18.06.2012 7652

Модель личности выпускника профильных педагогических классов общеобразовательной школы

 

Основным условием успешной научной организации любой деятельности является четкое представление об ее исходном и конечном продукте (А.И. Пискунов, В.А. Сластенин, Л.Ф. Спирин и др.). В связи с этим возникает необходимость в создании модели личности выпускника профильного педагогического класса общеобразовательной школы, как цели и результата функционирования образовательной системы школы и начальной общепедагогической подготовки школьников как одного из ее компонентов. Теоретики в области моделирования (Л.В. Ительсон, Г.П. Щедровский и др.) подчеркивают, что модели во всех случаях выступают как аналоги объектов исследования. Все существующие модели подразделяются на три типа: физические, вещественно - математические и логико-математические. Значение моделей в практической и исследовательской педагогической деятельности раскрыто в работах известных ученых психологов - Н.Д. Левитов, А.К. Маркова и др. и педагогов - Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин и др.; выявлены основные функции моделей (гносеологические и эвристические) и основные требования к ним.

Гносеологические функции моделей состоят том, что они позволяют вычленить из общей структурной схемы деятельности педагога и учебно-воспитательного процесса ту область, которая становится предметом исследования. К гносеологическим функциям модели относятся иллюстративная, трансляционная, объяснительная, предсказательная. Эвристические функции модели состоят в том, что она помогает исследователям выдвигать и проверять гипотезы. Одним из важнейших требований, предъявляемым к модели, является ее воспроизводимость. Оценка качества подготовки выпускника профильных педагогических классов общеобразовательной школы рассматривается учеными как сложный и многоаспектный процесс. В связи с этим мы рассматриваем в нашем исследовании следующие аспекты моделирования:

- модель личности учителя (психологический аспект);

- модель личности учителя (педагогический аспект);

- структура личности выпускника общеобразовательной школы;

- модель личности выпускника профильных педагогических классов общеобразовательной школы.

1. Модель личности учителя (психологический аспект).

Исследованиями социологов (Е.С. Кузьмин и др.) и психологов (Н.Д. Левитов, А.К. Маркова и др.) установлено, что моделирование социальных и педагогических процессов связано с определенными трудностями, которые обусловлены: 1) многофакторностью социальных явлений и процессов; 2) наличием субъективного фактора; 3) условиями, которые определяют социальные явления, обычно складывающимися из качественных признаков, трудно поддающихся качественному описанию. Установлено, что основными факторами, объективно определяющими личностные качества выпускника-специалиста высшей школы, являются: 1) реальные ситуации, в которых приходится действовать специалисту; 2) содержание трудовых функций специалиста; 3) требуемые для их выполнения знания, профессиональные умения и навыки (Ф.Н. Гоноболин, А.К.Маркова, А.В. Мудрик и др.). Творческим коллективом психологов разработана под руководством академика М.К. Тутушкиной следующая психологическая модель творческого процесса в деятельности преподавателя.

- Научно-поисковая подсистема, включающая научные знания по предмету, психологические и педагогические знания, развитое педагогическое мышление, умение научно обосновано решать педагогические задачи, педагогическое владение методиками учебно-воспитательного воздействия.

- Субъективно-эмоциональная подсистема, элементами которой являются психофизиологические компоненты и их состояние, творческое самочувствие и умение управлять психическим состоянием, процесс общения, педагогическая импровизация и интуиция, элементы актерского мастерства.

- Педагогическое мастерство, которое объединяет научно - поисковую и субъективно-эмоциональную подсистему и реализуется через педагогические и психологические технологии.

На обозначенные концептуальные идеи мы опирались при определении в процессе исследования задач и содержания начальной общепедагогической подготовки как средства формирования у старшеклассников профессионального интереса к педагогической деятельности.

А.К. Маркова в структуре личности учителя выделяет следующие компоненты: мотивацию личности (направленность личности и ее виды); свойства личности (педагогические способности, характер и его черты, психические процессы и состояния личности); интегральные характеристики личности (педагогическое самосознание, стиль, креативность как творческий потенциал), определяющие неповторимость и уникальность личности учителя.

Ведущим компонентом в обозначенной структуре является педагогическая направленность личности, которая рассматривается как мотивация на профессию учителя и главное в которой - действенная ориентация на развитие личности ученика. Устойчивая педагогическая направленность - это стремление стать, быть и оставаться учителем; она проявляется во всей его профессиональной жизнедеятельности и определяет логику поведения, весь облик человека. Выделяют гражданскую, познавательную, самообразовательную направленности.

