы достижения успеха в профессиональной деятельности на основе информационных технологий, стремление получить за счет этого признание в коллективе и т. д.);

- в волевой сфере - целенаправленность действий в информационной среде (здесь важно не столько то, что личность ставит цели, сколько то, как она их реализует, на что пойдет личность ради достижения целей. Принятие решений - это не только выбор альтернатив на рациональной основе, но и волевое разрешение противоречий, способность выполнять деятельность на оптимальном уровне активности, психическая устойчивость по отношению к трудностям); терпение и владение собой в ситуациях поиска информации, ее переработки в педагогических целях; настойчивость в овладении новыми информационными технологиями и умениями их использовать в профессиональной деятельности, достижении целей самоактуализации, саморазвития; волевые устремления при решении научных и профессиональных проблем: инициативность, смелость, принципиальность в разработке и осуществлении профессиональных проектов на информационной основе;

- в эмоциональной сфере - способность понимать собственные эмоциональные состояния в ситуациях поиска и переработки нужной информации, способность достойно переживать отсутствие результата, технические и другие помехи при работе в информационной среде; способность адекватно оценивать собственные достижения в использовании информационных технологий для своей профессиональной деятельности, свой уровень информационной культуры; способность открыто делиться своими чувствами и переживаниями, возникающими в связи с использованием информационных технологий;

- в предметно-практической сфере - способность воспроизводить и осваивать новые знания, виды и формы деятельности в информационной среде, готовность к коллективной деятельности с использованием новых информационных технологий, владение операционными навыками (умение работать с программным обеспечением, принимать решения, отфильтровывать нужную информацию, вырабатывать идеи); навыки обработки информации; умение общаться с использованием информационных средств и технологий; умение ориентироваться в информационной среде; в экзистенциальной сфере - понимание информационной культуры как одной из ведущих социальных и профессиональных ценностей;

- адекватная самооценка собственных возможностей в использовании информационных технологий, информационных ресурсов, уверенность в их выборе и реализации, наличие собственной профессиональной позиции, включающей замыслы и идеи по получению и преобразованию информации, а также по применению информационных технологий в профессиональной деятельности, свобода в проявлении своей информационной культуры в профессиональной деятельности, стремление к самоактуализации, саморазвитию, постоянной работе над собой в области информатизации образования; стремление к профессиональному самосовершенствованию на основе информационных технологий, способность адекватно ориентироваться во всех информационных инновациях, брать на себя ответственность за информатизацию профессиональной деятельности;

- в сфере саморегуляции - способности к рефлексии в области поиска и преобразования информации, в овладении и использовании информационных технологий; самоанализ и самооценка профессиональной деятельности на основе информатизации, умение соотносить свою деятельность, свой индивидуальный стиль, уровень информационной культуры с социальным и профессиональным опытом, умение определять достоинства и недостатки собственной информационной культуры, ее преломление в профессиональной деятельности и поведении, умение определять резервы своего дальнейшего профессионального роста, регулировать свою деятельность и отношение к ней с точки зрения информационной культуры.

В-третьих, анализ разных трактовок информационной культуры указывает на то, что можно выделить разный уровень знаний. Первый связан с выполнением конкретных действий. Знание этих действий не говорит о наличии способности их осуществлять. Второй уровень - так называемые метазнания - сведения о механизмах деятельности, понимание ее структуры, умение обучаться постижению правил любой деятельности. Первый уровень знаний передается непосредственно, формируется в процессе обучения и самообразования. Второй дается только опытом.

В-четвертых, при раскрытии сущности такой культуры обращает на себя внимание связь в ней двух элементов, взаимодополняющих друг друга, информационно-содержательного и деятельностного, первый необходимо рассматривать с точки зрения использования названной информации в педагогической деятельности с применением информационных технологий. Второй деятельностный компонент характеризует как общие признаки деятельности, так и особенные, обусловленные, с одной стороны, действиями по интеграции возможностей предмета в использовании информационных технологий, а с другой - индивидуальным стилем деятельности, присущим каждому человеку.

