17.06.2012 1941

Образовательно-развивающие условия в системе деятельности лицея по формированию конкурентоспособной личности старшеклассника

 

Нами определен комплекс оптимальных когнитивных условий, способствующих формированию конкурентоспособной личности старшеклассника в поликультурной среде, который позволял осуществлять развитие познавательных и креативных способностей старшеклассников, формировать целостную и научно-обоснованную картину мира, удовлетворял образовательные запросы, создавал возможности для творческой самореализации старшеклассников.

Анализ литературы и результаты проведенного эксперимента позволили выделить наиболее значимые условия.

В качестве первого условия мы определили организацию экономического образования школьников.

В своей деятельности мы исходили из того, что экономическое образование имеет большое значение в жизненной и профессиональной ориентации учащихся. Был проведен глубокий анализ работы лицея за последние 3 года. Анализировался состав обучающихся, учебный процесс и тенденции его развития, качество знаний выпускников, социальная среда, потребности региона. Анализа было установлена слабая ориентация учащихся в социуме, в произошедших в жизни изменениях, связанных с демократией и рынком. Учебный план был приведен в соответствие с максимально допустимой нагрузкой, которая соответствует установленным стандартам и нормам. Экономическое образование внедрено на трех уровнях в строго дозированном объеме и уровне трудности.

Преподавание экономики в лицее ведётся с 5 по 11 класс. На предмет «Введение в экономику» учебным планом отведен 1 час в неделю.

В 5-6 классах в рамках данной программы ведется курс «Азбука экономики», в 7-х классах - «Экономика семьи», в 8-х классах «Защита прав потребителей», в 9-10-х классах - «Основы рыночной экономики», в 11-х - «Мир бизнеса».

В ходе проведенных исследований были получены следующие результаты. Качество усвояемости экономических категорий, предлагаемых программой «Азбука экономики» равно 65-92% в зависимости от той или иной категории. 69,4% учащихся с легкостью пересказывают содержание экономических статей и производят простые экономические расчеты. Итоги контроля знаний экономических категорий по программе «Экономика семьи» показывают, что материал программу усваивается учащимися в основном на «хорошо» и «отлично». Наивысший уровень усвояемости наблюдается по таким понятиям как доходы и расходы, сбережения семьи. Что касается навыков, то большой интерес у ребят вызывает составление семейного бюджета и расчёт стоимости потребительской корзины. Трудности возникают при проведении точных расчётов оплаты труда и производительности труда.

Преподавание курса «Защита прав потребителей» было направлено на формирование у учащихся общей правовой культуры и получение ими специальных правовых знаний в объёме, необходимом в повседневной жизни, воспитание законопослушного поведения в обществе, выработку умения юридически грамотно защищать свои права как потребителя. За основу нами был взят тематический план, предложенный институтом развития образования г. Ставрополя. Учебная программа рассчитана на 12 теоретических и 5 часов практических занятий и состоит из 7 тем по наиболее важным проблемам изучаемого курса. Наибольший интерес у учащихся вызвали такие практические занятия как разбор конкретных ситуаций и отбор информации о товаре и о его цене у разных продавцов. При 100% уровне успеваемости процент качества по данным дисциплинам составил 97.2%. Преподавание курса «Основы рыночной экономики» направлено на формирование основ экономического мышления, получение цельного представления об экономической жизни общества. В ходе первого года обучения рассматривались следующие вопросы: «Основы экономической теории», «Производство, ресурсы, факторы, результаты», «Ценообразование в механизме рынка». При 100% уровне обученности процент качества составил 80,4%.

На втором году обучения рассматривались вопросы: рыночная экономика: сущность, организация, структура; деньги и денежная система; государство в рыночной экономике; виды рынков и их институты; валюта и валютная система; мировая экономика и проблемы ее развития. При 100 % уровне обученности процент качества составил 79,2%.

Кроме этого в лицее существует меж предметная экономическая направленность, особенно в преподавании информатики, права, географии, математики, иностранных языков.

