18.06.2012 6211

Модульно-информационная технология в дополнительном профессиональном образовании

 

1. Модульная педагогическая технология как первая составляющая модульно-информационной технологии

Модульное обучение - одна из современных и перспективных педагогических технологий, хорошо обеспечивающих индивидуализацию образовательных программ и путей их усвоения в зависимости от способностей и интересов обучаемых.

Слово «модуль» (от лат. modulus - «мера») имеет различные значения в области математики, точных наук и архитектуры, но, в общем и целом, он означает единицу меры, величину или коэффициент. В педагогике и методике модуль рассматривается как важная часть всей системы, без знания которой дидактическая система «не срабатывает».

Модульное обучение предполагает жесткое структурирование учебной информации, содержания обучения и организацию работы обучаемых с полными, логически завершенными учебными блоками (модулями). Модуль совпадает с темой учебного предмета. Однако, в отличие от темы в модуле, все измеряется, все оценивается: задание, работа, посещение занятий, стартовый, промежуточный и итоговый уровень обучаемых. В модуле четко определены цели обучения, задачи и уровни изучения данного модуля, названы навыки и умения. В модульном обучении все заранее запрограммировано: не только последовательность изучения учебного материала, но и уровень его усвоения и контроль качества усвоения.

Задачи, успешно решаемые при модульном подходе:

- построение и оперативное внедрение прогностических моделей содержания;

- формирование новых структур содержания для конкретных задач обучения;

- повышение информативности, системности, интегративности и функциональности содержания учебных дисциплин за счет выделения инвариантных задач, усиления теоретического обобщения, генерализации и категориального синтеза понятий, использования символико- графических форм выражения;

- содействие быстрому внедрению новых педагогических идей и передового педагогического опыта;

- рационализация методического обеспечения процесса обучения, гармонизация в нем деятельности преподавателя и студентов;

- создание системы благоприятных условий для активизации познавательной деятельности студентов, повышение их самостоятельности и самоорганизации;

- создание дополнительных условий для привлечения к учебному процессу специалистов различного профиля с базового производства (технологов, конструкторов, экономистов, социологов, врачей и др.).

Базой модульного построения процесса обучения является обучающий модуль или же их определенная совокупность.

Обучающий модуль - это относительно самостоятельный, функционально ориентированный фрагмент процесса обучения, имеющий собственное программно-целевое и методическое обеспечение и реализуемый посредством четко отработанной педагогической технологии.

Содержание обучающего модуля.

Элементный состав (учебные элементы). Они определяют учебное содержание модуля.

Учебный элемент - все объекты науки, которые отобраны для целей изучения.

Учебными элементами являются:

- предметы, объекты, вещи определенной области действительности;

- явления, процессы и взаимодействия между объектами;

- методы воздействия человека на эти объекты или явления, т.е. умения и навыки оперирования с ними на практике.

Основные элементы - освоение которых составляет цель обучения (усвоить такое-то понятие, научиться определять неисправности, изучить геометрию резца и т.п.).

Вспомогательные - элементы, сопутствующие основным учебным элементам и облегчающие их усвоение. Они привлекаются для актуализации знаний и умений студентов, для подсказки и иллюстрации, для обобщения и закрепления знаний на практике, для контроля учебной деятельности.

Модульное обучение - это четко выстроенная технология обучения, базирующаяся на научно-обоснованных данных, не допускающая экспромтов, как это возможно при других методах обучения.

Обучаемые при модульном обучении всегда должны знать перечень основных понятий, навыков и умений по каждому конкретному модулю, включая количественную меру оценки качества усвоения учебного материала. На основе этого перечня составляются вопросы и учебные задачи, охватывающие все виды работ по модулю, и выносятся на контроль после изучения модуля. Как правило, формой контроля здесь используется тест.

Учебный курс, как правило, включает не менее трех модулей. При этом отдельным модулем может быть и теоретический блок, и практические работы, и итоговые проекты.

