15.06.2012 47955

Военнослужащие и их семьи как особая социальная группа

 

Для выявления особенностей подготовки специалистов в области социальной работы к деятельности по оказанию различных видов помощи военнослужащим и членам их семей, необходимо проанализировать положение личности военнослужащего в современном воинском социуме, социальный статус человека, занятого на военной службе и его семьи. При этом для полного понимания сущности, функций и специфики социальной работы с данной группой лиц, целесообразно начать с некоторых профессиональных, правовых, психологических и других социальных характеристик военнослужащих.

Анализ социальных проблем военнослужащих и их семей предполагает рассмотрение таких факторов, как «воинская служба и ее специфика», «социальный статус военнослужащего», «права и свободы военнослужащих», «образ жизни семей военнослужащих» и т.д. Без учета этих факторов невозможно получить достоверную информацию о социальных проблемах армейской среды, понять ее социальные механизмы, сущность и специфические особенности, а, следовательно, определить и сущностные характеристики рассматриваемой социальной группы - как объекта деятельности социального работника. Поэтому прежде чем приступить к рассмотрению комплекса проблем объективно присущих военнослужащим и их семьям, необходимо привести некоторые дефиниции, которые в соответствии с действующим законодательством, устанавливают статус анализируемых явлений. Гражданин, проходящий военную службу, является военнослужащим и имеет правовое положение, определяемое законом.

Военная служба - это особый вид государственной службы в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках (пограничные войска, внутренние войска, войска правительственной связи, обеспечивающие связь с органами военного управления, железнодорожные войска Р.Ф. войска гражданской обороны), органах внешней разведки и Федеральных органах государственной безопасности.

По мнению Мамонова Ю.В. статус военнослужащего есть совокупность прав, свобод, обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных законодательством и гарантированных государством.

Для проходящих военную службу устанавливаются категории состава: солдаты и матросы, сержанты и старшины, прапорщики и мичманы, а также офицеры: младшие, старшие, высшие. Принадлежность к тому или иному составу определяет статус военнослужащего, его субординационную позицию, материальное положение и др.

В Российской Федерации военная служба осуществляется по призыву (для солдат и матросов, сержантов и старшин) и по контракту - для всех составов военнослужащих. В последнее время предпринимаются определенные шаги для формирования профессиональной армии и организации службы солдат, и матросов, и старшин на добровольной контрактной основе. Однако пока комплектование солдатского и сержантского состава Вооруженных сил осуществляется преимущественно по призыву, на основе воинской обязанности.

В мирное время призыву на воинскую службу подлежат граждане мужского пола, в возрасте от 18 до 27 лет, которые не имеют права на освобождение или отсрочку от призыва. Основными причинами освобождения от призыва в армию является: признание негодным или ограниченно годным по состоянию здоровья; прохождение военной или альтернативной службы; прохождение военной службы в вооруженных силах другого государства; наличие не снятой или не погашенной судимости за совершение тяжкого преступления; наличие родного брата погибшего или умершего во время прохождения военной службы по призыву.

Причиной отсрочки от призыва может являться обучение на дневном отделении высшего учебного заведения. В других случаях условия и сроки отсрочки устанавливаются федеральными законодательными органами. Сроки военной службы по призыву устанавливаются законодателем, для военнослужащих проходящих службу по контракту - устанавливаются контрактом.

В данной части нашего исследования, мы останавливаемся на изучении особенностей жизнедеятельности военнослужащих, проходящих службу по контракту (вне зависимости от принадлежности к какому-либо составу) и их семей, поскольку именно на эту группу специфика военной службы оказывает наиболее существенное влияние.

В современной литературе по исследуемой проблеме выделяют следующие особенности военной службы, которые состоят в том, что: во- первых, деятельность военнослужащих, выполняющих конституционную обязанность по защите Отечества, нередко связана с риском для жизни; во- вторых, весь военный уклад, быт и деятельность военнослужащих детально регламентированы, на них возлагается повышенная юридическая ответственность; в третьих, военнослужащие, в силу особенностей их службы ограничиваются в гражданских, личных, политических и социально- экономических правах.

Данная трактовка специфики военной службы может показаться спорной. Так, например, Матвейчук Л.B. считает, что в соответствии с общевоинским уставом каждый военнослужащий обладает равными со всеми гражданами РФ правами и свободами. Однако если проанализировать распространенные ее права и свободы военнослужащих обнаруживаются некоторые несоответствия.

Остановимся, прежде всего, на политическом праве. Военнослужащие имеют право участия в управлении государственными и общественными делами, как непосредственно, так и через своих представителей, могут свободно избирать и быть избранными в органы государственной власти, объединяться в общественные организации неполитического и некоммерческого характера и участвовать в их деятельности вор время свободное от несения службы. В тоже время, военнослужащим запрещено вступать в политические партии, а имевшееся членство в них на период службы приостанавливается. Налицо явное ограничение политических прав. Среди других прав можно выделить право на свободу слова, выражение своих мнений, на доступ к получению информации, которые ограничиваются таким понятием как неразглашение государственной и служебной тайны, не поддающимся однозначной трактовке.

Существенное значение для нашего исследования имеет комплекс социально-экономических прав, таких как право на личную собственность, на труд и отдых, на охрану здоровья и социальную защиту, на жилище и образование. Вместе с тем, реализация этих прав в условиях социально- экономического кризиса в стране встречает определенные трудности.

Подытоживая все вышесказанное, можно сделать вывод: на современном этапе развития российского общества военнослужащие ограничены в некоторых гражданских, личных, политических и социально-экономических правах.