Использование предлагаемого национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта по экономике позволило сформировать у уч-ся 8-11 классов системные знания в данной области, органически увязать экономику с другими общеобразовательными предметами, выработать единые подходы к преподаванию и поднять её значимость в воспитании конкурентоспособной личности в условиям рынка.

Организация профильного обучения выступает в качестве второго условия.

Одной из важнейших проблем современной школы являете подготовка учащихся к послешкольному профессиональному образованию.

Поэтому на основании концепции НОУ НЦНС лицей преследовал следующие цели:

Адаптировать выпускника лицея к условиям реальной жизни.

Формировать у выпускников убеждения в престижности образования, в том, что полученные знания будут рано или поздно востребованы обществом.

Способствовать сознательному выбору своей жизненной траектории. Это позволит учащимся не просто освоить знания умения, а сформировать свое собственное понимание и свой ценностный выбор.

Оказать помощь учащимся в объективной оценке своих социальных притязаний, в правильном выборе последующей профессиональной подготовки к деятельности.

Согласно уставу лицея, профильная подготовка организованна по направлениям: «Менеджер малого бизнеса с основами бухгалтерского учёта»; «Менеджер малого бизнеса с основами информационных технологий» (нормативный срок освоения 2 года и функционирующее по договору со Ставропольским колледжем экономики и управления «Бизнестранс» «Налоговый инспектор» с выдачей диплома о среднем специальном образовании).

В своем исследовании мы исходили из того, что в реализации профильного обучения особое значение имеет предпрофильная подготовка, которая обеспечивает освоение «поля» возможностей учащихся и «поля» ответственности, в ходе которой учащимся оказывается психолого-педагогическая поддержка в принятии решения о выборе профиля обучения, направления дальнейшего образования и возможного трудоустройства с учетом ситуации на рынке труда, создаются условия для повышения готовности к социальному, профессиональному и культурному самоопределению. Предпрофильная подготовка осуществлялась нами поэтапно: 1 этап - пропедевческий, 2 этап - основной, 3 этап завершающий. Она включала в себя: предпрофильную подготовку учащихся 1-9 классов, конструирование учебных планов 9-х классов, организация курсов и модулей по выбору и апробация их методического обеспечения, отработка системы интегральной накопительной оценки и вариантов построения образовательного рейтинга выпускников основной школы, отработка процесса формирования контингента учащихся старших классов, отработка совместной деятельности с институтами социума, профильная ориентация учащихся.

Реализация профильной подготовки осуществлялась через предметы: «Основы экономической теории»; «Экономика и организация предприятий»; «Маркетинг»; «Менеджмент»; «Основы предпринимательства»; «Бухгалтерский учет и аудит»; «Делопроизводство»; «Налоги и налогообложение»; «Защита прав потребителей»; «Финансы и кредит»; «Психология конкурентоспособной личности»; «Экономика и право»; «Математические расчеты в экономике».

Профильная подготовка позволяет развивать не только ценностные ориентации, направленные на мотивы экономического порядка, но и мотивы социально-гуманистического характера. Это подтверждается наличием в учебном плане таких предметов как: «Психология конкурентоспособной личности»; «Экономика и право»; «Математические расчеты в экономике».

В 10-11 классах доля экономических дисциплин составляет 30% от общего объёма часов.

Курс «Основы микроэкономики» является составной частью предмета «Экономика» и рассчитан на преподавание в течение 34 часов в 10-м классе. Он представляет собой логическое продолжение изучения экономических дисциплин в предыдущих классах. Задачи курса: формирование у учащихся основ экономического мышления; овладение определенным кругом основных экономических концепций, законов, принципов, а также их взаимосвязи; выработать желание, навыки и умение самостоятельно приобретать, усваивать и применять экономические знания, наблюдать, анализировать и объяснять экономические явления, события, ситуации.

Наряду с лекциями, практикумами, семинарами, дискуссиями при работе по данной программе обязательным является моделирование различных экономических ситуаций, что способствует усвоению теоретических знаний, поддерживает у школьников интерес к изучаемому предмету, облегчает и ускоряет усвоение предмета.