В исследованиях ряда авторов (В.В. Жилкина, С.М. Конюшеко, С.В. Монахов, Э.П. Семенюк, E.Л. Харчевникова и др.) указывается, что процессы профессионального мастерства и социального становления личности обусловлены двумя факторами:

- уровнем грамотности (в том числе и социальной). Причем, чем выше грамотность, тем успешней протекают данные процессы;

- сам уровень грамотности во многом зависит от среды, от особенностей ее характеристики.

В значительной мере соглашается с этим и К.Г. Кречетников, который в своем диссертационном исследовании высказывает следующее мнение: рассмотрение происхождения и смыслов понятия, вопросов структуризации, типологизации, описания позволяет представить образовательную среду как «систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а в качестве разнообразного поликультурного образования, индивидуального для каждого обучающегося, среды для построения собственного «Я», обеспечивающей создание условий для актуализации внутреннего мира обучающегося, его личностного роста, самореализации, становление его самосознания».

Автор уточняет, существует непосредственная связь между информационной культурой и той средой, в которой она формируется. Образовательная среда обладает ощутимыми креативными потенциалами. Такая среда - многомерная индивидуализированная самоорганизующаяся целостность, предназначенная для создания условий, благоприятствующих развитию творческих способностей обучающихся, а также обеспечивающая их самореализацию и личностный рост. Ее структурно - логическую схему автор предлагает рассматривать как состоящую из следующих компонентов: Принципы.

Отсюда можно предположить, что главной целью такой среды является создание условий для удовлетворения потребностей самоактуализации каждой личности. Для этой среды в таком случае будут характерны:

- личностная ориентированность, признающая за каждым участником образовательного процесса его уникальность, неповторимость личности;

- целостность - не сводимость интегральных свойств среды к сумме свойств всех ее составляющих, появление нового качества (эмержентность);

- взаимосвязь и взаимообусловленность основных компонентов среды;

- ее открытость для изменений, ее синергетический характер развития (способность к самоорганизации);

- вариативность по отношению к индивидуальным особенностям и потребностям обучающегося.

Такая образовательная среда одним из своих элементов имеет информационно-обучающую среду, ключевым в которой, по мнению современных российских и зарубежных исследователей, является понимание того, каким образом должно происходить включение информации в процесс обучения, чтобы наиболее эффективным образом обеспечить вовлечение в процессы познания всей личности обучающегося на уровне творческого, диалогического мышления и социальной активности, как это и имеет место в профессиональной деятельности.

К специфическим свойствам образовательной среды исследователи относят, прежде всего, ее интерактивный характер, основанный на коммуникациях, насыщенность образовательными ресурсами, возможность модифицировать и менять цели, содержание, методы и организационные формы обучения. Проведенный анализ работ позволил сделать вывод, что современные подходы к среде в педагогике лежат в русле развивающей функции образования, а интегративным критерием качества образовательной среды является ее способность обеспечить всем субъектам образовательного процесса систему возможностей для эффективного личностного саморазвития.

Эти концептуальные положения нашли отражение в понимании обучающей среды, которая сформировалась как результат внедрения НИТ в педагогический процесс. В своей диссертации Е.Н. Зайцева термин «информационно-обучающая среда», рассматривает как составную часть среды обучения и активное начало, воздействующее на участников учебного процесса.

Потенциал информационно-обучающей среды актуализируется в ее представлении с позиции возможности создания проблемных ситуаций, обеспечивающих продуктивность мышления с точки зрения степени новизны получаемого в процессе мыслительной деятельности продукта по отношению к знаниям субъекта. Этому способствуют такие виды учебной деятельности, как поисково-аналитическая, проектная, коммуникационная и др. Комплексный характер среды способствует развитию как продуктивного, так и репродуктивного мышления, которое играет не менее важную роль в обучении и обеспечивается тренажерами, обучающими и тестирующими программами, системой упражнений.