Изучение особенностей социального статуса военнослужащих, основанное на концепции Липского И.А., дает основание утверждать, что принадлежность солдата и офицера к вооруженным силам определяет их социально-групповой статус, отличающийся следующей спецификой: во-первых, ярко выраженной политической окраской, т.е. неразрывной связью с государственной политикой; во-вторых, использованием насилия при выполнении закрепленных законом функций, причем насилия особого рода - вооруженного, а также угрозой его применения, выделенные характерные черты статуса военнослужащего, обусловленные спецификой его профессиональной деятельности, безусловно, накладывают отпечаток и на формирование личности военнослужащего и на его образ жизни.

При этом необходимо отметить, что современный воинский труд обладает рядом характерных факторов. Он многообразен по содержанию деятельности и включает в себя военно-управленческий, военно-научный (эксплуатация техники и вооружения), военно-педагогический труд и др. По степени интеллектуальности его можно рассматривать по большей части как умственно-физический. Причем в последние десятилетия под влиянием научно - технического прогресса акценты в воинском труде делаются преимущественно на интеллектуальной стороне. В тоже время специфика ратного труда, связанная с применением вооруженного насилия формирует у военнослужащих социально-типические качества и свойства, характерные для военной профессии: дисциплинированность, исполнительность, законопослушность, организаторские способности, мужество, ответственность, волевые качества, военно-социальные знания, широкий военно-теоретический кругозор и др.

Социальные качества, структурируясь в ценность, приобретают характер устойчивых духовно-нравственных образцов, ценностей, норм, образующих так называемую военную субкультуру. Характер, содержание и особенности современного воинского труда, формируют армию как социально - профессиональную группу, и определяет социально-типические свойства военнослужащих как представителей особой профессии. Отсюда на отбор содержания и организацию социальной работы с личным составом Вооруженных сил и членами их семей существенное влияние оказывают социально-экономические и социально-психологические факторы воинской среды. При этом здесь следует учитывать, что профессия военнослужащего обладает спектром психологических особенностей, обусловленных наличием множества ситуаций возникающих в военно-социальной среде: низкий уровень материального благосостояния; наличие неуставных взаимоотношений; социальные конфликты между национальными и земляческими микрогруппами военнослужащих и др. Кроме того, неблагоприятный фон для микроклимата современной армейской среды также создают социально бытовая неустроенность, возрастание физических и психологических нагрузок (в связи с не доукомплектованием личного состава), ухудшающиеся снабжение, неопределенность статуса войск в некоторых регионах бывшего СССР.

Анализируя социально-политические, социально-экономические и социально-психологические негативные факторы воинской среды, следует выделить из них наиболее актуальные:

Усиление противоречия между обязанностями военнослужащих и их правами как граждан Российской Федерации. Дело в том, что здесь в последнее время военнослужащие все чаще становится заложниками силовых решений политических вопросов, и оказываются втянутыми в политических вопросов, и оказываются втянутыми в политические интриги. Истоки этой проблемы лежат в недостаточности политических и правовых гарантий по предотвращению не конституционности функционирования военных институтов государства и общества. Например, по оценкам юристов-экспертов, решение о применении федеральных войск в Чечне содержало как минимум 7 противоречий действующему законодательству. И, несмотря на это введение войск в Чечню было признано не противоречащим действующему законодательству Конституционным Судом РФ. Последствия вовлечения Вооруженных сил в политические коллизии часто оказываются катастрофическими для самих военнослужащих.

Непрекращающееся снижение уровня жизни военнослужащих и членов их семей.

Причин вызывающих эту тенденцию несколько. Во-первых, отсутствие продуманной системы мер по поддержанию достойного уровня жизни военнослужащих и членов их семей. Во-вторых, неисполнение военного бюджета, рост финансовой задолженности Министерству обороны и недостаточность государственных инвестиций, выделяемых на развитие Вооруженных сил РФ. Резкое падение промышленного и сельскохозяйственного производства, свертывание военно-промышленного комплекса, существенное сокращение бюджетных ассигнований на оборону, привели к значительному ухудшению материально-технического и финансового обеспечения войск и флота, а, следовательно, и к снижению уровня жизни военнослужащих.

Снижение престижности воинского труда, из-за ухудшения социального самочувствия военнослужащих и их семей.

Негативное воздействие социально-правовых и социально-экономических факторов современной армейской среды проявляется в понижении социального статуса военнослужащих, падении престижа военной службы в обществе, превращение Вооруженных сил в институт повышенного социального риска.

Рост социальной напряженности в военной среде, увеличение социально - психологического дискомфорта личного состава, в конечном счете, ведет к оттоку квалифицированных молодых кадровых военнослужащих. В свою очередь некомплект офицеров в низовых звеньях, усиливает психологический дискомфорт среди старших офицеров, которые вынуждены нести дополнительные физические и психологические нагрузки, связанные с необходимостью исполнять обязанности отсутствующих офицеров.

Как показали исследования Барабанщикова А.В., Давыдова В.П., Коврижкиной Е.В. и др., среди основных причин социально - психологического дискомфорта военнослужащих обычно выделяют следующие: сложная социально-экономическая и политическая обстановка в стране; неуверенность в способности государства решить социальные проблемы Вооруженных сил; непредсказуемость реформирования Вооруженных сил; падение престижа воинского труда, особенно в среде молодежи; рост напряженности в Вооруженных силах; проблема взаимоотношений в коллективе подразделения, воинской части; осложнение отношений в семье, ближайшем микросоциальном окружении; проблемы, характерные для региона прохождения службы.

Таким образом, ненадежность социальных гарантий, необязательность их выполнения со стороны государства, рост социально-экономической и социально-правовой ущемленности военнослужащих, приводят не только к дальнейшему существенному падению престижа военной службы, но и к росту социальной напряженности в армии, ухудшению морально-психологического состояния и состояния воинской дисциплины, что, по сути, превращает армию в институт повышенного социального риска для всего общества.

Превращение военнослужащих в нестабильную в социально- политическом плане группу населения.

