14.06.2012 2555

Процесс формирования социальной грамотности у курсантов в информационной образовательной среде военного вуза

 

В энциклопедической литературе содержание трактуется как единство всех основных элементов целого, его свойств и связей, существующее и выражаемое в форме и неотделимое от нее. В содержании, таким образом, находит свое отражение основная суть изложения, которая строится в соответствии с определённой логикой, по разделам, и средствам, которые даются или используются для поддержания самого этого содержания.

В философии содержание рассматривается в тесной связи с формой. В этой взаимосвязи содержание, будучи определяющей стороной целого, представляет совокупность частей (элементов) предмета и их взаимодействий между собой и другими предметами. При этом, признается, что содержание является подвижной, динамичной стороной целого, а форма обнимает систему устойчивых связей предмета. Возникающее в конечном счете несоответствие формы и содержания разрешается, как и любое противоречие «сбрасыванием» старой и возникновением новой формы, адекватной развившемуся содержанию.

В то же время с точки зрения данного подхода, разрешение противоречий между формой и содержанием может протекать по-разному от полного отбрасывания старой формы, переставшей соответствовать новому содержанию, до использования прежних форм, несмотря на существенно изменившееся содержание. Однако, пусть и постепенно, новое содержание, во-первых, переродит, подчинит себе старые формы, во-вторых, поставит перед необходимостью измениться все формы без исключения, только с разной степенью глубины и в разной последовательности элементов.

Таким образом, содержание определяется как вполне определенный субстрат, специфический для данного рода явлений или совокупности процессов, которые характеризуют взаимосвязь элементов между собой, со средой и обуславливают их существование, развитие. Иными словами, любое содержание с позиции социальной философии выступает как процесс, состоящий в непрерывном изменении сторон, элементов предмета.

Содержание - это результат отражения в нашем сознании совокупной духовной культуры, идеализированной природной или социальной действительности, освоенные общественным субъектом и желаемые сообществом результаты развития чего-либо на конкретном этапе существования феномена.

В педагогике мы чаще всего имеем дело с понятием «содержание образования», как определенным объемом научной и повседневной информации, который должен быть усвоен человеком на определенном этапе его развития.

Содержание образования - один из факторов экономического и социального прогресса, ориентированный на: обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; развитие общества; укрепление и совершенствование правового государства. Оно должно, во-первых, обеспечивать адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; формировать у обучающихся адекватную современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картину мира; способствовать интеграции личности в национальную и мировую культуру; формировать человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; обеспечивать воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества; во-вторых, содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности; в-третьих, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.

Содержание образования - педагогически адаптированный социальный опыт во всей его структурной полноте, а именно:

- знания о природе, обществе, технике, мышлении и способах деятельности. Усвоение этих знаний обеспечивает формирование в сознании школьника верной картины мира, вооружает его правильным методологическим подходом к познавательной и практической деятельности;

- опыт осуществления известных способов деятельности, воплощающих вместе со знанием в умениях и навыках личности, усвоившей этот опыт. Система общих интеллектуальных и практических навыков и умений, составляющая содержание этого опыта, является основой множества конкретных деятельностей и обеспечивает способность подрастающих поколений к сохранению социальной культуры народа;

- опыт творческой, поисковой деятельности по решению новых проблем, возникающих перед обществом. Он требует самостоятельного претворения ранее усвоенных знаний и умений в новых ситуациях, формирования новых способов деятельности на основе уже известных. Этот вид социального опыта обеспечивает развитие способностей у молодого поколения к дальнейшему развитию культуры;

- опыт ценностного отношения к объектам или средствам деятельности человека, его проявление в отношении к окружающему миру, к другим людям в совокупности потребностей, обусловливающих эмоциональное восприятие личностно-определенных объектов, включенных в его систему ценностей. Этот элемент содержания образования состоит не в знаниях, не в умениях, хотя и предполагает их. Нормы отношения к миру, к самому себе и подобным себе предполагают не только знание мировоззренческих идей, но и убежденность в их истинности, положительное отношение к ним. Это отношение проявляется в поведении человека, в деятельности практического и индивидуального характера, это сплав знаний, убеждений и практических действий (П.И. Пидкасистый).

