15.06.2012 14401

Учебный труд студента как сложный и специфический вид деятельности

 

В широком смысле слова труд - это целесообразная деятельность человека, в процессе которой, воздействуя на природу, он создает все то, что необходимо для удовлетворения материальных и духовных потребностей общества. Подчеркивая важность труда человека К. Маркс в «Капитале», писал: «Для того, чтобы присвоить вещество природы в форме, пригодной для его собственной жизни, он приводит в движение принадлежащие его телу естественные силы... Воздействуя посредством этого движения на внешнюю природу и изменяя ее, он в то же время изменяет свою собственную природу».

Таким образом, трудовая деятельность - категория социальная, она носит общественный характер.

С появлением общественного разделения труда произошло и разделение людей по видам деятельности. Одни из них начали заниматься только физическим, другие - умственным трудом. В результате произошла постепенная утрата универсализма трудовой деятельности и возникло одностороннее развитие личности. «Вместе с разделением труда,- писал Ф. Энгельс в «Анти-Дюринге» - разделяется и сам человек. Развитию одной - единственной деятельности приносятся в жертву все прочие физические и духовные способности. Это калечение человека возрастает в той же мере, в какой растет разделение труда».

Так объективно возникли условия, когда целостность человека утратилась. Одновременно, как бы в противоположность этой тенденции, возникла и другая - идея всестороннего и гармоничного развития личности. В педагогическом плане это означает, что труд предполагает превращение деятельности человека в такую его потребность, когда побудительными мотивами будет не внешняя необходимость, а внутреннее содержание самой деятельности.

Современная человеческая деятельность чрезвычайно разнообразна. Это и труд, направленный на создание материальных ценностей, и воспитание и обучение (педагогическая деятельность), и научно-исследовательская деятельность и др.

Особое место в этом перечне занимает умственный труд (умственная деятельность). «Умственный труд, - отмечал К.Д.Ушинский, - едва ли не самый тяжелый. Мечтать легко и приятно, но думать трудно».

Что же такое умственный труд, каковы его научные основы? Первый шаг в их раскрытии сделал И. М. Сеченов. Он впервые подошел к пониманию поведения человека, рассмотрению его труда, в том числе и умственного, как системы рефлексов. Главный акцент ученый делал на выявление естественнонаучного происхождения всей произвольной, сознательно контролируемой деятельности человека.

Высказанные И.М. Сеченовым идеи получили широкое признание и поддержку его современников и последователей.

Психологи различают три вида деятельности: игру, учение, труд.

Учебный труд, - это специфический вид деятельности, связанный с процессом приобретения новых знаний, умений и навыков или изменения старых.

В рамках общей теории учения, основы которой были заложены Я.А. Коменским, И.Г.Песталоцци, А.Дистервегом, И.Гербартом, в нашей стране - К.Д, Ушинским, П.Ф.Каптеревым, С.Т.Шацким, А.П.Нечаевым, М.Я.Басовым, П.П.Блонским, Л.С.Выготским, Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, Д.Б.Элькониным, В.В.Давыдовым, И.Лингартом, Й.Ломпшером и др., сформировалась теория учебной деятельности.

Актуальность поставленных этой теорией проблем распространяется не только на школу, применительно к которой она и была сформулирована, но и, что не менее важно, на вузовское обучение, деятельность студентов

Понятие «учебная деятельность» довольно неоднозначно. В работах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, А.К. Марковой понятие «учебная деятельность» наполняется собственно деятельностным содержанием и смыслом, соотносясь с особым «ответственным отношением» (по С.Л. Рубинштейну) субъекта к предмету обучения на всем его протяжении.

Следует обратить внимание, что в данной трактовке «учебная деятельность» понимается шире, чем тип (вид) деятельности, т. к. распространяется на все возрасты, в частности на студенческий. Учебная деятельность в этом смысле - деятельность субъекта по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных преподавателем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку. Согласно Д.Б. Эльконину, «учебная деятельность - это деятельность, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий, такая деятельность должна побуждаться адекватными мотивами. Ими могут быть... мотивы приобретения обобщенных способов действий, или проще говоря, мотивы собственного роста, собственного совершенствования».

Из сказанного можно заключить, что в отличие от труда вообще учебная деятельность не относится к сфере материального производства. Являясь разновидностью умственного труда, она носит учебно-воспитательный характер и отличается от любой другой деятельности специфическими целями и задачами, содержанием внешних и внутренних условий, средствами и трудностями, особенностями протекания психологических процессов, своеобразием руководства и управления.

Отечественная педагогика высшей школы, руководствуясь учением о преобразующей роли труда, исходит из того, что учебная деятельность не остается нейтральным процессом. Она, как и любой другой труд, оказывает преобразующее влияние не только на социальную среду, но и на самих обучающихся.