Рост социальной напряженности в армейской среде ведет к подрыву социально-политической стабильности военнослужащих и членов их семей - как особой категории населения. Источниками возникновения данной негативной тенденции являются, во-первых, проблемы экономического характера в жизнедеятельности войск, во-вторых, неудовлетворительность отношением руководства страны к Вооруженным силам, которая зачастую проецируется на неприятие военнослужащими деятельности всех институтов власти. Социальную напряженность в современной воинской среде характеризуют следующие показатели: массовое стремление военнослужащих к улучшению своего социально-экономического положения, посредством ухода в гражданские секторы общественного производства; создание общественных организаций объединяющих различные категории военнослужащих (уволенных в запас, участников войны в Афганистане, участников боевых действий в горячих точках и т.д.), обращение представителей этих организаций и отдельных групп военнослужащих в средства массовой информации для обнародования своих проблем, и в органы полного самоуправления для решения проблем на региональном уровне; распространение такого явления как невыполнение приказов и распоряжений командиров и начальников; организация таких невооруженных форм социального протеста как митинг, шествия и пикетирования.

Подводя итоги вышесказанному, следует отметить, что не только специфика, обусловленная таким особым видом деятельности как служба в Вооруженных силах, но и ряд негативных тенденций в современной военно - социальной среде вызывает целый комплекс факторов военнослужащих и их семей, решать которые, и призваны специалисты в области социальной работы.

Анализ проблемного комплекса жизнедеятельности военнослужащих и их семей, был бы неполным без рассмотрения такой проблемы как своеобразие взаимоотношений в семье военнослужащего. В процессе нашего исследования мы не ставили основной задачей изучение этих семей, касаясь лишь вопросов способствующих глубже понять и раскрыть сущность, специфику и основные направления социальной работы с данной категорией населения. При этом под семьей, мы понимали такую социальную группу (ячейку общества), важнейшую форму организации личного быта, основанную на супружеском союзе и родственных связях - отношениях супружества, родительства, родства людей, живущих вместе и ведущих общее хозяйство.

Из данного понимания следует, что семья отражает систему взаимодействия личности и семьи, семьи и общества, сферы жизнедеятельности, связанные с удовлетворением определенных потребностей членов семьи, а важнейшая ее функция «защитная».

Изучение литературы позволяет заключить, что большинство авторов выделяют следующие основные функции современной семьи военнослужащего:

- Репродуктивно - воспитательная, включающая в себя обеспечение потребностей мужчин и женщин в супружестве, отцовстве, материнстве, воспитании и самореализации в детях, а также осущественные социализации подрастающего поколения;

- Эмоционально - психологическая, заключающаяся в удовлетворении потребностей людей в психологическом комфорте и эмоциональной поддержке, чувстве безопасности, ощущении ценности и значимости своего «Я», в симпатии, уважении и признании, эмоциональном тепле и любви;

- Сексуально - эротическая, заключающаяся в удовлетворении сексуально - эротических потребностей членов семьи;

- Культурно - досуговая, заключающаяся в удовлетворении потребностей в совместном проведении досуга и отдыха, взаимном духовном обогащении с учетом интеллектуально-культурных запросов, соотношения образовательных индексов, профилей работы супругов;

- Материально - бытовая, состоящая в удовлетворении материальных потребностей семьи, с учетом соотношения доходов и имущественного положения супругов;

- Ценностно - ориентационная, которая заключается в создании в семье благоприятных условий для всестороннего развития личностей, выражения единства жизненных целей и устремлений;

- Социального контроля, заключающаяся в обеспечении выполнения социальных норм в семи членами семьи.

Анализ современных источников по рассматриваемой проблематике, свидетельствует, что специфика воинского труда существенно затрудняет осуществление этих функций. Матвейчук Л.B. считает, что это обусловлено воздействием ряда факторов, которые и определяют особенности жизнедеятельности семей военнослужащих. Среди них можно выделить:

- Социально-психологический дискомфорт в семье, специфические стрессы, вызванные непосредственной или опосредованной причастностью семьи к экстремальным обстоятельствам военной жизни, а также прогрессирующими социально-экономическими затруднениями (материально- финансовой необеспеченностью, отсутствием постоянного жилья, тяжелыми бытовыми условиями и т.д.) и другими негативными тенденциями в современной армейской среде.

- Подверженность факторами неоднократной социально-психологической адаптации при частых сменах места службы профессиональных военнослужащих, зачастую связанных с существенной переменой природно - географических, климатических, социальных и бытовых условий, что вызывает большие физические и психологические нагрузки.

- Регламентированность жизнедеятельности семьи военнослужащих, и как следствие этого постоянная готовность к подчинению своей жизни требованиям и запретам внешней среды.

- Раннее образование семьи, вступление в стадию родительства при неготовности к браку и семейной жизни одного, а зачастую и обоих молодых супругов, обусловленное ограниченностью выбора, места и времени заключения брака для военнослужащих.

- Ограниченность общения, эмоционально-психологической составляющей, своего рода «дистантный» стиль жизнедеятельности семьи, обусловленный особыми условиями воинского труда (чрезмерная занятость, отсутствие системного отдыха, систематические боевые дежурства, участие в службе суточного наряда, командировки, учения).

- Сильная зависимость супружеской совместимости и сплоченности семьи от сходства семейных ценностей супругов и личных качеств жены, способной или неспособной создать здоровую, гармоничную атмосферу в семье.

- Подверженность военнослужащего постоянному воздействию специфического фактора гомогенного мужского коллектива, серьезно влияющего на него самого и его семью.

- Систематический дефицит социально-психологического и социокультурного общения семьи военнослужащего, в частности дефицит общения семьи с близкими родственниками, вызванный замкнутостью и отдаленностью социального пространства, в котором осуществляется жизнедеятельность семьи (проживание в удаленных гарнизонах, военных городках, сельских населенных пунктах).

Для лучшего понимания семьи военнослужащего как объекта социальной поддержки, объективный интерес имеет информация об известных типологиях видов жизнедеятельности семьи, на основе которых можно выделить сущностные признаки, и расклассифицировать семьи военнослужащих по принадлежности к тому или иному типу.

