14.06.2012 2002

Модель процесса формирования социальной грамотности у курсантов в информационной образовательной среде военного вуза

 

Развитие социально-педагогических исследований, как свидетельствует проведенный нами анализ научных публикаций по вопросам воспитания подрастающего поколения, оказания помощи определенным категориям населения в преодолении разного рода трудностей, направлено не только на описание отдельных фактов, но и на конструирование, обоснование моделей конкретных процессов, учитывая то обстоятельство, что формирование социальной грамотности - явление сложное, многомерное, не до конца изученное. Для проведения опытно-экспериментальной работы мы так же посчитали целесообразным осуществить моделирование, провести изучение данного процесса с помощью модели.

В психолого-педагогических исследованиях под моделями понимаются «...знаки, индексы и объекты, репродуцирующие специфико-квинтэссенциональные предикаты, признаки предмета и/или субъекта оригинала для конкретной проверки теоретико-истинных представлений в различных сферах познания».

В моделях могут быть представлены разные кластеры и подкластеры: вербально-знаковые, эйдетическо-знаковые, математическо-знаковые, программно-алгоритмические, системно-блоковые и другие. Сами модели могут быть дифференцированы на структурные, функциональные, простые и сложные. В нашем исследовании мы создавали образно-концептуальную модель как совокупность представлений о реальном и прогнозируемом состоянии объекта деятельности, процесса и способах их реализации в своей деятельности. В силу этого данная модель включает, во-первых, описание набора элементов (компонентов) в их связях и тесном взаимодействии, свойственных конструктивным педагогическим системам.

Соответственно этому подходу алгоритм создания и описания модели будет предполагать ряд последовательных действий:

- Сведения о рассматриваемом явлении.

- Принципы построения модели.

- Модель структуры процесса и структуры деятельности в нем.

Составные элементы, компоненты, части, их характеристика. Касаясь сведений о рассматриваемом явлении, следует подчеркнуть, во-первых, что слово «грамотность» на Руси было достаточно распространенным и до первой трети XIX века означало одновременно и «письменный человек», и «образованный», и «умный». Следовательно, выстраивался смысловой ряд, обозначавший последовательность в развитии интеллектуальных способностей человека, довольно точно выраженных в глаголах: уметь, знать, понимать. Когда в конце XX века расширяется смысловое поле слова «грамотный», то образуется новая смысловая триада «грамотный - полуграмотный (малограмотный) - неграмотный». В номинативном варианте это означало, что человек овладел всем возрастным объемом фундаментальных основ знаний, у него сформированы умения использовать их как в стандартных, так и особых (экстремальных ситуациях). Иными словами, грамотный ассоциировалось со знающим в высоком смысле этого слова (А.И. Орлова), то есть усвоившем или познавшем вербальные, символические, операционные сведения, достоверные и объективные, проверенные общественной практикой; человек, понимающий факты, вытекающие из них понятия, правила, законы, выводы, умеющий оперировать ими.

Во-вторых, необходимо признать, что между знаниями и информацией существует определенная связь. Термин «информация» широко применяется в различных сферах человеческой деятельности. Однако единого определения этого понятия до сих пор не существует. Смысловое значение его в соответствующих областях различно. В настоящее время известно большое количество научных работ, посвященных определению природы информации, информационно - поисковых систем, информационного языка и других информационных понятий. Вот некоторые из них:

- «Информация (от лат. informatio - разъяснение, изложение) - сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом (с помощью условных сигналов, технических средств и т. д.)» (А.Н. Тихонова).

- «Информация - то, что вносит изменение в наше сознание и чувства и переживается нами психически в виде тех или иных эмоций» (В.Е. Шукшунов).

- «Информация - обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему наших чувств» (Б. Бриллюэн).

- «Информация - есть сырой материал и состоит из простого собрания данных, тогда как знание предполагает некоторое размышление или рассуждение, организующее данные путем их сравнения и классификации» (Б. Бриллюэн).

- «Информация - сведения, которые являются объектом хранения, передачи, преобразования» (В.А. Трайнов).

- «Информация - это что-либо полученное или добытое путем информирования, например: знания, сообщенные другими людьми или добытые в результате исследования, изучения или обучения; факты или цифры, готовые для передачи или использования (в отличие от тех, которые вошли в отрасль знания, уже получившую организационное оформление)» (А.И. Михайлов).

- «Информация - одно целое, состоящее из физического носителя и семантики» (Клаус Г.).

- «Информация - общенаучное понятие для обозначения сведений, которыми обмениваются между собой люди, а также человек и ЭВМ» (В.А. Трайнов).

