18.06.2012 13321

Гуманитаризация образования как важное средство формирования информационной культуры будущего специалиста

 

Образ жизни современного человека связан с функционированием разнообразной техники: авто-, теле-, видео-, компьютеры, телекоммуникационные сети. Абсолютизация технических средств и научно обоснованных технических знаний приводит к признанию их в качестве решающего фактора социального развития общества. Недооценка духовной культуры приводит к негативным последствиям: усилению социально-экономических противоречий, росту насилия над личностью, дегуманизации общественной жизни. Как отмечают многие ученые, сложившееся в современных условиях резкое расхождение между традиционной гуманитарной культурой, связанной с человеком и его духовностью, формирующей систему моральных запретов и активизирующей ответственность за свои действия, и культурой технократической, рассматривающей индивидов как «придаток» машин, как элемент современных технологий, необходимо ликвидировать, выработав систему противодействия этим тенденциям в рамках развития информационной культуры личности. Необходимо осознать, что наука и техника важны не сами по себе, а лишь в той мере, в какой они способствуют развитию творческих способностей личности, реализации ее внутреннего богатства и профессиональных возможностей.

Наметившаяся тенденция гуманитаризации образования и, в первую очередь, высшего, как наиболее фундаментальной из имеющихся форм образования, есть важное средство развития духовности будущих специалистов, способных решать не только узкопрофессиональные задачи, но и умеющих правильно оценивать социальные последствия своей деятельности. Гуманитаризация образования - это борьба за сохранение собственно человеческого в супертехнизированной жизни, своего рода иммунитет против возможного нового типа супертехногенного разделения людей.

Гуманитаризация образования имеет своей целью сведение к минимуму последствий анонимности рационального познания, дискредитированного бездуховностью и бездушием, повлекшими за собой экологический и культурный кризисы. Гуманитаризация образования предполагает формирование гуманистически ориентированной информационной культуры, включающей в себя выработку следующих аксиологических ценностей: отдачи предпочтений целеполаганию перед целесообразностью; осознание вреда догматических и конформистских решений; непрерывное формирование у будущих специалистов умений и потребностей осуществлять свою профессиональную деятельность в интересах человека.

Особую значимость гуманитаризация образования приобретает для технических ВУЗов. Значение разностороннего гуманитарного образования для будущих инженеров, осознание ими самоценности собственной жизни и жизни окружающих их людей и природы можно аргументировать следующими положениями: гуманитарная образованность способствует эмоциональному развитию индивидов, а потому делает их более открытыми для разнообразной информации, активизирует деятельность их интеллекта и облегчает освоение любой профессии; гуманитарная образованность является несущей конструкцией духовности будущих инженеров, которая характеризуется возвышенностью их мыслей, желаний и благородной мотивацией поступков.

Гуманитарное знание направлено на формирование личности, развитие в ней философских, нравственных и культурных основ, воспитание самостоятельности в творчестве и образного мышления. Гуманитарное образование включает широкий круг компонентов, обеспечивающих проявления индивида во всем многообразии связей и взаимодействий, как носителя и создателя культурных ценностей, национальных традиций, общественной идеологии. Именно идеологии, так как любое гуманитарное знание всегда оценочно, всегда отражает интересы и ценности какого-либо общества или социальной группы, что было доказано еще философами-неоканцианами и М. Вебером.

Основные ценности гуманитарного образования определяются следующим образом: ответственность за общезначимые ценности, свободное мировоззренческое самоопределение, общекультурная компетентность, личностная самоактуализация в культуре и жизни.

Традиционно решение проблемы гуманитаризации образования осуществляется посредством усиления влияния дисциплин гуманитарного цикла. Анализ литературы показал, что в зарубежной высшей школе объем гуманитарных дисциплин в учебных планах для подготовки инженерных кадров составляет около 40 процентов. В системе отечественного высшего образования на общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины отводится в среднем 25 процентов всего фонда учебного времени. Учитывая небольшой объем гуманитарных дисциплин в техническом ВУЗе, для обеспечения результативной достаточности гуманитарного образования будущих инженеров необходимо выполнить два важных условия.

Во-первых, гуманитаризация образования - это сложный учебно-воспитательный процесс, который не может ограничиться узкими и изолированными академическими функциями, а значит, в нем должны принять участие преподаватели всех кафедр. Специалистам нужны знания и умения, которые можно использовать для дальнейшего продвижения науки и техники, для выявления огромного потенциала компьютерных технологий, и эти знания должны стать гарантом суверенизации личности ради полной реализации ее созидательных ресурсов. Именно в контексте стремления человека к выявлению собственных творческих способностей, к утверждению личностного начала в общественной жизни формируется гуманитарный аспект его информационной культуры, что в конечном итоге позволяет воспитать гуманитарно - ориентированного специалиста.

Как отмечают Р. Петрунева, Н. Дулина, В. Токарев, «под словом «гуманитарно-ориентированный» специалист понимается естественно, не совмещение инженера и гуманитария в одном лице; подразумевается профессионал, способный актуализировать и демонстрировать гуманитарные, морально - нравственные аспекты своей деятельности, принимать инженерно - административные решения и нести за них ответственность».

