16.06.2012 34372

Профессионально-личностное развитие как предмет психолого-акмеологического исследования

 

Проблема личностно-профессионального развития с психологических и акмеологических позиций исследована в работах Б.Г. Ананьева, В.А. Бодрова, Л.И. Божович, А.А. Деркача, Д.Н. Завалишиной, Э.Ф. Зеера, Е.А. Климова, Т.В. Кудрявцева, Н.В. Кузьминой, В.Н. Леоньтева, А.К. Марковой, Л.М.Митиной, и др.

Личностно-профессиональное развитие определяет сущность субъекта деятельности и его роль во взаимосвязях всех сторон профессиональной деятельности. Образ профессионала включает следующие характеристики: психологический ресурс, психические свойства, процессы и состояния, характер, темперамент, мотивационно-деятельностные особенности (профессиональное самосознание, направленность, стиль профессиональной деятельности); умение в любых условиях последовательно оставаться на позиции, обусловленной интересами и приоритетами работы, развивать и реализовывать способности и творческий потенциал, добиваться оптимальности всех сторон профессиональной деятельности.

К.К. Платонов выделяет несколько видов моделей профессионала: нормативную, экспективную и эмпирическую. Нормативная модель составляется на основе инструкций, уставов, программ подготовки и т.д. Экспективная модель обусловлена мнениями экспертов, хорошо владеющих данной профессией. Эмпирическая модель профессионала - модель реально существующего в определенных условиях среднего профессионала.

Развитие объективно необходимых знаний, умений и навыков осуществляется при наличии у субъекта требуемых качественных характеристик. В первую очередь к ним надо отнести такие, как понимание своих возможностей для саморазвития и самореализации в избранной профессиональной деятельности по сравнению с любой иной сферой; мотивация продвижения к вершинам профессионализма; сформированность социально-ценностной Я-концепции, способность успешно реализовывать и оценивать профессиональную деятельность; развитие интереса к результатам деятельности.

В психологических исследованиях встречается понятие «профессиональное становление», отождествляемое с другим не менее распространенным понятием «профессиональное развитие». Существуют различные точки зрения на рассмотрение механизмов как становления, так и развития профессионала.

Понятие «профессиональное становление» не нашло еще четкого определения, несмотря на его широкое применение. Можно отметить, что в науке нет четкого разграничений обозначенных понятий. B.C. Леднев, например, определяет становление личности, как состоящее «в прогрессивном изменении качеств человека, то есть включает в себя: развитие функциональных механизмов психики, усвоение опыта личности; воспитание типологических свойств личности». В данном определении становление понимается как позитивные качественные изменения, находящие отражение в личном опыте. Е.М. Борисова считает, что в большинстве случаев становление понимается как то, что уже возникло, но далеко от своего завершения. Становление «в таком понимании можно рассматривать как развернутый во времени процесс овладения профессией. Он (процесс - Е.М.) должен включать определенные этапы, стадии, каждая из которых имеет особые характеристики тех психофизиологических и социально-психологических особенностей, которые обеспечивают успешное осуществление профессиональной деятельности. В таком контексте наиболее близким к нему по смыслу является понятие профессионального развития...». С точки зрения акмеологии, необходимо рассматривать человека труда как личности. При этом данный процесс определяется как появление «качественных позитивных новообразований в психическом облике человека, создание новых или переосмысление старых мотивов, целей, отношений».

Согласно подходу, предложенному Ф. Парсонсом, каждый человек по своим индивидуальным и профессионально значимым способностям наиболее оптимально подходит к одной единственной профессии; профессиональная успешность и удовлетворенность профессией обусловлена степенью соответствия индивидуальных качеств требованиям, предъявляемым профессией к человеку.

К недостаткам данной теории можно отнести то, что автор рассматривает психические процессы и свойства статичными, не учитывая, что и личностные структуры и профессиональные требования изменяются в течение жизни и в соотвествии с жизненными целями. Этим психологическим направлением также не учитываются проблемы возникновения психологических новообразований в процессе профессионального становления, не учитываются процессы развития, поэтому вне анализа остаются источники развития, потребностно - мотивационная сфера и др.