При разработке модуля учитывается то, что каждый модуль должен дать совершенно определенную самостоятельную порцию знаний, сформировать необходимые умения. После изучения каждого модуля учащиеся получают рекомендации преподавателя по их дальнейшей работе. По количеству баллов, набранных учащимися из возможных, учащийся сам может судить о степени своей «продвинутости».

При модульном обучении чаще всего используется рейтинговая оценка знаний и умений обучаемых. Рейтинговая оценка обученности позволяет с большой степенью доверительности характеризовать качество его подготовки по данной специальности. Однако не каждая рейтинговая система позволяет сделать это. Выбранная произвольно, без доказательств ее эффективности и целесообразности, она может привести к формализму в организации учебного процесса. Проблема заключается в том, что разработать критерии знаний и умений, а также их оценки - дело очень трудоемкое. Видимо поэтому в российских школах и вузах рейтинговый контроль не нашел широкого распространения.

Модульные программы обучения формируются как совокупность модулей. При определении общей оценки по курсу результаты рейтинга входят в нее с соответствующими весовыми коэффициентами, устанавливаемыми авторами - преподавателями курса.

В модульном обучении оценивается в баллах каждое задание, устанавливаются его рейтинг и сроки выполнения (своевременное выполнение задания тоже оценивается соответствующим количеством баллов) т.е. основной принцип рейтингового контроля - это контроль и оценка качества знаний и умений с учетом систематичности работы обучаемых.

После окончания обучения на основе модульных оценок определяется общая оценка, которая учитывается при определении результатов итогового контроля по предмету.

Рассмотрим еще две важнейшие компоненты модульной технологии обучения.

Модульная программа составляется преподавателем. В ней прописываются цели обучения и последовательность изучения каждой темы (последовательность уроков). Модульная программа - не конспект урока или планирование учебного материала преподавателем, это программа деятельности обучаемого по изучению определенной темы.

При составлении модульной программы преподаватель должен выполнить следующую последовательность действий:

- Определение комплексной цели обучения и ее формулирование.

- Отбор содержания учебного материала и приемов учебной деятельности, направленных на его освоение.

- Распределение содержания по урокам с учетом: исходного уровня владения материалом (входной контроль); блока информации (теоретического материала темы); необходимости отработки содержания обучения (семинары, практикумы, лабораторные работы и т.п.); необходимости контроля усвоения знаний (итоговый контроль) и коррекции ошибок в усвоении содержания обучения.

Подбор литературы для обучаемых с указанием перечня обязательных и дополнительных источников.

Вторым компонентом модульной технологии является модульный занятие (урок) как составной элемент модульной программы. Приступая к разработке модульного урока, необходимо помнить, что он должен продолжаться не менее двух академических часов. (В условиях профильного обучения практически все уроки сдвоенные.) При составлении плана модульного урока, преподаватель может придерживаться следующего алгоритма.

- Формулировка темы урока.

- Определение и формулировка цели урока и конечных результатов обучения.

- Разбивка учебного материала на отдельные логически завершенные учебные элементы и определение цели каждого из них.

- Подбор необходимого фактического материала.

- Определение способов учебной деятельности обучаемых.

- Выбор форм и методов преподавания и контроля.

- Составление модуля данного урока.

Каждый учебный элемент (УЭ) модульного урока - это шаг к достижению интегрирующей цели урока, без овладения содержанием которого эта цель не будет достигнута. Учебных элементов не должно быть много (не более семи), но среди них обязательно должны присутствовать следующие:

- УЭ-0 - направлен на определение интегрирующей цели для достижения результатов обучения;

- УЭ-1 - включает задания по выявлению уровня знаний по теме, задания, направленные на овладение новым материалом и т.д;

- УЭ-2 (и т.д.) - отработка учебного материала;

Завершающий УЭ - включает выходной контроль знаний, подведение итогов занятия (оценка степени достижения целей урока), выбор домашнего задания (оно должно быть дифференцированным - с учетом успешности работы учащегося на уроке), рефлексию (оценку своей работы с. учетом оценки окружающих).

Таким образом, в ходе модульного обучения осуществляется целенаправленное формирование и развитие приемов учебной деятельности. Учебное содержание здесь - средство для достижения целей этого важнейшего процесса.