Содержание обучения - это уже совокупность сведений, необходимых для выполнения в будущем определенной профессиональной деятельности. Его основными формами являются наука, искусство, право, мораль, а также культура, производственный опыт и навыки к труду. Содержание профессионального обучения должно быстро изменяться при появлении инноваций в технике, технологии и организации труда. В свернутом виде оно представлено в учебных планах или программах; в развернутом - в учебниках, учебных пособиях, на занятиях.

Содержание обучения, следовательно, реализуется через содержание учебного предмета, в котором сконцентрирована определенная информация об объектах, явлениях (процессах) или методах деятельности, характерных для данной профессии.

Реже в учебной литературе по педагогике дается определение «содержания» в воспитании. B.C. Безрукова например, рассуждает сама и предлагает это сделать нам следующим образом: «Если воспитание - передача опыта одного поколения другому, то самым простым и доступным определением содержания будет следующее: содержание - это та часть общественного опыта поколений, которая отбирается в соответствии с поставленными целями развития человека и в виде информации передается ему».

Отобранное в соответствии с целями и переработанное согласно требованиям - принципам педагогики содержание выполняет в педагогическом процессе такие функции:

Это значит, что и педагоги, и учащиеся воспринимают, мыслят (т. е. анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы и т. д.), запоминают (т. е. как бы присваивают себе). В этом смысле мы можем говорить о содержании как предмете познания, т. е. о том, что познается и усваивается нами. Как средство практической деятельности содержание проявляется следующим образом: педагог его передает учащимся, вовлекает их в процесс активного усвоения; учащиеся, усвоив содержание, затем используют его в своей производственной деятельности. Наконец, и педагог, и учащиеся в ходе своей познавательной и практической деятельности изменяются: развивается их сознание, поведение, отношение друг к другу, к деятельности и т. д. Эти изменения зависят от того, какое содержание и сколько его усвоено. Меняя содержание, мы управляем развитием человека.

По природе своей общественный опыт существует как информация. Содержание воспитания тоже информационно. Во-первых, содержание воспитания определяется в соответствии со структурой общественного опыта. В нем выделяются: опыт собственного физического развития человека, опыт его эстетического отношения к жизни, опыт трудовой и профессиональной деятельности, опыт познавательной деятельности и, наконец, опыт нравственных отношений. В соответствии с таким делением из общественного опыта выделяются и основные направления содержания воспитания: физическое, эстетическое, умственное, трудовое и нравственное. Во-вторых, каждое из этих направлений, в свою очередь, состоит из пяти основных компонентов: знаний, навыков, умений, отношений и творческой деятельности. Выбирая из общественного опыта то, что обеспечивает физическое, эстетическое, нравственное развитие человека, мы выбираем не что иное, как знания, навыки, умения, отношения и элементы творческой деятельности. Именно эти компоненты передаются из поколения в поколение. В-третьих, и эти выделенные компоненты далее делятся по структуре на более мелкие составные части. Так, любое знание выражено в понятиях, категориях, принципах, законах, закономерностях, фактах, событиях, символах, атрибутах, идеях, проблемах, концепциях, гипотезах, теориях. Навыки состоят из простых и совмещенных приемов деятельности, приемов контроля и регулирования. Умения включают в себя знания и навыки. Отношения включают в себя оценочные суждения и эмоциональные отношения к различным сторонам жизни и деятельности. Творческая деятельность объединяет все перечисленные выше компоненты, обеспечивающие рождение новых знаний, навыков, умений и отношений. Благодаря этой последней составной части общественного опыта происходит создание нового опыта новым поколением, обогащение прежнего. В-четвертых, наконец, весь опыт, усваиваемый нашими воспитанниками, условно может быть поделен на общенаучное содержание воспитания, т. е. базисное и профессиональное.

Профессиональное воспитание, образование и обучение включают в себя все рассмотренные направления и компоненты содержания. Только отбираются они уже из опыта организации соответствующего производства и определенной профессии. Этот опыт включает в себя и знания, и навыки, и умения, и отношения, и творческую деятельность. Усвоив его, учащийся сможет выполнять определенные виды работ установленного уровня квалификации. Содержание профессионального воспитания отбирается строго с учетом профессии, специальности, уровня квалификации и уровня развития производства. Это и есть соблюдение принципа профессиональной целесообразности.