В рамках теоретического исследования необходимо упомянуть типологию Дж. Голланда в которой выделено шесть типов профессиональной среды: реалистический (рабочие, автоводители), интеллектуальный (ученые), социальный (учителя, врачи), конвенциональный (директора, заведующие), предприимчивый (бизнесмены, продавцы), артистический (художники, актеры). Выбор профессии сводится, по Дж. Голланду, к поиску наиболее подходящего окружения, то есть профессиональной группы, соответствующей ориентации личности и которую составляют индивиды, обладающие сходными личностными особенностями. Каждый из выделенных типов характеризуется определенным интеллектуальным развитием, характером, темпераментом, интересами. По мнению ученого, человек вступает только в ту среду, которая ему типологически соответствует. Несмотря на большую практическую значимость данной типологии, можно отметить, что зачастую бывает трудно выделить определенную профессиональную среду, к которой можно отнести какого- либо человека. Кроме того, человек, развиваясь в определенной профессиональной среде, способен к личностному совершенствованию, которое, во многом, может по своим показателям не соответствовать требованиям данной профессиональной среде. Это означает, что мы не можем рассматривать обретение человеком профессионализма как некое строго запрограммированное состояние, за пределами которого личностное развитие прекращается.

В настоящее время в отечественной психологии и акмеологии представлены различные концепции профессионализации. Так развитие личности в ходе деятельности является предметом исследования многих психологических лабораторий.

Отдельно остановимся на определении феномена «развитие», так как именно оно дает основание для дальнейшего изучения профессионального развития человека. В философии развитие рассматривается как специфическая форма изменения, созревания, движения, роста. С.Т.Мелюхин пишет по этому поводу: «Развитие - это целостное, закономерное, в основном необратимое изменение качественного состояния системы, включающей в себя возникновение новых возможностей и тенденций в течение достаточно длительного периода существования». В данном определении зафиксирован целый комплекс признаков развития: это целостный циклический процесс, в основе которого выделяют две линии: восходящую (прогресс) и нисходящую (регресс).

«Под восходящей стадией понимается такой период развития, в течение которого происходит развертывание и возрастание множества возможностей. Тенденций изменения системы, усложнение ее внутренних и внешних связей, структуры и форм движения. Нисходящая стадия характеризуется сокращением множества возможностей и тенденций изменения, что зачастую совпадает с относительным упрощением и деградацией структуры, возрастанием степени неупорядоченности в связях и формах движения...». Автор понимает регресс в том смысле, что развитие в одном направлении ограничивает развитие в другом.

Особенностью изменений, происходящих в ходе развития, является то, что развитие не может быть понято лишь как количественные изменения, это и качественные преобразования, поэтому регресс нельзя рассматривать как процесс возвращения на предыдущие стадии развития.

В многочисленных психолого-акмеологических исследованиях показано, что для реализации своего потенциала человеку необходимы определенные социальные условия. Поэтому для описания социального влияния на развитие человека Л.C. Выготский ввел понятие «социальная ситуация развития», как система отношений ребенка и социальной действительности. «Социальная ситуация развития представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение данного периода. И если ребенок изменился коренным образом, неизбежно должны перестраиваться и эти отношения. Прежняя ситуация развития распадается по мере развития ребенка, и столь же соразмерно с его развитием складывается в основных чертах новая ситуация развития, которая должна стать исходным моментом для следующего возраста».

В.И. Слободчиков противопоставляет понятию «социальной ситуации» другое понятие «событийной общности», для описания того «пространства», где совершается развитие: «...в самом общем виде, ситуация развития - это совокупность предпосылок и условий, преобразуемых в пространство связей и отношений между соучастниками, которые и создают динамизм, напряженность и внутреннюю противоречивость ситуации».