Для полного рассмотрения возможностей модульного обучения в дополнительном профессиональном образовании следует заметить, что данную технологию можно применять при дистанционной форме обучения.

Модель модульного обучения в системе дистанционного профессионального образования, осуществляемого образовательным учреждением, представляет собой ассоциативную форму совместной деятельности профессорско - преподавательского, учебно-вспомогательного, компьютерно-технологического состава образовательного учреждения, осуществляющих субординированные функции по информационному, учебно-методическому, техническому обеспечению и мониторингу обучения индивидуальных потребителей образовательных услуг.

Подобная система должна обеспечивать связь, как между ее внутренними элементами, так и единство с окружающей средой, во взаимной связи с которой система проявляет свою целостность. Иерархичность, многоуровневость, структурность - свойства не только строения, но и поведения системы. С этих позиций структурно-организационную модульную систему дистанционного обучения образовательного учреждения, осуществляющего профессиональную подготовку специалистов, можно отнести к наиболее сложным видам систем.

Целостное функционирование оказывается результатом взаимодействия всех сторон деятельности комплекса.

Подготовка методических учебных пособий и развитие образовательной среды, как две составляющие разработки содержания образования, вызывает определенные трудности. Одна из них - это организация и структурирование учебной информации, заданий, упражнений и т. п., что является основой содержания образования. Поскольку элементы содержания образования, во-первых, очень разнородны по характеру и, во-вторых, имеют сложные взаимосвязи и взаимоотношения, постольку усложняется задача их организации в единый учебный процесс.

Модульное дистанционное обучение является специфической формой получения образования, которая может наряду с другими формами эффективно использоваться в системе непрерывного профессионального образования. Эффективная организация современного педагогического процесса в условиях модульного дистанционного обучения предполагает использование методически подготовленных учебно-информационных материалов.

2. Педагогические информационные технологии как вторая составляющая модульно-информационной технологии

Выделим основные направления использования педагогических информационных технологий.

Использование компьютера и средств информационных технологий в качестве средства обучения, дидактического средства для моделирования различных объектов и процессов, повышения степени наглядности при изложении учебного материала, систематизации и логического упорядочивания учебного материала, тренажа, контроля усвоения знания;

- Применение автоматизированных обучающих систем (АОС) и интеллектуальных обучающих систем;

- Применение компьютерных телекоммуникаций в образовании, телекоммуникационных проектов, систем компьютерной видеоконференцсвязи;

- Обучение профессиональному применению средств информационных технологий в образовании (системы различного назначения, автоматизированные рабочие места);

- Использование технологии синтеза информационных средств, технологии мультимедиа в обучении и управлении образованием;

- Применение средств информационных технологий в психолого - педагогических исследованиях;

- Применение информационно-аналитических систем для принятия управленческих решений.

В соответствии с перечисленными направлениями можно выделить следующие методы использования информационных и коммуникационных технологий в обучении:

- построение системно-информационной картины мира и отражения объективной реальности с помощью компьютерного программного обеспечения;

- обучение с помощью информационных моделей, адекватно отражающих сущность изучаемых объектов и процессов реального мира;

- внедрение игровых методов активного обучения, формирующих навыки принятия индивидуальных и коллективных решений на основе анализа альтернативных вариантов;

- разработка информационных технологий на базе принципов развивающего и личностно-ориентированного обучения, с учетом психолого - педагогических основ компьютеризации обучения;

- разработка педагогических программных средств (ППС) с помощью современных авторских систем (инструментальных средств преподавателя);

- непрерывность применения средств информационных технологий в течение всего периода обучения, всесторонний охват учебного процесса;

- однотипность и унификация технического, программного, организационного и учебно-методического обеспечения;

- экспертиза, сертификация и тиражирование педагогических информационных технологий с целью массового внедрения в процесс обучения;

- обучение навыкам решения задач на компьютере посредством построения математических, компьютерных и информационных моделей, с использованием современного прикладного программного обеспечения, интегрированных пакетов прикладных программ, внедрение деятельностного подхода;

- разработка педагогического мониторинга с использованием информационных технологий;

- создание банка педагогических знаний и педагогических технологий, дистанционное обучение и открытое образование, создание образовательных телекоммуникационных сетей, коллективное выполнение телекоммуникационных учебных проектов.