Информационно-образовательная среда приобретает более глубокое содержание как педагогический инструмент обучения за счет расширения сферы межличностных отношений, которые устанавливают субъекты образования в процессе своего телекоммуникационного взаимодействия. Следовательно, особенностью информационно-образовательной среды, построенной на телекоммуникационных технологиях, является то, что она может обеспечить «коллективное» или групповое обучение, ведущее к коллективной мыслительной деятельности. Представление знаний в информационно-образовательной среде осуществляется не только преподавателем, но и обучающимися, которые сами наполняют среду результатами своей учебной деятельности.

Обучение в информационной образовательной среде рассматривается автором как целостная совокупность поступательно сменяющих друг друга образовательных ситуаций (О.П. Околелов), под которыми понимается система психолого-педагогических и дидактических условий и стимулов, ставящая человека перед необходимостью осознанного выбора, корректировки и реализации собственной модели обучения (то есть осуществления самостоятельной учебной деятельности).

Еще одним достоинством использования такого подхода является то, что задачи и функции информационной образовательной среды для обучения студентов определяются коммуникативными и познавательными потребностями будущих специалистов. Исследования показывают, что именно средства НИТ способны создавать оптимальные условия для организации контроля и самоконтроля за ходом учебного процесса, реализовывать эффективную обратную связь, диагностику и корректировку ошибок, реализовывать различные способы предъявления учебного материала, создавать широкий диапазон стимулов для обучаемых.

Исходя из того, что в состав информационной образовательной среды должен входить комплекс средств, обеспечивающих системную интеграцию НИТ в образовательный процесс, автор подчеркивает, что оптимальная организация учебно-воспитательного процесса зависит от рационального использования преподавателем функциональных возможностей компьютера при включении его в образовательный процесс и инструментальных программ, использовании потенциала телекоммуникационных технологий, планировании, организации и управлении самостоятельной работой студентов, а также при проведении научно-исследовательской работы в целях повышения эффективности профессионального образования.

В основе построения такой среды лежит ряд принципов как общедидактического, так и специального характера. К таковым Е.Н. Зайцева относит: открытость, интегративность, систематичность и последовательность, интерактивность, наглядность, многоаспектность, избыточность, а также принцип педагогической целесообразности применения средств новых информационных технологий в обучении. Коммуникативная речевая направленность обучения может быть полноценно реализована только в открытой среде, позволяющей отрабатывать полученные умения и навыки в реальных ситуациях общения. Гипермедийная технология обеспечивает открытость технологии обучения в целом, поскольку уже на этапе своего формирования ИОС открыта для всего педагогического сообщества и для сообщества, имеющих возможность работы с ресурсами Интернет.

Интегративность подразумевает, что в процесс обучения включены не только подготовленные преподавателем электронные учебные материалы, но и соответствующие ресурсы глобальной сети, а также все субъекты учебного процесса, их опыт, знания и умения. Необходимость интеграции подразумевает также интеграцию различных приемов и методов обучения. Принципы систематичности и последовательности при построении ИОС связаны как с организацией учебного материала, так и с системой действий обучаемого по его усмотрению.

Понятие интерактивности образовательного процесса в информационной образовательной среде рассматривается с позиций взаимодействия обучаемого с преподавателем, учебным материалом, обучающими программами. Технологии гипермедиа позволяют реализовывать принцип наглядности посредством организации, структурирования и связи между собой различных элементов содержания изучаемого материала, представленных в разных модальностях: текстовой, статичной и динамичной графике, аудио - и видеоизображениях, объектах виртуальной реальности.

Принцип многоаспектности подразумевает, что в процесс обучения должен быть включен максимально широкой спектр стратегий, отвечающих потребностям и ожиданиям студентов с различными стилями обучения, особенностями памяти, мотивацией и др.

Принцип избыточности, в свою очередь предполагает наличие в информационной образовательной среде заведомо избыточной информации, что моделирует реальные ситуации, с которыми обучаемые столкнутся в практике, использования в профессиональной деятельности получаемых социальных знаний, умений и навыков. Согласно принципу педагогической целесообразности применения в обучении средств НИТ, при проектировании модели информационно-образовательной среды в содержание обучения должны быть включены только те аспекты обучения, которые могут быть эффективно реализованы с помощью ресурсов информационных технологий.