В настоящее время общепринятым определением является высказывание о том, что развитие начинается там, где наличные условия не позволяют действовать привычными способами, то есть оно начинается в тот момент, когда происходит остановка, прекращение непрерывного хода событий, создание чего-то иного, ранее не существовавшего. Б.Д. Эльконин по этому поводу пишет, что развитие происходит «в точке» необходимости поведения при невозможности использования готовых автоматизмов, то есть в точке преобразования формы (способа существования) поведения. Учитывая данное положение, применительно к предмету нашего исследования, можно утверждать, что личностью - профессиональное развитие женщины-предпринимателя возможно при таком изменении социально-бытовых, экономических и других условий жизнедеятельности, которое предполагает не только новую форму поведения человека, но и его измененное отношение к действительности. Можно предположить, что смысл развития женщины по мере усвоения профессии предпринимателя заключается в расширении возможностей, повышении способностей и четком определении мотивов, которые бы оптимально соответствовали требованиям предпринимательской деятельности. Однако само развитие может начаться только в том случае, когда требования профессии более высокие, чем возможности самого субъекта деятельности.

Профессиональное развитие, по мнению Е.А. Климова, Т.В. Кудрявцева, В.Д. Шадрикова начинается с момента принятия и включения в процесс освоения профессии. Принятие профессии создает специфическую ситуацию «включения» человека в систему требований и ценностей данной профессии. Это, в свою очередь порождает у человека направленность на освоение профессиональной деятельности, в ходе которого происходит снятие противоречий между требованиями и возможностями человека, между ценностями, связанными с профессией, и содержанием мотивационной сферы человека.

Е.А. Климов выделяет в концепции профессионального развития человека пять основных направлений, представляющих все компоненты психического содержания этого развития:

- «приобретение человеком все более точной и широкой

- ориентированности в окружающей среде»;

- «формирование направленности, в частности, трудовой, профессиональной...»;

- «усвоение (и совершенствование в качестве своих обретений) общественно выработанных способов действия и использования орудий, средств деятельности»;

- «формирование системы устойчивых личных качеств, создающих возможность успешного выполнения деятельности...»;

- «развитие знания о себе».

Данные направления и компоненты в той или иной степени и в разных сочетаниях представлены в большинстве моделей профессионального развития человека. Наиболее распространены два типа таких моделей: онтогенетические (возрастные) и профессионал - генетические. Онтогенетические модели рассматривают профессиональное развитие человека в контексте возрастной периодизации его жизни в целом, профессионал-генетические модели связывают это развитие с периодом реального выполнения субъектом определенной трудовой деятельности.

В отечественной психологии исходной для многих последующих вариантов можно считать модель возрастного развития человека как субъекта труда, предложенную Е.А. Климовым. Особое значение имеют положения Е.А. Климова о том, что «человек - система саморегулирующаяся», важнейшими психическими регуляторами активности которой являются потребности, интересы, идеалы, идейные убеждения, то есть направленность личности. «Без формирования направленности личности не создаются внутренние условия для усвоения знаний, умений, навыков, не говоря уже о том, что, как ясно, убеждения, относящиеся к области труда, входят в системообразующее звено мировоззрения личности».

Модель Е.А. Климова была уточнена В.А. Бодровым в части, касающейся собственно профессионального труда. Единая стадия развития профессионала, по мнению В.А. Бодрова, представлена в виде четырех самостоятельных стадий: стадии профессиональной адаптации, стадии развития профессионала, стадии реализации профессионала, стадии спада. Стадия реализации профессионала определяется автором в основном как стадия стабилизации: «отмечается полная или частичная реализация профессионального потенциала, стабилизируются основные операционные структуры, личностные черты носят устойчивый характер».

Характер изменения личностных, когнитивных, рефлексивных и прочих психических свойств человека в ходе его профессионального развития в обеих рассмотренных моделях позволяет выделить два крупных этапа в этом развитии: формирование общих предпосылок, в частности, в виде общей готовности к труду; собственно профессиональное развитие субъекта труда, начало которого большинство специалистов относит к стадии профессионального обучения.

В концепции C.Л. Рубинштейна важным является положение о том, что «развитие человека, в отличие от накопления «опыта», овладения знаниями, умениями, навыками, - это и есть развитие способностей человека - это и есть то, что представляет развитие как таковое, в отличие от накопления знаний и умений». Другими словами, результатом освоения определенной деятельности является развитие профессиональных способностей, которые формируются на основе общих способностей человека.