Оценка знаний учащихся, полученных в итоге занятий, осуществляется в виде контрольных работ, опросов, кроссвордов, тестов и рефератов.

Содержание курса. Тема 1. Теория потребительского поведения. Предельная полезность. Кривые безразличия. Тема 2. Спрос, предложение и цена. Эластичность. Тема 3. Издержки производства. Тема 4. Цена и объем производства в условиях совершенной конкуренции и монополии. Тема 5. Итоговое занятие. Семинар по теме «Ценовая стратегия фирмы в рыночных условиях».

Курс «Основы бухгалтерского учета» является составной частью предмета «Экономика» и рассчитан на преподавание в течение 51 часа в 11 -м классе. Он представляет собой логическое продолжение изучения экономических дисциплин в предыдущих классах. Задачи курса: рассмотрение бухгалтерского учета как науки, основного источника достоверной информации, необходимой для успешного управления организацией и делового сотрудничества за ее пределами; получение учащимися методологического представления о месте и роли бухгалтерского учета в условиях перехода к рынку; овладение теоретическими и практическими основами организации учетного процесса в коммерческих организациях; ознакомление школьников с порядком ведения записей в первичных документах, системой счетов бухгалтерского учета, учетными регистрами и формами бухгалтерского учета.

Наряду с лекционной формой преподавания материала немаловажное значение в его усвоении имеют практические занятия, использование различных бухгалтерских схем, решение сквозного цифрового примера по финансовому учету.

Дать оценку знаний учащихся, полученных в итоге занятий, можно в следующих формах: тестирования, ответов на вопросы, написания и защиты контрольной работы на основе решения сквозной задачи по теории бухгалтерского учета.

Содержание курса. Тема 1. Роль и значение бухгалтерского учета в современных условиях. Тема 2.Классификация средств предприятия и источников их образования. Тема 3. Понятие счетов и их классификация. Тема 4. Типовые изменения баланса. Тема 5. Решение сквозной задачи. Тема 6. Порядок ведения кассовых операций. Тема 7. Учет операций по расчетному счету. Тема 8. Учет расчетов с подотчетными лицами. Тема 9. Учет расчетов по оплате труда. Тема 10. Решение сквозной задачи. Тема 11. Понятие, состав, требования, порядок и сроки предоставления бухгалтерской отчетности.

Курс «Права потребителей и способы их защиты» является составной частью предмета «Экономика» и рассчитан на преподавание в течение 17 часов в 10-м классе. Он представляет собой логическое продолжение изучения экономических и правовых дисциплин в предыдущих классах. Задачи курса: усвоение учащимися основных положений теории и практики основ потребительских знаний, в соответствии с Законом «О защите прав потребителей»; знакомство с историей развития движения по защите прав потребителей; формирование у школьников общей правовой культуры и получение ими специальных правовых знаний в объеме, необходимом в повседневной жизни.

Наряду с лекционной формой преподавания материала немаловажное значение в его усвоении имеют практические занятия, самостоятельная работа учащихся.

Закрепить полученные знания помогают практические занятия по сбору информации об интересующем товаре длительного пользования и осуществление контрольной покупки, составление заявления об обнаружении недостатка в товаре, оставление договора на оказание услуги, искового заявления и частной жалобы. Дать оценку знаний учащихся, полученных в итоге занятий, можно в форме: тестирования, ответов на вопросы, решения ситуационных задач, написания и защиты рефератов.

Содержание курса. Тема 1. Введение в курс. Тема 2. Основополагающие права потребителя. Тема 3. Качество и безопасность товаров и услуг. Тема 4. Права потребителя при покупке товаров. Тема 5. Права потребителя при заключении договора на оказание услуг. Тема 6. права потребителей на защиту нарушенных прав. Тема 7. Итоговое занятие. Зачет по курсу.

Курс «Основы налоговых знаний» является составной частью предмета «Экономика» и рассчитан на преподавание в течение 17 часов в 10-м классе. Он представляет собой логическое продолжение изучения экономических и правовых дисциплин в предыдущих классах. Задачи курса: усвоение учащимися основных положений теории и практики налогообложения, действующего на территории РФ; знакомство с историей становления и развития налоговой системы РФ; формирование у школьников осознанного отношения к налоговому законодательству, а также умения защищать свои права в области налогообложения.