Развивая эту мысль, конкретизируя ее, современные педагоги и психологи (Б. Г. Ананьев, П. Р. Атутов, Н. К. Гончаров, Ф. Ф. Королев, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, М. Н. Скаткин, Б.М. Теплов и др.) в своих исследованиях приходят к выводу о том, что учебный труд оказывает влияние на развитие сознания, познавательных способностей и психики в целом. Учебная деятельность человека и его личность едины: личность выступает как субъект деятельности. Не остается пассивной и психика, которая, как указывает А. Н. Леонтьев, выполняет ориентирующие, контролирующие, регулирующие, побуждающие и смыслообразующие функции деятельности.

На современном этапе развития психолого-педагогического знания основными проблемами теории учебной деятельности являются:

- Проблема соотношения и разграничения учебной деятельности, учения и обучения.

- Проблема основных характеристик учебной деятельности.

- Проблема предметного содержания учебной деятельности.

- Проблема возрастных и индивидуальных особенностей становления и развития учебной деятельности.

- Проблема соотношения мотивационного и интеллектуального планов учебной деятельности.

В литературе выделяются три основные характеристики учебной деятельности, отличающие ее от других форм учения: 1) она направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач; 2) в ней осваиваются общие способы действий и научные понятия; 3) общие способы действия предваряют решение задач (И.И.Ильясов).

И.А. Зимняя к этим трем признакам добавляют еще две: 4) учебная деятельность ведет к изменениям в самом субъекте; 5) учебная деятельность изменяет психические свойства и поведение обучающегося.

Каковы собственно деятельностные характеристики учебной деятельности? Прежде всего подчеркнем, вслед за Д.Б. Элькониным, ее общественный характер: по содержанию, т. к. она направлена на усвоение всех богатств культуры и науки, накопленных человечеством; по смыслу, ибо она общественно значима и общественно оцениваема; по форме, поскольку она соответствует общественно выработанным нормам обучения и протекает в специальных учреждениях, например, в школах, колледжах, институтах. Как любая другая, учебная деятельность характеризуется субъектностью, активностью, предметностью, целенаправленностью, осознанностью, имеет определенную структуру и содержание.

Анализ содержания учебной деятельности начинается с определения ее предмета, т.е. того, на что она направлена: в данном случае - на усвоение знаний, овладение обобщенными способами действий, отработку приемов и способов действий, их программ, алгоритмов, в процессе чего развивается сам обучающийся. Это и является ее предметом или содержанием.

Согласно Д. Б. Эльконину, учебная деятельность не тождественна усвоению - оно является ее основным содержанием и определяется строением и уровнем ее развития, в которую усвоение включено. В то же время учебная деятельность направлена на изменение самого субъекта, усвоение же опосредует субъектные изменения и в интеллектуальном, и в личностном планах, что также входит в предмет учебной деятельности.

Средства учебной деятельности, с помощью которых она осуществляется, следует рассматривать в трех планах. Во-первых, это лежащие в основе познавательной и исследовательской функций учебной деятельности интеллектуальные действия (в терминах C.Л. Рубинштейна - мыслительные операции): анализ, синтез, обобщение, классификация и др., без которых никакая умственная деятельность невозможна. Во-вторых, это знаковые, языковые, вербальные средства, в форме которых усваивается знание, рефлексируется и воспроизводится индивидуальный опыт. В-третьих, это фоновые знания, посредством включения в которые новых знаний структурируется индивидуальный опыт, тезаурус обучающегося.

О соединении всех этих средств полнее всего сказано в общей теории учения С.Л. Рубинштейна, согласно которой, «решение или попытка разрешить проблему предполагает обычно привлечение тех или иных положений из уже имеющихся знаний в качестве методов или средств ее разрешения».

Способы учебной деятельности могут быть разными (В.В. Давыдов, В.В. Рубцов). Способ учебной деятельности - это ответ на вопрос, как учиться, каким образом получать знания. Наиболее исчерпывающее описание способа представлено в теории поэтапного формирования умственных действий (ПЯ. Гальперин, Н.Ф. Талызина), где принцип ориентировки, перехода от внешнего, предметного действия к внутреннему и этапность этого перехода в соотношении с тем, как это делает сам обучающийся, полностью раскрывают способ учебной деятельности.

Продуктом учебной деятельности является структурированное и актуализируемое знание, лежащее в основе умения решать требующие его применения задачи в разных областях науки и практики. Продуктом также является внутреннее новообразование психики и деятельности в мотивационном, ценностном и смысловом планах. Продукт учебной деятельности входит органичной частью в индивидуальный опыт. От его структурной организации, системности, глубины, прочности во многом зависит дальнейшая деятельность человека, в частности успешность его профессиональной деятельности, общения (Зимняя И.А.).