Рассмотрим три этапа развития инфраструктуры учебного заведения при внедрении педагогических информационных технологии.

Основной задачей первого этапа является насыщение вуза вычислительной и микропроцессорной техникой, поэтому его можно назвать этапом компьютеризации.

Второй этап характеризуется компьютерным освоением информационного фонда, загрузкой его в базы данных, объединенных в локальные и корпоративные информационные сети. Свободный доступ к информации, хранящейся в таких базах, имеет только ограниченный круг пользователей. Происходит подключение этих сетей к глобальным и их интеграция. Продолжается формирование информационной культуры студентов и преподавателей. Второй этап может быть назван этапом персонализации информационного фонда и интеграции информационных сетей.

Третий этап характеризуется обеспечением свободного доступа ко всей информации, накопленной человечеством, возможностью не только пользоваться, но и непосредственно, пополнять информационные фонды. Объединение всех информационных систем в единую образовательную информационную сеть не только многократно усиливает интеллектуальные способности обучаемых, охваченных этой сетью, но и создает новые возможности, которые присущи новому качественному образованию, а именно коллективному разуму. Информационный фонд становится достоянием практически каждого обучаемого и превращается в основной ресурс развития образования и общества, поэтому данный этап можно назвать этапом социализации и актуализации информационного фонда.

Можно говорить, что в результате выполнения третьего этапа формирование единого образовательного пространства в информационном обществе будет в основном завершено.

В рамках рассмотрения нашего исследования остановимся на последнем этапе внедрения инфокоммуникационных технологий в учебный процесс, для этого определим понятия «единое образовательное пространство» и «информационно-образовательная среда».

Сначала, рассмотрим компоненты термина «информационно - образовательная среда».

Среда (социальная) - окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования, формирования и деятельности.

Среда в широком смысле (макросреда) охватывает общественно - экономическую систему в целом - производительные силы, общественные отношения и институты, общественное сознание и культуру. Среда в узком смысле (микросреда) включает непосредственное окружение человека - семью, трудовой, учебный и другие коллективы и группы.

Классифицировать среды можно по разным основаниям. Наиболее характерные, на наш взгляд, следующие:

- по степени глобальности определения среды: макро меао микросреды;

- по виду существования и развития материи: биологические; технические, культурно-этнические и другие среды;

- по направлению решаемых общественно значимых задач: среды духовного развития и существования человека, отдельного сообщества, народа в целом; физического развития и здорового образа жизни; воспитания, обучения и непрерывного повышения квалификации; технического и коммуникативного уровня развития страны; экологического состояния страны, региона, города, села; социально-экономического состояния и развития страны, эпохи и др. по типу управления процессом познавательной деятельности и способам передачи (приема) информации.

Нас будет интересовать образовательная среда как разновидность социальной среды, рассматриваемая с философских, психологических, социальных и педагогических позиций.

Понятие образовательной среды рассматривается многими авторами с разной полнотой отражения сути. В работе Лобачева С.Л. и Солдаткина В.И. приводится такое описание понятия образовательной среды образовательного учреждения: это понятие отражает совокупность информационных ресурсов образовательного учреждения, технологий обучения и обеспечения учебного процесса, реализованных в рамках единых принципов построения и обеспечивающих полный цикл или его логически завершенную часть.

Образовательная среда - многоаспектная, целостная, социально - психологическая реальность, предоставляющая человеку материальные и духовные условия для его образовательной деятельности, обеспечивающая совокупность необходимых психолого-педагогических условий для погружения человека в поток целенаправленно подготовленной информации и способов ее представления к изучению, всестороннему развитию личности.