Изучение таких дисциплин гуманитарного цикла как философия, культурология, социология, экономика, политология, история, психология, иностранные языки оказывают огромное влияние на формирование системы ценностных ориентиров специалиста.

В процессе гуманитарной подготовки развиваются мировоззренческие, этические, эстетические, коммуникативные качества будущего инженера, обогащается его тезаурус, расширяется кругозор, формируется гуманитарный склад мышления. Все эти качества формируются на основе знаний и умений, которые студенты приобретают в процессе изучения гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

Анализ таблицы показывает, что большая часть знаний и умений, которые формируются в процессе гуманитарной подготовки, входят в структуру ПВК будущего специалиста и необходимы ему для успешного выполнения его профессиональной деятельности (производственно-технологической, организационно-управленческой, научно-исследовательской и проектно- конструкторской).

Однако нельзя отрицать и влияния дисциплин естественнонаучного и специальных блоков на формирование личностных качеств специалиста, характеризующих информационную культуру. Только это не само содержание данных дисциплин, а люди, преподающие их. Через их отношение к своему делу и ответственность за результаты профессионального труда у обучаемого формируется собственное отношение к происходящему, осознается своя значимость. В этой связи А.В. Минкина пишет, что в данном случае действует «феномен профессиональной ориентации. Субъект, вступая в официальные контакты с другими субъектами, строит свое поведение с учетом нормативов, принятых в данном социуме. Следовательно, высокий авторитет и высокий уровень информационной культуры преподавателя, его личностные качества - важный фактор формирования личности будущего специалиста.

Имеется еще один важный фактор, влияющий на процесс формирования гуманитарно-ориентированного специалиста. Как справедливо заметил С.Д. Смирнов: «ВУЗ служит не только, может быть, не столько для передачи специальных знаний, сколько для развития и воспроизводства специального культурного слоя, важнейшим элементом которого является и сам специалист». Поэтому, преподаватель не только передает студенту знания и профессиональные умения, а приобщает его к определенной культуре.

Органическое соединение всех вышеуказанных факторов в единую систему способствует формированию гуманитарной среды в ВУЗе, которая создает благоприятные условия для развития гуманитарного аспекта информационной культуры будущих инженеров.

Под гуманитарной средой исследователи понимают совокупность организационных структур, педагогических технологий и традиций ВУЗа, направленных на формирование и развитие устойчивого гуманитарного интереса и морально-нравственных, творческих характеристик студентов.

Важным условием эффективного функционирования гуманитарной среды должно стать установление междисциплинарных связей. Одной из форм соединения гуманитарных и профессиональных знаний в целостную систему представлений о мире, человеке, обществе и своем месте в нем может стать разработка и внедрение спецкурсов в учебный процесс. Спецкурсы могут иметь различную направленность. С целью формирования гуманитарного аспекта информационной культуры мы считаем целесообразным разработку спецкурса информационно-культурологической направленности, посредством которого у студентов сформируется информационное мировоззрение и информационное поведение.

Общество находится на пороге информационной цивилизации, и поэтому важно сформулировать определение и основные специфические черты информационного мировоззрения. Энциклопедический словарь обозначает мировоззрение как «систему общественных взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношения людей к окружающей действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания действительности». Мировоззрение образуется на основе естественнонаучных, социально-исторических, философских знаний, включая определенную идеологию. Мировоззрение влияет на нормы поведения, жизненные стремления, интересы, труд и быт людей. По своему содержанию и направленности может быть научным и ненаучным, материалистическим или идеалистическим, атеистическим или религиозным, революционным или реакционным».

Как считает С.Г. Антонова, в данном толковании не обоснованы свойства знаний, входящих в состав мировоззрения. А между тем, качества знаний дают представления об особенностях образа мыслей и позволяют обсуждать такие противоречивые параметры, как динамичность и статичность всей системы взглядов личности, способность к видоизменению, расширению, углублению, уточнению. По ее мнению, информационное мировоззрение вырабатывается не столько как определенная модель установок личности, сколько как процесс анализа знаний для обоснования собственной позиции, процесс овладения навыками понимания чужого суждения, соотнесения его с собственным.

Мы согласны с тем, что информационность мировоззрения проявляется в том, что оно «выводит» духовно богатую личность на иной аспект осмысления связей людей - на аспект многообразия как важного и необходимого качества личности. Значение приобретает сам процесс обмена мнениями, и цивилизованность общения становится условием жизненной позиции.

При определении сущности понятия мировоззрения важно учитывать взаимодействие информации и субъекта в целостной системе. Говоря о мировоззрении информационного типа, следует иметь в виду такое, при формировании которого субъект является регулятором информации, составляющей данную систему, где момент осознания ценности информации становится актом проявления его мировоззренческих позиций.

Значит, мировоззрение создается как открытая система, способная изменяться, на что указывает другой автор А.Л. Семенов. Он пишет: «Речь идет о мировоззрении определенного качества - открытом уточнениям, углублениям; о мировоззрении, имеющем в своем составе явную доминанту, которая является общим камертоном позиции человека по отношению к внешней среде. Это одно из условий развития информационного общества, в котором роль личности должна преобладать».