К интегральным психологическим характеристикам личности учителя относятся: 1) профессиональное педагогическое самосознание (комплекс представлений учителя о себе как профессионале); 2) индивидуальный стиль деятельности и общения (характерное для данного учителя устойчивое сочетание задач, средств и способов педагогической деятельности и общения); 3) творчество (деятельность, порождающая нечто новое, на основе реорганизации имеющегося опыта и формирование новых комбинаций знаний, умений, продуктов); 4) творчество педагогическое (процесс, начинающийся от усвоения того, что было уже накоплено к изменению, преобразованию существующего опыта); этот путь составляет суть и динамику творчества учителя.

Таким образом, личность учителя с позиции психологии представляет собой целостное образование, логическим центром и основанием которого является мотивационная сфера, определяющая ее направленность.

2. Модель личности учителя (педагогический аспект). В современных исследованиях ученых педагогов определены (на основе всестороннего изучения личности учителя как одного из главных субъектов образовательного процесса) научные основы результативности общепедагогической подготовки выпускников высшей школы, модель личности учителя.

В качестве такой научной основы В.П. Симонов предлагает рассматривать «карту профессионально-значимых личностных качеств преподавателя» (ПЗЛК). В модели выделяются четыре основных блока: 1) психологические черты личности как индивидуальности; 2) педагог в структуре межличностных отношений; 3) профессиональные черты личности преподавателя; 4) эффективность профессиональной деятельности. Ведущим ориентиром в определении свойств выпускника пед. ВУЗа, входящих в состав его личностных качеств, является профессиографический подход (Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, А.И. Щербаков и др.). Профессиограмма представляет собой качественно - описательную модель специалиста, является гипотетической, вероятностной и вариантной. Она моделирует предвосхищаемый результат, который существует идеально, но должен быть получен по прошествии определенного срока обучения учащегося. Структура профессиограммы учителя в теоретической концепции В.А. Сластенина содержит четыре взаимосвязанных блока: 1) свойства и характеристики, определяющие профессионально - педагогическую и познавательную направленность; 2) требования к его психолого-педагогической подготовке; 3) объем и состав специальной подготовки; 4) содержание методической подготовки по специальности. Первые два раздела носят общий для педагогической профессии характер; последние - раскрываются применительно к конкретной специальности. Профессиографический подход позволяет, согласно результатам исследований ученых педагогов, с большой достоверностью выделить и обосновать наиболее существенные характеристики и требования к личности и уровню профессионально-педагогической подготовки учителя, а также конкретизировать образовательно-воспитательные задачи педВУЗов, контролировать качество подготовки учителей, обеспечивает рациональное построение учебных планов и программ, разработку критериев диагностики, профдиагностики и методики профессионального отбора молодежи в педагогические ВУЗы (Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, Л.Ф. Спирин, И.Ф. Харламов и др.).

На основе профессиографического подхода разработана Л.Ф. Спириным модель идеального учителя как воспитателя, которая содержит четыре взаимосвязанных блока: характерологические особенности личности учителя; профессионально-педагогические знания; общепедагогические навыки; общепедагогические умения.

Ведущей характерологической особенностью личности учителя (первый блок профессиограммы) является ее гражданская и профессиональная направленность. Рассматриваются интеллектуальные, нравственные, волевые, эмоциональные черты характера, выражающие гражданскую и профессиональную направленность.

Второй блок «Профессионально-педагогические знания» включает наиболее существенные общепедагогические знания.

В третьем блоке «Общепедагогические навыки» перечислены 17 групп навыков; конкретизируется формирование их на уровне бакалавра и магистра в разном объеме.

В четвертом блоке «Общепедагогические умения» - умения сгруппированы по этапам цикла педагогического управления: 1) умения этапа педагогической диагностики; 2) целеполагания; 3) умения этапа решения педагогических задач на уровне планирования учебно-воспитательного процесса; 4) умения этапа практической работы по претворению в жизнь намеченного плана; 5) умения этапа анализа выполненной педагогической работы, определения нового состояния воспитанников и постановка новых педагогических целей.

Теоретические положения В.А. Сластенина о сущности профессиограммы учителя как идеальной, гипотетической, вариативной описательной модели, обобщающей самые существенные качества личности, необходимые для осуществления профессиональной деятельности, явились основополагающими в нашем исследовании при разработке модели личности выпускника профильных педагогических классов общеобразовательной школы.