Интересующее нас понятие «информационно-образовательная среда» содержит, возможно, излишнее на первый взгляд слово «информационно», поскольку образовательная среда не может быть «не информационной». Но здесь это слово-приставка подчеркивает стремление современного периода развития общества построить образовательную среду на основе современных информационных технологий. Исходя из вышесказанного, через слово «информационная» мы говорим о современных информационных технологиях как технологической основе построения информационно-образовательных сред.

Итак, на основе приведенных выше рассуждений предлагаем следующее определение информационно-образовательной среды.

Информационно-образовательная среда (ИОС) - многоаспектная целостная, социально-психологическая реальность, предоставляющая совокупность необходимых психолого-педагогических условий, современных технологий обучения и программно-методических средств обучения, построенных на основе современных информационных технологий, обеспечивающих сопровождение познавательной деятельности и доступа к информационным ресурсам.

Подход к созданию информационно-образовательной среды должен отражать не только подготовку совокупности необходимого заранее подготовленного, адаптированного согласно запросам пользователя текстового и иллюстративного материала, но и разработку технологической основы (методик, приемов, современных обучающих средств), позволяющей проектировать и сопровождать познавательную деятельность. Информационно-образовательная среда должна быть непрерывно изменяющейся, учитывающей индивидуальные особенности обучающегося, круг его интересов. Такая среда должна поддерживать процесс самостоятельного поиска, постановки задач и нахождения путей их решения, предоставлять возможность непрерывного роста человека в профессиональном и общеобразовательном планах.

Одним из главных условий современного образования является именно формирование потребности у обучающегося поиска нового, интересного для себя, поиска собственной траектории обучения. На наш взгляд, главной задачей при проектировании информационно-образовательной среды является обеспечение условий стремления обучающегося к самостоятельной познавательной, а следовательно, и поисковой деятельности.

Информационно-предметная среда - разновидность информационно - образовательной среды, ориентированная в первую очередь на поиск информационных потоков и работу с ними в определенной предметной области.

Профессиональная информационная среда - многоаспектная, интегрированная программно-аппаратная реальность на основе современных средств компьютерной техники и средств телекоммуникационной связи, обеспечивающая совокупность условий для осуществления профессиональной деятельности специалиста, обсуждения с другими специалистами интересующей его проблемы.

Главной особенностью современных информационно-образовательных и любых профессиональных сред, разработанных на основе современных информационных технологий, является интерактивность, возможность ведения целенаправленного диалога, который следует понимать не просто как речевой диалог, или диалог общения, а как диалог различных логик, взглядов, позиций по отношению к поставленному вопросу, диалог в форме «внутренней речи» (Л. С. Выготский).

Теперь перейдем к рассмотрению понятия «единое образовательное пространство».

Единое информационно-образовательное пространство - реальность, организованная и управляемая единой выработанной концепцией, подходами и механизмами реализации общей стратегии формирования, развития и достижения целей повышения культурного, образовательного и профессионального уровней субъектов, объединенных на единой информационно-технологической основе для поддержания обучения и воспитания субъектов выделенного пространства.

Единое информационно-образовательное пространство можно рассматривать в нескольких аспектах:

- историческом: передача культурного опыта и традиций в образовании предшествующих поколений молодому поколению (карта культурного наследия и отношения к образованию);

- научно-методическом: применение единого научно-методического подхода и обеспечение преемственности программ обучения между различными в иерархической системе учебными заведениями, единой концептуальной линии в организации образовательного пространства как фактора непрерывности единой системы образования различных образовательных учреждений;

- по характеру управления: создание единой многоуровневой иерархической системы организации и управления образовательным пространством;

- социально-экономическом: создание условий, обеспечивающих реализацию тезиса «повышение уровня образования в течение всей жизни», более полной реализации принципа демократичности получения образования, в том числе и для лиц, имеющих физические ограничения, как по состоянию здоровья, так и по перемещению в пространстве (открытое образование);

- культурно-этническом: развитие условий для культурного и этнического развития рассматриваемого региона.

Попытаемся представить взаимосвязь выделенных понятий, которые окружают нас и создают мир существования современного человека.