Исследователи (Матвейчук Л.B., Торохтий B.C.) выделяют следующие признаки, наиболее значимые для обеспечения социальной работы с рассматриваемой категорией населения:

- По количеству детей среди военнослужащих наиболее распространенной является малодетная семья (двое детей) составляющая примерно 46% от общего числа. Около 35% составляют однодетные семьи, 15% приходится на семьи, не имеющие детей и только немногим более 2% - это многодетные семьи. Сравнительный анализ данных полученных в ходе исследований, проведенных за последние десятилетия, показали, что наблюдается устойчивая тенденция к снижению дето рождаемости в семьях военнослужащих.

- По составу традиционно семьи военнослужащих являются нуклеарными. В последнее время с активизацией призыва на военную службу военнослужащих - женщин значительно возросло количество неполных семей.

- По семейному стажу наиболее распространенной является семья среднего супружеского возраста с детьми школьного возраста. Также значительный процент составляют молодые семьи и семьи, ждущие ребенка. Хотя в последние десятилетия стала намечаться тенденция к сокращению числа молодых семей.

- По особым условиям семейной жизни более 75% семей военнослужащих проявляют признаки «дистантной» семьи.

- По однородности социального состава около половины семей военнослужащих социально гомогенны по уровню образования супругов, как показывает анализ литературы и экспериментальных данных по этой проблеме в последнее время возрастает число социально галогенных семей по уровню профессиональной деятельности, что вызвало участившимся поступлением жен военнослужащих на военную службу.

- По наличию жизненных трудностей выделяют 3 типа семей военнослужащих: временно проблемные семьи (наличие проблем обусловлено спецификой современной воинской службы); хронические проблемные семьи (наличие серьезных затяжных проблем, таких как инвалидность детей, длительная болезнь членов семьи и др.); кризисные семьи (семьи, находящиеся на гране распада из-за невозможности разрешения жизненных трудностей).

- По профессиональному признаку выделяют семьи офицеров (младших и старших, руководящего состава, офицеров ведущих и обеспечивающих профессий); семьи прапорщиков (находящихся на командных, технических и тылового общения должностях); семьи курсантов; семьи рядового о сержантского состава; семьи военнослужащих - женщин; семьи гражданского персонала (рабочих и служащих силовых ведомств).

- По отношению к воинскому социуму выделяют вновь прибывшие семьи; семьи, убывающие к месту службы военнослужащего; семьи - «аборигены»; семьи военных пенсионеров; семьи военнослужащих уволенных в запас; семьи военнослужащих - ветеранов войны в Афганистане, участников боевых действий в горячих точках.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что принадлежность к изучаемой социальной группе, определяет специфику состава, структуры и жизнедеятельности семей военнослужащих и формирует комплекс характерных для этой категории социальных проблем.

По фактору неблагоприятного воздействия можно выделить следующие социальные проблемы военнослужащих и членов их семей:

- Малообеспеченность, обусловленная экономическими проблемами Вооруженных сил РФ, следствием которых являются низкие ставки оплаты труда, задержки с выплатой денежного содержания. Также проблемы с финансовым обеспечением семьи возникают из-за невозможности военнослужащих найти дополнительные заработки (юридически запрещено законом, фактически блокировано ненормируемым рабочим днем, охватывающим практически целые сутки), отсутствием постоянного жилья и необходимостью высокой оплаты за аренду частного жилья, трудности с нормальным, высокооплачиваемым трудоустройством жены.

- Проблемы с жильем, вызванные дефицитом жилого фонда в стране в целом, а в Вооруженных силах - в особенности. Это обусловлено рядом причин: возросшей миграцией кадрового состава; сокращением жизненного фонда МОРФ; сохранением государственной жилищной задолженности Вооруженным силам; невыполнением федеральными органами власти и органами власти субъектов федерации законодательных актов по финансированию строительства и предоставлению военнослужащим жилья; низким уровнем материального достатка кадровых военнослужащих не позволяющий им самостоятельно строить или приобретать жилье; постоянный рост цен на жилье.

- Проблемы со здоровьем как самого военнослужащего, так и членов его семьи, объясняются трудностями связанными со спецификой современного воинского труда (рост социальной напряженности, повышение физических и психологических нагрузок, воздействие различных губительных факторов среды, необходимость постоянной социально-психологической адаптации к новым условиям и т.д.) и отсутствием возможности постоянно получать высококвалифицированную специализированную медицинскую помощь.

- Проблемы с образованием и воспитанием детей возникают из-за неоднократной смены учебных заведений, невозможности выбора мест обучения, отдаленности от культурных и академических центров.

Перегруженность служебными обязанностями и их повышенная сложность мешает нормальному участию в воспитании детей и вызывает внутрисемейную гиперпроекцию отношений детям в силу нервно-психического характера воинской деятельности. Нередки также смысловые конфликты, когда дети не разделяют ценностных ориентаций родителей.

- Проблемы с трудоустройством и социальным положением военнослужащих, объясняются ограниченностью в местах прохождения службы рабочих мест по специальности. В отдаленных гарнизонах и закрытых военных городках рабочих мест не хватает вообще, что вынуждает жен военнослужащих оставаться без работы. Статус безработного и пособие по безработице, которые могут получать женщины в этой ситуации не могут существенно повлиять на материальное благополучие семьи. Поступление женщин по контракту на военную службу ограничено рядом препятствий, поэтому для многих жен военнослужащих характерны деквалификация и синдром «несостоявшейся карьеры», что может привести к росту напряженности в семье.

