16.06.2012 9950

Социально-психологический портрет женщины предпринимателя

 

Условия демократического развития общества привели к активизации всех слоев населения. Все большее количество женщин стало себя пробовать в малом и среднем бизнесе. К сферам деятельности, наименее освоенными женщинами, относятся строительство, транспорт и др. В группу отраслей, не имеющих явно выраженной тендерной составляющей, вошли промышленность, сельское хозяйство, оптовая торговля, финансовая сфера. К группе отраслей, наиболее активно осваиваемых женщинами, принадлежит розничная торговля, общепит, наука, культура, здравоохранение. Причины приоритетности сферы обслуживания и торговли в развитии женского предпринимательства, по мнению С.Ю. Барсуковой, следующие:

- предыдущий опыт, в том числе, домашний труд, формирует навыки и знания, адекватные работе в этих сферах;

- женщины в силу тендерного аспекта менее активно участвуют в сферах строительства и промышленного производства;

- женщинам труднее найти заемный капитал, а именно «нетрадиционные» для женщин отрасли требуют большого первоначального капитала;

- предпочтения по складу характера, имитация домашности в отношении с коллегами.

С точки зрения оборота и численности, доля занятых мелких предприятий в женском бизнесе значительно выше, чем в мужском бизнесе. Это объясняется тремя обстоятельствами. Первое - женское предпринимательство преимущественно сконцентрировано в отраслях, технология которых не претендует на многочисленность работников. Второе - представительницы прекрасного пола более ориентированы на контроль над своим временем, нежели на рост прибыли. Попытка найти удачный баланс между работой и домом выступает ограничителем расширения масштаба предприятия. Третье - скромный размер женского бизнеса во многом определяется незначительным «возрастом» возглавляемых женщинами фирм.

В работе Л.B. Бабаевой и А.Е Чириковой утверждается, что частная трудовая деятельность в женском исполнении характеризуется гуманным менеджментом, повышенной ответственностью, стремлением к новизне. «Мягкое» руководство выражено в отношении женщины к команде, персоналу, клиенту.

Справедливо утверждение В.В. Марченко о том, что модель становления женского бизнеса отличается известной вынужденностью, невозможностью существовать в своей профессии иначе, чем, взяв ответственность на себя. Кроме того, посткризисная политика государства поставила перед представительницами «слабого» пола необходимость осваивать новые зоны ответственности. Если для мужчин самым важным является умение принимать нетривиальные решения, то для женщин - способность к коммуникации. Мужчины более реально оценивают свои возможности и действуют в сочетании с ними. Женщины не так ясно видят ограничения, а на какие-то из них могут не обращать внимания. В своей работе бизнес-леди чаще используют интуитивные стратегии. Так, например, в управлении персоналом рациональность и скрупулезность помогают им эффективно распределять работу, но подбор людей осуществляется интуитивно.

Е.И. Комаров затрагивает тему власти в женском исполнении. Он приводит некоторые образцы поведения женщины - руководителя, характерные как для государственных предприятий, так и для частных фирм.

- «Дама в перчатках» - внешне играет в порядочность, уважительность, честность, а на самом деле унижает достоинство других «приличными» методами.

- «Холодно - высокомерная леди» - ее интересуют только служебные вопросы; избегает неформального общения с подчиненными, проникновения в их заботы; разговаривает с людьми свысока, подчеркивая свое превосходство.

- «Жуткая сплетница». Случается, что о руководителе - женщине подчиненные отзываются весьма положительно. Но, подчеркивают они, очень портит ее «женская слабость - посплетничать».

- «Капризная барышня». Отличительной чертой этого типа руководителя выступает «замкнутость на себе»; нетактичность во взаимоотношениях с подчиненными.

- «Синий чулок». Одинокая женщина, отрицательно относящаяся к мужчинам; упорна и работоспособна.