Соответственно этим теоретическим посылкам в данном исследовании условия функционирования предполагаемой модели информационной образовательной среды разделены на две составляющие: внешние (организационно-технические) и внутренние (психолого-педагогические). Внешние условия, независимые от субъектов учебно-познавательной деятельности, обусловлены наличием необходимого уровня развития самой информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и степени включенности в нее обучаемых. Внутренние условия функционирования целенаправленно формируются в результате взаимодействия всех субъектов учебного процесса.

Более того, Е.Н. Зайцева указывает на комплексность, изначальную целостность, тесную взаимосвязь всех компонентов образовательной среды, обеспечивающей тем самым системную интеграцию НИТ.

Таким образом, каждый структурный блок анализируемой среды, может обеспечивать, с одной стороны, накопление информации, лежащей в основе социальной грамотности, с другой - создавать проблемные ситуации для закрепления и модификации ее составляющих.

Таким образом, можно согласиться со всеми предыдущими мнениями о том, что использование информационных технологий в образовании способствует: расширению возможностей для его индивидуализации; повышению мотивации и усилению эмоционального фона образования; предоставлению широкого поля для активной самостоятельной деятельности обучающихся; обеспечению активной зоны контактов (глобальные сети ЭВМ); возможности комплексного воздействия на различные органы чувств; обладает: высокой наглядностью предоставления учебного материала; большими интерактивными возможностями информационных технологий; доступностью информационных технологий в любое время; многократным ускорением и сокращением массы рутинных операций; легкостью и привычностью организации игровых форм обучения).

Итак, глобальной целью функционирования информационной образовательной среды учебного заведения является создание условий, максимально благоприятных для удовлетворения потребностей самоактуализации каждой личности, подготовки высококультурных, нравственно и физически здоровых, высококвалифицированных кадров, способных самостоятельно и компетентно решать задачи управления людьми и техникой, быстро ориентирующихся в самых сложных ситуациях, обладающих творческим мышлением, активной жизненной позицией, навыками самообразования, самовоспитания, самоанализа.

Развитие телекоммуникационных систем, как отмечает в своем исследовании И.В. Романов, подтолкнуло научное сообщество к интенсивным исследованиям специфики Интернет-среды как особого пространства жизнедеятельности человека. В эту деятельность были вовлечены социологи, философы, культурологи, специалисты по информационным технологиям и многие другие.

В первой половине 80-х годов в Москве были начаты два исследовательских проекта, направленные на изучение особенностей человеческой деятельности, опосредствованной применением локальных и глобальных компьютерных сетей. Один из этих проектов развивался и до сих пор развивается на факультете психологии Московского государственного университета. Одновременно следует отметить немногочисленные оригинальные русскоязычные публикации по психологическим исследованиям в Интернете (О.Н. Арестова, JI.H. Бабанин, А.Е. Войскунский, А.Е. Жичкина и другие).

Связано это было, с одной стороны, с активным развитием систем дистанционного образования и научно-информационных сайтов, используемых для обучения и научно-исследовательской работы, а с другой - определенным дефицитом психологических знаний о влиянии Интернет-среды на структуру личности пользователя. В последние годы наряду с понятием «информационное общество» все чаще используется термин «виртуальное сообщество». Если информационное общество использует новые информационные технологии прежде всего для перестройки своей реальной жизни, то есть использует их как инструмент овладения внешним миром, то приверженцами виртуального сообщества являются люди, серьезно перестраивающие свою личную жизнь (учебную, профессиональную, интимную и прочее), переведя многие её аспекты в виртуальную реальность. Но в обоих случаях Интернет-активность пользователей следует рассматривать как определенный аспект их жизнедеятельности, играющий важную роль в процессе формирования и развития личности.

Интернет является уникальной средой, которая позволяет пользователю осуществлять как деятельность, так и общение.