- «Информационно-поисковая система - это совокупность средств для хранения, поиска и выдачи по запросу нужной информации» (А.И. Тихонов).

- «Информационный   язык - искусственный язык, используемый в информационно-поисковых и информационно-логических системах с целью описания семантической информации, фактов и сведений» (А.И. Тихонов).

- «Информация - преобразование одного сообщения информационной ассоциации в другое сообщение той же ассоциации». При этом под «сообщением» понимается «физическое состояние, определенным образом отличающееся от других физических состояний в цепи управления, т. е. в системе, через которую одна система воздействует на другую», а под «информационной ассоциацией» понимается «ассоциация сообщений из поперечного множества сообщений, где ассоциация сообщений - неупорядоченная пара сообщений, взятых из поперечного (продольного) множества сообщений в процессе управления».

Важнейшим видом информации является социальная информация, представляющая собой совокупность знаний, сведений и сообщений, которые формируются и воспроизводятся в человеческом обществе и оказывают регулирующее действие на общественные отношения и процессы. Таким образом, под социальной информацией понимается информация, прошедшая через сознание людей и полученная из повседневного опыта и в процессе научного познания.

«Социальная информация - качественно высший и самый сложный вид информации, это самая высокая форма упорядоченного отображения действительности, присущего только человеку как общественному существу, наделенному сознанием и речью» (В.З. Коган).

Учебная информация является частью социальной информации, направленной на обеспечение достижения целей процесса обучения путем передачи знаний от одних членов общества другим. Данное определение базируется на понятиях «потенциальной» информации, существующей объективно в виде координат многомерного пространства, и «актуальной» информации, являющейся осознанной частью «потенциальной» информации и использующейся обществом. Таким образом, учебная информация должна содержать специально отобранный из социальной информации материал, структура которого должна быть специально организована.

В социальных системах информационное взаимодействие может осуществляться через общение людей друг с другом непосредственно или при помощи технических средств, графической или текстовой информации.

Следовательно, чтобы социальная информация стала социальным знанием и основой соответствующей грамотности личности, необходима организация специального процесса, в ходе которого у личности имеется возможность добывать сведения, перерабатывать их, использовать в широкой повседневной практике с определенных позиций: а) социальной позиции (как положения в обществе, группе); б) личностной позиции (как собственного отношения человека к действительности в целом и к различным ее областям); в) ролевой позиции (с позиции человека в актуальной ситуации, в непосредственном взаимодействии).

Формирование социальной грамотности также нуждается в уточнении, так как в психолого-педагогической литературе не существует единства мнений по данному вопросу. В частности, в словарях термин «формирование» комментируется следующим образом: процесс становления личности человека в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной деятельности; вид развития личности главным образом под влиянием внешних воздействий; это процесс развития личности в результате социализации и воспитания (А.В. Петровский).

Ряд авторов (Г.В. Акопов, А.А. Баранов и др.), дифференцируя понятия «развитие» и «формирование», последнее характеризуют достаточно радикально, как безальтернативное, принуждающее, базирующееся лишь на универсальных технологиях, преимущественно опирающееся на внешний контроль, строящееся на авторитарном стиле, репродуктивной деятельности.

Однако в литературе встречается и другая точка зрения, которой мы и будем придерживаться в нашем дальнейшем исследовании. Относительно ее мы находим несколько пропозиций, например, у Л.C. Выготского о том, что формирование играет определяющую роль в развитии, ведет его за собой; в «Психолого-педагогическом словаре» о том, что - это процесс становления какого-либо явления; процесс изменения личности в ходе ее взаимодействия с реальной действительностью (Б.Б. Айсмонтас). Именно в этом, последнем, смысле мы будем в дальнейшем использовать этот термин в нашем исследовании. Таким образом, формирование социальной грамотности нам представляется как процесс овладения человеком социальными знаниями, умениями и навыками, способами сбора, переработки, хранения социальной информации. Следовательно, процесс формирования социальной грамотности будет предполагать освоение личностью определенного объема исходной социальной информации, овладение способами ее пополнения и обновления за счет самостоятельных действий, накопление опыта распоряжения ею в различных сферах жизнедеятельности, во взаимодействии, что требует такой системной организации образовательного процесса, при которой возможно многообразие вариантов как получения необходимых сведений, так и взаимодействий по их поводу.

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы, современных требований к выпускнику военного вуза, квалификационной характеристики специалиста в сфере радиационной, химической, биологической защиты, осмысление результатов пилотажного исследования послужили основой для разработки модели процесса формирования социальной грамотности у курсантов, в которой акцент сделан на актуализацию потенциалов информационной образовательной среды военного вуза для повышения уровня их осведомленности в вопросах социальной действительности.

