18.06.2012 10041

Формирование интереса к педагогической деятельности у учащихся профильных педагогических классов

 

Анализ отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы по проблеме опыта работы школ показал, что ведущим направлением в решении задач профессиональной ориентации старшеклассников является изучение их личностных качеств, особенностей развития детей старшего школьного возраста и их учет в воспитательной и образовательной деятельности учителей школы.

Понятие «личность» определяется учеными-философами как устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества. Содержание этого понятия акцентирует внимание на определенной целостности внутренних социально-психологических качеств человека, характеризующих особенности его субъективного отношения к миру. Всеобщим признаком личности является социальная деятельность, которая включает в себя профессионально-трудовую, общественно - политическую, нравственную, эстетическую, познавательную деятельность, личную и семейную жизнь, различные формы отдыха (Н.И. Жуков, П.Н. Федосеев и др.). При этом социальная деятельность личности включает только те формы общественной практики, в которых человек принимает личное участие.

В работах известных отечественных ученых-психологов понятие «личность» рассматривается как сложное структурированное единство, в котором каждый из входящих в него элементов взаимосвязан со всеми остальными и функционально зависим от всей структуры в целом (Л.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн). Любое личностное свойство или черта личности имеет очень широкий диапазон проявлений и, выступая в разных структурных сочетаниях, может играть определенную роль в деятельности человека.

В отечественной психологии разработана концепция системно-структурного подхода к пониманию личности (А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов и др.). Так, А.Н. Леонтьев отводит центральное место в концепции структуры и развития личности понятию «деятельность». Основной внутренней характеристикой личности является ее мотивационная сфера. Другое важное понятие в теории А.Н. Леонтьева - «личностный смысл»: на что личность в данный момент непосредственно направлена, ее мотивы, что ее побуждает. Чем шире, разнообразнее виды деятельности, в которые личность включена, чем они более развиты и упорядочены (иерархизированы), тем богаче сама личность.

К.К. Платонов пишет, что основными элементами личности как целого являются свойства (черты личности). Все эти свойства могут быть отнесены к одной из четырех ее подструктур или располагаться на их гранях.

Первая - исключительно социально обусловленная подструктура личности: направленность (влечение, желание, интересы, склонности, идеалы, мировоззрения, убеждения), отношения (к труду, к людям, к себе) и моральные качества. Эта подструктура формируется путем воспитания.

Вторая подструктура личности: опыт, включающий знания, умения, навыки, привычки, приобретенные личным опытом путем обучения, но уже с заметным влиянием биологических свойств личности.

Третья подструктура - индивидуальные особенности форм отражения (особенности отдельных психических процессов или функций): эмоции, ощущения, мышление, восприятие, чувства, воля и память. Эта подструктура биологически обусловленных особенностей и формируется путем упражнений.

Четвертая - биологически обусловленная подструктура: темперамент и органические особенности. Черты, входящие в эту подструктуру, формируются (переделываются) с помощью тренировки.

К.К. Платонов и другие ученые-психологи выделяют в качестве главной характеристики структуры личности - направленность. На данные концептуальные положения о системно - структурном подходе к пониманию личности мы опираемся в нашем исследовании.

Направленность личности психологи (C.Л. Рубинштейн и др.) и педагоги (А.Е. Голомшток и др.) рассматривают как внутреннюю позицию личности, осознанную определенность в поведении, избирательное отношение к воздействиям окружающей среды. В основе направленности лежат потребности, установки, цели человека, которые становятся мотивами его поведения по мере того, как начинает сознаваться реальная ситуация, в которой они могут быть удовлетворены.

Направленность личности может проявляться по-разному, поэтому выделяют разные ее виды, одним из которых является профессиональная направленность. Профессиональная направленность характеризует сферу потребностей и интересов личности в той мере, в которой она связана с поведением человека по отношению к профессиональному труду (А.Е. Голомшток). Можно говорить о профессиональной направленности и в тех случаях, когда человек только намеревается избрать профессию. Профессиональная направленность в этом случае выражена в том, что человек проявляет намерение избрать данную профессию, в мотивах ее выбора и т.д. В этой связи мы рассматриваем профессионально педагогическую направленность как важнейшую характеристику личности будущего учителя.

Анализ научной литературы - психологической (И.А. Зимняя, В.А. Крутецкий и др.) и педагогической (С.А. Воронина, А.Е. Голомшток, А.И. Кочетов, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, И.Ф. Харламов и др.) показал, что становление профессионально-педагогической направленности предполагает, в первую очередь, формирование устойчивого профессионального интереса к педагогической деятельности у старшеклассников.