Б.Г. Ананьев выделил схему, согласно которой развитие психических функций, лежащих в основе операциональной сферы субъекта труда, проявляется как развитие функциональных, операциональных и мотивационных механизмов. Для каждой психической функции формируются свои операционные механизмы. Функциональные и операционные механизмы сложно взаимодействуют между собой. На основе определенного уровня развития функциональных механизмов начинают развиваться операционные, а в дальнейшем, совместное их развитие порождает ускоренное развитие тех и других. В процессе деятельности операционные механизмы приспосабливаются к деятельности, в результате чего они приобретают черты оперативности. Мотивационные механизмы обладают регуляторной функцией. Развитие мотивации стимулирует перестройку операционных механизмов, в результате чего уровень развития психических свойств возрастает. Д.А. Ошанин выявил, что в условиях профессионального развития перестройка мотивационных механизмов происходит раньше операционных и ведет к преобразованию последних. Если такая перестройка не происходит, способности не развиваются, обусловливая непригодность к данному виду деятельности.

Источником профессионального развития, как и любого развития вообще, является наличие противоречий. По мнению Ю.В. Поваренкова, противоречия, возникающие в системе «требования профессии-возможности и потребности человека», определяют динамику, перестройку и трансформацию социальных ситуаций развития. Критериями уровня профессионального развития, таким образом, должны быть такие, которые связаны со сформированностью профессионально-важных качеств и структуры мотивов.

Одной из самых разработанных является проблема профессионального самоопределения, понимаемым либо как выбор профессии, совершаемый в старшем школьном возрасте, либо как форма самоопределения личности в целом. Профессиональное самоопределение чаще всего сводится к выбору профессии. По мнению Е.М.Борисовой, профессиональное самоопределение - это «процесс развития личности в профессиональной деятельности на основе наиболее полного использования своих способностей, индивидуально-психологических возможностей... Он занимает весь период активной трудовой деятельности».

Вклад в понимание проблемы самоопределения внес В.И. Слободчиков, связывая процесс самоопределения с появлением внутренней рефлексии, с кризисом развития, нарушением событийности и появлением само-бытности человека, со «становлением подлинного авторства в определении и реализации собственного способа жизни».

Изучая процесс личностного самоопределения, М.Р. Гинзбург выделяет жизненное поле личности, в рамках которого разворачивается жизненное и профессиональное самоопределение, понимаемое им как «совокупность индивидуальных ценностей, смыслов и пространства реального действования - актуального и потенциального, охватывающего прошлое, настоящее, будущее». Для нас наиболее интересным моментом здесь выступает то, что автор определяет двуплановость самоопределения, имеющего ценностно-смысловую и пространственно-временную природу.

А.К. Маркова провела анализ соотношения и взаимодействия процесса профессионализации человека с его социализацией в целом, показала сложный характер взаимообусловленных жизненных и профессиональных событий и новообразований. В этой связи автор говорит о таком измерении профессионализма как «личностная компетентность»- «владение приемами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности». Автор говорит о взаимодействии разных видов самоопределения - личностного, социального, профессионального: «В одних случаях они предшествуют друг другу, например, личностное самоопределение может предшествовать и способствовать профессиональному, чаще всего они происходят одновременно, меняясь местами как причина и следствие».

С понятием профессионального самоопределения и личностной компетентности тесно связана категория профессиональной идентичности, понимаемая в психологии как «функция самотождества личности в профессиональной сфере», проявляющаяся у тех личностей, у которых ведущей является ориентация на профессиональную деятельность. Е.П. Ермолаева отмечает, что психологический уровень субъектности, характеризующийся принятием решения, может служить параметром профессиональной идентичности личности: «...профессионально идентичные личности обладают большей способностью совершать личностный выбор на основе устойчивой эгоцентричности, преобразуя в сознании ситуацию по собственным правилам». Основываясь на положениях C.Л. Рубинштейна, К.А. Абульхановой-Славской, исследователь отмечает степень значимости профессии в обществе в статусном определении профессиональной идентичности: «Более или менее весомый статус профессиональной идентичности в структуре идентичности личности в качестве фактора субъектности и личностного самоопределения в значительной степени зависит от той объективной роли, которую играет профессия в данном обществе и в которой ценность профессии фигурирует в общественном сознании». Надо полагать, что резкие изменения в политике и экономике нашей страны оказали влияние на идентичность всего населения. Однако для женщин и мужчин среднего возраста в силу возрастных особенностей адаптация к различным социальным изменениям сопровождалась негативными психологическими явлениями: стрессами, депрессиями и др. Следовательно, особенности поиска профессиональной идентичности, обусловленные, во многом, уровнем значимости профессии в обществе, характеризуются у данной возрастной категории людей уровнем субъектности личности, степенью сложности профессиональной ситуации.