Наряду с лекционной формой преподавания материала немаловажное значение в его усвоении имеют практические занятия, экскурсии, ролевые игры, а также самостоятельная работа учащихся.

Закрепить на практике полученные знания помогает учащимся итоговое занятие - ролевая игра «Я - налоговый инспектор», в ходе которой школьники дают оценку различным ситуациям, возникающим при проверке налоговой дисциплины предприятий и отдельных граждан.

Дать оценку знаний учащихся, полученных в итоге занятий, можно в следующей форме: тестирования, ответов на вопросы, решения задач, разбора ситуаций, написания и зашиты рефератов.

Содержание курса. Тема 1. Налоги в экономической системе общества. Тема 2. Сущность и принцип налогообложения. Тема 3. Налоговая система РФ. Тема 4. Налогообложение юридических лиц. Тема 5. Налогообложение физических лиц Тема 6. Налогообложение физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. Тема 7. Практическое занятие «Я - налоговый инспектор».

Курс «Основы менеджмента» является составной частью предмета «Экономика» и рассчитан на преподавание в течение 17 часов в 10-м классе. Он представляет собой логическое продолжение изучения экономических дисциплин в предыдущих классах. Задачи курса: формирование у учащихся основ знаний в области менеджмента и сопряженных с ним экономических и социальных наук; дать, развить и углубить навыки учащихся по управлению ресурсами фирмы; выработать желание, навыки и умение анализировать, оценивать и развивать личностные качества, необходимые для эффективной работы.

Наряду с лекциями, практикумами, семинарами, дискуссиями при работе по данной программе обязательным является моделирование различных экономических ситуации, что способствует усвоению теоретических знаний, поддерживает у школьников интерес к изучаемому предмету, облегчает и ускоряет усвоение предмета.

Дать оценку знаний учащихся, полученных в итоге занятий, рекомендуется в вид зачета, опросов, тестов и рефератов.

Содержание курса. Тема 1. Сущность и функции менеджмента. Тема 2. Элементы организации и процесса управления. Тема 3. Стили управления. Тема 4. Личность, власть и авторитет менеджера. Тема 5. Итоговое занятие. Зачет по курсу.

Курс «Математические расчеты в экономике». Задачи курса: сформировать у учащегося умения и навыки по применению математических знаний для решения простейших экономических задач производства; способствовать внедрению научной организации труда и достижений научно-технического прогресса; выработка у учащихся активной жизненной позиции по отношению к происходящим в обществе экономическим процессам; изложение учащимся сведений, необходимых им для последующего выбора профессии и сферы деятельности.

Содержание курса. Предмет и задачи курса. Экскурсия на промышленные или частные предприятия города. Математические расчеты в системе оплаты труда. Понятие о научной организации труда. Применение элементарных математических функций в экономических расчетах. Использование понятия производной в экономических расчетах. Применение понятий о матрицах и их свойствах в экономике производства. Использование понятия о неопределенном интеграле и его свойствах в экономических расчетах. Составление производственных функций (экономико-математических моделей). Лекция о выборе профессии.

Курс «Экономика и организация предприятия» является составной частью предмета «Экономика» и рассчитан на преподавание в течение 34 часов в 11-м классе. Он представляет собой логическое продолжение изучения экономических дисциплин в предыдущих классах. Задачи курса: раскрыть экономические основы функционирования предприятия в современных условиях; рассмотреть формы ресурсного обеспечения предприятия и характер их использования; овладеть методикой расчета показателей эффективности использования ресурсов, знать порядок формирования финансовых результатов предприятия.

Наряду с лекционной формой преподавания материала немаловажное значение имеют практические занятия, способствующие лучшему усвоению теоретических знаний.

Дать оценку знаний учащихся, полученных в итоге занятий, можно в следующей форме тестирования, ответов на вопросы, написания и защиты контрольной работы.

