15.06.2012 11480

Сущность и специфика социальной работы с различными категориями военнослужащих и членами их семей

 

В современной литературе существует множество подходов к определению сущности социальной работы как профессии и как отрасли научного знания.

Так, одни авторы утверждают: «Социальная работа, как профессия, направлена на человека в среде. Представляя собой личностную службу помощи людям, социальная работа, нацелена на решение всей совокупности проблем в контексте «личность и окружающая среда».

Другие подчеркивают многогранность социальной работы как профессии: «Она может стать веером разновидностей специализаций: социальный педагог - психолог семейного (широкого) профиля, эколог, социальный юрист, этнолог, социальный аниматор, геронтолог, социальные работники более конкретной, узкой специализации (по работе с беженцами, инвалидами, с группами социального риска, медицинский социальный работник и др.) или работающие с определенной возрастной группой, либо в определенных общеобразовательных учреждениях, в специфических сферах микросреды».

Третьи, характеризуют социальную работу, как «деятельность по обеспечению социальных прав человека, семьи, группы или по компенсации определенного социального, физического или технического ущерба, который мешает индивиду, группе пользоваться своими социальными правами».

Учитывая многообразие подходов к определению сущности социальной работы вообще, и социальной работы с военнослужащими в частности, мы при рассмотрении данного вопроса в процессе обучения студентов считаем целесообразным, придерживаться следующего порядка изложения учебного материала: в начале мы рассматриваем общие характеристики социальной работы в воинской среде, (ряд современных исследований определяет как военно-социальную работу); затем анализируем особенности социальной работы с выделяемыми нами основными категориями военнослужащих (военнослужащие - контрактники, военнослужащие, уволенные в запас или отставку, военнослужащие - участники боевых действий); далее раскрываем специфику социальной работы с семьями военнослужащих.

При этом мы их классифицируем по ряду факторов: во-первых, лица, относящиеся к категориям, сильно подвергшимся воздействию специфических условий воинской службы в наибольшей степени; во-вторых, лица наиболее остро нуждающиеся в квалификационной и своевременной социально - психологической помощи; в-третьих, категории лиц, которые составляют значительный процент от общей численности семей военнослужащих, не имеющих переквалификации.

По мнению Коврижкиной Е.В. под военно-социальной работой принято понимать систему мероприятий по осуществлению социальной политики государства в военной области, а также деятельность негосударственных институтов и офицеров по социальной защите, поддержке, обеспечению, обслуживанию и реабилитации различных категорий военнослужащих и членов их семей. Таким образом, с одной стороны, военно - социальная работа является инструментом и проводником социальной политики государства в военной области, а с другой, конкретизацией и дополнением социальной политики деятельностью негосударственных, общественно-гражданских органов по реализации специфических социальных потребностей, прав и свобод, гарантий и льгот военного социума.

Все это определяет факторы отбора содержания социальной работы с будущими специалистами, которые включают в себя три основных взаимосвязанных аспекта:

- концептуально-теоретический, т.е. теория военно-социальной работы;

- политико-правовой, находящий обобщенное выражение в военно - социальной политике государства;

- организационно-практический, включающий совокупность конкретных мероприятий и действий субъектов по ее осуществлению.

При обучении будущих социальных работников огромное значение имеет осмысление ими категории «деятельность», которая представляет собой совокупность выше обозначенных аспектов, форм и методов учебной деятельности будущих специалистов в области военно-социальной среды. Исследования установили, что эта деятельность обладает следующими специфическими чертами:

- Определенным уровнем политического содержания и нормативно- правового регулирования деятельности подготовки в области социальной работы с военнослужащими. Это связано с тем, что военная область жизнедеятельности локализируется в рамках политической сферы общественной жизни, т.е. она по своей природе требует высокого уровня политического и правового регулирования. Правовое регулирование социальной работы с военнослужащими в принципе обязано отражать в себе те особенности, которые присущи нормам военного законодательства в целом. К этим особенностям относится: во-первых, оно должно носить комплексный характер, охватывающий нормативно-правовые акты, регулирующие различные группы общественных отношений; во-вторых, оно не может не учитывать централизованного характера военного правотворчества; в-третьих, оно должно учитывать, что для военного законодательства характерны наиболее жесткие санкции. Так, если некоторые нарушения, совершенные гражданскими лицами влекут за собой лишь моральную, административную или дисциплинарную ответственность, то военнослужащие за аналогичные нарушения могут привлекаться даже к уголовной ответственности; в- четвертых, в основу правового регулирования следует положить принцип компенсации за тяготы и лишения военной службы.