Таким образом, состав и содержание воспитания могут быть изображены так:

Исходя из таких теоретических постулатов, опираясь на подход А.В. Мудрика относительно социального воспитания, его цели и задачи, мы определимся с содержанием социальной грамотности так - это совокупность сведений, ориентирующих личность в мировом социально - гуманитарном пространстве, это опыт выбора человеком линии собственного поведения, позволяющий адекватно ситуации, продуктивно решать социальные и личностные проблемы, проблемы собственные и других людей, предупреждать и успешно преодолевать трудности, возникающие в социальном взаимодействии из-за недостатка информации, отсутствия знаний, несформированности умений и навыков, отсутствия позитивного личного опыта.

В мировом контексте (В. Брецинка, В.Г. Бочарова, С.И. Григорьев, И.С. Кон, А.В. Мудрик, Г.Н. Филонов, Т.Ф. Яркина и др.), социальную грамотность личности нередко связывают с жизнеспособностью в том смысле, что для обретения жизнестойкости в условиях духовного кризиса, человеку необходима опора, которой и является социальная грамотность, которая предполагает понимание сложившейся ситуации в социально- экономической, политической, социокультурной сферах, понимание общественных интересов, ориентацию в народных традициях, религиозной вере, нормах и правилах поведения в социально-профессиональном сообществе, умения следовать существующим жизненным порядкам, призвать их справедливость, уместность, законность. Следовательно, когда мы говорим о социальной грамотности, то подразумеваем:

- субъектом и объектом ее формирования является личность на всех этапах онтогенеза, от рождения до старости;

- ее формирование осуществляется в разумной организации жизнедеятельности человека с привлечением разных специалистов образовательного учреждения, средств массовой информации, общественных организаций;

- в этом сложном процессе используются все потенциальные возможности среды, в том числе и в первую очередь, информационно- образовательной;

- при этом учитывается уровень развития каждого участника рассматриваемого процесса, условия жизни;

- этот процесс организуется и осуществляется с ориентацией на социальные проблемы и повседневные потребности человека, максимально приближенные к жизни;

- он включает, с точки зрения содержания ряд фаз:

а) информирование, как ознакомление курсанта с ценностями, нормами, установками общества и социально - профессиональной группы, жизненными обстоятельствами окружающих людей, обеспечение воспитательной направленности образовательного процесса;

б) включение в различные виды социальных отношений в общении, учении, практической деятельности, в ходе чего молодой человек не только интериоризует социальные знания, но и обогащается опытом, реализует себя как личность;

в) участие в социальной практике, в процессе которой идет расширение границ социальных знаний, умений и навыков (экстериоризация).

Итак, содержательный аспект процесса формирования социальной грамотности курсантов представляет собой совокупность систематизированных социальных знаний, умений, навыков, взглядов и суждений, а так же определенный уровень развития социальной активности и практической подготовленности к социальной деятельности и общению.

Отсюда целью формированию социальной грамотности является вооружение курсантов достаточным объемом социальных знаний, создание условий для освоения необходимых умений и навыков активного функционирования в конкретной социально-экономической ситуации, военно-политической обстановке.

Достижения этой цели осуществляется через рациональное использование потенциалов макро -, мезо -, микро - социальной среды, через организацию жизнедеятельности, через привлечение возможностей Интернет-среды, через саморазвитие, самовоспитание. Следовательно, социальная грамотность личности - результат комплексного позитивного влияния на личность не только всего арсенала целенаправленного воспитательного воздействия, но и микросферы.

Содержание социальной грамотности отбирается исходя из показателей:

а) коллегиальности (с опорой на экспертное мнение и в коллективной деятельности);

б) демократичности (ориентация на усвоение демократических традиций);

в) адекватности;

г) доступности;

д) адресности.

Содержание формирования социальной грамотности у курсантов базируется на патриотических идеях служения Родине, верности Отечеству, уважения к истории предков, любви к родной земле, малой родине, сохранения и трансляции исторической памяти; народно - национальных идеях, выраженных в традициях родного языка, фольклоре, этикете в быту, на работе; религиозно-нравственных ценностях (гуманизме, милосердии, верности, мужестве, сострадании, почитании родины и родителей, любви к ближнему); историко-культурных ценностях передающихся из поколения в поколение; на духовных заповедях своего народа (общинности, соборности, коллективизме).