- Напряженность и социально-психологический дискомфорт в семье, обусловленные помимо общих семейных проблем целым рядом специфических факторов: ростом социальной напряженности, разочарованием и неуверенностью в армейской среде, усталостью от материальных лишений, частыми переездами на неблагоустроенные места жительства, утомлением мужа от трудной и напряженной работы, влиянием на него гомогенного мужского коллектива, недостатком общения и социально-психологической составляющей в семье, ощущением нереализованное своих возможностей у жен военнослужащих, проблемами с детьми и неуверенность в их благополучном будущем и многими другими.

Резюмируя вышесказанное, отметим, что имеет место некоторых парадокс. На первый взгляд военнослужащие по характеру своей деятельности, набору личных качеств и возрастному диапазону не должны относиться к уязвимым слоям населения. Однако, в реалиях современной жизни из-за специфики профессиональной деятельности связанной с воинской службой, и негативных тенденций все чаще проявляющихся в современной военно-социальной среде, они становятся социальной группой находящейся в трудной жизненной ситуации и в уязвимом положении, и поэтому нуждаются в квалифицируемом содействии специалистов в области социальной работы. Особенно это касается военнослужащих уволенных в запас или отставку и их семей.

Проблема адаптации граждан, уволенных с воинской службы и членов их семей, является одной из важнейших в современной России. Учитывая основные социальные характеристики кадровых военнослужащих, уволенных в запас или отставку, мы можем охарактеризовать их, как определенную категорию населения, представляющую устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих личность, сформировавшуюся в процессе адаптации в рамках института Вооруженных Сил и обладавшую определенным статусом в этом институте, но в результате социальных преобразований вошедшую новую для нее среду - гражданское общество.

Анализируя особенности рассматриваемой категории населения как субъекта процесса социальной адаптации необходимо подразделять ее на три возрастных группы: до 30 лет; до 40 лет; старше 40 лет. Основываясь на материалах отечественных социологических и психологических исследований (Дмитриев И.В., Дубровин В.Н.. Петров В.П., Скороходова Ю.В. и др.) и данных Министерства обороны России, мы охарактеризовали их. Это позволяло нам на начальном этапе исследования, выявить специфические особенности адаптации и под воздействием совокупности различных факторов (в том числе и возрастных особенностей), влияющих на ее протекание.

Молодые люди до 30 лет. Кадровые военнослужащие этой возрастной группы уходят из армии в основном по собственному желанию. Это, как правило, хорошо подготовленные как физически, так и профессионально молодые люди, имеющие определенный опыт работы. Однако, их военная профессия зачастую не отвечает потребностям современного рынка рабочей силы. Входящие в эту группу военнослужащие увольняются без пенсии, поэтому сразу сталкиваются с финансовыми трудностями (особенно те, кто имеют семью). Несмотря на эти трудности, данная возрастная группа является наиболее перспективной в плане адаптации к гражданской жизни. Для этого им в первую очередь необходима такая переподготовка, которая дает возможность быстро добиться материального благополучия и способствует профессиональному росту.

Лица в возрасте до 40 лет. В этой возрастной группе в основном преобладают военнослужащие, уволенные в связи с сокращением Вооруженных Сил Российской Федерации, причем уход из армии не всегда совпадает с их личными планами. В связи с этим, они считают себя в какой-то степени обиженными, склонны во всем винить внешние силы, что может привести к негативному (вплоть до проявления открытой агрессии) отношению к окружающим. В сочетании с бытовой неустроенностью и материальными трудностями это приводит к кризисным проявлениям в психики людей и существенно затрудняет их адаптацию к условиям гражданской среды. Трудности усиливаются и в связи с вступлением в так называемый «кризис середины жизни». Однако если представителям данной группы удается справиться с возрастными проблемами, они способны найти различные варианты самореализации и достичь высокой продуктивности в своей деятельности.

Мужчины старше 40 лет. В этом возрасте из Вооруженных Сил уходят те, кто почти полностью отслужил установленные сроки и реализовал свои возможности в рамках службы в армии. Представители данной группы при увольнении в запас имеют определенные льготы и материально относительно благополучны. Но для них характерны свои специфические проблемы. Так, длительное пребывание в рядах Вооруженных Сил формирует у них определенную, зачастую завышенную самооценку. Поэтому при переходе к гражданской жизни и новой профессиональной деятельности для них главное сохранить свой прежний социальный статус. Отставники стремятся к деятельности, при которой будут сохранены (хотя бы внешние) атрибуты их былой власти и социального статуса. При этом, поскольку серьезное переобучение для данной группы не привлекательно, они не стремятся к особо сложной работе. Предпочтение отдается работе в административно- хозяйственных и контрольных органах государственной и муниципальной власти, в сфере образования или финансовых органах. При выборе дальнейшего жизненного пути представители этой возрастной группы охотно обращаются за помощью и советами в различные организации. Следующий вопрос, который необходимо рассмотреть это влияние на адаптацию индивидуально - психологических особенностей различных категорий кадровых военнослужащих, которых мы условно разделили на командиров, инженеров, гуманитариев, прапорщиков и мичманов.

Командиры. Для этой категории офицеров характерны специфический социальный опыт и навыки. Среди навыков, в первую очередь, следует выделять умение руководить людьми в командно-административном стиле, являясь при этом одновременно и начальником и подчиненным. Поэтому им свойственна конформность, т.е. неосознанное подчинение личности выявлению той социальной среды, в которую она включена. Пребывание в жестко иерархизированной системе управления накладывается определенный отпечаток и на процесс принятия решений, вырабатывая склонность отдавать инициативу в принятии решений, оставляя за собой в лучшем случае право на разумную инициативу в их реализации.

Военнослужащие, относящиеся к этой категории, отличаются хорошей физической подготовкой, исполнительностью, решительностью, желанием и умением выполнять приказы, жестко установленным стереотипом действий в любой обстановке. Увольнение из армии они переносят сложно и трудно. Основные трудности в адаптации связаны с тем, что хотя «командиры» имеют несколько специальностей, которые можно применить и в гражданской жизни, они обычно в процессе службы теряют практические навыки.

