16.06.2012 5681

Формирование, показатели и критерии становления «Я-концепции»

 

«Я-концепция» возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный результат психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое приобретение. Первоначальная зависимость «Я-концепции» от внешних влияний бесспорна, но в дальнейшем она становится более независимой от них и играет самостоятельную роль в жизни каждого человека.

И.С. Коном были выделены механизмы формирования «Я-концепции»:

1. Зеркальное отражение. Представления человека о самом, себе формируются из реакций на себя со стороны значимого социального окружения. Изначально человек не обладает какой-либо системой критериев оценки самого себя, он усваивает эти оценки от других и формирует на этой основе собственную систему критериев и представлений.

2. Социальное    сравнение. По мере формирования собственной системы критериев самооценивания, человек начинает все больше внимания уделять сравнению себя с другими. Этот процесс получил название социального сравнения.

3. Самопрезентация и самоверификация. Формируя некоторый образ собственного «Я», человек осуществляет проверку точности этого образа и адекватности представлений о самом себе. Эта адекватность не может быть достигнута каким-либо иным путем кроме соотнесения с оценками, осуществляемыми другими людьми.

4. Самоатрибуция. В соответствии с принципом самоатрибуции, в процессе формирования представлений о самом себе человек полагается на информацию из трех следующих источников: анализ внутренних импульсов; наблюдение за своим поведением; и анализ обстоятельств, в которых это поведение реализуется. Чем противоречивее и неопределеннее внутренние импульсы, тем в большей степени он полагается на свои поступки и обстоятельства, в которых они реализовывались.

5. Иерархизация. К психологическим центральностям или ядру «Я-концепции» относятся те элементы, свойства, качества, социальные роли и т.п., которые оцениваются как субъективно значимые. Психологические центральности индивидуализированы и облают возрастной спецификой.

6. Смысловая      интеграция: Перечисленные принципы не функционируют по отдельности, они связаны друг с другом и доминирование одного из них соответствующим образом сказывается на других.

В.В. Столин определяет уровни «Я-концепции» через уровни активности субъекта. Поскольку различен характер активности и характер ведущих потребностей субъекта на каждом из этих уровней, то различны и процессы, отражающие эту активность, и итоговые интегральные образования самосознания.

В исследованиях И.С. Кона нижний уровень самосознания образован слабоструктурированными, мало осознанными установками, в которых доминирует эмоциональный компонент. На вышележащих уровнях самоустановки приобретают все более обобщенный и структурированный характер и интегрируются в целостный, образ «Я». Подобная точка зрения принадлежит и К. Гордону.

У. Деймон и Д. Харт выделяют четыре уровня развития «Я-концепции». При этом в структуре «Мое» ранее всего осознается физическое «Я», затем - активное «Я», социальное «Я», и наконец, психологическое «Я». Переход на каждый новый уровень характеризуется своим «центральным» объектом сознания. На первом уровне доминирующим оказывается физическое «Я», причем само описание ограничивается простой фиксацией отдельных свойств. Второй уровень отличается от предыдущего особенностями формального и содержательного характера. Третий уровень продолжает интегративную тенденцию в осознании личностью различных аспектов своего «Я». Причем на данном уровне эта интеграция осуществляется через социальное «Я». На четвертом уровне все аспекты самоописания интегрируются относительно системы моральных убеждений личности.

В соответствии с представлениями С. Хартера дифференциация различных уровней «Я-концепции» рассматривается им в последовательности, отображающей траекторию онтогенетического развития личности и осознание ею своих физических свойств, поведенческих характеристик, эмоционально-мотивационной сферы, а так же интеллектуальных свойств.

В плоскости «Я-концепции» при взаимодействии всех ее структурных и содержательных компонентов можно выделить следующие уровни ее становления:

- агармоничный - в структуре «Я-концепции» связи слабые или отсутствуют; взаимоотношение с миром неустойчиво, имеет место упрощенчество в понимании себя и других, себя в глазах других;

- дисгармоничный - содержание структуры «Я-концепции» характеризуется наличием связи, но она имеет либо выраженный противоречивый характер, либо отличается доминированием определенных компонентов и качеств, поэтому диапазон отношений с окружающим миром колеблется от безынициативного до активного;

- смешанный - сочетание характеристик дисгармоничного и оптимального уровней;

- оптимальный - структурные связи «Я-концепции» устойчивы, отсутствует доминирование определенных компонентов; равновесие отношений к себе и внешнему миру; появляется стремление к самореализации;

- гармоничный - в структуре «Я-концепции» устойчивые и выраженные связи, диалогическая модель отношений с миром, самореализация через различные способы. G этим уровнем мы связываем и решение проблемы самосовершенствования личности.

Совокупность представленных уровней становления «Я-концепции» охватывает и структурирует общие и индивидуально-типологические закономерности данного процесса. Совокупность показателей и уровней процесса становления эмпирической «Я-концепции» охватывает закономерную динамику содержания «Я-концепции» во времени, смену фаз и этапов ее становления, а также закономерную развернутость операционного состава и качественную трансформацию ядерных компонентов «Я-концепции» и функциональных компонентов деятельности. Однако неясными остаются критерии отнесения конкретной «Я-концепции» к тому или иному уровню становления.

Исследования становления «Я-концепции» в процессе жизнедеятельности человека идут по нескольким направлениям. Прежде всего, изучаются сдвиги в содержании «Я-концепции» и ее компонентов: какие качества сознаются лучше, как меняется с возрастом уровень и критерии самооценок. Далее прослеживается изменение структуры образа «Я» в целом:, степень его дифференцированности (когнитивной сложности), внутренней последовательности (цельности), устойчивости (стабильности во времени), субъективной значимости, контрастности (от юности к зрелости человек: яснее осознает свою индивидуальность, свои отличия от окружающих и придает им больше значения, так что образ «Я» становится одной из центральных установок личности, с которой она соотносит свое поведение), а также уровень самоуважения.

В процессе взросления человека образы «Я» становятся: более дифференцированными и многокомпонентными;

- более обобщенными, переходя от фиксации случайных, внешних признаков к более широким поведенческим характеристикам и, наконец, к глубоким внутренним диспозициям;

- более индивидуальными и психологическими, подчеркивая скрытые детерминанты и мотивы поведения, а так же свои отличия от других людей;

- собственное «Я» кажется более устойчивым;

- возникает и постепенно усиливается разграничение и противопоставление наличного и идеального (желаемого, должного) «Я»;

- меняется удельный вес и значимость осознаваемых компонентов и свойств самости.

В целом, характеризуя возрастную динамику развития «Я-концепции» можно отметить увеличение количества описательных категорий, рост гибкости и определенности в их использовании, повышение уровня избирательности, последовательности, сложности и интегрированности информации, использование все более тонких оценок и связей между ними, рост способности анализировать и объяснять поведение людей, увеличение внимания к изложению материала, желание сделать его более убедительным.

Помимо профессионального самосознания и развития «Я-концепции» процесс профессионализации затрагивает всю личность в целом, вызывая изменения различных ее составляющих и их взаимосвязей.

 

АВТОР: Матвеева Л.Г.