Обсуждая проблемы межличностного общения в сфере предпринимательства, исследователи отмечают следующую картину. Во-первых, отмечается достаточная выраженность тенденций лидерства - доминирования, которые всегда находятся в среде преобладающих в структуре межличностного поведения. Необходимость появления этих тенденций диктуется требованиями предпринимательской деятельности, необходимым условием успешности которой является наличие таких характеристик, как уверенность в себе, стремление к независимости, к успеху и т.д. Отличительной чертой межличностного поведения женщин - предпринимателей является сочетание лидерских тенденций с тенденциями аффилиации (дружелюбие, доброжелательность). Тенденции лидерства и аффилиации равно представлены в структуре межличностного поведения женщин-предпринимателей.

Во-вторых, женщинам свойственно как варьирование количества характеристик, определяющих особенности стиля межличностного поведения, так и изменение его структуры за счет преобладания разных типов межличностных отношений.

Женское лидерство, проявляющееся как в деловой, так и межличностной сферах, представляется весомой составляющей феномена женщины-предпринимателя. Лидерство женщин в деловой сфере (качества руководителя и стили руководства, взаимоотношения с подчиненными и т.д.) изучалось активно как зарубежными, так и отечественными авторами. В целом, можно сказать, что женщины могут быть не менее, а в ряде случаев и более эффективными лидерами, чем мужчины. В глазах подчиненных высшую оценку получают те женщины - руководители, которые придерживаются «женского» стиля поведения, т. е. конгруэнтны своему полу. Выделяются две противоположные тенденции в женском руководстве: координация группового процесса, продвижение подчиненных; нежелание делегировать полномочия, сверх контроль за подчиненными. Значительное влияние на процесс и результат женского лидерства оказывают поло ролевые стереотипы, порождающие негативную оценку этого явления у окружающих и внутри личностные конфликты у самой женщины - лидера. Женщины - лидеры зачастую демонстрируют высокую тревожность и амбивалентность в оценке полезности женских качеств в характере руководителя.

К этому же направлению следует отнести исследования поло ролевых установок и их влияния на карьерное становление и психологическое самочувствие деловых женщин. Обнаружено, что работающие женщины с традиционной поло ролевой ориентацией имеют большее количество ролевых конфликтов и более склонны к депрессиям, чем женщины с андрогенной и маскулинной поло ролевой ориентацией. Исследования собственно поло ролевых стереотипов имеют давнюю историю, и основной вывод из большого количества исследований таков: функции поло ролевых стереотипов - поддержание тендерного неравенства в обществе.

В профессиональной сфере психологические эффекты действия поло ролевых стереотипов проявляются следующим образом: женщины оцениваются не как личности, а как носители стереотипного образа, подвергаясь давлению к соответствию ему.

Совмещение сфер работы и семьи женщинами-предпринимателями редко становилось предметом изучения, что вполне объяснимо сложностью объекта. Нами проанализированы эмпирические данные, позволяющие раскрыть некоторые личностные новообразования женщин, занимающихся бизнесом.

Влияние работы на семейную жизнь женщины состоит в растущем чувстве компетентности и силы в браке; если заработная плата женщины превышает таковую у мужчины, происходит негласное перераспределение властных полномочий, которое женщины, в большинстве случаев, замалчивают; в этой ситуации, однако, возрастает вероятность развода. Успех в бизнесе улучшает психологическое самочувствие женщин, за исключением случаев с паттерном «только работа». Большинство успешных женщин-предпринимателей отмечает скорее положительное, чем отрицательное влияние работы на взаимоотношения в семье, а в семейной сфере работа затрагивает скорее отношения с ребенком, чем с мужем.

Реальной проблемой, с которой приходится сталкиваться всем женщинам-предпринимателям, имеющим семью, является двойная занятость на работе и дома и вытекающая из этого ролевая перегрузка. Из стратегий преодоления ролевой перегрузки наиболее эффективной как в сфере работы, так и в сфере семьи является стратегия управления временем (планирования), тогда как наиболее популярна среди женщин-предпринимателей стратегия «суперженщины» (завышенные стандарты, форсирование собственных усилий, чтобы их достичь). Часто женщины прибегают к стратегии редуцирования ролей, примером которой может служить отказ от рождения детей (феномен сознательной бездетности).