Концепция Л.Ф. Спирина о структуре профессиограммы учителя является ведущей в нашем исследовании при рассмотрении вопросов личностно значимых качеств выпускника школы - будущего студента педагогического ВУЗа.

3. Структура личности выпускника общеобразовательной школы.

Личность школьника и ее структура является предметом исследования как психологов (Л.И. Божович, А.Г. Ковалев, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн и др.), так и педагогов (B.C. Лазарев, М.М. Поташник, С.Н. Чистякова и др.). Установлено, что личность проявляется в направленности, чертах характера, особенностях воли, способностях человека (Л.И. Божович, А.Г. Ковалев, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн и др.). В исследованиях - Н.Н. Захарова, С.Н. Чистяковой, структура личности рассматривается в контексте психологических концепций Л.И. Божович, К.К. Платонова, С.Л. Рубинштейна, как взаимодействие четырех подструктур.

Первая подструктура - это направленность личности, ее социальные установки, ставшие свойствами личности и определяющие отношения человека к действительности и к самому себе. Она включает обусловленные общественной жизнью потребности, интересы, склонности, мировоззрение, убеждение, мотивы, идеалы, т.е. ценностные ориентации человека.

Вторая подструктура - индивидуально приобретенный жизненный опыт, определяющий уровень развития личности (запас знаний, навыков, умений, привычек, усвоенных в ходе обучения и воспитания человека).

Третья подструктура - индивидуальные особенности психических процессов (ощущения, восприятие, представления, память, мышление, чувства, воображение, воля, эмоции).

Четвертая подструктура - это свойства темперамента или психологические основы высшей нервной деятельности человека.

Главным в структуре личности является направленность, которая включает мировоззрение, мотивы, потребности, интересы, формирующиеся в процессе воспитания.

Основным результатом всей жизнедеятельности школ (по B.C. Лазареву, М.М. Поташнику) являются «выпускники, обладающие образованием, воспитанием, подготовкой определенного содержания, уровня и качества. Достижение этих результатов предполагает конкретный вклад школы в развитие: 1) образовательной подготовкой учащихся; 2) воспитанности; 3) психических функций; 4) креативности; 5) здоровья». При этом эффективность достижения обозначенных результатов деятельности школы немыслимо без активного участия самих школьников в этом процессе. Исследование Л.И. Мнацаканян личности и оценочных способностей старшеклассников показали, что учащиеся этого возраста наиболее высоко ценят такие качества личности как доброта, трудолюбие, отзывчивость, прямота, искренность, порядочность, справедливость, внимание к людям. Наблюдается тенденция возрастания значимости для школьников эрудиции и волевых качеств от восьмых к десятым классам; в старшем школьном возрасте - интерес к профессиям.

Знание структуры личности школьника весьма важно для того, чтобы регулировать процесс их профессионального самоопределения, контролировать этапы его развития и в связи с этим обеспечивать управление развитием профессиональной ориентации учащихся.

Исследованиями психологов установлено, что процесс профессионального самоопределения является длительным процессом, завершенность которого можно констатировать только тогда, когда у человека сформируется положительное отношение к себе как субъекту профессиональной деятельности. Изменения, происходящие в профессиональном самоопределении, рассматриваются как объективные показатели развития личности.

Неотъемлемой частью профессионального самоопределения являются профессионально важные качества - это индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения. При анализе системы профессионально важных качеств личности на первое место учебные-психологи и педагоги ставят гражданские качества: идейный, моральный облик человека, трудолюбие, интерес к предмету труда.

Успешное управление профессиональным самоопределением учащихся обеспечивается, как показало исследование С.Н. Чистяковой, на основе учета показателей, характеризующих его как процесс, ориентированный на развитие личности ученика как субъекта своей будущей профессиональной деятельности. К ним относятся: информированность учащегося, сформированность общественно значимых мотивов выбора профессии; выраженность профессиональных интересов; сформированность профессиональных намерений. На обозначенные концептуальные идеи С.Н. Чистяковой о сущности профессионального самоопределения школьников и управления этим процессом мы опирались при изучении начальной общепедагогической подготовки как средства формирования у старшеклассников профессионального интереса к педагогичной деятельности.

Таким образом, ведущими компонентами в структуре личности выпускника общеобразовательной школы являются направленность личности, мотивационная сфера.