Проблема формирование у старшеклассников устойчивого профессионального интереса тесно связана с другой не менее значимой проблемой - профессиональным самоопределением молодежи, которая актуализировалась к началу 90-х годов. В настоящее время концепция профессионального самоопределения молодежи разрабатывается отечественными педагогами: В.А. Поляков, С.Н. Чистякова и др. Согласно данной концепции профессиональное самоопределение молодежи - это «процесс формирования личностью своего отношения к профессиональной трудовой сфере и способ его самореализации через согласование внутри личностных и социально-профессиональных потребностей». На данные идеи обозначенной концепции мы опирались в процессе исследования.

Анализ исследований отечественных ученых - психологов (Л.И. Божович, С.П. Крегжде и др.), показал, что профессиональное самоопределение часто не имеет непосредственной связи с профессиональными интересами. Однако зрелое профессиональное самоопределение, которое может осуществить только высокоразвитая, зрелая личность, включает в себя и развитые профессиональные интересы. Как в профессиональном самоопределении, так и в профессиональной деятельности большое значение приобретают профессиональные интересы, которые представляют собой одно из самых лабильных психических свойств. Умелое и своевременное воздействие на них является одной из ведущих задач подготовки учащихся к выбору профессии.

Роль профессионального интереса в развитии личности. В философских исследованиях Д.П. Зеркина и др. интерес характеризуется следующими особенностями: 1) интерес по своей природе воплощает единство объективного и субъективного; 2) выражает базовые и другие необходимые для общественной жизни человека потребности; 3)это направленность поведения и деятельности на удовлетворение жизненно необходимой в данной ситуации для данного субъекта потребности; 4) предполагает определенную степень осознанности потребностей, на основе чего формируется мотивационная база субъекта, а также ориентации и цели деятельности. Базовым источником интересов выступает сама реальная, материальная и духовная жизнь людей.

Исследованиями социологов установлено, что область интереса очень широка, она распространяется как на социальную, так и на этическую и эстетическую жизнь общества (Д.П. Зеркин). Интерес - это единство выражения, проявления внутренней сущности субъекта и отражения объективного мира, совокупности материальных и духовных ценностей человеческой культуры в сознании субъекта.

Психологические основы теории интереса раскрыты в работах Л.И. Божович, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна и др. как сложное и очень значимое для человека образование. Интерес имеет множество трактовок, однако ученые отмечают некоторую общность аспектов, из которых особенно четко выделяются эмоциональные, интеллектуальные, регулятивные (внимание, воля) моменты интереса, его включенность в важнейшие личностные образования - отношения, потребности, направленность личности, активные процессы деятельности.

Анализ трудов отечественных психологов Л.С. Выготский, С.П. Крегжде, В. А. Крутецкий, С.Л. Рубинштейн и др. и педагогов С.Я. Батышев, В.Б. Бондаревский, С.А. Воронина, Е.А. Голомшток, Г.И. Щукина и др. по проблеме интереса позволил выделить в его структуре три основных взаимосвязанных компонента: эмоциональный, интеллектуально-познавательный, волевой. Интерес может характеризоваться также со стороны содержания, широты, устойчивости, силы и действенности. Содержание интереса (объект, на который он направлен) более всего определяет его общественную ценность. Интерес носит избирательный характер, выступает одним из наиболее существенных стимулов приобретения знаний, расширения кругозора, служит важным условием подлинно творческого отношения к работе.

Особенности познавательного интереса к педагогической деятельности у учащихся профильных школ. В русле проблемы исследования необходимо конкретизировать содержание понятий - «познавательный интерес к педагогической деятельности» и «познавательный интерес к профессии учителя». Мы разделяем концепции психологов - Ф.Н. Гоноболина, В.А. Крутецкого др. и педагогов - С.А. Ворониной, Ю.Н. Кулюткина, Г.С. Сухобской, Г.И. Щукиной и др., определяющих понятие «познавательный интерес к педагогической деятельности» как более общее и полное. Познавательный интерес к педагогической деятельности включает избирательную направленность учащихся на два ведущих аспекта: 1) устойчивое положительное отношение к специальной, целостной, профессионально-педагогической деятельности учителя; 2) устойчивый глубокий интерес к специальному предмету. Оба этих аспекта познавательного интереса дополняют друг друга и группируют вокруг себя все остальные интересы будущего учителя.