Содержание курса. Тема 1. Цель функционирования предприятия. Тема 2. Хозяйственный механизм функционирования предприятия в условиях развития рыночных отношений. Тема 3. Ресурсы предприятия и показатели их использования. Тема 4. Мотивация труда на предприятии. Тема 5. Издержки производства и реализации продукции. Тема 6. Финансовый результат деятельности предприятия.

Курс «Макроэкономика» является составной частью курса «Основы экономической теории». Он дает систематизированные знания о проблемах современной рыночной экономики на макроуровне: сущности рынка и законов его функционирования, проблем воспроизводства и экономического роста, механизма государственного регулирования как внутренней экономики, так и мировых хозяйственных связей.

Характерная особенность данного курса - исторический подход к изложению основных категорий рыночной экономики: товара, денег, цены, инфляции, безработицы, различных видов рынков и механизма их функционирования в тесной связи с конкретным ходом реформ, осуществляемых в России.

Задачи курса являются: овладение, систематизация, закрепление и расширение школьниками основных экономических понятий, умений, навыков, полученных в среднем звене школьной программы по экономике; формирование у старшеклассников современного экономического мышления; развитие способностей, позволяющих ориентироваться в принимаемых на государственном уровне экономических решениях; умение вырабатывать рациональное экономическое поведение, применение полученных знаний, умений и навыков при решении конкретных экономических и финансовых задач в условиях рынка. В программе реализуется принцип многоуровневой подготовки учащихся.

Содержание курса. Тема 1. Национальное хозяйство: его особенности и показатели. Тема 2. Рыночная экономика: сущность, организация, структура. Тема 3. Деньги и денежная система. Тема 4. Государство в рыночной экономике. Тема 5. Виды рынков и их институты. Тема 6. Экономический рост национального хозяйства. Тема 7. Макроэкономическое равновесие. Потребление. Сбережения. Инвестиции. Тема 8. Цикличность развития экономики. Тема 9. Мировая экономика и проблемы ее развития.

Курс «Маркетинг» относится к циклу общепрофессиональных дисциплин. Предметом курса является изучение социально-экономических и организационных аспектов продвижения товаров и услуг от производителя к потребителю посредством обмена. Цель курса состоит в том, чтобы дать целостное представление о характере и особенностях маркетинговой деятельности, подготовить специалистов, способных разрабатывать, производить и продавать товары на основе комплексного изучения рынка и реальных запросов покупателей. Основная задача - дать учащимся теоретические и практические знания, привить умения и навыки в области маркетинга. Задачи курса: раскрыть сущность и содержание маркетинга; помочь освоить принципы и функции маркетинговой деятельности; помочь в усвоении целей, объектов, методов маркетинговых исследований.

Особенностью предлагаемого курса является представление маркетинга как целостной системы взглядов, выполняющей ключевую функцию в координации различных аспектов коммерческой деятельности, что определяет широкий спектр изучаемых проблем и делает возможным взаимосвязь данного курса с целым рядом экономических и общественных дисциплин.

Учитывая прикладной характер предлагаемого курса, особое внимание уделяется разработке и проведению практических занятий, главная задача которых - умение принимать обоснованные маркетинговые решения в постоянно меняющихся рыночных условиях.

Содержание курса. Тема 1. Понятие и принципы маркетинга. Тема 2. Рынок как объект маркетинга. Тема 3. Сегментация рынка и поиск рыночной ниши. Тема 4. Товарная политика предприятия. Тема 5. Ценовая политика предприятия. Тема 6. Сбытовая политика предприятия. Тема 7. Реклама. Тема 8. Стратегическое маркетинговое планирование.

Курс «Психология конкурентоспособной личности».

Программа данного курса позволяет: сформировать у старшеклассников представление о конкурентоспособной личности в реальных рыночных условиях современной России; овладеть элементарными приемами саморегуляции; развить у старшеклассников потребности в самоизменении в личностном и профессиональном планах.

В программу включены необходимые для старшеклассников знания из общей и социальной психологии; знания в области имиджелогии, профориентации. Соответствующие сведения в изучении большинства тем программы сочетаются с практическими знаниями.