Так как любое новое качество личности зарождается в процессе ее взаимодействия с окружающими людьми Интернет-сообщества как следствие перестройки внутренней структуры субъекта, вызванное требованиями взаимодействия, то в конечном счете, определяет специфику влияния Интернет-среды на личность пользователя.

В одном случае Интернет является инструментом достижения определенных целей, поставленных личностью; в другом - служит для осуществления жизнедеятельности в реальной социальной системе. В другом случае Интернет выступает как виртуальная среда общения личности (комфортная, безопасная и удобная для подчинения ее собственной индивидуальности), то есть заменяет реальную среду виртуальным сообществом. Исследование динамики индивидуально - психологических особенностей пользователей в зависимости от длительности проявления своей активности в Интернете обнаружило, что виртуальное сообщество выполняет функцию компенсации переживания недостаточной или неудовлетворительной включенности личности в социальную среду, выражает стремления к обучению и образованию, ведет к осознанию жизненных целей, повышению креативности и потребности в познании, контактности и гибкости в общении.

Следовательно, социально-психологическое изучение сети Интернет, проведенное И.В. Романовым, как особой семиосферы позволяет говорить, что получены противоречивые данные о её влиянии на развитие личности пользователя.

Интернет-среда однозначно не определяет характера влияния на личность. Она является лишь средством опосредствования взаимодействия личности с реальным миром. Специфика влияния среды зависит от системы социально-психологических отношений, которые сложились у конкретной личности с социальным окружением. Эта система определяет смысл активности личности в Интернете и может формировать, по крайней мере, две тенденции: а) воздействия личности с помощью Интернета на материальный мир; б) взаимодействия личности с помощью Интернета со своим социальным окружением, то есть с другими людьми. В обоих случаях интернет-активность пользователей следует рассматривать как определенный аспект их жизнедеятельности, играющий важную роль в процессе формирования и развития личности, повышения их социальной грамотности.

Автор подчеркивает, что по результатам исследования можно выделить, по крайней мере, два сообщества, которые формируются в ходе активности пользователей в Интернет-среде. Первое - это информационное сообщество, которое использует Интернет для достижения своих научных и образовательных целей. Интернет-среда в этом случае серьезно не затрагивает смысловую сферу личности и способствует лишь продолжению естественного процесса ее развития. Второе - это виртуальное сообщество, в котором активность личности серьезно затрагивает ее мотивационную направленность, включает в себя факторы «личная жизнь» и «свобода и развлечения». Оно связано с неудовлетворенностью личности своими социально-психологическими отношениями, в связи с чем чрезвычайно актуальной становится потребность в общении и создании социальной среды, компенсирующей недостатки реальной социальной структуры. Это подтверждает отрицательная корреляция степени осознания жизненных целей со свободой и развлечениями и отрицательная с активностью, направленной на образование. Еще большее подтверждение данному факту дает частотный анализ выраженности такой сетевой активности, как «личная жизнь», проведенный для различных типов сообществ и обнаруживающий его доминирование в виртуальном и практически незначительное влияние в информационном сообществах.