Основными компонентами такого содержания образования является: а) Когнитивный опыт личности, который включает систему знаний о природе, обществе, мышлении, технике, способах деятельности, усвоение которых обеспечивает формирование в сознании курсантов научной картины мира, вооружает их диалектическим подходом к познавательной и практической деятельности.

Знания как основной элемент содержания социального образования - это результат познания действительности, законов развития природы, общества и мышления, выражающих обобщенный опыт людей, накопленный в процессе социально-исторической практики. Знания - это отражения свойств вещей, предметов и явлений действительности, переработанные в категориях человеческого опыта.

Содержание такого социального образования включает в себя следующие виды знаний:

- основные понятия и термины, отражающие как повседневную действительность, так и научные знания;

- факты повседневной действительности и науки, необходимые для доказательства и отстаивания своих идей;

- основные законы науки, раскрывающие связи и отношения между разными объектами и явлениями действительности;

- теории, содержащие систему научных знаний об определенной совокупности объектов, о взаимосвязях между ними и о методах объяснения и предсказания явлений данной предметной области;

- оценочные знания, знания о нормах отношений к различным явлениям жизни, установленным в обществе.

Опыт осуществления способов деятельности (практический опыт).

Внешние (практические) и внутренние (интеллектуальные) навыки и умения могут быть общими для всех учебных предметов (составить план, выделить существенное, сравнить, сделать выводы и т. п.) и специфическими, формирующимися и проявляющимися только в рамках учебных предметов (решение физических или математических задач, постановка опытов по химии и т. п.).

Таким образом, практический компонент содержания образования составляет система общих интеллектуальных и практических умений и навыков, являющихся основой конкретных видов деятельностей и обеспечивающих способность молодых людей к сохранению культуры. К этим видам деятельности относятся познавательная, трудовая, художественная, общественная, ценностно-ориентационная, коммуникативная.

Опыт творческой деятельности. Этот компонент содержания социального образования и базовой культуры личности призван обеспечить готовность обучающегося к поиску решений новых проблем, к творческому преобразованию действительности.

Конкретное содержание опыта творческой деятельности и ее основные черты проявляются в следующем:

- самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию;

- видение новой проблемы в знакомой ситуации;

- видение структуры объекта и его новой функции;

- самостоятельное комбинирование известных способов деятельности в новый;

- нахождение различных способов решения проблемы и альтернативных доказательств;

- построение принципиально нового способа решения проблемы,

- являющегося комбинацией известных;

Опыт отношений личности. Данный компонент представляет собой систему мотивационно-ценностных и эмоционально-волевых отношений. Его специфичность состоит в оценочном отношении к миру, к деятельности, к людям.

Таким образом, через отборное содержание и целенаправленное использование потенциалов информационной образовательной среды военного вуза курсантами осваиваются знания:

- правовые,

политические,

- основы этики,

- основы знаний о социальной сфере общества,

- экономические,

- основы знаний в области социальной экологии,

- основы психолого-педагогических знаний,

- знание культурных и исторических достижений народов России и мировой цивилизации, истории и культуры родного края;

Умения и навыки:

- критически мыслить,

- получать информацию, используя возможно полный спектр источников,

- анализировать информацию, критически оценивать ее,

- понимать социальные проблемы, сущность явлений, происходящих в обществе,

- формулировать рационально обоснованное мнение по существу этих проблем и явлений,

- принимать обоснованные решения, брать на себя ответственность,

- реализовывать индивидуальные и общественные права и обязанности,

- использовать механизмы защиты прав человека на местном, региональном, государственном и международном уровнях,

- устанавливать конструктивные отношения с людьми,

- работать в группе,

- выражать и отстаивать свое мнение,

- слушать другого человека,

- определять предвзятое мнение, стереотипы, предрассудки,

Развивать навыки толерантного поведения; ценности:

- гуманность,

- самоопределение личности,

- уважение прав и свобод человека,

- уважение человеческого достоинства,

- уважение институтов гражданского общества,

- уважение норм и правил современной демократии,

- справедливость,

- равенство людей перед законом,

- общественное благо,

- уважение национальных традиций и культур, общечеловеческих ценностей,

- политическое многообразие,

- патриотизм,

- готовность к разумному компромиссу,

- толерантность,

- правдивость и др.