Курс состоит из лекций и практических занятий, общее количество часов - 36. На лекциях раскрывается теоретический материал. Практические занятия посвящены психодиагностике, освоению разных методов общения, осознанию своих возможностей в этой области; необходимой во всех профессиональных видах деятельности.

Курс вводится в десятом классе. Занятия по данному курсу проходят еженедельно в течение года по одному часу (уроку) в неделю. Возможно два часа в неделю за счет увеличения практических занятий.

Практические занятия направлены на развитие у старшеклассников позитивного опыта. В малых группах старшеклассники получают возможность высказать свое мнение и обсуждать ситуации, связанные с профессиональным будущим; учатся аргументированно выражать свои мысли; моделируют различные профессиональные роли. Помогая разумному планированию карьеры, занятия оказываются средством коррекции профессиональных намерений и установок учащихся на последующее самоопределение. Опыт переживаний в группе становится важным эмоциональным компонентом социально-психологической активности учащихся в выборе карьеры.

При планировании занятий педагог анализирует всю предшествующую информацию от учащихся с тем, чтобы подобрать игры с учетом личностных особенностей учеников, уровня их психологической готовности к профессиональному выбору, наиболее распространенных ошибок, допущенных при выборе карьеры учащимися конкретной группы. Занятия могут состоять как из отдельных «профориентирующих» упражнений и игр, так и специально разработанного тренинга.

В основе программы курса «Психология конкурентоспособной личности» лежит специальная психологическая технология. Она предполагает преобразование мотивационной, интеллектуальной, аффективной, поведенческой структур личности. Поэтому в курсе выделяются четыре стадии оптимизации личности и поведения старшеклассника: подготовка, осознание, переоценка, действие.

Первая стадия - подготовка. Для того, чтобы произошло активное включение ученика в процесс оптимизации собственной личности и поведения необходимо заинтересовать, увлечь, зажечь его интересной и нужной ему информацией и новыми способами работы.

Вторая стадия - осознание. Уровень осознания собственных способов общения, деятельности, личностных особенностей существенно повышается благодаря наблюдению, противопоставлению, интерпретации точек зрения, позиций, способов и приемов восприятия и поведения, обсуждаемых в малых группах.

Третья стадия - переоценка. На этой стадии в процессе тренингов, деловых игр и разыгрывания ситуаций ученик в большей степени ощущает свою независимость и способность изменить жизнь в чем-то важном, принципиальном. Выбор и принятие решения действовать - основной результат этой стадии.

На четвертую стадию - действия - переходят те, кто успешно, осуществляет стадию переоценки. Наиболее эффективный переход на эту стадию в том случае, когда у ученика появится возможность апробировать и закрепить осваиваемые на семинаре освоенные способы поведения в своей учебной и внеурочной деятельности. Тогда на самом семинаре ученик может, обсуждать свои трудности, проблемы, получать открытое и доверительное сочувствие, понимание, помощь.

К определению интегральных характеристик конкурентоспособной личности старшеклассник должен подойти, технологически отработав все темы курса.

Основные разделы программы. Два способа жизни - два пути в профессии. Конкурентоспособность и основные парадигмы управления. Сфера деятельности конкурентоспособной личности. Сфера общения конкурентоспособной личности. Конкурентоспособная личность: структура и содержание. Факторы и условия развития конкурентоспособной личности.

Перечень предлагаемых в учебном плане специальных дисциплин в основном отвечает запросам учащихся. Преподавание специальных дисциплин ведут школьные учителя, прошедшие курсы повышения квалификации в Москве и Ставрополе, а также преподаватели вузов Ставрополя: Ставропольского государственной сельскохозяйственного университета, Ставропольского государственного университета, Ставропольского государственного технического университета, Института «Бизнестранс». По каждому предмету разработаны авторские учебные программы (составители: Пестрякова Т. П., Мещерякова Н.В., Хетагурова И.Г., Новикова В.И. и др. В них учтены требования государственного образовательного стандарта, региональный компонент обучения, а также органически увязана общеобразовательная и экономическая подготовка школьников в рамках рекомендуемой интенсивности учебного времени,

В преподавании экономики используются современные методы обучения: деловые игры (например, «Я - коммерсант», «Менеджер» и др.), практикумы, решение производственных ситуаций, тестирование. Применяется блочно - модульная система.