- Необходимость повышенного внимания общества и государства к социальной работе в воинской среде. Объясняется это рядом причин. Одна из них заключается в том, что военная служба требует от людей особой напряженности, высокой отдачи физических и духовных сил, постоянной готовности к деятельности в непредвиденной и даже экстремальной обстановке и поэтому недостатки военно-социальной работы воспринимаются особенно остро, а ее издержки могут иметь серьезные, долгосрочные последствия. Также необходимо учитывать, что военный социум является решительной, инициативной, социально-нестабильной, да к тому же еще и вооруженной в основной своей массе группой. Поэтому просчеты в военно-социальной работе могут повлечь за собой катастрофические для всего общества последствия.

- Ограниченность возможностей военнослужащих в решении своих социально-экономических проблем. Например, большинство военнослужащих - контрактников живет только на один вид дохода - на денежное содержание из государственного бюджета по линии военного ведомства, не имея других источников существования. Поэтому для них должно быть характерно не только полное, но и своевременное обеспечение всего комплекса социальных потребностей и запросов. Если затрагивать проблемы категорий военнослужащих, то к примеру, большинство бывших военнослужащих не обнаруживает в себе стремления к предпринимательству, склонности к торговле и экономической смекалки в силу той же особой специфичности ратного труда. Многие из них остро нуждаются в переобучении, получении новой квалификационной помощи при трудоустройстве.

- Зависимость уровня военно-социальной работы от положения, престижа и социального статуса военнослужащих в обществе и государстве. Наблюдается следующая закономерность: выше престиж - прочее положение - выше уровень военно-социальной работы по всем направлениям. Что касается ситуации в российском обществе в данном отношении, то недавно проведенные отечественными учеными исследования выявлено значительное падение доверия российского общества к армии. В стране преобладает настороженное и опасливое отношение к Вооруженным Силам. Естественно при таком отношении общества к армии многие мероприятия по улучшению социального благополучия военнослужащих в стране не находят народной поддержки. Кроме вышеперечисленных основных

Объектом военно-социальной работы является совокупность людей (клиентов социальной работы), на которых она направлена, а также условий и обстоятельств их жизнедеятельности. Окружающие их условия жизнедеятельности могут быть представлены как социальная (военно - социальная) среда, которая включает в себя макросреду и микросреду. Социальная макросреда представляет собой окружающие клиентов общественные, материальные и духовные условия существования и деятельности. Под социальной микросредой мы подразумеваем непосредственное социальное окружение конкретных клиентов военно - социальной работы (семья, близкие, коллеги, соседи по месту проживания, объединения по интересам и т.п.), оказывающие существенное влияние на общение и поведение клиента.

Субъект военно-социальной работы обладает сложной структурой. К нему относится вся система органов и лиц, организаций и учреждений, которые непосредственно и опосредованно занимаются социальной работой с различными категориями военнослужащих и членами их семей. Данная система включает в себя, прежде всего, различные официальные государственно - конституированные лица, учреждения и организации, в обязанности которых входит осуществление социальной работы. Это определенные законодательные, исполнительные и контрольные органы государственной власти, специализированные учреждения и органы военного ведомства, должностные лица воинских частей и подразделений (социологи, психологи, правоведы, воспитатели) и т.д. Также к субъектам военно-социальной работы относится и совокупность негосударственных учреждений, органов и лиц гражданского общества, ведущих работу с военнослужащими и их семьями по личной и общественной инициативе. К ним относятся общественные организации, объединения ветеранов боевых действий, военнослужащих уволенных в запас или отставку, благотворительные фонды и др.

Предмет социальной работы с военнослужащими и их семьями составляет совокупность ее целей, задач и основных направлений. Общей целью военно-социальной работы можно назвать гармонизацию, оптимизацию взаимодействия личности и социальной среды в каждом конкретном воинском социуме и в условиях гражданской жизни после выхода из него. Основные функциональные направления военно-социальной работы, можно одновременно считать и ее целями, которые могут конкретизироваться в виде конкретных задач по реализации каждой цели. К этим направлениям относятся: социальная защита, социальная поддержка, социальное обеспечение, социальное обслуживание, социальная реабилитация, социальная адаптация.

В структуру военно-социальной работы также включаются и конкретные средства, методы и формы деятельности субъектов по ее осуществлению.

Средства осуществления военно-социальной работы чрезвычайно разнообразны: правовые, экономические, политические, просветительские, культурно-досуговые, духовно-нравственные и т.д. Характер средств военно - социальной работы определяет конкретные виды ее осуществления. Так, например, можно определенно говорить о правовом содержании социальной защиты, поддержки, обеспечения, обслуживания и реабилитации кадровых военнослужащих, уволенных в запас или отставку и членов их семей. Подобным образом выделяются и другие разновидности военно-социальной работы по характеру используемых в ней средств.