Г. Б. Мазилова, сравнивая результаты исследований за последние пять лет, отмечает, что у женщин по сравнению с мужчинами наблюдается снижение семейной идентичности и рост профессиональной. Многие женщины предпочитают получать образование, посвящать большую часть времени работе. Автор также говорит о росте конфликта ценностей, коррелирующих с идентичностью: ценности жены и матери противостоят ценностям профессионального роста и самосовершенствования.

Большинство женщин-предпринимателей встречает понимание со стороны своего семейного окружения, женщины пользуются его поддержкой в преодолении ролевой перегрузки. Однако, существенное замечание состоит в том, что женщины в своем восприятии преувеличивают те неудобства, которые причиняют близким людям своей занятостью, и склонны завышать свои стандарты в деловой и домашней сферах.

При анализе мотивационной сферы женщин-предпринимательниц выясняется, что это «безусловно, феномен мотивации достижений, понятия прямых и замещающих достижений, страха успеха, иерархии мотивов». Г.В. Турецкая отмечает, что мотивация достижений свойственна деловым женщинам в большей степени, чем женщинам вообще, но, по отношению к мужчинам женская мотивационная сфера имеет специфические особенности, наличие которых отмечал J.W. Atkinson.

Эти особенности заключаются в том, что социокультурные ограничения на женскую активность заставляют женщин бессознательно отказываться от прямых достижений, которые трансформируются в т. н. замещающие достижения (т.е. достижения в сферах семьи, отношений, успеха значимости других и т.д.), а также отказываться от собственных успехов во избежание их отрицательных последствий.

О специфике мотивационной пирамиды женщин-предпринимателей, как наиболее ярких представителей деловых женщин, ученые говорят следующее: в иерархии мотивов у женщин выше стоят, чем у мужчин, самореализация, интерес к содержанию работы, забота о близких, а ниже - желание руководить, влиять на общественные процессы.

Каждый из мотивов мог повториться в сочетании. Материальный интерес всегда соперничает с личностными мотивами, и, если побеждает, то в случае обострения страха за финансовое благополучие тех, кто находится рядом. В процессе интервью Л.B. Бабаевой было выявлено: чем выше усталость, тем больший вес приобретает материальный фактор; чем выше самооценка и удовлетворенность происходящим, тем более низкую ступеньку в иерархии мотивов занимают деньги.

Однако среди аналитиков есть и другие мнения по данному вопросу. О.П. Андреева, например, полагает, что для большинства женщин, решивших работать в предпринимательстве, основным мотивом были деньги. «Женщины могут верить, что ими движет какая-то высокая цель, но когда они честно признаются себе в том, что главным являются деньги, это становится наиболее мощным мотивом». Деньги обеспечивают женщине независимость, укрепляют в ней чувство собственного достоинства, позволяют выжить, избежать вынужденного замужества. Когда решение принято, и дело начато, большинство женщин - предпринимателей испытывают чувство огромного удовлетворения, и тогда деньги уже играют второстепенную роль по отношению к этому чувству удовлетворения от работы.

Исследования Г. В. Турецкой также позволяют утверждать определяющую роль экономической заинтересованности в результатах своей деятельности у рассматриваемой категории женщин. Наличие экономической

составляющей в мотивации деятельности позволяет женщинам достигать значительных финансовых результатов, выполняя при этом роль экономического лидера в семье. Последнее обстоятельство демонстрирует отклонение феномена женщины-предпринимателя от поло ролевых стандартов, предписывающих женщине подчиненную экономическую роль в семье, нарушая их, женщины оказываются в конфронтации с общественной поло ролевой моралью и собственными установками на распределение ролей в семье.

Достижение весомых экономических результатов и высокая степень реализованное в деле «обусловлены личностной склонностью к деловой активности». «Она проявляется в склонности к доминированию, направленности на самостоятельную бизнес-деятельность, принятии роли деловой женщины и психологической готовности к риску». Под фактором «ориентация на активность», автор подразумевает наличие у женщины уверенности в себе, самодостаточности, энергичности, активности в любых видах деятельности и отдыха.