Лицей заключил договора с библиотечными учреждениями и предприятиями г. Ставрополя на предмет организации академической практики лицеистов по экономике. Лицей является пилотным образовательным учреждением по апробации спецкурсов «Зашита прав потребителей», «Основы налоговых знаний» (совместно с государственной налоговой инспекцией по Ставропольскому краю). На базе лицея функционирует Ставропольский региональный филиал Международного центра экономического и бизнес-образования (г. Москва) и филиал Малой академии наук Краевого дворца детского творчества г. Ставрополя. Ежегодно проводятся тематические семинары, конкурсы, школы педагогического мастерства.

Итоги контрольного среза по экономике в 11-м классе показали, что число выполнивших творческую выпускную работу по экономике на «отлично» - 52% учащихся, на «хорошо» - 30%, на «удовлетворительно» -18%.

Качество экономической подготовки школьников подтверждается и данными анкетирования, проведенного среди учащихся лицейских классов и их родителей. Так, 52% родителей и 78% старшеклассников удовлетворены организацией экономического образования в лицее. Среди его положительных аспектов они называют: качество преподавания (17% родителей и 65 % уч-ся), высокая квалификация педагогические кадры (4% родителей и 10 % уч-ся), в том числе привлечение преподавателей вузов (11% родителей и 77 % уч-ся); хорошие отношение между учителями и учениками (10% уч-ся); наличие межпредметных связей экономики с общеобразовательными предметами (32 % уч-ся).

На вопрос анкеты: «Почему вы решили учиться в лицейском экономическом классе?» 64 % уч-ся и 31 % родителей указали на возможность получения здесь необходимых для жизни знаний. В результате из выпуска 2002 года 44,2% школьников продолжили свое обучение по экономическим специальностям, в 2003 году -34%, в 2004 году - 46,1%. В ходе реализации эксперимента более 60 % выпускников стали студентами вузов и техникумов по экономическому профилю.

В качестве третьего условия мы выделили организацию научно-исследовательской деятельности учащихся.

В лицее организована научно-исследовательская работа школьников, в которой принимает участие 54 % лицеистов. В том числе 44% десятиклассников, 71 % одиннадцатиклассников. По данным заочного опроса, наиболее привлекательными являются следующие формы научно-исследовательской работы: внутри школьные факультативы (52% опрошенных), научные конференции (29%), предметные олимпиады (20%), написание научных рефератов (51%), секции Малой академии наук Дворца детского творчества г. Ставрополя (7%).

Социально-экономические преобразования в нашем обществе выявили потребность в людях творческих, активных, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи и на основе анализа ситуации формулировать новые перспективные задачи. Проблема выявления и обучения талантливой молодёжи являлась приоритетной в рамках реализации нашего эксперимента, поскольку от ее решения во многом зависит интеллектуальный и экономический потенциал старшеклассников.

В ходе экспериментальной деятельности мы пришли к выводу, что формирование у старшеклассников потребности в творческой самореализации требует сильной мотивационной поддержки. Среди мотивов этого вида деятельности в ходе проведенного опроса нами были выделены: желание пользоваться признанием и уважением в классе; желание быть интеллектуально развитым; желание достичь успехов в учебе, творчестве, спорте в жизни; желание в будущем сделать карьеру, иметь престижную работу; стремление хорошо зарабатывать, быть материально обеспеченным; желание поступить в вуз; потребность преодолеть себя, развить свои способности; стремление поднять уровень требований к себе, избавиться от вредных привычек и др.