Исследованиями отечественных педагогов О.А. Абдуллиной, Ю.Н. Кулюткиным, В.А. Сластениным и др. установлено, что ведущим направлением формирования у старшеклассников познавательного интереса к педагогической деятельности является развитие у них устойчивого глубокого познавательного интереса к специальным психолого-педагогическим дисциплинам. Приобретенные общепедагогические знания содействуют формированию устойчивых познавательных и профессиональных интересов, способствуют осознанному выбору учащимися будущей педагогической профессии. На эти концептуальные положения мы опирались при исследовании проблемы начальной общепедагогической подготовки (в частности, ее содержательного аспекта) как средства формирования у старшеклассников профессионального интереса к педагогической деятельности.

В русле данной концепции под познавательным интересом к педагогической деятельности мы понимаем избирательную направленность старшеклассника на познание теоретических основ и особенностей педагогического труда и личностно значимых качеств учителя. В контексте результатов исследований отечественных педагогов - М.Н. Скаткина, Г.И. Щукиной и др. познавательный интерес к педагогической деятельности и его становление мы рассматриваем в нашем исследовании как показатель общего развития старшеклассников.

Анализ психологической и педагогической литературы, опыта работы профильных школ показал, что необходимыми условиями успешного формирования у старшеклассников устойчивого познавательного интереса к педагогической деятельности с перспективой перерастания его в профессиональный интерес являются следующие.

- Создание в учебно-воспитательном процессе психолого - педагогических условий, стимулирующих формирование у старшеклассников устойчивого познавательного интереса к педагогической деятельности. К ним относятся: отбор и применение учителями профильных классов общеобразовательной школы педагогических технологий, обеспечивающих развитие активности и познавательной самостоятельности школьников; организация и педагогизация образовательной среды школы; формирование и развитие у школьника «Я-концепции» «Я - будущий учитель»; учет возрастных особенностей старшеклассников. Ведущей задачей общепедагогической подготовки в этом аспекте является осознание старшеклассниками социальной значимости профессии учителя.

- Интеграция и координация деятельности учителей школы по обеспечению целенаправленности и системности профессиональной ориентации учащихся на педагогическую профессию в процессе изучения старшеклассниками общеобразовательных и специальных учебных дисциплин.

- Целенаправленное и систематическое изучение преподавателями школ содержания, широты и устойчивости познавательных интересов старшеклассников с целью своевременной коррекции образовательного процесса в этом направлении.

- Включение старшеклассников в практическую учебную педагогическую деятельность с учащимися подшефных классов с целью практического ознакомления и овладения основными компонентами педагогической деятельности и развития у себя личностно - значимых качеств будущего учителя.

- Разработка преподавателем педагогики заданий творческого характера, направленных на развитие у старшеклассников в процессе их выполнения личностно-значимых качеств, предъявляемых к профессиональной деятельности учителя.

Особенности структуры и развития профессионального интереса к педагогической деятельности у учащихся профильных педагогических классов. При рассмотрении особенностей профессионального интереса старшеклассников к педагогической деятельности мы опирались на концепцию В.А. Крутецкого о сущности интереса как стремлении личности к познанию объекта или явления, к овладению тем или иным видом деятельности; на теоретические положения психологов - C. Л. Рубинштейна и педагогов - Г.И. Щукиной и др. - об избирательном характере интересов; на теоретические положения Г.И. Щукиной о познавательном интересе как целевой основе профессионального интереса; концепцию С.П. Крегжде о роли профессионального интереса в развитии личности и подготовке к осознанному выбору профессии. В определении сущности, структуры, путей формирования профессионального интереса к педагогической деятельности у старшеклассников учитывались результаты исследований  Л.A. Амировой, Г.В. Аникаевой, С.А. Ворониной и др. о формах и методах развития профессионального интереса учащихся к педагогической деятельности.

В русле обозначенных концепций профессиональный интерес к педагогической деятельности мы рассматриваем как стремление учащихся к познанию объектов или явлений педагогической действительности, к овладению основными элементами профессионально-педагогической деятельности, ее базовыми теоретико-методологическими основами, умениями и навыками. Интерес к педагогической деятельности, как один из видов профессионального интереса, вообще является глубоко личностным интегральным образованием и представляет собой совокупность трех основных компонентов: эмоционального, интеллектуально-познавательного, волевого.

Эмоциональный компонент интереса. Ученые (С.П. Крегжде, C.Л. Рубинштейн и др.) отмечают, что с интересом связаны специфические проявления в эмоциональной сфере. Будучи обусловлен эмоциональной привлекательностью и осознанной значимостью, интерес проявляется, прежде всего, во внимании, являясь выражением общей направленности личности; интерес охватывает все психические процессы - восприятия, памяти, мышления.