Этому способствуют следующие:

- предметная (стоящаяся вокруг учебных предметов гражданско - правового цикла),

- межпредметная,

- воспитательная (осуществляемая через организацию системы воспитательных мероприятий, внеурочной и внеклассной воспитательной работы),

- институциональная (организация жизни школьного сообщества),

- проектная.

Результатами такого процесса являются ключевые компетентности:

- компетентность в области общественно-политической деятельности (реализация прав и обязанностей гражданина, выполнение функций гражданина и т. д.);

- компетентность в социально-экономической сфере (анализ собственных профессиональных склонностей и возможностей, ориентирование в сфере рыночных отношений, трудовом законодательстве, коллективной профессиональной этике);

- компетентность в военно-профессиональной деятельности (самостоятельный поиск и получение информации из различных источников, умение анализировать и критически мыслить).

Проиллюстрируем все вышесказанное на примере деятельности Интернет-клуба «Курсант».

Безусловно, сегодня Интернет уже можно рассматривать как некое глобальное средство массовой информации. Образно, компьютер, подключенный к сети Интернет, можно сравнить с домом, куда ежедневно доставляют десятки тысяч газет и журналов, который подключен к тысячам каналов телевидения и радио. Более того, сеть Интернет, предоставляет человеку неограниченные возможности общения в реальном времени и превратилась из простого множества связанных сетью компьютеров в сообщество пользователей сети, сообщество людей, соотносящих свое поведение с определенными правилами и законами виртуального пространства. Как и любое другое общество, сообщество пользователей сети Интернет представляет собой социальную среду, где индивидуум в результате социализации может стать личностью и где личность может изменить своим ценностям, пройдя путь ресоциализации. Таким образом, Интернет-пространство может стать и становится реальной средой, в которой молодежь соприкасается с культурным достоянием человеческой цивилизации.

Воспитание, по своей сути, основано на традиции. С самого начала человеческой истории подрастающее поколение наследовало какие-то устоявшиеся формы поведения, системы общих взглядов на мир и отношений к окружающей действительности. Наиболее сильными оказывались общества, сплоченные на основе искренней любви к своей Родине, родной земле и своему народу. Эта сплоченность позволяла выстоять в годы самых сложных испытаний. Пока в мире будет существовать военная угроза, будет подниматься вопрос и о военно - патриотическом воспитании, о воспитании достойных граждан своего Отечества, способных в трудную минуту встать на его защиту.

В настоящее время система патриотического воспитания также начинает продвигаться в направлении освоения современных информационных технологий с широким использованием возможностей компьютерных сетей.

Анализ деятельности наиболее известных образовательных учреждений показывает, что все более существенными факторами их успеха являются уровень информационной культуры педагогов и обучающихся, четкость и ясность в реализации создаваемой ими личностно-ориентированной организационно-педагогической модели «мира пользователя».

Информационная среда, по своей сути, имманентна сфере воспитания молодежи. У сферы новых информационных технологий и сферы воспитания много общих черт, которые взаимно обогащают друг друга. Учреждения образования и культуры, равно как и программы патриотического воспитания молодежи различной направленности, имеют пересекающиеся векторы с информационным пространством.

Проект Интернет-клуба «КУРСАНТ» даёт возможность применить все возможности новых информационных технологий в социальном воспитании курсантов военных вузов.

Главной целью программы деятельности данного клуба является использование информационных технологий для развития у курсантов духовно-нравственных и социальных ценностей, формирования у них профессионально значимых знаний, умений, навыков, необходимых защитникам Родины.

Основные задачи программы:

- вооружение курсантов комплексом знаний, навыков и умений, которые будут способствовать успешному выполнению задач профессиональной деятельности и комфортному функционированию в условиях информационного общества;

- воспитание чувства патриотизма, формирование у курсантов верности Родине, готовности к служению Отечеству и его вооруженной защите;

- передача лучших традиций российского воинства;

- противодействие проявлениям политического и религиозного экстремизма в курсантской среде.