В рамках концепции профессионального становления, разрабатываемая Т.В. Кудрявцевым и его сотрудниками профессионализация рассматривается как целостный процесс обретения профессиональной и социальной зрелости. По мнению Т.В. Кудрявцева «...профессиональное становление не кратковременный акт, охватывающий лишь период обучения и воспитания в стенах одного из типов профессиональных учебных заведений. Оно - длительный, динамичный, многоуровневый процесс, состоящий из четырех основных стадий. Переход к каждой последующей стадии закладывается в ходе предыдущей и сопровождается возникновением у субъекта ряда противоречий и нередко даже кризисных ситуаций.

Центральное место в концепции занимает разработка стадийности процесса профессионального становления. Первая стадия - это «возникновение профессиональных намерений и поступление в профессиональное учебное заведение». Критерий этого этапа - социально и психологически обоснованный выбор профессии.

Вторая стадия - профессиональное обучение. Цель этой стадии - репродуктивное усвоение профессиональных знаний, навыков и умений. Психологический критерий этой стадии - профессиональное самоопределение.

Третья стадия - процесс вхождения в профессию и нахождение своего места в системе производственного коллектива. Критерием этой стадии являются достаточно высокие производственные показатели деятельности, определенный уровень развития ПВК и психологический комфорт.

Наконец, четвертая стадия - это «полная реализация личности в самостоятельном профессиональном труде», уровень которой характеризует не только высокую степень овладения операционной сферой профессиональной деятельности, но и «творчество ее выполнения, сформированность индивидуального стиля, т.е. определенную систему личностных качеств и отношений», а также постоянное стремление к самосовершенствованию.

В отличие от рассмотренных выше более общих онтогенетических моделей, в модели Т.В. Кудрявцева основной акцент сделан на динамике профессионального самоопределения субъекта, показателем которого являются изменения отношения личности к себе как профессионалу. Основанием различных темпов развития профессионального самосознания являются изменения мотивационно-потребностных и операционных личностных образований.

Обращают внимание некоторые моменты, не отраженные в данной концепции, но существенные для теории профессионализации. Например, на второй стадии ведущим критерием является профессиональное самоопределение. По нашему мнению, высокий уровень такого самоопределения ничего не говорит о способностях к той или иной деятельности. Кроме того, не ясно, в чем это самоопределение заключается.

Мы также полагаем, что не правомерно стадии профессионального самоопределения соотносить с этапами жизненного пути человека. Необходимо заметить, что процесс самоопределения, реализация себя в деятельности - это процесс, который может происходить на любом этапе профессионального пути. Отсюда следует, что по разным показателям профессионализма субъект находится на различных стадиях развития.

Другая концепция профессионального становления разработана Э.Ф.Зеером, в которой в качестве основания для выделения стадий берется социальная ситуация развития и уровень реализации профессиональной деятельности. Профессиональное становление, согласно мнению автора, начинается со стадии формирования профессиональных намерений. Этот процесс детерминируется «противоречиями между необходимостью выбора профессии и недостаточным уровнем обобщенного самосознания и неопределенностью представлений о профессии». На этой стадии возникает внутриличностное противоречие между профессионально- технической направленностью личности и педагогической направленностью избираемой профессии, В результате разрешения противоречий появляется обобщенное самосознание, профессиональное намерение, потребность в самоутверждении, мировоззрение.

На стадии профессиональной подготовки должен происходить переход от учебно-познавательной к учебно-профессиональной, а затем - к реальной профессиональной деятельности. На этом этапе предполагается формирование профессионально важных качеств (ПВК). Основным противоречием между мотивационной установкой на научно-познавательную деятельность и недостаточным уровнем развития свойств личности, обусловливающих успешность обучения. Новообразованиями этой стадии являются: профессиональная направленность, педагогические умения и способности, психологическая готовность, педагогические умения и способности, психологическая готовность к инженерно-педагогической деятельности, социальная зрелость.