Научно-информационные сайты порождают сложные социально- психологические объединения, члены которых проявляют широкий спектр видов сетевой активности. Анализ видов сетевой активности, реализуемых пользователями, позволяет выделить три категории личности пользователей. Большая часть из них может быть отнесена к смешанному типу сообщества, во многом отражающему процессы, происходящие в естественных сообществах людей. Эта часть представляется автору наиболее адаптированной в реальной жизни и гибко использующей средства Интернета для достижения своих личных целей. Вторая категория может быть отнесена к информационному типу сообщества, использующему Интернет преимущественно как образовательную базу и являющимся потребителем научной информации. Третья категория принадлежит в основном к виртуальному типу сообщества, то есть сообществу людей, имеющих проблемы с реализацией своих социально - психологических отношений в реальном мире. «Виртуальное сообщество» закономерно положительно связано с акцентированностью психики и мотивацией и отрицательно, в аспекте развлечений, с самоактуализацией. «Информационное сообщество» закономерно положительно связано со степенью осознания личностью жизненных целей, самоактуализацией и отрицательно связано, в аспекте образования, с акцентуированностью психики. Исследования показали различия причин использования Интернет-среды пользователями мужского и женского пола. Наиболее явные различия проявляются в информационном сообществе в связи с профессиональной и образовательной активностью пользователей. Так, например, у мужчин профессиональная активность сопровождается повышенным осознанием жизненных целей, а у женщин - наоборот. Кроме того, у женщин образовательная активность связана со степенью акцентуированности психики. Интернет-среда по-разному воздействует на указанные три типа личностей. Исследование динамики структуры личности обнаружило, что «Смешанное сообщество» в целом оказывает смягчающий эффект на акцентуированность индивидуально - психологических свойств. Осознанность жизненных целей и потенциал для их реализации, в целом также имеют позитивную тенденцию к росту. В то время как пребывание в «Информационном» и «Виртуальном» сообществах имеет в большинстве случаев противоречивые, встречные тенденции для мужчин и женщин. Следовательно, Интернет-сети, с одной стороны обладают несомненным потенциалом для формирования социальной грамотности и развития личности обучающегося, с другой - требуют осмысленного педагогического регулирования протекающих в них процессов.

Информатизация и компьютеризация становятся новыми объектами изучения и применения их в образовании, что дает возможность рассматривать формирование информационной культуры личности, ее социальной грамотности как одну из задач образовательного процесса.

Необходимость новых подходов в образовании определяется рядом аспектов: введение в школах таких предметов, как информатика и информационные технологии, позволили перейти к формированию новых отношений человек - техника - человек; современные информационные технологии и изобилие программного обеспечения позволяют решать образовательные задачи на высоком уровне интеграции; глобальное развитие международных информационных сетей создает качественно новые возможности по формированию личности.

Анализ проблемы внедрения информационной культуры в образовательных учреждениях позволяет выделить противоречия между: а) личностными потребностями в расширении индивидуального информационного поля и наличием способов их удовлетворения; б) глобальным развитием информационных ресурсов и невозможностью получения полного доступа к ним; в) быстрым совершенствованием программного обеспечения компьютерной техники и возможностью его использования в учебном процессе; г) между широко масштабностью применения компьютерной техники во всех сферах человеческой деятельности и ограниченной возможностью ее использования в общеобразовательной и профессиональной школе.

В этой связи автор предлагает рассматривать интеграцию знаний на четырех уровнях (внутри предметном, меж предметном, общенаучном и информационном) и выделяет в ее структуре шесть компонентов: мотивационно-ценностный, интеллектуально-познавательный, содержательно-операционный и эргономический, коммуникативный, аналитико-рефлексивный, прогностический.

Продолжая анализ потенциалов информационной образовательной среды, обратимся к исследованию Е.В. Харунжевой, которая отмечает, что, используя разнообразные формы урочной и внеурочной деятельности, можно выделить три основных момента, когда процесс имеет наиболее целостный и активный результат формирования информационной культуры, социальной грамотности у учащихся:

- В урочной деятельности происходит усвоение учащимися наибольшей по объему информации. Особенность современного урока - не просто передать знания и сообщить необходимую информацию, а заложить систему работы с получаемой информацией.

- Продуктивной и действенной становится внеурочная форма, в которой появляются дополнительные возможности для развития творчества ученика.

- Наиболее эффективной формой повышения уровня информационной культуры личности становится дистанционное образование, которое на современном этапе позволяет расширить информационную сферу ученика, предоставить ему доступ к любой информации.

- Когда среди методов формирования творчески используются: изучение свойств информации, операционный, принудительной циркуляции информационных ресурсов, информационных перспектив, практической обработки информации.

- Когда средствами реализации вышеперечисленных методов выступают печатная продукция, компьютер с программным обеспечением и мультимедиа-продуктами, всемирная сеть Интернет, телевидение, радио.