4. Модель личности выпускника общеобразовательной школы с педагогическим уклоном.

Теоретико-методологическими основами в определении содержания модели личности выпускника профильного педагогического класса являются в нашем исследовании философские учения о личности и ее развитии, деятельности человека (А.Г. Афанасьев, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов и др.), теория формирования личности учителя (О.А. Абдуллина, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, Л.Ф. Спирин и др.), развитие и особенности учащихся старшего школьного возраста (И.С. Кон, В.А. Крутецкий и др.), концепции формирования педагогических способностей и умений (Н.В. Кузьмина, А.И. Пискунов), а также концепции В.А. Сластенина о сущности профессиографического подхода к разработке модели личности учителя и А.Ф. Спирина о структуре профессиограммы учителя.

Структура модели личности выпускника профильного педагогического класса общеобразовательной школы содержит три взаимосвязанных блока.

Первый блок - «Характерологические особенности личности выпускника» включает стержневые свойства личности, способствующие осознанному самоопределению учащихся: профессионально-педагогическая, гражданская и познавательная направленность, а также интеллектуальные, нравственные, волевые черты характера, соответствующие особенностям старшего школьного возраста.

Выделенный блок ориентирует на решение задач начальной общепедагогической подготовки в развитии личностно значимых качеств будущего учителя. Четко выраженная направленность на гражданские и педагогические идеалы создает предпосылки формирования профессионально значимых для учителя качеств.

Второй блок «Система элементарных базисных общепедагогических знаний» включает основные знания в области педагогики и профессии учителя, которые приобретаются в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов школ России, учебного плана общеобразовательной школы с педагогическим уклоном в процессе изучения обязательных педагогических дисциплин. В структуре этого блока ведущее место занимают знания основ педагогики и взаимосвязанных с нею наук: психологии, обществоведения, экономических наук и др. (элементарный уровень); современных требований к личности учителя и его профессиональной деятельности; знания личностно значимых качеств будущего учителя; содержания, форм и методов работы учителя - воспитателя; знание основных методов и форм описания и анализа некоторых педагогических фактов, явлений; знание определенных педагогических основ обучения и воспитания; основ возрастных и психологических особенностей школьников; личной и общественной гигиены.

В педагогических исследованиях О.А. Абдуллиной и Н.В. Кузьминой указывается, что в совокупности факторов, определяющих формирование познавательной направленности личности, наиболее действенными являются: усиление в учебном процессе роли теоретических обобщений, прежде всего, ведущих научных идей, решение интеллектуальных, творческих задач.

Второй блок модели направлен на реализацию образовательной, развивающей, воспитательной, координирующей, профориентационной функции начальной общепедагогической подготовки; формирование высокого уровня познавательного интереса у учащихся к педагогической деятельности и на его основе развития профессионального интереса.

Третий блок «Основные элементарные базисные общепедагогические умения и навыки» включает базисные общепедагогические умения и навыки в соответствии с основными компонентами педагогической деятельности: конструктивные, коммуникативные, проективные (по А.И. Пискунову).

Умения и навыки предполагают сознательное владение деятельностью; применение теоретических знаний на практике. В педагогических исследованиях ученых Н.Н. Захарова, С.Н. Чистяковой и др. отмечается, что для осознанного выбора профессии старшеклассниками необходимо глубокое понимание ее сущности, которое находится в непосредственной взаимосвязи с успешной практической педагогической деятельностью.

Анализ психологической (И.С. Кон, В.А. Крутецкий, А.К. Маркова и др.), педагогической литературы (О.А. Абдуллина, А.И. Пискунов, Г.И. Щукина и др.) показал, что общепедагогические знания, умения и навыки являются основой для развития профессионально - педагогической направленности учащихся, базовыми компонентами осознанного самоопределения учащихся. Ведущими свойствами личности школьника в связи с профессионально-педагогическим самоопределением является профессионально-педагогическая, гражданская и познавательная направленность.

Таким образом, профессиограмма моделирует предвосхищаемый результат, который существует идеально, должен быть получен по прошествии определенного срока обучения и воспитания учащегося в педагогическом классе. Как система определенных требований к учащемуся, он дает возможность предвидеть конкретные пути, средства, операции, критерии подготовки учащихся к основному выбору педагогической профессии; осуществлять отбор технологии и содержания начальной общепедагогической подготовки.

 

АВТОР: Мухина Т.Г.