16.06.2012 1734

Использование компьютерных информационных технологий в музыке за рубежом

 

Многие музыканты-солисты репетируют свои партии на дому, и тогда перед ними возникает достаточно серьезная проблема. Если, например, скрипачу необходим аккомпанемент фортепьяно, то ему приходится прибегать к записи, а запись, в отличие от живого пианиста, пассивна, она не обладает ни гибкостью, ни реакцией на изменения пассажей ведущего инструмента.

Эту проблему решил профессиональный гобоист и математик - прикладник из американского университета Амхерст Кристофер Рафаэль. Он совместил свои дарования и создал компьютерную программу, названная Рафаэлем Music++, которая может воспринимать музыку и приспосабливать аккомпанемент к партии солиста. Это единственная на сегодняшний день музыкальная программа, которая в состоянии обучаться и приспосабливаться к солисту. Программа улавливает исполнение сольной партии музыкальным инструментом с помощью небольшого микрофона, одного из тех, которые сейчас встраиваются в большинство компьютеров, и постепенно начинает распознавать ноты, пользуясь методами обработки данных, принятыми в программах распознавания речи.

В программу включен адаптивный элемент, который позволяет ей «обучаться» самому музыкальному произведению и стилю его исполнения солистом. После нескольких подготовительных сеансов программа начинает принимать в реальном времени решения, необходимые для изменения аккомпанемента, например, его темпа или пауз, в соответствии с интерпретацией музыкального произведения солистом, даже если он меняет его во время исполнения или делает ошибки. Music+ обладает высокой гибкостью и может распознавать не только самые различные интерпретации одного и того же произведения, но и тенденции, присущие его исполнению различными музыкантами, учитывая их при воспроизведении аккомпанемента.

Начинающие музыканты проводят очень много времени наедине, разучивая свои партии, и программа дает возможность приучить их к совместному исполнению, во многом способствуя их профессиональному развитию. Music+, по словам Рафаэля, вовсе не отстраняет человека от творческого процесса. Наоборот, одна из ее целей - способствовать обучению машины. Компьютеру трудно воспринять экспрессивный компонент музыки, а программа поможет ему научиться этому на конкретных примерах.

Согласно официальным данным в США в 1994 году электронную почту использовали только 8% студентов, продолжающих образование после окончания средней школы. В 1998 году их число возросло до 44%. Число учебных классов, использующих ресурсы Интернета, возросло с 15% в 1996 до 30% в 1998 году. В 1996 году 46% американских вузов брали со своих студентов плату за пользование информационными технологиями. Одновременно с этим возрастало, и умение студентов обращаться с компьютером, расширялись формы, методы и цели их применения в учебном процессе.

Музыкальная драматургия, очевидно, подразумевает сложность и изысканность исполнения, «не простоту» музыкальных фраз, ориентированность на классическую симфо-музыку и школу игры, и театральность постановки выступления. И, безусловно, не используя самые современные компьютерные информационные технологии достичь этой изысканности исполнения и сложность музыкальных фраз невозможно.

Рок-музыка, зародившись в середине XX века, как жанр, естественно, стала развиваться в разных направлениях. Одна часть исполнителей, Бон Джови, Стинг, Стиви Уандер и др. тяготели к эстраде, группы типа Дорз, Битлз, Джетро Талл, Роллинг Стоунз - к балладно-романсным музыкальным отношениям, собственно, рок-н-роллу как таковому, как принято определять ядро данного жанра. Вообще, о музыкальной драматургии в таких «живых» культурных явлениях, как рок-музыка, рэп, панк-музыка можно говорить с достаточной степенью условности. Например, рок-опера «Иисус Христос Супер Стар», с которой, собственно, и началась история музыкальной рок драматургии, - театрализованное шоу с сотнями исполнителей, гигантскими декорациями, огромными залами и тысячами зрителей, и она идет с успехом вот уже тридцать лет. Взятый отдельно от визуального шоу, саундтрек к этой рок опере - вполне рок-н-рольная музыка, которую можно поставить в один ряд с произведениями таких групп, как Спейс, Кинг Кримпсон, Пинк Флойд. По «симфоничности», понятой, как «сложность», - это не менее изысканные и драматургичные произведения. А если лазерное шоу, сопровождавшее все выступления вышеуказанных групп сравнить с театрализованными интерьерами рок опер, то мы увидим поразительную близость того, что в театральной среде называется «рок-опера», а в среде рок-н-ролльной - «симфо-рок».

Если рассмотреть историю чисто рок опер, то мы увидим поэтапное движение двух видов искусства друг к другу. Театралы, пытаясь «оброкенролить» свое театральное действо, движутся к музыке. Музыканты - обогащают свои выступления на публике театрализованными представлениями.

Поэтому, «драматургичность», на наш взгляд, - это, с одной стороны, сложность, «симфоничность» собственно музыкального произведения, с другой стороны - это театрализованность исполнения.

Первой рок оперой стала «Иисус Христос Супер-звезда». Америка 70-х буквально взорвалась ошеломляющим успехом музыки и театрального шоу этой постановки. Через некоторое время появился фильм с одноименным названием. Кинорежиссеры мира, как будто почувствовали веяние времени, и начали выпускать музыкальные фильмы, театральные режиссеры - ставить рок оперы. В России, которая, конечно, не могла отставать от Америки ни в чем, почти одновременно появляются 2 постановки: «Звезда и смерть Хоакино Мурьеты» и «Юнона и Авось». Успех и той и другой - впечатлял. В кино - «Собака на сене», «Труффальдино из Бергамо», «Д Артаньян и три мушкетера».

Расцвет движения хиппи, поклонявшихся музыке и цветам, фестиваль «Вудсток», триумфальное шествие по миру «Битлз» - все это расцвет рок-н- ролла 70-х. Но это, так сказать, ядро жанра. По обочинам - симфо-рок или рок оперы и эстрада. Отдельно, примыкая к ним, стоят барды, панк-рок и хэви-металл. И там и там и там присутствует драматургия, понятая как «театральность» и сложность музыки, и там и там - страстное желание петь, «выпевать жизнь»... но все проходит. Кончилось время цветов, хиппи выросли, стали бабушками и дедушками, а новое поколение слушает новую музыку в более яркой ритмичной упаковке.

 

АВТОР: Марков А.И.