16.06.2012 5314

Профессиональное самоопределение

 

Профессиональное самоопределение - это определение человеком себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев профессионализма. Один человек считает критерием профессионализма просто принадлежность к профессии или получение специального образования, соответственно и себя оценивает с этих позиций. Другой человек полагает, что критерием профессионализма является индивидуальный творческий вклад в; свою профессию, обогащение своей личности средствами профессии, соответственно он иначе с этой более высокой планки себя самоопределяет и далее самореализует. Профессиональное самоопределение - это процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой среде и способ ее самореализации. Это длительный процесс согласования внутри личностных и социально-профессиональных потребностей  который происходит на протяжении всего жизненного и трудового пути. Профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения сил и личностных возможностей.

Многовековая проблематика профессионального самоопределения учащейся молодежи и педагогического руководства выбором; профессии представлена с акцентом на ее психологической стороне, поскольку основная предметная область здесь фактически находится во внутреннем мире подрастающего человека (отношение к миру профессий, представления о разнотипных профессиях, проекты профессиональных жизненных путей, соответствие человека как субъекта требованиям деятельности, самооценка, изменения самосознания, развитие личности). Профессиональное самоопределение рассматривается как звено психологического развития.

В литературных; источниках термин, «самоопределение» употребляется в различных значениях. При этом нельзя не согласиться, что личностное самоопределение определяет развитие самоопределения социального и профессионального.

Личностное самоопределение происходит на уровне ценностей. В сегодняшних нестабильных, быстро меняющихся условиях, человеку приходится нередко перестраивать всю смысловую сферу личности, что, в частности, драматически проявляет себя в распаде профессионального «Я», в утрате смысла социального и профессионального бытия и чувстве потери себя.

В психологическом плане «самоопределившаяся личность» - это субъект, осознавший, что он хочет (цели, жизненные планы, идеалы), что он может (свои возможности, склонности, дарования), что он есть (свои личностные и физические свойства), что от него хочет или ждет коллектив, общество; субъект, готовый функционировать в системе общественных отношений. Самоопределение, таким образом, это «относительно самостоятельный этап социализации, сущность которого заключается в формировании у индивида осознания цели и смысла жизни, готовности к самостоятельной жизнедеятельности на основе соотнесения своих желаний, наличных качеств, возможностей и требований, предъявляемых к нему со стороны окружающих и общества».

Центральным моментом самоопределения, по мнению К.А. Абульхановой-Славской, является самодетерминация, собственная активность, осознанное стремление занять определенную позицию. Самоопределение - это осознание личностью своей позиции, которая формируется внутри координат системы отношений. При этом она подчеркивает, что от того, как складывается система отношений (к коллективному субъекту, к своему месту в коллективе и другим его членам), зависит самоопределение и общественная активность личности.

В зарубежной психологии понятие «личностное самоопределение» раскрывается посредством термина «психосоциальная идентичность», предложенного американским ученым Э. Эриксоном. Формирование чувства идентичности связано с осознанием собственной ценности и компетентности. Иначе - происходит «размывание чувства своего «Я», вследствие растерянности, сомнений в возможности направить свою жизнь в определенное русло».

Профессиональное самоопределение принято рассматривать как выбор и реализацию способа взаимодействия с окружающим миром, и нахождение смысла в данной деятельности. Проблема профессионального самоопределения вплотную связана с проблемой формирования личности профессионала.

 

АВТОР: Матвеева Л.Г.