Учебная деятельность имеет внешнюю структуру, состоящую из таких основных компонентов, как мотивация; учебные задачи в определенных ситуациях в различной форме заданий; учебные действия; операции.

Каждому из компонентов структуры этой деятельности присущи свои особенности. В то же время, являясь по природе интеллектуальной деятельностью, учебная деятельность характеризуется тем же строением, что и любой другой интеллектуальный акт, а именно: наличием мотива, плана (замысла, программы), исполнением (реализацией) и контролем (Ю.Галантер, А.А.Леонтьев, Дж.Миллер, К.Прибрам).

Мотивами называются внутренние побудительные силы человека, заставляющие его заниматься той или другой деятельностью. Мотивация является не только основным компонентом структурной организации учебной деятельности, но и существенной характеристикой самого субъекта этой деятельности. Мотивация может быть внутренней или внешней по отношению к деятельности, но всегда остается внутренней характеристикой личности как субъекта этой деятельности.

Цели - это наиболее значимые для человека предметы, явления, задачи и объекты, достижение и обладание которыми составляют существо его деятельности. Цель выступает в образе результата деятельности. Цели могут быть близкими и дальними, личными и общественными, в зависимости от того, какую значимость придает им человек и какую роль в общественной жизни играет его деятельность.

Что касается учебных целей, то они обычно определяются как ожидаемые конечные или промежуточные результаты тех действий, которые ведут к реализации мотивов обучающегося.

Как отмечают М.И.Дьяченко и Л.А.Кандыбович, учебная деятельность представляет собой систему органически связанных друг с другом действий.

По словам Н.Ф. Талызиной, деятельность - это не просто сумма отдельных действий. В любом ее виде действия представляют собой определенную систему, являются взаимосвязанными, располагаются в известном порядке, строятся по определённому плану.

Итак, действие - структурная единица деятельности, которая определяется направлением на достижение цели.

Инициация действий - лишь один из этапов определенной активности человека. Ее исходный момент - начало активности головного мозга как результат сопоставления внутреннего состояния индивида с объектами или ситуациями. Второй - обработка мозгом информации, поступающей от организма и внешнего мира. Третий этап - наиболее подходящее поведение с учетом текущих обстоятельств и прошлого опыта.

Обработка информации выполняется более или менее автоматически при рефлекторных реакциях или в процессе инстинктивного поведения. При сложных процессах научения и особенно при сознательном принятии решений в этом процессе участвуют память и мышление человека.

Как крупные цели членятся на более мелкие, так и крупное действие есть последовательность действий более низкого порядка с переходами на разные уровни иерархической системы действий. По структуре действие в отличие от привычного или импульсивного поведенческого акта, непосредственно определяемого предметной ситуацией, всегда реализуется опосредованно. В качестве средств могут выступать различные знаки, роли, ценности, нормы и пр.; применяя их, субъект овладевает действием, превращает его в личностное, принадлежащее ему самому.

Таким образом, деятельность начинается с постановки целей на основе потребностей и мотивов, выработки плана предстоящих действий. Затем следуют сами действия. Заканчивается процесс оценкой и осмыслением результатов своих действий.

Способы и приемы - это действия, предпринимаемые человеком, для достижения целей деятельности.

Многие авторы справедливо подчеркивают, что условия деятельности могут быть благоприятными, способствующими ее эффективности, и неблагоприятными - крайне трудными, экстремальными. Отсюда очевидно, что успех учебной деятельности зависит от правильного педагогического руководства ею. Такое руководство должно быть направлено на усвоение обучающимися разнообразных видов учебных действий - ориентировочных, исполнительных, оценочных.

На репродуктивном уровне студент выполняет и оценивает действия, выполненные по инструкции и по образцу, в несколько измененной ситуации осуществляет выбор типовых способов методом проб и ошибок и т.д.

На продуктивном уровне студент самостоятельно ставит задачи на основе соотнесения условий в новой ситуации, расчленяет их на частные, ищет новые и нестандартные способы решения и др.