После окончания ВУЗа у индивида наступает стадия профессионализации, которая предполагает активное освоение инженерно - педагогической профессии, предстающей перед выпускником в виде ряда действий, а не как целостное образование. Исходным является противоречие между творческим характером инженерно-педагогической деятельности и сформированными в ВУЗе репродуктивными способами ее осуществления. Основное внутри субъективное противоречие - между отношением личности к профессиональной деятельности, ее ценностными ориентациями и несформированностью профессиональной позиции. «Это противоречие разрешается в ведущей деятельности - инженерно-педагогической, детерминирующей следующие психологические новообразования: профессиональное самоопределение, профессиональный опыт, профессионально важные качества, профессионально-ценностные ориентации, профессиональная позиция», - отмечает Э.Ф. Зеер.

Последней стадией профессионального становления личности является стадия мастерства, исходным противоречием данной стадии является противоречие между новаторским выполнением профессиональной деятельности и традиционно сложившимися способами осуществления ее на практике. Психологическими новообразованиями являются: профессиональная зрелость, творческая активность, интеграция ПВК в индивидуальный стиль деятельности, идентификация личности с профессией.

Главным недостатком данной концепции является, как и в предыдущей, выделение стадий профессионального становления личности, которые соотнесены с этапами жизненного пути. Не всегда оправданными, по нашему мнению, являются выделенные психологические новообразования и противоречия, обусловившие их появление. А.Т. Ростунов предложил иную концепцию, придавая основное значение созданию эффективной системы управления формированием профессиональной пригодности. Под профессиональной пригодностью он понимает «совокупность индивидуально-психологических особенностей человека, обеспечивающую наибольшую эффективность его общественно-полезной трудовой деятельности и удовлетворенность свои трудом».

Процесс формирования профессиональной пригодности А.Т. Ростунов рассматривает с точки зрения системного подхода, как большую систему, в которую входят четыре функционально связанных подсистемы: профориентация, профотбор, профподготовка и профадаптация. Каждая подсистема, в свою очередь, имеет несколько подсистем более низкого ранга, которые обеспечивают функционирование как соответствующих подсистеме, так и системы в целом. Отличительной особенностью данной концепции является то, что в ее основу положено понятие профессиональной пригодности, отражающего суть противоречия профессионального становления - «личность - профессия», где основной акцент делается на эффективном управлении профессиональным формированием.

Совершенно отдельно стоит концепция профессионального развития Л.M. Митиной, которая опирается на положение СЛ. Рубинштейна о двух способах жизни. Это положение послужило основой для построения двух моделей: модели адаптивного поведения и модели профессионального развития. В обеих моделях выделено по три стадии. Рассмотрим их кратко. Профессиональное функционирование в русле модели адаптивного поведения детерминируется противоречиями между требованиями профессионального сообщества к профессиональной деятельности и возможностями личности.

На первой стадии - профессиональной адаптации - возросшие требования деятельности вступают в противоречие со сформированными в процессе обучения характеристиками личности, знаниями и умениями. На второй стадии - профессионального становления - необходимость приспособления к внешним требованиям вступает в противоречие с выработанными индивидуальным стилем деятельности и общения, способами выполнения деятельности. На третьей стадии - профессиональной стагнации - за счет эксплуатации стереотипов и шаблонов возникают предпосылки для снижения активности, невосприимчивости к новому.

Профессиональное развитие детерминируется противоречиями иного рода. На стадии самоопределения происходит сопоставление знаний о себе и других, определенные качества понимаются в других и переносятся на себя, что обусловливает понимание необходимости собственных изменений. На стадии самовыражения происходит соотнесение своего поведения с мотивацией, которую оно реализует. Главным мотивационным фактором развития является стремление к возможно более полной реализации своих возможностей. На третьей стадии - стадии самореализации - формируется жизненная философия себя как профессионала, осознается смысл жизни. Понимая односторонность профессионального развития, личность выходит за рамки своей профессии, чем удовлетворяет свою потребность во всестороннем развитии.