Для этого предполагалось:

- использование информационной глобальной сети Интернет и технической базы клуба для проведения занятий с курсантами;

- привлечение преподавателей по дисциплинам: информатика, история отечества, основы правовых знаний, специальных предметов и т.п. и организация занятий по ним;

- привлечение специалистов из других учебных заведений и организация занятий с курсантами для накоплений знаний в области военного дела;

- организация и проведение виртуальных семинаров, форумов, электронных конференций, олимпиад;

- обеспечение на базе клуба возможности получить навыки работы с компьютером, сетью Интернет, с электронными источниками информации, прикладными и обучающими программами, необходимые будущему защитнику Отечества в работе в органах МО РФ и других.

Выполнение данной программы приведёт к:

- совершенствованию и развитию образовательной системы военного вуза, обеспечивающей целенаправленное формирование у курсантов высокой социальной активности, гражданственности и патриотизма, чувства гордости и верности своему Отечеству, готовности к выполнению воинского долга и конституционных обязанностей;

- развитию у курсантов дивергентного мышления, информационной культуры, способности оперативно принимать решения в сложных ситуациях.

Таким образом, реализация программы позволит повысить уровень общей информационной культуры курсантов, разнообразить содержание досуга, создать единое образовательное пространство, сформировать развивающую среду.

Описание проблемы и потребности в ее реализации.

Преобразование системы военного образования - важнейшая составная часть военной реформы России, требует поиска новых путей повышения качества профессиональной подготовки военных специалистов, одним из которых, является использование глобальной информационной сети Интернет в образовательном процессе вуза. Интернет выступает не в качестве простой добавки к процессу обучения, а приводит к изменению всех компонентов образовательного процесса, что позволяет наиболее полно обеспечивать достижение основных целей военно-профессионального образования.

Использование Интернет-пространства даёт возможность выпускникам военного вуза овладеть комплексом знаний, навыков и умений, формирует гибкость мышления, расширяет границы взаимодействия, убеждает в том, что информация, умение ее добывать и перерабатывать становится решающим фактором высокой эффективности военного труда.

Интернет - это объективная реальность, имеющая свои несомненные уникальные преимущества в воспитании будущих военных специалистов, обеспечивающая взаимосвязь членов человеческого сообщества в ранее невиданных масштабах. Интернет способствует развитию личности, ее коммуникативных и организаторских способностей, самоконтроля, помогает выйти на новый уровень общения, создает благоприятные условия для полноценного функционирования человека.

Новая Интернет-культура определяет такие основные тенденции развития культуры общения личности, как: 1) развитие и расширение связей между людьми; 2) появление новой формы общения - виртуальное общение с неявными субъектами; 3) стремление к самовыражению в реальных контактах; 4) рост интерактивного взаимодействия; 5) изменение в словарном запасе и структуре языка; 6) перенос новообразований, возникших в процессе общения в сети, в условия традиционного общения личности; 7) появление новых требований, предполагающих усвоение современных моделей общения, развитие критичности мышления.

Отсутствие границ, цензуры и ограничений, анонимность создают ощущение подлинного диалога, предполагающего свободу и открытость личности в процессе общения, равноправие собеседников и взаимопонимание.

Данная программа включала следующее:

а) Курс лекций по информатике

Дисциплина «Информатика» является составной частью подготовки курсантов по естественно-научным дисциплинам и одновременно основой их информационной подготовки как будущих офицеров войск РХБ защиты с высшим военно-специальным образованием. Дисциплина должна обеспечить получение курсантами базовых знаний в области информатики и информационных технологий, необходимых для качественного усвоения общенаучных и специальных дисциплин, при выполнении курсовых и дипломных работ, в процессе практик и войсковых стажировок, а также для дальнейшей профессиональной деятельности и последующего обучения в системе непрерывного военного образования.

Преподавание дисциплины «Информатика» преследует следующие цели:

- подготовить будущих офицеров к использованию современных информационных технологий в профессиональной деятельности;

- сформировать у обучаемых умения и навыки по основам работы в качестве пользователей персональных ЭВМ, способных осваивать и применять готовые пакеты прикладных программ, разрабатывать алгоритмы решения несложных инженерных и военно-прикладных задач;

- вырабатывать стремление к самостоятельному расширению знаний и умений по применению вычислительной техники и современных информационных технологий.