- Когда основным, центральным звеном предлагаемой модели является самоопределяющаяся личность, следующая по индивидуальной траектории развития в информационно-образовательном пространстве, которое расширяется по мере перехода его от уровня информационной грамотности к образованности, компетентности и к информационной культуре. Благодаря этому, развиваясь каждая личность приобретает в информационном пространстве свою подсистему - индивидуальное информационно-образовательное пространство.

- Когда связаны между собой все четыре направления: основы биолиотечно-библиографических знаний, культура чтения, рациональная работа с книгой; вычислительная техника и компьютерная грамотность; информатика; социальная практика.

Анализ этой работы приводит нас к выводу, что поставленная нами в исследовании цель, может быть достигнута в результате внедрения интегрированной программы. Не отрицая когнитивной концепции обучения на начальном этапе освоения любой науки или учебного предмета, мы поддерживаем необходимость преимущественного использования на последующих этапах обучения заданий творческого характера, проектного метода обучения, такой организации обучения, когда учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов, а оформление проекта производится с использованием современных информационных технологий.

Таким образом, сделаем ряд обобщений, опираясь на проведенный обзор научных публикаций по изучению среды, ее разновидностей в решении задач социализации молодежи:

- Под информационной образовательной средой военного вуза мы будем понимать систему программно-аппаратных и педагогических средств, способствующих осуществлению информационного взаимодействия между субъектами учебно-воспитательного процесса, обеспечивающих повышение социальной грамотности обучающихся, их личностный рост, становление их самосознания. Субъектами этой среды являются профессорско-преподавательский и командный составы военного вуза, учебный коллектив, воинское подразделение, отдельные курсанты. К средствам этой среды можно отнести: образовательный процесс, деятельность кабинетов, библиотеки, военно-исторического, информационно - вычислительного центров и центра профотбора.

- Специфическими свойствами рассматриваемой среды являются: во-первых, интерактивный характер, позволяющий человеку активно участвовать в обнаружении, движении, преобразовании информации, нахождении способов ее распространения; во-вторых, открытость и прежде всего в том смысле, что она предоставляет возможность для сочетания различных видов общения, экспериментирования с анонимностью, создает ощущение расширения круга социальных контактов, тем самым, позволяя преодолевать коммуникативный дефицит; в-третьих, субъектность, так как каждый член такой среды имеет право на реализацию своих индивидуальных познавательных потребностей, право на поиск и оперирование с той информацией, которая для него в настоящий момент наиболее ценна. Расширение доступа к различным банкам данных способствует тому, что молодые люди учатся самостоятельно отбирать нужные для их деятельности сведения, у них развивается рефлексия, расширяется психологический и социальный опыт, что поможет им в будущем быстро ориентироваться и адаптироваться в новой субкультурой среде.

Ее особенностями в военном вузе следует считать:

- по своим характеристикам она занимает промежуточное положение между открытой и закрытой, то есть может быть отнесена к разомкнутой за счет использования курсантами сети Интернет для разных видов общения, установления и поддержания социальных контактов, участия курсантских подразделений в жизни других студенческих коллективов и образовательных учреждений города, области, в их совместных социальных акциях и проектах, в методической, педагогической и профессиональных практиках в войсках;

- по своему содержанию она больше довлеет к традиционной, так как строится в соответствии с парадигмой «педагогического воздействия», ориентацией на курсанта как получателя отобранной, «просеянной» учебной и социальной информации;

- по своему влиянию может быть причислена к социально-ориентированной, так как ее основными технологическими элементами являются: передача социального опыта, стимулирование его усвоения, демонстрация конкретных образцов поведения, требуемых действий, критериев и показателей оценки поступков окружающих.

Потенциалами такой среды в формировании социальной грамотности являются: познавательный - расширение объемов информации, ее границ, формирование познавательной активности; образовательный - уточнение понятий, конкретизация и систематизация знаний; обучающий - формирование новых умений и навыков, в том числе и добывания информации, оперирование ею; развивающий - овладение операциями, инструментарием использования социальной информации адекватно ситуации.

 

АВТОР: Куратов А.О.