О.В. Шарнина, сравнивая структуру мотивации женщин и мужчин - бизнесменов, заметила принципиальные различия между теми и другими: бизнес у женщин ориентирован на состояние людей, которые находятся рядом, за кого она несет ответственность. Внутренняя сенситивность порождает особую чувствительность к состоянию других людей, которая регулирует мотивационную сферу деловой женщины.

Некоторые ученые полагают, что существует, по крайней мере, три социальные группы женщин-предпринимателей в зависимости от их установок. Первая группа объединяет убежденных бизнес - леди. Мотивация их выбора - внутреннее желание стать предпринимателем, интерес к этому виду деятельности. Они пришли в бизнес по доброй воле и с самыми серьезными намерениями. Второй и самый многочисленный тип, вобравший половину бизнес-леди, объединил предпринимателей «по случаю». Свое решение они приняли спонтанно. Под влиянием неожиданных случайных обстоятельств (по совету или примеру друзей, неожиданно возникшим благоприятным перспективам, газетной информации и пр.) И, наконец, третий тип - предприниматели поневоле - объединил женщин, которые не по своей воле пришли в бизнес. Они оказались вынужденными в силу различных неблагоприятных обстоятельств открыть свое дело. Мотивация их выбора - реальная безработица или угроза безработицы, отсутствие средств к существованию, невыплата зарплаты, а также давление извне.

Такая классификация, на наш взгляд, не является достаточно обоснованной и не может быть полностью принята нами. Это обусловлено, по крайней мере, тем, что мотивация - динамичное образование, и такая динамика может предполагать наличие множества типов женщин - предпринимателей.

Э.Х. Локшина и Т. Д. Часова провели сравнительный анализ этических установок мужчин и женщин - бизнесменов. В ходе работы были выявлено следующее: в бизнесе женщины сильнее зависят от других, и поэтому их принципы в целом в большей степени детерминируются нравственным императивом. Социальная ответственность женщин в бизнесе выше, чем у мужчин. Это проявляется, с одной стороны, в ориентации на гуманное управление, с другой - в выраженных ориентациях на благотворительность и социальную помощь. Авторы отмечают, что высокий эмоционалышй фон переживания собственного дела, не всегда прагматический подход к тому, что выгодно, а что нет в бизнесе, отличает менеджмент мужской от женского, делая последний более направленным не на тактические победы, а на стратегии. Но под влиянием чрезвычайных обстоятельств «этический порог» в бизнесе может понижаться и у женщин. Тем не менее, данные свидетельствуют, что деловые женщины реже мужчин вовлекаются в негативные практики отечественного предпринимательства. В отличие от мужчин, женщины почти в три раза реже конфликтуют с местными властями. Но при этом нейтрализовать конфликты на предприятии или фирме мужчинам удается лучше, чем женщинам. Характерно, что, если у мужчин проблемы с властями возникают по разным причинам, то у женщин в основном по одной - необходимость давать взятки.

Становление женского бизнеса в современной России идет медленно, наталкиваясь на широкий спектр юридических, экономических и социальных барьеров. Женский социум, как субъект предпринимательской деятельности сталкивается с особым классом социальных проблем: конфликты ролей, выполняемые в общественной и частной жизни, массовое сознание, деформированное в сторону патриархата, сексизм и др.

И.И. Серегина утверждает, что для женщин в бизнесе препятствиями на пути к профессиональной карьере становятся такие качества как отсутствие пунктуальности; невозможность перешагнуть через жалость; излишняя эмоциональность, переходящая в несдержанность; доверчивость; стремление сделать хорошо для всех.

Серьезным препятствием в работе деловых женщин оказываются негативные практики российского бизнеса, такие как: силовые методы решения проблем, нецивилизованная конкуренция, вымогательства чиновников.