В период профессионального самоопределения личности позитивное эмоциональное отношение к педагогической деятельности выдвигается на передний план и играет организующую роль.

Интеллектуально-познавательный компонент. Интерес взаимодействует с такими личностными свойствами человека, как активность, самостоятельность, под влиянием которых он сам развивается и способствует развитию личностных свойств человека.

Ученик согласно исследованиям отечественных психологов - В.С.Ильин, Е.В. Коротаева и др. и педагогов - А.Е. Голомшток, В.А. Сластенин, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина и др.), обладающий волевой познавательной активностью, характеризуется осознанным интересом к различным видам деятельности, в том числе и к профессионально - педагогической. В педагогической литературе выделяются различные уровни познавательной активности школьников. Так, в исследовании Г.И. Щукиной разделение уровней познавательной активности опирается на традиционную классификацию методов обучения: первый уровень соответствует репродуктивно-познавательной активности; второй уровень поисково-исполнительский; третий уровень - творческая активность. Т.И. Шамова также выделяет три уровня познавательной активности школьников и определяет их по образу действия: воспроизводящая, интерпретирующая и творческая активность. И в том, и в другом случае речь идет об избирательной позиции учащихся. На данные концептуальные идеи мы опирались в исследовании при определении уровней познавательной активности школьников, уровней профессионального интереса учащихся к педагогической деятельности.

Рассматривая познавательную активность как педагогическое явление, педагоги - Е.Н. Ильина, И.Ф. Харламов, Г.И. Щукина и др. - и психологи Е.В. Коротаева, А.К.Маркова и др. - определяют ее как двусторонний взаимосвязанный процесс: с одной стороны, познавательная активность - это форма самоорганизации учащегося; с другой стороны, познавательная активность школьника - это результат особых усилий педагога в организации учащегося. В русле данного подхода мы рассматриваем профессиональную активность старших школьников как двусторонний взаимосвязанный процесс, спецификой которого является формирование у старшеклассников профессионального интереса к педагогической деятельности.

Волевой компонент. Волевая активность определяется способностями старшеклассника преодолевать возникающие затруднения как при изучении педагогических дисциплин, так и в учебно-практической деятельности с учащимися в подшефном классе.

Выделенные компоненты структуры профессионального интереса старшеклассников к педагогической деятельности взаимосвязаны, формируются и развиваются в процессе общепедагогической подготовки в комплексе.

Пути формирования профессионального интереса к педагогической деятельности у учащихся педагогического класса. Определяющим фактором в формировании профессиональных интересов является социальная среда. В ходе индивидуального развития интересы формируются по мере того, как дети вступают во все более сознательный контакт с окружающим миром и осваивают исторически сложившуюся культуру в процессе обучения и воспитания (С.П. Крегжде, В.А. Крутецкий, С.Л. Рубинштейн). Профессиональный интерес к педагогической деятельности выступает мотивом, способствующим ориентированию школьника в выборе педагогической профессии.

Анализ психолого-педагогической литературы по вопросам профессиональной ориентации на педагогическую профессию позволил определить следующие основные условия, способствующие успешному формированию у старшеклассников профессионального интереса к педагогической деятельности (они конкретизируют обозначенные выше условия, обеспечивающие формирование у старшеклассников познавательного интереса).

- Создание в учебно-воспитательном процессе психолого - педагогических условий, обеспечивающих перерастание познавательного интереса учащихся к педагогической деятельности - в профессионально-педагогический интерес.

- Включение задач формирования у старшеклассников профессионального интереса к педагогической деятельности в образовательный процесс при изучении общеобразовательных и специальных дисциплин с целью обеспечения эффективности профориентационной работы.

- Обеспечение педагогизации среды школы как социально - педагогического условия и средств формирования профессионального интереса к педагогической деятельности у учащихся.

- Целенаправленное формирование у учащихся педагогических классов концепции «Я - будущий учитель» в процессе общепедагогической подготовки.

- Систематическое включение учащихся в практическую учебно-педагогическую деятельность в процессе взаимодействия со сверстниками и младшими школьниками.

Таким образом, познавательные и профессиональные интересы учащихся к педагогической деятельности необходимо формировать в тесной взаимосвязи и в комплексе. О развитии профессионального интереса у старшеклассников свидетельствует активная познавательная деятельность в связи с педагогической профессией. Профессиональный интерес является одновременно и результатом формирования личности и важным стимулом ее развития.

 

АВТОР: Мухина Т.Г.