Важнейшее значение приобретают исследования, в которых становление личности профессионала представляется как целостный процесс, продолжающийся непрерывно на всем протяжении жизни человека. Такой подход основан положением C.Л. Рубинштейна о том, что человека надо рассматривать как «совокупность всех внутренних условий». Такая совокупность рассматривалась им как синтез специфических свойств, выполняющих в деятельности определенную адаптационную функцию. Далее Б.Г. Ананьев практически доказал перспективность изучения человека как целостности, отмечая, что «индивидуальность человека можно понять лишь при условии полного набора характеристик человека». По мнению ученого, «индивидуальность может быть понята лишь как единство и взаимосвязь его свойств как личности и субъекта деятельности, в структуре которых функционируют природные свойства человека как индивида». Б.Г.Ананьев проработал понятийный аспект проблемы личности в континууме понятий «индивид», «личность», «субъект деятельности», «индивидуальность». Данные макрохарактеристики ученый изучал в реальной среде - в совокупности взаимосвязано действующих природных, социальных и духовных факторов. Б.Г. Ананьев начал практически создавать целостную интегративную модель познания и практического действия, которую использует акмеология.

А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, А.К. Маркова полагают, что основу концепции развития профессионала составляют акмеологические представления о сущности таких категорий как профессионал, профессионализм личности и личностно-профессиональное развитие. Профессионал, по определению авторов - это субъект профессиональной деятельности, обладающий высокими показателями. «Для зрелой личности человека труда свойственна возрастающая тенденция к индивидуализации процесса профессионализации: неповторимый профессиональный опыт каждого отдельного человека создает индивидуально своеобразное сочетание освоенных профессиональных задач, накопленных профессиональных знаний и умений, сформировавшихся качеств личности».

А.К. Маркова дает следующее определение профессионала: «Профессионалом можно считать человека, который овладел нормами профессиональной деятельности, профессионального общения и осуществляет их на высоком уровне, добиваясь профессионального мастерства, соблюдая профессиональную этику, следуя профессиональным ценностным ориентациям; который изменяет и развивает свою личность и индивидуальность средствами профессии, который стремится внести творческий вклад в профессию, обогащая опыт профессии». В соответствии с таким эталоном А.К. Маркова выделяет уровни профессионализма на пути становления профессионала: до профессионализм, профессионализм, супер профессионализм, непрофессионализм, после профессионализм. В данной модели профессионализации человека возрастная ось жизни представляет лишь одну из линий психологического анализа профессионального развития.

А.А. Деркач на основе функциональных компонентов, предложенных Н.В. Кузьминой, выделил следующие принципиальные компоненты профессиональной деятельности: гностический, проектировочный, конструктивный, организаторский и коммуникативный.

По определению А.А. Деркача профессионализм - это единство профессионализма личности и профессионализма деятельности, характеризующийся высоким уровнем развития профессионально-важных и личностно-деловых качеств, акмеологических инвариант профессионализма, направленностью специалиста на прогрессивное развитие. Профессионализм деятельности, по мнению автора, отражает высокую профессиональную квалификацию и компетентность специалиста.

Важное место в структуре профессионализма занимает аутопсихологическая (внутри личностная) компетентность. По мнению В.В.Лешина, внутри личностная активность или пассивность определяет успешность профессиональной деятельности. Профессионализм определяется автором как результат преодоления профессиональных, психофизиологических и аутопсихологических ограничений, возникающих на пути к мастерству. В качестве критериев аутопсихологических способностей выделяют проницательность, коммуникабельность, способность к самоанализу, стремление к самореализации.

На наш взгляд, концепции акмеологов не противоречат точке зрения следующих авторов, отражающих сущность наивысшего уровня развития профессионализма - мастерства. По К.К. Платонову, мастерство - это свойство личности, приобретенное с опытом, как высший уровень профессиональных умений в определенной области на основе гибких навыков и творческого подхода. Если следовать Н. К. Рериху, то категория «мастер» означает качественность труда, ступень и одновременно вершину совершенства. Е.И.Рерих называет мастером человека, воплощающего в себе высшую степень органичности труда, синтезирующего все виды начал: духовного, природного, профессионального.