Полученные результаты легли в основу программы по созданию условий педагогического стимулирования творческой самореализации старшеклассника. К ним мы отнесли: наличие четкой программы творческого

саморазвития; ориентация старшеклассника на самообразование; вовлечение в творческую деятельность с учетом склонностей и интересов личности; использование авторитета родителей и друзей; вовлечение в различные виды самодеятельного творчества; участие в научной работе; вовлечение в различные конкурсы, соревнования; стимулирование самопознания, самоанализа, самооценки; создание ситуации успеха.

Роль лицея мы видели не только в том, чтобы выявить способности детей, но и в том, чтобы сопровождать способных и одарённых детей. Координацию действий по реализации, созданной в лицее программы «Одаренные дети» возглавил Совет. Он осуществлял взаимодействие с учащимися, учителями, родителями и различными социальными институтами (СГУ, институтом им. В.Д. Чурсина, институтом дружбы народов Кавказа, Ставропольским колледжем экономики и управления «Бизнестранс», городским и районным дворцом творчества, центром профилактики «Здоровье», библиотеками, музеями и т.д.)

На установочных заседаниях методических объединений учителей-предметников был сделан акцент на работу с одарёнными и способными детьми. В планы работы методических объединений были включены олимпиады для среднего звена с целью более раннего выявления учащихся, имеющих способности и склонности в определенных областях знаний. Кроме этого были разработаны и внедрены интеллектуальные игры в рамках предметных недель: «Звёздный час», «Юный географ», конкурсы эрудитов, творческие конкурсы: «Ученик года», КВН, конкурс юных кулинаров и др.

К созданию условий для творческой самореализации личности старшеклассников привлекаются специалисты и преподаватели вузов. Так, преподаватели экономики ведут систематическую работу с группами учащихся, имеющих способности в области изучения экономики в период академической летней практики, подготовки к экономическим чтениям, конференциям, городским и краевым олимпиадам.

Традиционными стали лицейские предметные олимпиады для 8-10 классов, проводимые в январе для определения группы учащихся с целью оказания помощи в развитии интереса к предметам, углубления их знаний.

Кроме этого были созданы условия для творческой самореализации личности учащегося через организацию на базе лицея деятельности Малой академии наук, научных экономических чтений, различных кружков секций, факультативов, летнего предметного лагеря. В образовательный процесс были внедрены элективные курсы «Лабораторная биология», «Геометрия окружности» и др., начали работу клубы по интересам «Я - житель планеты», «Мастера», «Этикет», «Человек и закон».

В лицее был создан бизнес - клуб «Интеллект - фонд XXI века», который объединил школьников города. Одной из целью клуба являлось формирование у учащихся устойчивого интереса к предметам экономического профиля, профориентационная работа. Совместно с комитетом экономики и развития торговли администрация города Ставрополя МОУ лицей № 8 провел деловую игру «Проверка правил торговли в предпринимательских структурах города» и фестиваль, посвященный ^ню защиты прав потребителей «Закон потребителей уважай». Реализация программы эксперимента способствовала тому, что лицеисты занимали призовые места не только по экономике, но и по физкультуре, географии, биологии, обществознанию.

Результаты изучения включенности старшеклассников в деятельность кружков и секций позволяют заключить, что в ходе эксперимента нам удалось, учитывая интересы и склонности старшеклассников, создать условия для реализации их потребности в различных видах социальнозначимой деятельности, в творческом развитии.

В качестве примера творческой самореализации можно привести развитие музыкальных, театральных способностей. Например, Андросенко Сергея стал участником Всероссийского музыкального конкурса имени В.В. Андреева в г. Санкт-Петербурге, школьный кукольный театр «Звездочка» и театр «Эльфов» являются призерами городских конкурсов.

Таким образом, можно сделать вывод, что реализация деятельности лицея по формированию конкурентоспособной личности старшеклассника осуществлялась более эффективно благодаря созданным в образовательном учреждении когнитивным педагогическим условиям: организации экономического образования, профильного обучения по специальностям «Менеджер малого бизнеса с основами бухгалтерского учёта»; «Менеджер малого бизнеса с основами информационных технологий»; организации научно-исследовательской деятельности старшеклассников; организации творческой самореализации через реализацию программы «Одаренные дети».

 

АВТОР: Новикова В.И.