Поскольку мировоззрение - активное начало человека, управляющее его поступками, мыслями, потребностями, критериями решений, то именно на его основе формируется адекватное современным условиям информационное поведение. Это понятие возникло с появлением новых информационных технологий, которые создали особую информационную среду. Современный человек все в большей и большей степени реализует свои общекультурные, социальные, а также профессиональные интересы, проникая в виртуальное пространство (то есть, используя локальные и глобальные информационные сети). Взаимодействие субъекта и внешней среды (субъект-социум) осуществляется в двух направлениях: с одной стороны, внедрение новых технологий активно влияет на мировоззрение, а с другой - мировоззрение, его характеристики, состав определяют особенности внедрения электронной вычислительной техники в различные сферы деятельности, особенно в деятельность гуманитарного профиля. Это приводит к тому, что информационная составляющая идеалов, знаний, методов, отношений, с которыми имеет дело современный человек, обретает информационную сущность.

Отсюда, другим условием успешного функционирования гуманитарной среды должно стать превращение студента в субъект учебного процесса. Равноправное взаимодействие преподавателей и студентов наблюдается в совместных научных исследованиях или в процессе учебно-производственной деятельности. Эта деятельность должна приобрести такую организационную форму, которая органично соединила бы учебный процесс в ВУЗе с учебно-производственной практикой на предприятии.

В этой связи показателен опыт Лесного института, недавно созданного в Брянской инженерно - технологической академии. Перед Лесным институтом поставлены следующие важные педагогические задачи:

- удовлетворение потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего и (или) после ВУЗовского образования;

- формирование у обучающихся гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии;

- сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества;

- распространение знаний среди населения, повышение их образовательного и культурного уровня;

- осуществление в закрепленных лесах комплекса лесохозяйственных и лесозаготовительных работ, переработки древесины, выпуск товаров народного потребления на базе лесного фонда учебно-опытного лесхоза.

Решение этих задач успешно осуществлялось в ходе педагогического эксперимента. В 1999/2000 учебном году обучение студентов 1 курса лесохозяйственного факультета проводилось в течение трех семестров, вместо общепринятых двух семестров. В третьем семестре студенты после сдачи сессии по общеобразовательным дисциплинам осуществляли практическое обучение в условиях учебно-опытного лесхоза - предприятия, которое давно имеет не только образовательное, но и научное и историческое значение. На территории учебно-опытного лесхоза находится более 380 опытных объектов. Выполняя определенные лесохозяйственные работы в лесхозе, например: уход за лесными насаждениями, сбор гербариев, составление геодезических карт будущих лесных разработок, санитарные вырубки, студенты совершенствуют свои знания по специальным предметам и приобретают навыки своей будущей профессии.

Известно, что профессия лесовода предполагает человека близкого природе и влюбленного в красоту леса, который будет вести работы в лесу бережно, не оставляя за собой «мертвые зоны», поскольку лес - это особый объект долгосрочного хозяйствования. В этой связи оптимальным для лесной отрасли является продолжение трудовых династий работников лесного комплекса. Проведенный анализ контингента студентов лесохозяйственного факультета показал, что количество студентов из семей потомственных лесоводов составляет более 22 процентов от общего количества.

Опыт Лесного института и проведенный нами анализ его деятельности позволяют констатировать, что такой симбиоз науки и практики способствует эффективному функционированию гуманитарной среды в ВУЗе, создает основу для разработки гуманитарного основания профессии лесовода.

Как отмечает С.Г. Антонова, при разработке гуманитарных оснований следует органически связывать обоснование профессиональных знаний и умений с обоснованием начал жизни человека, его способности не только выделять из контекста повседневности собственное предназначение профессионала, но и развивать умение понимать исключительность каждого живущего рядом, ушедшего и еще придущего после нас. Поэтому, важной составляющей всех сторон духовного мира личности и гуманитарных оснований должна стать нравственность. Нравственность и следует рассматривать в качестве основного критерия сформированности гуманитарного аспекта информационной культуры. Овладение нравственными началами профессии, бесспорно, поможет установить необходимое равновесие в отношениях будущего специалиста с окружающим миром.

Подводя итог, следует отметить, что мы полностью поддерживаем точку зрения А.И. Вернадского, который пишет, что «все кризисы, с которыми остро столкнулось человечество, есть, прежде всего, выражение духовного кризиса, забвение значимости нравственных вопросов». Современный высокий уровень технологического и информационного развития общества предполагает такой же высокий уровень культуры.

Сегодня, в век информационной революции важно, чтобы каждая личность осознавала себя одной из составляющих сложной информационной среды и владела основами поведения во взаимоотношениях с другими субъектами, формирующимися в соответствии с их информационным мировоззрением. Необходимо, чтобы специалист технического профиля мыслил не только категориями, понятиями, формами, но и обладал бы эмоционально-образным мышлением, которое можно развить посредством гуманитарной направленности образования и через овладение нравственными основами своей профессии.

 

АВТОР: Нестерова Л.В.