При достижении субъектом мастерства нельзя не учитывать условия и факторы, от которых зависит достижение высокого уровня профессиональной деятельности. М.Г. Горбунов, Т.Ю. Кутырев, B.C. Качерманьян к акмеологическим условиям относят: общественно - исторический запрос, равный доступ к образованию и культурным ценностям, высокий жизненный уровень, действенная система мотивирования человека.

Н.В. Кузьмина и А.А. Реан выделяют три вида психолого- акмеологических факторов:

- объективные (связаны с деятельностью человека в существующей системе);

- субъективные (связаны с личностными предпосылками профессионализма);

- субъективно-объективные (связаны с особенностями организации профессиональной среды, качеством управления системой, профессионализмом руководителей).

А.А. Деркач и Н.В. Кузьмина среди важных акмеологических факторов называют высокий уровень мотивации, потребность в достижении неординарных результатов, профессионально-личностные стандарты, самодвижение к вершинам профессионализма. В.Д. Шадриков среди общих факторов выделяет потребности личности, мотивацию достижений и социальный престиж деятельности.

А.А. Деркач и В.Г. Зазыкин указывают, что общими психолого - акмеологическими факторами являются акмеологические инварианты профессионализма - высокий уровень антиципации, саморегуляции, развитая образная сфера, умение принимать решения, коммуникативные умения. Акмеологические инварианты применительно к различным профессиям изучены А.С. Гусевой, А.А. Деркачом, В.Г. Зазыкиным, С. И. Жуковским, А.Г.Ковалевым, Л.Г. Лаптевым и др.

Для выполнения цели и задач нашего исследования необходимо обратиться к положениям, раскрывающим сущность акмеологических инвариантов профессионализма. По мнению А.А. Деркача, В.Г. Зазыкина, А.К.Марковой, общие акмеологические инварианты профессионализма в подструктуре профессионализма деятельности выступают, как эффективные умения осуществлять точные прогнозы как основы планирования и реализации любой деятельности, умения принимать ответственные решения, осуществлять саморегуляцию на высоком уровне. Особенные акмеологические инварианты профессионализма представляются как «умения, отражающие специфику профессиональной деятельности».

С.Н. Толстов указывает, что особенными факторами являются специфические акмеологические инварианты, характерные для конкретного вида деятельности. В процессе индивидуальной работы действуют единичные акмеологические факторы.

С целью определения психолого-акмеологических факторов профессионализации Ю.П. Поваренков привлекает концепты «активности», «жизненного пути». Значение получаемых измерений состоит в уточнении детерминационного вклада и функций разных объективных и субъективных факторов в профессиональном становлении человека. Автор выделяет макро- и микросреду, в которой существует человек и, которые обусловливают его профессиональный путь. Закономерным является положение Ю.П. Поваренкова, что «профессиональное развитие является продолжением общего развития человека, но в рамках новой специфической социальной ситуации развития, которая задается содержанием и условиями осваиваемой деятельности».

При анализе профессионализма особое внимание в акмеологии уделяется проблеме формирования профессионально-важных качеств. А.А.Деркач и Н.В.Кузьмина выделяют следующие группы ПВК личности: интеллектуальные, нравственные, эмоциональные, волевые, организаторские.

А.С. Гусева и А.А. Деркач утверждают, что важнейшим компонентом профессионализма госслужащих является технологизированный интеграционный процесс, способствующий активному воздействующему отношению к себе, другим, деятельности, миру и реализующий те акмеологические знания, которые объективированы и востребованы самой действительностью.

Исходя из выше изложенного, личностную форму профессионального развития можно представить следующим образом. Структура профессиональной деятельности и ее содержание не остаются неизменными, они изменяются вместе с личностным ростом специалиста. Развитие личности стимулирует преобразование профессиональной деятельности.

Анализ работ, посвященных процессу профессионализации, показал, что наблюдается большой разброс данных, касающихся динамики психических процессов и личностных качеств субъекта труда. По нашим убеждениям, отсутствует целостное представление о том, за счет чего на поздних стадиях профессионализации у одних людей происходит стагнация, а затем и регресс личностного развития; у других продолжается совершенствование. Исследование механизмов становления личности профессионала невозможно без учета влияния факторов жизнедеятельности. Именно в рамках жизненного пути человека формируется общая готовность к труду и профессионализации в целом.

 

АВТОР: Маркова Е.К.