Данная модель опирается на принципы целостности, адекватности, постепенности, субъектности, интеграции.

При этом принцип (лат. principum - основа, первоначало) рассматривается нами как основное исходное положение, внутреннее убеждение, руководящая идея, основное правило исследования.

Первый принцип - целостности - предполагает внутреннее единство объекта, целесообразное соотношение его частей и целого, их взаимосвязь при одновременной относительной автономности каждого элемента, предполагает поступательность и всесторонность в решении поставленных задач, в формировании социальных умений и обогащение имеющейся социальной информации, вертикальной (по курсам) и горизонтальной преемственности содержания, форм и методов обучения и воспитания. Это соотношение может быть изображено так:

Итак, реализация данного принципа ориентирует исследователя и организатора рассматриваемого процесса на следующее:

- Выделенные элементы системы должны соответствовать объективно существующим аналогам. Они - не результат произвольного механического членения целого, а структурные единицы, взаимодействующие в рамках этой системы.

- Выделяя необходимые элементы модели, следует помнить о внешних и внутренних факторах, учитывать их. К таковым, в частности, можно отнести степень информированности личности, особенности развития ее ценностно-смысловой сферы и индивидуального опыта, соответствие возрастным социокультурным задачам.

- В это же самое время каждый элемент проектируемой модели должен иметь относительную самостоятельность, поскольку ему неслучайно отведено определенное место, его поведение в рамках данной системы диктуется своими потенциалами и специфическими характеристиками.

- При этом, цементирующими в модели становятся системообразующие элементы: цели, социальный заказ, деятельность педагогов и обучающихся.

В результате, дополняя друг друга, элементы, включенные в модель, будут создавать ее целостность.

Второй принцип - адекватности - подразумевает соответствие содержания процесса формирования социальной грамотности у курсантов поставленным задачам, имеющимся ресурсам, ситуации. Иными словами данный принцип требует соотнесения предлагаемого содержания объективным потребностям развития личности каждого курсанта, требованиям экономики, политики, конкретной сферы профессиональной деятельности.

Третий принцип - постепенности - ориентирует на пошаговость продвижения, этапность технологий, которые, учитывая специфику моделируемого процесса, включают последовательность: (диагноз, оценка, прогноз, проект, реализация, результат) и уровни (информационный, эмоциональный, деятельностный, оценочный).

Информационный уровень находит свое выражение в осведомлении обучающихся, в передаче, процессах, явлениях, систематизированных с учетом интеллектуальных возможностей и возрастных особенностей их получателей. Эти сведения по своему содержанию могут иметь дополняющий, развивающий характер, методический или инструктивный окрас, иметь практико-ориентированную направленность, применяться как для решения утилитарных (повседневно-бытовых), так и социально - значимых задач.

Эмоциональный уровень характеризуется гаммой переживания по поводу социальной информации.

Деятельностный уровень предусматривает анализ действий с позиции «субъект - объект - субъектных» отношений, репродукции или преобразования действительности.

Оценочный уровень представляется в объективной и субъективной форме, по количественным и качественным показателям.

Принципы субъектности и интеграции обеспечиваются сменой ролей, инициированием личностной активности, взаимопроникновением содержания, форм и методов аудиторной и внеаудиторной деятельности, индивидуальных, групповых и коллективных форм жизнедеятельности.

Базируясь на данных принципах, разработанная и адаптированная в ходе опытно-экспериментальной работы с курсантами модель процесса формирования у них социальной грамотности в информационной образовательной среде военного вуза включала ряд блоков (компонентов).

Целевой компонент этой модели направлен на вооружение курсантов необходимым объемом знаний, касающихся социальной действительности, протекающих в ней социальных процессов, стимулирование их участия в формировании и развития у себя социальных умений и навыков, в выработке собственного отношения к изменениям, происходящим в окружающей жизни.

В рамках данного компонента решались задачи: повышения уровня осведомленности курсантов в широком круге современных социальных проблем; развития способности каждого обучающегося к различению, то есть выделению из огромного массива повседневной социальной информации полезной и важной; благодаря этому обеспечение освоения социальной терминологии, накопления индивидуального словарного запаса, необходимого для продуктивного социального взаимодействия; формирование умения осуществлять личностно-смысловую интерпретацию социальных ситуаций, готовности к их решению на основе выбора адекватных действий.

Содержательный компонент модели включает комплекс мер, направленных на расширение социального кругозора курсантов, их социальной осведомленности, развитие у будущих военных специалистов информационной культуры, обучение навыкам социального взаимодействия, содержание для которых отбиралось и строилось на основе программно-целевого, личностно-ориентированного, ситуативного подходов, было ориентировано на создание условий для продвижения каждого курсанта от элементарного уровня социальной грамотности к функциональному и системному.