Результат - это то, чего достигает обучающийся в ходе деятельности. Результаты могут не совпадать с целями деятельности. Чтобы цель учебной деятельности и ее результат совпадали, необходимо последовательно изучать состояние учебной деятельности. Такое изучение также складывается из совокупности определенных операций: 1) понимание обучающимся условного смысла поставленной педагогом задачи (а не ее буквальное понимание); 2) удержание и воспроизведение задания в течение некоторого времени, сохранение его в течение времени, необходимого для выполнения задания; 3) выполнение задания до конца, что косвенно говорит о принятии обучающимся задачи; 4) переход к самостоятельной постановке учебных задач; 5) выполнение действий по образцу; 6) выполнение действий по образцу, но по инструкции с ограничениями или отсутствующими звеньями; 7) выполнение отдельных действий изменения, сравнения, моделирования, в вариантах «от предмета к модели» и обратно; 8) отделение и различение способа от результата; 9) переход от действия по образцу, от перебора стереотипных способов к поиску новых способов; 10) вычленение и сопоставление нескольких способов решения одной задачи; 11) нахождение из нескольких способов наиболее рационального, наиболее короткого; 12) нахождение нового, нестандартного способа решения задач; 13) появление у способов учебной деятельности новых качеств обобщенности, осознанности, вариативности; 14) самостоятельный переход внутри учебной деятельности от одного звена к другому и др.

Исследования отечественных психологов (Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина и др.) показали, что умственные действия формируются вначале как внешние, предметные и постепенно переносятся во внутренний план. Перевод внешнего действия во внутренний план называется интериоризацией.

Овладение умственной деятельностью приводит к тому, что, прежде чем приступить к внешней деятельности, направленной на достижение желаемой цели, человек проделывает действие в уме, оперируя образами и речевыми символами. Внешняя деятельность в этом случае готовится и протекает на основе выполненной умственной деятельности. Реализация умственного действия вовне, в виде действий с предметами называется экстериоризацией.

И все же основными характеристиками деятельности человека являются предметность и субъектность.

В развитой форме предметность свойственна лишь человеческой деятельности. Она проявляется в социальной обусловленности деятельности человека, ее связях со значениями, зафиксированными в схемах действия, понятиях языка, ценностях, ролях и социальных нормах. Субъектность деятельности выражается в таких аспектах активности субъекта, как обусловленность психического образа прошлым опытом, потребностями, установками, эмоциями, целями и мотивами, определяющими направленность и избирательность деятельности; в смысле личностном - «значении для себя», придаваемом мотивами различным событиям, действиям.

Именно в деятельности человек раскрывается как субъект. Объект деятельности - это то, на что она направлена, субъект деятельности - это человек, ею управляющий. При этом человек является и субъектом познания окружающей действительности и самой деятельности.

По А. Н. Леонтьеву, деятельность - форма активности. Активность побуждается потребностью, т. е. состоянием нужды в определенных условиях нормального функционирования индивида.

Потребность не переживается как таковая - она представляется как переживание дискомфорта, неудовлетворенности, напряжения и проявляется в поисковой активности. В ходе последней происходит идентификация с ее предметом - фиксация на предмете, который может ее удовлетворить. С момента «встречи» активность становится направленной, опредмечивается - как потребность в чем-то конкретном - и становится мотивом, который может уже и осознаваться. Именно в этом случае можно говорить о деятельности.

По C.Л. Рубинштейну, деятельность определяется своим объектом, но не прямо, а через ее внутренние закономерности; внешние причины проявляются через внутренние условия. При объяснении психических явлений в качестве системы внутренних условий выступает личность с ее сложной многоуровневой структурой.

В процессе деятельности происходит формирование сознания. Сознание человека - высший этап развития психики и продукт общественно - исторического развития, продукт труда.

Формируясь в деятельности, сознание в ней и проявляется. По ответу и выполнению задания педагог, например, судит об уровне знаний и особенностях развития сознания обучающегося. Анализируя учебную деятельность, например студента, он делает вывод о его способностях,- об особенностях мышления и памяти. По делам и поступкам определяют характер и другие качества личности.

При анализе деятельности принято выделять три плана ее рассмотрения:

- генетический - в нем исходной формой любой является социальная совместная деятельность, а как механизм развития психики выступает интериоризация;

- структурно-функциональный - в основе рассмотрения деятельности лежит принцип анализа «по единицам»: разложение реальности на «единицы», содержащие в себе основные свойства, присущие ей как целому; иерархические взаимосвязи между единицами деятельности подвижны, и в зависимости от места отражаемого объекта в структуре деятельности изменяются содержание психического отражения, уровень отражения (осознаваемый или неосознаваемый) и вид регуляции деятельности (произвольный или непроизвольный);

- динамический - здесь при рассмотрении деятельности изучаются механизмы, обеспечивающие движение самой деятельности: активность над ситуативная, определяющая саморазвитие деятельности, и возникновение ее новых форм; установка, обусловливающая устойчивость целенаправленной деятельности в изменчивой реальности.

Выполнение деятельности осуществляется на основе психофизиологических механизмов, рассмотренных в теории функциональных систем психики, акцептора результатов действия и представлений о системной организации высших психических функций. Успех же ее зависит от трех компонентов: знаний, умений, мотивации и качества учебных действий - их обобщенности, осознанности, гибкости и вариативности, самостоятельности.

 

АВТОР: Лукинова Н.Г.