Инженеры. Офицеры, относящиеся к этой категории, изучили различные инженерные специальности, но зачастую не имеют опыта руководства большим количеством людей. В основном они хорошие специалисты. Обладают высоким интеллектуальным и профессиональным потенциалом, склонны проявлять творческий подход к любому делу. Наблюдается интересный парадокс: военнослужащие данной категории, либо очень быстро находят место на рынке труда по бывшей воинской специальности, либо не испытывают длительные трудности с трудоустройством и соответственно с адаптацией к гражданской жизни.

Гуманитарии. К этой категории относятся в основном политработники (помощники командиров по воспитательной работе). Они, как правило, хорошо разбираются в закономерностях общественных процессов, умеют профессионально работать с людьми, обладают развитыми коммуникативными способностями. Представители этой группы наиболее легко переквалифицируются, предпочитая оставаться в гуманитарных областях. Однако и они испытывают определенные трудности с трудоустройством, позволяющим достичь желаемого социального статуса и уровня жизни.

Промежуточное положение в этом весьма условном разделении занимает так называемый офицерский состав: юристы, медики, переводчики, финансисты, военная администрация и др., для которых переход к гражданским специальностям достаточно прост.

Прапорщики и мичманы. Имеют более низкую образовательную подготовку, чем вышеперечисленные категории кадровых военнослужащих, но лучше приспосабливаются к условиям реальной жизни.

Таким образом, анализ проблем кадровых военнослужащих, уволенных в запас или отставку показывает, что возрастные особенности и принадлежности к какой-либо категории офицерского состава накладывают отпечаток на протекание процесса адаптации к гражданской среде. При этом для большинства из них социально-экономическая ситуация чрезвычайно сложна. Бывшим военнослужащим трудно ориентироваться в мире гражданских профессий и источниках информации, соотносить свои возможности с требованиями различных видов труда, осуществлять поиск вакантных должностей и заключать трудовые договоры. Проблемы адаптации не ограничиваются трудностями с трудоустройством. Для полного вхождения бывших военных в гражданскую жизнь им нередко следует изменить свое представление о себе, своем внутреннем и окружающем мире, выработать новые стратегию и тактику поведения.

Резкое изменение социального статуса и материального положения семьи, психологическое состояние главы семьи не могут не сказаться на всех членах семьи. Увольнение из армии оказывает существенное влияние на жизнедеятельность членов семьи военных. Исследованием положения семей кадровых военных, уволенных в запас или отставку, проведенное И. Г. Скороходовой, выявлено, что уход из армии часто связан с возникновением стрессовых состояний у членов семей военнослужащих. Основными причинами подобных состояний являются: отсутствие работы или жилья, алкоголизация одного из супругов, плохое материальное положение, трудности в воспитании детей, развод, удаленность близких, друзей и родственников, боязнь за детей или престарелых родителей, оставшихся на старом месте службы. В результате возникают апатия, депрессия, страх, неврозы у детей и взрослых, а так же склонность к алкоголизму и психосоматические расстройства.

Многообразие психологических трудностей, возникающих в семьях военнослужащих после увольнения из армии, можно подразделять на сверхсильные и длительные (хронические). К первой группе относятся интенсивные острые переживания личности, являющиеся реакцией на полную или частичную утрату особо важных для нее потребностей, значимых ситуаций, отношений. Их появление обусловлено сверхсильными стрессогенными факторами, такими как увольнение в запас, развод, сильное продолжительное заболевание, смерть одного из членов семьи.

Ко второй относятся затяжные психические напряжения, возникающие вследствие неудовлетворенности социальных потребностей и ожиданий. У жен военнослужащих они чаще всего связаны с потерей прежнего социального статуса, чрезмерной нагрузкой в быту и на работе, длительными и устойчивыми внутрисемейными конфликтами, проблемами с устройством детей в детские учреждения, школы, на работу, резкой смены образа жизни и т.д. На детей сильно влияют смена рефератных групп, вышеперечисленные проблемы родителей, частые перемены места жительства и обучения, которые могут привести их (особенно подростков) к девиантному поведению.

Обобщая вышесказанное, можно сделать следующий вывод: далеко не всякая семья военнослужащего, и без того испытывающая множество социально-экономических, психологических и других проблем, способна самостоятельно справиться с трудностями, возникающими после ухода мужа и отца из армии. Следовательно, не только сами военнослужащие, уволенные в запас или в отставку, но и их семьи остро нуждаются в социально- психологической помощи.

Для того чтобы лучше понять специфику работы по социальной адаптации данной категории населения, необходимо понимать сущность этого процесса, особенности этапов его протекания.

Под социальной адаптацией принято понимать процесс и форму согласования человека с окружающим миром, разрешения противоречия между определенным типом личности (бывшим военнослужащим и членам его семьи) и определенным типом социальной среды (новыми социально-экономическими условиями и переходом к новому виду профессиональной деятельности).

Таким образом, сущность социальной адаптации рассматриваемой нами социальной группы можно определить как составную часть постоянно продолжающегося в течение всей жизни процесса социализации личности гражданина и представляет собой процесс и результат вхождения уволенных из армии людей в новую социальную среду, активную деятельность по занятию нового социального статуса в гражданском обществе, а также удовлетворенность этим статусом.

Процесс социально-психологической адаптации военнослужащих, уволенных в запас проходит поэтапно в течение определенного периода. Скороходова И.Г., выделяет следующие этапы:

- Подготовительный этап. Накануне увольнения для военнослужащего характерны состояния неопределенности и разочарования. Он тяжело переживает этот период, испытывая негативные эмоции, выступающие как фактор риска; с ним могут проходить различные неприятности (болезни, конфликты, суицидальные попытки и т.д.). Наиболее сильным патогенным фактором является даже не сам факт увольнения, а длительная угроза того, что оно произойдет.

- Этап психологического напряжения перед увольнением.