Формы и методы социальной работы с военнослужащими разнообразны и специфичны для каждого из ее направлений и видов. Выбор форм и методов работы в каждом конкретном случае обусловлен множеством факторов: полномочиями, функциями, характером деятельности субъекта военно - социальной работы; индивидуальными особенностями клиента; спецификой проблем и ситуации и т.д.

Результативность и эффективность военно-социальной работы зависят от многих факторов экономического, политического, социального, духовного, личностного порядка, которые одновременно могут выступать и как ее критерии, показатели ее качества. Однако, данные показатели в известной мере являются промежуточным, незавершенным в смысле их конечности и конкретности. Все они могут быть замкнуты на определенный конечный показатель эффективности для изучения. Таким конечным критерием, по мнению Липского И.А., является социальное самочувствие клиентов. Под ним данные авторы понимают отражение в индивидуальном сознании определенного уровня удовлетворения людьми своих социальных потребностей, на основе которого у них возникает соответствующая комфортность духовно-психического состояния. Применительно к клиентам социальной работы, их социальное самочувствие выступает следствием осознания и психического выражения степени удовлетворения своих социальных потребностей и интересов в процессе ее осуществления. Можно выделить три основных уровня социального самочувствия: высокий (комфортный), средний (достаточный) и низкий (дискомфортный).

В соответствии с уровнями социального самочувствия можно выделить и уровни военно-социальной работы: высокий, средний и низкий.

В настоящее время можно говорить о том, что система военно-социальной работы в российском обществе находиться пока еще в стадии становления и характеризуется незавершенностью формирования на основе новых принципах жизнедеятельности и достаточно низким уровнем. Низкий уровень военно - социальной работы является следствием слабой социальной ориентации государственной политики; низкого уровня финансирования социальных программ.

В задачи социальной работы с военнослужащими, несущими службу по контракту, в первую очередь, входит социальное и юридическое консультирование по всем вопросам, связанным с правами и возможностями лиц, несущих военную службу. В случае нарушений таких прав специалист, осуществляющий военно-социальную работу, направляет информацию об этом в порядке подчиненности и содействует их восстановлению. В его обязанности входит разъяснение военнослужащим и членам их семей нормативной базы разрешения конфликтных ситуаций, оказание помощи в обращении в инстанции, компетентные в разрешении конфликта.

Следующая важнейшая функция социальной работы с данной категорией, это обеспечение благоприятных социально-бытовых и социально - экологических условий для военнослужащих. Условия военной службы и сами по себе достаточно трудны и неблагоприятны, при этом они нередко отягощаются плохой организацией быта, невниманием к условиям работы и проживания военнослужащих, антропогенным загрязнением окружающей среды, которое могло бы быть предотвращено или устранено. Совершенствование социально-бытовых условий жизни военнослужащих и членов их семей предполагает: а) улучшение торгово-бытового обслуживания населения военных городков и гарнизонов; б) рационализацию содержания и организации свободного времени военнослужащих, их жен и детей, оптимизацию их досуга; в) оздоровление социально-психологического климата в воинских коллективах и в населенных пунктах, военных гарнизонах и городках, частях и подразделениях; г) обеспечение социальной справедливости в распределении (и перераспределении) социальных благ, льгот, в реализации кадровой политики, в удовлетворении духовных потребностей военнослужащих и членов их семей.

Другой важнейшей социальной работой с военнослужащими - контрактниками и их семьями является психологическая помощь. К одному из основных направлений этой помощи относится: ликвидация напряженности и конфликтов, развитие социальных коммуникаций, стимулирование положительных психологических реакций и подавление или безопасное от реагирование негативных.

Это направление особенно актуально, так как для военнослужащих данной категории характерно постоянное пребывание в не добровольно избранном коллективе. Здесь важно научить людей смягчать отрицательные проявления характера, практиковать аттрактивное общение, которое нейтрализует возможную агрессию со стороны окружающих, разрешать возникающие проблемы на конфликтной стадии.

Для смягчения напряженности в семьях военнослужащих, предотвращения конфликтов или кризисных ситуаций, большое значение имеет развитие специальной системы семейного консультирования и семейной терапии. В случае проживания вдали от больших городов наличие такой службы будет являться единственной возможностью для семей военнослужащих получить профессиональную помощь в стабилизации семьи. Важную роль играет и социально-педагогическая помощь семьям и детям военнослужащих, проведение педагогической коррекции, направленной на ликвидацию трудностей в обучении, устранении воспитательных дефектов, социальную реадаптацию проблемных детей и подростков.

Определенный вклад в улучшение положения военнослужащих и их семей может внести социально-экономическая работа, организация самопомощи и взаимопомощи семей военнослужащих, развитие элементов малого производства, кооперативных форм труда. Организаторы социальной работы в военной среде, выступают здесь в роли консультантов и менеджеров, посредников в контактах ассоциаций и объединений жен военнослужащих с органами социальной защиты населения, медицинскими учреждениями, другими органами и учреждениями предприятиями, которые могут нуждаться в их услугах или результатах труда.