Воспитательной целью изучения дисциплины является формирование научного, творческого подхода к освоению информатики, правильного понимания ее сущности и социальной значимости, формирование военно-профессиональной направленности личности, элементов информационной культуры офицера.

б) Виртуальные игры как метод подготовки военных.

Использование виртуальных военных игр (программ) повышает эффективность боевой подготовки и обеспечивает исчерпывающей информацией лиц, ответственных за принятие решений. Использование компьютерных систем и подробных актуализированных данных в моделировании ситуаций способствует принятию оптимальных решений, овладению инициативой, внесению упреждающих корректив и, в конечном итоге, успешному руководству в ходе учений, военных действий и других операций.

Программное обеспечение - базовые системы визуализации, предоставляющие высоко-реалистичное отображение материалов по программе обучения военных специалистов. С их помощью за последние годы курсантами и слушателями были смоделированы многие боевые ситуации, которые позволили безошибочно решить их, довести до автоматизма. В ходе военных игр курсанты значительно повышают свои знания в области военного дела. Огромную пользу от виртуальных военных игр уже ощутило большое количество курсантов военных учебных заведении.

в) Знакомство с сайтами военной тематики:

- на сайте «Солдат» размещены книги памяти Архангельской, Ленинградской и других областей за период 1941 - 1945 гг., электронные справочники РККА: командный состав, полевые почты, дислокация госпиталей и запасных полков, подводные лодки, награды, воинские звания;

- сайт «Военная библиотека Фёдорова» для тех, кто интересуется военной темой и малоизвестными страницами войн и вооруженных конфликтов. Здесь можно найти материалы не только по военной истории, но также аналитические статьи и фотоматериалы по современному оружию;

- кампании и сражения, хронология, пехотное оружие, автоматы, пулемёты, гранаты, РПГ, снайперское оружие, винтовки, пистолеты, авиация, истребители, бомбардировщики, штурмовики, стратегическая авиация СССР, США;

- сайт Качинского высшего военного авиационного училища лётчиков;

- военная техника фотографии, описание, видео;

- на сайте собраны фотографии, списки и воспоминания выпускников филиала Ворошиловградского ВВАУШ;

- на сайте «Ветераны подразделений особого риска» вы найдете большое количество документов, определяющих права ветеранов подразделений особого риска, военнослужащих, а также образцы необходимых документов. Эта страничка посвящена ветеранам подразделений особого риска, участникам ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС и приравненным к ним по льготам и компенсациям, а также военнослужащим. Здесь нет душещипательных подробностей аварий и катастроф, баек и правдивых историй из третьих рук, зато в большом количестве представлены различные законодательные акты, ведомственные документы, определяющие статус военнослужащих и ликвидаторов, их права на социальные и другие льготы, образцы документов для оформления удостоверения ветерана подразделений особого риска и практические советы для незаслуженно забытых участников радиационных аварий;

- на сайте «ОТОМИ» представлены три военно-исторических клуба, бесплатная военно-историческая доска объявлений и еще много другой полезной информации;

- Минское ВИЗРУ, 1986 год, 30 выпуск, второй факультет (и другие). Гостевая книга, поиск выпускников, фотоальбомы, организация встреч и т. д.;

- обучение в Военном университете Министерства обороны РФ. Информация о поступлении и о специальностях: военные переводчики, юристы, журналисты и др. Полезные советы. Военный и лингвистический юмор. Творчество курсантов и выпускников. История университета. На этом сайте, посвященном Военному университету Министерства обороны РФ (ВУ МО РФ), вы узнаете о правилах поступления в наш ввуз, его историю, познакомитесь с творчеством наших курсантов и офицеров, посмеетесь над байками из жизни военных переводчиков и юристов, узнаете о клубе ВИИЯ (так раньше назывался наш Университет - Военный институт иностранных языков);

- клуб выпускников ВТУ, ОВВКУС, ВИПС, Академии ФАПСИ, Аакадемии СССИ при ФСО России. Новости. Все про ФСО, МВД, СВР, ФСБ;

- подготовка подростков к службе в ВДВ и ГРУ;