Содержание носило, во-первых, полифункциональный, во-вторых, превентивно-профилактический характер, реализовалось через различные виды социального обучения, регулирование повседневного взаимодействия с социумом, включение в различные виды деятельности, в частности, в ходе этикетных ситуаций, имитационного моделирования, ситуационных решений, тематических дискуссий, многовариантного проектирования.

Содержательный компонент опирался на обучающие компьютерные программы, которые:

а) имели разные функциональные характеристики:

- тренировочную (направлены на закрепление умений и навыков);

- консультирующую (направлены на разъяснение свойств, качеств объекта, особенностей ситуаций, характера отношений, специфики влияния факторов, стечение обстоятельств);

- ориентирующую (направлены на стимулирование активности, развитие интереса, выражение скрытых качеств явления или процесса);

- эвристическую (стимулирование переоценки ранее принятых правил, положений, решений, поиска оригинальных вариантов выхода из ситуации за счет проведения аналитико-синтетической деятельности под новым ракурсом; разрушение стереотипов, освоение понятий «гибкость», «мобильность»);

б) предполагали действия в рамках взаимодействия, содействия, противоборства, конфронтации, кооперации;

в) имели разный масштаб времени для выполнения задания и принятия решений;

г) ставили перед необходимостью действовать при ограничениях;

д) погружали в разные виды учебной информации (факт, явление, процесс, закономерность, понятие, способ) и требовали умение оперировать ими (группировать, расчленять, выделять, применять, использовать, вскрывать, отделять и т. д.);

е) включали процессуальные (технические, технологические, экономические, управленческие, военно-служебные, воспитательно - образовательные) и мотивационные (ориентационные, соревновательные) игры.

В результате реализации содержательного компонента сложилась модель структуры социально-обучающей деятельности, которая наложила отпечаток на технологический компонент.

Технологический компонент предложенной модели процесса формирования социальной грамотности у курсантов предусматривает ряд этапов: диагностика, консультирование, научение, включение в деятельность, информационный обмен, коррекция, создание ситуаций социальных и профессиональных проб, консультирование, мониторинг.

На каждом из обозначенных этапов использовался комплекс педагогических методов, приемов, средств: дискуссия, проекты, в ходе которых воспитуемые имеют возможность выбирать характер деятельности, источники получения информации, способы ее переработки и презентации, работа в режиме форума, которая позволяет в каждом увидеть уровень сложности, реальный и потенциальный объем необходимых социальных знаний и умений, накапливать и обновлять их, работа в составе тренинговых групп, коммуникативно-развивающие игры.

Диагностика курсантов проходила в несколько этапов: а) в адаптационный период первого года обучения. Она вносила входной характер, строилась на комплексе методик, проводилась совместно с работниками службы профотбора, преподавателями кафедры социально-гуманитарных дисциплин, вычислительного центра с привлечением командиров соответствующих подразделений; б) на втором году обучения. Имела промежуточные цели, но базировалась на тех же методиках; в) на четвертом курсе проводилась с целью определения целесообразности и эффективности проведенной работы.

Логика последующих действий укладывается в следующую схему: Аналитический компонент характеризуемой модели ориентирован на поощрение свободы выражения мнения, развития рефлексии.

Благодаря этому компоненту достигалась связь с реальной социально-экономической и социально-политической обстановкой в стране, шло обучение культуре диалога, формировались умения делать осознанный выбор, сотрудничать с разными людьми, решать жизненные проблемы во взаимоотношениях со средой.

Вовлечение курсантов в социально значимую деятельность и рефлексию дополняло когнитивную и эмоциональную составляющие процесса формирования социальной грамотности у них, предоставляло им возможности для проверки и подтверждения идей и выводов, получаемых в ходе целенаправленного социального просвещения, социального обучения.

Апробация модели позволила выявить те педагогические условия, которые способствовали превращению желаемого в существующее, при которых изучаемый процесс протекал эффективнее. Это: наличие в образовательном учреждении системы социального информирования курсантов, получившей личностно-ориентированную направленность, выстроенной на информационно-коммуникативных технологиях; наличие и реализация индивидуальных программ социального ориентирования, основанных на диагностике социальных интересов, потребностей каждого курсанта; осуществление их компьютерной, интеллектуальной поддержки и психолого - педагогического сопровождения на каждом этапе процесса формирования социальной грамотности, обеспечения перевода в субъектную позицию.

 

АВТОР: Куратов А.О.