Особенностью данного этапа является информационная неопределенность. Эмоциональное напряжение усугубляется еще и тем, что от самого военнослужащего на этом этапе ничего не зависит.

- Этап острых психических реакций при входе в «гражданскую жизнь». Характеризуется изменением системы отношений и взаимоотношений, ломкой жизненных стереотипов, сформированных длительным пребыванием в армейской среде. Возможны 3 варианта его прохождения: относительно спокойно происходящая выработка защитных компенсаторных реакций в ответ на воздействие психогенных факторов; неустойчивая психическая деятельность, способная привести к предпатологическим состояниям и нервно - психическим заболеваниям, но в рамках психологической нормы; глубокие психические изменения, проявление устойчивых нервно-психических расстройств и даже заболеваний.

- Этап острых психических реакций выхода из «военной жизни». В это время возможно появление различных деструктивных изменений в социальном и материальном положении человека, здоровье, психике, семейных взаимоотношений. При этом наблюдается дефицит активного поведения и происходит разрушение жизненных привычек, интересов, целей.

- Этап реадаптации - восстановление стереотипов (тех, которыми военнослужащие обладали до службы в армии). Здесь очень многое зависит от индивидуальных особенностей личности и воспитательных возможностей социума.

Именно этот этап, представляется нам наиболее спорным. Здесь, скорее всего речь должна идти не о восстановлении старых до армейских стереотипов поведения, а о формировании новых соответствующих требованиям современных условий жизнедеятельности.

На течение процесса социально-психологической адаптации сильно влияет то, в какой фазе развития внутреннего мира вступает в нее военнослужащий. Это обуславливает тип его реагирования на увольнение и соответственно тип адаптации.

В эмпирических исследованиях, проведенных военными психологами, в частности Осуховым Н.Г., выделены шесть основных типов реагирования на увольнение из армии.

- Индифферентный - военнослужащие, в ответ на сообщение об увольнении практически не проявляют серьезной тревоги и не изменяют своего поведения.

- Мобилизирующий или парадоксальный - военнослужащие, получившие информацию о возможном увольнении, немедленно повышают свою активность, стремясь во чтобы то не стало остаться в армии. На первый план выходит проблема продолжения службы, а всему остальному не придается значения. Их особенность это проявление максимальной активности при возникновении реальных трудностей и в экстремальных условиях.

- Депрессивный - под влиянием негативной информации военнослужащие снижают активность, становятся нерешительными, неадекватно реагируют на все последующие, по их мнению, малозначительные сообщения.

- Активно-панический - военнослужащие, оказавшись в условиях сокращения Вооруженных Сил, сразу начинают бурную, не всегда продуманную деятельность, неадекватную ситуации и зачастую носящую хаотический характер. Как правило, она не приносит результатов и не способствует выходу из психологического кризиса.

- Активно-депрессивный - первоначальная реакция на сообщение об увольнении связана с бурной деятельностью, но затем активность быстро угасает и военнослужащие впадают в другую крайность - бездействие и апатию.

- Скрытно-панический - на информацию о сокращении военнослужащих отвечают полным бездействием. Одни внешне никак не проявляют своего волнения и спроса. Другие сильно переживают сложившуюся ситуацию и прикладывают безрезультатные усилия, чтобы скрыть это.

Рассмотренные нами этапы социально-психологической адаптации и типы реагирования на увольнение из армии помогали понять психологические механизмы изучаемых процессов. Однако мы в своем исследовании рассматриваем адаптацию как сложное взаимодействие специфической социальной группы с социальной средой.

С этой точки зрения, для нас больший интерес, представляет периодизация предложенная Дмитриевым И.В. В частности он предлагает разделить процесс адаптации на три этапа.

На первом этапе адаптации военнослужащего уволенного в запас или отставку, происходит предварительное изучение новой социальной среды и ознакомление с особенностями предстоящей деятельности. Продолжительность данного этапа обычно составляет один - два месяца. Для него также характерно преобладание эмоциональных форм активности. В этот период несколько снижается напряженность последних дней службы, начинают стабилизироваться эмоциональные реакции, появляется интерес к новым видам деятельности. Укрепляются личные цели, активизируются действия по их достижению, повышается авторитет военного в глазах членов семьи, которая в свою очередь становится более чувствительной на его изменившейся потребности. В это время устанавливаются контакты с новым микросоциальным окружением, ломаются старые динамические стереотипы и появляются ряд психологических трудностей. Основные среди них это внутриличностные диссонансы, обострение чувства деперсонализации и возникновение механизма защитной реакции «эго». Все это может привести к таким негативным последствиям как снижение социальной активности и работоспособности человека, вплоть до так называемой социальной апатии.

В целом же на первом этапе адаптации у бывшего военнослужащего рождаются планы, формируются установки, перспективы, интересы, появляются новые потребности и ценностные ориентации. По мнению Торохтия B.C., это очень важный этап, так как в ходе него закладываются основы взаимоотношений с социальной средой и дальнейшего их развития. Успешность адаптации здесь чаще всего определяется уровнем развития личностных и общепрофессиональных качеств востребованных в новой среде.

Второй этап - этап активного освоения среды обитания, освоения новой деятельности. Его продолжительность колеблется от одного до двух лет. Данный период характеризуется противоречиями между отношением личности бывшего военнослужащего к дальнейшему изучению, знакомству с гражданской социальной средой в целом и отношением к сближению с новым микросоциальным окружением.

Другим противоречием этого этапа может стать несоответствие между требованиями новой профессии и опытом человека, сформированным в предыдущей деятельности, особенностями его психики. Обострение названных противоречий может инициировать регрессивные процессы. При этом наблюдается преобладание социобиологических потребностей (сон, еда, отстраненность от проблем), которые могут принимать агрессивный характер, если что-то мешает их удовлетворению. Это один из механизмов защиты.