- все о военных финансах и не только. Здесь вы сможете скачать программу и рассчитать свое денежное довольствие, найдете информацию о тыле армии, статьи о денежном довольствии и заработной плате, законы, приказы МО, информацию о казначействе, бухучете, бланки;

- официальный сайт Северо-Кавказского военного Краснознаменного института внутренних войск МВД России;

- этот сайт посвящен выпуску 2004 г. 29 роты Военного университета связи Санкт-Петербурга. Там много интересного и полезного для тех, кто выпускался;

- домен «Солдат удачи» разместит ваш военно-тематический сайт. Сайт может быть посвящен реальным военным действиям или виртуальным, например, военно-тематическим играм. Предоставляем помощь в оформлении сайта, создании базы данных. Поможет стать хорошим клиентом Военного Интернет-магазина «ONLINE MILITARY SHOP»;

- официальная информация об отряде «Витязь» - история, командиры, Герои России, военнослужащие отряда специального назначения «Витязь», погибшие при исполнении служебных обязанностей, фотоальбом, униформа и снаряжение, символика, форум;

- большая часть текстов, собранных на сайте, касается второй мировой войны и её предыстории. Так получилось, что эта тема наиболее широко освещалась в нашей стране в течение последних 50 лет, и материалы по этой теме были доступнее прочих. Тем не менее, в последние 10 из упомянутых 50 лет, рядом славных отечественных издательств предприняты значительные усилия по ознакомлению широких масс любителей военной истории с другими периодами жизни нашей Родины. Переизданы многие фундаментальные труды (например, Керсновского, Зайончковского, Левицкого, Тарле, Лиддел-Гарта, Архенгольца и многих других). Благодаря этому доступ к знаниям существенно расширен;

- информационно-аналитический иллюстрированный журнал Министерства обороны России. Зарубежное военное обозрение;

- военная библиотека и другие.

г) Военные форумы Интернета:

Военный форум, история войн и сражений, оружие; форум спецназа про оружие, горячиеточки, службу; форум посвящен истории бронетанковой техники и артиллерии СССР периода второй мировой войны. Множество статей, документов, фотографий и рисунков.

Воспоминания ветеранов нигде ранее не публиковавшиеся. Военный форум; форум, подборка ресурсов по военной истории России с древнейших времен по настоящее время, правила клуба, собрание литературы по теме; военный юмор.

В форуме представлены следующие темы: вопросы граждан, готовящихся к военной службе по призыву, а также желающих поступить на военную службу по контракту в Вооруженные Силы Российской Федерации; вопросы граждан, выполнявшим задачи в условиях вооруженного конфликта на территории Чеченской Республики и на прилегающих к ней территориях РФ с декабря 1994 года по декабрь 1996 года и в ходе контр-террористических операций на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 года; вопросы социальных гарантий ветеранов боевых действий, ветеранов Великой Отечественной Войны, инвалидов ВОВ, ветеранов военной службы, ветеранов подразделений особого риска, участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, участников ликвидации последствий аварии на производственном объединении «МАЯК»; вопросы пребывания граждан в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации и вопросы организации воинского учета на предприятиях и в учреждениях различных форм собственности; разные вопросы по военному законодательству Российской Федерации; вопросы, касающиеся толкования Конституции Российской Федерации. По этим темам предоставляются консультации специалистов местных органов военного управления. Консультации проводятся в соответствии с действующим на данный момент военным законодательством России.

Итак, форум - вещь достаточно динамичная, с одной стороны, и ветки быстро уходят в архив, а с другой - мысли и мнения часто теряются в потоках обсуждения и порой очень не просто разобраться, что человек хотел сказать. Поэтому возникла идея (неоднократно обсуждаемая на форуме) попробовать издавать Альманах (для начала в электронном виде) для всех, кому есть, что сказать на любую военно-историческую тему и кто хочет быть услышанным и прочитанным в оригинале.

Таким образом, в современных условиях повышение эффективности профессионального образования связано с целенаправленным созданием программ по воспитанию социальной грамотности у курсантов с использованием потенциалов информационных технологий и образовательной среды. Огромные резервы скрыты в информационных технологиях и Интернете для решения вопросов обогащения социальной грамотности курсантов.

 

АВТОР: Куратов А.О.