Рассматривая специфику социальной работы с различными категориями военнослужащих, мы обратили внимание на то, что некоторые авторы (Матвейчук Л.B., Торохтий B.C.) уделяют большое внимание социальной работе с семьями военнослужащих, выделяя ее чуть ли ни как самостоятельное направление. Поэтому кратко остановимся на ее особенностях.

Социальная работа с семьей - одна из разновидностей социальной защиты населения, основным содержанием которой является содействие, помощь в восстановлении и поддержании нормативного функционирования семьи. Основной целью социальной работы с семьями военнослужащих является сохранение психологического здоровья семей. В соответствии с целью социальной работы с каждой семьей формируются и ее задачи. Основными из них являются: содействие созданию воспитывающих, гуманных, нравственно и физически здоровых отношений в сфере семьи, семейно-соседского окружения по месту жительства; диагностика условий жизнедеятельности семей и создание информационного банка актуальных проблем семей группы «риска», поиск возможных ресурсов для их решения; развитие семейного аспекта инфраструктуры микрорайона, военного городка; защита прав семьи как института социализации личности; содействие укреплению внутрисемейных уз и развитие воспитательного потенциала семьи; оказание помощи семье в выявлении личностных, межличностных трудностей, фактов отклоняющегося от нормы поведения членов семьи; содействие предупреждению и преодолению негативных явлений среди детей и подростков, оказание им помощи в период сознательного и профессионального самоопределения; развитие сети психологического консультирования различных категорий семей по проблемам, присущим ее стадиям жизнедеятельности; предоставлении современной психологической поддержки семьям погибших военнослужащих и семьям, оказавшиеся в экстремальных обстоятельствах и другие.

Из выше сказанного видно, что с семьями различных категорий военнослужащих необходима обширная, разветвленная и многоплановая система социальной работы. В современных условиях в силу ряда политических и социально-экономических причин такая система не реализуется в полной мере.

Не лучше обстоит ситуация и с другой выделенной нами категорией - кадровые военнослужащие уволенные в запас или отставку. В масштабах страны Министерством обороны были разработаны следующие этапы по обеспечению социальной адаптации военнослужащих уволенных в запас или отставку и членов их семей к гражданской жизни.

- Предоставление в Минобороны данных: а) Федеральной службой занятости населения: о состоянии рынка труда, разработке программ, методических рекомендаций о переподготовке граждан уволенных с военной службы; б) Минтруда: прогноз потребности в профессиональной направленности подготовки граждан уволенных с военной службы; экологический прогноз развития регионов России; в) Госкомвуз, Минобразования, ФСЗ: сведения об образовательных учреждениях.

- Профориентационная работа. Проводится Министерством обороны, ФСЗ, Министерством труда с целью выбора военнослужащими индивидуальной программы перехода к гражданской жизни. Проводится кадровыми органами Министерства обороны после избрания места жительства бывшими военнослужащими. Военнослужащий заполняет персональную анкету на себя и членов семьи.

- Обработка органами службы занятости данных, полученных от Минобороны, по военнослужащим и членам их семей и выработка возможных вариантов их трудоустройства.

- Работа органов службы занятости с гражданами, уволенными с военной службы и членами их семей по прибытию их к месту жительства.

- Представление данных ФСЗ (Минобороны) по трудоустройству, переподготовке и социальной адаптации граждан, уволенных с военной службы.

Однако, как показывает практика этапы, разработанные Министерством обороны, сводятся больше к организационно-информационным мероприятиям и не раскрывают социально-психологическую сущность целенаправленной деятельности, обеспечивающей реализацию всей системы работы по социальной адаптации военнослужащих, готовящихся к увольнению и уволенных из рядов Вооруженных сил РФ, а также членов их семей. Оптимизировать процесс социальной адаптации кадровых военнослужащих, уволенных в запас или отставку и членов их семей можно по следующим основным направлениям: совершенствование системы социальной защиты данной категории населения, прежде всего, на основе выработки механизмов реализации уже принятых нормативно-правовых актов по этому вопросу; создание и совершенствование условий для профессиональной переориентации и переподготовки военнослужащих, уволенных в запас; улучшение социально - психологического сопровождения социальной адаптации бывших военнослужащих к новому статусно-ролевому положению; создание и отлаживание работы специальных служб, занимающихся социальной адаптацией военнослужащих, уволенных в запас или отставку; внедрение в отечественную практику лучшего зарубежного опыта социальной адаптации и защиты военнослужащих запаса; совершенствование системы профессиональной подготовки специалистов в данной области.

 

АВТОР: Луговая О.М.