Одной из существенных проблем в изучении российского предпринимательства - проблема риска. Стремление описать модели поведения предпринимательниц в ситуации угрозы рэкета, нецивилизованной конкуренции и других неблагоприятных факторов предопределил замысел и цели исследования А.Е. Чириковой. К исследованию было привлечено 80 женщин из разных регионов России. Отбор исследуемых деловых женщин осуществлялся по критерию успешности их предпринимательской деятельности. Интервью показало, что возросло число женщин, убежденных в том, что только стратегия риска способна помочь выжить бизнесу в современных условиях. Часть деловых женщин избегает риска в работе. Это объясняется накоплением определенного опыта в бизнес - деятельности, за счет чего риск становится осознанным и менее безоглядным, что и приводит к освобождению от стратегии «прибыль любыми средствами». Переживание риска как необходимый компонент деятельности только примерно у пятой части респондентов сопровождается состоянием «ежедневного страха». Большинство опрошенных женщин убеждено в нецелесообразности переживать риск внутри себя как постоянную угрозу, воспринимая это как ежедневную зарядку. Субъективно деловые женщины не выделяют переживание риска как ключевое состояние, включая его в целостное восприятие бизнеса. Результаты исследования позволили А.Е. Чириковой сделать вывод о том, что риск не является реальным тормозом при реализации женщинами своего дела. Объяснение этому феномену мы находим в описании многофункциональной модели творческой деятельности, созданной Ю.Б. Боревым, М.С. Коганом, Л.H. Столовичем, в которой выделяется стабильно проявляющаяся в творческом поведении прогностическая функция, определяемая «как способ проникновения в будущее, как отражение мира не только в его действительности, но и в его возможностях». М.А. Алексеева рассматривает женское поведение в проблемных ситуациях как пример проявления прогностических способностей. Автор пишет, что женщины при выборе решения руководствуются чувствами. Это объясняется тем, что природа наделила женщину высокой степенью чувствительности, так как это необходимо для предвидения опасности, перемены в окружающем мире, для своевременного реагирования на угрозы жизни и здоровью потомству. Развитое воображение женщины в случае опасности «рисует яркие картины несостоявшейся еще беды и нередко позволяет пережить ее прежде, чем она произойдет».

С целью определения акмеологической составляющей женского предпринимательства, мы исследовали те направления, которые раскрывают факторы успешности предпринимательской деятельности женщин.

Женщина эффективно реализует не только стратегии выживания, но и стратегии развития, выстраивая, например, более отсроченные отношения со своими партнерами или избегая слишком рискованных стратегий. По мнению Е.Р. Артамоновой, М.А. Гарбер, работать в условиях повышенного риска и неопределенности женщинам - предпринимателям помогает более низкий уровень эмоциональной возбудимости, чем у мужчин - предпринимателей. Согласно исследованию, женщины показали значимо более высокое стремление к развитию себя, к достижениям к высокому материальному положению, чем мужчины-предприниматели.

Успешность предпринимательской деятельности в большой степени определяется личностными особенностями человека. На основе исследований и теоретических размышлений, ученые пытаются представить психологический облик успешного предпринимателя, который в силу особенностей исследований, фактического преобладания мужчин в предпринимательстве и специфики самой деятельности, отмечается преобладанием маскулинных черт. Пытаясь ответить на вопрос, как женщине удается добиться успеха в, так называемой, «мужской» деятельности, ученые проводят сравнительный анализ различных личностных образований женщин и мужчин. Так, отмечается близость мотивационных установок мужчин и женщин - предпринимателей. Среди них выделяются стремление к самостоятельности, независимости, профессиональной самореализации. Отмечается также близость понимания успеха и целей бизнеса.