«Информационно-образовательное пространство» представлена модель взаимосвязи различных образовательных сред. Здесь предложен подход (по количеству и разнообразию связей) к анализу значения (вклада) образовательных сред в создание и развитие образовательного пространства, в котором существует человек.

Безусловно, образовательное пространство - динамичная структура, зависимая от множества факторов. Как утверждается в работе Шалаева И. К. и. Веряева А. А. , человек существует одновременно в различных пространствах, некоторые из них взаимосвязаны и взаимодополняемы, но другие слабо связаны между собой или практически автономны.

Развитие мирового сообщества, темпы роста в области научно-технического развития, ускорение темпов социального развития, необходимость усиления экономических, политических, религиозных, культурных и других связей - все это способствует формированию образовательного пространства. Становление и развитие единого мирового образовательного пространства (пример - развитие глобальной сети Интернет) вполне возможны.

А также в этой работе говорится, что связи между образовательными подпространствами могут быть опосредованными, а не явными. В плоскости пересечения образовательных пространств и сред формируется личностное образовательное пространство человека, его индивидуальное образовательное пространство. У разных субъектов образовательного процесса реализованы свои образовательные пространства. Эти подпространства интегрируются в единое образовательное пространство района, города, региона, страны, планеты (человечества), реализуя тем самым диалектику части и целого.

Интересно отметить тенденцию, стихийно возникшую в системе образования, которую отметили многие эксперты на защите проектов Федеральной сети экспериментальных площадок в 2001 г. и которую можно кратко описать как «уход» педагогов в исследовательской работе в смежные с системой образования области - культуру, социальные среды, производство и т. п. Почему это произошло? Причин можно назвать несколько, но, если рассмотреть ситуацию в контексте наших рассуждений, - это прямое подтверждение того, что образовательные пространства различных учебных заведений пересекаются с другими подпространствами, окружающими систему образования, и чем больше пересечений этих плоскостей, тем больше возможностей для всестороннего развития личности, а это и есть основная задача системы образования и создаваемых динамичных информационно-образовательных сред.

Учитывая интегрирующее значение информационной среды в образовательном процессе, следует заключить, что наиболее продуктивно модульный принцип обучения может быть реализован на основе современных информационных образовательных технологий; Только современные информационные технологии позволяют в наибольшей степени обеспечить мобильность и вариативность индивидуальной и групповой учебно-познавательной деятельности. При этом эффективность модульного подхода преумножается благодаря принципу открытой архитектуры самих компьютерных средств, функционально - целевой дискретности программных пакетов и реализуемой в ряде случаев эшелонированности активизируемых иерархических программных составляющих.

В качестве одного из вариантов логической структуры модульного механизма программного обеспечения учебного процесса в нашем исследовании предлагается модульно-информационная технология (МТИ).

Реализация модульно-информационной технологии основывается на использовании в учебном процессе системы обучающих модулей, которые является связующим звеном (объектом) интерактивного взаимодействия в структуре образовательного процесса «субъект - объект - субъект».

Технологичность модульно-информационной технологии определяется следующими критериями:

а) концептуальностью, выражающейся в дидактической установке, основанной на личностно-ориентированном подходе к обучению;

б) системностью, выражающейся в целостности, логической последовательности, взаимосвязи и взаимообусловленности всех составляющих тематических модулей;

в) целенаправленностью, выражающейся в реализации профессионально - ориентированного обучения, предусматривающего продуктивное усвоение знаний, развитие творческих способностей и рефлексии обучающегося, формирование системно-целостного знания по изучаемым тематическим разделам и курсу в целом;

г) управляемостью, выражающейся в доступности поэтапного контроля со стороны преподавателя, корректировки и возможности варьирования содержания модулей и их составляющих с учетом выявляемого уровня и индивидуальности обучающегося;

д) эффективностью, выражающейся в интенсификации и оптимизации познавательной деятельности, в результате которой достигается осознание и устойчивость запоминания полученных знаний;

е) воспроизводимостью, выражающейся в возможности применения технологии в других однотипных образовательных учреждениях.

 

АВТОР: Никифорова С.Ю.