Второй этап может также характеризоваться нарушением целостности взаимосвязи со средой, дефицитом полноценного общения, трудностями с трудоустройством и полноценной профессиональной самореализацией, обилием непрерывных обстоятельств. Все это может привести к появлению агрессивности, имеющей социальные корни. И в тоже время в этот период идет интенсивный поиск своего «Я», своего места в гражданской жизни. Поэтому агрессивность проявляется в двух формах: конструктивной и деструктивной.

Конструктивная агрессивность реализуется в стремлении к творческой самореализации. По мнению В.С.Торохтия при развитии второго этапа адаптации, осуществляющегося по пути конструктивной агрессивности, основными его особенностями являются: во-первых, расширение новых представителей микроокружения, возрастание моральной и эмоциональной поддержки с их стороны; во-вторых, снижение эмоционального влияния на человека различных социально-психологических явлений и повышение значимости познавательного компонента в его взаимоотношениях с социальной средой; в-третьих, значительное проявление внутриличностных явлений типа сомнений, укоров, недовольства на почве возможной нереализованное™ ближайших целей, потребностей, ожиданий; в-четвертых, стабилизация суждений, отношений, взглядов, усиление роли и значимости личности в самостоятельном принятии ответственных решений, формирование ценностных ориентаций, новых целей и установок; в-пятых, исправление возможных ошибок в выборе друзей, места работы, стиля отношений с отдельными новыми сослуживцами, коррекция своего поведения в общении и деятельности.

Движущей силой этого направления адаптации является активное приобщение военнослужащего к традициям, быту обычаям новой социальной среды.

Однако на втором этапе может появиться и деструктивная агрессивность, так как длительная неудовлетворенность потребности в поиске себя должна найти какой-то выход, для сохранения психического и физического здоровья. В этот период часто обостряются семейные конфликты, нередко носящие аффективный характер.

И конструктивная и деструктивная агрессивность предохраняет субъекта от психосоматических заболеваний, но влечет за собой различные социальные последствия. Затяжная деструктивная агрессивность может, например, привести к возникновению клинических проявлений в поведении, существенно затрудняющих социально-психологическую адаптацию к новой среде. В случае, если трудности данного периода оказываются для человека непреодолимыми падает эффективность деятельности, удовлетворенность ею, снижается самооценка, осознается ошибочность сделанного выбора, что в конечном счете вновь ведет к резкому ухудшению психического состояния.

Направленность дальнейшего развития личности, успешность воздействия на новую социальную среду, во многом зависит от способности личности справляться с имеющими место трудностями. Если у человека есть цель и он знает способы ее достижения, он начинает осознавать смысл жизни и успешно преодолевать трудности, то наступает следующий этап адаптации - совершенствование среды обитания. Его продолжительность до полутора - двух лет. Он характеризуется дальнейшим развитием, усилением взаимодействия с социальным микроокружением, более глубоким его познанием.

В этот период проходит достаточно интенсивное удовлетворение социальных потребностей, особенно познавательных, возрождается социальная активность, способность к креативной деятельности. Идет дальнейшее развитие профессиональных возможностей для новой деятельности качеств. Этот процесс сопровождается стабилизацией психического состояния, улучшением общего настроения и взаимоотношений с окружающими людьми. Появляется самостоятельность, независимость суждений, взглядов, формируются взаимные симпатии, эмоциональная привязанность, что придает нравственную силу, социальную активность и уверенность в своей необходимости. Так человек сам начинает активно влиять на общественное мнение микроокружения, коллектива и в целом социальной среды. Однако, при этом устойчивость внутри личностного и нравственно-психологического состояния личности военнослужащего на данном этапе не исключает ряда психологических проблем, которые заключаются в том, что во-первых, поспешная самостоятельность, автономность суждений влечет за собой ошибочные действия, напряженность в межличностных отношениях, эмоциональные срывы; во-вторых, стремление к самоутверждению нередко сопровождается временной изоляцией личности, нарушением взаимоотношения с другими людьми.

Заключительный этап адаптации у каждого человека проходит по-разному. О его завершении можно говорить тогда, когда бывший военнослужащий, получив определенный опыт преодоления различных психологических трудностей, начинает его совершенствовать, применять собственные, наиболее эффективные варианты укрепления взаимоотношений и взаимодействия с социальной средой. Но даже в этом случае, необходимо учитывать, что трудности того или иного периода адаптации могли иметь далеко идущие неблагоприятные последствия. Разнообразные последствия переживаемых личностью в процессе адаптации трудностей ведут, как правило, к неудовлетворению различных потребностей, в том или ином отношении тормозят развитие личности, деформируют представления об обществе, искажают значимость ценностных ориентаций, активизируют эгоистичные аспекты мотивации жизнедеятельности человека.

На процесс социальной адаптации бывших военных влияют объективные социальные условия (социальное происхождение, образовательный уровень и т.д.), непосредственная среда обитания (семья, трудовой коллектив, неформальное окружение и т.д.) и сама личность (жизненная позиция, личностные качества, особенности самосознания и др.). Отсюда факторы, влияющие на содержание, этапность и оптимальность процесса социальной адаптации военнослужащих мы рассматриваем на трех взаимосвязанных уровнях: макро - микро- и внутри личностном.

Факторы, сопровождающие процесс социальной адаптации бывших военнослужащих и их семей в современных условиях. Таким образом, в условиях кризиса, переживаемого российским обществом процесс адаптации военнослужащих, уволенных в запас и членов их семей к гражданской жизни, отражает всю сложность социально- экономической ситуации в стране и имеет противоречивый и проблемный характер. Именно поэтому особенно актуальным сейчас становится вопрос о выработке качественно нового подхода к работе с различными категориями военнослужащих и профессиональной подготовке специалистов по социальной работе в русле этого подхода. Определение вариантов и способов повышения эффективности профессиональной подготовки специалистов в данной области диктует необходимость рассмотрения специфики социальной работы с военнослужащими и их семьями.

 

АВТОР: Луговая О.М.