В исследовании Я.М. Черемушкиной подтвердилась гипотеза о большом влиянии на успешность деятельности женщины - предпринимательницы в сравнении с мужчинами - предпринимателями коммуникативных качеств. Кроме того, автором выявлено, что для успеха женщины в бизнесе значение приобретает наличие покровительства (со стороны органов власти, так называемых, «преступных организаций», «влиятельных представителей предпринимательства»). Результаты исследования Е.Р. Артамоновой, М.А. Гарбер идут вразрез с традиционными тендерными стереотипами, в частности, относительно представлений о развитии коммуникативных качеств. Согласно мнению авторов, мужчины и женщины-предприниматели продемонстрировали высокие оценки по способности откликаться на чувства и нужды других людей, устанавливать личные взаимоотношения. Мужчины показали себя более гибкими и компромиссными, более устремленными на установление теплых взаимоотношений с людьми.

Важной составляющей российского бизнеса становится конкуренция, которая вносит свои коррективы в функционирование женского предпринимательства. Председатель ассоциации женских предпринимателей России Н.М.Петрова считает, что конкуренция является реальным стимулом для развития фирмы, и лучший аргумент в конкретной борьбе за профессионализм. Основываясь на опыте своей работы, И.П. Попова отмечает: женщины-предприниматели пытаются сотрудничать с конкурентами. Женщины убеждены, что партнерские отношения более надежны, чем нецивилизованная конкуренция. Подрыв авторитета одной компании снижает доверие клиента к бизнесу в целом.

Приоритетные для женщин-предпринимателей ценности профессионализма позволяют прогнозировать «неагрессивные» формы конкурентной борьбы, хотя реальная ситуация угрозы для бизнеса может привести к отказу от этих ценностей ради защиты своего бизнеса. Меньшая пространственная протяженность областных, а тем более маленьких городов, хорошее знание предпринимателями друг друга, уверенность в «нежелательности» борьбы и ее отрицательном влиянии на атмосферу бизнеса в регионе, формирует у женщин ценность моделей сотрудничества с конкурентами, которую большинство из них реализует в повседневной деятельности.

Меньшая амбициозность и нежелание достигать победы «любой ценой» позволяют действовать женщине в экстремальных условиях не менее эффективно, чем мужчине. Благодаря интуиции, бизнес - леди быстро учатся «рисковать выгодно» и освобождаются от «неуспешных шагов». Постоянная необходимость рисковать формирует необходимую личностную устойчивость и делает более зрелой женщину как предпринимателя. Бизнесмены со сниженным потенциалом риска компенсируют это за счет превентивных мер по минимизации доли риска или поиска сильных покровителей. Высокий уровень внутреннего контроля, который демонстрируют успешные предпринимательницы, свидетельствуют о пластичности женской психики, которая дает возможность сравниться даже с таким инстинктивным переживанием как переживание чувства страха.

Положительным качеством женщин-предпринимательниц, способствующим карьере, является то, что женщины тоньше, чем мужчины, чувствуют грань между миром денег, бизнеса и миром «солнечных грез» и, главное, никогда их не путают. Их деловые начинания в меньшей мере, чем у коллег - мужчин, заражены мошенничеством, коррупцией, связями с преступным миром.

По мнению Р.Козмецки, успех женщин предполагает нечто большее, чем инициатива и упорная работа. Есть некоторые специфические качества, которыми должны обладать женщины, успешно делающие свою карьеру. Одним из таких качеств является сильный инстинкт к выживанию. Со стремлением выжить приходят стойкость, способность крепко удерживать завоеванные позиции. Энергичные женщины, считает автор, успешно используют свои физические ресурсы, затрачивая минимальное количество физической энергии для достижения конкретной задачи. Они почти автоматически координируют работу рук и ног, по существу систематизируя свои физические движения. Характерными чертами, необходимыми женщине - лидеру, являются самоуверенность, готовность взять на себя ответственность за последствия своих действий и действий своих подчиненных. Преуспевающая женщина достигает эффективности в работе путем постоянной практики, стараясь экономить время за счет высокой производительности и сохранения энергии.

Проанализировав основные тематические блоки, входящие в «конструкцию» феномена женщины-предпринимателя, мы получили достаточно пеструю картину. Однако можно с уверенностью сказать, что рассматриваемая категория женщин является специфической как в плане структуры личностных образований, так и в характеристиках деятельности.

 

АВТОР: Маркова Е.К.